Глав в конституции РФ

12 декабря 2013 года Конституции Российской Федерации исполнилось двадцать лет со дня принятия. Отметим, что не следует путать день принятия Конституции РФ со днем вступления её в действие (юридическую силу), которое произошло со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

В истории России насчитывается пять Конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью с одной стороны, государством и обществом – с другой, а также определяющий основы организации самого государства.

Потребность в новой конституции в любой стране, как правило, возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Так, изменения произошли и в нашем государстве – 26 декабря 1991 года произошёл распад СССР.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала работу по разработке проекта новой Конституции. Сложная расстановка политических сил в Конституционной комиссии приводила к многочисленным противоречиям, коллизиям. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей. Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этом столкновении принимал участие по долгу службы наш земляк – уроженец г. Чапаевска, гвардии ефрейтор воздушно-десантных войск Вооружённых Сил Российской Федерации Хихин Сергей Анатольевич. Утром 4 октября 1993 года, пытаясь сдержать наседающую толпу сторонников Верховного Совета России, Хихин С.А. получил смертельное ранение. Указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания» Хихину С.А. посмертно было удостоено высшее государственное звание Героя Российской Федерации. Именем Хихина С.А. названа средняя общеобразовательная школа № 10 г. Чапаевска, в которой он учился.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе. Проектов новой Конституции было подготовлено множество. Главными из них являлись два:

  • проект Конституционной комиссии;
  • проект Конституционного совещания, созванного по решению Президента РФ Ельцина Б.Н.

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп.

15 октября 1993 года Президент РФ Ельцин Б.Н. подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Всенародное голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие Конституции проголосовало 58,43%, «против» – 41,57%. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

Принятая Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 2-х разделов, 9-ти глав и 137 статей. По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в тоже время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

Библия (греч. βιβλια, мн. ч. от βιβλιον — «книга, сочинение») — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом и для иудеев.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке — койне.

Ветхий Завет (Танах)
Первая по времени создания часть Библии была заимствована христианством из иудаизма и в оригинале называется Танах; в христианстве она получила название «Ветхий Завет», в отличие от «Нового Завета». Используется также название «еврейская Библия». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на древнееврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями. Является Священным Писанием для всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, — однако канонизирована только в первых двух названных (в исламе её законы считаются недействующими, а кроме того искажёнными)

Новый Завет
Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает.

обращению гражданина Калюжного М.В. относительно официального толкования положений ч. 1 ст. 216 ГК Украины (Определение от 7 ноября 2012 г. № 30-в/2012). Суд заявил позицию оценки приложенных к конституционному обращению копий судебных решений, определив, что они приняты по различным юридически значимым обстоятельствам, а следовательно, отсутствует неопределенность в применении судами положений абз. 2 ч. 1 ст. 216 ГК Украины.

Ссылаясь на такой же «отказ» в ранее принятом Определении от 12 мая 2012 г. № 31-в/2012, Конституционный Суд оказался в плену собственного сужения обязанностей применить предоставленные ему Конституцией полномочия для толкования положений законов тогда, когда есть практическая необходимость. Искусственное «октроирование» предоставленных полномочий в дальнейшем будет мешать Конституционному Суду решать весомые конституционно-правовые проблемы правопонимания на основе требований приоритета интересов и конституционного статуса человека и гражданина.

В.В. Мамонов

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье дается определение конституционной ценности; выделяются конституционные ценности современной России, определяется их соотношение с основами конституционного строя. Называются «основные конституционные ценности». Рассматриваются ценности, не закрепленные в Конституции РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционная ценность, основы конституционного строя, федерализм, светское государство, труд, демократия, Конституционный Суд РФ, Президент РФ.

V.V. Mamonov

THE CONSTITUTIONAL VALUES OF MODERN RUSSIA

Чтобы иметь ясное представление об обществе, определить перспективы его развития, необходимо выяснить ценности, имеющие приоритетное значение. В ценностях народа концентрированно выражается историческое, культурное наследие, доставшееся от предков. Ценности — это тот признак, который позволяет идентифицировать принадлежность субъекта к какой-либо группе. В системе ценностей особое значение имеют те, которые установлены Конституцией страны, поскольку этот документ принимается населением непосредственно или от его имени, имеет высшую юридическую силу и носит учредительный характер.

© Мамонов Вадим Васильевич, 2013

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права (Санкт-Петербургский государственный экономический университет); e-mail: mamonov1975@yandex.ru

Для современной России определение конституционных ценностей имеет приоритетное значение по следующим обстоятельствам: во-первых, они объединяют относящихся к различным социальным, возрастным, профессиональным, религиозным и иным группам граждан, делают из населения, проживающего на определенной территории, многонациональный народ России. И.Е. Фарбер справедливо обращал внимание на то, что Конституция — это не только юридический акт, но и важнейший политический документ1. Как бы ни был высок уровень социально-экономического развития страны, этот фактор, взятый в отдельности, не может создать из людей одну общность. Именно совместные ценности предопределяют сплоченность народа. Идеалы советских людей были в немалой степени утопическими, но они служили опорой дружбы этносов, основой сохранения государственности, вдохновляли граждан на подвиги.

Во-вторых, важным элементом реализации суверенитета государства следует признать свободное установление им своих национальных ценностей, которые позволяют проводить независимую внешнюю политику. Желаемый результат не может быть достигнут без определения ценностей, которые стали бы общепризнанными в мире. Свидетельством этому выступают частые разногласия постоянных членов Совета Безопасности ООН по ключевым вопросам. Геополитическое положение делает неизбежным наличие для России ценностей, учитывающих приоритеты как западной, так и иных современных цивилизаций. Однако отечественная аксиология не может копировать иностранные ценности.

Разрешение конкуренции традиционных и заимствованных ценностей имеет практическое значение. Мнения Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по вопросу предоставления военнослужащим мужского § пола отпуска по уходу за ребенком оказались диаметрально противоположны-~ ми2. Анализируя эту ситуацию, А.А. Ливеровский верно обращает внимание на

* проблему совместимости двух культур, двух цивилизаций в рамках правовой

% 3

? системы нашего государства3.

| B-третьих, в условиях жизненно необходимого для экономики притока ми-

| грантов, неизбежно требуется выработать идеи, учитывающие традиционные

| устои российского общества и взгляды, разделяемые натурализованными граж-

й данами и приезжими.

5 В-четвертых, сегодня очевидным фактом является востребованность измене® ний в различных сферах жизни общества, взаимоотношений его с государством. § Мы переживаем особый момент в нашей истории, когда прерывание необходимой £ модернизации может превратиться не в очередной эксцесс, что уже немало, а в | окончательную катастрофу народа и государства4. Конституционные ценности ё могут стать гарантией от застоя, поскольку устанавливают ориентиры, дости-§ жение которых требует непрерывного, постоянного развития. Вместе с тем они

ш

£ препятствуют революционному слому устоявшихся норм.

и Дать определение понятия «конституционная ценность» представляется не-

1 простой задачей, поскольку ценности могут включать в себя процессы, субъект ты, предметы, убеждения, ориентиры. В.П. Тугаринов определял ценности как «явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества в качестве действительности или идеала»5. По мнению Н.В. Витрука, «конституционная ценность — объекты реальной действительности, признанные в качестве основных ценностей и нашедшие свое закрепление и гарантирование в использовании, реализации, охране и защите

в Конституции Российской Федерации»6. Конституционные ценности не всегда

воплощены в жизнь. В ряде случаев их лишь предстоит достичь. Например, Н.С. Бондарь и Ю.В. Капранова рассматривают равноправие как базовую ценность современных демократий. Однако реализация гражданами своих прав в политике пока еще в значительной степени зависит от принадлежности к партии, в социальной сфере — от места жительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном конституционализме феномен ценностей проявляется в трех измерениях: а) сама по себе конституция как ценность; б) получающие прямое закрепление в нормах и институтах конституции ценности; в) имплицитно выраженные конституционные ценности как результат практической конституционно-судебной аксиологии7. Конституционные ценности не всегда непосредственно закреплены в конституции. Этому могут быть объективные и субъективные причины. Жизнь динамична, поэтому возможно появление новых ценностей, которые не были известны либо отрицались ранее. Однако для закрепления их в тексте основного закона требуется время. Иногда придание им соответствующего статуса сдерживается юридически сложной процедурой внесения дополнений в конституцию. Благоприятная окружающая среда не всегда рассматривалась в конституциях как ценность. Во втором десятилетии XXI в. все большую значимость приобретают Интернет, социальные сети. В июле 2012 г. Совет по правам человека ООН одобрил резолюцию о всеобщем праве на свободное пользование интернетом. Нельзя исключать, что доступ к интернету станет самостоятельной ценностью, отраженной в конституциях будущего.

