Государственная и муниципальная собственность в РФ

Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:

1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);

3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение публично-правовых компаний, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Статья 2. Понятие публично-правовой компании

1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации (далее также — решение о создании публично-правовой компании) и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава.

3. Публично-правовая компания может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (за исключением государственных корпораций, указанных в части 4 настоящей статьи), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, а также некоммерческой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление функций по формированию компенсационного фонда долевого строительства, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ)

4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 452-ФЗ)

5. Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

Статья 3. Решение о создании публично-правовой компании

Решением о создании публично-правовой компании должны быть определены, в том числе в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом:

1) ее наименование, цели деятельности;

2) функции и полномочия публично-правового характера, осуществление которых возлагается на публично-правовую компанию, порядок их осуществления;

3) место ее нахождения;

4) виды деятельности, которые она вправе осуществлять;

5) источники, порядок, способы и сроки формирования имущества публично-правовой компании;

6) порядок распоряжения имуществом публично-правовой компании;

7) направления расходования средств публично-правовой компании, полученных в том числе в результате приносящей доход деятельности;

8) порядок осуществления от имени Российской Федерации функций и полномочий учредителя публично-правовой компании;

9) порядок формирования и компетенция органов публично-правовой компании;

10) иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Устав публично-правовой компании

Устав публично-правовой компании должен содержать сведения о наименовании, месте нахождения, порядке управления деятельностью публично-правовой компании, а также другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и решением о создании публично-правовой компании.

Статья 5. Правовое положение публично-правовой компании

1. Учредителем публично-правовой компании является Российская Федерация.

2. Публично-правовая компания имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

3. Публично-правовая компания имеет счет в Центральном банке Российской Федерации и (или) лицевые счета в органах Федерального казначейства, а также вправе открывать счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, если иное не предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

31. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в кредитных организациях на территории Российской Федерации, которые перестали соответствовать указанным требованиям. При установлении требований к кредитным организациям Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) кредитной организации и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Банком России. Правительство Российской Федерации вправе установить лимиты размещения средств публично-правовой компанией в кредитной организации в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации. Публично-правовая компания уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о каждом открытии, закрытии, об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, о заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками и внесении в них изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к иностранным банкам, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в иностранных банках, которые перестали соответствовать указанным требованиям. (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 394-ФЗ)

32. Публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского счета, банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» в случае, если это предусмотрено Федеральным законом от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ; в редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 470-ФЗ; от 28.11.2018 № 452-ФЗ)

33. Публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета, заключать договоры банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с частью 31 настоящей статьи, в случае включения таких кредитных организаций в перечень кредитных организаций, размещенный для указанных целей Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если иное не установлено Правительством Российской Федерации. (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

34. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 33 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, публично-правовая компания вправе открывать в таком банке банковские и иные счета, заключать с ним договоры банковского вклада (депозита) вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 31 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. При этом в случае установления Правительством Российской Федерации лимитов размещения средств публично-правовой компанией в кредитных организациях в соответствии с частью 31 настоящей статьи указанные лимиты в отношении такого банка определяются на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка. (Часть введена — Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

35. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 33 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Банка России указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. (Часть введена — Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

36. В случае, если банк, включенный в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 33 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана, такой банк включается Банком России в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия этого решения. (Часть введена — Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

4. Публично-правовая компания имеет право:

1) создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

2) создавать коммерческие организации и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами, принимать участие в российских организациях и иностранных организациях, в том числе в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, для достижения целей, предусмотренных решением о создании публично-правовой компании. Порядок участия в иностранных организациях устанавливается наблюдательным советом публично-правовой компании;

3) являться участником ассоциаций (союзов).

5. Публично-правовая компания вправе осуществлять иные права, предусмотренные решением о создании публично-правовой компании.

6. Публично-правовая компания вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено решением о создании публично-правовой компании и ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

7. Публично-правовая компания отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Российская Федерация не отвечает по обязательствам публично-правовой компании, а публично-правовая компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

9. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют внешний государственный аудит (контроль) в отношении публично-правовой компании.

10. Федеральными законами о создании публично-правовых компаний, а также правовыми актами Президента Российской Федерации может быть предусмотрено осуществление Президентом Российской Федерации отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Глава 2. Имущество публично-правовой компании

Статья 6. Имущество публично-правовой компании

1. Имущество публично-правовой компании формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате преобразования юридических лиц в публично-правовую компанию, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

2. Состав имущества, передаваемого публично-правовой компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации. Одновременно Правительством Российской Федерации может быть установлен перечень имущества и (или) видов имущества публично-правовой компании, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании.

21. Предоставление публично-правовой компании средств федерального бюджета для формирования ее имущества осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (Часть введена — Федеральный закон от 23.04.2018 № 93-ФЗ)

3. Имущество публично-правовой компании принадлежит ей на праве собственности и используется для достижения целей деятельности публично-правовой компании и осуществления возложенных на нее функций и полномочий.

4. Часть имущества публично-правовой компании по решению наблюдательного совета публично-правовой компании может быть безвозмездно передана в собственность Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

5. Публично-правовая компания может формировать резервный фонд и иные целевые фонды на основании решения наблюдательного совета публично-правовой компании.

6. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени публично-правовой компании, возмещения убытков, причиненных публично-правовой компании по вине органов управления публично-правовой компании.

Глава 3. Управление публично-правовой компанией

Статья 7. Органы управления публично-правовой компании

Органами управления публично-правовой компании являются наблюдательный совет публично-правовой компании, генеральный директор публично-правовой компании, а также правление публично-правовой компании в случае, если его создание предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

Статья 8. Наблюдательный совет публично-правовой компании

1. Высшим органом управления публично-правовой компании является наблюдательный совет публично-правовой компании.

2. Наблюдательный совет публично-правовой компании осуществляет контроль за деятельностью публично-правовой компании, в том числе за исполнением принимаемых органами управления публично-правовой компании решений, использованием средств публично-правовой компании, соблюдением публично-правовой компанией положений настоящего Федерального закона, решения о создании публично-правовой компании, устава публично-правовой компании.

3. Председатель и члены наблюдательного совета публично-правовой компании назначаются Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном решением о создании публично-правовой компании, Президентом Российской Федерации на срок, предусмотренный решением о создании публично-правовой компании. В состав наблюдательного совета публично-правовой компании также входит генеральный директор публично-правовой компании, являющийся членом наблюдательного совета публично-правовой компании по должности.

4. Члены наблюдательного совета публично-правовой компании, не являющиеся лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, либо лицами, занимающими должности государственной гражданской службы или должности муниципальной службы, осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правового договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Члены наблюдательного совета публично-правовой компании, являющиеся лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, либо лицами, являющимися государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими, осуществляют свою деятельность на основании решения Правительства Российской Федерации о назначении состава наблюдательного совета публично-правовой компании.

6. Полномочия председателя и членов наблюдательного совета публично-правовой компании могут быть прекращены досрочно по решению Правительства Российской Федерации. В случаях, предусмотренных решением о создании публично-правовой компании, полномочия председателя и членов наблюдательного совета публично-правовой компании могут быть прекращены досрочно по решению Президента Российской Федерации.

7. Положение о наблюдательном совете публично-правовой компании утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия наблюдательного совета публично-правовой компании

1. При осуществлении возложенных на публично-правовую компанию функций и полномочий наблюдательный совет публично-правовой компании, если иное не предусмотрено решением о создании публично-правовой компании:

1) вырабатывает рекомендации для других органов управления публично-правовой компании по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях наблюдательного совета публично-правовой компании;

2) утверждает положение о правлении публично-правовой компании, если создание правления предусмотрено решением о создании публично-правовой компании;

3) утверждает стратегию развития публично-правовой компании;

4) утверждает годовой финансовый план (бюджет) публично-правовой компании, включающий в себя в том числе общий объем расходов и смету расходов публично-правовой компании, а также утверждает изменения, вносимые в годовой финансовый план (бюджет) публично-правовой компании;

5) утверждает годовой отчет публично-правовой компании, направляет его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации