Хозяйственные сделки

Обновленные отчетные формы Инструкции № 33н , в числе которых баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)), вызвали ожидаемый поток вопросов о порядке расчета размера крупной сделки в 2019 году. Что следует принять во внимание, расскажем в статье.

Исходные данные для одобрения крупной сделки.

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2019 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

– распоряжение денежными средствами;
– привлечение заемных денежных средств;
– отчуждение иного имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;
– передача иного имущества в пользование или залог.

Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.

Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, для целей расчета размера крупной сделки учреждение использует данные баланса (ф. 0503730). До 2018 года 10 % отсчитывались от показателя балансовой стоимости его активов на конец отчетного периода: строка 410 графы 10 баланса, в которую входят показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, выданным авансам, по ущербу и иным доходам, с подотчетными лицами, прочие расчеты, в том числе с учредителем по недвижимому и особо ценному имуществу). То есть расчет размера сделок, предполагаемых к совершению в 2018 году, основывался на данных баланса за 2017 год, в 2017 году – на данных за 2016 год и т. д.

Подход, согласно которому размер крупной сделки рассчитывается как 10 % от показателя строки 410 на конец отчетного периода, неоднократно подтверждался Минфином (см., например, Письмо от 18.10.2013 № 02 06 10/43703). В 2016 году было издано Письмо от 25.03.2016 № 02 07 10/17076, предписывающее базу расчета, то есть показатель строки 410, уменьшить еще и на остаточную стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (показатель строки 338 баланса (ф. 0503730), действовавшей до отчетности за 2018 год). На самом деле в таком уточнении не было необходимости, поскольку показатели строки 338 и так отражались в отрицательном значении согласно правилам заполнения баланса в редакции от 17.12.2015, то есть дополнительно уменьшать показатель строки 410 было не нужно.

Крупная сделка по данным отчетности за 2018 год.

В отчетности за 2018 год форма баланса была значительно скорректирована. В действующей редакции строкой, в которой отражается показатель балансовой стоимости активов учреждения, является строка 350. Кроме того, показатель расчетов с учредителем в части недвижимого и особо ценного движимого имущества (счет 210 06 000) перенесен из актива в пассив баланса, что сразу увеличило валюту баланса, итоговый показатель строки 350 и предельный размер сделки, которую учреждение может совершить без дополнительного согласования.

Письмом Минфина РФ от 21.02.2019 № 02 06 05/11188 еще раз подтверждается, что размер крупной сделки в 2019 году следует определять по тем же правилам, что и ранее, но с учетом новой формы баланса (ф. 0503730). При этом уставом бюджетного или автономного учреждения может быть установлен меньший размер крупной сделки.

Законодатель обращает внимание на то, что в случае, когда на момент оформления сделки годовая отчетность за финансовый год, предшествующий году предполагаемой сделки, еще не готова, то есть находится на стадии составления (принятия, проверки), критерий отнесения сделки к крупной необходимо рассчитывать по данным последней официальной отчетности.

Например, в начале 2019 года, когда внутригодовая отчетность отчетного 2018 года еще не составлена, показатель актива для расчета критерия отнесения сделки к крупной определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 01.01.2018 (получается, что, по сути, берется отчетность за 2017 год). И поскольку показатели баланса (ф. 0503730), сформированного до внесения изменений Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н, меньше составленных по новой форме, то и размер «несогласуемой» сделки будет меньше. После представления отчетности за 2018 год размер крупной сделки увеличится, но это будет действовать только для вновь заключаемых контрактов (договоров).

Напомним, что ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату услуг (выполнению работ) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

Нарушение порядка согласования крупной сделки.

Законами о некоммерческих организациях (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7 ФЗ) и автономных учреждениях (п. 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 174 ФЗ) предусмотрена возможность признания сделки недействительной, если при ее заключении не была пройдена процедура согласования с учредителем и наблюдательным советом соответственно, а также ответственность руководителя, если в результате совершения крупной сделки учреждению были нанесены убытки в размере этих убытков.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения). Обязанность по представлению доказательств того, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения крупной сделки, лежит на лице, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

Порядок взыскания убытков с руководителя установлен ч. 1 ст. 277 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под таким ущербом согласно ч. 2 ст. 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния этого имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если тот несет ответственность за его сохранность), а также необходимость для работодателя осуществить затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Руководитель организации может быть привлечен к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, в соответствии с положениями разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» ТК РФ (гл. 37 «Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника»). Расчет убытков осуществляется на основании норм гражданского законодательства, согласно которым под таковыми понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

* * *

Еще раз повторим, что порядок расчета размера крупной сделки в 2019 году не изменился – изменилась бухгалтерская форма, данные которой берутся как основа расчета. После представления отчетности за 2018 год по обновленным правилам размер крупной сделки, которую учреждение может совершать без согласования, значительно увеличился по сравнению с прошлыми годами. Вызвано это тем, что теперь показатель балансовой стоимости активов учреждения включает остаточную стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества. Однако учредитель по прежнему имеет возможность установить меньший предел размера крупной сделки и закрепить его в уставе бюджетного или автономного учреждения.

Во всех остальных случаях (когда предполагаемая сделка выше расчетного предела) необходимо согласование: у автономного учреждения – с наблюдательным советом, у бюджетного – с учредителем.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2019 год

Точка закона.

Юридическая информационная поддержка время от времени бывает необходима любому человеку, но, несмотря на многочисленное количество сайтов, порой очень трудно отыскать нужную информацию. «Точка закона» — юридический портал для частных лиц и профессионалов. Максимум информации в одной точке!

Главная / хозяйственные сделки

Любой компании в процессе своей деятельности неоднократно приходится совершать хозяйственные сделки (сделки которые вытекают из производственной деятельности компании и относятся к обращению денежных средств, товаров и услуг).

Важный элемент любой заключаемой сделки, это проведенная комплексная проверка. Но порой компаниям самостоятельно бывает трудно проводить полноценные проверки или на это не хватает времени, но это не повод, чтобы надеяться на то, что все обойдется и не предпринимать никаких действий.

Специализированные юридические компании предлагают свои профессиональные услуги по сопровождению хозяйственных сделок. В ходе работы сотрудники данных компаний:

— выявят основные возможные риски в финансовом плане, данную информацию можно будет использовать, когда будут проводиться переговоры по стоимости сделки;

— проведут комплексный анализ, относящийся к финансовому положению контрагента (анализ структуры и качества активов, размер потенциальных и учтенных обязательств и т.п.);

— при необходимости оценят, как повлияют имеющиеся и возможные обязательства на сумму сделки и возможные дополнительные расходы;

— проанализируют результаты хозяйственной деятельности, объемы продаж за прошедшее время, рынки сбыта, продаваемые товары и т.п.;

— будет представлена структура себестоимости реализуемой и выпускаемой продукции;

— определят рентабельность фирмы контрагента, как в целом, так и по группам.

После проведенной работы компании, обратившейся за услугой, будет предоставлен отчет, который включает в себя:

— выводы, составленные по результату хозяйственной деятельности контрагента;

— анализ финансового риска, необходимый для принятия верного решения и при проведении переговоров;

— детализированный анализ всей полученной информации, на основании которой делались выводы (основная часть отчета).

Юридические компании не только предоставляют подобную информацию, но и могут сопровождать компанию до самого окончания сделки, если в этом возникает необходимость. Потраченные денежные средства на подобный вид услуг будут с успехом компенсированы уверенностью в надежности заключаемых сделок.

Сегодня на форуме

Расшифровка аудиозаписей для суда «

Быстрая проверка физических лиц на… «

Возраст опекунов «

Международные автомобильные перевозки грузов «

Особенная часть уголовного права «

BITLEX — юридические услуги онлайн 24/7 «

Наказать или сберечь свои нервы «

Все темы форума «

Голосование

Как часто Вы пользуетесь услугами юристов и адвокатов?

Об утверждении Порядка согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТАМБОВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2019 года N 760
Об утверждении Порядка согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставом города Тамбова, Положением «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 N 639, постановляю:

1. Утвердить Порядок согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу постановления:

— администрации города Тамбова:

от 03.02.2015 N 689 «Об утверждении Порядка согласования сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальными унитарными предприятиями имущества, обладающих предусмотренными федеральным законодательством признаками крупных сделок и совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности»;

от 08.04.2015 N 2797 «О внесении изменения в постановление администрации города Тамбова от 03.02.2015 N 689 «Об утверждении Порядка согласования сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальными унитарными предприятиями имущества, обладающих предусмотренными федеральным законодательством признаками крупных сделок и совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности»;

— администрации города Тамбова Тамбовской области от 02.03.2018 N 1161 «О приостановлении действия постановления администрации города Тамбова от 03.02.2015 N 689 «Об утверждении Порядка согласования сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальными унитарными предприятиями имущества, обладающих предусмотренными федеральным законодательством признаками крупных сделок и совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности» (с изменением, внесенным постановлением от 08.04.2015 N 2797)».

