Имущество переданное фонду его учредителями

1. Фонд является собственником своего имущества, причем как переданного учредителями, так и приобретенного по иным основаниям (п. п. 3, 4 ст. 213 ГК РФ, ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Положение п. 1 комментируемой статьи акцентирует внимание именно на отсутствии прав на имущество фонда его учредителей (учредителя). При передаче имущества фонду учредитель, утрачивая вещное право на это имущество, не приобретает права требования в отношении этого имущества, что обосновывается некоммерческим характером деятельности фонда, ее направленностью на достижение общественно полезных целей. Законодательство не предусматривает ответственности учредителей по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам учредителей.

2. Имущество фонда имеет строго целевое назначение и может быть использовано лишь на достижение уставных целей. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью (согласно Кодексу — приносящей доход деятельностью), соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Специальными законами могут быть установлены ограничения на предпринимательскую (приносящую доход) деятельность фондов. Так, благотворительные фонды не вправе учреждать хозяйственные общества совместно с другими лицами, т.е. могут выступать только в качестве единственного участника (п. 4 ст. 12 ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

3. На фонд возлагается обязанность ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Разместить отчет можно на Информационном портале некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ. Публикация отчета способствует осуществлению контроля над использованием имущества фонда, в том числе со стороны учредителей, не участвующих в управлении фондом. Неоднократное неисполнение обязанности по опубликованию отчета о деятельности фонда может явиться основанием принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61).

Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда

1. Законодательство Российской Федерации выделяет два способа прекращения деятельности юридического лица (фонда в том числе) — реорганизацию и ликвидацию.

Фонд, как и любое юридическое лицо, может прекратить свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ликвидация). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. В случае НПФ заинтересованными лицами могут быть ФСФР России, Федеральная регистрационная служба Российской Федерации и их территориальные органы.

Наиболее распространенной причиной ликвидации юридических лиц в судебном порядке является банкротство. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность фонда в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Другим критерием для возбуждения дела арбитражным судом о банкротстве является размер требований к должнику — юридическому лицу, который в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей. При возникновении признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника сведения о наличии указанных признаков. Учредители, в свою очередь, обязаны принять своевременные меры по предупреждению банкротства организации.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов. Финансовое оздоровление подразумевает совершение действий, применяемых к должнику и направленных на восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В целях восстановления платежеспособности должника применяется еще одна процедура банкротства — внешнее управление. Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Реорганизация юридического лица подразумевает правопреемственность между реорганизуемым лицом (реорганизуемыми лицами) и лицом (лицами), возникающим после реорганизации. ГК РФ выделяет пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Эти формы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) создается или не создается в результате преобразования новое юридическое лицо;

2) приводит ли реорганизация к прекращению деятельности реорганизуемого юридического лица или нет;

3) происходит ли изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в форме преобразования юридического лица заключается в изменении его организационно-правовой формы, при этом к вновь возникшему лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Не каждое юридическое лицо может быть преобразовано в юридическое лицо другого вида. Федеральный закон N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» устанавливает запрет на преобразование фонда в другую организационно-правовую форму.

Реорганизация в форме слияния двух и более юридических лиц приводит к переходу прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему юридическому лицу. Для реорганизации в форме присоединения характерно прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу, т.е. при такой форме реорганизации новое юридическое лицо не создается, а деятельность лица, к которому присоединяются другие лица, после реорганизации не прекращается. Реорганизация в форме выделения — это создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, а деятельность первоначального юридического лица прекращается.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд может быть реорганизован путем слияния, разделения, присоединения и выделения. Решение о реорганизации принимается советом фонда.

2. Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о реорганизации;

— согласование решения о реорганизации с ФСФР России;

— уведомление кредиторов фонда о его реорганизации;

— составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

— государственная регистрация изменений фонда.

Решение о реорганизации фонда принимается советом фонда квалифицированным большинством голосов, т.е. решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов совета фонда. В решение также определяется форма реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) и порядок ее ведения. В случае реорганизации в форме слияния или присоединения необходимо принятие согласованных решений двух (или более) юридических лиц.

В решение могут предусматриваться:

— сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

— способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;

— порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных операций (например, осуществление финансовых вложений);

— порядок формирования уставного капитала и его величина для отражения в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации.

Решение о реорганизации фонда может быть принято при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. Заключение аудитора отражает состояние ведения фондом бухгалтерского учета, в т.ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансировании выплат за счет средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение характеризует финансовое состояние фонда в целом.

О реорганизации фонд уведомляет всех своих кредиторов, участников, вкладчиков и застрахованных лиц путем публикации сообщения в средствах массовой информации.

Принятое решение о реорганизации согласовывается с ФСФР России. Для этого фонд направляет в ФСФР России следующие документы:

— заявление о согласовании решений советов фондов о реорганизации;

— копии решений советов фондов о реорганизации;

— копия договора о присоединении (если имеется);

— аудиторские заключения на последнюю отчетную дату;

— актуарные заключения, содержащие результаты актуарного оценивания деятельности фондов;

— документы, подтверждающие факт уведомления кредиторов реорганизуемых фондов о принятых решениях о реорганизации.

В случае согласования ФСФР России решения о реорганизации фонд уведомляет Федеральную налоговую службу Российской Федерации о реорганизации в письменном виде по форме N С-09-4, утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 г. N ММ-3-09/11. О реорганизации фонда делается соответствующая отметка в едином государственном реестре юридических лиц.

Следующим этапом реорганизации является составление передаточного акта или разделительного баланса, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного фонда в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с решением совета фонда могут включать следующие приложения:

— бухгалтерская отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого фонда, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

— акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого фонда, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

— первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

— расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Передаточный акт или разделительный баланс утверждается советом фонда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации изменений. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы. Моментом государственной регистрации признается внесение Федеральной налоговой службой Российской Федерации соответствующей записи в государственный реестр (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения).

На день, предшествующий дате внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до даты внесения в единый реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков

Для государственной регистрации изменений фонд обращается в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации и предоставляет следующие документы:

— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии (если имеется);

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации, должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения указанных документов. Федеральная регистрационная служба принимает решение об отказе в государственной регистрации в следующих случаях:

— если учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;

— если ранее зарегистрирован фонд с таким же наименованием;

— если наименование вновь созданного фонда оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

— если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

— если выступившее в качестве учредителя фонда лицо не может быть учредителем.

По другим основаниям Федеральная регистрационная служба не может отказать в государственной регистрации изменений.

В случае положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения соответствующих изменений в единый реестр юридических лиц. С момента внесения соответствующих изменений в реестре фонд считается реорганизованным.

Для реорганизованных юридических лиц составляется вступительная бухгалтерская отчетность на начало отчетного периода (дату государственной регистрации). Данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию считается аннулированной с даты реорганизации фонда в форме слияния или разделения либо с даты ликвидации фонда. В случае присоединения фонда к юридическому лицу, реорганизуемому в форме присоединения, лицензия присоединяемого фонда считается аннулированной с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.

3. Ликвидация фонда — это способ прекращения деятельности фонда без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, поэтому ликвидация фонда является основанием для досрочного расторжения всех заключенных договоров, в т.ч. пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании.

Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о ликвидации;

— формирование ликвидационной комиссии;

— публикация сообщения о ликвидации в органах печати;

— уведомление кредиторов фонда о его ликвидации;

— составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

— осуществление расчетов с кредиторами;

— составление ликвидационного баланса;

— государственная регистрация фонда в связи с ликвидацией.

Фонд может быть ликвидирован исключительно в судебном порядке случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, ГК РФ к таким случаям относит следующие:

— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.

Этот перечень не является исчерпывающим. Федеральными законами могут быть установлены и иные причины ликвидации фонда. Так, фонд подлежит ликвидации в случае невыполнения фондом требований ст. 7.2 комментируемого закона о предоставлении документов в ФСФР России в связи с аннулированием лицензии. ГК РФ предусматривает еще одно основание для ликвидации фонда — это признание в судебном порядке фонда банкротом.

Заявление в суд о ликвидации фонда может быть внесено фондом, прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, ФСФР России или его территориальным органом, Федеральной регистрационной службой или ее территориальными органами. Дела о ликвидации фонда рассматриваются Арбитражными судами по месту регистрации фонда.

Учредители фонда или орган, принявший решение о ликвидации фонда, обязаны уведомить о принятом решении Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, а также Федеральную налоговую службу Российской Федерации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что фонд находится в процессе ликвидации. Уведомление составляется в письменном виде по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и может быть направлено в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации фонда лично или по почте. Начиная с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Орган, принявший решение о ликвидации фонда, или учредители (учредитель) формируют ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации фонда. Состав ликвидационной комиссии согласовывается с ФСФР России. Для согласования ликвидационной комиссии фонд направляет заявление в ФСФР. Заявление составляется в письменной форме и подписывается уполномоченным лицом фонда и заверяется печатью фонда. К заявлению прикладываются следующие документы:

— протокол совета фонда с решениями по вопросам о досрочном прекращении действия лицензии, ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии;

— сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212.

Сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212, фонд направляет в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

С момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. В суде от имени ликвидируемого фонда выступает ликвидационная комиссия.

Ликвидационная комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации фонда и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме публикации в печати кредиторы фонда в индивидуальном порядке письменно уведомляются о ликвидации фонда.

С момента начала процедуры ликвидации вся деятельность фонда подчинена одной цели — исполнение всех обязательств и прекращение деятельности. Поэтому фонд не может заключать новые пенсионные договоры или договоры об обязательном пенсионном страховании, брать на себя иные новые обязательства.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Для его составления используются сведения полученные ликвидационной комиссией о кредиторах, кредиторской задолженности, проведенной инвентаризации имущества фонда. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. О составлении промежуточного ликвидационного баланса комиссия сообщает Федеральную регистрационную службу Российской Федерации. Уведомление составляется в письменном виде по форме N РН 0007, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212. К уведомлению прикладывается баланс.

Следующим шагом является удовлетворение требований кредиторов. Особенностью формирования имущества фонда является его разделение на три составляющие — имущество, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов. Управление каждой из составляющих имеет свои особенности и зависит от целей формирования. Так, средства пенсионных накоплений фонда формируются с целью выполнения обязательств фондом перед застрахованными лицами по договорам обязательного пенсионного страхования. Целью формирования пенсионных резервов является выполнение обязательств фондом перед участниками по пенсионным договорам. Фонд не правомочен использовать указанные средства на другие цели, т.е. удовлетворить требования кредиторов, не вытекающие из пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионным страховании, фонд может только исключительно за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Ст. 64 ГК РФ устанавливает очередность, в которой удовлетворяются требования кредиторов фонда. Требование очередности означает, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Выплаты кредиторам первых трех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Решение ликвидационной комиссии об отказе в удовлетворении требований кредиторов может быть обжаловано последними в судебном порядке. Требование кредитора считается погашенным в следующих случаях:

— удовлетворения их ликвидационной комиссией;

— отказа решением суда в их удовлетворении;

— не признания их ликвидационной комиссией, и не обращением кредитора с иском в суд.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, распределяется в соответствии с порядком, оговоренным в уставе фонда.

В случае нехватки средств для удовлетворения требований кредиторов имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, фонд в судебном порядке может быть признан банкротом.

Требования вкладчиков, участников фонда, вытекающие из пенсионных договоров, удовлетворяются в полном объеме за счет пенсионных резервов. Указанные требования не могут быть удовлетворены за счет средств пенсионных накоплений фонда. В случае недостаточности средств пенсионных резервов для удовлетворения указанных требований фонд привлекает средства объединенных гарантийных фондов, участником которых он является, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых он является. При ликвидации фонда участники (вкладчики) имею право распорядиться средствами пенсионных резервов, учтенных на их лицевом счете, одним из следующих способов:

— получить выкупную сумму,

— перевести выкупную сумму в другой фонд по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах,

— перевести выкупную сумму в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников.

Средства пенсионных накоплений фонд в трехмесячный срок передает в ПФР. Фонд уведомляет застрахованных лиц о ликвидации фонда, а также выдает или направляет по почте заверенную подписью должностного лица и печатью выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. Размер передаваемых пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица определяется суммой пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете с учетом инвестиционного дохода. ПФР направляет застрахованному лицу уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет или в специальную часть индивидуального лицевого счета, в месячный срок со дня поступления пенсионных накоплений от прежнего фонда.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. Собственность фонда или средства, полученные от ее реализации, при ликвидации фонда не могут быть обращены в доход его Учредителей.

Ликвидация фонда считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— ликвидационный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.

Заявление о государственной регистрации составляется по форме N РН 0008, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и подписывается руководителем ликвидационной комиссии. В заявлении заявитель подтверждается, что соблюден установленный законодательством порядок ликвидации фонда, завершены расчеты с его кредиторами и вопросы ликвидации согласованы с соответствующими государственными органами.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Размер пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица определяется в соответствии со ст. 333.33 НК РФ и составляет 400 руб., за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

Указанные документы направляются в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, которая принимает решение о государственной регистрации ликвидации фонда. В случае принятия положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. После внесения соответствующих изменений в реестр ФНС направляет Федеральной регистрационной службе Российской Федерации для выдачи заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также выписку из единого государственного реестра юридических лиц, Срок государственной регистрации при ликвидации фонда составляет 10 рабочих дней.

С момента государственной регистрации ликвидации фонда прекращается действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация1 (НКО), преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели, которая может быть учреждена как физическими, так и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Учредительным документом фонда является устав, утверждаемый учредителями. Это основной документ организации, определяющий не только цели создания, но и структурную организацию и порядок деятельности фонда.

Так, в уставе обязательно закрепляется механизм формирования органов и порядок управления фондом, но необходимо помнить, что в п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено обязательное создание одного из органов фонда — попечительского совета, функцией которого является осуществление надзора:

• за деятельностью фонда,

• принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения,

• за использованием средств фонда,

• за соблюдением фондом законодательства.

При этом члены попечительского совета фонда должны осуществлять свою деятельность только на общественных началах,

По сути, основное назначение фонда — это аккумулирование имущества (денежных средств, имущественных прав и иных видов имущества). Имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем), становится собственностью фонда, и в отличие от учредителей коммерческих организаций у учредителей фонда не сохраняется каких-либо имущественных прав на него. У учредителей также не возникает ответственности по обязательствам созданной организации, а у фонда — по обязательствам своих учредителей.

Фонд должен использовать имущество для целей, определенных в его уставе, а также может использовать его для благотворительных целей, при этом он вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимую для достижения задач, ради которых создан, а также учреждать для этого хозяйственные общества или участвовать в них.

Еще одна особенность фондов заключается в ежегодном предоставлении отчетности2. Как уже было сказано выше, основное назначение любого фонда — это аккумулирование имущества для решения уставных задач, поэтому в целях осуществления контроля за расходованием средств организации законодатель предусмотрел обязанность фонда ежегодно проводить аудиторскую проверку1 и публиковать отчеты об использовании своего имущества4, Однако специальных требований к тиражу и виду печатного издания, где должен размещаться ежегодный отчет фонда, законодательством не предусмотрено.

Классификация фондов. В зависимости от правовых особенностей создания, сферы и целей деятельности фонды делятся на:

• фонды (действующие в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях»),

• общественные фонды (действующие в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях»),

• благотворительные фонды (действующие в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ФЗ «О некоммерческих организациях»).

• общественные благотворительные фонды (действующие в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях»).

В ГК РФ НКО определяется как организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а если оно и получает прибыль, то не распределяет ее между своими участниками. В законодательстве также устанавливается, что НКО обладают специальной правоспособностью, т. е. они могут заниматься только той деятельностью, которая прямо закреплена в их учредительных документах. НКО могут создаваться в различных формах, например, в виде учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, общественных объединений, фондов и т. п.

Для благотворительных, общественных и общественных благотворительных фондов предусмотрены дополнительные требования к содержанию и порядку предоставления отчетности (соответственно ст. 19 ФЗ от И августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ст. 29 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Государственная регистрация «просто» фондов и благотворительных фондов осуществляется в общем порядке, предусмотренном в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в территориальных органах Министерством по налогам и сборам России, тогда как регистрация общественных и общественных благотворительных фондов, по сути, осуществляется Минюстом России или его органами в субъектах РФ. Порядок процедуры и перечень документов для регистрации последних двух видов фондов устанавливается в ФЗ «Об общественных объединениях»

Частный Фонд

Частный фонд — это благотворительный фонд, основанный по желанию и на средства частного лица, состоятельного человека, выделившего часть своего состояния (иногда все состояние) на благотворительные цели. Частные фонды создаются как при жизни основателя, так и на средства, оставленные на благотворительные цели по завещанию.

Отличие частных фондов от других благотворительных, заключается в том, что частный фонд создается именно и исключительно на средства его основателя, дающего фонду свое имя. Фонды, просто носящие имя известного человека, как правило, создаются не на средства человека, давшего свое имя, и привлекают другие ресурсы. Иногда известный человек жертвует часть своих средств фонду своего имени. Например, Михаил Горбачев гонорары за лекции передает в свой фонд, однако эти средства не составляют основу фонда, а являются лишь одним из источников финансовых поступлений.

В США и Западной Европе создано более 10 тысяч частных фондов. Две трети их фондов основаны на средства, оставленные состоятельными людьми по завещанию. Однако все больше «молодых миллионеров» создают свои фонды в расцвете собственной карьеры. Среди наиболее известных фондов других стран — Фонд Форда, основанный на наследство предпринимателя Генри Форда, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, основанный на деньги предпринимателя Ч. С. Мотта, одного из создателей компании «Дженерал Моторс». Среди фондов, чьи основатели активно и сейчас участвуют в бизнесе, наиболее крупные — Фонд Джорджа Сороса и Фонд Билла Гейтса.

Основу долгосрочного благополучия подавляющего большинства (более 90%) частных фондов в мире составляет недвижимый капитал (endowment). Это те самые средства, которые, как правило, один раз выделяются основателем, помещаются в банк, инвестируются, а процент от капитала расходуется на благотворительные программы. Благодаря капиталу, основатель фонда не должен ежегодно выделять в фонд деньги. Как правило, состоятельный человек выделяет или завещает сразу крупную сумму с тем, чтобы процент от созданного капитала был достаточен для поддержки благотворительных программ и оплаты административных расходов на штат фонда. Для управления капиталом и деятельностью фонда создается попечительский совет. Часто он же решает, на что расходовать ежегодный процент, кому выделять гранты. В крупных фондах помимо попечительских советов создаются и так называемые грантовые комитеты, в которые приглашаются эксперты. В таком случае решения о предоставлении финансирования на тот или иной проект принимают эксперты.

Создание постоянного капитала не только дает частному фонду возможность существовать бесконечно долго, но и через инвестиции приращивать средства, увеличивать капитал. Самый старый частный фонд в мире был основан в Великобритании в первом веке нашей эры, и он до сих пор существует и приносит пользу.

Большинство частных фондов в мире не занимается осуществлением благотворительных программ самостоятельно. В основном частные фонды выделяют гранты — целевые средства другим общественным, благотворительным организациям, школам, университетам, больницам — на благотворительные проекты. Помимо грантов многие фонды предоставляют стипендии или же учреждают ежегодные премии. Еще один важный момент — средства на все эти программы поступают из капитала фонда либо напрямую от основателя. Частные фонды не занимаются фандрайзингом, то есть не привлекают посторонние средства на свои проекты. В континентальной Европе, в частности во Франции или Германии, частные фонды нередко сами осуществляют свои проекты, однако они же сами их и финансируют.

В России первые частные фонды возникли в 90-х годах. Пожалуй, первыми такими фондами стали Фонд Гарри Каспарова (к сожалению, прекративший свое существование) и Фонд Горбачева. Однако Фонд Горбачева не вполне соответствует международному понятию «частный фонд», так как существует на привлеченные средства. В то же время, существенные пожертвования самого Михаила Горбачева, особенно в период становления фонда, позволяют назвать его одним из первых частных фондов в России.

В 1999-2002 гг. в России появились первые частные фонды, в значительной степени отвечающие представлению о типе таких фондов в Европе и США. Это — Фонд Владимира Потанина, фонд «Открытая Россия», созданный Михаилом Ходорковским и его партнерами в бизнесе. Фонд гражданских свобод Бориса Березовского. Это фонды, созданные на личные средства их основателей, выделяющие гранты и стипендии на поддержку науки, образования, на молодежные проекты и защиту прав человека. Пока, в отличие от частных фондов США и Западной Европы, российские частные фонды не создали устойчивых капиталов. Однако это дело недалекого будущего.

Таким образом, частные фонды:

создаются человеком на собственные средства;

могут носить имя человека, но не все фонды «имени» кого-либо являются частными фондами — частным фонд делает не имя, а источник средств — личные деньги основателя;

управляются попечительскими советами;

имеют в основе недвижимый капитал, процент от которого ежегодно расходуется на благотворительные программы;

выделяют средства на благотворительные общественно важные проекты, осуществляемые другими организациями, хотя иногда и сами осуществляют проекты, но финансируют их самостоятельно.

Семейный фонд

Фонд, созданный на средства не только одного состоятельного человека, но и членов его семьи. Устроен и действует такой фонд практически так же, как и частный фонд, с одним отличием: в состав управления фонда входят все основатели или же их представители. В США работает несколько тысяч семейных фондов, в России создан пока только один семейный фонд — фонд «Династия» на средства семьи Дмитрия Зимина, одного из основателей компании «Вымпелком». Фонд «Династия» поддерживает проекты в сфере развития естественных наук в России, например олимпиады по физике среди школьников, и довольно активно развивается.

Корпоративный фонд

Распространенный вид благотворительных фондов в мире. В отличие от частных или семейных фондов корпоративный фонд создается на средства компании. В большинстве случаев (95%) — это фонд одной компании, полностью ею и финансируемый. Гораздо реже объединяются несколько компаний, например работающие в одном регионе или одной стране.

В мире существует две модели финансирования корпоративного фонда: ежегодные отчисления от прибыли компании, которые аккумулируются в фонде, или

же сочетание отчислений с созданием постоянного капитала. В первом случае корпоративный фонд не очень отличается от ежегодных корпоративных социальных программ компании — он является управляющей структурой для благотворительной деятельности компании и расходует все средства в течение года. Как правило, такой фонд занимается только благотворительными проектами, спонсорская деятельность ведется отдельно. Но и благотворительные проекты могут быть различны: от программы корпоративных грантов или стипендий до проведения отдельных мероприятий.

В последние годы большинство крупных компаний выбирают вторую модель корпоративного фонда, предусматривающую создание капитала. В этом случае компания выделяет часть прибыли для создания капитала, эти средства инвестируются и процент расходуется на благотворительные программы компании. Иногда компании даже выделяют свои акции в капитал корпоративного фонда. Плюсы такой модели в том, что даже не в очень удачный год для компании за счет капитала корпоративного фонда компания может не снижать объемы своих социальных программ, что для многих компаний, особенно градообразующих, является очень важным. При создании капитала в «хороший» прибыльный год компания выделяет большую сумму в капитал, в неприбыльный год (например, падение цен на нефть) за счет процентов от капитала добавляет средства на социальные программы. Плюсом является и то, что компания, имеющая филиалы и представительства в нескольких регионах и странах, может со-финансировать социальные программы филиалов, если они пока не вышли на достаточный уровень прибыли, чтобы самостоятельно осуществлять социальную политику, В частности, например, благотворительные программы многих западных компаний в России осуществляются при поддержке корпоративных фондов этих компаний.

Объединяет частные и корпоративные фонды стремление к созданию капитала, финансирование социальных программ, а не их непосредственное самостоятельное осуществление. Различия же не только в источнике средств, но и в структуре управления — корпоративный фонд может управляться напрямую руководством и сотрудниками компании, которые формируют органы управления фонда, корпоративный фонд жестко связан с политикой, брендами, региональными приоритетами компании, его создавшей.

В России корпоративные фонды только начинают создаваться. Один из первых фондов — фонд компании «ЛУКОЙЛ», осуществляющий значительную часть благотворительных и социальных программ компании. Фонд «ЛУКОЙЛа» пока работает по первой модели — средства на программы выделяются ежегодно из прибыли компании. Другой пример — Национальный резервный фонд, занимающийся в основном поддержкой проектов в сфере культуры. Этот фонд создан совместно несколькими компаниями и банками, однако роль инициатора сыграл Национальный резервный банк. Целый ряд крупных компаний начинают проявлять интерес к созданию корпоративных фондов как к эффективному инструменту осуществления своей социальной политики.

Таким образом, корпоративный фонд:

• создается на средства одной компании, значительно реже — нескольких компаний;

• фактически является управляющей структурой для социальных и благотворительных программ компании;

• часто имеет капитал, процент от которого расходуется ежегодно на социальные программы, дополняя (а иногда и полностью заменяя) ежегодные отчисления от прибыли компании;

• управляется компанией напрямую или же представителями компании;

• его политика жестко связана с политикой, брендами и приоритетами компании.

Этими характеристиками фонды отличаются друг от друга, но у них есть одно общее — это ответственность перед обществом и перед будущим страны.

Общественный Фонд

Общественные фонды являются одним из видов общественных объединений. В свою очередь общественное объединение — это добровольная, самоуправляемая НКО, созданная по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для реализации общих целей, закрепленных в уставе5.

Особенности общественного фонда заключаются в следующем:

• он создается по инициативе не менее чем трех физических и (или) юридических лиц, при этом последние могут быть только общественными объединениями’;

• общественный фонд считается созданным и, следовательно, может осуществлять свою уставную деятельность с момента принятия общим собранием (съездом) учредителей решения о создании фонда, об утверждении устава и о формировании руководящих органов, но при этом он не становится юридическим лицом;

• его правоспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации, порядок которой отличается от порядка регистрации других юридических лиц.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественный фонд может быть:

• местным, т. е. действует в пределах территории органа местного самоуправления,

• региональным — в пределах территории одного субъекта РФ,

• межрегиональным — на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения,

• общероссийским — на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения —

• и международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение или филиал и представительство.

Благотворительный Фонд

Особенности создания и деятельности благотворительных фондов регулируются ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительный фонд является одной из форм благотворительных организаций, т. е. неправительственных, некоммерческих организаций, созданных специально для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности (данный момент должен быть обязательно отражен в уставе, так как любое лицо может заниматься благотворительностью, но только для благотворительной организации это является основной целью создания, что отличает ее от других видов НКО).

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Несмотря на разнообразие целей благотворительной деятельности, перечисленных в законодательстве’, все-таки их перечень ограничен, а, следовательно, некоторые виды деятельности, хотя и носящие общеполезный характер, не рассматриваются как благотворительные.

Необходимо подчеркнуть, что оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий и кампаний благотворительной деятельностью не является.

Статус благотворительной организации налагает на фонд ряд определенных обязательств, в частности:

• не допускается участие благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (физическими и юридическими);

• благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более ■ 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год (данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ);

• не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента его получения, а пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если, конечно, иное не установлено благотворителем или благотворительной программой;

• на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительным фондом хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

• в отличие от других видов фондов благотворительные фонды не могут быть преобразованы в хозяйственное товарищество или общество;

• при ликвидации благотворительного фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законодательством .

Надо отметить, что вопрос регулирования благотворительной деятельности отнесен к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, поэтому во многих субъектах РФ существует свое региональное законодательство, посвященное благотворительным организациям и их деятельности, Например, Закон г. Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 «О благотворительной деятельности», который предусматривает незначительные льготы (связанные с арендой помещений в зданиях, принадлежащих городу, с оплатой коммунальных услуг и услуг связи) для некоммерческих организаций, получивших паспорт благотворительной организации в г. Москве.

Общественный благотворительный фонд

Поскольку этот вид фондов является соединением одновременно формы общественного объединения и благотворительной организации, то для определения основных признаков этого вида НКО необходимо обратиться к соответствующим разделам настоящей статьи. При этом особенность правового регулирования создания и деятельности общественного благотворительного фонда заключается в том, что на него распространяется действие не только ГК РФ, ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О некоммерческих организациях», но и ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».