Форматный и логический контроль информации

поезд документ станция информационный

Эффективность функционирования автоматизированных систем зависит от степени достоверности входной информации. Искажение информации возможно на этапах ее регистрации, передачи и обработки. Значительная доля ошибок вносится оператором при регистрации информации, процесс заполнения первичных документов. При передаче данных в ЭВМ по каналам связи искажение информации – в результате сбоев и отказов отдельных устройств ЭВМ.

Для повышения уровня достоверности информации разработаны разнообразные методы контроля данных, позволяющие обнаруживать ошибки, возникающие на всех этапах продвижения информации от места ее возникновения до места обработки. Поскольку больше всего ошибок допускается при подготовке информации, рассмотрим методы ее контроля на данном этапе.

Контроль информации при подготовке первичных документов включает различные виды ее проверок, часть из которых выполняется непосредственно в процессе подготовки документов на ЭВМ в системе АРМ, другая часть проверок:

  • Центральной ЭВМ при вводе сообщения различают форматный логический контроль.

При форматном контроле:

  • Определяются показатели сообщения, и сравнивается с необходимым их количеством;

  • Проверяется наличие алфавитного символа, там, где должен стоять цифровой символ, наоборот.

При логическом контроле:

  • Проверяется значение каждого показателя сообщения области допускаемых значений, которая содержится в НСИ;

  • Делается проверка на взаимное логическое соответствие отдельных показателей друг другу внутри каждой фразы введенного сообщения введенного сообщения и между различными фразами (межфазный контроль);

  • Выявляется наличие ошибок в наиболее важных показателях сообщения, и между таких как, номера единиц подвижного состава, станций, грузов с помощью расчета контрольных знаков;

Форматный и логический контроли выполняются для служебной и информационных фраз сообщения. При выявлении ошибок абоненту, пославшему сообщение 497, которое содержит код ошибки и показатели, где допущены ошибки. Абонент должен исправить ошибки или повторно ввести сообщение.

Код ошибки

Тип ошибки

Пояснения

1. Ошибки форматного характера

1.1 Контроль правильности оформления сообщения 02 в целом

Несуществующий код сообщения

Искажен код сообщения

Сообщение без признака начала или конца

Нет признака начала сообщения — (: или конца — 🙂

1.2. Форматный контроль служебной фразы

Недопускаемое количество показателей во фразе

Количество показателей в служебной фразе должно находиться в пределах 11-17

Ошибка формата показателя

Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ

1.3. Форматный контроль информационной фразы

Недопускаемое количество показателей во фразе

Количество показателей в информационной фразе должно находиться в пределах 3-15

Ошибка формата показателя

Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ

2. Ошибка логического характера

2.1. Логический контроль служебной фразы

Номер поезда должен соответствовать заданным в НСИ пределам

Номер сквозного грузового поезда должен находиться в пределах 2001-2998

Код станции формирования должен соответствовать заданным в НСИ пределам

Код станции формирования должен находиться в пределах 01002-99992

Признак списывания состава должен соответствовать заданным в НСИ пределам

Признак списывания должен быть равен 1 или 2

Дата и время о маршруте должен соответствовать заданным в НСИ пределам

Число должно находиться в пределах 01-31, месяц – 01-12, час – 00-23

Код отметки о маршруте должен соответствовать заданным в НСИ пределам

Код должен находиться в пределах 0-4

2.2. Логический контроль информационной фразы

При ненулевом весе груза должны быть сведения о станции назначения вагона

Анализируются показатели 4 и 5 информационного блока

При ненулевом весе груза должны быть сведения о коде грузополучателя

Анализируются показатели 4 и 6 информационного блока

Вес груза должен быть не больше грузоподъемности вагона

Значение показателя 4 сравнивается с данными НСИ

Недопустимое значение контрольного знака в номере вагона

Контрольный 8-ой знак должен быть равен знаку, рассчитанному по модулю 10 на основании первых семи знаков номера вагона

Недопустимое значение контрольного знака в коде станции

Пятый знак в коде ЕСР станции назначения вагона должен быть равен знаку, рассчитанному по модулю 11 на основании первых четырех знаков кода

2.3. Логический межфазный контроль

Неверно оформлена группа вагонов, следующая по одной накладной, или СЦЕП

Отметка о группе вагонов, следующих по одной накладной, СЦЕПе должна присутствовать, как минимум, у двух вагонов

Неверно оформлена группа вагонов, следующая по одной накладной, или СЦЕП

В группе вагонов, оформленных по одной накладной, ненулевой вес груза должен быть проставлен у каждого вагона

Нарушена порядковая нумерация информационных фраз

Пояснения не требуются

Значения показателей в служебной фразе не соответствуют значениям показателей информационных фраз

Значения особых отметок в служебной фразе не соответствуют значениям аналогичных особых отметок в информационных фразах

Одинаковые инвентарные номера вагонов

Пояснения не требуются

Типы допускаемых ошибок при подготовке сообщений:

1. Ошибки форматного характера

1.1 Контроль правильности оформления сообщения 02 в целом

01 Несуществующий код сообщения: искажен код номера сообщения

99 40345621 201 060 63481 25417 1556 3 0 3 0 00/00 00000 022 00000

01 40345621 201 060 63481 25417 1556 3 0 3 0 00/00 00000 022 00000

13 Сообщение без признака начала или конца: нет признака начала сообщения (: или конца сообщения 🙂

___ 02 63207 2002 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

(: 02 63207 2002 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

1.2 Форматный контроль служебной фразы

02 Недопустимое количество показателей во фразе: количество показателей в служебной фразе должно находиться в пределах 11-18

20 6423129334 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 000000 022 00000

20 64231293 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 000000 022 00000

17 Ошибка формата показателя: неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ

09 91526319А 201 080 65842 08109 1518 0 0 0 0 000/00 000000 033 00000

09 91526319 201 080 65842 08109 1518 0 0 0 0 000/00 000000 033 00000

1.3 Форматный контроль информационной фразы

02 Недопустимое количество показателей во фразе: количество показателей в служебной фразе должно находиться в пределах 3-15

16 57342511 201 0600 65992 48111 1685 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

16 57342511 201 060 65992 48111 1685 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

17 Ошибка формата показателя: неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ

07 96751128 201 00800 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 000000 034 00000

07 96751128 201 080 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 000000 034 00000

2. Ошибки логического характера

2.1 Логический контроль служебной фразы

16 Номер поезда должен соответствовать заданным в НСИ пределам: номер сквозного грузового поезда должен находиться в пределах 2001-2998

(: 02 63207 2000 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

(: 02 63207 2001 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

16 Код станции формирования должен соответствовать заданным в НСИ пределам: код станции формирования должен находиться в пределах 01002-99992

10 91532137 201 080 65842 00009 1518 0 0 0 0 00/00 000000 033 00000

10 91532137 201 080 65842 08109 1518 0 0 0 0 00/00 000000 033 00000

16 Признак списывания состава должен соответствовать заданным в НСИ пределам: признак списывания должен быть равен 1 или 2

(: 02 63207 2001 6320 74 6573 0 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

(: 02 63207 2001 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

16 Дата и время должны соответствовать заданным в НСИ пределам: число должно находиться в пределах 01-31, месяц – 01-12, часы – 00-23, минуты – 00-59

(: 02 63207 2001 6320 74 6573 1 00 00 00 00 025 1994 0 0000 0 0

(: 02 63207 2001 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

16 Код отметки о маршруте должен соответствовать заданным в НСИ пределам: код должен находиться в пределах 0-4

(: 02 63207 2001 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 5

(: 02 63207 2001 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0

2.2 Логический контроль информационной фразы

07 При ненулевом весе груза должны быть сведения о станции назначения вагонов: анализируются показатели 4 и 5 информационного блока

18 62183298 201 070 ____ 14114 3005 0 0 0 0 00/00 000000 022 00000

18 62183298 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 000000 022 00000

07 При ненулевом весе груза должны быть сведения о коде грузополучателя: анализируются показатели 4 и 6 информационного блока

13 57312173 201 060 65992 48111 ___ 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

13 57312173 201 060 65992 48111 1685 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

08 Масса груза должен быть не больше грузоподъемности вагона: значение показателя 4 сравнивается с данными НСИ

16 57342511 201 560 65992 48111 1685 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

16 57342511 201 060 65992 48111 1685 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

33 Недопустимое значение контрольного знака в номере вагона: контрольный 8-й знак должен быть равен знаку, рассчитанному по модулю 10 на основании первых семи знаков номера вагона

01 40345620 201 060 63481 25417 1556 3 0 3 0 00/00 000000 022 00000

01 40345621 201 060 63481 25417 1556 3 0 3 0 00/00 000000 022 00000

2.3 Логический межфразный контроль

04 Неверно оформлена группа вагонов, следующая по одной накладной, или СЦЕП: отметка о группе вагонов, следующих по одной накладной, СЦЕП должна присутствовать, как минимум у двух вагонов

01 40345621 201 060 63481 25417 1556 8 0 3 0 00/00 00000 022 00000

02 40346736 201 060 63481 25417 1556 4 0 3 0 00/00 00000 022 00000

03 96713169 201 080 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 00000 034 00000

04 96722277 201 080 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 00000 034 00000

05 96731286 201 080 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 00000 034 00000

01 40345621 201 060 63481 25417 1556 3 0 3 0 00/00 00000 022 00000

02 40346736 201 060 63481 25417 1556 3 0 3 0 00/00 00000 022 00000

03 96713169 201 080 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 00000 034 00000

04 96722277 201 080 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 00000 034 00000

05 96731286 201 080 65005 50102 2223 0 0 0 4 00/00 00000 034 00000

04 Неверно оформлена группа вагонов, следующая по одной накладной: в группе вагонов, оформленных по одной накладной, не нулевой вес груза должен быть проставлен у каждого вагона

15 57331225 201 000 65992 48111 1685 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

16 57342511 201 000 65992 48111 1685 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

17 61181194 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

18 62183298 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

19 63212294 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

15 57331225 201 060 65992 48111 1685 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

16 57342511 201 060 65992 48111 1685 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

17 61181194 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

18 62183298 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

19 63212294 201 070 81030 14114 3005 0 0 0 0 00/00 00000 022 00000

05 Нарушена порядковая нумерация информационных фраз

57331225 15 201 060 65992 48111 1685 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

15 57331225 201 060 65992 48111 1685 0 6 0 0 00/00 000000 022 00000

09 Значения показателей в служебной фразе не соответствуют значениям показателей информационных фраз: значения особых отметок в служебной фразе не соответствует значениям аналогичных особых отметок в информационных фразах

(: 02 63207 2002 6320 74 6573 1 30 09 14 00 025 1994 0 0000 0 0