Функции казначея

Общее описание

Казначей — сотрудник, ответственный за планирование и осуществление различных видов финансовой и инвестиционной деятельности компании (см.

Если проследить карьеру успешных представителей этой профессии, то можно отметить, что многие из них начинали со стартовых позиций не только в казначействе. Самые востребованные кандидаты в этой области, как правило, приобретали опыт в ключевых отделах банка: в бухгалтерии, в аналитическом, финансовом, кредитном департаментах. Такие специалисты очень хорошо знакомы с работой банковской системы, что позволяет им добиваться высоких результатов на позиции казначея и успешно строить свою дальнейшую карьеру.

Образование

Большинство кандидатов, претендующих на позицию казначея, имеют экономическое или финансово-экономическое образование. Но работа казначея требует системного мышления, поэтому специалисты, обладающие двумя высшими образованиями, одно из которых техническое, а второе экономическое, наиболее востребованы работодателями. Традиционно высоко котируются обладатели дипломов старейших московских вузов (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО), и в то же время ценятся выпускники МГТУ им. Н. Э. Баумана, МАИ, МФТИ, МИФИ, то есть молодые специалисты с хорошей технической подготовкой.

Помимо высшей школы существуют также курсы повышения квалификации, которые можно пройти, к примеру, в ГУ-ВШЭ — Институт профессиональной переподготовки специалистов «Финансовый менеджмент».

Смежные карьеры

Как правило, в казначеи приходят соискатели с начальных позиций в трейдинге, а также специалисты, имеющие опыт работы в финансово-бухгалтерской или банковской сферах, и кандидаты, занимающиеся аналитической деятельностью.

Функциональные обязанности

Основными функциональными обязанностями казначея являются:

  • управление и контроль денежных потоков компании;
  • организация работы отдела казначейства;
  • планирование движения денежных средств (ДДС), контроль ликвидности проектов компании;
  • ведение всей документации по финансированию проектов компании;
  • составление платежного календаря, контроль исполнения БДДС (бюджета движения денежных средств);
  • долгосрочное/краткосрочное прогнозирование ДДС (Cash Flow);
  • ежедневный/еженедельный отчет о ДДС (Cash Flow);
  • регулирование финансовых потоков, управление банковскими счетами компании;
  • контроль и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • контроль осуществления платежей;
  • определение потребности в заемных средствах и их структуры;
  • мониторинг рынков финансовых и кредитных услуг, установление и поддержание отношений с кредитными учреждениями, управление кредитным портфелем компании.

Навыки

Среди основных умений, которыми должен обладать казначей, можно выделить следующие:

  • владение компьютером на уровне уверенного пользователя: MS Office, программы инвестиционного планирования и анализа (Project Expert, «Альт-Инвест» и другие), Excel, а также «1С» (7.7 и 8.0) и система «Банк — клиент»;
  • знакомство с методиками создания бизнес-планов, составления и контроля БДДС и платежного календаря, управления финансовыми рисками;
  • навыки сбора данных, подготовки презентаций, составления документов для предоставления в банк с целью финансирования;
  • знание РСБУ (российских стандартов бухгалтерского учета), управленческого учета, порядка оформления и сопровождения документарных аккредитивов, принципов работы казначейства.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к специалистам в сфере казначейства. А для работы в западных компаниях и банках необходимо свободное владение английским языком. Помимо этого казначеи должны уметь обрабатывать большой объем информации и обладать навыками тайм-менеджмента.

Из личностных качеств приветствуются: самостоятельность, коммуникабельность, аналитический склад ума, творческий подход к выполнению рабочих обязанностей, стрессоустойчивость, исполнительность, ответственность, пунктуальность, аккуратность.

Плюсы и минусы

К плюсам профессии можно отнести большую популярность ее представителей на рынке труда. Финансовый сектор традиционно испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, и казначей является одной из наиболее востребованных специальностей, так как все больше компаний сталкиваются с проблемой поиска опытных сотрудников на эту должность. И хотя людей, причисляющих себя к данной профессии, немало, но настоящих профессионалов на рынке — единицы. По статистике рекрутинговой компании Antal International, на одного профессионального казначея приходится от 5 до 10 вакансий. Кроме того, привлекательным фактором для кандидатов на позицию казначея является достаточно высокий уровень заработной платы.

Основной минус профессии — финансовая ответственность. Среди минусов можно также выделить большое количество рабочих ситуаций, связанных с высокими рисками, особенно в тех случаях, когда на казначее лежит ответственность пусть и не за принятие прямых инвестиционных решений, но за выработку определенных мер, способствующих выгодным инвестициям.

Еще одним негативным моментом служит очень большая загруженность таких специалистов. В большинстве случаев им приходится трудиться в напряженном рабочем ритме и постоянных стрессовых ситуациях, мгновенно реагировать на происходящие изменения и принимать взвешенные решения, которые могут очень серьезно повлиять на движение денежных потоков компании. Успешные казначеи, как правило, обладают быстротой реакции, основанной отчасти на их профессиональном опыте, а отчасти на врожденной интуиции.

Оплата труда

Размер материальной компенсации казначея зависит от опыта работы, функциональных обязанностей и масштаба компании. При наличии опыта работы от 1 года уровень дохода колеблется в районе $1500-2000. Специалист, проработавший в течение 1-2 лет, уже может претендовать на оклад от $2000. А в том случае, когда стаж кандидата превышает 3-летнюю отметку, вполне можно рассчитывать на зарплату от $4500.

Перспективы

Планомерно выстраивая свою вертикальную карьеру, успешные казначеи при наличии определенного опыта работы могут претендовать на позиции руководителя казначейства крупных компаний или банков. А горизонтальная карьера таких специалистов может успешно сложиться и в смежных сферах, например на позиции главы департамента управления рисками или финансового директора компании.

Редакция выражает благодарность Наталье Куркчи, руководителю банковско-финансового департамента и партнеру рекрутинговой компании Antal International, за помощь в подготовке материала.

Источник: Планета HR

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 13 ноября 2014 года N 277

Об утверждении Положения о Конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности в Федеральном казначействе и его территориальных органах

(с изменениями на 15 марта 2018 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Казначейства России от 13 февраля 2020 года N 33
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Казначейства России от 15 марта 2018 года N 62.
____________________________________________________________________

В целях повышения прозрачности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов, профессионализма работников Федерального казначейства, а также улучшения качества размещаемых в средствах массовой информации публикаций о деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов
приказываю:

1. Утвердить Положение о Конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности в Федеральном казначействе и его территориальных органах (далее — Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Федерального казначейства от 25 октября 2011 года N 487 «Об утверждении Положения о Всероссийском конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе и его территориальных органах».

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Ю.Демидова.

Руководитель
Р.Е.Артюхин

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Федерального казначейства
от 13 ноября 2014 года N 277

(с изменениями на 15 марта 2018 года)

I. Общие положения

1.1. Целью проведения Конкурса на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности в Федеральном казначействе и его территориальных органах (далее — Конкурс) является повышение прозрачности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов (далее — органы Федерального казначейства), профессионализма работников Федерального казначейства, улучшение качества размещаемых в средствах массовой информации публикаций о деятельности органов Федерального казначейства.

1.2. Предметом Конкурса является освещение в средствах массовой информации деятельности органов Федерального казначейства по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности (далее — предмет Конкурса).
Для участия в Конкурсе принимаются текстовые, в том числе иллюстрированные материалы, соответствующие предмету Конкурса, размещенные в средствах массовой информации федерального, регионального либо местного уровня, в том числе в интернет-изданиях (за исключением официального сайта Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.roskazna.ru, официальных сайтов территориальных органов Федерального казначейства) (далее — средства массовой информации), подготовленные работниками территориальных органов Федерального казначейства (далее — публикации).

1.3. Конкурс проводится ежегодно по публикациям, размещенным в средствах массовой информации в истекшем календарном году, в два этапа: первый этап — в федеральных округах (далее — окружной этап Конкурса), второй этап — в центральном аппарате Федерального казначейства (далее — федеральный этап Конкурса).

1.4. Срок подведения итогов окружного этапа Конкурса — не позднее 25 февраля года, в котором проводится Конкурс.
Срок подведения итогов федерального этапа Конкурса — не позднее 25 марта года, в котором проводится Конкурс.

1.5. Оценка публикаций, поступивших на Конкурс, осуществляется в соответствии с Методикой оценки публикаций, согласно приложению к настоящему Положению (далее — Методика оценки публикаций), по следующим показателям:
соответствие представленных публикаций предмету Конкурса;
актуальность и новизна содержания публикации;
полнота раскрытия темы публикации;
наличие авторской оценки состояния деятельности Федерального казначейства по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита или оценке эффективности деятельности, а также перспектив ее совершенствования в тексте публикации;
наличие в тексте публикации описания передового опыта в деятельности органов Федерального казначейства по осуществлению внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита и (или) оценке эффективности деятельности;
грамотность изложения текста публикации;
наличие полезных выводов, основанных на содержании публикации, в тексте публикации;
возможность внедрения в практическую деятельность передового опыта, изложенного в публикации.

II. Порядок проведения Конкурса

2.1. Окружной этап Конкурса проходит в следующем порядке:

2.1.1. Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — МОУ ФК) и управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее — УФК) представляют публикации, подготовленные работниками МОУ ФК и УФК соответственно, по территориальной принадлежности субъекта Российской Федерации к федеральному округу, в окружные конкурсные комиссии, созданные в следующих УФК;
Центральный федеральный округ — УФК по Московской области;
Северо-Западный федеральный округ — УФК по Архангельской области;
Южный федеральный округ — УФК по Краснодарскому краю;
Приволжский федеральный округ — УФК по Самарской области;
Уральский федеральный округ — УФК по Курганской области;
Сибирский федеральный округ — УФК по Иркутской области;
Дальневосточный федеральный округ — УФК по Амурской области;
Северо-Кавказский федеральный округ — УФК по Республике Северная Осетия — Алания.

2.1.2. Окружная конкурсная комиссия состоит из председателя, секретаря и членов окружной конкурсной комиссии.

2.1.3. Состав окружной конкурсной комиссии формируется из числа представителей каждого УФК (один представитель от УФК), входящего в соответствующий федеральный округ (представитель МОУ ФК входит в состав окружной конкурсной комиссии по Центральному федеральному округу), и утверждается председателем окружной конкурсной комиссии — руководителем УФК, указанного в пункте 2.1.1 настоящего Положения (далее — председатель окружной конкурсной комиссии), по согласованию с руководством соответствующих УФК и МОУ ФК (для окружной конкурсной комиссии по Центральному федеральному округу).
Секретарь окружной конкурсной комиссии определяется председателем окружной конкурсной комиссии из числа сотрудников УФК, в котором создается соответствующая окружная конкурсная комиссия.

2.1.4. Окружная конкурсная комиссия осуществляет оценку публикаций в соответствии с Методикой оценки публикаций по показателям, перечисленным в пункте 1.5 настоящего Положения.

2.1.5. По итогам проведения окружного этапа Конкурса определяются победители с присуждением 1-го, 2-го и 3-го мест соответственно.

2.1.6. Решение окружной конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь окружной конкурсной комиссии. Указанный протокол должен, как минимум, содержать в отношении каждой представленной для участия в окружном этапе Конкурса публикации:
сведения о названии публикации, а также ее авторе (с указанием ФИО, должности) и средстве массовой информации, в котором осуществлена публикация (с указанием даты, номера публикации);
решение каждого члена окружной конкурсной комиссии о соответствии либо несоответствии представленной публикации предмету Конкурса;
сведения о баллах, присвоенных каждым членом окружной конкурсной комиссии публикации по каждому из показателей оценки публикаций, перечисленных в пункте 1.5 настоящего Положения;
сведения об итоговой оценке публикации, осуществленной каждым членом окружной конкурсной комиссии;
сведения о результате оценки публикации, рассчитанном в соответствии с Методикой оценки публикаций;
решение окружной конкурсной комиссии по определению победителей окружного этапа Конкурса с присуждением 1-го, 2-го и 3-го мест соответственно.
Решение окружной конкурсной комиссии правомочно, если в оценке публикаций в соответствии с пунктом 2.1.4 настоящего Положения участвовали не менее 2/3 от общего состава окружной конкурсной комиссии.

2.2. Окончательные итоги Конкурса подводятся комиссией Федерального казначейства по проведению Конкурса на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности в Федеральном казначействе и его территориальных органах (далее — Конкурсная комиссия Федерального казначейства).

2.3. Федеральный этап Конкурса проходит в следующем порядке:

2.3.1. Копии протоколов окружных конкурсных комиссий и публикации победителей, занявших 1-е места окружного этапа Конкурса по федеральным округам, представляются председателями окружных конкурсных комиссий в Конкурсную комиссию Федерального казначейства не позднее 1 марта года, в котором проводится Конкурс, для участия в федеральном этапе Конкурса.

2.3.2. Состав Конкурсной комиссии Федерального казначейства утверждается приказом Федерального казначейства и включает председателя, секретаря и других членов Конкурсной комиссии Федерального казначейства. В состав Конкурсной комиссии Федерального казначейства включаются, как минимум, по два работника от Управления внутреннего контроля и аудита и оценки эффективности деятельности и Управления делами Федерального казначейства. Председателем Конкурсной комиссии Федерального казначейства является заместитель руководителя Федерального казначейства, курирующий деятельность Управления внутреннего контроля и аудита и оценки эффективности деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 15 марта 2018 года N 62.

2.3.3. Конкурсная комиссия Федерального казначейства осуществляет оценку публикаций в соответствии с Методикой оценки публикаций по показателям, перечисленным в пункте 1.5 настоящего Положения.

2.3.4. По итогам проведения федерального этапа Конкурса определяются победители с присуждением 1-го, 2-го и 3-го мест соответственно.

2.3.5. Решение Конкурсной комиссии Федерального казначейства оформляется протоколом, который подписывают председатель, секретарь и все члены Конкурсной комиссии Федерального казначейства, участвовавшие в оценке публикаций. Указанный протокол должен, как минимум, содержать в отношении каждой представленной для участия в федеральном этапе Конкурса публикации:
сведения о названии публикации, а также ее авторе (с указанием ФИО, должности) и средстве массовой информации, в котором осуществлена публикация (с указанием даты, номера публикации);
решение каждого члена Конкурсной комиссии Федерального казначейства о соответствии либо несоответствии представленной публикации предмету Конкурса;
сведения о баллах, присвоенных каждым членом Конкурсной комиссии Федерального казначейства публикации по каждому из показателей оценки публикаций, перечисленных в пункте 1.5 настоящего Положения;
решение Конкурсной комиссии Федерального казначейства по определению победителей федерального этапа Конкурса с присуждением 1-го, 2-го и 3-го мест соответственно.
Решение Конкурсной комиссии Федерального казначейства правомочно, если в оценке публикаций в соответствии с пунктом 2.3.5 настоящего Положения участвовали не менее 2/3 от общего состава Конкурсной комиссии Федерального казначейства.

2.4. Контроль за достоверностью информации, представляемой для участия в Конкурсе, возлагается на руководителей МОУ ФК и УФК соответственно.

2.5. В случае необходимости Федеральное казначейство вправе запросить для анализа публикации, представленные для рассмотрения окружными конкурсными комиссиями.

2.6. Копии протоколов окружных комиссий и публикации, представленные в Федеральное казначейство в целях проведения Конкурса, не возвращаются.

III. Информационное обеспечение Конкурса

3.1. Объявление результатов и награждение победителей окружного этапа Конкурса осуществляется каждой окружной конкурсной комиссией самостоятельно.

3.2. Информация о победителях окружного этапа Конкурса размещается на официальных сайтах УФК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанных в пункте 2.1.1 настоящего Положения.

3.3. Объявление результатов федерального этапа Конкурса и награждение победителей федерального этапа Конкурса осуществляются в торжественной обстановке.

3.4. Победители федерального этапа Конкурса могут быть поощрены Благодарностью Федерального казначейства в порядке, установленном Положением о Благодарности Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 20 декабря 2012 года N 21н.

3.5. Информация о победителях федерального этапа Конкурса размещается на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.roskazna.ru.

Приложение. Методика оценки публикаций

Приложение
к Положению о Конкурсе
на лучшее освещение
в средствах массовой
информации деятельности
по осуществлению внутреннего
контроля, внутреннего аудита
и оценке эффективности
деятельности в Федеральном
казначействе и его
территориальных органах,
утвержденному приказом
Федерального казначейства
от 13 ноября 2014 года N 277

Методика оценки публикаций

1. Оценка каждой публикации, представленной для участия в Конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности в Федеральном казначействе и его территориальных органах (далее — Конкурс), оценивается по 100-балльной системе.

2. Оценка каждой публикации, представленной для участия в Конкурсе, осуществляется по показателям, установленным Положением о Конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности в Федеральном казначействе и его территориальных органах (далее — Положение о Конкурсе). Максимальные значения показателей, которые могут быть присвоены публикации, приведены в таблице.

Таблица.

Таблица

N п/п

Наименование показателя

Максимальное значение показателя, баллов

Соответствие представленных публикаций предмету Конкурса

Актуальность и новизна содержания публикации

Полнота раскрытия темы публикации

Наличие авторской оценки состояния деятельности Федерального казначейства по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита или оценке эффективности деятельности, а также перспектив ее совершенствования в тексте публикации

Наличие в тексте публикации описания передового опыта в деятельности органов Федерального казначейства по осуществлению внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита и (или) оценке эффективности деятельности

Грамотность изложения текста публикации

Наличие полезных выводов, основанных на содержании публикации, в тексте публикации

Возможность внедрения в практическую деятельность передового опыта, изложенного в публикации

В случае, если публикация не соответствует предмету Конкурса, такая публикация далее не оценивается, и информация о несоответствии публикации предмету Конкурса включается в соответствующий протокол.

3. Итоговая оценка публикации рассчитывается как сумма баллов, присвоенных публикации по каждому из показателей, установленных Положением о Конкурсе.

4. Результат оценки публикации рассчитывается как среднее арифметическое итоговых оценок публикации, осуществленных каждым членом окружной (федеральной) конкурсной комиссии, принимавшим участие в оценке публикаций.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Вы можете скачать должностную инструкцию главного казначея бесплатно. Должностные обязанности главного казначея

Утверждаю

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ГЛАВНОГО КАЗНАЧЕЯ

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

1. Общие положения

1.2.Главный казначей принимается на должность и освобождается от нее по приказу генерального директора.

1.3.На должность главного казначея принимается лицо с высшим финансовым или экономическим образованием со специализацией по направлению деятельности казначейства банка с опытом работы в должности ведущего специалиста, ведущего экономиста от трех лет.

1.4.Главный казначей подчиняется руководителю Банка или его заместителю.

1.5.На время отсутствия главного казначея (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.6.Главный казначей в своей деятельности руководствуется:

-действующим законодательством о деятельности кредитных организаций (Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, инструкциями Банка России;

-Уставом банка, локальными нормативными правовыми актами, нормативными и распорядительными документами, издаваемыми руководителем организации;

— настоящей должностной инструкцией.

1.7.Главный казначей должен знать:

-локальные нормативные и инструктивные документы, относящиеся к деятельности казначейства банка;

-перспективы развития банка;

-состояние и перспективы развития финансовых рынков;

-систему финансовых методов и рычагов, обеспечивающих управление финансовыми потоками;

-порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений; – порядок и формы финансовых расчетов;

-налоговое законодательство;

-стандарты финансового учета и отчетности;

-основы бухгалтерского учета;

-правила пользования вычислительной техникой;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

-передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования финансовой деятельности предприятия;

-иностранный язык.

2. Должностные обязанности

Главный казначей обязан:

2.1.Решать следующие задачи:

-осуществлять связь с банками-контрагентами;

-наблюдать за совершением кредитных операций;

-оптимизировать структуру движения денежных средств с целью улучшения качества управления деятельностью банка;

-способствовать совершенствованию процессов управления и контроля над финансовыми рисками;

-контролировать кассовые операции.

2.2.Выполнять следующие функции:

-осуществлять сбор и анализ информационного и статистического материала по вопросам, входящим в компетенцию казначейства банка.

-планировать, распределять и управлять движением финансовых потоков и рабочим капиталом.

2.3.Осуществлять открытие и ведение юридических дел кредитных организаций по заключенным договорам, соглашениям в разделе счетов ЛОРО, счетов НОСТРО и операций на межбанковских рынках.

2.4.Контролировать соблюдения лимитов и ОВП.

2.5.Оформлять и вести бухгалтерский учет операций с ценными бумагами (акции, корпоративные и государственные облигации, сделки РЕПО, брокерские операции); работу с векселями сторонних эмитентов.

2.6.Осуществлять открытие, ведение на балансе банка и закрытие корреспондентских счетов ЛОРО банков, небанковских кредитных и расчетных организаций в рублях РФ, иностранной валюте. Ведение учета драгоценных металлов.

2.7.Осуществлять Организацию и проведение расчетов в рублях и иностранной валюте по корреспондентским счетам ЛОРО с использованием электронных средств связи.

2.8.Производить обработку исходящих и входящих межбанковских платежных документов в иностранной валюте и рублях с использованием стандартов SWIFT.

2.9.Вести платежную позицию банка в рублях и основных валютах.

2.10.Вести учет операций с векселями (купля-продажа, залог, хранение, погашение и т.п.).

2.11.Вести переписку с банками, рассылку балансов банка контрагентам, запросы документов на открытие счетов ЛОРО / НОСТРО, получение балансов банков-контрагентов, заключение генеральных соглашений с Банками, формирование досье банков-корреспондентов.

2.12.Осуществлять подготовку информационного и статистического материала для отчетности в Банк России по формам 0409634 «Отчет об открытых валютных позициях» и 0409904 «Отчет об остатках на счетах органов государственной власти, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, открытых в кредитной организации (ее филиале)» в части операций, совершаемых с ценными бумагами.

2.13.Подготавливать данные для составления отчетности по форме 1100 «Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг».

2.14.Производить расчет данных для подготовки налоговых регистров по операциям с эмиссионными и не эмиссионными ценными бумагами сторонних эмитентов.

2.15. Предоставление данных для расшифровки отдельных кодов при расчете обязательных нормативов в соответствии с Инструкцией ЦБ России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».

2.16.Проводить анализ и оценку финансового состояния контрагентов банка – российских и зарубежных банков и / или корпоративных эмитентов долговых обязательств и / или финансовых, страховых, инвестиционных и брокерских компаний.

2.17.Разрабатывать и совершенствовать методики анализа и управления финансовыми рисками.

2.18.Изучать динамику изменения финансовых рисков.

2.19.Организовать взаимодействие структурных подразделений Банка для достижения существенного роста остатков денежных средств на счетах клиентов.

3.Права

Главный казначей вправе:

3.1.Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет, то только с разрешения непосредственного руководителя).

3.2.Знакомиться с проектами решений руководства Банка, касающимися его деятельности.

3.3.Запрашивать у специалистов Банка (лично или по поручению непосредственного руководителя) информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4.Обратиться к своему руководителю за помощью в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

4.Ответственность

Главный казначей ответственен за:

4.1.Правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных уголовным, административным и гражданским законодательством РФ рамках.

4.2.Нанесение материального вреда предприятию в определенных трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

4.3.Недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Не приходится ставить под сомнение тот факт, что управление денежными потоками является наиболее важным направлением деятельности для любых организаций. Особенно актуальным управление финансами предприятия становится в условиях нестабильной финансовой ситуации, характерной для последних нескольких месяцев.

Дефицит денежных средств может привести к невозможности своевременной выплаты налогов и зарплаты сотрудникам, просрочке платежей по кредитам и займам, нарушению сроков оплаты поставок по договорам, что в свою очередь приводит к начислению штрафов, пеней, неустоек, ухудшению кредитной истории, потере деловой репутации, дополнительным издержкам для устранения нежелательных последствий. Любого из этих факторов будет достаточно, чтобы не только развитие, но само существование бизнеса оказалось под угрозой, или, как минимум — владельцы имели основание задуматься о смене руководства таковым.

С другой стороны, профицит денежных средств, который в условиях кризиса многие предприятия стараются создать в качестве надёжного финансового резерва «на всякий случай», также означает определённые потери для предприятия, которые с некоторой долей условности можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо инвестиционном проекте.

Таким образом, актуальной проблемой в современных условиях является балансирование между поддержанием текущей платежеспособности и получением дополнительной прибыли от вложения денежных средств.

В условиях нестабильной финансовой ситуации также особое значение приобретает контроль движения финансовых потоков на предприятии. В связи с вошедшей в практику работы российских предприятий системой бюджетного управления, как правило, функции контроля выполнения бюджета движения денежных средств, а в некоторых организациях и составление БДДС, выделяются в структуре управления предприятием в отдельную группу, называемую казначейством.

В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть основные аспекты работы казначейства и оценить, какие формы организации такого подразделения на разных типах предприятий наиболее эффективны.

Зачем предприятию казначейство?

Казалось бы, управление денежными средствами можно осуществлять, не выделяя в структуре предприятия отдельной единицы — казначейской службы.

Действительно, можно распределить функции управления финансовыми потоками между несколькими подразделениями. Например:

  • финансово-экономические службы
    • планируют бюджет движения денежных средств
    • собирают заявки на платёж от подразделений предприятия
    • осуществляют контроль заявок на платёж подразделений на соответствие их БДДС
    • составляют реестры счетов на оплату
    • формируют платёжные календари
    • оформляют документы на получение кредитов в банках
  • отдел продаж прогнозирует на ближайший период ожидаемые поступления средств от покупателей/заказчиков
  • бухгалтерия
    • осуществляет расчетно-кассовые операции по счетам в банках и кассе
    • ведёт взаиморасчёты с контрагентами: сверки с дебиторами и кредиторами по задолженностям, реструктуризация задолженностей, расчёты в неденежной форме (взаимозачёты и т.п.) и пр.
  • финансовый директор или другое лицо, ответственное за движение денежных средств (например, руководитель ФЭО)
    • анализирует реестры счетов на оплату на предмет приоритетности, срочности платежей, достаточности средств для их осуществления
    • по результатам анализа реестров с учётом данных об остатках на счетах (предоставляемых бухгалтерией) и ожидаемых поступлениях от покупателей (прогнозируемых отделом продаж) определяет счета, которые нужно оплатить в текущий день
    • определяет свободный остаток денежных средств и принимает решение о его использовании: при недостатке — о дополнительном финансировании, при избытке — об инвестировании в ценные бумаги или другие финансовые инструменты.

Фактически, при такой организации работы нет единого центра, концентрирующего всю информацию по управлению финансовыми ресурсами. По сути, таким центром вынужден являться финансовый директор, являющийся «последней инстанцией» в финансовых вопросах. С увеличением финансовых потоков объем аналитической работы, связанной с принятием управленческих финансовых решений, катастрофически возрастает, что ведет к снижению эффективности работы.

Отсутствие единого центра по управлению финансовыми потоками может сопровождаться следующими проблемами:

  • Отсутствие единой политики и процедур управления финансовыми потоками. Например, финансово-экономическая служба на основании утверждённой заявки на платёж перечислила средства поставщику, в то время как бухгалтерия осуществила с тем же контрагентом взаимозачёт, закрыв задолженность по этому же платежу, в результате чего поставщику дважды оплатили по одному счёту. Если бы все финансовые потоки осуществлялись из одного центра, такая ситуация была бы исключена.
  • Трудности при формировании платёжного календаря. Поскольку информация, необходимая для формирования платёжного календаря, рассредоточена по нескольким службам компании, то спрогнозировать её достаточно надёжно на срок более недели во многих компаниях становится ощутимой проблемой.
  • Недостаточная оперативность поступления информации, необходимой для принятия решений в сфере управления денежными средствами, вследствие «бюрократизации» системы: информация должна пройти несколько инстанций, прежде чем попадёт к ответственному лицу, принимающему решение.
  • Вероятность финансовых рисков. Управление финансовыми рисками сложная и ответственная работа, требующая всей полноты информации о движении финансовых потоков компании, тесной работы с банками и другими финансовыми институтами. А поскольку единый центр, в котором бы концентрировалась вся информация по управлению финансовыми потоками, отсутствует, то, как правило, управление рисками вообще не осуществляется, либо какие-то операции проводятся, но гарантировать их эффективность при такой организации процесса вряд ли можно.

Поэтому многие предприятия объединяют выполнение задач комплексного управления денежными средствами в рамках одного выделенного подразделения — казначейства, которое осуществляет всю техническую и аналитическую работу, а финансовый директор по её результатам принимает управленческие решения.

Функции казначейства

В целом, задачи управления финансами можно разделить на два класса: стратегическое финансовое планирование и оперативное управление.

Главной задачей казначейства является оперативное управление финансовыми потоками компании, основанное на организации взаимоотношений с банками и другими финансовыми институтами, с целью минимизации финансовых рисков и операционных расходов и максимизации доходности от инвестирования свободных финансовых ресурсов.

Основными функциями казначейства, исполнение которых необходимо для решения главной задачи, являются:

  • организация системы взаимоотношений с банками;
  • оперативное планирование и оптимизация денежных потоков;
  • контроллинг;
  • управление финансовыми рисками.

Остановимся на каждой из функций подробнее.

Организация системы взаимоотношений с банками

Практически все казначейские операции предприятия осуществляют с помощью банков:

  • открытие и ведение счетов
  • осуществление всех типов расчётов (казначейство — расчётный центр)
  • банковское кредитование
  • инвестирование свободных денежных средств (например, размещение на депозитах).

Поэтому организация системы взаимоотношений с банками является одной из основных задач казначейства. Главное, что требуется от казначейства в этой сфере, — минимизация затрат на операционные расходы банков и проценты по кредитам с максимальной выгодой для предприятия.

В целях минимизации рисков желательно держать деньги параллельно на нескольких счетах в различных банках (если один из счетов компании будет заморожен, она сможет продолжить работу, используя счета в других банках) и не объединять в одном банке две или более глобальных функции (например, привлечение средств банков для долгосрочного финансирования и расчётно-кассовое обслуживание). Эти меры позволят обезопасить компанию от финансовых рисков, рисков концентрации, банкротства банка и обеспечить большую конфиденциальность.

При этом следует учитывать, что банк — это коммерческая организация, чьи доходы зависят от оборотов по счетам клиентов банка. Поддерживая определённый уровень оборотов по счетам, компании-клиенты банка гарантируют ему доходность, в ответ на что банк предоставляет таким клиентам более привлекательные условия по кредитованию. Например, лимит овердрафта для компании-клиента напрямую зависит от объёмов поступлений на расчётные счета этой компании в данном банке.

Планирование и оптимизация денежных потоков

Само по себе прогнозирование движения денежных потоков на определенный период (год, квартал, месяц) является задачей планово-экономической службы компании. На основании плановых данных (прогноз выручки, оплата дебиторской или кредиторской задолженности, и т. д.) формируется бюджет движения денежных средств, который регулирует остаток денежных средств на конец планового периода.

Поступления и платежи осуществляются компанией ежедневно, и если в целом за месяц в БДДС имеется положительное сальдо, то в течение месяца могут быть кассовые разрывы, когда платежи осуществить необходимо, а средств на счетах нет. Для выявления таких «узких мест» и своевременного принятия мер для их предотвращения предприятию необходимо оперативное планирование. Эта задача ложится на казначейство.

Система оперативного планирования заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению деятельности предприятия.

Для реализации задачи оперативного финансового планирования казначейство формирует Платёжный календарь. С позиции бюджетного управления платёжный календарь является инструментом резервирования денежных средств из бюджета.

Период, на который составляется платёжный календарь и периодичность его формирования, корректировки и обновления у разных компаний различаются. Чаще всего периодом является месяц или неделя, а периодичностью соответственно — неделя или день.

В платёжном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Отрицательное сальдо поступлений и выплат означает дефицит денежных средств в соответствующем периоде времени. В этом случае необходимо определить источники покрытия плановых денежных дефицитов. При положительном сальдо поступлений и выплат образуется профицит (излишек) денежных средств. В этом случае возникает необходимость определить объекты краткосрочного инвестирования и соответствующую доходность операции.

Информационной базой платёжного календаря служат:

  • бюджет движения денежных средств
  • договоры
  • графики выплаты заработной платы
  • налоговый календарь
  • установленные сроки платежей для финансовых обязательств
  • заявки на осуществление платежей
  • внутренние приказы
  • выписки по счетам предприятия

Целесообразно формировать платёжные календари по каждому банковскому счёту и кассе предприятия с тем, чтобы распределить объёмы денежных средств между счетами так, чтобы выполнить обязательства по поддержанию определённого уровня оборотов денежных средств на счетах в «стратегических» банках и обеспечить минимальные операционные расходы.

Формирование платежного календаря проводится в несколько этапов:

  • занесение заявок на осуществление платежей и планируемых поступлений по операционной деятельности;
  • занесение плановых поступлений и выплат по инвестиционной деятельности;
  • занесение плановых поступлений и выплат по финансовой деятельности;
  • формирование промежуточного сальдо движения денежных средств;
  • определение необходимости дополнительного финансирования в случае дефицита или возможности краткосрочного инвестирования в случае профицита денежных средств;
  • формирование итогового сальдо денежных средств.

Правильно составленный платёжный календарь позволяет своевременно выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения и спланировать соответствующие мероприятия и таким образом избежать финансовых затруднений.

Контроллинг

Функции финансового контроллинга в компаниях распределяются между планово-экономическими службами и казначейством. На казначейство ложится часть контроля, касающаяся финансовых потоков: контроль исполнения бюджета движения денежных средств и установленных лимитов, контроль корректности исполнения платежей и своевременности поступлений, постоянный мониторинг и контроль дебиторской и кредиторской задолженностей.

При формировании политики управления денежными потоками необходимо особое внимание уделить взаимодействию казначейства с контуром бюджетного управления. Это не только формирование платёжного календаря, но и контроль его исполнения, а также контроль соблюдения лимитов расхода денежных средств, установленных в БДДС. Поэтому важно четко регламентировать зоны ответственности каждого подразделения в организации контроля финансовых потоков, отслеживании фактического исполнения БДДС.

Например, как правило, БДДС формируется плановыми отделами, и казначейство не обладает информацией о соответствии конкретного платежа статье бюджета. Поэтому при предоставлении заявок на осуществление платежа в них необходимо указывать код или наименование статьи БДДС с тем, чтобы при формировании платёжного календаря казначейство осуществило бюджетный контроль соответствия данных заявок на платёж статьям БДДС. Если на момент платежа лимит оплаты по статье исчерпан, заявка на платеж либо отклоняется, либо отправляется на дополнительное согласование в соответствии с установленными процедурами. При этом функцию контроля исполнения бюджета казначейством можно назвать «последним оплотом» на пути движения денежных средств, перед тем как они покидают компанию.

На многих предприятиях казначейство формирует фактическое исполнение платёжного календаря и бюджета движения денежных средств на основании банковских выписок. При этом казначейство осуществляет контроль не только «на выходе», но и «на входе»: проверяется, все ли ожидаемые средства были получены от покупателей, заказчиков, не было ли возвратов платежей, отправленных поставщикам и т.д.

Качественная оперативная проверка задержек в планируемых поступлениях денежных средств на счета компании позволяет располагать информацией для последующего выяснения причин несвоевременной оплаты дебиторской задолженности контрагентами.

Функции казначейства по контролю сроков дебиторской и кредиторской задолженности связаны с принятием соответствующих мер: с одной стороны — не допускающих или минимизирующих просрочку по платежам дебиторов, выданных авансов, а с другой — реализующими возможность реструктуризации долгов кредиторам. Фактически, эти меры заключаются в постоянном мониторинге состояния задолженностей, тесном сотрудничестве с ключевыми контрагентами по вопросам сумм и сроков поступлений и выплат, своевременности погашения долгов кредиторам и решении вопросов возможности реструктуризации задолженностей, в том числе и в «неденежной» форме, например, путём проведения взаимозачётов и вексельных схем.

Помимо оптимизации структуры задолженности, источником дополнительного финансирования оборотного капитала может быть краткосрочное финансирование за счёт неоплаты кредиторской задолженности поставщикам. Но здесь нужно действовать осторожно, поскольку такие действия могут привести к штрафным санкциям. Поэтому отсрочку кредиторской задолженности лучше согласовывать с поставщиками.

Управление рисками

К функциям казначейства относится управление финансовыми рисками. Как правило, это валютные, кредитные риски, риски изменения процентных ставок и риски ликвидности.

Управление финансовыми рисками заключается в выявлении «узких мест», в которых возможно возникновение рисков, в оценке этих рисков — значительны они для предприятия или могут не учитываться как маловероятные, и в разработке мероприятий по минимизации финансовых рисков. Такими мероприятиями могут быть хеджирование (страхование) рисков, разработка и контроль лимитов по различным статьям расходов, в частности, формирование платёжного календаря и ежедневный контроль исполнения БДДС.

В условиях финансового кризиса управление рисками приобретает особое значение. Например, для минимизации риска ликвидности необходима организация ежедневного отслеживания финансовых потоков, детальный жёсткий контроль выполнения финансовых обязательств, соблюдение лимитов, установленных на расход денежных средств и остаток дебиторской задолженности. Под особый контроль необходимо взять операции с контрагентами, вызывающими подозрение относительно возможной неплатежеспособности.

Приведённое описание функций казначейства достаточно условно и на каждом предприятии подход к выделению задач казначейства может быть разным. На набор выполняемых казначейством функций может повлиять и выбранная компанией форма организация казначейства.

Формы организации казначейства

Специфика деятельности каждого предприятия, связанные с ней задачи и организационная структура компании или группы компаний определяют и модель, по которой может строиться работа казначейства.

Можно выделить две основные формы организации казначейства в рамках компаний:

  1. Централизованное казначейство;
  2. Децентрализованное казначейство.

Сами названия этих форм информативны и достаточно точно отражают их суть.

Для небольших предприятий, не являющихся холдингом и не входящих в какие-либо холдинги, характерно централизованное казначейство. В структуре предприятия выделяется служба казначейства, через которую идут все финансовые потоки. Другие подразделения предприятия участвуют в процессе лишь путём предоставления заявок на осуществление платежей, планов поступлений и консультированием по приоритетности выплат.

Для холдингов вопрос необходимости централизации казначейства также стоит достаточно остро. В последнее время во многих российских компаниях наблюдается тенденция централизации управления. А поскольку контроль над денежными потоками крайне важен для компании, то одним из основных объектов централизации является казначейство.

Выбор той или иной формы организации работы казначейства в холдинге зависит от многих факторов:

  • принятая структура управления: стремление к централизации управления предприятиями, входящими в холдинг, или предоставление им определённой самостоятельности в рамках компании
  • территориальная удалённость предприятий холдинга
  • высокая вероятность и значимость финансовых рисков
  • система автоматизации, единая для всех предприятий холдинга
  • объединение в рамках одного холдинга предприятий разного профиля с различной структурой активов, расходов, источников финансирования капитала

Децентрализованное казначейство, как правило, характерно для предприятий с достаточно демократичной структурой управления, где структура и организация бизнеса допускает предоставление права осуществления платежей непосредственно из центров затрат или бизнес-направлений (отдельные юридические лица или группы компаний, объединенных по единому признаку).

При выборе децентрализованной модели в компании должны быть очень хорошо отлажены бизнес-процессы по взаимодействию казначейств всех предприятий, входящих в холдинг. Часто встречается ситуация, когда одно из предприятий холдинга нуждается в финансировании и вынуждено взять для этих целей кредит в банке, другое же предприятие холдинга в это время располагает свободными средствами. При отсутствии централизации платежей, системы взаимодействия между предприятиями холдинга, компания может терять средства и увеличивать свои финансовые риски. Поэтому для децентрализованных моделей очень важна жёсткая система контроллинга.

Очевидно, что главной отличительной чертой централизованной модели организации казначейства является жёсткая централизация платежей, а во многих компаниях и поступлений. Централизация финансовых потоков осуществляется через единый счет или систему транзитных счетов с автоматической переброской на основной, откуда и осуществляются платежи.

При организации централизованного казначейства особое значение приобретает управление информационными потоками в режиме он-лайн. Необходим постоянный оперативный обмен данными между предприятиями холдинга. Поэтому крайне важен вопрос о выборе автоматизированной системы, которая сможет обеспечить контроль и управление платежами всех компаний холдинга в оперативном режиме.

Задачи автоматизации казначейской функции достаточно успешно решаются средствами программных продуктов https://buroit.org/ 1С:Предприятие. Возможные подходы к использованию инструментария 1С:Предприятия приведены в статье «Антикризисное управление денежными средствами предприятий: найти, а не потерять!».

Жёсткость централизованной модели компенсируется снижением вероятности финансовых рисков. Компания может централизованно планировать потребности в денежных средствах, формируя платёжный календарь в рамках всего холдинга. При этом учитываются заявки на платёж всех предприятий, консолидируются все поступления, что позволяет перераспределять финансовые ресурсы между предприятиями холдинга в соответствии с их потребностями в денежных средствах без привлечения внешнего финансирования, размещать свободные денежные средства всего холдинга, получая при этом более высокий доход от размещения бОльших сумм.

Необходимость в централизации казначейства может возникать и в связи с достаточно большой удалённостью предприятий холдинга друг от друга, объединением в составе холдинга разнопрофильных предприятий с разным уровнем прибыльности, высокой вероятностью и значимостью финансовых рисков.

Возможны и смешанные формы организации казначейства, сочетающие в себе как признаки централизованной, так и децентрализованной модели. Например, предприятия холдинга могут распоряжаться поступлениями от неосновной деятельности и расходовать эти средства на текущие незначительные платежи, а поступления от основной деятельности и ключевые выплаты являются централизованными.

Изменение условий внешнего окружения, в частности, изменение экономической ситуации в стране, для бизнеса, как правило, влечет за собой необходимость пересмотра и принципов его устройства, бизнес — процессов предприятий. Ожидаемо, что изменения в первую очередь будут иметь своей целью минимизацию затрат, необходимость повышения гибкости и эффективности систем управления предприятием. В этой ситуации пересмотр форм организации казначейства также неизбежен. Важно помнить, что выбор оптимальной структуры его устройства неразрывно связан с общей стратегией управления предприятием. При желании сместить функции контроля и согласования платежей в центр, ужесточить процедуры контроля лимитов — акцент будет смещаться в сторону централизованной модели. Предприятия, для которых экономическая ситуация будет диктовать необходимость делегирования полномочий по осуществлению платежей непосредственно в центры затрат (например, исходя из требований оперативности работы, снижения сроков согласования платежей) — выберут форму организации казначейства, более близкую к децентрализованной.

Если задачи организации или реструктуризации казначейства на вашем предприятии являются реалиями текущего дня — о подходах к реализации проекта создания такой службы читайте в нашей следующей статье.

Функции корпоративного казначейства уже давно вышли за рамки обработки платежей. Сейчас в мире существует огромное многообразии форм и моделей построения казначейских центров и все они задействованы в стратегическом управлении предприятием.

Ваш Казначей в этой статье предлагает наиболее полный список функций , которые может выполнять корпоративное казначейство (следует учесть, что их комбинации и степень ответственности специалистов казначейства могут варьироваться в зависимости от структуры управления компаний или группой компаний, а также степени централизации и автоматизации казначейской функции).

1. Управление финансовыми рисками

– совокупность мер, предпринимаемых казначеями для контроля над открытой позицией по рискам компании (или консолидированной группы компаний) и их влияния на финансовый результат компании/-й.

Существует множество видов финансовых рисков, большинство из них имеют отношение к работе корпоративных казначеев. Рассмотрим основных из них:

– валютный риск. Это риск того, что изменение валютного курса может оказать нежелательное воздействие на денежные потоки предприятия, показатели финансовой отчетности (в пересчете на отчетную валюту) и конкурентоспособность предприятия на рынке. Он актуален в основном для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность (импортеры и экспортеры). Импортерам не выгоден рост обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной, а экспортеры теряют прибыль при снижении этого курса (т.е. при укреплении национальной валюты).

Корпоративное казначейство должно:

  • принимать активное участие в процессе принятия решений о валютах, в которых будут заключаться договоры купли-продажи;
  • стремиться к минимизации чистой открытой валютной позиции (ОВП) с использованием валютных потоков компании и всех ее дочерних обществ (путем балансировки консолидированных валютных активов и обязательств);
  • осуществлять регулярный мониторинг и количественную оценку валютного риска;
  • хеджировать открытую валютную позицию компании (с использованием валютных форвардных и фьючерсных контрактов, а также валютных опционов, свопов и свопционов);
  • стремиться к переходу на расчеты с иностранными контрагентами в национальной валюте в тех случаях, когда это возможно;
  • в зависимости от направления движения курса валюты предпринимать шаги к ускорению или отсрочке валютных платежей контрагентам.

– процентный риск. Он представляет собой непредвиденное изменение процентных ставок (депозитных или кредитных), оказывающее негативное влияние на эмиссионную деятельность предприятия (при эмиссии акций и облигаций), его дивидендную политику, инвестиционный результат финансовых вложений или сделок финансирования с плавающей процентной ставкой.

Корпоративное казначейство должно:

  • хеджировать процентные риски, возникающие из сделок финансирования (используя соглашения о будущей процентной ставке – FRA), опционы на процентные ставки, процентные свопы, свопционы и валютно-процентные свопы);
  • определять условия привлечения финансирования и инвестирования денежных средств с целью балансировки плавающих и фиксированных процентных ставок, а также диверсификации кредитного портфеля;
  • осуществлять политику централизованного привлечения финансирования и инвестирования денежных средств для всех компаний группы.

– кредитный риск. Он представляет собой риск финансовых потерь в результате дефолта контрагента по своим платежным обязательствам. Может быть связан с риском невозврата депозита или неисполнения обязательств по сделке хеджирования в случае дефолта банка-партнера, а также реализоваться в виде просрочки или неплатежа со стороны покупателей при предоставлении им коммерческого или потребительского кредита.

Корпоративные казначеи должны:

  • принимать участие в согласовании условий расчетов с поставщиками с целью преимущественного осуществления расчетов с поставщиками по постоплате и получения авансов от покупателей;
  • сотрудничать с кредитными агентствами и принимать участие в разработке модели оценки и контроля финансового состояния контрагентов при использовании инструментов торгового финансирования (например, применяя систему внутренних кредитных рейтингов);
  • хеджировать кредитные риски (используя кредитные дефолтные свопы – CDS);
  • применять метод диверсификации при инвестировании денежных средств и заключении сделок хеджирования (путем установки лимитов по банкам), а также устанавливать ограничения по уровню кредитного рейтинга банка, уровню его активов, и т.д.
  • принимать участие в выборе партнера и согласовании условий для использования инструментов факторинга, страхования сделок купли-продажи и банковских гарантий.

– ценовой риск: Заключается в неблагоприятном изменении рыночных цен на сырье.

Корпоративное казначейство должно:

  • участвовать в процессе принятия решений на всех этапах цепочки поставок в отношении рисков изменения цен на сырье;
  • хеджировать сырьевой риск путем заключения товарных форвардных/фьючерсных контрактов, опционов или свопов.

– риск снижения финансовой устойчивости. Заключается в несбалансированности денежных потоков предприятия как следствие несовершенства структуры капитала (чрезмерного использования заемных средств).

Корпоративное казначейство должно:

  • принимать участие в разработке модели оценки и контроля финансового состояния дочерних обществ (путем мониторинга коэффициентов финансовой устойчивости и исполнения установленных ковенантов);
  • осуществлять централизованное управление распределением долговой нагрузки и ликвидности между компаниями группы.

– реинвестиционный риск. Он характеризуется возможность возникновения финансовых потерь, вызванных реинвестированием будущих доходов по более низким процентным ставкам.

Корпоративное казначейство должно:

  • учитывать прогноз по движению процентных ставок при принятии решений о сроках инвестирования временно свободных денежных средств.

– инфляционный риск. Заключается в возможности обесценения реальной стоимости финансовых активов предприятия, а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций.

Корпоративное казначейство должно:

  • учитывать прогноз по инфляции при принятии решения о выборе стратегии инвестирования временно свободных денежных средств.

– налоговый риск. Может реализоваться в виде оспаривания налоговыми органами порядка признания процентных расходов, обоснованности тарифов за предоставление гарантий и ставок по внутригрупповому финансированию на основании законодательства о трансфертных ценах.

