Главное управление федеральных таможенных доходов

Начальник ЮТУ И. Литвинов: Намеченные задачи выполним

На вопросы журнала Таможня отвечает начальник Южного таможенного управления Игорь ЛИТВИНОВ.
Игорь Иванович, вы уже побывали в большей части вверенных Вам таможен. Каковы впечатления?
— Южный Федеральный округ — экономически стабильный, показывающий динамику роста внешнеторговых отношений. В Южном таможенном управлении двадцать таможен. ЮТУ продолжает работать стабильно, динамично наращивает основные показатели, о чем свидетельствуют итоги первого полугодия. Если сравнивать с соответствующим периодом 2005-го, внешнеторговый оборот вырос на треть и составил более 20 миллиардов долларов США. Таможенные платежи, перечисленные в государственный бюджет, увеличились на 55 процентов и достигли 164 миллиарда рублей, плановое заданиевыполнено на 101, 61 процента.
Большое внимание уделяется внедрению передовых технологий и прежде всего, системе управления рисками, позволившей снизить количество таможенных досмотров импортных товаров до 16,8 процента, экспортных — до 2,6. Более активно используется предварительное декларирование товаров, в настоящее время его доля достигла 14,1 процента, в том числе 26 — при импортных поставках. Электронное декларирование товаров сейчас применяется в пяти таможнях региона на 12 таможенных постах. До конца года еще на четырех таможенных постах будет освоена эта технология. Выдерживаются и предусмотренные Таможенным кодексом сроки выпуска грузовых таможенных деклараций — с опережением, в течение одного дня, оформляется 96 процентов ГТД.
Продолжается целенаправленная работа по выявлению и пресечению недостоверного декларирования товаров, контрабанды, других нарушений таможенного законодательства. За первое полугодие возбуждено 3,5 тысяч дел об административных правонарушениях и 372 уголовных дела, что превысило показатели аналогичного периода 2005 года на 12 и 145 процентов соответственно.
— Что вы можете сказать о работе аппарата ЮТУ? С Вашим приходом также связывают перестановки в руководящем составе таможен…
— Ротация в таможенных органах-дело обыденное. На мой взгляд, деятельность аппарата ЮТУ, таможен региона дает основание полагать, что принципиальные качественные преобразования в таможенном администрировании, в формах и методах работы, обусловленные новым таможенным законодательством и программными документами ФТС России, идут с трудом. Несмотря на определенные позитивные сдвиги, оценивать их как исчерпывающие я бы не стал. Остаются нетронутыми значительные резервы практически на всех направлениях нашей деятельности.
— Например?
— Возьмем систему управления рисками, которая в деле усиления таможенного контроля показывает несомненную эффективность. Это выражается в безусловном увеличении средних индексов таможенной стоимости и таможенных платежей по большинству товарных позиций, росту средней загрузки контейнеров и транспортных средств, собираемости таможенных платежей
с одной ГТД и одного транспортного средства. Именно СУР позволила за прошедший год выявить почти 500 правонарушений, повлекших возбуждение уголовных и административных дел, штрафные санкции, перечислить в федеральный бюджет дополнительно около 900 миллионов рублей.
После ввода в действие отдельных профилей рисков из зоны деятельности ЮТУ ушел целый ряд скользких участников ВЭД, отмечаются структурные сдвиги в товарной номенклатуре в пользу более дорогостоящих и платежеемких товаров. В то же время СУР дает положительные результаты только там, где ею серьезно занимаются. Это подтверждается выводами как из аналитики , так и из проверок, проводимых ЮТУ. За полтора года деятельность семи таможен региона в части реализации СУР была оценена неудовлетворительно. До сих пор некоторые руководители по-прежнему считают, что это дело лишь отдельных специализированных отделов, а не системный механизм, требующий четкого взаимодействия всех функциональных подразделений, включая таможенную инспекцию и правоохранительный блок.
Корни такого положения нередко кроются в недостаточной координирующей роли аппарата ЮТУ и руководства таможен, неэффективных управленческих решениях, параллелизме действий, дублировании функций различных отделов и служб. В свою очередь это порождает волокиту, ненужную переписку, перетягивание одеяла на себя и как следствие — снижение качества работы.
Проводимый ЮТУ оперативный мониторинг процессов таможенного оформления, документальный и фактический контроль товаров риска, прикрытия, дефицита и профицита наглядно высвечивает просчеты и недостатки. Приведу лишь некоторые примеры по последним данным. Так, в Сочинской таможне вскрыты грубые нарушения в организации таможенного контроля и таможенного оформления импортных товаров на таможенных постах Морской порт и Аэропорт. В связи с этим ряд руководителей освобожден от занимаемых должностей. Результаты не замедлили сказаться. В настоящее время в этой таможне значительно возросли показатели по таможенной стоимости и объемы таможенных платежей.
Грубые нарушения выявлены при анализе электронных баз данных выпущенных ГТД в Ростовской, Краснодарской, Минераловодской, Новороссийской таможнях в части достоверности заявленных наименования и кода согласно ТН ВЭД России товаров, декларируемых как Поливинилхлорид микросуспензионный . Манипулируя с его кодом, декларанты стремились ставку ввозной таможенной пошлины снизить с 15 до 5 процентов. По выявленным фактам неверной классификации выставлены требования к доначислению более 20 миллионов рублей. По фактам образовавшейся недоимки в таможнях проводятся служебные проверки. Заведены дела об административных правонарушениях и готовятся материалы по уголовным делам в отношении декларантов. Соответствующий проект профиля риска направлен для утверждения в ФТС России.
На Славянском таможенном посту Краснодарской таможни перекрыт контрабандный ввоз товаров народного потребления из Турции. При установлении рисковой ситуации сотрудники аппарата ЮТУ выехали в Крымск для таможенного досмотра очередного контейнера. В результате установлено, что под видом плит и матов из стекловолокна (товар с крайне низким уровнем налогообложения) ввезена одежда весом 16,5 тонн. Ориентировочный недобор таможенных платежей исчисляется не менее чем 2,5 миллиона рублей. Заведено уголовное делопоч.1ст.188УКРФ.
Будем настойчиво исправлять положение, объединять усилия всех подразделений на безусловное выполнение возложенных на нас задач. Формальных кадровых зачисток проводить не собираюсь, но тем, кому груз ответственной и добросовестной работы не под силу, придется подыскивать себе другое место.
— Каковы планы руководства ЮТУ на будущее?
— Есть новый Таможенный кодекс, Концепция развития таможенных органов до 2010 года и детальный план мероприятий по ее реализации. Выработаны целевые программы по различным направлениям таможенной деятельности. Этим мы должны прежде всего руководствоваться.
Для ЮТУ серьезным испытанием стало рассмотрение в мае нынешнего года на выездном заседании коллегии ФТС России вопроса О работе таможенных органов Южного таможенного управления по обеспечению экономической безопасности российского государства . Решение коллегии охватывает широкий круг наших действий по этому комплексному вопросу на ближайшее время и перспективу, и для нас имеет программный характер. Наши действия по обеспечению экономической безопасности должны быть жесткими, но не затрудняющими условия для внешней торговли.В то же время жизнь не стоит на месте. Задачи усложняются, выявляются недостатки в правоприменительной практике, накапливаются системные проблемы, без устранения которых невозможно поднять на качественно иной уровень работу таможенных органов и повысить эффективность их деятельности. Тем более статус таможенной службы повысился в связи с ее переходом в непосредственное подчинение Правительству РФ. Это тоже ко многому обязывает. В связи с этим появляются новые акценты, новые подходы и пути решения назревших проблем.
— Коснутся ли структурные изменения таможен ЮТУ?
— Думаю, что они необходимы. Речь идет об оптимизации количества и качества таможенных органов. На основании сравнительного анализа основных показателей деятельности таможен и таможенных постов, с учетом развития внешнеэкономических связей и товарных потоков в регионе, подготовлены и направлены в ФТС России предложения по реорганизации таможенных органов. Перераспределения штатной численности произойдут в пользу подразделений с наиболее высокой интенсивностью работы, а также подразделений силового обеспечения с целью усиления безопасности и охранных мероприятий. Эти меры, на наш взгляд, повысят эффективность таможенного администрирования, создадут благоприятные условия для работы участников внешнеэкономической деятельности без ущерба для действенного контроля таможенного оформления на всей территории Южного Федерального округа.
— В Южном Федеральном округе проходят тысячи километров государственной границы. Запланированы ли какие либо мероприятия в этом направлении?
— Это один из важнейших вопросов как для Федеральной таможенной службы в целом, так и для ЮТУ в частности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 года 312 в течение полугода должна быть проведена паспортизация всех пунктов пропуска, по результатам которой будет принято решение о целесообразности их функционирования, а также определены пропускные характеристики и возможности по обеспечению работы всех государственных контрольных органов, в том числе и таможенных.
На сегодняшний день в ЮФО функционируют 63 пункта пропуска — автомобильные, воздушные, морские, железнодорожные. 23 из них — автомобильные — отнесены к ведению ФТС России. Если за все предыдущие годы в зоне ответственности ЮТУ построено шесть современных технически оснащенных автомобильных пунктов пропуска, то в соответствии с намеченными программами в течение трех лет планируется обустроить на уровне международных стандартов уже девять таких пунктов, а к 2010-му — еще четыре. Очень серьезная задача.
Хотел бы отметить повышенное внимание Федеральной таможенной службы к проблемам развития таможенной инфраструктуры в приграничных районах ЮФО. Только за последний месяц заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин детально ознакомился с работой Северо-Осетинской таможни, начальник ГУТО ФТС России Сергей Комличенко, заместитель генерального директора ФГУП РОСТЭК Виктор Кострюков с выездом на места изучили вопросы обустройства пунктов пропуска в Сочи, Новороссийске, Геленджике, на Тамани. Это позволило выработать концептуальные решения по реализации намеченных проектов.
Радует, что и у руководителей субъектов РФ в ЮФО находим отклик в решении проблем развития таможенных органов региона. Так, на недавней встрече губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заверил, что окажет ЮТУ необходимую помощь и поддержку, в том числе в реализации социальных программ, улучшении жилищных условий таможенников.
Еще один существенный аспект в обустройстве границы — обеспечение пунктов пропуска инспекционно-до-смотровыми комплексами (ИДК), что в корне изменит ситуацию с достоверностью декларирования и выявлением контрабанды. В наш регион уже поступил мобильный передвижной ИДК -первый и единственный в своем роде не только в ЮТУ, но и в России вообще. В соответствии с Федеральной целевой программой о государственной границе и Концепцией развития таможенных органов в ЮФО должно быть установлено 12 различных ИДК. Каждый из них — это сложное инженерное сооружение. Подготовительные работы по строительству первого в нашем регионе стационарного ИДК в Новороссийском морском порту показывают, что при решении вопросов землеотвода, проектирования, строительства и технического обеспечения, согласования действий привлеченных организаций проблем возникает масса. Так что придется приложить немало сил, чтобы в срок освоить выделенные средства.
С определенными трудностями сталкиваемся при реализации задачи по эффективному прикрытию государственной границы вне пунктов пропуска в связи с выходом приказа ФТС России от 09.03.2006 года 176, которым приказ ГТК России от 16.04.1998 года 223 О создании зоны таможенного контроля вдоль российско-украинской границы признан утратившим силу. Отсутствие ЗТК создает существенные проблемы в доказательственной базе при рассмотрении дел об АП по фактам пересечения таможенной границы помимо таможенного контроля, предусмотренных ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ. Таможенные органы вне пунктов пропуска не вправе самостоятельно, без сотрудников ГИБДД или Пограничной службы, в приграничной зоне осуществлять остановку автотранспортных средств с целью проверки товаров и документов на них. Также ограничиваются возможности СОБРа, силовых подразделений по проведению специальных мероприятий, направленных на выявление и пресечение таможенных правонарушений вне установленных пунктов пропуска.
Представляется, что устанавливать и поддерживать режим ЗТК вдоль границы по совокупности норм и требований Таможенного кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации без наличия документа, регламентирующего механизм их реализации, на наш взгляд, практически невозможно.
Кроме этого, в апреле 2006 года подписано соглашение между Правительствами России и Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных районов, которым в зоне ответственности ЮТУ определено 42 места с упрощенной схемой пропуска. Открытие таких пунктов также влечет за собой возникновение ряда проблем в связи с неопределенностью порядка взаимодействия таможенных органов и подразделений пограничников.
Требуется решение ФТС России вопроса о роли и месте таможенных органов в пунктах пересечения государственной границы с упрощенной схемой пропуска.
— Непростые задачи стоят перед ЮТУ, справитесь?
— Даже не сомневаюсь. Южное таможенное управление способно успешно решать поставленные задачи. Считаю, для этого есть вполне дееспособный персонал и достаточный творческий потенциал.
Елена КУХАРЕНКО
Журнал Таможня