ФЗ об экстремистской деятельности

Сергеева Ю.В. Административно-правовой режим противодействия экстремизму

УДК 34

Сергеева Юлия Валерьевна Sergeeva Yuliya Valerevna

заместитель начальника

Центр по противодействию экстремизму УМВД России по Ульяновской области (432071, Ульяновск, ул. К. Маркса, 31/10)

deputy head

Административно-правовой режим противодействия экстремизму Administrative and legal regime to counteract extremism

В статье рассматриваются понятие и признаки административно-правового режима противодействия экстремизму, а также на основе проведенного анализа выделяются общий и специальный режим противодействия экстремизму.

Ключевые слова: административно-правовой режим, государство, норма, право, противодействие, управление, экстремизм.

Keywords: administrative and legal regime, the State, the rule, law, to counteract, management, extremism.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальнополитическую обстановку в стране, угрожают национальной безопасности Российской Федерации. Одной из главных задач органов государственного управления является обеспечение в Российской Федерации межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие. В рамках решения этой задачи особый упор необходимо делать на модернизацию соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления, то есть на совершенствование порядка управления в сфере противодействия экстремизму. «Порядок управления» на языке административного права обычно называют административно-правовым режимом.

Правой режим в научной литературе рассматривают как «систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов» , «как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагопри-

ятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права» .

По определению Ю.А. Тихомирова, «административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни. Он устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строго целевую и функциональную деятельность на тех участках, где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния» . Аналогичное определение дал С.М. Петров: «Под административно-правовыми режимами понимается основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления».

С.С. Маилян считает, что административноправовые режимы могут быть ориентированы на решение проблем как позитивного, так и негативного характера. В первом случае они содействуют эффективности функционирования государственных структур в их влиянии на социальные процессы. Во втором случае режимы призваны предупредить развитие негативных тенденций в тех или иных областях государственного управления .

Как отмечает А.П. Шергин, «правовые режимы, регулируемые нормами административного права, несмотря на все их разнообразие, ориентированы

преимущественно на обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка» . Эти правовые комплексы играют значительную роль в противодействии экстремизму как одной из угроз национальной безопасности.

Административно-правовой режим противодействия экстремизму можно определить как нормативно установленный особый порядок функционирования уполномоченных субъектов противодействия экстремизму. Указанному режиму присущи следующие признаки:

— правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах национальной безопасности Российской Федерации;

— используемые административно-правовые средства являются не только способом устранения экстремистской угрозы, но и обеспечивают функционирование уполномоченных государственных органов;

— субъектами, или участниками, правового режима являются уполномоченные государственные органы, а также негосударственные организации и объединения, граждане, оказывающие содействие в сфере противодействия экстремизму;

— в правовых актах закреплены определенные режимные правила, регламентирующие порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями;

— деятельность субъектов противодействия экстремизму основана на единых правовых принципах, формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.

В научной литературе существует множество классификаций административно-правовых режимов, большинство из которых направлены на выделение сфер их применения и являются классификациями самих устанавливаемых средствами административного права управленческих режимов, то есть порядка управленческих действий в различных областях государственного управления. В связи с этим все государственное управление в том смысле, в каком им интересуется административное право, представляется режимно организованным .

Мы не будем подробно останавливаться на характеристике административно-правовых режимов. Для целей нашего исследования выделим две основные группы административно-право-выхрежимов: 1) общие; 2) специальные.

Общие административно-правовые режимы являются относительно стабильными правовыми состояниями. Они, как правило, не ограничены временными рамками. Общие административноправовые режимы ориентированы на обеспечение сохранности определенного объекта, территории, нормального функционирования государственных органов, предприятий и организаций, общественной безопасности и общественного порядка. Их мощности в обычных условиях достаточно для поддержания правопорядка и обеспечения обще-

ственной безопасности. Они выполняют свои функции постоянно вне зависимости от возникновения экстраординарных событий или действий . К таковым можно отнести административно-правовой режим противодействия экстремизму. Общими административно-правовыми режимами являются также пограничный режим, режим закрытого административно-территориального образования, пропускной режим, режим оборота оружия и многие другие режимы, которые, в свою очередь, обладают значительным превентивным потенциалом, создавая условия для предупреждения экстремистской деятельности.

Административно-правовой режим противодействия экстремизму сопровождает деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц при их взаимодействии с гражданами, негосударственными организациями и объединениями, а также между собой при реализации ими своих должностных обязанностей. Данный режим, по нашему мнению, может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации в сфере противодействия экстремизму.

Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации и выполняет роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальные административно-правовые режимы вводятся в случаях, когда требуются особые меры управленческой деятельности по защите государственных интересов, прав и свобод граждан, охране законных интересов юридических лиц. Их введение обусловлено наличием существенных угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Как отмечает Д.Н. Бахрах: «Специальные административно-правовые режимы устанавливаются в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (обеспечить безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта… Специальные административно-правовые режимы, с одной стороны, предоставляют возможность органам власти эффективно действовать в различных социальных ситуациях, обеспечивая реальное выполнение ими своих функций по охране и защите, с другой — важнейшим правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций. Они делают «прозрачными» применяемые административные меры, заранее информируют участников о возможных санкциях, ограничивают импровизацию и расширяют свободное усмотрение должностных лиц при выборе средств принудительного воздействия» .

Традиционно в правовой литературе выделяли три вида специальных административно-правовых режимов: чрезвычайное, военное и особое поло-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 2 (26)

Сергеева Ю.В. Административно-правовой режим противодействия экстремизму

Сергеева Ю.В. Административно-правовой режим противодействия экстремизму

жение. Наличие в современном обществе угрозы терроризма, как «наивысшей степени проявления экстремизма» , вызвало потребность установления еще одного вида специального административно-правового режима — режима контртеррористической операции.

Общие характеристики чрезвычайного, военного и особого положений, а также режима контртеррористической операции широко освещены в правовой литературе, поэтому представляется нецелесообразным подробно останавливаться на особенностях введения указанных правовых режимов при наличии экстремистской угрозы.

Отметим, что специальные административноправовые режимы устанавливаются в случае возникновения экстраординарных экстремистских угроз национальной безопасности, по нашему мнению, они выражаются в попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженном мятеже, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, а также в межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, массовых беспорядках, террористических актах.

Отличительными особенностями специальных административно-правовых режимов, устанавливаемых в случае возникновения экстраординарных экстремистских угроз, являются:

— использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

— введение дополнительных административноправовых обязанностей и запретов;

— предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

— ограниченный временной характер действия режима;

— особая форма введения режима, только специально уполномоченным должностным лицом;

— применение формы особого управления территорией, на которой установлен режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, наличие угрозы основам конституционного строя и безопасности государства, а также правам, свободам и законным интересам

человека и гражданина обусловливает необходимость существования непрерывно действующего административно-правового режима противодействия экстремизму. Представляется, что административно-правовой режим противодействия экстремизму является частью более общего режима обеспечения общественной безопасности.

Примечания

1. БахрахД.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2000.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.

3. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2001.

4. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999.

5. Маилян С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью: монография. М., 2002.

6. Шергин А.П. Правовой режим контртеррористической операции и административно-правовые меры его обеспечения // Труды ВНИИ МВД России. М., 2007.

7. Агабалаев М.И. Развитие теории и практики административно-правового режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Люберцы, 2013.

8. Криминология: словарь-справочник / пер. с нем.; отв. ред. перевода А.И. Долгова. М., 1998.

1. Bahrah D.N. Administrativnoe law in Russia: textbook for universities. Moscow, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Matuzov N.I., Malko A.V. Legal regimes: theory and practice // Jurisprudence. 1996. № 1.

3. TikhomirovY.A. Administrative law and pro process. Full course. Moscow, 2001.

4. Administrative law: textbook / ed. by Yu.M. Kozlova, L.L. Popov. Moscow, 1999.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 ноября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О противодействии экстремистской деятельности

Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 299-ФЗ)

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 421-ФЗ)

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

(Пункт в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 211-ФЗ)

2) экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

4) символика экстремистской организации — символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. (Пункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 255-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 148-ФЗ)

Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Статья 3. Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Статья 31. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов

Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. (Статья введена — Федеральный закон от 23.11.2015 № 314-ФЗ)

Статья 4. Организационные основы противодействия экстремистской деятельности

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности;

устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию экстремистской деятельности.

Правительство Российской Федерации:

определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия экстремистской деятельности;

организует разработку и осуществление мер по предупреждению экстремистской деятельности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий ее проявлений;

организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию экстремистской деятельности необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц. Для реализации решений этих органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

(Статья в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 179-ФЗ)

Статья 5. Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статья 6. Объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Статья 7. Вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его соответствующим территориальным органом. (В редакции Федерального закона от 29.04.2008 № 54-ФЗ)

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Статья 8. Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

По указанным в части второй настоящей статьи основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа. (В редакции Федерального закона от 29.04.2008 № 54-ФЗ)

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. (Часть введена — Федеральный закон от 24.07.2007 № 211-ФЗ; в редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 179-ФЗ; от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

Статья 10. Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения

В случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаются права общественного или религиозного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой

В настоящее время в России реализуется Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. №Пр-1069.

В соответствии с положениями Комплексного плана созданы и действуют интернет-ресурсы антиэкстремистского и антитеррористического содержания. Для того, чтобы воспользоваться контентом данных ресурсов, предлагаем познакомиться с сайтами «Наука и образование против террора» и «Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет».

В КубГУ прошла конференция по профилактике экстремизма

Кубанский государственный университет 4 февраля посетил представитель Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, который рассказал о противодействии экстремизму и роли студентов в безопасности общества.

Конференцию открыл проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Николай Васильевич Редькин. Он отметил, что в 1990 годы было утрачено много полезного опыта советского прошлого, в том числе в воспитании. Молодежь находится в постоянном поиске идей, чем пользуются «сомнительные» личности и организации. Сейчас идет борьба за молодые умы, а студенты – это основная целевая группа, которой заинтересованные силы активно стараются внушить антигосударственную философию и, преследуя собственные, зачастую корыстные интересы, использовать молодых людей, для выражения протеста власти и организации массовых беспорядков. Террористы активно и профессионально используют медийные технологии, особенно ИГИЛ. Через средства массовой коммуникации они пытаются убедить остальной мир, что боевик ничем не отличается от других людей. Образ боевика романизируется и активно «очеловечивается». Методы пробуждения симпатии к террористам эффективно работают по отношению к молодежи.

Представитель Федеральной службы безопасности РФ описал нестабильную обстановку в некоторых регионах, являющихся «рассадниками» терроризма, рассказал о колоссальной работе, направленной на сохранение порядка и мира в нашей стране. Именно с этой целью ведется разъяснительная работа с молодыми людьми, обучающимися в университете. Также он отметил, что в КубГУ не находится в зоне риска экстремистов.

Студенты смогли задать выступающим много вопросов. Им рассказали, что делается для поддержания правопорядка и как молодежь может помочь органам безопасности.

Сергей ПАНЧЕНКОВ

Многонациональная встреча

В Кубанском государственном университете 10 декабря состоялась встреча студентов-первокурсников, представляющих республики Северного Кавказа, а также страны Средней Азии, с лидерами национально-культурных общественных объединений Краснодарского края, среди которых начальник отдела управления по работе с политическими партиями, общественными объединениями и межнациональным отношениям департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Сергей Александрович Мозговой, начальник отдела по духовно-нравственному воспитанию государственного бюджетного учреждения МЦ «Инвентум» Павел Сергеевич Голованов, заместитель председателя Краснодарской краевой общественной организации лезгин Нажмудин Валединович Муртузов, председатель Краснодарской краевой общественной организации «Центр абхазской культуры «Апсны» Василий Чаманович Чанба, председатель Краснодарской краевой общественной организации «Центр адыгской культуры» Сафиет Зауркановна Шамова и другие гости.

Встреча прошла в теплой и дружественной обстановке. Уважаемые гости рассказали ребятам об условиях, которые созданы в Краснодарском крае и городе Краснодаре для развития культурных традиций народов, населяющих наш регион. Помимо прочего участники встречи затронули острые вопросы, касающиеся проявлений экстремизма на международном уровне в молодежной среде, причины его возникновения и способы противодействия ему.

Подобные встречи в Кубанском государственном университете проводятся регулярно, в виду чего участниками было принято решение о проведении нового мероприятия со студентами КубГУ уже в начале 2016 года.

В КубГУ обсудили информационную безопасность в сфере профилактики экстремизма

В Кубанском государственном университете при содействии Департамента молодежной политики Краснодарского края и ГУ МВД России по Краснодарском у краю 30 ноября прошел круглый стол на тему: «Особенности информационной безопасности в сфере профилактики экстремизма в молодежной среде».

