Иностранное представительство

Автор статьи Элеонора Александровна Бакурская Время на чтение: 5 минут АА

Риски при работе с сомнительными отечественными компаниями и иностранными имеют существенные отличия. Организацию, заключившую договор с неблагонадёжной фирмой в России могут обвинить в связях с компаниями-однодневками и в попытке уйти от налогообложения. Если же сомнения вызывал ваш зарубежный контрагент, то впереди вас ждёт множество проблем.

Попробуем найти надёжные пути проверки иностранного контрагента и отечественных компаний, разберёмся с документами, позволяющими сделать вывод, что фирма «чистая» и с другими нюансами этого действа.

Зачем нужна проверка

При внешнеторговой деятельности компании и деятельности внутри страны принципиальной является проверка контрагента. В неё входит выявление информации о его правовом, финансовом статусе. Проверка требуется для того, чтобы сократить финансовые риски, точно решить вопрос о сотрудничестве, оценить его потенциальную благотворность и избавить себя от многих проблем.

Если ваш иностранный партнёр вызвал сомнения у сотрудников отечественных государственных структур, курирующих внешнеторговую деятельность, то «вами займутся»: налоговая инспекция, таможня, органы экспортного и валютного контроля. И каждая эта инстанция будет реагировать по своему.

  • Налоговая инспекция откажется вычитать НДС или признать нулевую ставку по данному налогу.
  • Таможенная служба, скорее всего, задержит ваш груз на границе.
  • Ваш банк известит экспортный и валютный контроль о том, что готовится сомнительная транзакция.
  • Органы экспортного и валютного контроля, в свою очередь, начнут процедуру выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности вашей компании.

К тому же, наличие у контрагента долгов и взысканий, о которых вам, естественно, не известно, может сорвать сроки поступления средств согласно заключённому договору. А неправомерная работа сотрудника контрагента грозит признанием недействительности заключенного контракта в том случае, если этот сотрудник не имел право заключать сделку. Проблемы с контрагентом могут привести и к большим финансовым потерям.

Запрашивать документы у контрагента нужно для того, чтобы избежать подозрений в вашей неосмотрительности, в первую очередь, со стороны налоговой инспекции.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Как проверить иностранного контрагента на благонадёжность

Основных способов проверки партнёров, находящихся за рубежом, существует всего два:

  1. Запрос сведений из зарубежных реестров. В других странах имеются реестры наподобие ЕГРЮЛ, их можно использовать как сервис проверки контрагента. Этими базами могут пользоваться резиденты других стран. Оплатив услугу, вы получите всю необходимую информацию о компании. В подобных реестрах хранится даже больше информации, чем в российском ЕГРЮЛ. Здесь можно узнать состав учредителей, сведения об уставном капитале, об адресе компании, и о долях организации, которые были проданы;
  2. Запрос необходимых сведений в письменном виде. Этот метод проверки аналогичен тому, как проверяются партнёры из РФ. Вы можете запросить выписку их реестра, заверенную у нотариуса.

Чтобы найти ресурсы налоговых служб других стран мира, зайдите на сайт ФНС РФ в раздел «Международное сотрудничество» и выбрать интересующее вас государство.

Есть и специализированные базы данных, обеспечивающих доступ к сведениям о фирмах, например www.dnb.ru. Здесь вы можете заказать справку BIR, в которой будет изложена полная и проверенная информация об иностранном или отечественном юридическом лице.

При проверке иностранного контрагента запрашивают следующие документы:

  • Выписка из реестра государства, где находится контрагент. Из неё вы узнаете статус организации, состояние компании;
  • Учредительная документация. Это может быть и Устав, и сертификат об инкорпорации. Все эти документы должны быть на русском языке и пройти легализацию РФ. Подтвердить полномочия зарубежной организации можно и способом проставления апостиля.

Данные документы помогут вам получить основные сведения, требуемые при начале сотрудничества с зарубежным партнёром. Как составить запрос коммерческого предложения в интересующие вас компании, вы можете узнать из нашей прошлой статьи.

При проверке через иностранные реестры следует учитывать, что размер уставного капитала зарубежными компаниями обычно указывается большим, чем он есть на самом деле.

Проверяем отечественного партнёра

Для проверки контрагента вам нужно запросить следующие документы о нём:

  • Выписка из ЕГРЮЛ. Поможет проверить действительность учредительных документов. При запросе выписки нужно помнить, что чем свежее она, тем более актуальные данные там представлены, так как они могут значительно меняться. После того, как вы получили выписку, следует сверить данные в ней с данными на сайте ФНС РФ;
  • Учредительные документы. При их запросе нужно обратить внимание, что контрагент должен вам предоставить полный комплект документации. Одних выписок будет недостаточно. Чтобы узнать, актуальна ли информация, указанная в учредительной документации, нужно сверить её с датами регистрации из выписки ЕГРЮЛ;
  • Свидетельство ОГРН и свидетельство ИНН. По данным документам вы сможете проверить, совпадает ли наименование компании с тем, что указано в учредительной документации. При изменениях названия вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а потому следует также запросить свидетельство об оформлении изменений в ЕГРЮЛ;
  • Права лица, занимающегося оформлением договора с компанией. Лицо со стороны контрагента, занимающееся оформлением договора, должно иметь на это право. Если это лицо является генеральным директором, стоит запросить проток об его избрании, выписку из ЕГРЮЛ, устав, в котором вы прочитаете информацию о правах и сроке избрания руководителя.
    Вам также потребуется копия доверенности на оформление договора с датой её принятия и сроком действия, заверенная у нотариуса или у руководителя компании. Убедитесь, что на документе имеется печать (если её наличие прописано в Уставе);
  • Проверка достоверности подписи. Запрашивать следует копию банковской карты с подписью, заверенную у нотариуса или банковского учреждения. Этот запрос не обязателен, и требуется тогда, когда вы не уверены в достоверности подписи руководителя;
  • Проверка лицензии. Если компания, согласно ФЗ, должна иметь лицензию, стоит запросить у контрагента и её, а также список видов деятельности, которыми занимается организация. При запросе лицензии проверьте, до какого числа она действительна.

Сведения о контрагенте можно почерпнуть из источников в интернете.

Запрос документов – самое элементарное действие, нужное для проверки контрагента. Для запроса первичной информации можно воспользоваться сайтами проверки контрагента. Деловой партнёр, если он благонадёжен, должен предоставить вам полный комплект требуемых документов, из которых вы сможете сделать вывод о правовом и финансовом статусе компании.

Начинающим бизнесменам нужно знать что значит публичная оферта для того, чтобы правильно составить или ответить на предложение сотрудничества.
Информация о том, как правильно участвовать в тендерах . Иногда это может быть самый короткий путь, позволяющий заключить выгодную и сделку.

Нюансы деятельности контрагента, требующие особого внимания

Что вам требуется знать о контрагенте? Вы должны получить полный перечень данных о следующих сторонах деятельности организации:

  • финансовый статус организации на сегодняшний день;
  • руководство организации;
  • перечень лиц, которые имеют право подписывать договора;
  • свидетельства о хозяйственной деятельности организации;
  • наличие текущего процесса ликвидации или банкротства.

Методы проверки контрагентов выбираются индивидуально.

Проверка данных о контрагенте позволит вам избежать многих рисков: задержки с оплатой, дебиторской задолженностью. Особенное внимание стоит уделить проверке иностранных контрагентов. При возникновении проблем с ними вам придётся рисковать куда большими суммами. Но и при проверке российского контрагента вы должны запросить максимум информации о компании. Контрагент, отказывающий в предоставлении документов, должен вызвать справедливые подозрения.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Контрагенты».

Автор статьи Элеонора Александровна Бакурская Стаж юридической практики более 13 лет. Специализируюсь на финансовом праве, коммерческой деятельности, налоговом праве, страховании, гражданском праве. Написано статей 22

Бесплатная консультация по телефону:

Представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций подлежат постановке на учет в Российской Федерации. Зачастую такие подразделения с минимальным количеством работников несут представительскую, вспомогательную функцию, поскольку заключает договоры и принимает платежи непосредственно головная иностранная организация, работники которой и выполняют работы, услуги (например, проектные работы). Рассмотрим, возникают ли в этом случае обязанности налогового агента у российских заказчиков или иностранная организация в лице своего представительства самостоятельно ведет расчеты с российским бюджетом.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 1 и 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. Ими признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 1742 НК РФ.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ устанавливает зависимость выполнения функций налогового агента от постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика.
На основании п. 4 ст. 83 НК РФ представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций (далее — представительства) должны быть поставлены на налоговый учет.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ в отличие от п. 2 ст. 148 НК РФ не содержит оговорки, что работы должны быть выполнены (услуги оказаны) через представительство, находящееся на территории Российской Федерации и поставленное на налоговый учет. В силу этого возникает вопрос: является ли постановка на налоговый учет по местонахождению представительства автоматическим основанием для уплаты НДС иностранной организацией в отношении всех операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, независимо от того, участвует ли в выполнении этих операций представительство? А значит, должна ли иностранная организация, вставшая на налоговый учет в Российской Федерации по местонахождению представительства, самостоятельно перечислять НДС в бюджет по работам, услугам, в выполнении которых участвует только головная организация (представительство не участвует), или это делает заказчик работ, услуг — налоговый агент?
В Определении КС РФ от 24 ноября 2016 г. № 2518-О была рассмотрена ситуация, когда представительство иностранной организации стояло на учете в налоговых органах, а услуги оказывались без участия этого представительства. Суд указал, что разрешение вопроса об исполнении обязанности по уплате НДС самой иностранной организацией или налоговым агентом — ее контрагентом зависит от того обстоятельства, поставлена либо нет иностранная организация (ее представительство) на налоговый учет в Российской Федерации. Если иностранная организация в лице своего представительства состоит на налоговом учете в Российской Федерации, на нее возлагается обязанность по уплате сумм НДС в отношении совершенных на территории РФ налогооблагаемых операций.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Девятого ААС от 6 августа 2015 г. № 09АП-27 322/2015АК по делу № А40−198 775/14 . Так, суд указал, что каких-либо специальных правил, согласно которым отсутствие прямого участия в сделках представительства иностранной организации в Российской Федерации и участие напрямую ее головного офиса в этих сделках с покупателями, состоящими на учете в налоговом органе в Российской Федерации, образовывали бы для последних обязанность уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, нормы НК РФ не содержат. Главным определяющим фактором в данном спорном вопросе является факт постановки заявителя на учет в налоговом органе РФ в качестве налогоплательщика. Учитывая данное обстоятельство, а также фактическое место реализации арендных услуг, иностранная организация должна была исчислять и уплачивать НДС самостоятельно, исключая обязанность налогового агента.
________________
Постановлением АС Московского округа от 21 декабря 2015 г. № Ф05−16 008/2015 оставлено без изменения, Определением В С РФ от 19 апреля 2016 г. № 305-КГ16−2688 отказано в передаче дела № А40−198 775/14 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра.

В более раннем постановлении от 6 апреля 2004 г. № А33−17 497/02-С3-Ф02−992/04-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа также признал, что обязанность по уплате НДС в данном случае лежит на самом иностранном юридическом лице, заключение обществом контрактов и осуществление расчетов с иностранным партнером, минуя его представительство, состоящее на налоговом учете в Российской Федерации, в данном случае не освобождает иностранное юридическое лицо от самостоятельного исполнения обязанности по уплате НДС на территории Российской Федерации.
Руководствуясь Определением КС РФ и Определением ВС РФ, Минфин России в письме от 18 сентября 2018 г. № 03−07−08/66 769 сделал вывод, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, то обязанность по уплате НДС в отношении оказываемых ею услуг, местом реализации которых признается территория РФ, должна исполняться самой иностранной организацией. При этом у российских покупателей услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в указанном случае не возникает.
Более того, Минфин России считает, что НДС исчисляется и уплачивается иностранной организацией, даже если она состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, только:

  • в связи с открытием счета в российском банке (письма от 26 марта 2019 г. № 03−07−08/20 224, от 15 ноября 2018 г. № 03−07−08/82 535);
  • по местонахождению недвижимого имущества (письмо от 11 июля 2019 г. № 03−07−08/51 296).

Отметим, что ранее финансовое ведомство придерживалось иной точки зрения, считая, что российская организация, приобретающая у иностранной организации проектные услуги, оказываемые иностранной организацией без участия ее представительства в Российской Федерации, является налоговым агентом (письма Минфина России от 12 ноября 2014 г. № 03−07−08/57 178, от 6 октября 2008 г. № 03−07−08/224).
Также в постановлении ФАС Московского округа от 1 октября 2012 г. по делу № А40−123 986/11−75−493 суд указал, что наличие постоянного представительства у иностранной компании не означает, что компания обязана самостоятельно исчислять и уплачивать НДС с доходов от операций по реализации на территории РФ работ (услуг), не связанных с деятельностью ее постоянного представительства. В данном случае исчислять, удерживать и уплачивать НДС в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ должен налоговый агент, т. е. организация, являющаяся источником выплаты дохода. С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что при раздельном проведении работ (оказании услуг) и раздельном документальном оформлении таких работ (услуг), оказанных иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается отдельно иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации. Поэтому возложение на представительство обязанности исчислять и уплачивать НДС за иностранную организацию равнозначно возложению такой обязанности на другого налогоплательщика, что нельзя признать правомерным.
Позиция суда основана на системном толковании ст. 11, 143, 144 и 161 НК РФ. При рассмотрении данного спора суд посчитал возможным применить положения п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку каких-либо переходных положений для рассматриваемой ситуации законодательством о налогах и сборах предусмотрено не было.
Однако учитывая позицию КС РФ и ВС РФ и последние разъяснения Минфина России, обязанность по уплате НДС в отношении выполняемых иностранной организацией работ, услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, следует исполнять самой иностранной организации в лице своего представительства, поставленного на налоговый учет в Российской Федерации, даже если работы, услуги выполнены без участия представительства. При этом у российских заказчиков работ, услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в этом случае не возникает.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Следовательно, в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ представительство иностранной организации признается плательщиком НДС. А значит, на него распространяются все положения главы 21 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 169 НК РФ представительно как налогоплательщик обязано составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации работ, а также вести книги продаж.
В письме Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03−07−09/31 122 разъяснено, что при реализации или приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) представительством иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, счета-фактуры составляются с указанием в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б счетов-фактур наименования представительства иностранной организации и адреса места ее нахождения в Российской Федерации в соответствии с документами, на основании которых представительство создано на территории РФ и состоит на учете в налоговых органах.
Представительство выписывает счета-фактуры на основании или платежных документов, подтверждающих перечисление авансов российскими заказчиками на счет головной иностранной организации, или первичных документов о приемке заказчиком работ, услуг, составленных головной иностранной организацией (в зависимости от момента определения налоговой базы по п. 1 ст. 167 НК РФ). С этой целью должна быть организована оперативная передача документов от головной иностранной организации ее представительству для своевременной выписки последним счетов-фактур, исчисления, уплаты НДС и отражения операций в книге продаж, в налоговой декларации по НДС.
Согласно п. 51 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге продаж налогоплательщика.
Представительством в налоговой декларации по НДС заполняются следующие разделы и строки :

  • титульный лист с реквизитами представительства;
  • раздел 1 строки 010, 020, 040;
  • раздел 3 строки 010, 070, 118;
  • Приложение 2 к разделу 3;
  • раздел 9 заполняется по каждому счету-фактуре: строки 005, 010, 020, 030, 100, 120 и 130 (при регистрации счетов-фактур на аванс), 140 и 150 (при реализации не в российских рублях), 160, 170, 200 и на последней странице итоговые данные: 230, 260.

Сумма НДС в бюджет Российской Федерации будет перечисляться либо непосредственно с банковского счета иностранной организации, либо с банковского счета самого представительства в зависимости от того, допускается ли национальным банком страны, где находится головная иностранная организация, зачисление на счет представительства денежных средств в уплату НДС со счета иностранной головной организации.
При оформлении платежного поручения на уплату НДС рекомендуется руководствоваться письмом ФНС России от 17 апреля 2018 г. № СД-4−3/7280@, в котором дано следующее разъяснение:
«Одновременно сообщаем, что на основании положений статьи 45 Кодекса головной офис иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации по месту осуществления деятельности через филиал, может уплатить НДС со счета в иностранном банке за свой российский филиал. Что касается оформления платежного поручения в указанном случае, то сообщаем следующее.
На официальном сайте ФНС России nalog.ru в разделе «Справочная информация» сервиса «НДС-офис интернет-компании»… размещены реквизиты для уплаты НДС и пример заполнения платежного поручения на уплату данного налога для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 и статьей 174.2 Кодекса. Таким образом, при заполнении платежного поручения на уплату НДС в бюджетную систему Российской Федерации иностранная организация может руководствоваться указанными реквизитами и примером заполнения платежного поручения. При этом в полях «получатель», «банк получателя», «номер счета получателя средств», «ОКТМО» следует указывать реквизиты налогового органа, в котором иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации через филиал, состоит на учете в качестве налогоплательщика».
При этом, как следует из данного письма и приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», в полях «ИНН» и «КПП» указываются реквизиты представительства, в поле «Плательщик» — наименование иностранной организации. В отношении поля «Назначение платежа» предусмотрено указание ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж/наименование налогоплательщика, чья обязанность исполняется. Учитывая, что непосредственно у самой головной иностранной организации отсутствует ИНН и КПП, присвоенный российскими налоговыми органами, по мнению автора, в поле «Назначение платежа» следует указывать наименование представительства.
Отметим, что НДС, предъявленный представительством иностранной организации, принимается к вычету российскими заказчиками в общем порядке с учетом требований, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 18 июля 2019 г. № 03−07−08/53 407).

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Следовательно, при решении вопроса об обложении получаемых доходов налогом на прибыль в Российской Федерации приоритет имеют нормы международного договора РФ.
Как правило, соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество предусматривают следующие указания: прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие ведет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
В этом случае термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве. Считается, что термин «постоянное представительство» не включает в себя, в частности, содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора информации для этого предприятия, содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления для этого предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера.
Если иностранная организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через находящееся там представительство, а представительство ведет только деятельность вспомогательного характера, прибыль иностранной организации от выполнения работ, услуг согласно соглашению (конвенции) облагается налогом на доходы только на иностранной территории.
__________________
Если конкретное соглашение (конвенция) не предусматривают иное.

Аналогичные выводы можно также сделать на основании анализа норм главы 25 НК РФ.
Как следует из положений ст. 306 и 307 НК РФ, налогом облагается прибыль, полученная иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство.
В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. Деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.
Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК РФ). К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относится содержание постоянного места деятельности исключительно для:

  • сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
  • целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Как указано в письме Минфина России от 24 декабря 2018 г. № 03−08−05/93 968, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства. Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Таким образом, если деятельность иностранной организации, получающей доходы от российской организации, не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, то такой доход иностранной организации не подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Следовательно, местом деятельности, осуществления работ, услуг, выполняемых головной иностранной организацией, в общем случае в целях налога на прибыль признается иностранная территория . А значит, деятельность иностранной организации по осуществлению работ, услуг не приводит к образованию представительства на территории РФ, с которым связывается возникновении обязанности уплачивать налог на прибыль.
_________________
В статье не рассматривается деятельность, осуществляемая на строительной площадке.

Таким образом, каждый налог (в частности, НДС и налог на прибыль) имеет свое отдельное правовое регулирование. Поэтому отражение представительством в декларации по НДС оборотов (выручки от реализации работ и услуг) своей головной организации не влечет за собой автоматическое отражение данных оборотов при составлении декларации по налогу на прибыль. Налогом на прибыль облагаются доходы иностранной организации, если это прямо предусмотрено положениями главы 25 НК РФ в совокупности с положениями соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения.

Проверка иностранного контрагента, на которой так активно настаивает налоговая служба, необходима в первую очередь для того, чтобы исключить незаконное обналичивание денежных средств и предотвратить уход от уплаты налогов. Этого требует Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.01, и надзорные органы вынуждены содействовать его исполнению.

Если проверка зарубежного контрагента не будет проведена, то проблем у российской фирмы будет намного больше, чем в случае заключения сделки с неблагонадёжными российскими партнёрами. Ненадёжный отечественный контрагент в худшем случае подведёт вас под налоговую проверку, отказ от налоговых вычетов и обвинения в желании получить необоснованную налоговую выгоду.

Неблагонадёжный контрагент из-за рубежа вызовет пристальное внимание к вам таможенников, представителей органов экспортного и валютного контроля, а, следовательно, ваши проблемы увеличатся в разы. Ко всему прочему будут остановлены поставки грузов.

Срыв поставок или их сроков может привести к тому, что будут сорваны контракты с надёжными российскими поставщиками, и тогда вашу фирму ждут штрафы, пени и прекращение сотрудничества. Заключив такой неудачный договор с иностранным контрагентом уже вы в свою очередь станете неблагонадёжным. Но, конечно, и это ещё не всё.

  • существование иностранного предприятия, т.е. наличие о государственной регистрации в иностранном реестре, там будет указано, в т.ч., как долго оно работает на рынке;
  • должностных лиц, которые имеют право действовать от имени иностранного контрагента;
  • число сотрудников и размеры площадей, что укажет на солидность иностранной фирмы;
  • сведения об адресе и фактическом расположении офисов и других помещений;
  • наличие штрафов, задолженностей или судебных споров, что может дать повод подозревать партнёра в неплатёжеспособности;
  • наличие доверенности или другого подобного документа, если иностранный контрагент действует от лица другой организации;
  • документы, подтверждающие наличие необходимых возможностей для исполнения контракта;
  • наличие расчётных счетов;
  • в некоторых случаях важно, имеет ли право фирма осуществлять коммерческую деятельность на территории РФ.

Проверка иностранного контрагента исключит подозрения у контрольно-надзорных органов в том, что вы осуществляете фиктивную деятельность с целью получения личной выгоды. Нужно только иметь подтверждение того, что вы действительно смогли проверить иностранное юридическое лицо. Для этого сохраняйте всю найденную информацию, а также переписку с будущим партнёром. Это докажет проявление должной осмотрительности с вашей стороны.

Существует несколько способов проверить иностранную фирму на надёжность. Для начала необходимо связаться с потенциальным партнёром и запросить у него все документы, которые подтвердят его существование, полномочия и права. Это аналог российских учредительных документов организации, в разных странах такой пакет может содержать разные документы и называться по-разному. Желательно, чтобы бумаги были заверены и существовал их нотариальный перевод.

Но ограничиваться этими документами не стоит. Чтобы проверить иностранного контрагента, следует запросить официальное подтверждение существования иностранной организации. Это примерно то же самое, что российская выписка из ЕГРЮЛ. Такое подтверждение можно получить самостоятельно, не привлекая партнёра.

Кроме того, портал ФНС содержит Открытые базы данных иностранных государств, с помощью которых можно проверить контрагента из любой страны мира. Не составит труда даже проверить иностранного контрагента из Индии бесплатно.

Проверка зарубежных контрагентов может происходить на самых разнообразных сайтах, собирающих информацию о работающих предприятиях одной или сразу нескольких стран. Эти порталы могут иметь отношение к государственным структурам этих стран, а могут быть коммерческими структурами, зарабатывающими на предоставлении сведений.

  • Companies House Service работает под эгидой Департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании и содержит сведения о компаниях, регистрирующих или ликвидирующих бизнес в этой стране;
  • Информацию об организациях Греции можно найти на портале Торгово-промышленной палаты этой страны;
  • В Латвии работает перечень предприятий Lursoft, который предлагает информацию из национальных реестров;
  • Государственный реестр Панамы предоставит информацию о ваших контрагентах, если они работают в этой стране.

Существуют и российские платформы, которые могут дать большое количество информации о зарубежных фирмах:

Кроме того, что сайт налоговой даёт информацию о иностранных государственных органах и базах данных, и сам портал ФНС может помочь проверить иностранное юридическое лицо.

Например, проверить иностранного контрагента в налоговой можно с помощью специального сервиса, который предоставляет открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях. Поиск может вестись по ИНН или КПП, а также по наименованию или адресу.

Также можно проверить филиал иностранного юридического лица с помощью запроса в Государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Искать можно по наименованию, номеру записи об аккредитации или дате аккредитации, по ИНН, КПП, по адресу или видам экономической деятельности.

Если компания включена в реестр, значит, она имеет законные основания осуществлять свою деятельность на территории нашей страны, и о ней можно будет получить все необходимые сведения. Эта информация будет примерно такой же, как данные в ЕГРЮЛ о российской компании — реквизиты документов о регистрации, юридический адрес компании на её родине и в России, сведения о руководителе, о количестве работников, об уставном капитале и видах деятельности.

Кроме этого, проверка зарубежных контрагентов может осуществляться с помощью сайта Торгово-промышленной палаты. Российские представительства работают во многих странах и предоставляют российским бизнесменам разнообразные данные об иностранных компаниях.

В специальном разделе можно сформировать запрос на получение бизнес-справки по зарубежному юридическому лицу и выбрать исполнителя — одно из территориальных подразделений ТПП. Единственное неудобство — срок обработки заявки составляет до 20 рабочих дней, к тому же это платная услуга.

Больше статей

В том случае, если иностранный контрагент обладает правами на товарный знак или патентом на изобретения, то информация о нём будет в Федеральном институте промышленной собственности. Там содержится максимально полная информация о правообладателях объектов интеллектуальной собственности.

Самостоятельная проверка иностранного контрагента — самый доступный и экономичный вариант. Но если нужна более глубокая и всесторонняя проверка контрагента, заказать ёё можно у агентств, специализирующихся на таких услугах. Они могут не только собрать полный пакет документов, но и произвести экспертно-правовую оценку деятельности предполагаемого партнёра.

При заключении внешнеэкономической сделки нужно провести проверку иностранного контрагента. С помощью каких ресурсов это можно сделать и на что обратить внимание.

При заключении договоров с иностранными контрагентами возникают дополнительные риски для российских компаний. Подобного контрагента сложнее привлечь к ответственности за неисполнение обязательств, сам арбитражный процесс более затратный (в частности, нередко приходится вести споры в иностранном суде). Кроме того, отличаются нормы закона, а также обычаи делового оборота. Если контрагент окажется недобросовестным, компания может понести существенные убытки.

Когда российская компания только выходит на международный рынок, придется решить вопрос, как организовать правовую защиту своих интересов. Можно привлечь сторонних специалистов в соответствующей области права или поставить задачу собственным юристам. Если компания предпочитает второй вариант, юридическому отделу до заключения соглашения потребуется изучить договорную практику по данному типу сделок, судебную практику, и подготовить сделку. В частности, провести проверку иностранного контрагента, как это делают перед подписанием договоров с российскими партнерами.

Сервис проверит контрагента по государственным реестрам – ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеке арбитражных дел, базе исполнительных производств ФССП России, сервисам налоговой службы и другим. Сформирует досье компании и выписку из ЕГРЮЛ с подписью ФНС.

Для проверки иностранного контрагента запрашивают документы о финансах и полномочиях

Принципы проверки иностранного контрагента схожи с теми, на которые юристы опираются, когда анализируют информацию об отечественных бизнес-партнерах. В частности, при проверке иностранной компании юристам нужно получить информацию:

  • о материальном положении иностранного контрагента, состоянии его финансов;
  • о правовом статусе самой компании, а также полномочиях ее представителей;
  • о том, не ведут ли в отношении данной компании процедуру реорганизации или ликвидации;
  • нет ли свидетельств, что иностранный контрагент находится под угрозой банкротства или уже под процедурой банкротства и т. п.

При проверке иностранного контрагента сведения о финансовом и правовом положении запрашивают в реестре юридических лиц в стране контрагента. Также нужно получить копии учредительных документов иностранной компании. Нередко необходимые данные доступны на официальных сайтах иностранных государств.

В ходе проверки иностранной компании можно напрямую запросить документы у будущего контрагента. Если контрагент откажется, это может быть признаком его неблагонадежности.

В ходе проверки иностранный контрагент может дать заверения о своем состоянии

В российской практике заверения об обстоятельствах в договорной работа и на этапе переговоров начали использовать позже, чем в иностранной. При проверке иностранного контрагента компания может получить его заверения:

  • об экономическом положении иностранной компании,
  • о составе ее акционеров,
  • о налоговом резидентстве и т. д.

Согласно ст. 431.2 ГК РФ стороны сделки могут давать друг другу те или иные заверения перед заключением соглашения.

Есть примеры арбитражных споров, когда суды признавали, что сторона сделки обоснованно дала заверения:

Сегодня многие российские компании задумываются о том, чтобы найти покупателей своей продукции за рубежом.

Экспортные сделки могут помочь не только расширить географию работы российской компании и получить дополнительный доход, но и приобрести репутацию серьезной компании, работающей как на национальном, так и международном рынке.

К сожалению, работа на экспорт сопровождается не только новыми возможностями и перспективами, но и рядом трудностей.

Одной из таких упомянутых сложностей является проверка иностранного контрагента.

Согласитесь, одно дело узнать историю и репутацию российского покупателя, и, совершенно иное, выяснить добропорядочность и благонадежность партнера, скажем, из Китая, Великобритании или Германии. Какие документы запросить? Какие общедоступные реестры просмотреть? Чье мнение спросить о деловой репутации будущего партнера?

Расскажите, что, по Вашему мнению, должен представлять процесс проверки иностранного контрагента при подготовке экспортной сделки?

Процесс проверки благонадежности контрагента не может быть универсальным, т.к. при разных обстоятельствах необходимость получения тех или иных данных может иметь опосредованное значение или наоборот. Например, если контрактом предусмотрена предоплата, то небольшой масштаб бизнеса нашего иностранного партнера или отсутствие опыта работы в этом бизнесе не будет иметь решающего значения. И, наоборот, при отсрочке платежа на первое место выходят показатели его платежеспособности.

Однако если мы имеем возможность получить максимум информации о нашем контрагенте, то нас будет интересовать:

  1. деловая репутация нашего контрагента, которая определяется:
    • тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств;
    • наличием опыта в определенной сфере бизнеса;
    • стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.
  2. платежеспособность:
    • точность исполнения платежей и сроками оплаты счетов;
    • состав банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела с компанией;
    • общий объем финансовых средств компании;
    • отсутствие судебных споров, просроченной кредиторской задолженности.
  3. солидность контрагента:
    • число работающих сотрудников;
    • число предприятий и размеры производственных площадей;
    • степень диверсификации бизнеса;
    • срок работы на международном рынке;
    • постоянные клиенты компании (обычно компании гордятся своими клиентами и сообщают о них на своих сайтах, а эту информацию не трудно проверить).

— Какие документы и сведения следует запросить у иностранной компании о ней самой, а также о личности и полномочиях подписанта будущего контракта?

— Полномочия лица, подписывающего контракт, должны быть подтверждены учредительными документами. Следует запросить их заверенные копии. Если контрагента представляет лицо, действующее на основании доверенности или иного аналогичного документа, то обязательно запросите его подлинный экземпляр.

— Из Вашего личного опыта и известного Вам опыта коллег, всегда ли в ответ на запрос российской компании иностранный контрагент предоставляет соответствующие сведения и документы?

— Обмен документами, подтверждающими полномочия контрагента, является необходимым этапом заключения международного контракта. Если обе стороны заинтересованы в проекте, в целях реализации которого подписывается контракт, то предоставление необходимых сведений и документов не вызывает никаких вопросов или противоречий.

— Как правило, любое государство имеет реестр, примерно такой же, как наш ЕГРЮЛ. В Великобритании он называется Companies House, в Голландии — торговый реестр. Все эти базы данных открыты для пользователей других стран, можно перечислить им оплату за предоставление данных и получить сведения об интересующей компании.

— Кроме самого контрагента и ресурсов сети Интернет существуют ли какие-то еще источники информации, которыми можно воспользоваться при проверке иностранного контрагента? Может быть, в качестве таковых могут выступать торговые представительства России за рубежом, какие-то торговые палаты или предпринимательские ассоциации в стране нахождения иностранного контрагента, эксперты-составители каких-либо рейтингов в соответствующей отрасли, либо кто-то еще? Если да, то как российскому экспортеру лучше всего осуществлять взаимодействие с ними – посредством телефонного общения с нанятым переводчиком? через отправление письменных запросов? путем организации выездной встречи?

— Оперативно получить информацию можно на интернет ресурсах:

Существует множество справочников:

  • ABC Europe Production (общеевропейский справочник экспортеров, издается в ФРГ);
  • Kompass (общеевропейский справочник, издается в ФРГ);
  • Kelly’s Business Directory (Великобритания);
  • Austria Export Data (Австрия); Melbourne Big (Австралия);
  • Wer Liefert Was, Wer Baut Maschinen und Anlagen (ФРГ);
  • Trade Directory for Denmark (Дания);
  • Italia Federexport (Италия).

Торговые представительства РФ, Торгово-Промышленная Палата РФ (ТПП РФ) и региональные ТПП тоже могут помочь собрать для вас различную информацию по вашему письменному запросу. Ее объем, полнота, достоверность и актуальность зависит от возможностей этих институтов.

Однако, на мой взгляд, наиболее полную, глубокую и актуальную информацию о нашем иностранном партнере мы можем получить, воспользовавшись услугой локальных юридических профильных компаний. Международные маркетинговые компании также имеют свои базы данных. Не скажу, что это дешево, но в некоторых случаях наилучший способ снижения рисков, связанных с неисполнением обязательств по контракту, — поручить проверку благонадежности контрагента профессионалам. Для подготовки отчета они используют как открытые источники, так и недоступные простому обывателю.

— В России при проверке владельцев и топ-менеджмента будущего контрагента наряду с другими источниками информации нередко используют популярные в нашей стране социальные сети. Насколько, по Вашему мнению, легально и эффективно можно использовать иностранные социальные сети и содержащуюся в них информацию при проверке руководителей и собственников иностранного контрагента?

— И последний вопрос. Осуществив сбор всей доступной для экспортера полноты информации об иностранном контрагенте, как затем оценить благонадежность и добропорядочность будущего покупателя? Какая информация должна насторожить экспортера, а какая придать уверенности в надежности выбранного партнера?

— Информация о солидности компании, репутации и платежеспособности даст вам практически полное представление о вашем партнере. Дополнительно обратите внимание на такие нюансы:

  • сайт компании. Его наличие, наполненность, грамотность. Учитывая современные реалии, например в Китае, сделать сайт стоит дешевле, чем пообедать и именно в Китае существует много фирм-читтеров (обманщиков), фирм-однодневок, которые заманивают к себе иностранных покупателей, берут небольшую предоплату (10-30%) и пропадают.
  • электронный адрес, с которого с вами ведут переписку, желательно должен быть корпоративным, а не зарегистрированным на бесплатных почтовых службах, таких как Hotmail. 123.com, gmail и т.п. Конечно, это не аксиома и солидные компании могут вести переписку с бесплатных адресов, но это редкость.
  • оффшор. С осторожностью относитесь к компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах – Гонконг, Виргинские острова.
  • контракт — обратите внимание, как компания относится к подписанию контракта – внимательно ли читает, вносит ли поправки или готова не глядя подписать ваш вариант.

В соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №758 от 6 ноября 2007 года, государственную аккредитацию может получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации программ ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ ЭВМ и баз данных.

Преференции для аккредитованных ИТ-компаний

Преференции

Для аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (ИТ-компании), законодательством предусмотрены следующие преференции:

  • пониженные тарифы страховых взносов (не более 14 процентов) при соблюдении дополнительных условий о доле «профильных» доходов и численности работников;
  • право включать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники в состав материальных расходов (для целей налогообложения прибыли) в размере полной стоимости такого имущества по мере ввода его в эксплуатацию (без амортизации) при соблюдении дополнительных условий о доле «профильных» доходов и численности работников;
  • возможность привлекать к трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в упрощенном порядке.

Пониженные тарифы страховых взносов

В соответствии с пунктом 5 статьи 427 части 2 Налогового кодекса для плательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, условиями применения пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, являются:

— для вновь созданных организаций:

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;

— для организаций, не являющихся вновь созданными:

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее семи человек.

Исключение из установленного порядка амортизации

ИТ-компании имеют право не применять установленный статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, а включать расходы на ее приобретение в полном размере в состав материальных расходов сразу после ввода в эксплуатацию при выполнении 3 условий:

  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;
  • среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек;
  • организацией получен документ о государственной аккредитации.

Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов

ИТ-компания, созданная в форме коммерческой организации, а также ИТ-компания, созданная в форме некоммерческой организации, указанной в абзаце третьем подпункта 1 пункта 5 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вправе привлекать к трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в упрощенном порядке, который предусматривает следующие преференции:

— для привлечения ИТ-компанией высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

— на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (супруг или супруга), дети, в том числе усыновленные, супруги детей, родители, в том числе приемные, супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки) не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленные Правительством Российской Федерации;

— прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) по их заявлению в письменной форме федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченным на то территориальным органом в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее – уполномоченный территориальный орган) может быть оформлен вид на жительство.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц.

ИТ-компания самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несет соответствующие риски. В этих целях ИТ-компания использует документы и сведения, подтверждающие наличие профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) ИТ-компания представляет в уполномоченный территориальный орган:

— ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 487;

— трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным специалистом разрешения на работу;

— письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого высококвалифицированного специалиста;

— квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу;

— цветную фотографию иностранного гражданина размером 30×40 мм;

— копию выписки из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (данный документ не является обязательным).

Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста составляет не более 14 рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный территориальный орган.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что привлечение иностранного гражданина – высококвалифицированного специалиста влечет возложение на ИТ-компанию следующих обязанностей:

— включить в трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом обязательное условие об обеспечении гарантий получения медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и прибывающими вместе с ним членами его семьи в течение срока действия соответствующего договора путем обеспечения наличия действующего на территории Российской Федерации договора (полиса) медицинского страхования либо предоставления права на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи на основании договора, заключенного ИТ-компанией с медицинской организацией;

— ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года в порядке и по формам, утвержденным приказом МВД России от 10 января 2018 г. № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

После въезда в Российскую Федерацию высококвалифицированные специалисты и члены их семей обязаны подать уведомление о прибытии в место пребывания в уполномоченный территориальный орган непосредственно, почтовым отправлением или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В течение 90 дней со дня въезда на территорию Российской Федерации данные лица освобождены от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет (в отличие от других категорий иностранных работников), а по истечении указанного срока должны подать уведомление в срок не более 7 рабочих дней.

Члены семьи высококвалифицированного специалиста вправе осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность при получении ими разрешения на работу, а также проходить обучение в образовательных учреждениях. Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать членов семьи высококвалифицированного специалиста без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.