Фондовая касса

Ведение фондовой кассы в бюджетном учреждении. Фондовая касса

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Денежные документы (маркированные конверты) подлежат балансовому учету на счете 0 201 35 000 «Денежные документы».
Учет движения маркированных конвертов осуществляется путем оформления приходных и расходных кассовых ордеров с проставлением на них записи «Фондовый».
Учет операций по счету ведется на отдельных листах Кассовой книги учреждения с проставлением на них записи «Фондовый» и в Журнале по прочим операциям на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 169 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — N 157н), маркированные конверты относятся к денежным документам и учитываются на балансовом счете 0 201 35 000 «Денежные документы».
Хранение денежных документов осуществляется в кассе учреждения ( Инструкции N 157н).
Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляются приходными кассовыми ордерами (форма 0310001) и расходными кассовыми ордерами (форма 0310002) с оформлением на них записи «Фондовый».
Маркированные конверты приходуются в кассу учреждения по номинальной стоимости на основании первичных документов поставщика либо представленного подотчетным лицом авансового отчета (с приложением к нему подтверждающих документов).
Аналитический учет по счету 0 201 35 000 следует вести в отдельных Карточках учета средств и расчетов (форма 0504051) (далее — Карточка), открываемых на каждый вид денежных документов.
Карточка открывается записями сумм остатков на начало года. Текущие записи производятся не позднее следующего дня после совершения операции. В конце месяца в Карточке подсчитываются итоги по остаткам.
При необходимости отражения количественных данных Карточка может быть дополнена учреждением соответствующими графами. Измененную форму карточки следует закрепить в учетной политике учреждения.
Важно отметить, что оформленные приходные и расходные кассовые ордера с записью «Фондовый» необходимо регистрировать в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно от приходных и расходных кассовых ордеров, которыми оформляются операции с денежными средствами. А учет операций с денежными документами следует вести на отдельных листах кассовой книги (форма 0504514) учреждения с проставлением на них записи «Фондовый» ( Инструкции N 157н). Оформление отдельных листов кассовой книги осуществляется последовательно согласно датам совершения операций.
Записи в кассовую книгу вносятся кассиром сразу же после получения или выдачи денежных документов по каждому фондовому приходному и фондовому расходному ордеру. Итоговые показатели операций за день и показатели остатка на конец дня формируются по денежным документам раздельно с денежными средствами. При этом строки «в том числе на заработную плату» и «Общий остаток денежных средств в кассе на конец дня» не заполняются.
Страницы кассовой книги с записью «Фондовый» формируются кассиром только за рабочие дни, когда есть остаток денежных документов в фондовой кассе или их движение.
Напомним, что бухгалтерский учет в учреждениях госсектора ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций ( Инструкции N 157н). Применительно к учету денежных документов это означает, что «кассовые» расходы будут сформированы в бухгалтерском учете при оплате денежных документов, а «фактические» — после их использования в установленном порядке.
Таким образом, списание с балансового учета денежных документов возможно только после того, как факт их использования будет подтвержден в установленном порядке.
Для подтверждения использования маркированных конвертов подотчетное лицо должно представить в бухгалтерию авансовый отчет с приложением к нему документов, подтверждающих произведенные расходы. Например, к отчету могут быть приложены реестр почтовых отправлений, разработанный в учреждении (на отправку простой корреспонденции), или квитанции и описи, получаемые в почтовом отделении при отправке заказной корреспонденции, а в случае порчи конверта — испорченный конверт.
Учет операций с денежными документами ведется в Журнале по прочим операциям (форма 0504071) на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира ( Инструкции N 157н).
Журнал открывается путем перенесения остатков на начало периода. В нем отражаются обороты за весь период, выводятся остатки на конец периода и формируются обороты для переноса в главную книгу (форма 0504072).
Журнал подписывается главным бухгалтером учреждения или его заместителем и исполнителем, составившим его.
В заключение отметим, что на протяжении последних лет порядок ведения учета денежных документов, в том числе маркированных конвертов, не менялся.
Согласно п. 6 Инструкции 157н методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, а также иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета, утверждаются актами субъекта учета при формировании учетной политики.
Таким образом, детальный порядок отражения в учете операций с денежными документами следует закрепить в учетной политике учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Очень часто у бухгалтера могут возникать вопросы о порядке ведения кассовой книги, а именно отражение в ней операций по денежным документам. В данном случае, с одной стороны требования приказа Министерства финансов России «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти» от 01.12.2010 года за № 157н и приказ Министерства финансов России «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета» от 15.12.2012 года за № 173н, а с другой стороны неудобно, так как за один день могут быть операции не только с наличными деньгами, но и с денежными документами. Тем самым переходящего остатка с листа на лист может и не быть. В таком случае не будет и соответствия номеров с листа на лист. Очень часто бухгалтера ведут сразу две кассовые книги, для налички и фондовую книгу.