Конституционные ценности в ряде случаев прямо не закреплены в конституциях в силу несовершенства их текстов, возникшего из-за поспешности принятия или сознательного дистанцирования авторов от предшествовавшей эпохи. В Конституции РФ не определены универсальные ценности, на которых с основывается внешняя политика — всеобщий мир, безопасность. В преамбуле | Конституции РФ сказано, что Россия является частью мирового сообщества. Но р ведь оно неоднородно. Действия России по признанию Южной Осетии и Абхазии ° как субъектов международного права поддержали лишь несколько государств. | В Конституции СССР 1977 г. в качестве ценностей провозглашались безопас- У ность народов, дружба, широкое международное сотрудничество, разоружение. р

о

В эпоху принятия Конституции РФ распространенным было мнение, выра- е

женное О.Г. Румянцевым: «Текст новой Конституции деидеологизирован, он не |

содержит идеологические директивы, заманчивые и эмоциональные посулы»8. р

Однако не следует игнорировать то обстоятельство, что одна из функций любой Ч

конституции — идеологическая. Конституционная идеология основывается на о

конституционных ценностях. К

Вероятно, конституционные ценности — это конституция, закрепленные в |

ней процессы, цели, к достижению которых стремятся государство, общество 1

и поддерживаемые большинством граждан, определяющие стратегические на- №

правления развития страны. з

По мнению Н.С. Бондаря, генерируют конституционные ценности судебные ■

органы конституционного контроля9. По своей сути это утверждение справед- 3 ливо. Конечно, решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, не могут выходить за рамки ценностей, установленных Конституцией РФ. Однако официальное установление сути ценностей, их взаимосвязи возможно лишь через решения Конституционного Суда РФ.

Следует признать, что в действующей системе власти и, исходя из своего статуса гаранта Конституции РФ, де-факто Президент РФ не только руководствуется 127

конституционными ценностями, но и устанавливает среди них приоритеты при осуществлении внутренней и внешней политики. Так, в Указе Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» отмечалось, что этот нормативный акт был издан с учетом того, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти10. Ценности России особо выделены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г.: справедливость, свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм.

Ценности не одинаковы по своему значению. Для более ясного понимания и повышения эффективности защиты необходимо определить их иерархию. Не все институты и процессы, закрепленные в Конституции РФ, следует рассматривать в качестве конституционных ценностей. Статус конституционных необходимо признать лишь за жизненно важными ценностями, без которых немыслима жизнь человека, сохранение государственности, развитие общества по пути прогресса.

В литературе, решениях Конституционного Суда РФ часто используются термины, близкие по значению к понятию «конституционная ценность» или производные от него. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2001 г. № 30-П говорится о «конституционно защищаемых ценностях» — независимости суда, состязательности судопроизводства. В Постановлении Конституционного Суда от 20 декабря 2011 г. № 29-П выделены «основные конституционные ценности», в т. ч. защита прав и законных интересов других т лиц. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П 3 одной из «базовых ценностей общества и государства» выделено право каждого й на объединение. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2001 г. | № 14-П говорится о «балансе конституционного значимых ценностей». Можно встретить упоминание в качестве конституционных ценностей представитель-I ства, прав коренных малочисленных народов11.

| Вряд ли оправдано использование в юридической лексике термина «консти-

1 туционно защищаемые ценности», поскольку любая конституционная норма

о

| подлежит защите, выражающейся в деятельности Конституционного Суда РФ.

| Таким образом, нет разницы между конституционной ценностью и конституционно защищаемой ценностью. К конституционно значимым ценностям следует

| относить те ценности, которые не закреплены в тексте Основного Закона, но

| имеют конституционное значение.

1 Определения «основные конституционные ценности» и «базовые ценности | общества и государства» тождественны в том случае, если совпадают юридиче-

§ ская и фактическая конституции страны. В такой ситуации основные конститу-

£ ционные ценности выступают краеугольным камнем, на котором выстраивается пирамида всех иных ценностей. Основные конституционные ценности неизмен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ны. Иное ведет к неминуемым революционным потрясениям или эволюционным

о

т реформам и принятию новой конституции. Они первичны по отношению к иным конституционным ценностям.

Основные конституционные ценности должна быть устойчивыми, понимаемыми и разделяемыми большинством населения. Их можно условно разделить на виды: духовно-нравственные (любовь и уважение к Отечеству, историческое и культурное наследие, справедливость, добро, просвещение, труд, семья, дружба), 128 политические (суверенитет, гражданство, национальное развитие, мир, граждан-

ское согласие, безопасность), юридические (Конституция РФ, законность), имущественные (территория, земля), экологические (благоприятная окружающая среда). Отдельное место занимают выступающие в качестве самостоятельных ценностей многонациональный народ России, государственность, личность.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы. Для того чтобы понять значение такого пиетета к человеку, необходимо вспомнить, что многие из воспринятых Конституцией РФ идей зародились в предшествовавший ее принятию период, называемый часто «романтическим» конституционализмом. В начале 90-х гг. XX в. была предпринята попытка навсегда уйти от тоталитаризма, в котором фактически отрицались не только права человека, но и умалялся сам человек как субъект, представляющий значение для государства. Рассматривая Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., Б.С. Эбзеев пишет: «Память о недавнем прошлом была слишком свежа. Отсюда стремление авторов Декларации ограничить власть государства как можно основательнее»12.

Идея первостепенной значимости ценности человека своими корнями уходит к нормам Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Преисполненные решимости не допустить повторения ужасов Второй мировой войны, принявшие ее государства, вероятно, исходили из достаточности для гармоничного развития самого факта постановки человека на высшую ступень пьедестала. Возвышение значимости человека привело к дисбалансу ценностей. Кризисы последних лет в странах Европы в своей основе заключаются не в расстройстве финансовых или экономических систем, а в неадекватности современным реалиям гуманитарных политик. Государственные бюджеты все чаще не в состоянии нести бремя обще- ш признанных обязательств перед человеком. н

«Высший» означает превосходную степень от слова «высокий» и предполагает, С

а

что над ним уже нет иных рангов. Однако абсолютное понимание ст. 2 Консти- т

о

туции РФ привело бы нас к тому, что любой преступник, лицо, перешедшее до- к

о

пустимую грань добра и зла, были бы ориентиром для развития общества и святы о’ для государства. Конституционной ценностью следует признать не каждого че- уа ловека вообще, а лишь личность, ответственную за свои действия, заботящуюся о о благополучии близких, созидающую, вкладывающую собственные ресурсы, н

о

энергию для процветания малой родины и Отечества в целом. Для воспитания Ю и развития личности должны прилагать усилия общество и государство. и

Одной из привилегированных конституционных ценностей, требующей при- с

к

стального внимания государства, является общность многонациональный народ а России. Именно он принял Основной Закон страны, в котором конституировал Л все иные ценности. Народный суверенитет неосуществим вне рамок отечествен- | ной государственности, которой в 2012 г. исполнилось 1150 лет. Древняя Русь, • Московское царство, Российская империя, СССР, Российская Федерация — это 99 этапы ее становления. Интересы сохранения государственности в различные ^ периоды истории как никакой иной ценности требовали напряжения всех люд- к ских ресурсов, часто сопровождались многочисленными жертвами. С ее утратой не мог смириться российский народ.

Таким образом, высшими взаимосвязанными ценностями современной России следует рассматривать общность многонациональный народ России, государственность и личность. Можно встретить утверждения, что конституционной ценностью являются отдельные права человека13. Вряд ли это верно. Гармоничное развитие 129

личности предполагает обладание и возможность использования всего комплекса прав, присущих гражданину цивилизованного государства нынешнего века.

Главные конституционные ценности находятся в тесной взаимосвязи, но не совпадают с основами конституционного строя, которые выступают ценностями юридической конституции, поскольку имеют в силу ст. 16 Конституции РФ особый статус. Мы не относим к основным конституционным ценностям ряд основ конституционного строя: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства, социальное и светское государство, республиканскую форму правления, самостоятельность местного самоуправления.

Очевидно, что демократии нет приемлемой альтернативы. Однако нельзя выделить идеальную ее модель. Демократия не может быть самоценностью, ее институты представляет собой важность лишь в обществе, которое достигло определенного уровня стабильности и свободы, гарантирующего от наступления охлократии и следующей за ней тоталитарной диктатуры. Демократия жизнеспособна, если большинство избирателей — граждане, самостоятельно обеспечивающие себе достойную жизнь, не связывающие доступ к благам исключительно с преференциями от государства. Несмотря на формальное присутствие в нашей действительности многих принципов демократии, она еще не стала ценностью жизни. На власти лежит ответственность по подготовке социально-экономических предпосылок для поступательного движения к ней.

Ряд авторов считают, что конституционной ценностью является федерализм14. По нашему мнению, более адекватным для России является унитаризм с правом предоставления широкой автономии для территорий, имеющих особенности в своем развитии. Такая модель выгодна самим регионам с неординарным статусом, поскольку позволяет им выстраивать отношения с центром с учетом своей уникальности. Равноправие субъектов ведет к ординарности их положения в России.

Одной из послевоенных европейских ценностей, воспринятых Конституцией РФ (ст. 7), является провозглашение России социальным государством. Вероятно, сегодня выделять как особый признак социальный характер государства не имеет практического смысла. Каждое современное цивилизованное государство является социальным. Сложность состоит не в конституционном признании обязательств перед нуждающимися в социальной защите лицами, а в экономических возможностях страны для установления уровня гарантий. Например, все европейские страны устанавливают пенсионное обеспечение. Однако размер выплат разный. Социальное государство — это не юридическая проблема, а экономический вопрос.

В настоящее время можно наблюдать рост активности религиозных объединений в общественной жизни и деятельности государства. В ряде случаев это делает уместной дискуссию о соответствии позиционирования церкви принципам светского государства, провозглашенного ст. 14 Конституции РФ. Нелепо отрицать рост за последние десятилетия религиозного самосознания людей. Атеизм для отдельного человека может быть благом, поскольку позволяет более объективно познавать окружающий мир, следовать научным теориям. Вместе с тем безверие всего народа может обернуться для него катастрофой. В условиях конституционного запрета на активное участие государства в выработке и продвижении своей идеологии образовавшийся идейный вакуум может быть быстро заполнен губительными для государственности и традиционных морально- нравственных основ общества идеями. Присутствие Церкви в публичной сфере — это совершенно нормальное для свободного общества явление15. Ценность сотрудничества государства и религиозных объединений, а не отделения их друг от друга может быть

признана в качестве конституционной. Это позволит четко определить пределы совместных действий, взаимную ответственность и обязательства.

Одной из основных конституционных ценностей является труд. Статья 37 Конституции РФ необоснованно исходит из узкого понимания труда, рассматривает его лишь как право каждого. В широком смысле труд имеет колоссальное общественное значение. В ст. 14 Конституции РСФСР 1978 г. он признавался источником роста общественного богатства, благосостояния народа, первой жизненной потребностью человека, определяющей его положение в обществе. Конституционная ценность труда не означает его принудительный характер, но указывает на то, что только труд дает каждому возможность повысить свой статус в обществе, сделать свою жизнь более достойной.

В Конституции РФ не выражена ценность просвещения. Образование рассматривается лишь как право и до определенного уровня обязанность каждого. Ничего не сказано о ценности научного знания. Как самостоятельную конституционную ценность следует понимать развитие страны, выражаясь современным термином, модернизацию. Конституционные доктрины ряда зарубежных стран включают соответствующие положения в свои правовые системы в качестве базовых норм. Например, преамбула и ст. 3 Конституции Республики Бразилии от 5 октября 1988 г. среди высших ценностей и основных целей Бразилии называет обеспечение национального развития16.

Добро как основная конституционная ценность находит воплощение через принцип гуманизма, закрепленный в нормативных актах (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам», ст. 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ), реализуемый в деятельности органов государственной власти РФ (амнистия, помилование), работе общественных объединений и с жизни граждан (благотворительность, волонтерство). На протяжении 2012 г. к наблюдалась тенденция усиления и введения ответственности за совершение р различных преступлений. В УК РФ внесены ст. 128.1 «Клевета», 298.1 «Клеве- в та в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, | производящего дознание, судебного пристава». Ужесточены санкции за нару- у шение правил проведения массовых мероприятий (ст. 20.2, 20.2.2. КоАП РФ). р Необходимо учитывать тот факт, что лишь криминализация явлений, попытка » регулирования их только через ужесточение воздействия государства не спо- но собна решить проблемы. Во всех возможных ситуациях государству следует р проявлять гуманность, сопоставляя ее со справедливостью, являющейся еще ч одной основной конституционной ценностью. Жизнеспособно только добро. Его о противоположности — зло, жестокость — в исторической перспективе оказыва- К ются неконкурентоспособными и проигрывают. е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Названные основные конституционные ценности следовало бы полно ука- и зать в преамбуле Конституции РФ. Процедура внесения изменений в эту часть щ Основного Закона РФ не установлена. Полную ясность в урегулирование данной к проблемы могла бы позиция Конституционного Суда РФ. ^

Конституция РФ сама выступает в качестве одной из основных конституци- 3 онных ценностей. Будучи принятой в условиях противостояния политических, социальных, региональных сил и групп, она помогла избежать безвозвратного распада общества, парализации государства, что привело бы к повсеместному нарушению естественных прав человека. Конституция РФ не идеальна, но она позволяет достигать всем участникам политической жизни приемлемых компромиссов, двигаться многонациональному народу России вперед в своем 131

развитии, обеспечивает связь поколений, формирует прогрессивные традиции. Согласимся с В.Т. Кабышевым в том, что «в обозримом будущем нечто лучшее, чем Конституция РФ, не предвидится»17. Изучить конституционное наследие страны позволяет знание ее конституционных ценностей. Через их совершенствование возможно приумножение потенциала Конституции России.

1 См.: Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 71.

2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г., Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 октября 2010 г. «Константин Маркин против России».

3 См.: Ливеровский А.А. Перспективы претворения шариата и адата в современной России. Махачкала, 2012. С. 9.

4 См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 544.

5 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. С. 3.

7 См.: Бондарь Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6. С. 2.

10 См.: САПП РФ. 1993. № 39, ст. 3597.

12 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2011. С. 163.

14 См.: Юсубов Э.С. Российский федерализм как конституционно-правовая ценность // Российское правосудие. 2009. № 8. С. 10-16.

15 См.: Речь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на конференции «От Древней Руси к Российской Федерации — история российской государственности» 28 сентября 2012 г. // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения: 15.04.2013).

16 См.: Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М., 2006. С. 122-302.

17 Кабышев В.Т. Россия — суверенное демократическое государство (к 20-летию Декларации о государственном суверенитете РСФСР) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2010. Вып. 11. С. 13.

В.О. Лучин, Т.М. Пряхина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются социально-психологические факторы реализации Конституции РФ как гаранта обеспечения реальности норм Основного Закона страны, построения в России правового конституционного государства. Дается оценка вкладу профессора И.Е. Фарбера в развитие конституционной теории, особенно развитие им концепции право-

Текст Конституции РФ обновлён в связи с вступлением в силу поправок от 14.03.2020, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.

Понятие конституции вошло в наш мир из Римского права. В переводе с латинского и в юридическом понимании оно означает устройство государства во взаимоотношениях с населением страны. Если привести современные аналогии, то конституцию можно сравнить с уставом организации. Все действия организации осуществляются в рамках устава, а устройство и функционирование государства соответствует нормам её главного закона.

Действующая Конституция РФ и её субъекты

Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году, то есть через два года после появления страны с таким названием. Несмотря на то, что Российская федерация находится в границах бывшей РСФСР, её устройство существенно отличается от советского варианта.

Принято считать, что основной закон РФ ориентирован на его граждан. Такое представление не совсем верно. Декларируемые права и свободы в равной степени распространяются на любого человека, находящегося на территории с российской юрисдикцией.

Например, статья 20 защищает право на жизнь любого человека, независимо от происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности и гражданства. Статья 62 посвящена декларации прав людей, не имеющих российского гражданства. Такие люди обладают правами граждан России. Однако в целях обеспечения безопасности страны ряд прав иностранцев ограничивается федеральными законами.

Субъектами конституционного права являются две стороны – люди, то есть физические лица, и общество. От имени последнего выступают органы государственной и муниципальной власти, а так же общественные объединения любого ранга, в том числе и международного. При этом не регламентируется напрямую функционирование коммерческих организаций. Они являются вариантом реализации прав людей на объединения.

Поправки в Конституцию 2020 года: краткое содержание и тезисы

В 2020 году в текст Конституции России были внесёны поправки, принятые в результате общероссийского голосования.

  • Установление русского языка государствообразующим;
  • Признание культуры Российской Федерации уникальным наследием;
  • Установление неприкосновенности для президента после отставки;
  • Изменение механизма отрешения президента от должности;
  • Ужесточение требований к сенаторам и депутатам Госдумы и обеспечение их неприкосновенности;
  • Совместное собрание палат только для заслушивания президента;
  • Включение в Конституцию арбитража, Верховного и Федерального суда, мировых судей;
  • Председатель Правительства несет персональную ответственность перед президентом;
  • Правительство обеспечивает укрепление и защиту семей, инвалидов, содействует развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии;
  • Ужесточение требований к прокурорам и судьям;
  • Генеральный прокурор может сниматься с должности президентом РФ;
  • Усиление полномочий Государственного Совета Федерации;
  • Главы силовых ведомств и региональные прокуроры назначаются президентом и Советом Федерации.Совет Федерации может снимать с должности судей;
  • Президент и высокопоставленные чиновники не могут иметь иностранное гражданство;
  • Конституционный суд может проверять законопроекты;
  • Местное самоуправление подчиняется Федеральным законам;
  • Госдума будет утверждать председателя правительства;
  • Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать население медицинской помощью;
  • Создание федеральных территорий и организация на них публичной власти;
  • Защита территориальной целостности страны, запрет действий, направленных на изменение границы РФ;
  • Добавлен пункт о правопреемстве СССР;
  • Добавлено упоминание Бога, защиты исторической правды, признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания;
  • Введение положения о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом;
  • Установление возможности размещения отдельных органов власти вне города Москвы;
  • Расширение полномочий ведомств России;
  • Включение сельского хозяйства и молодежной политики в ведение субъектов Российской Федерации, добавление пункта о защите семьи и материнства;
  • Оплата труда не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже 1 раза в год;
  • Обязательная индексация социальных пособий;
  • Создание условий экономического роста страны, повышения доверия между государством и гражданами;
  • Ужесточение требований к высшему должностному лицу субъекта РФ и органах исполнительной власти;
  • Приоритет Конституции РФ над международным правом;
  • Закрепление мер по международному поддержанию мира;
  • Поддержание президентом мира и согласия в стране;
  • Президент должен проживать в России не менее 25 лет, занимать должность не более двух сроков, не иметь иностранного гражданства;
  • Добавление президенту дополнительных полномочий.

Востребованность КРФ

Принятие конституции является сигналом для законодателей. Как правило, основной документ принимается заново в том случае, если происходят существенные изменения в обществе и государстве. Поскольку все юридические документы должны соответствовать конституции, после её принятия обычно меняется и вся юридическая система страны.

Особенно это правило касается нормативных актов федерального уровня. Именно по этой причине в Российской Федерации после 1993 года был принят целый ряд законов федерального, а затем и регионального уровней.

Однако общество и люди, его составляющие, могут пользоваться главным законом для отстаивания своих прав даже в том случае, если эти права ещё не нашли своего развития в нормативах другого уровня. Статья 15 основного документа декларирует прямое действие его норм на всей территории страны. Это означает, что использовать главный закон в отстаивании своих прав могут все люди, находящиеся в зоне российской юрисдикции, то есть на:

  • территории в границах РФ;
  • кораблях с российским флагом;
  • военных базах;
  • территориях посольств.

Конституция РФ является одновременно продуктом развития общества и документом, закрепляющим результаты этого развития. В результате формируется единство противоположностей. Это единство позволяет рассматривать главный закон как основу формирования стабильности состояния общества и государства.