Инвестиционная деятельность осуществляемая в форме капитальных вложений

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы.

Главным критерием, отличающим капитальные вложения от других видов инвестиций, является направление вложения – в основной капитал.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящиеся в частной, государственной или смешанной собственности. Таким образом, объектом капитальных вложений может быть как движимое, так и недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительство. Отдельные виды имущества, например ценные бумаги, имущественные права, исходя из своей правовой природы не могут быть объектами капитальных вложений.

Перечень субъектов инвестиционной деятельности, приводимый в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, является открытым. К их числу Закон относит инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей.

Инвестор – главный участник инвестиционных отношений; он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение относительно организационных форм инвестирования: проводит торги или на иных началах привлекает заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков; разрабатывает существенные условия предпринимательских до-i говоров, регулирующих процесс строительства.

Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, а также субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.

Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов.

Подрядчики – физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками.

Пользователи объектов капитальных вложений – это те, для которых создаются указанные объекты, в том числе физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, организации и граждане, международные объединения и организации.

Участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, возможно в двух формах: посредством создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности.

Участие муниципальных образований в инвестиционной деятельности аналогично государственному и отличается характерной для них компетенцией и регионом осуществления инвестиционных программ.

Правовые формы реализации инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений: договор строительного подряда, инвестиционные договоры, учредительные договоры, договоры на участие в строительстве, соглашения о разделе продукции, государственные контракты, договоры лизинга.

Итак, надеюсь уроки данного обучающего курса, не слишком нудные.

Прошлый урок был посвящен архиважной теме для любого инвестора: «Что такое инвестиции?» Но сейчас вас ждет не менее интересный урок на тему: поставщики и потребители капитала.

Для комплексного понимания процесса инвестирования необходимо изучить отношения между поставщиками и потребителями капитала или, проще говоря, между кредитором и заемщиком капитала, то есть увидеть движения капитала, которые стоят за различными операциями в финансовом мире.

План статьи:

  • Кто такой поставщик капитала?
  • Основные цели поставщика капитала
  • Кто такой потребитель капитала?
  • Основные цели потребителя капитала
  • Вывод

Кто такой поставщик капитала?

Поставщик капитала — это кредитор (инвестор). Он совершает передачу определенного капитала в свою очередь потребителю капитала на определенных условиях.

В качестве кредитора могут выступать физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели и государство.

Физические лица

Физические лица — главные поставщики капитала в любой стране. Итак, в контексте этого урока это гражданин РФ (или другой страны) у которого есть определенный избыток денежных средств. Этот избыток капитала он инвестирует в различные активы. Конечно, исключением является безвозмездная поставка капитала (передача денег в долг под нулевую процентную ставку).

Юридические лица

Юридические лица — организации (компания), которые инвестируют средства в различные активы. Так же, как и в случае с физлицами это могут быть вложения в акции, облигации, недвижимость, а также свойственное только владельцам бизнеса реинвестирование прибыли в его развитие.

Возьмем самый простой пример – банк. Поставка капитала будет заключаться в кредитовании как физических, так и юридических лиц. Потребителями капитала как вы понимаете, будут лица, получившие кредит.

В случае с ПИФами (паевыми инвестиционными фондами) — это приобретение широкого спектра ценных бумаг различных компаний. В соответствии с определением, приведенным выше ПИФ, а вместе с ним и частные инвесторы, вложившиеся в них, являются поставщиками капитала, так как они поставляют капитал разным компаниям (в зависимости от стратегии ПИФ). В случае с акциями это кредитование организаций путем участия в их прибылях и убытках. А в случае с облигациями это предоставление кредита по определенной ставке (если говорить упрощенно). Ну а потребителями капитала будут компании получившие займы.

Государство

Государство в качестве поставщика капитала выступает в случаях финансирования города, области, отдельной компании, целой отрасли. Как вы понимаете, в таких случаях государство предоставляет средства вышеперечисленным лицам с определенными целями. Это может быть финансирование, направленное на развитие определенных отраслей экономики, социальная поддержка граждан, предоставление льгот для малого и среднего бизнеса и др. Такие инвестиции государство осуществляет с помощью специальных фондов, ведомств и т.д.

Также государство может быть поставщиком капитала для его кредиторов в момент погашения части долговых обязательств. Случаев, когда государство выступает в качестве поставщика капитала великое множество, поэтому рассматривать каждый случай просто бессмысленно. Двигаемся далее.

Основные цели поставщика капитала

Итак, поставщик капитала осуществляет вложение средств куда-либо с целью приумножения капитала, на условиях, которые приемлемы как для поставщика, так и для потребителя капитала. Естественно, поставщик капитала всегда стремиться получить максимальную выгоду от своих вложений.

Кто такой потребитель капитала?

Потребитель капитала — это заемщик, то есть лицо, нуждающееся в капитале по определенным причинам. В качестве заемщика (потребителя) капитала могут выступать опять же: физические юридические лица ИП и государство.

Физические лица

Наверно самый простой пример — заимствование средств у родственников или знакомых. Потребителем физическое лицо является также в случае займа средств, например, у банка, под определенные цели. Это может быть что угодно: покупка недвижимости, машины оплаты образования, расходы на отдых и т.д.

Юридические лица

Компаниям может понадобиться капитал по разным причинам. К примеру, расширение бизнеса, недостаточность собственных средств для осуществления какого-либо проекта, или же покрытие текущих расходов и др.

Разными могут быть и способы займа капитала. Это может быть выпуск облигаций, акций, банковское кредитование. В конечном итоге компания выбирает тот способ привлечение средств, который экономически целесообразен в конкретной финансовой ситуации.

Государство

Главный потребитель капитала в экономике любой страны. Источников для нормального функционирования и развития государства три.

  1. Cбор налогов с населения страны.
  2. Заимствование средств, как на внутреннем, так и на международных рынках. Такие заимствования осуществляются путем выпуска государственных облигаций.
  3. Продажа государственной собственности. Такая деятельность государства называется приватизацией.

Иногда поступления из этих источников недостаточны для выполнения обязательств перед гражданами в полной мере. Именно в таких ситуациях государство прибегает к заимствованиям на внутреннем и внешних рынках. Как вы понимаете в таких случаях государство становиться потребителем капитала. Конечно, бывают ситуации, когда государство финансирует дефицит бюджета путем денежной эмиссии. Но постоянная денежная эмиссия в существенных размерах — это прямой путь к неконтролируемой инфляции. Поэтому государство не так часто прибегает к таким методам финансирования дефицита бюджета страны.

Основные цели потребителя капитала

Главной целью потребителя капитала является получение необходимых средств на наиболее выгодных для него условиях.

Естественно, в ходе перемещения капитала от одного участника рынка к другому всегда происходит конфликт интересов, когда потребители хотят получить капитал как можно дешевле, а поставщик капитала хочет предложить его как можно дороже. Но рыночные отношения всегда способствуют достижению максимально выгодных условий при проведении сделок.

Вывод

Итак, сегодня я постарался разъяснить достаточно важную тему.
Ведь для каждого инвестора важно приумножать свой капитал. Это можно делать без понимания элементарных процессов, происходящих с капиталом. Но как мне кажется это не серьезный подход. К тому же есть риск из-за нехватки знаний наткнуться на какой-либо вид мошенничества.

В общем, это фундаментальные знания, которые нужно закладывать в самом начале для успешной инвестиционной деятельности в будущем.

Термин «инвестиции» стал широко использоваться в Российской Федера­ции после перехода на путь рыночных реформ. Это более широкое и емкое по­нятие, чем понятие «капитальные вложения».

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Фе­дерации, осуществляемой в форме капитальных вложений>> от 25.02.1999 N 39-ФЗ определяет инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное иму­щество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятель­ности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффек­та. В федеральном законе определены следующие понятия в связи с инвестиционной деятельностью:

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и осуществле­ние практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал ( основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобрете­ние оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объемами сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необхо­димая проектная документация, разработанная в соответствии с законодатель­ством РФ и с утвержденными в законном порядке регламентами (стандартами, нормами, правилами), а также описание практических действий по осуществ­лению инвестиций (бизнес-план).

Инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных, при­влеченных средств на создание и воспроизводство основных фондов в форме капитальных вложений (по Федеральному закону), могут быть:

— органы уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

— организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

— международные организации, иностранные юридические лица;

— физические лица (граждане РФ и иностранные граждане).

Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реа­лизацию инвестиционных проектов по строительству. ­

Источниками финансирования инвестиций могут быть:

— собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные финансовые резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накоп­ления и сбережения граждан и юридических лиц);

— средства, выплачиваемые органами страхования для возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий;

— заемные финансовые средства инвестора или переданные им средства (облигационные займы и др.);

— привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, граждан, юридиче­ских лиц);

— финансовые средства, централизуемые объединениями (союзами) пред­приятий в установленном порядке;

— средства внебюджетных фондов;

— средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной и возвратной основе;

— средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

— средства иностранных инвесторов.

В состав инвестиций могут включаться:

— денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи, доли в уставных капиталах организаций, ценные бумаги, кре­диты, займы и т. п.);

— остаточная стоимость имущества (здания, сооружения, машины, обору­дование, приборы, инструменты и т. п.);

— стоимость права использования земли;

— имущественные права, которые могут быть оценены денежным эквивалентом (лицензии, патенты, товарные знают, сертификаты, свидетельства на модели средств труда и т. п.).

Инвестиции подразделяются на:

— капиталообразующие (прямые инвестиции), обеспечивающие создание и воспроизводство основных средств движимого и недвижимого имущества;

— портфельные, т. е. средства, помещаемые в финансовые активы. Инвестиционно-строительный процесс включает в себя объекты и субъекты деятельности.

Объектами в инвестиционно-строительной деятельности выступают:

— денежные вклады;

— ценные бумаги;

— имущественные права и права интеллектуальной собственности;

— научно-техническая продукция и другие объекты собственности;

— производство различных видов продукции без ввода в эксплуатацию новых средств труда;

— комплексы строящихся и реконструируемых объектов;

— строящиеся здания и сооружения;

— имущественная часть вновь создаваемой организации как нового юридического лица.

Субъектами (участниками) инвестиционно-строительной деятельности выступают: инвестор, заказчик и застройщик, подрядчик и проектировщик, банковские, страховые и посреднические организации, поставщики строймате­риалов и оборудования, а также пользователи объектов инвестиционной дея­тельности.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установлен­ные законом нормы и регламенты, требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

Основным правовым документом, регулирующим производственно ­хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятель­ности, является договор (контракт) между ними.

Участники инвестиционного процесса, выполняющие оговоренные дого­вором виды работ и услуг, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления данного вида деятельности.

Инвестор — это субъект инвестиционной деятельности, юридическое или физическое лицо, осуществляющее из собственных, привлеченных или заем­ных имущественных, финансовых, интеллектуальных и других средств финан­сирование строительного проекта на территории РФ и обеспечивающее их це­левое использование. Инвестор имеет юридические права на полное распоря­жение результатами инвестиций. Инвестор самостоятельно определяет сферу приложения инвестиций, разрабатывает условия контрактов на строительство объекта, принимает решение относительно организационных форм строитель­ства в целях выбора проектировщика, подрядчика, поставщиков путем объяв­ления торгов или частных предложений, осуществляет финансово-кредитные отношения с участниками инвестиционного процесса. Инвестор может высту­пать в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции, а также выполнять функции заказчика-застройщика. Инвестор по договору предоставля­ет право распоряжаться выделенный государственными институции: заказчи­ку-застройщику, государственному заказчику, заказчику, или застройщику.

Застройщик — это в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, ка­питальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строи­тельства, реконструкции, капитального ремонта.

Он распоряжается денежными средствами инвестора (инвесторов), переда­ваемыми для финансирования строительства производственных объектов, жи­лых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства; имеет почтовый адрес, счет в банке и печать со своим наименованием.

Застройщик — лицо, которое организует строительство, реконструкцию и ремонт жилых домов (с комплексом инженерной и социальной инфраструкту­ры или без него), в том числе для собственного проживания, предоставления в наём, аренду, либо для продажи. По определению ФЗ «О товариществах собст­венников жилья>> от 24 мая 1996 г. застройщик — это любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, либо группа лиц, действующих совместно, которые приобретают, строят или реконструируют недвижимое имущество с целью соз­дания консилиума и передачи прав собственности на помещения в нем раз­личным домовладельцам.

Заказчик-застройщик на конкурсной основе, как правило, через подрядные торги, поручает реализацию выделенных инвестором бюджетных средств на строительство объекта (по утвержденной целевой программе) организации подрядчика на условиях, определяемых договором подряда на строительство. Заказчик-застройщик осуществляет следующие функции:

— выдает исходные данные для разработки проектной документации;

— размещает заказ на разработку всей необходимой для строительства объекта документации;

— проводит ее согласование в установленном порядке;

— осуществляет поиск подрядчиков, заключает договора подряда на разработку документации и выполнение всего комплекса строительных, монтаж­ных и пусконаладочных работ, поставку оборудования и материалов;

— осуществляет приемку, учет, надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов, передачу их в монтаж;

— выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки;

— осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве СМР, приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию;

— обеспечивает рациональное и экономное расходование выделенных на строительство средств, своевременно осуществляет платежи за материалы, оборудование, выполненные работы и т. д.;

— принимает меры к сокращению сроков строительства.

В частности, при финансировании объектов строительства из внебюджет­ных источников субъектами инвестиционной деятельности могут отдельно вы­ступать как заказчик, так и застройщик. Заказчик-застройщик также может вы­полнять функции государственного заказчика.

Заказчик — это субъект инвестиционной деятельности, уполномоченный на то инвесторами, юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализа­цию инвестиционных проектов, имеющее финансовые средства и представив­шее по требованию подрядчика поручительство о своей платежеспособности. Заказчик может передать право управления договором подряда другому юри­дическому или физическому лицу (специализирующемуся на выполнении та­кого вида работ), которое является доверенным лицом заказчика, действует от его имени и представляет его интересы в течение всего инвестиционного цик­ла. Обязательствами заказчика являются: своевременная передача подрядчику пригодной для производства работ строительной площадки, документов об от­воде земельного участка под строительство, своевременная передача проектной документации на выполнение работ в соответствии с требованиями техниче­ских регламентов, утвержденной в установленном порядке, своевременная оп­лата выполненных подрядчиком работ в соответствии с договором.

Государственный заказчик — государственный орган, обладающий необ­ходимыми инвестиционными ресурсами, или организация независимо от форм собственности (служба заказчика), наделенная соответствующим государст­венным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресур­сами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвестиционного проекта.

Государственным заказчиком может быть юридическое лицо любой орга­низационной и правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке на территории РФ, или структурное подразделение инвестора, наделенное не­обходимыми полномочиями для выполнения возложенных на него функций.

В сферу деятельности государственного заказчика включаются строитель­ство новых объектов, реконструкция, расширение, техническое перевооруже­ние действующих предприятий и сооружений, капитальный ремонт.

Взаимоотношения между заказчиком и другими субъектами инвестицион­ной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственно­го контракта, заключенного между сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Технический заказчик обладает следующими основными признаками:

— является физическим лицом, действующим на профессиональной основе, или юридическим лицом;

— имеет полномочия от застройщика;

— заключает договоры от имени застройщика.

Технический заказчик осуществляет следующие функции:

— заключает договоры от имени застройщика о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконст­рукции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

— подготавливает задание на выполнение работ;

— представляет лицам, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства материалы и доку­менты, необходимые для выполнения работ;

— утверждает проектную документацию;

— подписывает документы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию;

— осуществляет иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом.

Функции технического заказчика могут осуществляться застройщиком са­мостоятельно.

Подрядчик (генеральный подрядчик) есть физическое и юридическое лицо (организация, фирма), которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строитель­ство. Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора фи­зическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям законодатель­ства, предусмотренным частью 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

Он выполняет по договору подряда на капитальное строительство (под­рядный контракт) обязательство по строительству объектов, монтаж и наладку технологического оборудования и прочие связанные с ними работы и услуги.

Генеральный подрядчик с согласия заказчика может привлекать к выполнению своих обязательств отечественные и иностранные фирмы, оставаясь при этом ответственным лицом за выполнение работ субподрядчиками. Генеральный подрядчик участвует в сдаче заказчику объекта в целом. Для выполнения дого­вора подряда генеральный подрядчик обязуется:

— выполнять все работы в объеме и в сроки, предусмотренные в договоре;

— производить работы в полном соответствии с проектной документацией, сметами, рабочей документацией и требованиями технического регламента;

— поставлять на строительную площадку необходимые материалы, обо­рудование, изделия, конструкции, строительную технику, за исключением ма­териалов и оборудования, поставляемых заказчиком;

— возводить собственными силами и средствами на территории строи­тельной площадки все временные сооружения для хранения материалов и вы­полнения работ по договору;

— информировать заказчика о заключении договоров подряда с субподряд­чиками с указанием предмета договора, наименования и адреса субподрядчика;

— нести ответственность перед заказчиком за надлежащее исполнение ра­бот субподрядчиками, за координацию их деятельности;

— обеспечивать на строительной площадке необходимые мероприятия по технике безопасности, охране окружающей среды, охране зеленых насаждений и земли во время проведения работ, а также установить освещение;

— согласовывать с органами государственного надзора порядок ведения работ на объекте и обеспечивать соблюдение его на строительной площадке;

— осуществлять охрану строящегося объекта, страхование строительных рисков;

— в установленный срок со дня подписания акта о приемке завершенного строительного объекта вывезти за пределы строительной площадки, принадле­жащие ему строительные машины и оборудование, транспортные средства, ин­струменты, приборы, инвентарь, оставшиеся строительные материалы, изде­лия, конструкции, временные здания и сооружения и другое имущество, а так­же строительный мусор в места, указанные заказчиком.

Проектировщик (генеральный проектировщик) — это физические или юри­дические лица, которые соответствуют требованиям законодательства Россий­ской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно­строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проектной документации). Лицами, осуществляющими подготовку ПД, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или за­казчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям законодательства (ст. 57 Градостроительного кодекса РФ). Он несет полную ответственность за качество ПД, технико-экономические показатели объекта строительства, правильность выполнения подрядной организацией проектных решений; осуществляет авторский надзор за соблюдением проектных решений.

Пользователи объектов капитальных вложений — это физические и юри­дические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, ор­ганы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты, в том числе и инвесторы.

В инвестиционном процессе создания строительного объекта участвуют несколько независимых организаций, имеющих разные цели и задачи в дости­жении экономического эффекта. Основной целевой задачей инвестора и заказ­чика является строительство объекта и ввод его в эксплуатацию при мини­мальных капитальных вложениях в наиболее короткие сроки в целях получе­ния в дальнейшем дохода.

Основной целевой задачей подрядчика является максимум рентабельных работ за счет увеличения расценок на СМР (удорожания строительства) или за счет технического прогресса. Первый путь более легкий, но он находится в противоречии с главной задачей инвестора и заказчика. Для преодоления этих противоречий необходимы определенные стимулы и договоренность, объеди­няющие интересы всех участников инвестиционного процесса, фиксируемые в контракте (договоре подряда).

В предпринимательской деятельности в укрупненном виде различают инвестиции в физические, финансовые и нематериальные (ощутимые) активы, а также портфельные инвестиции.

Инвестиции в физические активы — это долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства, или их называют реальными инвестициями.

Инвестиции в финансовые активы — это нрава на получение денежных средств от юридических или физических лиц или международной кредитно-финансовой деятельности.

К инвестициям в нематериальные активы относятся объекты интеллектуальной собственности:

  • — исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности;
  • — исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • — исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных;
  • — имущественное право автора или иного правообладателя на типологии интегральных микросхем;
  • — исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
  • — деловая репутация организации и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учрежденными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации.

Портфельные инвестиции — вложение средств в долгосрочные ценные бумаги (акции, облигации и др.) или контракты. Особенность этого вида инвестиций состоит в том, что они из-за ограниченного своего размера не могут обеспечить их владельцам контроль за акционерным обществом, в связи с чем они не оказывают существенного влияния на эффективность и целенаправленность их использования.

Особая роль в общественном воспроизводстве принадлежит реальным инвестициям, т.е. инвестициям в физические активы, или как их еще называют — прямым.

Прямые инвестиции — капитальные вложения непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, формирование или расширение фондов предприятия, модернизацию основных средств. Они, как правило, обеспечивают инвесторам фактический контроль над инвестируемым объектом.

К прямым инвестициям относятся следующие инвестиции:

  • — в новое производство;
  • — в расширение производства;
  • — в модернизацию и совершенствование технологий;
  • — в повышение эффективности;
  • — удовлетворяющие потребности (нужды) государственных органов управления.

Инвестиции в новое производство — предполагают создание новых производств, работ, услуг или выход па новые рынки.

Инвестиции в расширение производства — в действующее производство с целью расширения объемов производства и увеличения рынка сбыта.

Инвестиции в модернизацию и совершенствование технологий — в обновление производства, внедрение усовершенствованных технологий и выпуск модернизированных товаров.

Инвестиции в повышение эффективности направлены на развитие ресурсосберегающих технологий (материальных, трудовых, финансовых).

Инвестиции, удовлетворяющие потребности (нужды) государственных органов управления, нацелены на выполнение государственного заказа с соблюдением всех критериев и показателей, технических и экономических параметров (стандартов). Как правило, они направлены на безопасность государства, окружающей среды, социальное развитие.

По типам вложения все инвестиции можно разбить на активные и пассивные.

Активные инвестиции — это, как правило, агрессивные или диверсификационные инвестиции, направленные на захват новых рынков. Через финансовые инструменты (портфельные инвестиции) они могут поглощать конкурентов или ослаблять их позиции на рынке. Здесь могут быть применены механизм демпинговых цен, внедрение новейших технологий в области производства и менеджмента. Данные инвестиции способны обеспечить наибольшую прибыль, но не исключен и существенный риск.

Пассивные инвестиции — в отличие от активных инвестиций менее рискованные и направлены на поддержание (стабилизацию) финансового состояния предприятия за счет замены изношенного оборудования, технологий и подготовки персонала, поддержания на соответствующем уровне менеджмента.

По сущности и природе различают начальные инвестиции и брутто-инвестиции.

Начальные инвестиции состоят из финансовых вложений при создании предприятия или его приобретении (покупке). В экономической практике их называют нетто-инвестициями.

Брутто-инвестиции, или реинвестиции, — состоят из свободных денежных средств (прибыли, амортизации внеоборотных активов и др.). По своей экономической природе они больше тяготеют к активно-пассивным инвестициям, так как направлены на покупку нового оборудования, ресурсосберегающих технологий, создание собственными силами новых основных средств (фондов), замену устаревшего оборудования, модернизацию, а также диверсификацию капитала.

В свою очередь, инвестиции, направленные на расширение производства и захват новых рынков сбыта, увеличение конечной реализации выпущенной (изготовленной) продукции, приобретение влияния на другие фирмы, называются экстенсивными инвестициями.

Интенсивные инвестиции направлены па сокращение затрат сырья и материалов, повышение производительности труда, уменьшение потребности в производственных площадях и емкостях, сокращение энергопотребления, фондо-затрат, т.е. материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инвестиции подразделяют на общие и чистые (приращенные).

Общие инвестиции — характеризуют общее увеличение капитала.

Чистые (приращенные) — это общие инвестиции за вычетом капитальных вложений, направленных на замену устаревшего, изношенного оборудования:

чи = ои — из,

где ЧИ — чистые (приращенные) инвестиции; ОИ — общие инвестиции на предприятии; ИЗ — инвестиции, направленные на замену старого, выбывшего оборудования.

В случае, если ОИ < ЧИ, можно считать, что предприятием капитал «проедается», если ОИ = ЧИ, то считается, что капитал остается па первоначальном уровне, и если О И > ЧИ, то наблюдается приращение капитала или его воспроизводство.

Инвестиции по охвату и своей распространенности подразделяются на полный и поэлементный циклы.

Полный цикл — это вложение в научно-технические разработки с внедрением в производственный цикл и выпуском продукции. Поэлементные инвестиции включают в себя:

  • o научные исследования;
  • o проектно-конструкторские работы;
  • o расширение;
  • o реконструкцию или техническое перевооружение действующего производства;
  • o техническое перевооружение действующего предприятия (производства);
  • o организацию нового производства или выпуск новой продукции;
  • o утилизацию и т.д.

В зависимости от объектов вложения средств инвестиции разделяют на реальные и финансовые.

По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции.

Прямые инвестиции осуществляются инвесторами, имеющими полную информацию об объекте инвестирования и владеющими механизмом (процессом) инвестирования. Здесь важно выбрать объект инвестирования, а заемщику найти инвестора, чтобы экономические интересы одной и другой стороны совпадали.

Непрямые инвестиции — инвестиции через особый механизм инвестирования. Как правило, инвестирование осуществляют финансовые посредники. Наличие финансового посредника обусловлено наличием достаточного капитала, требующего профессиональных навыков в эффективном его вложении и управлении. Для уменьшения или исключения риска неэффективного использования капитала такой тип инвесторов прибегает к финансовым и инвестиционным посредникам, которые специализируются на данной деятельности и более осведомлены об эффективном размещении свободного капитала (средств) инвесторов. С этой целью одни предлагают акции, цепные бумаги, а другие приобретают их, размещая в наиболее эффективные объекты инвестирования, при этом управляя инвестициями, вложенными в объекты, уделяя существенное внимание доходам клиентов. По периоду инвестиционных вложений различают:

  • o краткосрочные;
  • o долгосрочные.

Краткосрочные инвестиции — вложения свободного капитала (сбережений) па срок до одного года (краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов, кредиты на пополнение оборотного капитала и т.д.).

Долгосрочные инвестиции — вложение капитала (сбережений) на срок использования более одного года.

По формам собственности инвесторов различают следующие:

  • o частные;
  • o государственные;
  • o иностранные;
  • o совместные.

Частные инвестиции — вложения граждан (населения) и предприятий негосударственной, т.е. корпоративной, формы собственности.

Государственные инвестиции — это вложения средств в экономику из бюджета, внебюджетных фондов, заемных средств, а также за счет прибыли и амортизационных отчислений государственных предприятий.

Иностранные инвестиционные (вложения) — это вложения в экономику иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

Совместные инвестиции — это капитальные вложения, осуществленные субъектами хозяйствования да иной страны и иностранных государств.

По региональному признаку выделяют инвестиции внутренние и зарубежные.

Внутренние инвестиции — вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в данном государстве.

Зарубежные инвестиции — вложения средств в другие государства (реальные инвестиции, покупка иностранных ценных бумаг, акций, облигаций и т.д.).

Инвестиционное развитие предполагает набор параметров (показателей), определяющих направления и характер капиталовложений.

Здесь очень важно сочетание макроэкономических параметров с институциональной средой инвестирования.

К макроэкономическим показателям относят:

  • o темпы роста ВВП;
  • o темпы роста сбережений;
  • o темпы роста инвестиций;
  • o темны роста экспорта;
  • o темпы роста импорта;
  • o структурные изменения отраслей хозяйствования;
  • o уровень воспроизводства отдельных отраслей;
  • o уровень воспроизводства региона.

Институциональная среда инвестирования характеризуется развитием:

  • o финансовой системы;
  • o источников финансирования инвестиций;
  • o межотраслевого и межрегионального перелива капитала.

Важность правильной инвестиционной политики на предприятиях характеризуется рядом факторов. Прежде всего, поскольку эффект принятия инвестиционных решений может сказываться в течение нескольких лет, это приводит к определенным ограничениям. С одной стороны, предприятие обладает ограниченными инвестиционными ресурсами. Это толкает его на инвестиции в недорогие малопроизводительные технологии.

С другой стороны, инвестирование — это своевременность, т.е. основные средства должны быть в полной готовности именно тогда, когда они необходимы.

Итак, эффективные инвестиции подразумевают как своевременность, так и качество вводимого оборудования (технологии). Фирма, прогнозирующая собственные нужды в основных средствах заранее, может приобретать и устанавливать оборудование раньше, чем производство достигнет предельной мощности. Тем не менее большинство фирм устанавливает новые мощности только в том случае, если основные средства используются на пределе возможностей, или требуется их замена в силу изношенности, или планируется внедрение новых технологических линий. Если спрос на продукцию увеличивается, все фирмы, действующие в данном сегменте рынка, примерно в одно и то же время вознамерятся нарастить свои производственные мощности. В результате возникают задержки с выполнением заказов на поставку оборудования, могут снизиться качественные характеристики этого оборудования и увеличатся затраты по его приобретению.

Фирма, заранее прогнозирующая свои производственные потребности, может избежать этих проблем. Заметим, однако, что, если фирма прогнозирует увеличение спроса и расширяется в соответствии с ожидаемым спросом, но прогноз оказывается ошибочным, она будет обременена избытком мощностей и слишком высокими затратами. Это может привести к убыткам или даже банкротству.

Таким образом, прогноз объема реализации крайне необходим. Ошибочный прогноз в отношении необходимого и достаточного объема инвестиций может привести к трем проблемам.

Во-первых, инвестиции предприятия могут быть недостаточно современными, что не обеспечит ему производство в условиях конкуренции.

Во-вторых, если они недостаточны, фирма может потерять часть своего рынка, уступив его конкурентам.

В-третьих, инвестиции избыточны, что приведет к необоснованному росту затрат, цен, снижению объемов производства и др.

Инвестирование важно потому, что наращивание производственных мощностей, как правило, сопровождается значительными расходами, и прежде чем потратить огромные денежные средства, важно иметь хорошо составленный инвестиционный план, поскольку свободные финансовые ресурсы в больших объемах не всегда есть в наличии. Фирме, намеревающейся произвести серьезные капиталовложения, может понадобиться упорядочение вопросов финансирования на несколько лет вперед, чтобы быть уверенной, что требуемые средства для развития будут доступны в необходим!. п»| момент.

В своей инвестиционной политике предприятие может выбирать такие ее виды, как:

  • — консервативная инвестиционная политика;
  • — компромиссная (умеренная) инвестиционная политика;
  • — агрессивная инвестиционная политика. Консервативная инвестиционная политика состоит в минимизации уровня инвестиционного риска. 11ри осуществлении такой политики инвестор не стремится ни к максимизации уровня текущей прибыльности инвестиций, ни к максимизации темпов роста капитала.

Компромиссная (умеренная) инвестиционная политика направлена на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным.

Агрессивная инвестиционная политика сосредоточена па выборе таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска значительно выше среднерыночных.

Для реализации инвестиционной политики предприятиями разрабатывается инвестиционная программа в виде совокупности реальных инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций (инвестиционная привлекательность) признакам. Программа представляет собой единый объект управления.

Инвестиционная привлекательность — обобщающая характеристика преимуществ и недостатков отдельных объектов инвестирования с позиций конкретного инвестора по формируемым им критериям. Сформировав инвестиционную программу и определившись с объектами инвестирования, предприятие может приступить к созданию инвестиционных проектов.

Важную роль в процессе развития рынка инвестиций играет инвестиционное проектирование. Инвестиционные проекты, разрабатываемые и реализуемые в рамках инвестиционной политики предприятия, региона, отрасли, имеют различную направленность, определяемую следующими моментами:

  • o масштабностью решаемых проблем;
  • o отраслевой принадлежностью;
  • o маркетинговой ситуацией на рынке;
  • o инвестиционными приоритетами;
  • o размерами предприятия и его финансовыми возможностями;
  • o научно-технической базой предприятия и техническим уровнем его производства;
  • o степенью воздействия технологии на социальную и экологическую сферы;
  • o особенностями финансирования (из собственных средств, бюджетных, иностранных инвестиций).

Масштабность решаемых проблем — один из основных признаков классификации инвестиционных проектов. Масштаб инвестиционного проекта выявляется в зависимости от влияния его результатов на один или несколько рынков — товарный, фондовый, труда, а также на экологическую и социальную ситуации. В соответствии с этим инвестиционные проекты делятся на глобальные, крупномасштабные, региональные, отраслевые и локальные.

Глобальными называются инвестиционные проекты, реализация которых оказывает влияние на политическую, экономическую, социальную или экологическую ситуацию планеты. К ним относятся, прежде всего, проекты, связанные с освоением космоса, Мирового океана, развитием атомной энергетики, средств коммуникаций и подобные им.

Крупномасштабными именуются инвестиционные проекты, влияющие на экономическую, социальную и экологическую обстановку в стране, но не касающиеся других стран. Это могут быть проекты освоения новых месторождений полезных ископаемых (если они не изменяют мирохозяйственные связи), проекты в области здравоохранения, образования и подобные им.

Процесс управления двумя вышеприведенными группами инвестиционных проектов имеет своеобразие, обусловленное широким участием в их осуществлении государства и международных организаций, поэтому здесь рассматриваться не будет.

Региональными называются инвестиционные проекты, оказывающие существенное влияние на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в городе, районе, области. К таким относятся проекты строительства новых или расширения и реконструкции действующих предприятий, от которых зависят снижение уровня безработицы, повышение жизненного уровня населения либо изменение экологической ситуации в данном регионе,

Отраслевыми признаются инвестиционные проекты, влияющие на общее экономическое развитие отдельной отрасли и изменение ее места в отраслевой структуре народного хозяйства.

Локальными считаются инвестиционные проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния ни па экономическую, социальную и экологическую ситуации в регионах, ни па уровень и структуру цен на товарных рынках.

Классификация инвестиций, характеризующая возможную связь инвестиционных решений, позволяет выделить следующие инвестиционные проекты:

  • o независимые, осуществляемые параллельно или последовательно и направленные на достижение разных локальных целей (например, автоматизацию бухгалтерского учета, освоение повой продукции, внедрение системы внутреннего непрерывного транспорта);
  • o зависимые (проект освоения повой технологии, требующей коренной реконструкции очистных сооружений);
  • o альтернативные (несколько вариантов проектов реконструкции, технического перевооружения производства, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный);
  • o взаимодополняющие (конверсионный проект по перепрофилированию производства, требующий впоследствии разработки проектов, решающих проблемы в социальной сфере, транспортных системах).

Все перечисленные проектные решения могут рассматриваться с временной позиции как:

  • o долгосрочные (10 лет и более);
  • o среднесрочные (5-10 лет);
  • o краткосрочные (1 год — 5 лет);
  • o оперативные (в течение одного года).

Степень новизны проектных решений определяет и уровень риска проекта, являющийся очередным признаком классификации.

Низкий риск характерен для решений по инвестициям в интенсификацию производства на базе освоенной техники. Средний риск имеют проекты, ориентированные на увеличение объемов продаж существующей продукции.

Высокий риск присущ проектам, в соответствии с которыми новый товар разрабатывается, производится и продвигается на рынок. Очень высокий риск присущ инвестициям в исследования и инновации.

В зависимости от того, какое решение положено в основу инвестиционного проекта, инвестиционный цикл имеет различную продолжительность и состав этапов. В соответствии с этим инвестиционные проекты делятся на проекты:

  • o с полным инвестиционным циклом, включая строительно-монтажные работы;
  • o с неполным инвестиционным циклом.

Реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на решение стратегических проблем, вследствие их масштабности, невозможна без прямого или косвенного участия государства. Вместе с тем реализация инвестиционных проектов сугубо локального масштаба, не выходящих из рамок отдельных предприятий, в значительной степени зависит от условий инвестирования, общей государственной инвестиционной политики.

В связи с этим решение задачи государственного регулирования инвестиционных проектов является условием повышения инвестиционной активности как экономики в целом, так и отдельных ее субъектов. Остановимся на существующих формах государственного регулирования.

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности выражаются через:

  • o прямое участие государства в инвестиционной деятельности;
  • o создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (косвенное регулирование).

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности проявляется:

  • o в разработке, утверждении и финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также иностранных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • o формировании перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансировании их за счет средств федерального бюджета;
  • o предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе в счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм;
  • o проведении экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
  • o размещении па конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;
  • o разработке и утверждении стандартов (норм и правил) и контроле за их соблюдением;
  • o выпуске облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • o вовлечении в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • o предоставлении концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности проявляется в таких мероприятиях, как:

  • o установление налоговых льгот;
  • o совершенствование механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • o освобождение от таможенных пошлин;
  • o установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • o защита интересов инвесторов;
  • o предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

oсоздание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

  • o принятие антимонопольных мер;
  • o расширение использования залогов при осуществлении кредитования;
  • o развитие финансового лизинга в Российской Федерации;
  • o создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Рассмотрим наиболее значимые из них более подробно.