Институт социального партнерства в трудовом праве

Понятие социального партнерства

При всей объективной обусловленности участия работников в решении вопросов управления трудом невозможно не учитывать тот факт, что экономические интересы субъектов трудовых отношений противоположны, что является основой для возникновения конфликтов между трудом и капиталом. Данная противоположность интересов заложена в самом существе отношений в сфере наемного труда и не может быть преодолена ни так называемым просвещенным менеджментом, ни отсутствием со стороны работников требований об изменении условий труда. Реальная же ситуация, складывающаяся в сфере применения наемного труда в обществе, определяется характером проявления фундаментального конфликта интересов сторон трудового отношения в конкретной исторической обстановке и объективируется в конкретных способах разрешения тех или иных проблем, возникающих в рамках указанного конфликта. Современное экономически развитое общество исходит из того факта, что наряду с конфликтом интересов у работников и работодателя есть и общность интересов, выражающаяся в том, что чем эффективнее работает предприятие, тем выше уровень условий труда и социального обслуживания работников . Соответственно, как работодатель, так и работники в конечном счете заинтересованы в стабилизации трудовых отношений и обеспечении конкурентоспособности предприятия (бизнеса). Однако необходимость обеспечения социального сотрудничества в организации признается далеко не всеми работодателями, исповедующими зачастую исключительно приказной стиль общения, и представителями работников, продолжающими действовать в духе классовой борьбы. Впрочем, само российское общество, знавшее и период подавления капитала, и период административного управления из единого центра , в настоящий момент признает приоритет социального диалога на производстве как наиболее целесообразного механизма принятия решений относительно правил регулирования отношений в сфере наемного труда.

Система взаимодействия работников и работодателей в сфере управления трудом в российском законодательстве получила наименование «социальное партнерство».

Законодательное определение социального партнерства дано в ТК.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).

При этом оговаривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Проанализируем данное определение в совокупности с научными определениями понятия «социальное партнерство», из которых приведем лишь небольшую часть.

Так, А. М. Куренной отмечал, что «социальное партнерства – это не система органов, сформированная явочным порядком с помощью нормативных актов, а принцип построения отношений в сфере труда между реальными социальными партнерами в поисках соответствующих решений, содействующих социальной справедливости» .

А. А. Крыжановская определяет социальное партнерство как «метод решения социально-экономических проблем и регулирования трудовых отношений на основе взаимных переговоров между работниками и работодателями при участии и посредничестве государства» .

Представляется интересной позиция Г. Ю. Семигина, выделяющего два аспекта социального партнерства. С общесоциальной точки зрения он рассматривает социальное партнерство в качестве системы отношений различных социальных субъектов, которые ориентированы на первоочередное достижение общенациональных интересов, не ущемляя при этом интересы групповые и корпоративные, т.е. учитывая их. Рассматривая структуру социального партнерства, он даст его определение как совокупности органов и организаций, создаваемых из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования главным образом социально-трудовых отношений .

По мнению М. В. Лушниковой и А. М. Лушникова, социальное партнерство – это основанная на сотрудничестве система взаимоотношений между работниками, работодателями и государством по обеспечению социальной стабильности, выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами коллективных договоров и соглашений, принятии совместных решений .

А. Ф. Нуртдинова отмечает, что социальное партнерство представляет собой, с одной стороны, систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества .

Наконец, E. М. Стриж определяет социальное партнерство как способ организации совместной деятельности по защите, согласованию и созданию баланса противоположных интересов наемных работников и предпринимателей, которое достигается преимущественно путем переговоров и достижения компромисса при регулирующей роли государства, а также процесс по предупреждению и урегулированию возникающих в связи с этим конфликтов в социально-трудовой сфере .

Как мы видим, научные определения социального партнерства довольно существенно отличаются от его легальной дефиниции, в основе которой лежит представление о рассматриваемом явлении как системе взаимоотношений между работниками и их представителями, работодателями и их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей. Вместе с тем любые взаимоотношения между работниками и работодателями в конечном счете направлены на согласование их интересов либо их реализацию. Так, заключая трудовой договор, работник и работодатель осуществляют согласование своих интересов, однако никто не характеризует эти отношения как социально-партнерские. В то же время при осуществлении контроля за выполнением коллективного договора стороны этого договора свои интересы не согласовывают, но отношения, возникающие между ними, рассматриваются как элемент социально-партнерского взаимодействия.

Легальное определение социального партнерства говорит о взаимоотношениях сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что напрямую коррелирует со ст. 1 ТК, определяющей круг общественных отношений, регулируемых законодательством о труде. Вместе с тем легальные определения понятий «коллективный договор» и «соглашение» (ст. 40, 45 ТК) употребляют в качестве общественных отношений, регулируемых данными правовыми актами социального партнерства «социально-трудовые отношения» и «связанные с ними экономические отношения», определение которых в законодательстве отсутствует.

Научные определения понятия «социально-трудовые отношения» в целом мало отличаются друг от друга.

Так, И. И. Андриановская определяет социально-трудовые отношения как отношения, связанные с применением (использованием) работодателем профессиональных, интеллектуальных и прочих способностей работника, рассматривая их в качестве обобщенного понятия, связанного с применением труда любого работника независимо от форм собственности и форм хозяйственной деятельности. Данные отношения она именует также общественно-трудовыми и полагает, что их целесообразно рассматривать широко – как любые отношения, складывающиеся в процессе применения труда. Соответственно, термин «социально-трудовые отношения» в смысловом плане имеет более широкое значение, чем термин «трудовые отношения», отражая всю совокупность отношений, связанных с применением труда работников .

И. В. Чернышова рассматривает социально-трудовые отношения в качестве общественных отношений, которые возникают при производстве и распределении товаров, оказании услуг, выполнении работ в процессе неединоличного, договорного, наемного труда, подчиненного работодателю .

По мнению В. М. Лебедева, социально-трудовые отношения – это опосредованные законодательством о труде общественные отношения работников (его представителей) с работодателем (его представителями) и другими субъектами трудового права по найму и производительному, возмездному, безопасному использованию рабочей силы для достижения тех целей, которые сформулированы собственником средств производства для своего бизнеса. Он полагает, что данное понятие можно использовать как родовое понятие, которым объединяются все общественные отношения, регулируемые нормами трудового права .

В то же время В. А. Васильев лает более узкое определение социально-трудовых отношений – это связанные с трудовыми отношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей) либо между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления по обеспечению взаимных прав и обязанностей, удовлетворению материальных, культурных, бытовых потребностей работников в соответствии с потенциалом, уровнем экономического развития организации, отрасли, субъекта РФ, общества .

Специалисты в области экономики труда рассматривают под социально-трудовыми отношениями отношения между людьми, складывающиеся в связи и по поводу: организации и продуктивности труда (трудовой деятельности); места и роли человека в производстве, получении трудового вознаграждения, присвоении прибыли и дохода от собственности; воспроизводства рабочей силы (ее формирования, распределения, использования); качества трудовой жизни и социальной обеспеченности. В составе социально-трудовых отношений они выделяют две укрупненные группы: отношения труда, складывающиеся непосредственно в связи с трудовой деятельностью, и социальные отношения, обусловленные трудовой деятельностью (отношения по поводу занятости, безработицы, формирования рабочей силы… пенсионного и иного социального обеспечения, уровня и качества жизни и др.) .

Подводя итог позициям ученых, рассматривавших круг общественных отношений, подлежащих согласованию в ходе социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей, необходимо отметить, что научных и законодательных различий между понятиями «трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения» и «социально-трудовые отношения» практически не существует, поэтому следует согласиться с Н. И. Дивеевой, которая констатировала практическую невозможность разграничения данных понятий , что не исключает упрека в адрес законодателя, которому следовало бы употреблять единую терминологию.

В целом, как мы видим, научные определения социального партнерства очень разнообразны. С одной стороны, оно рассматривается в качестве способа регулирования отношений в сфере труда, а с другой – исследуется в качестве социальной системы конкретного общества.

Необходимо заметить, что социальное партнерство не является самоцелью. Прежде всего оно представляет собой инструмент, использование которого в ходе диалога между работодателями и профсоюзами позволяет из всего многообразия возможностей выбрать наиболее приемлемые с экономической и социальной точек зрения.

В то же время социальное партнерство выступает как институт социальной политики, с помощью которого реализуются социальные функции государства и обеспечиваются классовый мир и спокойствие в стране. С этих позиций социальное партнерство – единственно возможная альтернатива классовой борьбе и силовым способам разрешения конфликта труда и капитала.

Существенной спецификой становления отношений социального партнерства в Российской Федерации на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения, формирование независимого от государственных органов сектора экономики существенно повышают роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.

В итоге социальное партнерство можно определить как способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), основывающийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, уважении этих интересов и отказе от силовых способов взаимодействия.

Вместе с тем необходимо отметить условность определения данного явления именно в качестве партнерства.

Так, под партнерством обычно понимается некая совместная деятельность субъектов, не связанных отношениями власти – подчинения . Обычно о партнерстве принято говорить применительно к сфере коммерческого оборота (в гражданско-правовой сфере) или межгосударственных отношений (в международно-правовой сфере), в которых оно проявляется в полной мере в качестве совместных действий партнеров, целью которых является достижение максимальной выгоды обоих. Партнеры в отношениях с третьими лицами выступают в качестве единого целого, объединенного общими устремлениями, которые могут быть реализованы именно во взаимоотношениях с третьими лицами. Естественно, что применительно к отношениям между работниками и работодателями говорить об объединенности общей целью не приходится. К тому же первичные субъекты рынка труда – работники и работодатели – не являются равноправными, а находятся между собой в отношениях власти – подчинения. Уже в силу этого говорить о партнерских отношениях между ними не приходится.

Социальное партнерство в целом призвано максимально гармонизировать взаимные интересы субъектов трудового права, а взаимодействие партнеров направлено, образно говоря, не на третью сторону, а друг на друга .

Поэтому было бы правильнее в данном случае вести речь не о социальном партнерстве, а о социальном сотрудничестве или о социальном диалоге. Вместе с тем в этом мы вступаем на путь спора исключительно о терминах, а не о существе данного явления. Термин «социальное партнерство» используется в российском законодательстве в течение более 20 лет, и его замена на иной, пусть даже более подходящий для его описания, нам представляется неоправданной, поскольку это может породить лишь ненужные дискуссии, причем не только научного, но и практического плана, что способно только навредить реальному диалогу между субъектами социального партнерства.

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ВА Галактионов

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В современной социологии, управлении и социальной политике социальное партнерство рассматривается в двух плоскостях. В широком смысле это способ представления интересов социальных групп в обществе и принцип социального государства, заключающийся в равноправном взаимодействии всех институтов общества в интересах человека1. Социальное партнерство в узком смысле -это система отношений между наемными работниками и работодателями, нацеленная на согласование социально-экономических интересов тех и других2.

Социальное партнерство имеет теоретическое обоснование в хорошо разработанном в социологии и политической науке понятии «социальный контракт». Это понятие вбирает в себя идеи партнерства государства, бизнеса и общества; гражданского общества; социального государства; социальной ответственности бизнеса. Фундаментальной методологической основой социального партнерства является признание прав человека и ценности гражданского мира безусловными приоритетами. Основоположниками такого подхода были Г. Лейбниц и И. Кант, характеризовавшие социальные отношения как «взаимность»3. Э. Дюркгейм, М. Вебер и Р. Дарендорф обосновали идеи справедливого обмена между товаропроизводителями; достижения социальной солидарности в борьбе за нее различных общественных сил4. Т. Парсонс указывал на устойчивость взаимных

3 См.: Кант И. Сочинения 1747-1777 гг.: В 2 т. М., 1940; Лейбниц Г. Избранные философские сочинения. М., 1908.

ожиданий субъектов социального взаимодействия и подчеркивал, что именно данное обстоятельство делает социальное взаимодействие таким прочным, и таким образом «устойчивость взаимных ожиданий» является важнейшим фактором стабильности общества1.

Социальное партнерство — это система взаимоотношений внутри рыночной экономики. Оно явилось важной частью концепции социальной рыночной экономики, разработчиками которой выступили ученые фрайбургской школы В. Ойкен, Л. Эрхард, Ф. Бем, А. Мюллер-Армак, А. Рюстов. Еще до Второй мировой войны они критиковали современную им модель рыночной экономики, рыночное качество которой было практически уничтожено монополиями, устранившими главный механизм рынка — конкуренцию. Они показали, что рынок будет максимально эффективным в решении социально-экономических задач страны, если станет партнером государства, которое как партнер призвано обеспечить рынку устойчивый антимонопольный порядок2. Только тогда государство будет по-настоящему социальным. Оно сделает рыночную экономику социальной: установит правовыми средствами баланс между экономическими целями рыночного сектора, с одной стороны, и социальными целями общества -с другой. Государство — партнер рынка способно сделать так, чтобы: а) рынок шел к своим экономическим целям на социально-справедливой основе; б) общество добивалось своих справедливых целей -гарантий гражданских прав и свобод, в том числе экономической свободы3.

Таким образом, основополагающим принципом социальной рыночной экономики является партнерство рынка и государства. Государство выступает партнером рынка, поскольку гарантирует его выживание и развитие, устанавливая на нем нормы справедливой конкуренции, исключающей появление на рынке властных центров как «центров саморазрушения» рынка. Рынок выступает партнером государства, поскольку, поставленный в правовые условия осуществления справедливой конкуренции, полноценно и эффективно участвует в реализации государственной политики экономического и социального роста4.

Особый предмет социального партнерства — согласование интересов работодателей и наемных работников по поводу производ-

1 См.: Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965.

2 См.: Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 17.

3 См. там же. С. 151.

ства и воспроизводства рабочей силы; оплаты труда; создания, использования и развития системы рабочих мест; защиты трудовых прав граждан; охраны труда, гарантий промышленной и экологической безопасности1.

Описанные в научной литературе модели социального партнерства при всем их многообразии определяются следующими принципиальными параметрами: а) наличием соответствующих организаций для выражения интересов сторон; б) осуществлением переговорного (договорного) процесса, в ходе которого согласуются позиции и находится решение проблемы; в) вкладом каждой из сторон в решение проблемы.

Практика социального партнерства в развитых странах базируется на единых принципах, изложенных во «Всеобщей декларации прав человека», документах Международной организации труда (МОТ), соответствующих конвенциях и соглашениях Советы Европы, среди которых наиболее важными являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия2. Последняя содержит статьи, декларирующие права работников: на безопасный труд; объединение с работодателями; заключение коллективных договоров; социальную защиту, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку; охрану здоровья. Хартия налагает на государства обязательство поддерживать все статьи или большую часть согласованных статей через национальные законодательства3. Основополагающим документом, определяющим стратегические цели развития государств и народов в XXI в., стала «Декларация тысячелетия», принятая ООН в 2000 г. Она включает: ликвидацию крайней нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования; поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба со СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение экологической устойчивости; формирование глобального партнерства.

Частью стратегии глобального партнерства является стратегия партнерства в рыночной экономике. Последняя, функционирующая уже не только в национальных границах, но и в глобальном пространстве, требует партнерских отношений между всеми субъектами -внутринациональными и глобальными, — иначе в «коммунальном»

1 См.: Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство: теория, политика, практика. М., 2003. С. 49.

2 См.: Социальные права человека. Документы и материалы. Ч. 1. М., 1996. С. 17.

3 См.: Европейская социальная хартия // Социальные права человека. Документы и материалы. М., 1996. С. 113-141.

пространстве не выжить. «Коммунальное» (глобальное) пространство — сложное из-за столкновения множества интересов, и субъектам такого пространства необходимо договариваться между собой, т. е. устанавливать отношения партнерства не на дружеской, а на рациональной основе. В столь сложном социально-экономическом пространстве необходимы новые правила, охватывающие широкий диапазон трудовых ситуаций. Коль скоро эти новые правила обязаны ориентироваться на повышение статуса субъекта в современной рыночной экономике, они в первую очередь должны учитывать повышение субъектного статуса личности в такой экономике — наемного работника и работодателя. Суть социального партнерства в сфере взаимоотношений наемных работников и работодателей состоит в том, чтобы не ставить одну категорию личностей выше другой, но гарантировать равную защиту интересов тех и других, а это возможно лишь на пути переговоров, договора, компромисса.

Это — путь продуктивной социальной политики в современных экономических условиях, и «европейский опыт социального партнерства в сфере труда недвусмысленно показывает, что результативная социальная политика все более определяет темпы, характер, эффективность экономических процессов, позитивное развитие политических отношений, являясь надежным стабилизатором общественного развития, в котором так нуждается Россия»1.

Сегодня механизм социального партнерства направлен на решение стратегических задач национального развития в направлениях: а) расширения занятости и улучшения условий занятости, повышения производительности труда, создания благоприятных условий для роста инвестиций, предпринимательской деятельности; б) реализации прав работников через делегирование полномочий своим представителям и участие в принятии решений, обеспеченной действенным законодательством; в) новых путей обеспечения социальной защиты лиц, не способных работать по причине возраста, болезни или потери трудоспособности; г) ведения диалога и переговорного урегулирования споров как средств защиты интересов людей2.

Социальное партнерство — предельно широкая система: а) достижения баланса между трипартизмом и бипартизмом: трипартизм как

1 Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. М., 2005. С. 23.

механизм трехстороннего (или многостороннего) договора эффективен в решении общенациональных вопросов, например модернизации национальной экономики, социально-экономической политики, однако при решении вопросов, возникающих между работодателями и наемными работниками, предпочтителен прямой диалог заинтересованных сторон (бипартизм); б) сосуществования и тесной интеграции межотраслевых и отраслевых уровней; в) расширения членского состава социального партнерства за счет организаций малого бизнеса и других представительных организаций гражданского общества; г) включения новых международных субъектов социального партнерства, например Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию (ВСПУР), объединяющего около 150 крупнейших корпораций -представителей более 20 отраслей промышленности из 34 стран мира, Всемирного экономического форума (ВЭФ), выступающего объединением глобальных организаций и программ с участием всех секторов общества — от транснациональных корпораций до профсоюзов и Церкви.

Важнейшими субъектами широкой системы социального партнерства выступают транснациональные корпорации (ТНК). Сегодня их насчитывается 45 тыс. с более чем 280 тыс. иностранных филиалов. Многие из этих компаний имеют денежный оборот и «население» прямо и косвенно занятых сотрудников и членов их семей, превосходящие размеры ВВП и численность населения некоторых стран. Современная ТНК — это поистине «страна», и не случайно существует специальный регламент социального партнерства в отношении ТНК. Этот порядок установлен международными нормативными документами, включающими: разработанный ООН в 1973 г. Кодекс поведения для ТНК; принятую МОТ в 1977 г. «Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики»; Глобальный договор ООН, призывающий лидеров деловых кругов на практике руководствоваться принципами охраны прав человека, справедливых трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время Глобальный договор объединяет более 2900 компаний из 90 стран мира. По инициативе ООН и Всемирного банка создан международный стандарт социальной ответственности -SA 8000, предназначенный для компаний, которые стремятся сделать условия труда более гуманными, и рассчитанный на применение в любой стране и любой хозяйственной отрасли. Это — первый стандарт, регламентирующий аудит условий труда.

ТНК активно проявляют себя в социальном диалоге в ЕС. Многие из них стремятся получить статус европейской компании, хотя это сопряжено с рядом серьезных обязательств. ЕС своей директивой

от 1994 г. узаконил новую форму социального партнерства, предусматривающую создание европейских советов по труду (ЕСТ) в компаниях, имеющих статус европейских. Эта форма социального партнерства позволяет администрации успешно сотрудничать с сильными профсоюзами в целях экономического роста, повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия. ТНК уже стали реформаторами социально-трудовых отношений и, соответственно, новаторами в области коллективных соглашений — наиболее развитой формы социального партнерства. Стороны корпоративных соглашений — компании и профсоюзы — вышли на новый уровень отношений, демонстрируя расширение и углубление социального взаимодействия и экономической демократии. Например, для профсоюзов это выражается в большем участии в управлении производством и контроле над распределением доходов1.

В перспективе предусмотрено усиление влияния профсоюзов в качестве социальных партнеров на государственную экономическую политику. В ЕС выработаны социальные стандарты, которых обязаны придерживаться все государства — члены ЕС, а в ряде стран принята практика социального аудита — ежегодного представления предприятиями отчетов о своей социальной политике. От профсоюзов ждут инициативы выработки профсоюзных индикаторов для оценки социальной политики компаний, и это будет весомым вкладом в развитие социального партнерства2.

Важной частью системы социального партнерства является развитие государственно-частного партнерства как главного механизма решения государством задач социальной и экономической политики. В настоящее время общепризнано, что частный сектор эффективен в решении не только экономических, но и социальных задач, при том что сегодня практически во всем мире традиционное обращение к бюджетному перераспределению больше не считается эффективной социально-экономической политикой. Современное государство встало перед проблемой бюджетных ограничений. Общественные услуги во всем мире существенно подорожали, и перед национальными правительствами возникла дилемма: либо увеличивать налоги, либо привлекать частные средства даже в те области экономики, которые всегда считались прерогативой государства. Например, в 1993 г. в Великобритании была принята национальная

1 См.: Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений. М., 2005; Опыт и про-блемы социального диалога в России и странах Европейского Союза (совместно с Программой Европейского Союза «Europe aid» для Российской Федерации). М., 2005.

2 Каргалова М.В. Социальная политика Европы в XXI веке // Современная Европа. 2006. № 1.

программа по привлечению частных средств в объекты государственной собственности — Private finance initiative. Для ее реализации при правительстве были созданы специальные консультативные органы, ответственные за подготовку проектов государственно-частного партнерства, куда вошли представители и государства, и бизнеса. Всего за 10 лет в Великобритании привлекли до 50 млрд фунтов стерлингов частных инвестиций в объекты госсобственности, в том числе в строительство и обслуживание транспортной инфраструктуры, строительство больниц, школ, тюрем и управление ими1.

Формируя единое социальное пространство и разрабатывая социальное право как составную часть европейского права в построении «Европы граждан», т. е. полноценного гражданского общества на пространстве ЕС, страны ЕС решают проблемы ликвидации региональных дисбалансов, создания общеевропейского рынка труда. Они широко используют возможности информационного обеспечения построения социально-партнерского пространства. Создаются разнообразные сети, позволяющие расширить базу исходных информационных данных для реализации международных проектов. Среди них Интернет, компьютерная сеть Европейского союза — ECSANET, Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям — EINIRAS, региональные сети типа EURES и TESS, которые регулируют области занятости и социального обеспечения на едином экономическом пространстве.

Экспериментальный проект ЕС «Сеть обмена данными о трудоустройстве» (EDEN) представляет собой централизованную, многоязычную web-платформу для доступа к национальным службам поиска работы, к которой могут подключиться лица, ищущие работу, сотрудники государственной службы занятости, а также компании для опубликования имеющихся у них вакансий2. Население стран ЕС, кроме общеевропейского гражданства, имеет единые европейские карты здравоохранения, пользуется преимуществами европейского информационного и образовательного пространства (теле- и радиовещания), программами социальных инвестиций, программами ТАСИС, ФАРЕ, ЭВРИКА, ЭРАСМУС3.

На развитие социального партнерства работают новые информационные технологии — новые способы коммуникации и обработки информации. Это существенно облегчает социальное взаимодей-

1 См.: Механик А. Государственно-частное партнерство // Эксперт. 2004. 18 окт.

3 Каргалова М.В. Социальная политика Европы в XXI веке // Современная Европа. 2006. № 1.

ствие, например доступ людей к медицинскому обслуживанию, образованию, библиотечным фондам, получению услуг в виде электронных платежей, электронных запросов по основным житейским проблемам, разнообразных сведений из огромной базы данных, охватывающей около 4 тыс. предметных категорий.

В странах ЕС большое внимание уделяется качеству социального партнерства, которое определяется взаимосвязанностью и взаимным дополнением систем социальной защиты на макроуровне (государства) и микроуровне (предприятия), а также кругом решаемых вопросов — достаточно ли этот круг широк. В показатели качества включаются: уровень участия работников в принятии решений; уровень репрезентативности социальных партнеров; степень охвата коллективными договорами форм занятости — типичных и нетипичных; развитие способов разрешения трудовых споров неюридическими методами. В более общей постановке проблемы развития социального партнерства в сфере труда рассматриваются в Европейской социальной хартии, принятой в новой редакции в 1996 г. и законодательно воплощенной в странах ЕС.

На уровне предприятия социальное партнерство осуществляется в мировой практике в следующих формах: изменения структуры принятия решений через непосредственное участие работников в управлении, например при введении административного совета; участия работников при формировании содержания труда по механизму обратной связи в корпоративном управлении; обогащения содержания труда благодаря допуску работников к корпоративной системе принятия решений: работники получают возможность совместить исполнительский труд с элементами управленческого, т. е. расширить сферу своей деятельности; изменения структуры распределения собственности или/и результатов труда благодаря непосредственному участию работников в распределении результатов совместной деятельности или капитала предприятия; приобщения наемных работников к владению капиталом в рамках политики «распыления собственности»: широкой распродажи акций приватизируемых корпораций на льготных условиях для корпоративных работников.

Таким образом, социальное партнерство является важнейшим фактором формирования более эффективной системы управления, интегрирующей усилия правительств, бизнеса, профсоюзов и других партнеров в гражданском обществе, направленных на сокращение бедности и обеспечения структурных условий для устойчивого роста социально-экономической эффективности стран.