Хозяйствующие субъекты

Т.И. Юркова, С.В. Юрков
Экономика предприятия
Электронные учебник

Предыдущая

МОДУЛЬ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.

Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.

Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права. Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью).

В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному предпринимателю либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства.

Модуль 1.1. Классификация предприятий

Модуль 1.2. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц

Модуль 1.3. Порядок образования и ликвидации предприятия

Предыдущая

Хозяйствующий субъект — юридическое и физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность;

Контролирующие органы — министерства и ведомства, уполномоченные законодательством осуществлять государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов;

Проверка — единовременный контроль, осуществляемый контролирующими и правоохранительными органами, за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность

Книга регистрации проверок — специальная книга учета проверок, являющаяся официальным документом, в которую вносится информация о проверках деятельности хозяйствующего субъекта, проводимых контролирующими и правоохранительными органами

Комплексная проверка — проверка, осуществляемая одновременно двумя и более контролирующими органами;

Проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) — изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов хозяйствующих субъектов с целью осуществления контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства;

Плановая проверка — проверка, включенная в годовой (квартальный) план проверок, утвержденный Республиканским Советом по координации деятельности контролирующих органов.

Внеплановая проверка — проверка (в том числе краткосрочная), не включенная в годовой (квартальный) план проверок, осуществляемая контролирующими органами в порядке и случаях, предусмотренных законодательством;

Краткосрочная проверка — проверка, осуществляемая контролирующими органами в течение одного рабочего дня и не связанная с проверкой финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (краткосрочные проверки в хозяйствующих субъектах, работающих в вечернее и (или) ночное время (с 18-00 ч. дня проверки до 6-00 ч. утра следующего дня), осуществляются в течение восьми часов с момента начала проверки);

Встречная проверка — проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных хозяйствующих субъектах или в разных подразделениях одного хозяйствующего субъекта;

Камеральный контроль — контроль, проводимый на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

Камеральный контроль проводится по месту нахождения органа государственной налоговой службы без посещения налогоплательщика.

Проверка в порядке контроля — проверка, осуществляемая контролирующими органами за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.

До начала любой проверки проверяющий обязан:

• Ознакомить предпринимателя с целями и условиями проверки;

• Предоставить все документы указанные в законодательстве;

• Заполнить книгу регистрации проверок.

Если проверяющие отказываются выполнять условия, они НЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ПРОВЕРКЕ

Безусловно, многие юристы сомневались, что противоречащие друг другу Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины вступят в силу с 1 января 2004 года. Шесть лет разработки проектов, год отдыха с вето Президента и год на доработку до вступления в силу — время, достаточное для того, чтобы цивилисты и хозяйственники пришли к компромиссу, а народные депутаты согласовали столь нужные Украине кодексы. Однако, как у нас принято говорить, «ми маємо те, що маємо».

В данной статье я хочу рассмотреть одну из проблем действующих ГК и ХК — различные подходы к регулированию организационно-правовых форм юридического лица. Оба кодекса регулируют данное явление по-своему, однако практикующим юристам необходимо найти единый подход к толкованию норм, соотнести их с другими законами Украины. Ведь понятия: субъект хозяйствования (его аналоги: хозяйствующий субъект, субъект хозяйственной деятельности), предприятие, учреждение, организация — содержатся во многих законах и других нормативных актах.

В то же время, если в самом документе не дается определение понятия, то в его контексте должно употребляться значение общепризнанное, которое должно быть взято из ГК или ХК. И мы, юристы континентального права, должны в этом строго блюсти букву закона, но если буква корявая и исправлять ее депутатам, занятым политической реформой и выборами Президента, некогда, то нам просто нужно тщательнее вчитываться в эти кодексы и извлекать из законодательного фарса свою выгоду.

Теперь это должен знать каждый юрист…

Поскольку оба кодекса приняты в один день, имеют одинаковую юридическую силу закона, то можно сделать вывод о том, что ГК и ХК имеют равное право регулирования в отношении организационно-правовых форм юридических лиц. Остается выяснить, насколько определенная норма ГК или ХК специальна применительно к конкретной ситуации.

Начнем с того, что ГК, согласно статьям 1 и 2, регулирует гражданские отношения (личные неимущественные и имущественные), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении и имущественной самостоятельности их участников — субъектов частного права (физическими и юридическими лицами) и субъектов публичного права (государств, АРК, территориальных общин и др.). Согласно статьям 1 и 2 ХК, он регулирует хозяйственные отношения (в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности) между участниками отношений в сфере хозяйствования: субъектами хозяйствования, потребителями, органами государственной власти и местного самоуправления (МСУ) и другими субъектами, выступающими учредителями либо обладающими организационно-хозяйственными полномочиями.

В соответствии с частью 2 статьи 9 ГК особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования могут быть установлены законом, а, согласно части 2 статьи 4 ХК, такие особенности определяются ХК. Однако юридическое лицо — субъект правоотношений, участник как гражданских отношений, так и отношений в сфере хозяйствования. Уловка все же состоит в том, что ГК регулирует порядок создания, организационные формы и правовой статус юридических лиц, а ХК — хозяйственных организаций, хотя на 90% это одно и то же.

Не каждое юридическое лицо — хозяйственная организация

Гражданский кодекс устанавливает самые общие положения относительно юридических лиц. Статья 80 ГК, в частности определяет юридическое лицо как организацию, созданную и зарегистрированную в установленном законом порядке и наделенную гражданской правоспособностью и дееспособностью с возможностью выступать стороной в суде. Теперь каждый юрист должен знать, что статья 91 ГК гарантирует юридическому лицу право иметь такие же гражданские права и обязанности, как у физического лица, за исключением тех, которые по своей природе могут принадлежать лишь человеку. То есть ГК устанавливает общую правоспособность юридических лиц, за исключением отдельных видов деятельности (около 69 видов), перечень которых устанавливается законом. На их осуществление необходимо специальное разрешение — лицензия (часть 3 статьи 91 ГК). Такую гражданскую правоспособность юридическое лицо, в соответствии со статьей 92 ГК, реализует через свои органы или участников, действующих в соответствии с учредительными документами или законом.

В то же время ХК наделяет юридических лиц гражданско-правовым статусом, как у субъектов хозяйствования — хозяйственных организаций (часть 2 статьи 55 ХК). Однако, как видно из положений ХК, не все юридические лица являются хозяйственными организациями. Те юридические лица, которые не ведут хозяйственную деятельность или осуществляют хозяйственное обеспечение своей деятельности (часть 3 статьи 3 ХК), относятся к нехозяйствующим субъектам. Правда, остается догадываться, какие именно юридические лица по ХК относятся к ним.

В соответствии с частью 1 статьи 81 ГК юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества. Правда, возникает вопрос: «может» — это исчерпывающий список или возможен и другой способ; и, вообще, каким образом создается общество одного лица. Часть 2 статьи 81 ГК вводит новый критерий деления юридических лиц на виды в зависимости от порядка создания: юридические лица частного права, созданные на основании учредительных документов, и публичного права, созданные на основании распорядительного акта государственного органа либо МСУ. Причем часть 3 статьи 81 ГК регулирование порядка создания, организационно-правовые формы и правовой статус первых относит к ведению ГК, а вторых — к Конституции и ХК.

Но ХК не поскупился отрегулировать весь спектр субъектов хозяйствования, к которым часть 2 статьи 55 ХК относит хозяйственные организации, физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, и обособленные подразделения хозяйственных организаций. Стоит отметить, что в своем законопроекте № 4445 от 27 ноября 2003 года Министерство юстиции предлагает применять понятие субъекта хозяйствования только в контексте ХК.

К хозяйственным организациям относятся: юридические лица, созданные в соответствии с ГК; государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ХК; другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке. Думаю, что к первой группе относятся только юридические лица частного права (общества и учреждения), ко второй — и публичного, и частного права. Что касается третьей группы, то не совсем понятно, разрешает ли ХК регистрировать любое юридическое лицо, организационно-правовая форма которого прямо не установлена законом, но по признакам подпадающее под субъект хозяйствования — хозяйственную организацию. Если такая индульгенция имеет силу, то скоро креативные юристы смогут превратить декларируемый ХК хозяйственный порядок в полный беспредел «творческих» уставов.

Предпринимательские общества и предприятия

Статья 83 ГК предусматривает создание юридического лица в организационно-правовой форме общества (предпринимательские и непредпринимательские), учреждения и других формах, установленных законом.

К предпринимательским обществам, осуществляющим деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределении между участниками, статья 84 ГК относит хозяйственные общества и производственные кооперативы.

ГК оставил прежний перечень форм хозяйственных обществ, предусмотренный Законом Украины «О хозяйственных обществах», зато само содержание изменил на 70%. ХК признает хозяйственное общество как форму создания предприятия либо другого субъекта хозяйствования (например, финансового учреждения) и содержит 13 статей, частично согласованных с положениями ГК. Так, например, ХК подразделяет акционерные общества на открытые и закрытые, а ГК — нет. Данную проблему, полагаю, решит принятие в новой редакции Закона «О хозяйственных обществах» и предложенного КМУ законопроекта «Об акционерных обществах». Вообще, хозяйственные общества — это тема отдельной статьи.

Производственные кооперативы в ГК и ХК упоминаются вскользь, поскольку их регулируют законы Украины «О кооперации» (вступил в силу летом 2003 года) и «О сельскохозяйственной кооперации».

Исчерпывающий перечень статьи 84 ГК, точнее, детальность регулирования хозяйственных обществ, вызывает возмущение представителей хозяйственной школы, поскольку ГК не оставляет места для видов предприятий по ХК. Поэтому, если вам не нравятся формы, предложенные ГК, то вы смело можете создать юридическое лицо в «другой форме, установленной законом» (статья 83 ГК). Например, предприятие или объединение предприятий по ХК. Правда, предприятие нельзя считать организационно-правовой формой юридического лица. Из содержания статьи 62 ХК следует, что предприятие — это вид хозяйственной организации (то есть юридического лица), систематически осуществляющей производственную, научно-исследовательскую, торговую и иную хозяйственную деятельность для удовлетворения общественных и личных потребностей. Кроме того, в контексте ГК предприятие как объект собственности — единый имущественный комплекс, приносящий прибыль лицу.

Но в этом контексте статья 63 ХК предусматривает две организационные формы предприятия: унитарные и корпоративные. Причем виды предприятий претендуют на статус организационно-правовой формы юридического лица. Так, часть 1 статьи 63 ХК предусматривает такие виды предприятий, как частное, коллективной собственности, смешанной формы, государственное и коммунальное и «другие виды, предусмотренные законом», в частности самим ХК (фермерские хозяйства, иностранные предприятия, предприятия с иностранными инвестициями, арендные предприятия) и другими законами Украины. Правда, сразу следует отметить, что законопроект Министерства юстиции предусматривает изымание из ХК понятия «коллективные предприятия» и переименование главы 10 ХК. По-моему, заодно необходимо избавиться от рудиментарных понятий старых законов: «иностранные», «смешанные» и «арендные предприятия».

Общество, созданное одним лицом, и частное предприятие

В соответствии с частью 2 статьи 83 ГК общество может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом. Часть 2 статьи 114 ГК определяет, что акционерное общество (АО), общество с ограниченной (ООО) и дополнительной ответственностью (ОДО) может создаваться одним лицом, которое становится его единственным участником. Часть 2 статьи 87 ГК закрепляет, что такое общество действует на основании устава, утвержденного этим лицом. Следует подчеркнуть, часть 2 статьи 141 и часть 4 статьи 153 ГК устанавливают, что ООО и АО не могут иметь единственным участником другое хозобщество, участником которого является одно лицо. Кроме того, лицо может быть участником лишь одного ООО, которое имеет одного участника. На ОДО распространяются аналогичные требования (часть 4 статьи 151 ГК). Но любой начинающий юрист обойдет данные требования, учредив такие общества частным либо дочерним предприятием, не относящимся к хозяйственным (предпринимательским) обществам. Ценность таких обществ одного лица состоит в том, что учредитель, уступив долю либо продав часть акций, увеличивает круг участников общества без перерегистрации, как этого требовало бы преобразование.

Что касается частных предприятий, то, если утративший силу Закон Украины «О предприятиях на Украине» предусматривал, что частное предприятие основано только на частной собственности физического лица, статьи 63 и 113 ХК расширяют круг до частной собственности одного или нескольких физических лиц, либо одного субъекта хозяйствования — юридического лица (то есть это дочернее предприятие). Также статья 128 ХК закрепляет, что гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность непосредственно как предприниматель либо через созданное им частное предприятие, управляемое им непосредственно либо через руководителя, нанятого по контракту.

С расширенным кругом учредителей частное предприятие стало еще более привлекательным, учитывая былые плюсы. Это возможность ограничить свою ответственность активами предприятия, отсутствие каких-либо требований к срокам и размерам формирования уставного фонда (возможность постоянного пополнения уставного фонда без налога на прибыль и НДС) и корпоративного урегулирования, что значительно облегчает создание и управление частным предприятием по сравнению с хозяйственным обществом одного лица. Особенно выгодно это в свете того, что народным депутатом М. Добкиным предложен законопроект «О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины» (относительно устранения разногласий с законодательством Европейского сообщества), которым предусматриваются полное внесение взноса на момент регистрации ООО и обязательная экспертная денежная оценка этого взноса (правда, непонятно, что оценивать, если взносом оказываются деньги).

Ясно одно: заменить частное предприятие обществом пока не удалось, зато новые схемы появились.

Полное общество и простое товарищество

В ГК следует отличать полные и коммандитные предпринимательские общества от простого товарищества. Принципиальное отличие состоит в том, что простое товарищество не является юридическим лицом (а значит, и хозяйственной организацией). В частности, статья 1132 ГК предусматривает, что по договору простого товарищества стороны обязуются объединить свои вклады и совместно действовать с целью получения прибыли или достижения иной цели. Вклады становятся общей долевой собственностью участников товарищества, причем если деятельность связана с предпринимательской, то участники отвечают по всем общим обязательствам солидарно. ГК оставляет многие аспекты управления делами и прекращения товарищества на диспозитивное урегулирование участниками в самом договоре о простом товариществе, а комплиментариям и коммандитариям — в учредительном договоре.

Таким образом, простое товарищество имеет много общего с полным и коммандитным обществами, и существенные отличия следует искать при более детальном анализе. Однако, как и ранее, закон не дает четкого ответа на вопрос, должен ли быть участник полного общества либо простого товарищества субъектом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные объединения

«Другой формой» юридического лица по статье 83 ГК являются хозяйственные объединения. Так, статья 119 ХК определяет, что объединения предприятий могут образовываться как хозяйственные объединения и как государственные либо коммунальные хозяйственные объединения. Часть 6 статьи 119 ХК распространяет данное положение и на другие субъекты хозяйствования, то есть на хозяйственные объединения общественных организаций, финансовых учреждений и т.д. В частности, объединения предприятий могут создаваться, в соответствии со статьей 120 ГК, в организационно-правовой форме ассоциации, корпорации, консорциума или концерна. Кроме того, статья 127 ХК допускает возможность создания иных объединений предприятий, если это предусмотрено законом. К таким недопустимо относить промышленно-финансовые группы, поскольку они не являются юридическим лицом — хозяйственной организацией. Что касается форм хозяйственных объединений общественных организаций (непредпринимательских обществ), то их особенности устанавливаются в законах Украины «Об объединениях граждан», «Об организациях работодателей», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Особенности создания объединений финансовых учреждений, в том числе саморегулируемых организаций и банковских объединений, устанавливаются в законах Украины «О банках и банковской деятельности», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».

Нехозяйствующие субъекты, непредпринимательские общества и учреждения

Как уже отмечалось ранее, ХК не устанавливает критериев отличия субъекта хозяйствования от нехозяйствующего субъекта. Значит, исходим от обратного в контексте части 1 статьи 3 ХК: нехозяйствующие субъекты — юридические лица не должны вести деятельность в сфере общественного производства, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Если такая деятельность направлена на создание и поддержание необходимых материально-технических условий функционирования, то она является хозяйственным обеспечением.

В то же время из такой формулировки не совсем ясна разница между нехозяйствующими субъектами и субъектами хозяйствования, осуществляющими некоммерческую (неприбыльную) хозяйственную деятельность (глава 5 ХК). В частности, к таким субъектам хозяйствования относятся казенные предприятия (статья 76 ХК), унитарные коммунальные предприятия (статья 78 ХК), кредитные союзы (статья 130 ХК), благотворительные и иные неприбыльные организации (статья 131 ХК), а также предприятия объединений граждан, религиозных организаций и потребительской кооперации (статьи 111-112 ХК), если такая цель соответствует их уставным задачам.

В то же время, как видно из статьи 86 ГК, такие юридические лица относятся к непредпринимательским обществам — обществам, не имеющим целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками (часть 1 статьи 85 ГК). То есть получать прибыль (в налоговых законах — пассивный доход) они могут, но распределение ее между участниками будет незаконным. Причем особенности статуса отдельных видов непредпринимательских обществ устанавливаются законом (часть 2 статьи 85 ГК), то есть тем же ХК, законами Украины «Об объединениях граждан», «О политических партиях», «О благотворительности и благотворительных организациях», «О кооперации», «О кредитных союзах», «О товарной бирже», «Об объединении владельцев многоквартирного дома», «О профсоюзах» и другими.

Одной из интереснейших новаций ГК является новая организационно-правовая форма юридического лица — учреждение. Учреждение в контексте ГК не следует путать с не очень понятным статусом знаменитой триады 2/3 законов — предприятий, учреждений, организаций. Поскольку в контексте триады учреждение («заклад») употребляется, скорее, в качестве хозяйственного статуса деятельности юридического лица по предоставлению финансовых услуг или услуг здравоохранения, образования, научно-исследовательских либо конструкторских работ. Так, статья 8 Закона «О финансовых услугах…» предусматривает, что финансовые учреждения могут создаваться в форме хозяйственных обществ и других организационно-правовых формах.

В контексте статьи 83 ГК учреждение — это организация, созданная одним или несколькими учредителями, не принимающими участия в управлении им, путем объединения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества. Причем одновременно со своей основной деятельностью могут осуществлять предпринимательскую, если иное не установлено законом и это соответствует цели создания учреждения, оказывает содействие в ее достижении. Учреждение создается на основании индивидуального или общего учредительного акта. И что самое интересное, учредительный акт может содержаться в завещании с указанием на то, какое имущество должно передаваться учреждению. Управление учреждением осуществляет правление (аналог исполнительного органа общества), а надзор за правлением — наблюдательный совет. Также статья 103 ГК предусматривает принудительное изменение цели и структуры управления учреждения через суд в случае невозможности ее осуществления либо угрозы общественным интересам. Однако ГК умалчивает о возможности изменения по воле правления учредительного акта, в том числе целей и структуры учреждения.

Обособленные подразделения — парадокс ХК

Парадоксально, но факт: обособленные подразделения хозяйственных организаций, созданные для осуществления хозяйственной деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 55 ХК, являются субъектами хозяйствования, действующими на основании использования права оперативно-хозяйственного использования имущества, без статуса юридического лица. Данное положение довольно интересно, поскольку, согласно статье 95 ГК, филиалы и представительства осуществляют представительство и защиту интересов юридического лица, выполняют все либо часть его функций. Обособленные подразделения действуют на основе утвержденного положения, а их руководители — по выданной доверенности. Причем в части 3 статьи 95 ГК прямо сказано, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами, а значит, не обладают гражданской правоспособностью лица. Однако, как уже подчеркивалось, особенности имущественных отношений в сфере хозяйствования устанавливает ХК. Так, часть 2 статьи 175 ХК указывает на то, что субъектами имущественно-хозяйственных обязательств могут быть субъекты хозяйствования, указанные в статье 55 ХК (включая филиалы и представительства), нехозяйствующие субъекты — юридические лица, а также органы государства и МСУ. То же самое подчеркивает статья 179 ХК, устанавливающая стороной в хозяйственном договоре субъект хозяйствования либо нехозяйствующий субъект. Таким образом, теперь обособленное подразделение юридиче-ского лица, осуществляющее его представительство, само обладает некой хозяйственной правоспособностью по отношению к хозяйственным договорам по ХК, но не обладает своей гражданской правоспособностью для заключения по ГК гражданских договоров с физическими лицами. Парадоксально, но факт.

Эпилог

Безусловно, в данной ситуации еще не сложилась определенная практика применения новых кодексов, тем не менее, пока дату вступления ХК не перенесли на 2006 год, можно говорить о вышеизложенной системе организационно-правовых форм юридических лиц на Украине, а выгодна она юристам или нет, решать Вам.

1.Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством. 2.

Субъектами хозяйствования являются: 1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке; 2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей; 3) исключен. 3.Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления имуществом в соответствии с определением этой компетенции в настоящем Кодексе и других законах. 4.Субъекты хозяйствования—хозяйственные организации, действующие на основе права собственности, права хозяйственного ведения либо оперативного управления, имеющие статус юридического лица, который определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом. 5.Субъекты хозяйствования, указанные в пункте первом части второй настоящей статьи, в праве открывать свои филиалы, представительства, иные обособленные подразделения без создания юридического лица. В ред. отЩ02.20р5г. ‘ 1.Часть 1 комментируемой статьи не дает определения субъекта хозяйствования, а раскрывает его через понятие «участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность», при этом закрепляет признаки субъекта хозяйствования, что придает ему статус субъекта хозяйственного права. Признаки субъекта хозяйствования в соответствии с комментируемой статьей: — хозяйственная компетенция (совокупность хозяйственных прав и обязанностей); —имущественная обособленность; —самостоятельная ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества (кроме случаев, предусмотренных законодательством). Но приведенный перечень признаков не полон: в научной литературе к предоставленному законодателем перечню добавляют еще организационно-правовую форму, то есть совокупность имущественных и организационных отличий, средств формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников и легитимацию субъекта хозяйствования, то есть государственное подтверждение законности вхождения последнего в хозяйственный оборот. Субъект хозяйствования приобретает хозяйственную правосубъектность и выступает легальным субъектом хозяйственного права лишь в случае государственной регистрации в установленном законом порядке. В этом случае государственная регистрация рассматривается как условие легитимации субъекта хозяйствования, что в равной степени касается как физических лиц, так и хозяйственных организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности или сферы деятельности. 2.Классификация видов субъектов хозяйствования, данная в части 2 комментируемой статьи, включает коллективных и индивидуальных субъектов хозяйствования: хозяйственные организации и физических лиц. Хозяйственные организации независимо от организационно-правовых форм являются юридическими лицами. Юридическим лицом, в соответствии со ст. 80 ГК Украины, является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с частью 4 ст. 87 ГК Украины юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. Юридический акт государственной регистрации подтверждает появление нового субъекта права, подтверждает законность его существования. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности имеет конститутивное значение, поскольку свидетельство о регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного субъекта. Правоспособность субъектов, которые подлежат государственной регистрации, возникает исключительно с момента ее осуществления. Наряду с этим, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, хозяйственная организация является юридическим лицом, которому присущи признаки: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельное участие в хозяйственном обороте, самостоятельная имущественная ответственность. Физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства) принадлежат к субъектам хозяйствования и имеют право заниматься хозяйственной деятельностью при условии государственной регистрации как предприниматели. Государственная регистрация для физических лиц, решивших заниматься предпринимательской деятельностью, имеет конститутивное и легитимизирующее значение. Конститутивное — потому, что с момента государственной регистрации они приобретают особый правовой статус — индивидуального предпринимателя; легитимизирующее — потому, что только с момента государственной регистрации их деятельность, направленная на систематическое получение доходов от участия в хозяйственном обороте, становится правомерной. Согласно части 2 ст. 50 ГК Украины физическое лицо пользуется своим правом на предпринимательскую деятельность при условии ее государственной регистрации в порядке, установленном законом. Поэтому при комментировании Гражданского кодекса Украины отмечается, что необходимым условием для ведения предпринимательской деятельности является государственная регистрация лица как предпринимателя. Статьей 7 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» установлено, что иностранцы имеют право заниматься в Украине инвестиционной деятельностью, а также внешнеэкономической и другими видами деятельности, предусмотренными законодательством Украины. При этом они имеют такие же права и обязанности, как и граждане Украины, если другое не следует из Конституции и законов Украины. Хозяйственным кодексом не установлено особенностей и отдельного порядка государственной регистрации иностранных физических лиц как субъектов предпринимательской деятельности, и комментируемой статьей установлено, что субъектами хозяйствования являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, занимающиеся хозяйственной деятельностью и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели. Следовательно, на иностранных лиц относительно государственной регистрации физических лиц распространяются те же требования, что и на граждан Украины. 3.Хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей) субъекты хозяйствования реализуют на основе права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Следовательно, наличии имущественной обособленности как признака субъекта хозяйствования законодателем рассматривается, когда в основе принадлежности имущества конкретному субъекту хозяйственного права лежит вещевое право. Право собственности субъекта хозяйствования, кроме ст. 134 ХК Украины, регулируют Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О собственности» от 7 февраля 1991 г. Определение таких правовых режимов, как право хозяйственного ведения и оперативного управления, закреплено ст.ст. 136, 137 ХК Украины. 4.Хозяйственные организации имеют статус юридического лица, действуют на праве собственности (хозяйственные общества, кооперативы), праве хозяйственного ведения (государственные и коммунальные предприятия) или праве оперативного управления (учреждения и казенные предприятия). Статус юридического лица субъекта хозяйствования, кроме норм Хозяйственного кодекса, определяется разделом VII Гражданского кодекса Украины, где приведены общие положения о юридическом лице, виды, организационно-правовые формы юридического лица, общий порядок его создания и регистрации, требования к наименованию юридического лица, гражданская правоспособность и дееспособность юридического лица, компетенция его органов, ответственность. 5.Субъекты хозяйствования—хозяйственные организации наделены правом открывать обособленные подразделения — филиалы и представительства. Понятие обособленных подразделений до принятия Хозяйственного и нового Гражданского кодексов не отмечалось в нормативно-правовых актах. Сегодня понятие «филиал», «представительство» закреплено в ст. 95 Гражданского кодекса Украины, и соответственно, филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и берущее на себя все или часть его функций. Представительство — также обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, однако осуществляющее лишь представительство и защиту интересов юридического лица. Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и не подлежат государственной регистрации. Исключения — обособленные подразделения иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые в соответствии со ст. 5 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» обязаны пройти регистрацию в центральном органе исполнительной власти по вопросам экономической политики, а в соответствии с частью 5 ст. 4 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» подлежат аккредитации на территории Украины в порядке, установленном законом.

Применительно к социальной системе под организационной деятельностью подразумевается: объединение людей в группы; интеграция деятельности членов коллектива организации (люди работают вместе, сообща); интеграция целей всех членов коллектива (люди работают для достижения общей цели).

Субъектом организационной деятельности являются члены коллектива, оказывающие активное влияние на деятельность организации, участие в работе организации предусматривает анализ происходящих событий и явлений, творческое осмысление рабочего цикла и оказание воздействия на него в целях повышения эффективности деятельности организации и получения наибольшего экономического эффекта. В качестве обобщенного субъекта управления деловой организацией выступает административно-управленческий аппарат. Его участие в организационной деятельности наиболее очевидно. Он состоит из сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, принимающих и утверждающих управленческие решения, организующих их исполнение с последующим контролем.

К субъектам организационной деятельности относятся президент компании, генеральный директор, коммерческий директор, технический директор, заместители директора, менеджеры и т. д. В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть лидеры общественных объединений, неформальные лидеры, организационные комитеты, союзы и т. д. Активное участие в работе организации предусматривает анализ, творческое осмысление происходящих процессов и оказание воздействия на ее работу. С переходом к рыночной экономике произошло значительное расширение функций, которые необходимо выполнять любой деловой организации. Теперь организация должна сама определять свою цель на основе ана ли за потребностей общественного развития, выбирать стратегию действия, обеспечивающую выживаемость в условиях острой конкурентной борьбы, формировать свою структуру и отношения в коллективе, распоряжаться ресурсами и результатами своего труда.

Менеджер как субъект организационной деятельности должен уметь анализировать ситуацию и представлять свое дело с наиболее выгодной стороны. При этом он должен знать, как справиться с рисками, которые неизбежны при ведении любого дела. Особое значение имеет творческий подход к решениям, принимаемым менеджером, по-скольку управление – это не только наука, но и искусство. При принятии решений субъект организационной деятельности должен руководствоваться как рациональными принципами, основанными на расчете и математической логике, так и иррациональными, на основе опыта, интуиции, неформальной логики и даже предчувствий.