Информация доступ к которой ограничен законодательством

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Ограничение доступа к информации устанавливается только федеральными законами (ст.3 указанного Федерального закона). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст.7 указанного Федерального закона).
Не может быть ограничен доступ (ст.8 указанного Федерального закона):
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Нормативные правовые акты по защите общедоступной информации:
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Ст. 8, п.10 ч.1 ст.6);
Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»(ред. от 14.01.2011)»;
Приказ ФСБ № 416 и ФСТЭК № 489 от 31.08.2010 «Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования»;
Приказ ФСТЭК от 11.02.2013 № 17 «О защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну (конфиденциальная информация) – это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа.
Нормативные правовые акты по защите конфиденциальной информации:
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»;
Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
Приказ ФСТЭК от 11.02.2013 № 17 «О защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Приказ ФСТЭК от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Перечень нормативных актов, относящих сведения к государственной тайне и регулирующих отношения в области защиты сведений, отнесенных к государственной тайне:
· Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;
· Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
· Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 №1895.

Сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, могут быть отнесены к той или иной тайне.

В соответствии с указом президента РФ 1997 г. № 188

Виды: 1) Персональные данные (Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном федеральными законами случаях)

2) Служебная тайна (Федерации и федеральными законами. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской)

3) Профессиональная тайна (Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее).

4) Тайна следствия и судопроизводства

5) Коммерческая тайна (Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами)

6) Сведения о сущностиизобретения (Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них).

Защита персональных данных (пд)

ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных д-х»

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Персональные данные (ПД) — любая информация, относящаясяк определенному или определяемому на основании такой информации физическомулицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Состав персональных данных (для идентификации физического лица):

  1. фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

  2. дата и месторождения;

  3. место жительства (регистрации);

  4. место пребывания;

  5. сведения о документе, удостоверяющемличность (наименование, серия и номер, орган выдавший документ, дата выдачи документа).

(Письмо Банка России от 28 ноября 2001 г. № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»).

а также:

  1. сведения, ставшие известнымиработникуорганаЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния.

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законностицелей и способовобработкиПД и добросовестности;

2) соответствияцелейобработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе ПД, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых ПД, способовобработки персональных данных целямобработкиПД;

4) достоверностиПД, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимостиобъединения созданных для несовм-х м/усобой целей БДИСПД.

2. Хранение ПД д осущ-ся в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. УсловияобработкиПД

1. Обработка ПД может осуществляться операторомссогласиясубъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

1) обработка ПД осуществляется на основании ФЗ, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка ПДосуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъектПД;

3) обработка ПДосуществляется для статистических или иных научныхцелей при условии обязательного обезличивания ПД;

4) обработка ПДнеобходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересовсубъектаПД, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка ПД необходима для доставки почт-х отправлений организациями почт.связи, для осуществления опер-ми связи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка ПДосуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;

7) осуществляется обработка ПД, подлежащих опубликованию в соответствии с ФЗ, в том числе ПДлиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, ПДкандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае,еслиоператор на основании договора поручает обработку ПД другому лицу, существенным условием договора является обязанностьобеспечения указанным лицом конфиденциальностиПДи безопасности ПДпри их обработке.

Статья 7. КонфиденциальностьПД

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к ПД, должнаобеспечиватьсяконфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальностиПДне требуется:

1) в случае обезличиванияПД;

2) в отношении общедоступныхПД.

Статья 8. ОбщедоступныеисточникиПД

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники ПД(в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники ПДс письменного согласия субъектаПДмогут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте ПДмогут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных потребованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

В некоторых договорах с контрагентами установлено, что договор, его приложения и иные документы по договору являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению без согласия другой стороны.
Договоры, в которых содержатся указанные условия, на сегодняшний день исполнены надлежащим образом. Специальных сроков действия условий о конфиденциальности договоры не предусматривали. В некоторых договорах содержатся положения о штрафных санкциях за нарушение условий о конфиденциальности, в других они отсутствуют.
На какой срок действуют эти положения, если в договоре установлен только срок его действия «до полного надлежащего исполнения сторонами своих обязательств по договору»?
Могут ли быть предъявлены контрагентом штрафные санкции в случае, если копия договора и актов приемки будут приложены к конкурсной заявке для участия в процедуре по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве документов, подтверждающих опыт (согласно конкурсной документации)?

4 мая 2018

Прежде всего отметим, что гражданское законодательство практически не регулирует вопрос, связанный с конфиденциальностью условий гражданско-правового договора. В нем лишь содержатся отдельные указания на то, что условия некоторых договоров должны быть конфиденциальными, если иное не предусмотрено законом и/или соглашением сторон. Так, например, это касается содержания корпоративного договора, заключенного между участниками непубличного хозяйственного общества (п. 4 ст. 67.2 ГК РФ), условий о предмете договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (п. 1 ст. 771 ГК РФ). Кроме того, гражданское законодательство может устанавливать обязанность поддерживать конфиденциальность информации, полученной в ходе переговоров о заключении договора или в процессе его исполнения (ст. 434.1, п.п. 1 и 2 ст. 771, ст. 1032 ГК РФ). Чуть более детально вопрос о конфиденциальности информации решается в нормах главы 75 ГК РФ, касающихся права на секрет производства (ноу-хау), вся возможность существования которого зависит от сохранения информации, составляющей ноу-хау, в тайне.
Вместе с тем каких-либо общих норм, посвященных непосредственно условиям договора о конфиденциальности, тем более введенным в него исключительно по воле и желанию сторон, гражданское законодательство не содержит. В частности, в нем нет положений, которые регулировали бы содержание, применение, сроки действия таких условий, а также устанавливали бы специальную ответственность за их нарушение.
В связи с изложенным следует иметь в виду, что вопрос об отнесении той или иной информации к конфиденциальной регулируется прежде всего Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (далее — Указ N 188). Анализ данного нормативного акта показывает, что к сфере, регулируемой гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ), относятся сведения, указанные в п. 5 и п. 6, а именно: сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна), и сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Очевидно, что сведения об условиях того или иного гражданско-правового договора, а также о ходе и результатах его исполнения могут быть отнесены только к сведениям, связанным с коммерческой деятельностью, которые, как это следует из положений Указа N 188, охраняются в режиме коммерческой тайны.
В свою очередь, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ) относит к информации, составляющей такую тайну, сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю (ч. 1 ст. 4 Закона N 98-ФЗ), то есть в рассматриваемом случае сторонам договора.
Учитывая приведенные нормы, а также то, что сведения о содержании гражданско-правового договора, ходе его исполнения и полученных результатах не относятся к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5 Закона N 98-ФЗ), такие сведения также могут быть отнесены к коммерческой тайне и охраняться соответствующим образом.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что нормы Закона N 98-ФЗ также не содержат каких-либо положений, которые бы на законодательном уровне регулировали срок действия условий гражданско-правового договора о конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, или предусматривали бы конкретные санкции за нарушение режима коммерческой тайны. Они лишь определяют порядок предоставления такой информации органам государственной власти и органам местного самоуправления и дальнейшего обращения с ней (ст. 6 и ст. 13 Закона N 98-ФЗ), устанавливают права обладателей этой информации (ст. 6.1 Закона N 98-ФЗ), порядок охраны информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе в трудовых отношениях (ст. 10 и ст. 11 Закона N 98-ФЗ), а также содержат общие, без конкретных санкций, нормы об ответственности за нарушение режима коммерческой тайны и за непредставление составляющих ее сведений, если обязанность предоставить их вытекает из закона (ст. 14 и ст. 15 Закона N 98-ФЗ). Причем из содержания ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ следует, что регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, сторонами гражданско-правовых договоров осуществляется на основании гражданско-правовых договоров.
Иными словами, вышеизложенное указывает на то, что в гражданско-правовых отношениях все основные условия соблюдения режима коммерческой тайны в отношении тех или иных сведений, включая определение перечня таких сведений, сроков, в течение которых такие сведения являются конфиденциальными, а также меры ответственности за нарушение режима коммерческой тайны должны определяться условиями, установленными соглашением сторон*(1).
Однако в рассматриваемом случае, как это следует из вопроса, срока действия режима коммерческой тайны в отношении условий заключенного сторонами договора и хода его исполнения такой договор не устанавливает. Не предусмотрен этот срок и каким-то отдельным, специальным соглашением сторон. Следовательно, в отсутствие специального нормативного правового регулирования на этот счет, необходимо, на наш взгляд, руководствоваться общими положениями о действии обязательств, вытекающих из договора.
В частности, из п. 3 ст. 425 ГК РФ следует, что, если иное не предусмотрено договором, он признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Данная норма коррелирует с положениями п. 1 ст. 408 ГК РФ, согласно которым надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Безусловно, существуют условия договоров, которые действуют даже после прекращения последних, например те, которые в силу своей природы предполагают их применение и после прекращения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после прекращения (например, об условиях возврата предмета аренды после прекращения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.) (смотрите также п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 «О последствиях расторжения договора»). Тем не менее, на наш взгляд, условие о необходимости соблюдать конфиденциальность в отношении содержания договора и хода его исполнения не относится к таковым, если только стороны прямо не предусмотрели его действие и после прекращения договора. Иное толкование характера такого условия приводило бы к тому, что без специального указания закона или соглашения сторон оно налагало бы на стороны фактически бессрочную обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны в отношений сведений, которые такое значение, по сути, утратили. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, которая приходит к выводу о правомерности привлечения к ответственности за нарушение условий договора о конфиденциальности, в качестве основного аргумента используя то обстоятельство, что такое нарушение было допущено еще в период действия договора, таким образом косвенно подтверждая, что после прекращения договора привлечение к ответственности по общему правилу было бы невозможно (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2014 N Ф04-6725/14).
В связи с изложенным, если в рассматриваемой ситуации иное не было предусмотрено соглашением сторон договора, мы полагаем, что обязательства по сохранению конфиденциальности условий договора и хода его исполнения прекращаются одновременно с иными условиями этого договора (не считая тех условий, которые по смыслу разъяснений, данных в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35, или прямого соглашения сторон применяются и после прекращения договора).
Таким образом, мы считаем, что штрафные санкции, установленные ст. 15 и ст. 393 ГК РФ, а также договорами, указанными в вопросе, за разглашение сведений, признанных сторонами конфиденциальными, не подлежат применению к стороне, которая после прекращения таких договоров исполнением приложила их тексты и акты приемки выполненных по ним работ (оказанных услуг) к конкурсной заявке для участия в конкурентных процедурах, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Разумеется, сделанный нами вывод не может затрагивать той ситуации, когда сам договор или документация, сопутствующая его исполнению, содержат сведения, которые в силу ст. 1465 ГК РФ признаются секретом производства (ноу-хау). В этом случае применению в регулировании сроков неразглашения такой информации подлежат нормы главы 75 ГК РФ.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что в силу ст. 431 ГК РФ окончательное толкование условиям договора, в том числе условиям договора о конфиденциальности и сроке ее действия, может дать лишь суд с учетом анализа полного текста такого договора, а также всех соответствующих обстоятельств, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон. Поэтому сделанные нами в настоящей консультации выводы являются лишь нашим экспертным мнением, основанным на информации, содержащейся в вопросе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.