3. Информационному управлению администрации города Тамбова Тамбовской области (Пилипенко) направить настоящее постановление для опубликования в газете «Наш город Тамбов».

4. Управлению документационного обеспечения администрации города Тамбова Тамбовской области (Батыгова) разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале городского округа — город Тамбов: http://mo-tambov.ru, http://мо-тамбов.рф не позднее пяти дней с даты его принятия.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Тамбова Тамбовской области А.В.Семченко.

Глава города Тамбова
Тамбовской области
С.А.Чеботарев

Приложение. Порядок согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок

Приложение
Утвержден
постановлением
администрации города Тамбова
Тамбовской области
от 18.02.2019 N 760

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок (далее — Порядок) разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставом города Тамбова, Положением «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденным решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639.

1.2. Настоящий Порядок разработан в целях повышения эффективности управления закрепленным за муниципальным унитарным предприятием муниципальным имуществом, обеспечения защиты имущественных прав собственника и предприятия в процессе финансово — хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ — город Тамбов и определения последовательности реализации муниципальными унитарными предприятиями прав на совершение крупных сделок.

1.3. Под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальным унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда муниципального унитарного предприятия.

1.4. Стоимость отчуждаемого муниципальным унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого муниципальным унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.

Порядок согласования решения о крупной сделке

2.1. Для получения согласия на совершение крупной сделки, указанной в приложении к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, руководитель муниципального унитарного предприятия вносит в администрацию города Тамбова Тамбовской области (далее — администрация города Тамбова) проект постановления администрации города Тамбова Тамбовской области (далее — проект постановления) о согласовании совершения крупной сделки.

По сделкам по приобретению и отчуждению недвижимого и движимого имущества, а также сделкам, указанным в пунктах 16, 25 — 26 приложения к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, зарегистрированный в установленном порядке проект постановления направляется в комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области (далее — комитет по управлению муниципальным имуществом города) для его согласования.

По остальным сделкам, указанным в приложении к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, зарегистрированный в установленном порядке проект постановления направляется в курирующий орган администрации города Тамбова Тамбовской области (далее — курирующий орган) для его согласования.

К проекту постановления прилагается следующий пакет документов:

1) пояснительная записка, в которой должны быть указаны следующие сведения:

— наименование, цель совершения и стороны сделки;

— предмет, цена и валюта сделки, условия, обеспечение исполнения обязательства (при наличии);

— срок исполнения сделки и иные условия сделки, установленные действующим законодательством, либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;

2) экономическое обоснование совершения сделки, содержащее информацию о необходимости и целесообразности совершения сделки, финансово-экономические показатели муниципального унитарного предприятия и возможности исполнения сделки, прогноз влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности предприятия в разрезе производственных и финансовых показателей;

3) проект предполагаемой сделки со всеми приложениями к нему;

4) бухгалтерская отчетность муниципального унитарного предприятия на последнюю отчетную дату в объеме и формах, предусмотренных действующим законодательством, подписанную руководителем и главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия;

5) копия устава муниципального унитарного предприятия (с приложениями и дополнениями к нему), заверенная руководителем муниципального унитарного предприятия;

6) при согласовании сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения (за исключением передачи в аренду), муниципальное унитарное предприятие предоставляет дополнительный пакет документов:

— справка об отсутствии или наличии обременений на имущество, участвующее в сделке;

— отчет об оценке стоимости муниципального имущества, с которым предполагается совершить сделку, предусмотренный законодательством об оценочной деятельности;

— перечень недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении предприятия, с которым предлагается совершить сделку;

— сведения об отсутствии или наличии обременения недвижимого имущества с приложением копий соответствующих документов;

7) для сделок, указанных в пунктах 36 — 39 приложения к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, муниципальное унитарное предприятие предоставляет дополнительные сведения:

— наименование контрагента;

— обоснование совершения сделки, содержащее информацию о соответствии предполагаемой сделки целям и предмету основной деятельности муниципального унитарного предприятия;

— плановые показатели предмета сделки.

В случае если сделка заключается муниципальным унитарным предприятием по результатам торгов, то согласие администрации города Тамбова на участие в торгах либо на проведение торгов является одновременно согласием на заключение договора (контракта) с победителем (организатором) торгов либо иным лицом, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

2.2. Решение о совершении муниципальным унитарным предприятием сделок, связанных со сдачей в аренду имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, принимается в соответствии с решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области (далее — Тамбовская городская Дума), регламентирующим порядок сдачи в аренду муниципального имущества.

2.3. Предоставленные документы должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия, прошиты, пронумерованы и скреплены печатью.

2.4. За предоставление неполной или недостоверной информации руководитель муниципального унитарного предприятия несет личную ответственность.

2.5. Решение о согласовании совершения муниципальным унитарным предприятиям крупных сделок принимается на основе следующих критериев:

— полнота и точность информации, содержащейся в представленных документах;

— обоснованность необходимости совершения сделки;

— возможность исполнения обязательств по сделке с учетом финансового состояния муниципального унитарного предприятия и оценки экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия;

— соответствие законодательству Российской Федерации условий сделки;

— положительные показатели отчетности муниципального унитарного предприятия по исполнению обязательств по ранее согласованным сделкам.

2.6. Основаниями для отказа в согласовании совершения сделки являются:

— несоответствие предполагаемой сделки критериям, указанным в пункте 2.5 настоящего Порядка;

— предоставление неполного перечня требуемых документов;

— представление недостоверных сведений;

— заявление о согласовании крупной сделки подано с нарушением требований настоящего Порядка либо с несоблюдением требований, предъявляемых к соответствующим документам;

— несоответствие предполагаемой сделки действующему законодательству.

В случае отказа в согласовании совершения крупной сделки муниципальное унитарное предприятие не вправе заключать такую сделку.

2.7. При поступлении проекта постановления комитет по управлению муниципальным имуществом города и курирующий орган в сроки, установленные в регламенте администрации города Тамбова, в течение 5 календарных дней с момента поступления проекта постановления, рассматривают пакет документов и проверяют его на соответствие документов требованиям пункта 2.1 настоящего Порядка.

В случае несоответствия документов требованиям пункта 2.1 настоящего Порядка проект постановления возвращается муниципальному унитарному предприятию на доработку.

2.8. При предоставлении муниципальным унитарным предприятием всех сведений и документов, установленных настоящим Порядком, комитет по управлению муниципальным имуществом города (по сделкам, указанным во втором абзаце пункта 2.1 настоящего Порядка), курирующий орган (по сделкам, указанным в третьем абзаце пункта 2.1 настоящего Порядка) рассматривает пакет документов в соответствии с регламентом администрации города Тамбова и направляет на дальнейшее согласование комитету по экономике администрации города Тамбова, правовому управлению администрации города Тамбова и первому заместителю (заместителю) главы администрации города Тамбова, осуществляющему координацию и контроль деятельности курирующего органа, иным согласующим лицам в соответствии с инструкцией по делопроизводству в администрации города Тамбова.

В случае отказа в согласовании крупной сделки муниципальное унитарное предприятие снимает с визирования проект постановления с указанием оснований и в соответствии с инструкцией по делопроизводству в администрации города Тамбова.

2.9. Изменение условий согласованной и совершенной сделки является самостоятельной сделкой и нуждается в согласовании в соответствии с настоящим Порядком.

Ответственность за нарушение установленного Порядка

За нарушение норм данного Порядка руководитель и должностные лица муниципального унитарного предприятия несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и постановлением администрации города Тамбова от 31.12.2015 N 9660 «Об утверждении Порядка, условий и размеров оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий города Тамбова».

Предоставление информации об осуществленных сделках

С целью контроля за соблюдением согласованных условий сделки муниципальное унитарное предприятие по сделкам в отношении муниципального имущества предоставляет комитету по управлению муниципальным имуществом города, по остальным сделкам предоставляет курирующему органу:

— ежеквартально, но не позднее 10 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, — отчет о выполнении условий сделки, состоянии обязательств по сделке;

— в течение 10 (десяти) дней от даты окончания исполнения обязательств по сделке — информацию о полном выполнении обязательств сторонами.