Еще в 2009 году Министерство финансов России в своем приказе за №148н от 30.12.2008 года «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» высказало свое требование по поводу отражения операций с денежными документами в кассовой книге. Опираясь на данный приказ контролирующие органы, утверждают, что нельзя вести отдельную книгу по фондовой кассе. 1 января 2012 года Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории России вступило в силу. А Положение №373-П наоборот отменило единую норму о единой кассовой книге. А значит, бухгалтер имеет полное право вести отдельную кассовую книгу по фондовой кассе.

Основное направление расходования денежных документов считается . Все требования для расчетов с подотчетными лицами немного отличаются и в частности зависят от того, как происходит процесс расчета, наличными деньгами или денежными документами. Сравнительный анализ требований выглядит следующим образом:

Операции по выдаче денежных средств, при наличии распоряжения руководителя и , а денежные документы на соответствующие цели;

Операции по увеличению дебиторской задолженности, денежные средства только при отсутствии задолженности по денежным средствам, при этом денежные документы не оговариваются;

Денежные средства и денежные документы только на основании авансового отчета с обязательным приложением подтверждающих документов.

Теперь вести бух.учет в 1С Бухгалтерии 8.2 проще простого, достаточно подписаться на покупку партнерского курса http://buhkurs82.v1c.info/

Теперь понятно, что если в учреждении сотруднику выдаются в подотчёт денежные средства и денежные документы, то обязательно осуществлять раздельный учет расчетов.

Типичная ошибка при учете денежных документов считается одномоментное списание абсолютно всех приобретенных денежных документов и при выдаче их сотруднику на ответственное хранение. В данном случае может возникнуть вопрос, а как обосновать такое действие?

Для этого необходимо приложить все документы, подтверждающие данный факт к авансовому отчету о расходовании денежных документов. Это может быть реестр корреспонденции при использовании конвертов или отмеченные корешки путевок при наличии путевки в санаторий.

Конверты — денежные документы?

Исходя из анализа норм пункта 107 Инструкции по бюджетному учету, которая утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 148н, маркированные конверты следует учесть в составе денежных документов (хотя прямо в указанном нормативном акте поименованы только марки). Следовательно, конверты с наклеенными на них марками должны находиться только в кассе учреждения.

Особенности кассовых операций

Любое перемещение маркированных конвертов отражают в Кассовой книге учреждения (ф. 0504514). Основанием для внесения в нее записей служат кассовые ордера: приходные фондовые (ф. 0310001) используют при поступлении конвертов в кассу и расходные фондовые (ф. 0310002) — при выдаче их из кассы. Регистрируют их в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций с прочими денежными средствами.

Приобретенные маркированные конверты принимает под отчет кассир (в том числе на основании накладной, полученной из учреждений связи).

Учет операций с денежными документами ведут на отдельных листах Кассовой книги (обособленно от операций с наличными). Однако единая сквозная и последовательная нумерация листов сохраняется.

Заметим, что в соответствии с письмом ЦБ РФ от 28 августа 2007 г. № 29-1-1-10/3669 требуются ежедневное выведение кассиром учреждения в Кассовой книге остатка наличных денег в кассе и представление в бухгалтерию отчета кассира. О денежных документах в письме Банка России ничего не сказано. Поэтому можно предположить, что в случае отсутствия движения денежных документов остаток по ним ежедневно выводить кассиру учреждения необязательно. Контроль за правильным ведением Кассовой книги возлагается на главного бухгалтера учреждения.

Выдача денежных документов

Кассир передает маркированные конверты для использования материально ответственным лицам, на которых возложены обязанности по оформлению, выдаче и использованию конвертов под отчет.

Кроме кассовых документов при этом оформляют накладную или регистрируют операции в Журнале выдачи под отчет денежных документов. В нем должны быть отражены следующие данные:

  • дата выдачи денежных документов;
  • фамилия, имя, отчество лица, которому они выдаются;
  • количество выданных маркированных конвертов;
  • стоимость выданных денежных документов;
  • подпись в получении.

Основания для списания конвертов

Маркированные конверты обычно выдают на срок не более месяца (конкретный срок устанавливается в учетной политике учреждения) на основании служебной записки, сформированной на имя руководителя учреждения. В записке указывают необходимое количество маркированных конвертов, а также информацию о задолженности по маркированным конвертам, выданным ранее.

По истечении установленного срока подотчетное лицо заполняет Авансовый отчет (ф. 0504049), в котором расписывает данные о выданных маркированных конвертах в количественном и стоимостном выражении.

Расходы по денежным документам бухгалтер признает только после документального подтверждения их отправки почтой.

Аналитический учет

Отметим, что аналитический учет ведут по видам маркированных конвертов и их стоимости в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). При этом операции по движению маркированных конвертов отражают в Журнале по прочим операциям.

Бухгалтерские записи

Расходы, связанные с покупкой маркированных конвертов, отражают по подстатье 221 «Услуги связи» (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н). Сами конверты учитывают на счете 201 35 000 «Денежные документы».

Операции с маркированными конвертами отражают следующими записями:

Дебет Кредит
Перечислена предварительная оплата за маркированные конверты (Заявка на кассовый расход) 206.21 560 «Расчеты по авансам по услугам связи» 201.11 18.01
610
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
Маркированные конверты оприходованы в кассу учреждения (ПКО фондовый) 201.35 510
«Денежные документы»
302.21 730
«Расчеты по услугам связи»
Зачтена предварительная оплата при принятии к учету маркированных конвертов (автоматический зачет аванса) 302.21 830
«Расчеты по услугам связи»
206.21 660
«Расчеты по авансам по услугам связи»
Маркированные конверты выданы подотчетному лицу (РКО фондовый) 208.21 560 201.35 610
«Денежные документы»
Списана стоимость израсходованных маркированных конвертов (аванс подотчетному лицу) 109.71 221 «Накладные расходы» 208.21 660
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»
Возврат неиспользованных маркированных конвертов (ПКО фондовый) 201.35 510 «Денежные документы» 208.21 660
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»

Отразим данные операции в программе 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 :

1. Перечислена предварительная оплата за маркированные конверты. Операция «Авансы поставщикам», получатель платежа — ФГУП Почта России. Приобретаем маркированные конверты на сумму 2000 руб.

2. Маркированные конверты оприходованы в кассу учреждения. Документ — приходный кассовый ордер. Операция — приобретение денежных документов.

3. Маркированные конверты выданы подотчетному лицу. Документ — Расходный кассовый ордер. Операция — выдача д/д из кассы под отчет.

В результате проведения документа получим следующие проводки:

4. Списана стоимость израсходованных маркированных конвертов. Документы — Аванс подотчетному лицу, закладка Авансовый отчет, операция бухгалтерская.

5. Возврат неиспользованных маркированных конвертов. Документ — Приходный кассовый ордер, операция — Возврат д/д от подотчетного лица.

Стукачева Виктория,

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

Как показывает практика, учет маркированных конвертов вызывает массу вопросов. К сожалению, новые правила бюджетного учета уточнений по этому поводу не внесли. Но, опираясь на положения нормативно-правовых актов, верное решение найти можно. В этом поможет наш материал.

Конверты — денежные документы?

Исходя из анализа норм пункта 107 Инструкции по бюджетному учету, которая утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 148н, маркированные конверты следует учесть в составе денежных документов (хотя прямо в указанном нормативном акте поименованы только марки). Следовательно, конверты с наклеенными на них марками должны находиться только в кассе учреждения.

Особенности кассовых операций

Любое перемещение маркированных конвертов отражают в Кассовой книге учреждения (ф. 0504514). Основанием для внесения в нее записей служат кассовые ордера: приходные (ф. 0310001) используют при поступлении конвертов в кассу и расходные (ф. 0310002) — при выдаче их из кассы. На кассовых ордерах проставляют отметку «Фондовый» и регистрируют их в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций с прочими денежными средствами.

Приобретенные маркированные конверты принимает под отчет кассир (в том числе на основании накладной, полученной из учреждений связи).

Учет операций с денежными документами ведут на отдель-ных листах Кассовой книги (обособленно от операций с наличными). Однако единая сквозная и последовательная нумерация листов сохраняется.

Заметим, что в соответствии с письмом ЦБ РФ от 28 августа 2007 г. № 29-1-1-10/3669 требуются ежедневное выведение кассиром учреждения в Кассовой книге остатка наличных денег в кассе и представление в бухгалтерию отчета кассира. О денежных документах в письме Банка России ничего не сказано. Поэтому можно предположить, что в случае отсутствия движения денежных документов остаток по ним ежедневно выводить кассиру учреждения необязательно.

Контроль за правильным ведением Кассовой книги возлагается на главного бухгалтера учреждения.

Помните о нюансах переходного периода

Отметим, что порядок учета денежных документов, действующий сейчас, существенно отличается от того, который применялся до вступления в силу Инструкции № 148н. В част-ности, теперь предусмотрено, что учет денежных документов ведется совместно с другими денежными средствами и валютой в единой Кассовой книге учреждения (п. 3 приложения № 2 Инструкции № 148н).

Обратите внимание: Инструкция № 148н вступила в силу 17 марта 2009 года, но ее действие распространяется на операции, отраженные в бюджетном учете, с 1 января 2009 года.
Поэтому Методическими указаниями по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету (направлены письмом Минфина России от 10 апреля 2009 г. № 02-06-07/1505) установлены следующие правила.

Во-первых, недопустимо переоформление и исправление уже сформированных с начала года первичных документов. Во-вторых, при ведении единой Кассовой книги ее листы, сформированные до применения положений Инструкции № 148н, не переоформляют.

Иными словами, заполненные с января текущего года листы «фондовой» Кассовой книги, подписанные, прошнурованные и пронумерованные, должны храниться параллельно с основной единой Кассовой книгой. А отдельные листы единой Кассовой книги, отражающие движение денежных документов, формируют с отметкой-штампом «Фондовый» начиная с момента перехода учреждения на новые правила учета (например, с 1 июня этого года).

Хранение денежных документов…

…в бюджетном учреждении организует кассир. Маркированные конверты содержат в местах (помещениях, сейфах), отвечающих требованиям их сохранности. Кассир как ответственное лицо обеспечивает надлежащий учет их поступления и выдачи.

Выдача денежных документов

Кассир передает маркированные конверты для использования материально ответственным лицам, на которых возложены обязанности по оформлению, выдаче и использованию конвертов под отчет.

Список названных работников определяет руководитель учреждения.

Кроме кассовых документов при этом оформляют накладную или регистрируют операции в Журнале выдачи под отчет денежных документов. В нем должны быть отражены следую-щие данные:

Дата выдачи денежных документов;

Фамилия, имя, отчество лица, которому они выдаются;

Количество выданных маркированных конвертов;

Стоимость выданных денежных документов;

Подпись в получении.

Основания для списания конвертов

Маркированные конверты обычно выдают на срок не более месяца (конкретный срок устанавливается в учетной политике учреждения) на основании служебной записки, сформированной на имя руководителя учреждения. В записке указывают необходимое количество маркированных конвертов, а также информацию о задолженности по маркированным конвертам, выданным ранее.

По истечении установленного срока подотчетное лицо заполняет Авансовый отчет (ф. 0504049), в котором расписывает данные о выданных маркированных конвертах в количественном и стоимостном выражении.

Расходы по денежным документам бухгалтер признает только после документального подтверждения их отправки почтой. Свидетельствовать об этом может заполненный Реестр отправленных маркированных конвертов, подписанный подотчетным лицом. Форма документа нормативно не утверждена, поэтому учреждению следует разработать ее самостоятельно и зафиксировать этот факт в учетной политике.

Например, реестр может выглядеть так:

Реестр прикладывается к авансовому отчету, составленному работником, и сдается в бухгалтерию.
Подотчетное лицо может испортить бланк маркированного конверта. Разъяснений по списанию испорченных бланков денежных документов пока нет. Поэтому рекомендуем списывать их с применением Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) либо самостоятельно разработать аналогичную форму, закрепив ее в учетной политике учреждения. Списанные таким образом маркированные конверты уничтожаются (сжигание, дробление на части с использованием, например, шредера).

Аналитический учет

Отметим, что аналитический учет ведут по видам маркированных конвертов и их стоимости в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). При этом операции по движению маркированных конвертов отражают в Журнале по прочим операциям.

Бухгалтерские записи

Расходы, связанные с покупкой маркированных конвертов, отражают по подстатье 221 «Услуги связи» (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н). Сами конверты учитывают на счете 201 05 000 «Денежные документы».
Операции с маркированными конвертами отражают сле-дую-щими записями:

Дебет

Кредит

Оплачена безналичным расчетом стоимость маркированных конвертов до поставки (в рамках бюджетной деятельности)*

304 05 221 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате услуг связи»

Оплачена безналичным расчетом стоимость маркированных конвертов до поставки (в рамках приносящей доход деятельности)*

«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи»

«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

Поступили в кассу учреждения маркированные конверты по накладной

«Поступления денежных документов»

«Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»

В казенном учреждении ведется фондовая касса. Согласно учетной политике учреждения в кассе как денежные документы учитываются марки и маркировочные конверты с литерой «А». В январе 2018 года следует отправить переписку с контрагентами, но по весу получается бандероль.
Можно ли в кассе фондовой учитывать расходы на бандероль?

13 февраля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на отправку корреспонденции бандеролью отражаются с применением счета 302 21 «Расчеты по услугам связи» или 208 21 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи» в зависимости от способа расчета с контрагентом.

Обоснование вывода:
Согласно п. 169 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), на счете 201 35 «Денежные документы» подлежат учету различные денежные документы, в том числе почтовые марки, конверты с марками, марки государственной пошлины и т.п.
Почтовые марки являются государственными знаками почтовой оплаты и подтверждают оплату услуг почтовой связи (ст.ст. 2, 29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи», далее — Закон N 176-ФЗ). Соответственно, стоимость денежного документа, отраженная в учете учреждения, по сути, является эквивалентом стоимости нефинансовых активов (работ, услуг), которые могут быть получены (приняты) казенным учреждением. При этом, расходные обязательства субъект учета принимает еще перед использованием денежных документов: кассовые расходы формируются в учете при оплате денежных документов, а фактические — после их использования в установленном порядке.
Вместе с тем отправка бандероли является услугой почтовой связи, оказываемой на договорной основе (ст. 16 Закона N 176-ФЗ). По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
В рассматриваемой ситуации фактически осуществляется оплата почтовых расходов за отправку бандероли, а не ее приобретение. Обязательства учреждения по оказанным услугам связи в рамках договорных отношений следует отражать с использованием счета 302 21 «Расчеты по услугам связи» (п. 254 Инструкции N 157н, п. 101 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н)). Соответственно, в случае, если казенным учреждением был заключен договор на услуги почтовой связи, в который входили и услуги по отправке бандеролей, учреждению следует использовать счет 302 21 «Расчеты по услугам связи». Согласно п. 102 Инструкции N 162н, в бюджетном учете казенного учреждения данная ситуация может быть оформлена следующими корреспонденциями счетов:
Дебет КРБ 1 401 20 221 (КРБ 1 109 ХХ 221)*(1) Кредит КРБ 1 302 21 730
— начислены расходы за отправку бандероли;
Дебет КРБ 1 302 21 830 Кредит КРБ 1 304 05 221
— с лицевого счета оплачены расходы на отправку бандероли.
В случае, если учреждение планирует оплачивать расходы на отправку бандероли через подотчетное лицо, хозяйственные операции следует отражать с применением счета 208 21 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи» (п. 84 Инструкции N 162н):
Дебет КРБ 1 208 21 560 Кредит КИФ 1 201 34 610 (Увеличение забалансового счета 18, КВР 244, 221 КОСГУ) (КРБ 1 304 05 221)
— денежные средства выданы из кассы подотчетному лицу на оплату бандероли;
Дебет КРБ 1 401 20 221 (КРБ 1 109 ХХ 221) Кредит КРБ 1 208 21 660
— на основании Авансового отчета (ф. 0504505) приняты к учету расходы за отправку бандероли.
Таким образом, расходы на отправку корреспонденции бандеролью в казенном учреждении следует отражать с применением счетов 302 21 «Расчеты по услугам связи» или 208 21 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

