Государственная регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности

Решив создать новое предприятие, предприниматель должен пройти ряд обязательных этапов. На начальном этапе создания предприятия определяется состав его учредителей и разрабатыва­ются учредительные документы.

Учредительный договор заключается в письменной форме и подписывается лично всеми учредителями, подпись представителя юридического лица-учредителя скрепляется печатью этой организации.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юри­дическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, размер уставного капитала, условия передачи сво­его имущества и участия в деятельности организации. Договором определяются условия и порядок распределение прибыли и убытков, управления юридическим лицом, выходом учеридителей из его состава.

В уставе определяется организационно- правовая форма ком­мерческой организации, размер уставного капитала, ответствен­ность участников за нарушение обязанностей по внесению устав­ного капитала, состав и компетенция органов управления. порядок принятия ими решения, порядок распределения прибыли, условия ликвидации.

Для государственной регистрации предприятия необходимо представить:

  • заявление о регистрации, подписаное учредителями;

  • утвержденный учредителями устав;

  • решение о создании организации или договор учредителей;

  • документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала;

  • свидетельство об уплате государственной пошлины;

  • документы, подтверждающие правовой статус учредителей.

Регистрация осуществляется не позднее трех дней с даты пред­ставления необходимых документов или в течение 30 дней с даты почтового отправления документов и производится путем при­своения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляе­мой подписью ответственного за регистрацию, и выдачи регистрационного свидетельства. Сведения об образованном юридичес­ком лице вносятся в открытый реестр.

Орган, осуществивший регистрацию, сообщает сведения о ней в налоговый орган, который ставит предприятие на учет по месту его нахождения и присваивает ему идентификационный номер налогоплательщика.

Предприниматели могут заниматься отдельными видами дея­тельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). Для получения ли­цензии в лицензирующий орган необходимо представить:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием вида деятельности и срока ее осуществления;

  • нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

  • справку о постановке на учет в налоговом органе;

  • документ, подтверждающий оплату рассмотрения заяв­ления.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в этом должно быть принято лицензирующим органом в течение 30 дней со дня полу­чения заявления и документов.

Осуществление деятельности без лицензии является основани­ем для принудительной ликвидации юридического лица по реше­нию суда. Сделка, совершенная юридическим лицом, не имею­щим соответствующей лицензии, может быть признана судом не­действительной .

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате реорганизации или ликвидации.

Реорганизация предполагает, что права и обязанности органи­зации переходят к другим лицам.

Ликвидация может быть как добровольной, так и принудитель­ной. Процедура ликвидации проходит в несколько этапов:

1. Учредители юридического лица обязаны письменно сооб­щить о ликвидации органу, осуществившему государственную ре­гистрацию. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

  1. Назначается ликвидационная комиссия, которая помещает в органах печати сообщение о ликвидации фирмы и о порядке и сроке заявления требований кредиторов.

  2. Составляется промежуточный баланс, который содержит све­дения о составе имущества фирмы и о перечне требований креди­торов.

  3. Расчеты с кредиторами осуществляются за счет денежных средств, имеющихся у организации. Если их недостаточно, то лик­видационная комиссия осуществляет продажу имущества с пуб­личных торгов. Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 64) установлено пять очередей расчетов с кредиторами.

  4. Составляется ликвидационный баланс. Оставшиеся после удов­летворения требований кредиторов денежные средства зачисля­ются в уставный капитал организации, который вместе с остав­шимся имуществом передается учредителям.

  5. Решение о ликвидации, оригиналы учредительных докумен­тов, справки о снятии с учета из налогового органа и органов статистики, ликвидационный баланс, подтверждение факта унич­тожения круглой печати, штампов и бланков организации направ­ляются в орган, осуществляющий регистрацию предпринимате­лей.

  6. Юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в «Единый государственный реестр юридических лиц». соответствующие процедуры осуществляются и в процессе прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Лицензия на охранную деятельность. Нужна ли она?

Общие положения о лицензировании:

В положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь №450 от 01.09.2010, дано следующее определение термину «лицензия» — специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного положения осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без получения лицензии запрещается.
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ или услуг, составляющих этот вид деятельности.

По общему правилу лицензия выдается на срок от 5 до 10 лет.

Определение термина «охранная деятельность» содержится в закон «об охранной деятельности в Республике Беларусь №175-3 от 8 ноября 2006 года.
Так, охранная деятельность – деятельность государственных органов и иных организаций по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.

Вышеуказанный закон также содержит перечень ограничений в сфере охранной деятельности. Так, организациям, которым выданы лицензии, а также их работникам при осуществлении охранной деятельности запрещается:

1) Осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;
2) Выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований;
3) Носить форму, не соответствующую требованиям вышеуказанного закона;
4) Обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе;
5) Передавать лицензию другим организациям.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел.

Лицензию на осуществление охранной деятельности может получить исключительно юридическое лицо.

Лицензированию в сфере охранной деятельности подлежит:

1) Охрана своих работников;
2) Охрана имущества;
3) Проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.

Разумеется, государственные органы (такие как: Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности и так далее) осуществляют свою деятельность без лицензий.

Получение лицензии не требуется:

1) Охраны юридическим лицом принадлежащего ему имущества при условии осуществления исключительно следующих прав и обязанностей:

А) проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;
Б) при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принимать меры по ликвидации указанных нарушений;
В) обеспечивать защиту охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
Г) принимать в пределах своих полномочий меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;
Д) немедленно информировать орган внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принимать меры по сохранению следов правонарушений, не допускать на место происшествия посторонних лиц, обеспечивать охрану места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;
Е) незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
Ж) обеспечивать беспрепятственный доступ на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами;

2) проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охраны индивидуального пользования.

Требования, предъявляемые к соискателю лицензии:

1) наличие на балансе средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
2) наличие в штате не менее 3 специалистов с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших оценку знаний в установленном Министерством внутренних дел порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы.

Соискатель лицензии, намеревающийся осуществлять охрану принадлежащих ему объектов (имущества), также должен обладать правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо иным законным правом владения (пользования) на эти объекты (имущество).

Срок действия лицензии на охранную деятельность составляет 10 лет.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» № 534 от 25.10.2007 года в торговых организациях, имеющих подразделения охраны, допускается досмотр вещей и документов, транспортных средств работниками охраны этих организаций.

Торговые организации вправе осуществлять досмотра только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на охранную деятельность, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — без специальных разрешений (лицензий) на эту деятельность.

Представляется, таким «случаем» и является Указ Президента № 450, в котором установлены случаи, когда охранная деятельность может осуществляться без лицензии.

Также в постановлении Совета Министров №601 от 15 мая 2007 «О некоторых мера по реализации закона «Об охранной деятельности» установлен запрет на проведение досмотра без лицензии на осуществление охранной деятельности, если в соответствии с законодательством организация осуществляет такую деятельность без лицензии.

Данное изменение внесено постановлением Совета Министров № 1910 от 30 декабря 2010года в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 450 от 01.09.2010.

Следовательно, в указанных в Указе № 450 случаях осуществления охранной деятельности без лицензии проведение досмотра вещей является законным.
Случаи, при которых проведение досмотра вещей является законным, не изменились.

Они указаны в пункте 7 постановления № 601 (в данном пункте указаны случаи проведения личного досмотра, однако статья 15 по проведению досмотра вещей отсылает нас именно к пункту 7 данного постановления).

Перечень случаев, когда может производиться досмотр:

1) при обнаружении работником охраны физического лица в момент совершения противоправного посягательства либо непосредственно после его совершения;
2) при прямом указании очевидцами работнику охраны на физическое лицо, совершившее противоправное посягательство;
3) при нарушении физическим лицом установленного на охраняемом объекте пропускного режима, если это нарушение дает работнику охраны достаточные основания полагать, что у физического лица имеются вещи, указанные в пункте 5 настоящих Правил;
4) при наличии на одежде и (или) вещах физического лица следов совершения противоправного посягательства;
5) при показаниях технических средств и систем, в том числе телевизионных систем видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом, противокражных систем, досмотровой рентгенотехники (если ее применение допускается на охраняемых объектах в соответствии с актами законодательства), свидетельствующих о наличии у физического лица вещей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «

Проверила:

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

2. Лицензирование предпринимательской деятельности

3. Порядок лицензирования

4. Основания и порядок приостановления действия,

аннулирования лицензии

5. Новое в законодательстве о лицензировании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «лицензирование» относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В Российской империи методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811 — 1812 гг.), когда была ограничена внешнеторговая деятельность Англии и Россия выдавала лицензии для торговли с Англией так называемые льготные письма. Однако эта мера была временной и в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой. В советском государстве применение методов лицензирования было весьма ограниченным.1

Так, принятый в декабре 1990 г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предоставил свободу субъектам предпринимательства, в том числе и в выборе сфер деятельности. Государство оставило за собой монопольное право на осуществление лишь небольшого перечня видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами, особо опасными заболеваниями, орденами и медалями, а также производством ликероводочных и табачных изделий (п. 3 ст. 21 Закона). Перечень лицензионных видов деятельности и порядок получения лицензии определялись Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченными ими органами. Последующие корректировки законодательства, уравнявшие в правах субъекты РФ, распространили названные права на исполнительные органы власти краев, областей и городов федерального значения. В тот период в лицензионном нормотворчестве принимали участие и Верховный Совет СССР, и Президент, и Правительство Российской Федерации. Большую активность во внедрении системы лицензирования проявили отраслевые министерства. Таким образом, к началу 1993 г. были изданы более ста документов по вопросу лицензирования. В результате сложилась ситуация, при которой лицензированию подлежали почти все виды деятельности. Бессистемное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий привело к тому, что арбитражные суды начали рассматривать иски об отмене актов, вводящих лицензирование, участились случаи обращения в суд предприятий, которым было отказано в выдаче лицензий.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.2

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности.3 Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.
Лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время — в эпоху развития рыночной экономики и становления относительно новой российской государственности.

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.4

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

— доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

— размеры прибыли;

— получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность — возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность — наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco — «отвесная скала») — вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ)).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Профессионализм — признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

— по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная;

— по количеству участников: индивидуальная, коллективная;

— по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.5

2. Лицензирование предпринимательской деятельности

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Понятие «лицензия» определяется через термин «разрешение», являясь одной из форм выражения последнего, поскольку понятие «разрешение» является более широким и включает в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению .6

Во-вторых, лицензия выдается на осуществление конкретного вида деятельности. Впервые по сравнению с ранее действовавшим лицензионным законодательством в п. 1 ст. 17 ФЗ7 определены виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии. При этом в определении специально подчеркивается, что лицензия выдается на каждый конкретный вид деятельности, иными словами, каждому конкретному виду деятельности соответствует отдельная лицензия, и осуществление другого вида деятельности, не предусмотренного в уже имеющейся лицензии, не допускается и влечет за собой негативные последствия в виде привлечения к ответственности.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

— наименование, организационно-правовая форма и местонахождение — для юридического лица;

— фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуальных предпринимателей;

— лицензируемая деятельность;