В качестве экспертов были приглашены подполковник полиции, начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества УИ и ОС ГУ МВД России по Краснодарскому краю С.Ю. Любин, начальник отдела духовно-нравственного воспитания молодежи ГБУ КК «МЦ Инвентум» П.С. Голованов, доктор философских наук, профессор В.М. Юрченко, доктор политических наук, профессор А.В. Баранов, доктор социологических наук, профессор Т.А. Хагуров, кандидат социологических наук М.В. Донцова. Слушателями стали студенты факультета управления и психологии и юридического факультета. Общее модерирование круглого стола осуществляли советник при ректорате КубГУ В.М. Юрченко и проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Н.В. Редькин.

На встрече были обсуждены важные вопросы, касающиеся проявлений экстремизма в молодежной среде и методов противодействия им, особенностей информационной безопасности в сфере профилактики экстремизма, формирования общегражданской идентичности в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и многое другое.

Основными выводами круглого стола стали мнения участников о необходимости придания всеобщего характера противодействия идеологии терроризма, а также усиление степени информационного противодействия идеологии терроризма.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее -Закон), под экстремистской деятельностью понимается «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы http://www.minjust.ru/ (федеральный список экстремистских материалов)

символика экстремистской организации — символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.»

В России эта проблема приобретает особое значение и напрямую ставит под угрозу национальную безопасность страны, ее целостность и суверенность. Несмотря на то, что в Законе прописано демократическое положение о свободе совести и вероисповедания, именно это положение чревато крайне негативными последствиями для мира и стабильности не только каждой отдельной страны, которая его провозглашает, но и всего мирового содружества в силу специфики его правоприменения. Это стало проблемой также для многих стран мира.

Согласно ст. 18 Международного Пакта от 16.12.1996 г. «О гражданских и политических правах»:

«1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу, иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Экстремизм является одной из глобальных проблем, которая стоит не только перед Россией, но и перед всем человечеством. Государство должно решать данную проблему, принимать различные политические, идеологические, нравственные меры.

Работа правоохранительных органов и спецслужб осуществляется в нескольких направлениях:

Выявление экстремистской деятельности — это обнаружение признаков правонарушения экстремистской направленности по материальным или идеальным следам.

Предупреждение экстремистской деятельности — это выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности.

Пресечение экстремистской деятельности — воспрепятствование продолжению совершения обнаруженного правонарушения экстремистской направленности, доведению его до завершения.

Раскрытие правонарушения экстремистской направленности — выявление подозреваемого и изобличение его системой доказательств по делу.

Расследование правонарушения экстремистской направленности — регламентируемая законодательством РФ и основанная на нем деятельность уполномоченных субъектов по собиранию, исследованию, оценке доказательств и использованию их с целью принятия решения по делу.

В России одной из главных задач органов государственной власти, местного самоуправления, правозащитных и иных общественных организаций является поддержание межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие. В рамках решения этой задачи особый упор делается на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления.

Согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной 14 ноября 2013 г. Президентом Российской Федерации, одним из основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности является противодействие экстремизму. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает в качестве одного из направлений решения поставленных задач совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и конституционный строй РФ. Сегодня задачу противодействия экстремизму выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Законом определены основные направления противодействия экстремистской деятельности, в частности, противодействие экстремистской деятельности осуществляется: принятием профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявлением, предупреждением и пресечением экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  2. законность;
  3. гласность;
  4. приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  5. приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  7. неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности (ст.2 Закона)

Согласно ст. 3 Закона, противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  2. выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами (ст.3.1 Закона).

В целях реализации единой системы противодействия и профилактики экстремистской деятельности в 2001 году принималось Постановление Правительства от 25 августа 2001 г. № 629 «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)». Для борьбы с экстремистской деятельностью необходимо использовать комплекс общих, специальных и индивидуальных профилактических мер. Профилактика предполагает воспитание толерантности в обществе, нетерпимости к проявлениям экстремизма и т.д. Важное значение имеют также воспитательно-образовательные мероприятия и программы. При этом следует обязательно учитывать, что пропагандистские меры ни в коем случае не должны проводиться в отрыве от реальных действий.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, а также других преступных посягательств на права и свободы гражданина, материальные и духовные ценности общества.

Преступления экстремистской направленности представляют серьезную угрозу национальной безопасности. Задача правоохранителей состоит не только в выявлении и пресечении этих преступлений, но и в осуществлении предупредительной деятельности. Необходимо использовать научные знания в разных областях, в том числе криминалистические знания в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности одна из ключевых задач наших правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности.