Инновационные кластеры

Создание инновационных кластеров как одно из направлений повышения конкурентоспособности

В.В. Исайченкова, аспирантка, Брянский ГТУ

В условиях восстановления национальной экономики после мирового финансового кризиса стало очевидно, что её эффективное функционирование возможно только при условии взаимодействия государства и промышленности. Одним из самых действенных способов обеспечения подобного сотрудничества выступает создание промышленно-производственных кластеров, формирование которых ориентировано не только на усиление национальной экономики, но и на благо всех организаций, входящих в кластерное объединение.

В последнее время стратегии повышения конкурентоспособности предприятий разрабатываются с учётом глобализации и роста международной конкуренции. В связи с этим формируется новая промышленная политика, основанная на принципе взаимодействия предприятий. Вследствие глобализации основные

факторы производства становятся мобильными, усиливается конкуренция между государствами, поэтому важными для развития и удержания превосходства над конкурентами являются не только инновации и образование, но и устойчивые взаимосвязи между предприятиями, что привело к созданию сетевых структур — кластеров .

Под кластером понимается сетевая организация территориально взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий (включая специализированных поставщиков, произво-дител ей и покупателей), объединённых вокруг научно-образовательного центра, которая связана вертикальными связями с местными учреждениями и органами власти с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики в целом. Как правило, центром кластера является всего одна или несколько независимых крупных компаний, между которыми сохраняются конкурентные отношения. Таким образом достига-

ется стимуляция инновационной деятельности внутри кластера, развиваются прогрессивные технологии и совершенствуются все этапы совместной экономической деятельности. Внутри кластера происходит свободный и быстрый обмен информацией, что позволяет обеспечить оперативное распространение новации по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами .

В условиях быстрого инновационного развития необходим высокий уровень инновационной активности участников кластера в рамках достижения общих стратегических целей. Для обеспечения инновационного развития кластера нужен особый механизм, направляющий общую деятельность его участников по инновационному пути развития. Инновационное развитие кластера определяется стадиями жизненного цикла. На каждой стадии срабатывает определённый механизм, обеспечивающий эффективность кластера в зависимости от степени вовлечения в деятельность его участников.

Таким образом, механизм функционального обеспечения инновационной деятельности кластера необходим прежде всего для создания условий эффективного взаимодействия его участников, включающих: инновационное обеспечение, инвестирование с целью коммерциализации инновационных разработок, внедрение новаций в производство и финансовое обеспечение. Механизмы, позволяющие осуществлять инновационные процессы, составляют систему инновационных механизмов и включают следующие группы:

• организации инновационной деятельности;

• разработки и внедрения инноваций;

• финансирования и стимулирования инновационной деятельности;

• заимствования технологий;

• интеллектуальной собственности.

Такая система инновационных механизмов призвана обеспечить эффективность инновационных процессов на макро-, мезо- и микроуровнях. Сама же система инновационных механизмов деятельности кластера относится к мезоуровню, т.е. представляет собой составную частью инновационной стратегии развития региона.

Кластер является гибкой и подвижной структурой, что достигается благодаря разнообразию экономических интересов входящих в него взаимодействующих субъектов. Каждый участник кластера имеет заинтересованность в одном из следующих направлений:

• ограниченность ресурсов;

• привлечение инвестиций в бизнес;

• обеспечение экономии, возникающей при сосредоточении материальных и трудовых ресурсов на конкретном виде деятельности;

• распределение рисков на всех участников кластера;

• получение налоговых льгот;

• развитие хозяйственной деятельности.

В рамках этих направлений можно выделить четыре группы мотивов объединения предприятий:

1) стратегические:

• приспособление к конъюнктуре существующего рынка;

• освоение новых рынков;

2) организационно-экономические:

• единая инфраструктура предприятий — участников кластера;

• оптимизация существующих бизнес-процессов;

• снижение транзакционных издержек;

• формирование общей цели деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реализация взаимовыгодных проектов;

3) социальные:

• сохранение рабочих кадров;

• создание новых рабочих мест;

• формирование эффективных кадров;

• снижение социальной напряжённости;

4) технико-экономические:

• обеспечение наиболее полной загрузки производственных мощностей;

• освоение альтернативных вариантов использования ресурсов.

Вышеизложенное позволяет выделить основные преимущества формирования кластеров как для всех входящих в него организаций, так и для региона, в котором он организован (табл.).

Таким образом, кластерный подход выступает эффективным инструментом структурирования экономики, новым источником достижения конкурентных преимуществ, а также основой выявления возможных выгод и оптимальным сочетанием интересов региона, отдельных предприятий и образовательных учреждений. Формирование кластерной инновационной системы в рамках региона помогает развитию сотрудничества государства, бизнеса и науки, обеспечивает создание интегрированных структур, обеспечивающих быстрый и результативный обмен знаниями.

Важнейшими направлениями развития инновационных кластеров региона являются:

1) в области модернизации предприятий основных отраслей региона:

• привлечение на территорию региона национальных и международных компаний, что способствует ускорению технологического обновления предприятий региона;

• стимулирование развития инвестиционной и инновационной деятельности организаций с помощью инвестиционных налоговых кредитов, гарантий региона и других налоговых и неналоговых механизмов;

Преимущества формирования инновационного кластера

Тип преимуществ Для региона Для предприятий Для других участников кластера

1. Экономические • рост инвестиционной привлекательности региона; • увеличение количества налогоплательщиков • снижение транзакционных издержек; • привлечение инвестиций в рисковые инновационные проекты; • обеспечение софинансирования маркетинговых исследований • сокращение транзакционных издержек; • повышение доступности финансовых ресурсов; • снижение затрат на НИОКР; рост объёмов продаж

2. Социальные • увеличение числа рабочих мест; • повышение эффективности системы образования; • рост уровня жизни населения • повышение квалификации кадров; • обогащение интеллектуального капитала; • реализация социальных программ и проектов формирование коммуникаций, обеспечивающих эффективную трансформацию изобретений в инновации

3. Структурные • обеспечение предпосылок для структурной перестройки экономики региона; • развитие инновационной инфраструктуры; • наращивание инновационного потенциала региона кластер способствует обеспечению эффекта масштаба производства, основой которого является наличие инновационного ядра, роль которого выполняют промышленные предприятия в тесном взаимодействии с научно-образовательными организациями использование инновационного потенциала всех участников кластера и генерация инновационных идей формируют условия для диверсификации и появления новых направлений инновационного бизнеса и привлечения новых участников

4. Коммуникационные появление новых форм и инструментов взаимодействия с бизнесом для развития региона взаимовыгодные отношения с малым и средним бизнесом, научными, образовательными организациями, государством • свободный обмен информацией; • быстрое распространение инноваций по всем каналам

5. Имиджевые повышение политической значимости и формирование имиджа инновационноразвитого региона • продвижение торговой марки и бренда; • формирование имиджа и репутации инновационного предприятия повышение восприятия престижности и оценки качества инновационных товаров (услуг) участников кластера

• создание льготного механизма привлечения предприятиями долгосрочных заёмных средств в целях обеспечения технологического перевооружения;

2) в области формирования инновационной системы региона как части инновационной системы России:

• создание узнаваемого бренда региона и широкое представление его на национальном и международном уровне;

• установление взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры России путём участия региона в работе межрегиональных и федеральных консультативносовещательных органов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в России;

• проведение межрегиональных и международных общественно значимых мероприятий производственно-технической направленности.

Формирование инновационных кластеров позволяет промышленным предприятиям наилучшим образом реализовать свои интересы, связанные с привлечением профессиональных специалистов и подготовкой квалифицированных инновационных кадров, с развитием технологий инновационного маркетинга, с использованием

интеллектуального капитала для реализации инновационных идей, с формированием инновационной культуры как идеологической основы инновационного развития.

На основе анализа различных факторов и методик можно предложить следующую модель построения кластерной политики региона (рис.) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды. К ним можно отнести формирование развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные фонды), создание сети трансфера технологий (распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат), прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики.

Международная практика свидетельствует о том, что национальные инновационные системы нельзя построить без установления и развития сотрудничества между вузами, исследовательскими центрами, органами государственной власти и местного самоуправления, институциональными инвесторами. Проекты государственно-частного партнёрства (ГПЧ) являются ключом для развития такого сотрудничества. Помимо того,

Потребительская среда, формирующая спрос на инновации

Рис. — Кластерная архитектура инновационного развития региона

создание ГЧП — одна из наиболее эффективных форм реализации инновационной политики в условиях дефицита бюджетных ресурсов. Инвестиции в инновации относятся к разряду рискованных, поэтому участие государства создаёт определённый баланс и добавляет гарантии частному капиталу.

Сейчас проходит отбор пилотных проектов инновационных территориальных кластеров, проводимый по поручению Дмитрия Медведева, данному им ещё в ноябре 2012 г. После того как в марте 2012 г. был объявлен конкурс, в Минэкономразвития поступили 94 конкурсные заявки. По итогам экспертизы были отобраны программы развития 37 территориальных кластеров, получивших наиболее высокие оценки по основным направлениям своей специализации. На финишную прямую вышли 25 проектов .

Инновационные кластеры являются так называемыми точками роста в регионе. Они обладают динамичностью и гибкостью, которая позволяет им выходить за рамки первоначально определённой территории и углублять специализацию своей деятельности. Формирование регионального инновационного кластера обеспечит

создание условий для осуществления инновационного процесса, начиная с этапа рождения инновационной идеи и вплоть до реализации произведённых инноваций на рынке конечным потребителям.

Результатами реализации кластерной политики является рост производительности инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Литература

1. Прохоров В.Т. и др. О преимуществах инновационных технологических процессов производства изделий из кожи с использованием нанотехнологий: Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУС», 2010. С. 252.

УДК 330. 342.2

А.В. АЗАРОВА, младший научный сотрудник,

e-mail: anko-87@yandex.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Проанализирована связь между созданием знаний, инновациями и экономическим развитием на основе процесса кластеризации. Приведена взаимосвязь численности кластеров с индексом инновационного развития в экономике зарубежных стран.

Ключевые слова: новация, инновация, инновационная система, кластер, экономическое развитие.

Azarova A.V. The innovative clusters as the basis for economic development.

Keyword: novation, innovation, national innovative system, cluster, economic development.

Мировая экономика на современном этапе характеризуется переходом к постиндустриальному типу производства на основе ускорения научно-технического прогресса. В этой связи все большее значение приобретает изучение и практическое внедрение концепции инновационного развития. Одним из инструментов такого развития является

формирование и развитие инновационных кластеров, которые являются формой ускоренного инновационного развития хозяйствующих субъектов.

Цель исследования — выявление особенностей воздействия инновационных кластеров на инновационное развитие территории и разработка предложений по повышению конкурентоспособности инновационной системы ДНР на основе инструментов кластеризации.

Появление в научном обороте термина «инновационная экономика» относят к средине 1990-х годов. Так был назван процесс, отображающий качественную трансформацию типа производства, а также изменение представлений о критериях эффективности экономической деятельности. В современных публикациях до сих пор активно ведутся дискуссии по определению понятийного аппарата, вопросам сущностного понимания, а также роли и места науки в «инновационной экономике».

Несмотря на множество разработок в данной области, единства мнений о содержании понятия инновационного раз© А.В. Азарова, 2018

вития до сих пор не достигнуто. Как нет и единой терминологии, в полной мере отражающей сущность этого понятия.

Понятие инновации в научный оборот ввел Й. Шумпетер. В его работе «Теория экономического развития» сущность инновации раскрывается посредством рассмотрения ее основных характеристик :

1. Внедрение нового продукта, с которым потребитель еще не знаком, либо существенное повышение качества производимой продукции.

2. Внедрение новых методов производства, которые либо основываются на научных открытиях, либо могут представлять собой новый способ коммерческого использования продукта или сырья.

3. Открытие нового рынка, на который еще не заходила определенная отрасль производства некоторой страны, вне зависимости от того, существовал этот рынок раньше или нет.

Рис. 1. Пространство инноваций

4. Внедрение нового источника сырья или полуфабрикатов, опять же вне зависимости от того, существует ли данный источник, либо он только что был создан.

5. Реализация изменений в организации некой отрасли, в частности, занятие монопольной позиции (например, через создание трастов) или же потеря такого статуса.

Особенностью данного определения является понимание инноваций как качественных изменений не только самого продукта и технологии, но и организации и управления его производством. Таким образом, инновацией можно назвать не только продукт, но и процесс. Инновация — это существенно новое соединение условий и факторов производства, осуществляемое предпринимателем, а также новый способ организации деятельности предприятия (рис. 1).

Данная схема отражает различия между инновациями продуктов и инновационными процессами. И если в первом случае источником прибыли выступает овеществленный продукт, то во втором — знания и человек как его носитель.

Основным источником продуцирования инноваций являются люди, обладающие знаниями, идеями и способны к их продвижению.

Для разграничения понятий «новация» и «инновация» рассмотрим инновационный процесс. Новшество (новация) -это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований в определенной сфере деятельности (новое знание, метод, изобретение). Внедрение новшества, т.е. практическое применение нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей превращает его в инновацию (нововведение) (рис. 2).

Новация Новая идея Новое знание -Ч Новшество Новый продукт (услуга) -Ч Инновация (конечный результат) Ч Диффузия (распространение) инноваций

i к i к i к

Процесс создания нового продукта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс коммерциализации нового продукта

Рис. 2. Отличительные особенности новации и инновации

В работе академика Ю. Юданова экономика считается инновационной в двух случаях: 1) создания и успешного внедрения простейших и эффективных инноваций, основывающихся на старом знании; б) не создается новое знание, но заимствуются инновации, построенные на нем .

В свое время активно заимствовали инновации такие передовые державы, как: Китай, Япония, Южная Корея и многие другие страны. В мировой практике распространена торговля лицензиями и патентами на производство инновационных товаров, франшизы. Начиная свой путь к инновационной экономике, передовые державы закладывали фундамент своего развития, в то же время они активного финансировали как новые разработки внутри своего государства, так и посредством прямых иностранных инвестиций за его пределами.

Можно сделать вывод, что основным условием инновационной экономики является наличие финансов и интеллектуального капитала.

Исходя из вышесказанного, инновационную экономику можно охарактеризовать следующим образом — это тип экономики постиндустриального общества, основным условием которой есть наличие финансов и новаторов, которые и выступают основным источником создания нового богатства. А переход к инновационному развитию в таком случае рассматривается как переход к инновационной экономике, т. е. переход к тому моменту, при котором инновации становятся источником создания нового богатства.

Наличие финансов в определении является неотъемлемым составляющим, т.к., во-первых, как было сказано выше, за деньги можно купить инновации, а во-

вторых, для появления таких новаций нужны исследования, для которых требуется финансирование.

Если говорить об инновационном развитии, то такой тип экономики дол-

жен опираться на современные прогрессивные знания. Суть такого развития заключается в организации взаимодействия основных производителей знаний (рис. 3).

Фундаментальные исследования

с Проект N

V J

Прикладные исследования

Финансовые

<—►

Опытное производство

Серийное производство

Движение наукоемкого продукта

Рис. 3. Организационная взаимосвязь науки и инновационного развития

Только в таком случае можно говорить об инновационности собственной экономики.

Если упростить предложенный рисунок, то можно утверждать, что результат работы фундаментальной науки работает на перспективу — на послезавтрашний день, т.е. сегодня будут получены те знания, на основе которых завтра будут созданы технологии, а послезавтра — новая продукция и получена прибыль. Результат работы прикладной науки — завтра, т.е. сегодня будут созданы технологии, которые бизнес сможет использовать только завтра. Результат работы бизнеса — получение прибыли сейчас посредством реализации нового продукта.

Таким образом, сущность инновационного развития экономики заключается в ее конкурентной трансформации в интересах обеспечения экономического

роста, основанного на передовых знаниях и перспективных технологиях.

Одним из ключевых понятий в контексте изучения теории инновационного развития является понятие «инновационная система», исследованию которого посвящено значительное число работ как отечественных, так и зарубежных ученых. В трудах академика РАН Н.И. Ивановой под инновационной системой понимается совокупность элементов, взаимодействие которых ведет к появлению, внедрению, трансформации и трансферту новых технологий в рамках определенной страны; появлению зависимости между этими элементами и формированием институционального оформления, финансовых ресурсов и государственной политики, направленной на развитие инноваций .

Состав инновационной системы не является жестко определенным, но можно выделить те из них, которым уделяется основное внимание (рис. 4).

Как показывает опыт передовых стран, важнейшим структурным элементом инновационной системы является наука (источник инновационных идей). Наука не должна быть замкнутой, изолированной системой (университеты и научные центры), а должна стать ключевым

звеном каждого крупного сегмента инновационной системы государства, так как для воспитания нового поколения, которое будет не только потребителем инноваций, но и полноправным участником их создания, необходимо обеспечить доступ молодых специалистов к новым знаниям и передовым технологиям, а это возможно только в процессе тесного сотрудничества государство — образование — наука и бизнес.

Внешние условия

(международные рынки, конкуренция, мобильность, производство и диффузия знаний)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спрос

(потребители, производители)

Промышленность

Крупные компании

Зрелые малые

и средние предприятия

Новые технологические

Посредники

(технопарки, инкубаторы, технологические брокеры)

фирмы

Общественно-культурная среда

(финансирование, налоги, инновационная и предпринимательская культура)

Исследовательская и образовательная системы

Профессиональное образование

Высшее образование и научные исследования

Государственный сектор научных исследований

Политическая система

Правительство

Политика в области исследований и инноваций

Законы, нормы, право

Инфраструктура

Финансовые посредники, венчурный капитал

Поддержка инноваций в бизнесе

Защита интеллектуальной собственности

Рис. 4. Инновационная система государства

Эффективным инструментом внедрения такого сотрудничества может быть использование кластерного подхода.

Кластер может быть признан в качестве одной из наиболее эффективных форм осуществления инновационных процессов. Объединение компаний в кластер создает не «спонтанную» концентрацию различных изобретений, а строго сбалансированную систему распространения и трансферта инноваций, технологий и новых знаний.

Отличительной характеристикой инновационного кластера является тесная взаимосвязь не только между компаниями, клиентами и поставщиками, то также с крупными университетами и исследовательскими центрами, генерирующими инновации. Таким образом, в инновационном кластере обеспечена возможность согласовать инвестиции в разработку новой продукции и реализо-

вать ее на рынке с применением новых технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным преимуществом кластеров является возможность одновременного производства нескольких типов и видов. Основными отличительными признаками кластера выступают:

наличие трудовых ресурсов высшей квалификации;

географическая близость всех участников, способствующая распространению знаний;

существование в кластерах гибких структур в форме средних и малых предприятий, которые способствуют инновационному росту.

Результаты исследований показывают, что страны с высоким уровнем развития сферы информационных технологий и инноваций являются лидерами по развитию кластеров, что доказывает зависимость кластеризации экономики от индекса инновационного развития территории (табл. 1) .

Таблица 1

Взаимосвязь численности кластеров с индексом инновационного развития и индексом информационной экономики страны (2014 г.)

№ п/п Страна Число кластеров Индекс информационной экономики Индекс инновационного развития

1. США 380 0,647 0,577

2. Италия 206 0,64 0,5

3. Финляндия 120 0,50 0,643

4. Великобритания 108 0,579 0,352

5. Франция 96 0,349 0,382

6. Канада 70 0,568 0,260

7. Германия 32 0,416 0,382

8. Россия 25 0,039 0,123

Наиболее перспективным видом кластера является инновационный кластер, основанный на переходе к спиральной модели инноваций от линейной, т.е. основанный на взаимодействии государства, бизнеса и научных учреждений. Институциональные факторы развития

кластера являются важнейшей предпосылкой его устойчивого развития.

Проблема создания институтов инновационной системы, позволяющей генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни в нашей стране,

приобретает чрезвычайно важное значение.

Выводы

Особо важным в ближайшее время видится осуществление следующих мероприятий: увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технологических направлений, реализуемых преимущественно в рамках государственных программ; перераспределение бюджетных ресурсов в сторону увеличения доли средств, распределяемых на конкурсной основе; радикальное улучшение информационно-образовательного обеспечения, в том числе за счет привлечения ресурсов специализированных коммерческих

структур; серьезное улучшение систем поощрения ученых, в первую очередь бюджетной сферы; разработка механизмов стимулирования привлечения талантливой молодежи в науку; углубление интеграции науки и образования на основе лучшего мирового опыта с целью повышения качества подготовки специалистов для перспективных высокотехнологичных направлений; постепенный переход к использованию контрактной системы найма специалистов в научно-технической сфере; реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с более развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой. В условиях кризисного состояния экономики, экономической блокады и дефицита бюджета актуализируется проблема развития территориальных инновационных кластеров практически во всех отраслях экономики. Для эффективного развития политики кластеризации необходимы:

создание или внесение в существующую стратегию развития механизма кластеризации во всех сферах экономики, разработка эффективных программ поддержки малого и среднего бизнеса, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

Список использованной литературы

1. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер. -М.: Директ Паблишинг, 2008. — 401 с.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социалистического прогнозирования / Д. Белл. — М.: Академия, 1999. — 786 с.

4. Innovation, Economics & Evolution: Peter Hall, (Harvester Wheatsheaf, New York, 1994), 448 p.

5. Тоффлер, Э. Третья волна, 1980 / Э. Тоффлер. — М.: АСТ, 2010. — 784 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. — М.: Акалис, 1996. — 272 с.

7. Иванова, Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем / Н И. Иванова. — М.: ИМЭМО, 2001. — 324 с.

Территориальные кластеры как инструмент структурной и региональной политики: положительные эффекты и нерешенные вопросы

Д. Ю. Файков

В России появляется новый инструмент развития — территориальный кластер. Акцентируем внимание на том, что появляется не само понятие «кластер», а его новая интерпретация. Кластер как сообщество неких хозяйствующих субъектов известен и изучается экономистами достаточно давно. Существует обширная отечественная и зарубежная литература, посвященная и общетеоретическим вопросам кластеризации, и конкретным территориальным кластерам, и отдельным вопросам их функционирования1. Новым же является стремление Российского государства (правда, пока только обозначаемое) к поддержке наиболее успешных и хорошо самоорганизованных кластеров и использование их в качестве инструмента экономического и регионального развития.

Что понимается под термином «кластер» в современной российской экономике? Приведем несколько примеров:

• постановлением Правительства Российской Федерации создан туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Позже в него вошли Дагестан и Ингушетия2;

• в Барнауле создан образовательный кластер, в который вошли два детских сада, две школы, три учреждения дополнительного образования детей, детская поликлиника, три учреждения среднего и высшего профессионального образования3;

• Московский нанобиофармацевтический кластер «Биосити» включает два вуза — МГУ им. М.В. Ломоносова и Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, крупную производственную компа-

1 Из последних работ можно отметить, например, Миркин Б.Г. Методы кластер-анализа для поддержки принятия решений: обзор / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2011 и др. Кроме того, заметно активизировались диссертационные исследования в этом направлении.

2 Постановление Правительства Российской Федерации № 833 от 14.10.2010 «О создании туристического кластера в Северокавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».

3 Комитет по образованию г. Барнаула / http://barnaul-obr.ru/obrazovatelnyy_klaster/.

нию, научные институты; расположен в Москве, в том числе на двух площадках особой экономической зоны «Зеленограде4;

• в Санкт-Петербурге создан фармацевтический кластер, резидентами которого являются 11 отечественных и зарубежных компаний с заявленным объемом инвестиционных проектов в 29 млрд руб.; в качестве приоритетной площадки для размещения новых объектов инфраструктуры и инновационных производств определена территория особой экономической зоны Санкт-Петербурга5.

Понятно, что перечисленные объединения очень сильно различаются между собой. Можно ли их все называть одинаковым термином? (С точки зрения различия масштабов этот вопрос созвучен другой давно обсуждаемой проблеме: могут ли иметь одинаковый статус — «муниципальное образование» Новосибирск с численностью населения 1,4 млн человек и ЗАТО «Восход» численностью 2 тыс. человек?)

Если рассмотреть поставленный вопрос с позиций структуры кластера, его организации, то пространственные различия окажутся не самыми принципиальными: есть сообщество похожих элементов, оно локализовано на каком-то относительно небольшом пространстве, эти элементы взаимодействуют между собой. Если же подойти с позиций государственного регулирования экономики, то и пространственные различия, и различия в величине входящих в кластер предприятий окажутся важными. Значимость кластеров для региона, для государства будет различна. Участие или неучастие государства в работе кластера будет также иметь значение.

Кроме того, если кластеризация — это инструмент долгосрочной государственной политики, тогда необходимо определить ее цели и задачи, направления, желаемый результат и критерии реализации, виды и объемы государственной поддержки, согласование с другими мерами государственной экономической политики и т. д. На сегодняшний день все эти вопросы пока остаются без однозначных ответов.

Мировой опыт говорит о том, что формирование кластеров — это инструмент экономической политики, успешно применяемый многими странами6. Одна из основных целей применения такого инструмента — региональное развитие.

Несмотря на активизацию процесса кластеризации в России, в нормативных документах этому явлению уделено пока очень мало внимания. В «Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» сказано, что «территориальные кластеры — объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости

4 http://www. binnopharm.ru/biocity/.

6 Например, большой обзор зарубежных кластеров представлен на сайте Минэкономразвития: http://www. economy. gov.ru/minec/about/structure/depsvod/doc20110531_04. Теоретические и практические аспекты зарубежной практики представлены в монографии: Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации». Этот же документ описывает возможные механизмы государственной поддержки кластеров, ссылаясь на существующие правовые нормы7. Отдельных нормативных документов высшего уровня (законы и пр.) относительно общего порядка создания и государственной поддержки кластеров в Российской Федерации пока не существует.

Под приведенное выше определение кластера можно подвести как небольшой технопарк, так и региональное (межрегиональное) объединение компаний8. Понятно, что к столь разным объектам не могут применяться одинаковые меры государственной поддержки и регулирования. Следовательно, стоит предположить, что должно быть введено какое-то деление, какая-то градация кластеров. Такой прецедент российское законодательство знает — это, например, особые экономические зоны, делящиеся на разные типы.

Мы изначально начали рассматривать точку зрения, что кластер — это не только сложившееся объединение компаний, а инструмент государственной экономической политики. Следовательно, он подразумевает какие-то преференции (какую-то помощь) участникам кластера. В противном случае логично возникает вопрос: какой интерес у бизнеса для формирования кластера (вхождения в него)? «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» на этот вопрос дает следующий ответ: «Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением трансакционных издержек, а также с реализацией совместных кооперационных проектов».

Постулирование роста конкурентоспособности за счет географического положения, доступа к инновациям, кадрам и совместным проектам, возможно, подошло бы для учебного пособия или предвыборного буклета, но никак не для национальной стратегии развития. Известный пример: АЗЛК — ЗИЛ — МАДИНАМИ (в старых названиях) — может ли расположение этих организаций в Москве означать, что Москва — это автомобильный кластер (была и географическая близость, и инновации, и доступ к кадрам, и реализация совместных проектов)? И почему тогда не отмечен рост конкурентоспособности этих предприятий (прежде всего промышленных)?9 Перечень подобных примеров по России можно продолжать.

7 Например, относительно налоговых и таможенных льгот, а также поддержки в создании инфраструктуры — ссылается на Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», относительно финансовой поддержки — на использование известных инструментов развития (ВЭБ, РВК, «Роснано», «Сколково» и т. д.).

8 На упоминавшемся сайте Минэкономразвития приводится список российских кластеров. И там можно найти как небольшие кластеры, например туристический кластер в Республике Марий-Эл — три парк-отеля, так и межрегиональные — Северо-Кавказский туристический кластер.

9 Мы предполагаем, что читатель знает о достаточно трагической «перестроечной» судьбе московских автозаводов АЗЛК и ЗИЛ.

Указанные характеристики (географическая близость и т. д.) не говорят о том, что у хозяйствующих субъектов обязательно возникает дополнительная выгода (выражающаяся в итоге в дополнительной прибыли). Не говорят они также и о государственных усилиях по повышению конкурентоспособности этих предприятий. Просто констатируются уже сложившиеся местные условия, в которых предприятия могут улучшать свое конкурентное положение за счет кооперации. Но ведь могут и не улучшать. Могут обанкротиться, могут перепрофилировать свою деятельность и т. д. То есть пока нет и ответа на вопрос, что привлекает или должно привлечь бизнес в кластеры.

Безусловно, можно выделять государственные средства (как основное понимание государственной поддержки) под проекты конкретного кластера, только потому, что он — кластер. Но тогда сразу появляется другая группа вопросов: почему этот кластер, а не другой10? Почему именно такая сумма, а не другая? Откуда средства? Если же используются уже известные источники, такие как средства институтов развития (ВЭБ, РВК, Фонд «Сколково» и пр.), федеральные и региональные целевые программы, средства Инвестиционного фонда РФ, фондов министерств и ведомств и т. д., то понятно, что можно взаимодействовать с этими источниками, и не состоя ни в каком кластере.

Таким образом, на вопросы, что же такое кластер с точки зрения государственной экономической политики, на что конкретно направлена эта политика, какие кластеры поддерживать, какими должны быть механизмы поддержки кластерных инициатив, однозначных ответов сегодня пока нет. Эти важные вопросы остаются на повестке дня.

Посмотрим на процесс «всеобщей кластеризации» несколько с другой стороны: насколько создание кластеров является инструментом именно региональной политики? Вопрос заложен в самом определении кластера — «…связанных отношениями территориальной близости…». Отношением к определенной территории обладают и предприятия, расположенные в особой экономической зоне, в границах наукограда, закрытого административнотерриториального образования, моногорода, зоны территориального развития и т. д. Перечисленные статусы, в отличие от «кластера», в той или иной мере закреплены в российском законодательстве. Кроме того, они подкреплены (в разной степени) реальными льготами и финансированием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, стоит обратить внимание на территориальные отличия приведенных статусов: наукоград11 — закрытое административно-территориальное образование, моногород — это административно-территориальные единицы (муниципальные образования); особая экономическая зона, зона территориального развития — это определенная территория (не муниципальное образование); кластер — объединение предприятий, расположенных в геогра-

10 Мы уже говорили, что в стране очень быстро образовались сотни кластеров, т.к. было ясно, что под эту «вывеску» есть вероятность получить какие-нибудь федеральные средства. Например, за 2011 г. только в Нижегородской области были озвучены планы формирования автомобильного, нефтехимического, фармацевтического, атомно-машиностроительного и инновационного кластеров.

11 В рамках настоящей статьи под словом «наукоград» мы понимаем официальный статус «наукоград Российской Федерации», введенный Федеральным законом от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

фической близости (без определения территории)12. В первом случае речь идет о территории муниципального образования, во втором — о некой выделенной территории, которая может быть никак не связана с административно-территориальным делением, в третьем — о необозначенной территории. Нетрудно сделать вывод, что одна и та же территория может находиться сразу в нескольких статусах.

В условиях современной бюджетной системы статусы для конкретной территории важны не сами по себе, а как способ привлечения дополнительного бюджетного (а за ним, вполне возможно, и внебюджетного) финансирования. Добавление новых статусов (имеется в виду «кластер») усложняет общую картину. Как минимум с новой силой актуализируется вопрос: какой статус «главнее»? То есть, говоря несколько упрощенно, какой из статусов должен финансироваться приоритетно?

Подобный вопрос родился не на пустом месте. Например, федеральный статус «закрытое административно-территориальное образование» (ЗАТО) подразумевает повышенную бюджетную обеспеченность. Этим статусом обладают 10 городов, в которых располагаются крупные предприятия атомной промышленности13. Без сомнения, это стратегически важные для государства предприятия, они требуют соответствующей безопасности, высококлассной рабочей силы, соответственно, условий жизни и т. д. Федеральный статус в большей или меньшей степени это обеспечивает.

Однако кроме «закрытых» городов существует еще полтора десятка моногородов, в которых градообразующим предприятием является крупный научный институт, имеющий непосредственное отношение как к фундаментальной науке, так и к оборонной, в том числе и к той же атомной, промышленности: Дубна, Троицк, Протвино, Обнинск и т. д. Их значение для перспективного развития страны не меньше, чем у ЗАТО. Чтобы каким-то образом выделить эту группу городов, был введен статус «наукоград Российской Федерации».

Переход к рыночному хозяйствованию выявил очередную больную точку — города с моноспециализированной экономикой. Значительная часть этих городов возникла в свое время при стратегически важных производствах — металлургических, химических, оборонных заводах. Важность отраслей (и, соответственно, городов) налицо. Добавлен еще один статус — «моногород».

Итак есть как минимум три статуса, использование которых можно отнести к сфере регионального регулирования и которые отражают внимание государства к конкретным муниципальным образованиям: ЗАТО, наукоград, моногород. Наличие этих статусов порождает ряд вопросов. Первый (вышеупомянутый) —

12 На самом деле мы перечислили только локальные территориальные статусы. Кроме них, существует достаточное количество статусов, охватывающих территории одного или даже нескольких субъектов Федерации. Подробнее об этом см., например: Максимова И.И. Диагностика состояния территорий с особым статусом / И.И. Максимова. Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т географии им. В.Б. Сочавы. Иркутск: Изд-во Ин-та географии им. В.Б. Сочавы. СО РАН, 2010. 123 с.

13 Всего в России 42 ЗАТО. В остальных ЗАТО (кроме 10 упомянутых) градообразующими являются объекты Минобороны и Роскосмоса. Несмотря на то что статус для всех ЗАТО одинаковый, с точки зрения рассматриваемой темы больший интерес представляют именно ЗАТО Росатома, т. к. в них сосредоточены наукоемкие производства, обладающие потенциалом не только оборонного, но и гражданского инновационного развития.

какой из статусов «главнее»? Как будут выставляться приоритеты при оказании государственной поддержки каждого из этих статусов? Второй — есть города, которые подходят под два, а то и под все три этих определения (те же самые ЗАТО — это явно выраженные моногорода с «градообразующим научно-производственным комплексом»14). Каким из статусов пользоваться при реализации государственной политики в отношении таких городов?

К примеру, рассмотрим подмосковный город Дубну. Он имеет статус наукограда, и там же расположена особая экономическая зона технико-внедренческого типа. И то и другое — инструменты региональной политики, направленные на развитие наукоемких территорий. С точки зрения развития Дубны — отличная комбинация. ОЭЗ обеспечивает государственное финансирование для создания инновационной инфраструктуры, что ценно не только для резидентов ОЭЗ, но и для градообразующих производств (НИИ, оборонные предприятия) и для развития образования (университет «Дубна» и ряд филиалов московских вузов). По сравнению с другими подмосковными наукоградами (а их только в Московской области еще восемь) Дубна, без сомнения, находится в выигрышном положении. То есть, имея де-юре одинаковый статус — «наукоград Российской Федерации», де-факто города находятся в разном положении с точки зрения возможностей развития.

Можно констатировать, что однозначных ответов о приоритетности статусов пока нет и появление новых статусов только усложнит ситуацию.

Теперь посмотрим на кластер как на «…объединение предприятий… научно-исследовательских и образовательных организаций. «. Логика введения статуса просматривается: если есть относительно локализованная группа связанных между собой производителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию, эти производства подкреплены инновациями и кадрами, то такое сообщество интересно государству. «Точка развития» уже есть. Ее не надо создавать с нуля с непонятным результатом. Собственники и менеджмент действующего производства определят эффективные направления дополнительных инвестиций15. Здесь все понятно.

Но и с этой точки зрения возникают вопросы, очень созвучные тем, что поставлены в начале статьи: каковы критерии того сообщества предприятий, которое подпадает под определение «кластер», — количество, зависимость/независимость друг от друга, объемы производства, законченность технологической цепочки и т. д.? Долгосрочная или разовая поддержка предполагается со стороны государства? Поддержка всем предприятиям кластера или избранным? Каковы критерии успеха?

Попробуем найти подходы к ответам на эти вопросы16 на примере программы создания инновационных кластеров на основе объектов атомной промышленности. В качестве приоритетных мест для создания кластеров рас-

14 Из определения «наукограда Российской Федерации».

15 Мы, естественно, рассматриваем ситуацию, когда собственники и менеджмент реально заинтересованы в эффективной работе предприятия. К сожалению, в российских условиях такая оговорка необходима.

16 Думается, что окончательные и однозначные ответы сформируются несколько позже на основе и теоретических изысканий, и нарабатываемой практики.

сматриваются три города — Димитровград (Ульяновская область), Саров (Нижегородская область), Железногорск (Красноярский край). Последние два имеют статус ЗАТО.

Первое впечатление от перечисления мест создания кластеров — такое же, как в приведенном выше примере с Дубной. Одно и то же называют двумя разными именами. Речь идет о двух последних городах. Они и ЗАТО, они и кластер. Логика кластеризации в рамках ЗАТО понятна: производства и инфраструктура уже локализованы территориально и функционально. Есть ядро кластера — градообразующее предприятие. Есть инфраструктура, исторически и объективно направленная на обслуживание градообразующего предприятия: вузы готовят кадры в первую очередь для них, практически весь производственный бизнес создан на идеях, вынесенных из стен градообразующих предприятий, и старается ориентироваться на потребности этого предприятия, жилищные, социальные программы осуществляются при поддержке градообразующего предприятия и т. д. То есть все составляющие кластера налицо. К тому же минимальны риски остановки или перепрофилирования градообразующего предприятия — ядра кластера, а значит, есть определенная гарантия относительно стабильного функционирования кластера в целом.

Но все эти составляющие кластера вместе и есть то самое закрытое административно-территориальное образование: градообразующее предприятие, образование, «вспомогательный» и отделившийся производственный бизнес, городская инфраструктура. Возвращаемся к вопросу: зачем присваивать одной и той же территории с одним и тем же набором хозяйствующих субъектов два разных статуса? Получается усложнение, дублирование функций. К тому же, как и с Дубной, возникает «неотформатированная» градация ЗАТО: ЗАТО-клас-тер и ЗАТО — не кластер. При выполнении близких стратегических функций (все-таки ЗАТО — это в первую очередь стратегический объект) ЗАТО-кластер имеет больше возможностей для развития образования, городского хозяйства, неградообразующих предприятий и т. д. С точки зрения ЗАТО-кластера логика просматривается. С точки зрения других ЗАТО — нет.

Нам кажется, что подобная ситуация складывается не из-за каких-то «неправильных» распределений статусов (ОЭЗ и «кластер») по муниципальным образованиям — использовать дополнительные инструменты развития (в данном случае выраженные в статусах) в тех местах, где уже есть ростки инновационной активности, разумно и необходимо. Дело в другом. В очередной раз констатируются некие «пожарные» меры в таком важном для России вопросе, как региональная политика. Рассматриваемая тема еще раз возвращает к необходимости выстраивать разумную региональную политику, которая поможет на регулярной основе активизировать экономику не в отдельно взятых точках, а на всей территории страны.

Вернувшись к примеру «атомных» инновационных кластеров, стоит отметить не только выявленные нерешенные пока вопросы, но и просматривающиеся от такого действия выгоды.

Первое. Опыт использования кластеров как инструмента государственной экономической политики в рамках закрытых административно-территориальных образований минимизирует риск государства от изменения конъюнктуры

рынков, экономических кризисов, борьбы за собственность и т. д. В ЗАТО государство само, как основной заказчик и собственник градообразующего предприятия и ряда инфраструктурных объектов, является гарантом их стабильной работы. В этих условиях возможна отработка дальнейших механизмов формирования кластеров и использования их в качестве инструмента структурной и региональной политики. Главная задача — сделать правильные выводы.

Второе. Формирование кластера, как сообщества хозяйствующих структур власти и жителей, подразумевает необходимость диалога, согласования позиций, определения общих целей, принципов, путей развития. Для России в целом, как и для любого муниципального образования, это первый и, возможно, самый важный шаг в направлении развития территории. Без общественного согласия развитие невозможно17.

Формирование общественного согласия (формализованного социального контракта) в малом городе несколько проще, чем в столицах или в стране в целом. Здесь большее значение имеет остаток деревенской общинности — наличие неформальных, часто родственных, связей. Тем не менее и в таком небольшом сообществе различие интересов может быть колоссальным. Например, в рассматриваемых выше ЗАТО существует несколько явно выраженных социумов, которые, несмотря на непосредственную территориальную близость (люди могут жить в одном и том же доме), имеют совершенно разные взгляды на общественное согласие, на перспективы развития и свою роль в обществе. Как минимум выделяются следующие сообщества: сотрудники градообразующего предприятия, сотрудники городской власти и муниципального хозяйства и примыкающий к ним малый бизнес, общественный сектор (образование, здравоохранение).

Различаются не только уровень доходов, круг общения, образовательный ценз, но и сферы экономических и организационных интересов, связанные с местом работы. Градообразующее предприятие работает на внешнем для города, а иногда и страны рынке, значительная часть контактов идет на уровне федеральных структур. Экономических интересов на территории ЗАТО нет или они незначительные. Остальные же субъекты и сообщества достаточно плотно привязаны к городской инфраструктуре, местной власти, местному рынку и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объективные условия развития современной экономики приводят к необходимости диверсификации деятельности градообразующих производств18, что, в свою очередь, диктует необходимость налаживания экономических контактов с местными поставщиками товаров и услуг, с передачей ряда функций на аут-

17 В экономических терминах общественное согласие обозначает формирование формального, т. е. понимаемого всеми сторонами одинаково, социального контракта. В моногороде социальный контракт становится трехсторонним — кроме жителей и власти в нем в качестве стороны появляется градообразующее предприятие. Ранее мы обосновывали специфику социального контракта в моногороде, например, в работе: Файков Д.Ю. Социальный контракт как инструмент стратегического развития муниципального образования // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 4. С. 55-63.

18 Глубина и направления диверсификации зависят от конкретного предприятия. Например, Российский федеральный ядерный центр в Сарове успешно ведет разработку двойных технологий в таких областях, как производство суперкомпьютеров, ИТ-технологии, компьютерное и математическое моделирование, лазерная физика, приборостроение и мехатроника, разработка новых материалов и т. д.

сорсинг местным компаниям, к взаимодействию с местными образовательными учреждениями, объектами инфраструктуры и т. д. Появляется взаимная заинтересованность, а значит — взаимовыгодный диалог, общественное согласие.

Третье. Важный эффект от реализации кластерных инициатив — развитие инфраструктуры. Под этим понимаем и жилищно-коммунальную инфраструктуру (жилье, коммунальные сети, комплекс ЖКУ), и социальную инфраструктуру (образование, медицина, рекреационные возможности). Комфортные условия жизни в России, мягко скажем, не так часто встречаются, поэтому это один из важнейших факторов привлечения и удержания на территории как организаторов производства, так и квалифицированных специалистов.

Остановимся чуть подробнее на образовании. Сейчас много говорят об оторванности системы профессионального образования от реальной экономики. Думается, что в российском варианте, скорее всего, должно и будет (при реальной реализации кластерных инициатив) происходить встраивание образовательных учреждений в производственный или инновационный кластер. Известный в мире принцип формирования кластера (или другого объединения предприятий) вокруг вуза в России возможен для относительно небольшого круга университетов, которые в последнее время принято называть «ведущими» и которые расположены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Причина проста: вузовская наука, если она и есть, очень слабо связана с реальным производством. Преподавателям некогда заниматься научной (а уж тем более производственной) деятельностью, у многих вузов не хватает средств не только на научные исследования, но и на регулярное повышение квалификации преподавателей. У студентов также нет мотиваций (а часто и времени) для занятия наукой или высокотехнологичным бизнесом. Известно, что еще хуже обстоят дела в филиалах вузов.

Говорить о том, что выпускники ведущих университетов поедут на работу в какой-то другой город России (вне зависимости от того, формируется там кластер или нет), практически бессмысленно. В таких условиях для полноценного пополнения кластера кадрами высокой квалификации необходимо создание собственного (корпоративного) образовательного центра. Основные функции такого центра — программы повышения квалификации и переподготовки по необходимым для кластера специальностям, осуществляемые ведущими университетами и отдельными профессорами. Кластер (если он реально работающий) может быть интересен и для студентов, например, региональных университетов. Образовательный центр кластера должен организовывать на предприятиях кластера практики, подготовку выпускных работ бакалавров и магистров разных вузов. Студенты могут быть прикреплены к конкретным предприятиям, выполняя в течение учебного года необходимые для них задания. Смысл таких действий — показать студенту место возможной будущей работы, чтобы он заранее знал, зачем он учится, какие компетенции ему понадобятся, на что он может рассчитывать после окончания университета. То есть функции образовательного центра кластера — соединение образования с реальной экономикой. Еще раз повторим, что это может быть как существующий университет, так и создаваемый участниками кластера образовательный центр, принимающий на себя корпоративные образовательные функции.

Таким образом, на сегодняшний день можно выделить следующие основные нерешенные вопросы и просматривающиеся положительные эффекты создания кластеров.

1. Известное в экономической теории и практике понятие «территориальный кластер» в России наполняется новым смыслом: предполагается, что он должен стать инструментом структурной и региональной политики. Таким образом, рыночная природа возникновения кластеров меняется как минимум на взаимодействие государства и рынка.

2. На сегодняшний день территориальный кластер вряд ли может выполнять функции инструмента государственной экономической политики. Для такого применения ему необходимо дать точное определение и юридический статус (формализовать). Необходимо также ввести классификацию кластеров, как минимум по размеру территорий, на которых они образовываются: муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный.

3. Формирование кластера дает территории его нахождения определенную статусность. Увеличение количества территориальных статусов усложняет их эффективное использование.

4. Использование территориального кластера в качестве инструмента государственной экономической политики несет в себе определенные риски, исходя из того что сам по себе кластер — это сложившееся естественным (рыночным) образом сообщество предприятий, которое может изменяться под воздействием рыночных факторов, вне зависимости от желания государства. С этой точки зрения оптимальными для государства являются кластеры, созданные на базе подконтрольных государству предприятий.

5. Процесс кластеризации способствует достижению общественного согласия на территории и развитию инфраструктуры.

6. Развитие кластеров может качественно повлиять на формирование нового, приближенного к реальной экономике облика профессионального образования.

УДК 330.322 (571.15)

Л.А. Семина, И.С. Санду

ИННОВАЦИОННЫМ КЛАСТЕР — ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Ключевые слова: кластер, кластерный подход, классификация кластеров, структура инновационного кластера региона, инвестииионно-инноваиионное развитие.

Введение

Финансовый кризис обострил ряд проблем, связанных с государственной поддержкой отраслей сельского хозяйства, государственного регулирования цен на ресурсы монополизированных поставщиков и ценового произвола перекупщиков сельскохозяйственной продукции при несформиро-ванной рыночной инфраструктуре агропромышленного комплекса. Результатом явилась инвестиционная несостоятельность или даже невозможность осуществлять воспроизводственные процессы сельскохозяйственными организациями. Как следствие, происходит снижение качества сельскохозяйственной агропродовольственной продукции, которая утрачивает свои конкурентные позиции. Одним из перспективных направлений является использование кластерных технологий в сельском хозяйстве.

Целью исследования является разработка структуры инновационного кластера в сельском хозяйстве региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) сформировать понятие «инновационного кластера»;

2) провести классификацию кластеров;

3) представить структуру инновационного кластера в сельском хозяйстве региона;

4) определить преимущества кластерного подхода.

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследуется инновационный кластер. К методам исследования необходимо отнести абстрактно-логический, монографический, метод анализа и синтеза.

Экспериментальная часть

В современной научной литературе нет однозначного определения экономического термина «кластер». «Кластер» как самостоятельное экономическое понятие появилось относительно недавно.

М. Портер определяет кластер как географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний, специализиро-

ванных поставщиков, а также связанных с ними организаций (органы государственного управления, инфраструктурные компании, образовательные учреждения, торговые объединения), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга, при этом конкурирующих .

Кластеры создаются, пополняются, углубляются, но могут также со временем сжиматься, сокращаться, расформировываться. Подобная активность и приспособляемость кластеров являются одними из их достоинств по сравнению с другими формами организации экономической системы. В основе процесса создания кластера находится обмен информацией касательно потребностей, техники и технологий между отраслями — покупателями, поставщиками и родственными отраслями. Формирование кластеров ускоряет процессы в отдельно взятых отраслях и усиливает умение конкурировать на мировом рынке. В экономике, где происходит непрерывное развитие производства, рост факторных издержек под воздействием более производительных отраслей неминуемо приведет к снижению количества кластеров. Кластерный подход к исследованию и регулированию экономических процессов формирования конкурентоспособности используют в ряде теорий. Группировка теорий изучения экономических процессов формирования конкурентоспособности на основании кластерного подхода позволяет определить генетические, эволюционные и исторические трансформации изменения экономических процессов.

Инновационный кластер — это целенаправленно созданная группа организаций, действующих на основании центров: активизации научных знаний и бизнес-идей, подготовки высококвалифицированных специалистов. Предложенное понятие инновационного кластера, естественно, сужает системное понятие «инновационный» как способный эффективно приспосабливаться к изменениям внешней среды, но является рабочим и дает возможность определить задачу как точного описания подобного кластера, так и установить степень его инновационности.

Степень инновационности кластера подразумевает квалитативную или квантитативную характеристику, отражающую: степень

слияния в состав кластера центров активизации научных знаний, центров активизации бизнес-идей, центров подготовки высококвалифицированных специалистов; долю выпуска инновационной и наукоемкой продукции в общем объеме производства; характеристики рынков продажи этой продукции.

Исследования показали, что в российской экономической литературе принято различать 3 вида кластеров, каждый их которых подчеркивает тот или иной приоритет его функционирования: региональные, верти-

кальные производственные цепочки, объединения большого масштаба.

Некоторые авторы полагают, что кластерная структура основана на эффекте масштаба производства, основа которого — инновационная составляющая лидирующей фирмы кластера в производстве основного вида продукции (услуги) .

В зарубежной экономической литературе кластеры систематизированы в несколько моделей: европейская модель, североамериканская модель, азиатская модель, японская модель. Европейская и североамериканская модели в качестве импульса развития предполагают внутрикластерную конкуренцию; азиатская — руководящую и направляющую роль государства; японская — конкуренцию в рамках изначально заданного вектора развития организации.

Для выделения общих свойств и параметров кластеров и последующего формирования концептуального подхода к практическому использованию кластерного механизма сложилась следующая классификация кластеров по:

степени однородности (концентрации на основном бизнесе): отраслевой кластер, когда все организации имеют сходный основной бизнес; межотраслевой кластер, когда сложно четко выделить основную сферу деятельности;

степени организационно-экономической связанности: группа взаимодействующих организаций, образующая единые технологические цепочки, имеющая единый орган управления; группа конкурирующих между собой организаций;

степени участия центров генерации инноваций: генерирующие инновации (кластер образуется на базе научных центров и университетов — центры активизации инноваций принадлежат отдельным организациям); негенерирующие инновации — центры активизации инноваций в границах кластера не существуют;

степени зрелости: зарождающиеся кластеры; сформировавшиеся (зрелые) кластеры; кластеры в стадии распада (кризиса) ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

масштабу: кластер национальный, региональный и отраслевой;

специализации: кластер продуктовый

(внедрение инноваций, связанных с изменениями в продукции, позволяющими повышать объем продаж и укрепить конкурентные преимущества предприятий), технологический (продажа новых методов и технологии организации производства), нетехнологический (использование новых финансовых инструментов, форм управления организациями, методов воздействия на покупателей, обучения персонала и т.д.).

Специфику функционирования инновационных кластеров, позволяющих создавать новые технологии, проводить глубинную технологическую модернизацию и инновационное развитие промышленности на основе собственных или заимствуемых технологий, а также готовить кадры для работы в условиях новой промышленно-технологической формации, характеризует наличие трех организационно связанных компонент: наличие фундаментальной практико-ориен-тированной науки, инновационной промышленности, развивающегося образования.

По нашему мнению, важным является введение в структуру инновационного кластера региона инфраструктуры денежного капитала, существенными функциями которого являются: организация и обслуживание денежного оборота, объединение необходимых денежных ресурсов на конкретных направлениях и в сферах деятельности организаций — участниц инновационного кластера (рис. 1).

Именно участие институтов денежного капитала в кластерных формированиях дает возможность достичь стратегических выгод, связанных с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы. Отличие инновационного кластера от других форм экономических формирований заключается в том, что организации кластера не идут на полное слияние, а формируют механизм взаимодействия, дающий им возможность не утратить статус юридического лица и при этом сотрудничать с образующими кластер другими организациями и за его пределами.

Кластерный подход обладает рядом преимуществ: значительное стимулирование

развития региональной экономики: улучшение торгового баланса региона, увеличение занятости населения, рост отчислений в бюджет и т.д.; объединение базисных нововведений на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве и создание на этой основе системы передачи новых знаний и технологий; допустимость использования всевозможных источников технологических знаний

и связей; форсирование распространения «совокупного инновационного продукта» по сети взаимосвязей в общем региональном и экономическом пространстве; улучшение уровня качества продукции. Эффективность деятельности кластерных структур проявляется в увеличении степени использования имеющихся мощностей, наращивании возможностей привлечения инвестиций, появлении синергетического эффекта. Важным является оценка с позиций устойчивости кооперационных связей с поставщиками и клиентами как долговременными партнерами. Центральным критерием создания кластерной структуры в соответствии с этим подходом будет степень охвата жизненного цикла продукции, определяемая как отношение количества отдельных операций на этапах разработки, производства и сбыта продукции до и после создания кластерного формирования. Общая стоимость организаций, входящих в кластерную структуру, составляющих кластерное формирование, становится больше суммы их отдельных рыночных стоимостей. Этот и другие показатели рекомендовано использовать для оценки синергетического эффекта. Оценка с позиций увеличения конкурентоспособности дает возможность соединить оптимизацию внутренних и внешних хозяйственных связей с эффективностью деятельности организации посредством подбора и установления наиболее перспективных конкурентных преимуществ. Следует понимать внешние кластерные эффекты (которые активизируются на уровне экономики региона или

отрасли), и внутренние, обусловленные синергетическим эффектом.

Среди внешних кластерных эффектов выделены: повышение поступлений в бюджеты различных уровней; увеличение социально-экономических показателей региона; усиление инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов (кластерного формирования и региона в целом); повышение объема привлекаемых инвестиций; улучшение экологической ситуации; увеличение количества участвующих в кластерном формировании предприятий и организаций. К внутренним кластерным эффектам отнесены: рост масштабов производства и расширение области деятельности; разграничение затрат и рисков; повышение эффективности производства; наращивание стабильности и устойчивости позиций на рынке; уменьшение затрат на приобретение и распространение знаний и технологий; высокий уровень адаптации к переменам внешней среды; рост доли интеллектуального продукта в продукции образованного кластерного формирования; улучшение основных показателей производственнохозяйственной и финансовой деятельности.

Следует подчеркнуть, что внутренние и внешние кластерные эффекты формирования и развития экономических кластеров приводят к двум интегральным преимуществам: увеличению конкурентоспособности экономики и эффективному использованию реальных механизмов согласования интересов власти и бизнеса при реализации стратегии развития.

Инфраструктура интеллектуального капитала Инфраструктура денежного капитала

Инновационный кластер

1. Государственные общеобразовательные учреждения 1. Кредитные организации

высшего профессионального образования 1

Ядро кластера: 2. Некредитные организации

2. Технопарки и бизнес-инкубаторы Л Ь. агропромышленные 1

формирования с 3. Частные инвесторы

1 рег иональнои

3. Научно-исследовательские центры и лаборатории 4 ^ специализацией 1

основного направления 4. Венчурные фонды

4. Научно-исследовательские институты » -► деятельности 1

5. Паевые инвестиционные фонды

5. Инновационные бизнес-инкубаторы 4- — -(► 1

6. Инвестиционно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационные организации

Рис. 1. Структура инновационного кластера

Для оценки конкурентоспособности кластерной структуры необходимо осуществлять квантитативный и квалитативный анализы. Квантитативный анализ конкурентоспособности кластерной структуры подразумевает определение рыночной позиции организаций, формирующих кластер на уровне отрасли, региона, страны. Квалитативный анализ конкурентоспособности кластерной структуры подразумевает проведение анализа наличия и состава ресурсной базы, не-

обходимой для обеспечения конкурентоспособности организаций, входящих в кластер.

Мы разделяем точку зрения А.В. Бирюкова, что эффект от влияния инновационного кластера на эффективность функционирования отраслей проявляется по истечении длительного периода времени и может оцениваться преимущественно косвенными показателями .

На рисунке 2 показана концептуальная схема формирования отраслевых продуктовых инновационных кластеров.

Анализ состояния и тенденций развития отраслевых продуктовых подкомплексов

ЖЕ

Определение высокотехнологичных (базовых) отраслей

ЖЕ

ЖЕ

Выявление базовых предприятий ^ :

Определение стратегических партнеров (инфраструктура интеллектуального капитала и т.п.)

ЖЕ

Оценка инновационного и инвестиционного потенциала

и и

Разработка стратегии развития инновационного кластера

и

Формирование инновационного кластера

Рис. 2. Концептуальная схема формирования отраслевых продуктовых инновационных кластеров

сельского хозяйства

инновационном кластере, развитый научноисследовательский потенциал.

Заключение

Таким образом, инновационный кластер как основа развития инвестиционноинновационной деятельности в сельском хозяйстве региона успешно функционирует при наличии трех основных составляющих: лидирующих организаций, выпускающих конкурентоспособную продукцию, реализуемую на внутренних и внешних рынках; развитой сети обслуживающих организаций, способных обеспечивать высокое качество обслуживания всех резидентов инновационного кластера; благоприятного бизнес-климата (внешней и внутренней конкурентоспособной среды организаций кластерного формирования), включающего в себя высокое качество трудовых ресурсов, возможность доступа к инвестиционным потокам, отсутствие административных барьеров, высокий уровень развития инфраструктуры в

Библиографический список

1. Портер М. Конкуренция / пер. с англ.

— М.: Изд-ский дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

— институт», 2009. — 43 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ + +