Интеграл ПДВ

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ) должны разрабатывать предприятия, имеющие стационарные источники выбросов. Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 5 лет, и процесс этот небыстрый. Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы — для более или менее крупных предприятий часто длится не один год.

Большинство предприятий в первую очередь занимаются разработкой раздела инвентаризации источников выбросов, а затем на его основе разрабатывают сам проект ПДВ. Раздел инвентаризации не требует согласования с контролирующими органами. На сегодняшний день все чаще разработка проекта ПДВ и разработка раздела инвентаризации совмещаются — так удобнее и разработчику документацию, и самому предприятию.

Проект ПДВ, в свою очередь, согласовывается в целой веренице организаций, в каждой из которых к проекту предъявляют ряд требований о соответствии санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам. Отметим, что эти требования часто могут противоречить друг другу и законодательству. Подробнее о подобных казусах мы расскажем в статье.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

В первую очередь на проект ПДВ должно быть получено в Роспотребнадзоре положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его соответствие требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (далее — СанПиН 2.1.6.1032-01):

Извлечение
из СанПиН 2.1.6.1032-01

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

Однако прежде чем проект ПДВ будет подан на рассмотрение в территориальный орган Роспотребнадзора, предприятие сталкивается с обязательным прохождением экспертизы проекта на соответствие требованиям санитарных правил и норм (всевозможных ГН, СП, СанПиН). Экспертиза в настоящее время проводится практически повсеместно на платной основе и часто по стоимости сравнима с собственно разработкой проекта ПДВ в проектных организациях.

Согласно п. 4.2.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

  • инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
  • предложения по нормативам ПДВ для каждого источника и загрязняющего вещества;
  • план мероприятий по достижению ПДВ;
  • способ учета фоновых концентраций;
  • результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения ПДВ;
  • ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

Исходя из данного перечня, можно примерно понять, что конкретно проверяется в ходе экспертизы проекта ПДВ и какие требования будут предъявлены к содержанию проекта.

Первое, на что обращает внимание санитарный врач, проводящий экспертизу проекта ПДВ, — это ситуационная карта-схема промышленной площадки и окружающей застройки, которая в обязательном порядке должна входить в состав проекта. На ней в масштабе наносятся:

  • промышленная площадка (площадки) предприятия;
  • ориентировочные / расчетные / окончательно установленные границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ);
  • ближайшие и иные расположенные вокруг предприятия жилые и селитебные зоны;
  • промышленные зоны;
  • зоны отдыха и иные зоны с повышенными экологическими требованиями;
  • посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха.

Такие карты чаще всего создаются на основе копий генерального плана определенного района.

Замечания эксперта к карте обычно касаются недостоверности или устаревания сведений, содержащихся в ней, либо недостаточного охвата территории вокруг предприятия.

НА ЗАМЕТКУ

Опыт автора показывает, что больше всего эксперта устраивает карта-схема, на которой показаны близлежащие жилые и селитебные зоны с каждой из сторон света (если предприятие находится в черте города).

После проведения расчета рассеивания в УПРЗА вы получаете карту предприятия с изолиниями концентраций загрязняющих веществ. К этим картам предъявляются особые требования: помимо границ СЗЗ, источников выбросов, контрольных точек и ближайшей жилой (селитебной) зоны на карте должен быть показан расчетный прямоугольник с изолиниями концентраций, при этом охват территории должен быть таким, чтобы изолинии 0,05 ПДК выходили за границы карты.

Таким образом, карта-схема изолиний является для эксперта определяющим фактором в решении вопроса о соответствии деятельности, осуществляемой предприятием, санитарным и гигиеническим нормам.

Кроме карты-схемы, эксперты уделяют особое внимание табл. 3.3 «Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы» (согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012); далее — Методическое пособие 2012). В данной таблице наглядно видно, есть ли на контрольных точках на границах СЗЗ или жилой зоны превышения ПДК. В связи с этим табл. 3.3 в проекте ПДВ должна быть «отшлифована» и выверена до идеального состояния. Заметим, что часто эксперты требуют данную таблицу переделать по своему желанию: добавить контрольные точки на охранных зонах (там, где нормы требуют соблюдения не 1 ПДК, а 0,8 ПДК), добавить какие-либо текстовые комментарии, вписать координаты контрольных точек — иными словами, фантазия санитарных врачей безгранична. Автор считает, что все эти требования (причем в каждом регионе — свои) обоснованы только желанием эксперта упростить себе составление экспертного заключения и отсутствием у него желания углубляться в изучение карт и отчета о расчете рассеивания.

Отдельный животрепещущий вопрос представляет собой довольно частое требование санитарных врачей о наличии у предприятия санитарно-эпидемиологического заключения на окончательно установленные границы СЗЗ (при условии, что установление СЗЗ необходимо для данного предприятия по санитарной классификации). Основной довод экспертов заключается в том, что согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) границы СЗЗ нужно устанавливать еще в период строительства предприятий, а уже в период эксплуатации проект СЗЗ с заключением должен быть у всех. Кроме того, подобное требование содержится в СанПиН 2.1.6.1032-01.

ПРИМЕР

В практике автора был случай, когда эксперт высказал требование о том, чтобы проект расчетной СЗЗ подавался на рассмотрение совместно с проектом ПДВ, чтобы инвентаризация источников выбросов совпадала в обоих проектах. Насколько подобное требование закономерно, не может прямо ответить ни один нормативный акт федерального уровня. Получается, что каждые 5 лет предприятию нужно не только разрабатывать и утверждать нормативы ПДВ, но и тратить деньги на разработку проекта СЗЗ с последующим дорогостоящим проведением лабораторных исследований для утверждения окончательных границ СЗЗ.

Отметим, что в приведенной ранее выдержке из СанПиН 2.1.6.1032-01 о составе материалов для экспертизы проекта ПДВ нет проекта СЗЗ или заключения на него. Таким образом, вам остается лишь выбрать — спорить с экспертом или согласиться с его доводами.

Очень внимательно относятся эксперты к предприятиям, находящимся по соседству с тем предприятием, чей проект ПДВ рассматривается, особенно если предприятия-«соседи» задействованы в той же отрасли. Это дает экспертам полное право (со ссылкой на требования СанПиН 2.1.6.1032-01) требовать учитывать в проекте ПДВ выбросы от соседних объектов со схожей деятельностью. При этом нередко речь идет не только о проведении сводного расчета рассеивания веществ от всех предприятий, но и об обосновании границ единой СЗЗ для таких групп предприятий и совместном проведении природоохранных мероприятий по снижению выбросов вредных веществ, если таковые потребуются.

Подобные замечания от экспертов вы также можете получить, если ваше предприятие непищевой промышленности попадает в границы СЗЗ предприятия пищевой или фармацевтической отрасли или, наоборот, вы являетесь «пищевиком», а рядом находится производственное предприятие иной отрасли. В данном случае эксперт сошлется на требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

5.4. В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

При этом четкие критерии этого взаимного негативного воздействия нигде не установлены, поэтому санитарные врачи просто запрещают размещать пищевые предприятия рядом с промышленными.

Например, в некоторых регионах принято считать таким критерием непревышение на границах ориентировочной или расчетной СЗЗ пищевого предприятия концентраций веществ в 0,1 ПДК.

Если ваше предприятие оказалось в подобной ситуации, остается только попытаться договориться с предприятием-«соседом» о создании таких границ СЗЗ, чтобы они не накладывались друг на друга (например, расчетным и инструментальным методом можно подтвердить сокращение СЗЗ у пищевого и непищевого предприятия ).

В списке материалов, представляемых эксперту для рассмотрения, значится способ учета фоновых концентраций. Учет фоновых концентраций проводится на основе данных о фоновом загрязнении атмосферного воздуха района расположения предприятия, предоставляемых Росгидрометом по запросу. Замечания экспертов, касающиеся данного пункта, чаще всего заключаются в следующем:

  • перечень веществ, информация о фоновых концентрациях которых представлена эксперту, неполный и/или не включает некоторые из веществ, выбрасываемых вашим предприятием, особенно если их приземные концентрации достаточно высокие или вещества специфичны для вашего производства;
  • в представленных Росгидрометом данных уже учтен выброс от вашего предприятия и по этой причине вам необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновые концентрации. Подобное замечание появляется очень редко вследствие полной незаинтересованности в этом экспертов. Скорее, об этом нужно помнить самому разработчику документации и экологической службе предприятия, чтобы не учесть выбросы от производства дважды и не получить в результате превышение норм ПДК;
  • срок действия представленной справки Росгидромета закончился. К данному вопросу нужно отнестись внимательно. Согласно РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» обязательная корректировка расчетных значений фоновых концентраций проводится раз в 5 лет. Отметим, что в регионе профессиональной деятельности автора все эксперты уверены, что фоновая справка действует не больше 3 лет. Более того, в последнее время Росгидромет выдает справки с пометкой о сроке действия в течение года или двух лет, что в соответствии с упомянутым РД означает, что через этот промежуток времени фон будет пересчитан. Также можно привести пример «экстремального» случая, когда предприятию в октябре была выдана справка со сроком действия до конца текущего года, т.е. на 3 месяца. Главным в этой ситуации было успеть согласовать проект ПДВ за такой небольшой срок.

Мы привели перечень некоторых возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе проведения экспертизы проекта ПДВ. Похожие проблемы могут иметь место и при получении предприятием положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ на основании экспертного заключения в Роспотребнадзоре. Уточним, что в разных регионах ситуация различается. Например, в регионе профессиональной деятельности автора экспертизу проводит ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», а Роспотребнадзор на основе экспертизы без вопросов выдает положительное заключение, так сказать автоматически. Однако в других регионах Роспотребнадзор вполне может выдвинуть свои замечания и забраковать экспертное заключение.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПРИРОДНАДЗОРА

Получив положительное санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключения, вы должны направить проект ПДВ на согласование в местный орган Росприроднадзора , где инспектор будет рассматривать проект уже с несколько иных позиций. Сразу оговоримся, что конкретные пункты, по которым идет рассмотрение проекта, нигде официально не установлены, однако, исходя из практики, автор может предложить общие критерии:

  • правильность и обоснованность расчетов максимально разовых и валовых выбросов предприятий в соответствии с утвержденными методиками, нормативными актами и пособиями. Здесь тоже наблюдается целый ряд различий по разным регионам страны;

Например, в регионе профессиональной деятельности автора инспекторы считают правильными только расчеты, выполненные по методикам, входящим в перечень утвержденных ОАО «НИИ Атмосфера» на текущий год, тогда как в иных регионах вышеупомянутое учреждение подобной властью не обладает — критериями выбора правильной методики здесь являются только здравый смысл инспектора и его пожелания. Другой пример — использование в расчетах рекомендаций из Методического пособия 2012: если в одних регионах данное пособие является настольной книгой разработчика и инспектора, то в других рекомендации пособия считаются только рекомендациями и при желании могут быть оспорены.

  • правильность проведения инвентаризации источников выбросов . Несмотря на то что официально за инвентаризацию несет ответственность руководитель предприятия и раздел инвентаризации ни с кем больше не согласовывается, инспектор может предъявить целый ряд замечаний по поводу стилизации источников выбросов, соответствия проведенных натурных замеров установленным требованиям (при их наличии) и т.п.;
  • достоверность информации о газоочистных установках, наличие всей необходимой документации на данные установки, их соответствие экологическим нормам и требованиям . Одно из популярных замечаний — отсутствие у предприятия разработанного и утвержденного Росприроднадзором паспорта на газоочистное оборудование;
  • соответствие проекта ПДВ требованиям Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденных Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 (далее — Рекомендации-1987). Данные рекомендации являются на сегодняшний единственным документом, обладающим статусом нормативно-правового акта в части разработки и оформления проекта ПДВ. Хотя многие разработчики и эксперты опираются в этом вопросе на Методическое пособие 2012, данный документ не станет вашим аргументом в случае спорных вопросов в оформлении проекта ПДВ.

КСТАТИ

Автор уже сталкивалась с официальными замечаниями следующего содержания: «Проект ПДВ оформлен по устаревшим рекомендациям Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2005), тогда как уже издано Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012)». Таким образом, о Рекомендациях-1987 даже речи не идет.

ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Разрешение на выбросы предприятие может получить в Росприроднадзоре, если оно входит в список объектов федерального экологического контроля , либо в местном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Во втором случае сотрудники местного комитета или министерства могут выдвинуть свои замечания к проекту ПДВ, который подается им для получения организацией разрешения на выбросы. Основная проблема состоит в том, что регламенты работы таких организаций разрабатываются на местном уровне, поэтому при получении разрешения на выбросы вы можете получить неожиданные для вас замечания, иногда даже противоречащие требованиям законодательства. Если в ответ на замечания Роспотребнадзора и Росприроднадзора в судебном разбирательстве можно апеллировать к требованиям нормативных актов, то опровергнуть замечания местных экспертов, как правило, очень сложно.

Например, в регионе профессиональной деятельности автора местный комитет вообще не имеет регламента работы (не успели разработать и согласовать), что не мешает сотрудникам данной организации предъявлять к попадающим к ним в руки проектам ПДВ самые абсурдные требования.

Подчеркнем при этом, что ни в одном нормативном акте не прописано, что при выдаче разрешения на выбросы местные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды имеют право проводить какую-либо экспертизу представленной документации. Но если замечания выдвигаются, предприятия вынуждены эти требования исполнять, иначе последний шаг в разработке нормативов ПДВ — получение разрешения на выбросы — так и не будет сделан.

Об установлении СЗЗ см.: Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79.

О проведении расчета рассеивания в УПРЗА см.: Ламихова М. Расчет загрязнения атмосферного воздуха в специализированных программах // Справочник эколога. 2013. № 12. С. 85–98.

О процедуре сокращения СЗЗ см.: Леонов А. Сокращение санитарно-защитной зоны // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 43–51.

О проблемах при согласовании проекта ПДВ см.:

– Черемохина Е. Отказ в согласовании проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 53–54;

– Черемохина Е. Утверждение проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 37–38.

Об эксплуатации газоочистных установок в соответствии с требованиями законодательства см.: Лаврухина О.Н. Эксплуатация установок очистки газа // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 20–26.

Об объектах федерального экологического контроля см.: Черемохина Е. Объекты федерального государственного экологического контроля // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 50–51.

С 1 января 2019 года отменены проекты нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). С этого времени установление нормативов выбросов является обязательным не для всех предприятий, а только для тех, кто имеет объекты негативного воздействия I категории согласно критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029, либо для II категории, пожелавшей получить комплексное экологическое разрешение.

  1. Общая информация об изменениях
  2. Содержание отчета инвентаризации источников выбросов
  3. Как заполнять таблицы инвентаризации источников выбросов?
  4. Документирование результатов инструментального определения показателей выбросов
  5. Параметры для расчета рассеивания выбросов

Общая информация об изменениях

С отменой ПДВ воздухоохранная деятельность не исчезла, а лишь приняла новые формы. Для всех предприятий, имеющих в собственности стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, по-прежнему обязательным остается проведение инвентаризации источников выбросов. Это является базовой работой для дальнейшего производственного экологического контроля и отчетности.

Теперь инвентаризация и ее корректировка проводится в соответствии с порядком, утвержденным Минприроды. Данный порядок содержится в Приказе № 352 от 07.08.2018, который вступает в силу 26 апреля 2019 года. Результаты инвентаризации теперь используются не для проектов ПДВ, а для других видов работ, как например, постановка объекта негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет, составление программы ПЭК, планов при НМУ, а также для составления новых видов разрешительных документов, таких как заявка на получение комплексного экологического разрешения или декларация о воздействии на окружающую среду.

Содержание отчета инвентаризации источников выбросов

Сравним состав отчета по инвентаризации, выполненного согласно инструкции, и состав отчета, выполненного по приказу № 352:

Инструкция 1990 г.

Приказ № 352

раздел I «Источники выделения загрязняющих веществ”

раздел II «Характеристика источников загрязнения атмосферы”

раздел III «Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок” (ГОУ)

раздел IV «Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация”

раздел V «Выбросы автотранспорта предприятия”

N Перечень основных разделов отчета по инвентаризации выбросов

1 Титульный лист

2 Сведения о разработчике и список исполнителей

3 Содержание, введение

4 Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ

5 Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ

6 Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) с ИЗАВ

7 Характеристики ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая:

7.1. Источники выделения загрязняющих веществ

7.2. Источники выбросов загрязняющих веществ

7.3. Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации

7.4. Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация (в целом по объекту ОНВ).

8 Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива.

9 Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси, расчетов показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений

10 Документирование характеристик нестационарности выбросов

11 Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации выбросов и составления отчета

12 Иные материалы, которые разработчик считает необходимым приложить

Заказать отчёт по инвентаризации

Если сравнить структуру отчета со структурой, приводимой в Методическом пособии 2012 года, то найдется большое количество совпадений, что приводит к мысли, что приказ № 352 имеет в основе положения данного пособия. Новая структура является не простым сводом основных таблиц, а отдельным документом, описывающим объект негативного воздействия, технологические процессы, источники выделения и выброса. Приведем примеры заполнения таблиц по новым образцам из приказа № 352.

Как заполнять таблицы инвентаризации источников выбросов?

В ходе инвентаризации необходимо определить и задокументировать количественные и качественные показатели выбросов ЗВ от стационарных источников выбросов. При этом должны быть выявлены, учтены и проанализированы изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества. Это называется нестационарностью выбросов. Для учета нестационарности заполняются табличные формы приложения 1 к приказу.

Штрафы по выбросам

Приведем пример нестационарности выбросов от оборудования инструментального цеха. В цехе идет первичная обработка кромок деталей перед дальнейшей сваркой на сварочном посту. Подготовку кромок под сварку выполняют на строгальных станках. Одновременно станки и сварка не эксплуатируются.

Таблица N 1.1

Таблица N 1.1
Режимы работы ИЗАВ и их временные характеристики при нестационарности выбросов

N ИЗАВ Источник выделения (ИВ) N (код) режима ИЗАВ (присваивается в зависимости от времени работы ИВ, одинаков для одновременно работающих ИЗАВ)
Номер ИВ Наименование ИВ Описание режима работы ИВ Время работы ИВ на конкретном режиме за период времени
1 2 3 4 5 6
Инструментальный цех

Обособленная территория объекта ОНВ, номер и наименование цеха, участка

0001 1 Строгальные станки 1 этап – производится первичная обработка кромок деталей на станках 2 часа 1
2 Сварочный пост 2 этап – после обработки кромок детали свариваются 2 часа 2

Таблицы N 1.2 и N 1.3 заполняются для более детального учета нестационарности выбросов для объектов ОНВ с существенными изменениями работы ИВ и ИЗАВ. Расчеты величин выбросов сопровождаются обоснованиями и пояснениями о факторах, которыми обусловлена нестационарность выбросов.

Таблица N 1.2

Таблица N 1.2
Характеристика одновременности работы оборудования при нестационарных выбросах

Наименование цеха Источники выделения (выброса) Коэффициент одновременности загрузки оборудования К0, определяется как отношение значений в графе 5 к значениям в графе 4 (графа 5 / графа 4) Номер ИЗАВ
N наименование Количество
всего в том числе одновременно работающих
1 2 3 4 5 6 7
Инструментальный цех 1 Строгальные станки 3 1 0,333 0001
2 Сварочный пост 1 1 1

Таблица N 1.3

Таблица № 1.3 заполняется по крупным однотипным технологическим процессам, установкам, имеющим ряд технологических стадий или предприятию в целом. Следует отметить, что данная таблица почти полностью скопирована из Методического пособия 2012 года, в котором она носит номер 6.3. Дело в том, что в пособии дается пример заполнения данной таблицы для многостадийной работы вагранок плавки чугуна, соответственно, и загрязняющие вещества (оксид углерода, диоксид азота и т.д.) берутся в примере согласно перечню веществ, выделяющихся в ходе этого производственного процесса.

В новом же приказе перечень веществ остался от приведенного в пособии примера, тогда как остальные данные из примера удалены. Естественно, при заполнении данной таблицы по любому многостадийному процессу, отличному от работы вагранок, нужно будет указывать показатели для соответствующих тому или иному процессу загрязняющих веществ. Поэтому в данной статье мы берём на себя смелость удалить все вещества и лишние строки из образца таблицы 1.3 и заполнить их по своему усмотрению.

Для примера многостадийного процесса возьмем нанесение порошковой краски на линии порошковой окраски. Источник выброса – вентиляционная труба. Выделяется три основных стадии: подготовка изделий, нанесение покрытий и заделка следов приспособлений. Распыление производится электростатическим методом. На очищенное металлическое изделие напыляется порошковая краска. Далее изделие с нанесенной порошковой краской переносится в камеру полимеризации для «запекания» краски.

Таблица N 1.3
Учет нестационарности выбросов

После определения нестационарности источников выброса заполняются таблицы, характеризующие показатели выбросов. Результаты инструментальных измерений документируются в виде таблиц приложения № 2 к приказу с приложением расчетов, актов отборов проб и протоколов. В таблице № 2.1 приводятся наименования, включенные в ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений”, а также в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р.

Главное о новом порядке инвентаризации

Для заполнения таблицы 2.1 используем следующий пример. На объекте ОНВ «Склад» осуществляется хранение инструмента и расходных материалов (метизов). При работе на складе используются погрузчики со щелочными аккумуляторами, при зарядке которых выделяется гидроксид натрия. Проведен ряд измерений концентрации вещества в ходе зарядки АКБ погрузчиков.

G = 0,0688*0,004*10-3 = 0,0000002752 г/с
Для заполнения графы 13 таблицы вычисляем среднее арифметическое результатов трех измерений.

Документирование результатов инструментального определения показателей выбросов

Таблица N 2.1

Таблица N 2.1 Склад

наименование объекта ОНВ

Результаты выявления источников выделения и выброса, определения их характеристик, показателей качественного и количественного состава выбросов документируются в виде таблиц приложения № 3. Данные об источниках выделения загрязняющих веществ приводятся в таблице № 3.1, данные об источниках выбросов загрязняющих веществ – в таблице №3.2. При заполнении таблицы 3.1 вернемся к примеру процесса порошковой окраски для демонстрации заполнения таблицы с учётом нестационарности.

Таблица 3.2 учитывает данные о разных режимах и стадиях на каждом источнике выброса, заполним ее на примере процесса порошкового окрашивания, рассмотренного нами выше. Плотность газа, согласно Методическому пособию по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, СПб, НИИ Атмосфера, 2012 г., при нормальных условиях принимается равной 1,29 кг/м3.

Другие нововведения в экологической отчетности

Параметры для расчета рассеивания выбросов

Для описания области поступления ЗВ в атмосферный воздух, имеющей произвольную форму, в том числе от линейных, площадных, трехмерных, объемных ИЗАВ, дополнительно указываются параметры (координаты, размеры), которые необходимы для расчета рассеивания выбросов. Для источников, ось устья которых отклоняется от вертикали, заполняется таблица № 3.4, для установок факельного горения – таблица № 3.5, для газоочистных установок – таблица № 3.6.

Таблица N 3.4

Таблица N 3.4
Для ИЗАВ, ось устья которых отклоняется от вертикали

N ИЗАВ Тип ИЗАВ Наименование ИЗАВ Координаты вершин многоугольника, описывающего источник выбросов

(X1; Y1) … (Xn; Yn), м

Площадь многоугольника, м2
1 2 3 4 5
6001 неорганизованный открытый склад щебня 125; 1000

132; 1020

133; 1020

139; 1015

139; 1010

130; 1005

130; 1000

127,5

Таблица N 3.4
Для ИЗАВ, ось устья которых отклоняется от вертикали

N ИЗАВ Тип ИЗАВ Наименование ИЗАВ Угол отклонения оси устья источника от вертикали, градус Направление отклонения (азимут) оси источника, градус

(угол между направлением от основания источника на север и горизонтальной проекцией оси устья источника)

1 2 3 4 5
0005 организованный вентиляционная труба 18 26

Таблица N 3.5

Следующая таблица № 3.5 необходима, если на объекте присутствуют источники факельного горения. В новых методах расчёта рассеивания приведены формулы для расчета выбросов от источников факельного горения, которые при соблюдении ряда условий заменяются на виртуальные источники выброса (Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273, раздел XII). Для расчета рассеивания от такого источника нужно учитывать тепловую мощность, вычисленную с учетом неполноты сгорания топлива, часть тепловой мощности, затрачиваемую на излучение, плотность и удельную теплоемкость атмосферного воздуха при постоянном давлении. Данные о факельных установках будет нужно изыскать в документации изготовителя.

Таблица N 3.5
Для ИЗАВ в случае факельного горения

N ИЗАВ Тип, ИЗАВ Наименование ИЗАВ Тепловая мощность ИВ, вычисленная с учетом неполноты сгорания топлива, Вт Часть тепловой мощности ИВ, затрачиваемая на излучение
1 2 3 4 5
0010 организованный факел сжигания попутного газа 8200000 0,29

Таблица N 3.6

Заполним таблицу 3.6 для ГОУ на примере инструментального цеха, оборудованного строгальными станками. На вентиляционной трубе, к которой присоединён местный отсос от строгальных станков, установлен циклон для улавливания пыли древесной. Сведения о ГОУ заполняются согласно Приказу Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа”.

Таблица N 3.6
Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации

Таблица N 3.7

В таблицу № 3.7 вносятся сведения о суммарных выбросах ЗВ в целом по объекту ОНВ, их очистке и утилизации. Заполним ее на примере очистки выбросов пыли древесной в цехе обработки древесины на строгальных станках, рассмотренных выше. Рассчитываем итоговые выбросы исходя из фактической эффективности очистки циклона, равной 95%. Допустим, что пыль древесная утилизируется на 100%, например, используется для производства топливных гранул.

Таблица N 3.7
Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух, их очистка и утилизация (в целом по объекту ОНВ), т/год

Наша компания готова провести инвентаризацию выбросов на Вашем предприятии. Команда специалистов «ЭкоПромЦентра» умеет погрузиться в любую из сфер производства и не только выполнить проект качественно и в срок, но и проконсультировать Вас по любым вопросам.

Оставить заявку