25 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Порядок отражения в учете денежных документов

Источник: электронная система «Госфинансы»

Особенности ведения фондовой кассовой книги

У бухгалтеров часто возникают вопросы о порядке ведения Кассовой книги (ф. 0504514) в части отражения в ней операций с денежными документами. С одной стороны, согласно требованиям приказа Минфина России от 01.12.2010г. № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н), приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» листы кассовой книги с отметкой «Фондовый» должны идти вместе с листами, отражающими движение наличных денежных средств, со сквозной нумерацией. С другой стороны, это не слишком удобно: если за один день есть операции и с наличными деньгами, и с денежными документами, то может не быть переходящего остатка с листа на лист. Также не будет соответствия номеров ордеров с листа на лист. Поэтому нередко бухгалтеры ведут две различные кассовые книги – наличную и фондовую.

В 2009 г. в приказе Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» было требование об отражении операций с денежными документами в кассовой книге. На основании этого, а также, ссылаясь на п. 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 («каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу») контролирующие органы утверждали, что по фондовой кассе нельзя вести отдельную книгу. В настоящее время Порядок № 40 утратил силу, с 01.01.2012 вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П.

Положение № 373-П отменило норму о единой кассовой книге. Это значит, что теперь бухгалтер может вести отдельную кассовую книгу по фондовой кассе (данное правило утверждается в учетной политике учреждения).

Особенности расчетов с подотчетными лицами с применением денежных документов

Основным направлением расходования денежных документов является их выдача в подотчет. Требования к расчетам с подотчетными лицами, установленные пп. 213, 214, 216 Инструкции № 157н, несколько отличаются в зависимости от того, осуществляются расчеты наличными денежными средствами или с применением денежных документов. Сравнительный анализ требований представлен в следующей таблице:

Пункт Инструкции № 157н

Операция

Денежные средства

Денежные документы

Выдача

По распоряжению руководителя на основании заявления сотрудника, на определенный срок и цели

На соответствующие цели (заявление, распоряжение и срок не упомянуты)

Увеличение дебиторской задолженности

Только при отсутствии задолженности по денежным средствам (наличие задолженности по денежным документам не оговаривается, т. е. денежные средства могут быть выданы в подотчет при наличии задолженности по денежным документам)

Не оговаривается (т. е. денежные документы могут быть выданы в подотчет при наличии задолженности как по денежным средствам, так и по денежным документам)

Уменьшение дебиторской задолженности

На основании авансового отчета с приложением подтверждающих документов

Как видно из табл. 2, если в учреждении одним и тем же сотрудникам выдаются в подотчет как денежные средства, так и денежные документы, особенно если это происходит по одним и тем же статьям (подстатьям) КОСГУ, важно вести раздельный учет расчетов.

Действующая Инструкция № 157н и инструкции по применению планов счетов не содержат соответствующих учетных механизмов разделения счета 208 00 на расчеты за счет денежных средств и за счет денежных документов. Такое разделение можно предусмотреть в рамках учетной политики, например, с помощью добавления к счету 208 00 дополнительных аналитических кодов.