Корпоративное казначейство должно:

  • учитывать рыночный уровень ставок при принятии решения об установлении ставок, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами с целью соответствия общим критериям экономической обоснованности и документальной подтвержденности (в качестве релевантных источников следует учитывать порядок определения предельных значений процентных ставок установленных в п. 1 ст. 269 НК РФ, а также информацию об уровне ключевой ставки, доступную на официальном сайте ЦБ РФ, уровне ставок по межбанковским кредитам EURIBOR, LIBOR и об уровне доходности сопоставимых корпоративных облигаций.
2. Управление внутригрупповым финансированием

Корпоративное казначейство должно:

  • Администрировать работу системы кэш- пулинга или внутрикорпоративных займов.
3. Управление взаимоотношениями с банками

Корпоративное казначейство должно:

  • нести ответственность за своевременность и корректность предоставления документов и необходимой информации о компании (группе компаний) банкам-партнерам в рамках прохождения процедуры KYC и подписания соглашений;
  • принимать непосредственное участие в согласовании содержания условий соглашений с финансовыми учреждениями и кредитными организациями о предоставлении финансовых и банковских услуг, открытии и пролонгации кредитных линий и заключении финансовых сделок;
  • анализировать нормативно-правовые вопросы, связанные с реализацией казначейских функций и осуществления финансовых операций (валютный контроль, договорные вопросы, корпоративные вопросы, правовая поддержка технических решений и т.д.);
  • осуществлять регулярный контроль и анализ тарифов на банковское обслуживание с целью оценки их справедливости и конкурентоспособности;
  • регулярно проводить сопоставление стоимости и объема предоставляемых банковских услуг с предложениями других банков, условий по процентам на остаток и депозитам с целью сокращения затрат на финансирование и банковское обслуживание;
  • следить за тем, чтобы банк предоставлял полный спектр услуг в соответствии с договором обслуживания;
  • обеспечивать единые условия банковского обслуживания для всех компаний группы;
  • достигать договоренности о компенсации потерь в случае ошибок со стороны банка;
  • формировать и по необходимости обновлять корпоративные мандаты, регулирующие список уполномоченных лиц и порядок согласования условий заключения финансовых сделок, обмена данными и подтверждениями по сделкам с банками-партнерами, а также иметь актуальный список соответствующих уполномоченных лиц по подтверждению условий сделок и обмену данными со стороны банка;
  • выступать посредником между банками и сотрудниками смежных подразделений при реализации бизнес-проектов в интересах компании.
4. Исполнение платежей

Корпоративное казначейство должно:

  • заниматься внедрением и администрированием фабрики платежей;
  • осуществлять регулярный и ежедневный мониторинг платежного календаря;
  • разрешать вопросы и трудности, возникающие на этапе обработки платежей.
5. Привлечение внешнего финансирования

Корпоративное казначейство должно:

  • анализировать и оптимизировать стоимость источников финансирования для всех предприятий группы;
  • администрировать и обслуживать займы и кредитные линии;
  • осуществлять управление кредитным портфелем с целью диверсификации источников финансирования.
6. Формирование стратегии управления ликвидностью

Корпоративное казначейство должно:

  • производить регулярную оценку оптимального объема ликвидных средств, необходимых для проведения текущих операций и гарантированно покрывающих все краткосрочные потребности предприятия или группы компаний;
  • определять объем временно свободных денежных средств с целью их краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного инвестирования;
  • осуществлять выбор инвестиционных инструментов, представляющих собой оптимальное соотношение риска и доходности с учетом характера бизнеса, риск-профиля компании и особенностей ее денежного цикла, и закреплять их в корпоративной политике компании/-й (например, срочные депозиты и корпоративные облигации определенного класса);.
  • формировать и управлять инвестиционным портфелем, используя разрешенные корпоративной политикой инвестиционные инструменты.
7. Размещение временно свободных денежных средств

Корпоративное казначейство должно:

  • согласовывать условия заключения сделок по размещению (инвестированию) временно свободных денежных средств (например, на срочных депозитах) в соответствии с порядком, установленным корпоративной политикой (например, проведение торгов через платформу Bloomberg или Tomson Reuters);
  • осуществлять контроль над корректностью и своевременностью обмена документарными (в бумажном или электронном виде) подтверждениями заключенных сделок;
  • регистрировать и контролировать учет сделок по размещению денежных средств в казначейских модулях корпоративных систем финансового учета (например, SAP ERP);
  • контролировать исполнение стороной банка-партнера всех условий заключенной сделки.
8. Проведение конверсионных операций и заключение сделок валютного хеджирования

Корпоративное казначейство должно:

  • согласовывать условия заключения конверсионных и сделок валютного хеджирования (например, форвардные контракты) в соответствии с порядком, установленным корпоративной политикой (например, проведение торгов через платформу Bloomberg или Tomson Reuters);
  • осуществлять контроль над корректностью и своевременностью обмена документарными (в бумажном или электронном виде) подтверждениями заключенных сделок;
  • регистрировать и контролировать учет заключенных сделок в казначейских модулях корпоративных систем финансового учета (например, SAP ERP);
  • контролировать исполнение стороной банка-партнера всех условий заключенной сделки.
9. Прогнозирование движения денежных средств

Корпоративное казначейство должно:

  • участвовать в составлении краткосрочных (до 1 мес) среднесрочных (до 3 лет) и долгосрочных (от 3 лет) прогнозов ликвидности и общего финансового плана с целью обеспечения ликвидности компании, выявления необходимости корректировки платежного календаря, привлечения финансирования и максимизации эффективности использования свободных денежных средств;
  • координировать работу соответствующих подразделений компании и дочерних обществ с целью составления и регулярного пересмотра бюджета движения денежных средств (БДДС);
  • разрабатывать показатели оценки точности и эффективности прогнозов.
10. Администрирование операций с банковскими гарантиями и аккредитивами

Корпоративное казначейство должно:

  • участвовать в выборе банка-партнера и согласовании условий сотрудничества по предоставлению банковских гарантий и аккредитивов.
11. Управление эффективностью оборотного капитала

Корпоративное казначейство должно:

  • анализировать и оптимизировать показатель цикла оборачиваемости денежных средств (Cash Conversion Cycle).
  • участвовать в разработке системы управления дебиторской задолженностью с целью обеспечения минимального временного интервала между датой получения заказа и датой поступления оплаты от покупателя;
  • создать систему коммуникации между казначейством и бизнес подразделениями с целью осуществления контроля за своевременностью поступления денежных средств от покупателей и выявления причины задержек платежей от контрагентов;
  • обеспечить внедрение политики ограничения авансовых платежей и максимизации временного интервала между датой получения товара (или выполнения работ) и датой оплаты счета.
12. Проведение конкурсов и тендеров на выбор обслуживающего партнера по финансовым и казначейским операциям

Корпоративные казначеи должны:

  • составлять скоринг и производить отбор партнеров для осуществления корпоративного кэш-менеджмента, инвестирования денежных средств, предоставления банковской гарантии, зарплатного проекта, эквайринга, корпоративных и таможенных карт и т.д.;
  • участвовать в выборе поставщика различных внешних и внутренних ИТ-систем и специализированных казначейских модулей.
13. Проведение внутреннего аудита по финансовым и казначейским операциям

Корпоративное казначейство должно:

  • проводить плановые и внеплановые аудиторские проверки финансовых подразделений компаний группы с целью выявления и предотвращения нарушений корпоративной политики в сфере проведения казначейских операций и финансового менеджмента;
  • составлять график и программу периодических аудиторских проверок;
  • предоставлять отчет руководству компаний о результатах проведенных проверок;
  • формировать и реализовывать план мероприятий по управлению выявленными рисками и устранению нарушений, выявленных в результате аудиторских проверок.