Корреспонденция счетов для отражения операций с денежными документами

Для денежных документов в соответствии с их спецификой предусмотрен менее широкий набор возможных хозяйственных операций, чем для наличных денег (бухгалтерские записи не отличаются для казенных и бюджетных учреждений и не зависят от источника финансового обеспечения):

№ п/п

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Поступление денежных документов

Поступление от поставщика услуг или товаров

0* 201 35 510

0 302 00 730

Приобретение денежных документов через подотчетное лицо:

— выдача наличных денег в подотчет на приобретение денежных документов;

0 208 00 560

0 201 34 610

— предоставление авансового отчета о расходовании наличных денежных средств с приложением приходного кассового ордера с отметкой «Фондовый»

0 201 35 510

0 208 00 660

Безвозмездное получение от государственных (муниципальных) учреждений

0 201 35 510

0 304 04 510

0 401 10 151

0 401 10 180

Возврат от подотчетного лица денежных документов, ранее выданных в подотчет

0 201 35 510

0 208 00 660

Выявление излишков при инвентаризации

0 201 35 510

0 401 10 180

Возмещение недостачи денежных документов в натуральной форме

0 201 35 510

0 209 82 660

Выбытие денежных документов

Выдача в подотчет

0 208 00 560

0 201 35 610

Передача безвозмездно государственным (муниципальным) учреждениям

0 304 04 510

0 401 20 251

0 401 20 241

0 201 35 610

Списание недостачи

0 209 82 560

0 201 35 610

Списание на чрезвычайные расходы

0 401 10 172

0 401 20 273

0 201 35 610

* Здесь и далее вместо 0 следует указать соответствующий код вида финансового обеспечения (деятельности).

Типичной ошибкой в учете денежных документов является одномоментное списание всех приобретенных денежных документов при их выдаче ответственному сотруднику (по аналогии со списанием материальных запасов при выдаче в эксплуатацию, что допускается Инструкцией № 157н). В этом случае возникает вопрос о том, как обосновать такое списание. Например, каким образом бухгалтер сможет оправдать разовое списание 1000 конвертов, когда согласно журналу исходящей корреспонденции за месяц отправлено только 100 писем.

К авансовому отчету о расходовании денежных документов необходимо приложить соответствующие подтверждающие документы, например:

  • при расходовании марок и конвертов – реестр корреспонденции, а в случае порчи – непосредственно испорченные конверты;
  • при расходовании путевок в санатории (дома отдыха) – отмеченные корешки путевок;
  • при пополнении счета сотовой связи (доступа к Интернету) с помощью карт оплаты – расшифровку операций по счету, подтвержденную поставщиком услуг.

Карты оплаты, например, за сотовую связь, нередко продаются дороже номинала, т. е. за карту номиналом 150 руб. приходится платить 160 руб. В этом случае следует правильно отразить операцию по статьям КОСГУ, ведь на самом деле услуги связи приобретаются только на сумму 150 руб., а 10 руб. – это прочие услуги. В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

  • в части номинала карты оплаты услуг сотовой связи

Дебет 0 201 35 510

Кредит 0 208 21 660

  • в части наценки к номиналу

Дебет 0 401 20 226

Кредит 0 208 26 660

Всегда ли следует отражать денежные документы в учете

На первый взгляд, вопрос кажется несколько странным. Однако на практике нередко встречается ситуация, когда, получив в подотчет наличные деньги, сотрудник приобретает денежные документы и тут же их расходует, например, приобретает на почте марки и наклеивает их на бандероль или приобретает карту оплаты сотовой связи и сразу же ее активирует. Формально здесь имеют место операции с денежными документами, но оснований для отражения их оборотами по фондовой кассе нет, т. к. через кассира они не проходят.

Основания для отражения денежных документов по фондовой кассе имеются в следующих случаях:

  • когда денежные документы приобретаются по безналичному расчету;
  • когда денежные документы приобретает за наличные деньги один сотрудник, а расходует другой;
  • когда приобретенные денежные документы выдаются сотрудникам по частям, а невыданный остаток хранится в кассе.

Если подотчетное лицо приобретает денежные документы и сразу же их расходует, то в общем случае к авансовому отчету должны быть приложены как документы, подтверждающие приобретение денежных документов, так и документы, подтверждающие их расходование.

В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):

    • журнал операций по счету «Касса»;
    • журнал операций с безналичными денежными средствами;
    • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
    • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
    • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
    • журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
    • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
    • журнал по прочим операциям.

В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.

Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).

В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).

В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.

Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.