ИП Яндекс такси налоги

Как грамотно заключать договор с водителями ООО для работы с Яндекс такси?

Добрый день!

I) Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями (ст. 1005 ГК РФ), сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Яндекс такси, Гетт, Убер, Ситимобил, Wheely, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси.
С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для заключения с ними агентского договора регистрировать им ИП не требуется.
Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит решить ряд ключевых вопросов, а именно:
1. Агентский договор позволит Вам платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям (то есть будете платить налог только с суммы своей комиссии).
Обоснование:
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
НК РФ Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Также указанный вывод подтверждается письмами МинФина, в том числе письмом МинФина от 2 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/4733.
И дополнительно к указанному обоснованию у меня есть порядка 100 ответов налоговых на мои запросы относительно деятельности партнеров агрегаторов такси (запросы были конкретно по Яндекс.Такси), в том числе из г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Челябинска, г. Волгограда, г. Кирова, г. Сочи, г. Ярославля, г. Уфы, г. Смоленска и т.д. с подтверждением того, что партнеры агрегаторов такси не платят налоги с тех денег, которые они перечисляют водителям — запросы были относительно Яндекс.Такси, а именно я в запросе приложил ссылки на все 3 договора, которые Вы заключаете с ООО Яндекс.Такси и выдержки из своего агентского договора, по которому работают более 300 моих клиентов – партнеров Яндекс такси, Гетт, Убер, Ситимобил, Wheely (всего я работаю в сфере сопровождения партнеров агрегаторов такси с 2015 г.) и получил подтверждение, что партнеры Яндекс.Такси по редакции договоров ООО Яндекс.Такси на ноябрь 2018 г. заключая с водителями мой агентский договор не платят налоги с тех денег, которые перечисляют водителям, а платят налоги только с суммы своей комиссии (агентского вознаграждения). Но это исключительно при условии, что у Вас грамотный агентский договор, а не скачанный/взятый непонятно от куда, запросы были именно конкретно по моему агентскому договору, по которому работают мои клиенты.
2. Агентский договор позволит Вам не платить налоги (НДФЛ) и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей.
Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Источником выплаты доходов налогоплательщику является организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Данные доводы подтверждены в письмах Минфина России, отраженной в Письмах от 15.04.2016 N 03-04-05/21896, от 24.02.2016 N 03-04-06/10104, от 24.02.2016 N 03-04-06/10099.
И аналогично по вопросу НДФЛ у меня есть порядка 100 ответов налоговых на мои запросы относительно деятельности партнеров агрегаторов такси (запросы были конкретно по Яндекс.Такси) со всей страны, в том числе из г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Челябинска, г. Волгограда, г. Кирова, г. Ярославля, г. Уфы, г. Смоленска, г. Элисты и т.д. с подтверждением того, что партнеры агрегаторов такси не платят НДФЛ за водителей — запросы были относительно Яндекс.Такси, а именно я в запросе приложил ссылки на все 3 договора, которые Вы заключаете с ООО Яндекс.Такси и выдержки из своего агентского договора, по которому работают более 300 моих клиентов с 2015 г. – партнеров агрегаторов и получил подтверждение, что партнеры Яндекс.Такси по редакции договоров ООО Яндекс.Такси на ноябрь 2018 г. и по моему агентскому договору не платят НДФЛ за водителей. Но это исключительно при условии, что у Вас грамотный агентский договор, а не скачанный/взятый непонятно от куда, запросы были именно по моему агентскому договору, по которому работают мои клиенты.
Отмечу, что дополнительно к основным положениям, также в агентском договоре должны быть урегулированы:

1. Вопросы выплаты субсидий.
2. Вопросы предоставления отчетов агента.
3. Порядок и сроки перевода денег водителю (это также важно для банков).
4. Вознаграждение Агента.
5. Порядок выплаты вознаграждения.
6. Ответственность за ДТП.
7. Ответственность за требования по лицензированию.
8. Ответственность за нарушение условий агрегаторов.
И отмечу, что никакой терминологии из договоров на оказание услуг (глава 39 Гражданского кодекса РФ) в договоре быть не должно! Никаких «Исполнителей», «Заказчиков», «услуг» — терминология должна четко соответствовать агентскому договору, то есть строго выдержана в терминологии главы 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование».
II) отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора:
1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно. В договоре прописывается, что Вы агент и прописывается Ваше вознаграждение.
2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру, подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре прописывается, что он заключается путем обмена сканами.
3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди партнеров Яндекс такси, Гетт, Убер, Ситимобил, Wheely — Вы размещаете у себя на сайте договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Однако здесь есть ряд обязательных требований, которые нужно соблюдать, включая:
3.1. Наличие грамотной формы заявки на сайте.
3.2. Наличие грамотного договора-оферты.
3.3. Правильное формирование реестра водителей по итогам заполнения формы заявки на сайте (этот пункт как правило вызывает наибольшие затруднения, так как к реестру есть ряд требований и не каждый разработчик может их грамотно реализовать на практике так, как это нужно налоговой).
Отмечу, что если грамотно все оформить, то при работе через оферту на сайте у Вас весь документооборот будет в удобном и полностью электронном виде и «вживую» встречаться с водителями Вам не нужно будет и вручную тоже ничего подписывать не нужно будет.
III) Что касается кодов ОКВЭД для деятельности партнеров агрегаторов, то они следующие:
1. Для партнеров, которые подключают водителей на автомобилях самих водителей:
1.1. Основной: 62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
1.2. Дополнительный: 49.32 Деятельность такси
1.3. Дополнительный: 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
2. Для партнеров, у которых свои автомобили:
2.1. Основной: 77.11 Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.
2.2. Дополнительный: 62.09 (либо его можно в качестве основного, а 77.11 в качестве дополнительного) Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
2.3. Дополнительный: 49.32 Деятельность такси
2.4. Дополнительный: 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
3. Для партнеров, у которых свои автомобили (класс премиум – в первую очередь для Wheely):
3.1. Основной: 77.11 Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.
3.2. Дополнительный: 62.09 (либо его можно в качестве основного, а 77.11 в качестве дополнительного) Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
3.3. Дополнительный: 49.42 Предоставление услуг по перевозкам
3.4. Дополнительный: 49.39 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки.
3.5. Дополнительный: 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
IV) Что касается выбора системы налогообложения, то стоит отметить, что для работы с водителями, которых Вы подключаете к агрегаторам такси наиболее оптимально применение УСН 6% (доходы), иногда еще УСН 15% (доходы минус расходы) – для случаев если у Вас будут свои авто, на которых будут ездить водители и у Вас будет много расходов по авто, либо, когда ставка налога УСН (доходы минус расходы) снижена на уровне конкретно Вашего региона.
При этом в любом случае налоги Вы платите только с суммы своего дохода (комиссия + если есть, то также доход с аренды авто), несмотря на то, что УСН 6% (доходы) не предполагает вычета расходов.
Распространенная ошибка – применение ЕНВД и ПСН (патент) в части подключенных водителей. В данном случае у Вас агентская деятельность, и Вы не можете к ней применять ЕНВД и ПСН, поскольку ЕНВД и ПСН предполагают, что Вы непосредственно сами лично будете заниматься перевозкой (сами будете за рулем), либо у Вас будут трудовые отношения с водителями, сейчас налоговая часто доначисляет налоги партнерам агрегаторов, которые применяют ЕНВД и ПСН.
При этом применяя ЕНВД/ПСН большинство показывает налоговой 1 автомобиль (якобы 1 автомобиль создает все обороты по р/с). Пока у Вас копеечные обороты, которые не превышают того размера, который может создать 1 авто (100-150 т.р. в месяц), проблем до поры до времени не будет, но как только обороты возрастут (возможно и не сразу, некоторым везет и налоговая не сразу предъявляет претензии) и станут такими, что будет очевидно, что 1 автомобиль не в состоянии создать такие обороты (ну то есть если обороты хотя бы 300-500 млн. в мес. – уже всем понятно, что там что-то не так и такие обороты 1 автомобиль не в состоянии создать) Вас вызовут в налоговую и закончится все тем, что налоговая будет пытаться взыскать с Вас оплату налогов по ОСНО/УСН со всего оборота.
У меня был ряд споров с налоговыми на стадии, когда клиенты работали по ЕНВД/ПСН и налоговая пыталась доначислить им налоги со всего оборота, понимая, что 1 авто не может создать такие обороты и по опыту могу сказать, что и на этой стадии есть шансы отбиться и заплатить налог только с суммы своей комиссии, но сделать это крайне непросто на такой поздней стадии.
Сразу отмечу, что вариант взять, например, патент на 5 авто, чтобы можно было больше оборотов показывать не проходит – так как если у Вас 5 авто задействовано, то и сотрудников-водителей должно быть столько же (4-5), так как для налоговой очевидно, что 1 человек не может на 5 авто ездить и создавать большие обороты.
V) Также отмечу, что одной из самых распространенных проблем партнеров агрегаторов Яндекс такси, Гетт, Убер, Ситимобил, Wheely – это проблемы с банками по 115-ФЗ (блокировка счетов). Это касается всех наиболее распространенных банков у партнеров агрегаторов, в том числе Сбербанка, Альфа Банка, Тинькофф, а также и менее популярных у партнеров агрегаторов банков – Точка (Киви), Модульбанк, Райффайзенбанк, Хоум кредит и т.д.
Счета блокируют многим причем у многих бывает по 3-4 и более блокировок, то есть партнеру агрегаторов блокируют счет в одном банке, он идет в другой, там ему также блокируют счет и так может продолжаться до бесконечности.
Причем по некоторым банкам (Сбербанк например) блокировка обходится очень дорого – Вам уже на стадии запроса от банка блокируют доступ к онлайн банку и фактически пока будет идти разбирательство – онлайн банк все это время будет заблокирован и даже если банк потом отстанет – 7-10 дней Вы не сможете осуществлять переводы водителям и за это время как показывает практика многие водители в лучшем случае просто уйдут к другому партнеру, а худшем будут уверены, что Вы их просто обманываете (никто не понимает и никого не интересуют Ваши проблемы с банками) и может дойти (и часто доходит) вплоть до угроз от водителей (у меня семья, ипотека, кредит платить нечем, где мои деньги и т.д.).
Здесь нужно отметить, что причиной блокировок является несоблюдение партнерами критериев Центрального банка РФ по выявлению подозрительных операций.
Суть следующая — Центральный банк РФ в соответствии со 115-ФЗ разработал критерии по выявлению подозрительных операций (критериев много – порядка 18 листов), далее все банки на основании указанных критериев разработали автоматизированные системы по выявлению подозрительных операций. То есть если Вы не соответствуете критериям – система банка автоматически распознает Ваши операции как подозрительные и Вам придет запрос.
Проблема в том, что на практике претензии банки часто предъявляют не только к тем, что занимается всякими махинациями и кого действительно нужно блокировать, а также и к тем, кто ведет полностью законную деятельность.
То есть первое, что нужно понимать – если Вам пришел запрос из банка по 115-ФЗ – это значит, что Ваши операции в банке уже распознаются как подозрительные и соответственно есть риски блокировки счета.
Конкретно у партнеров агрегаторов наиболее актуальными и часто «западающими» являются 5 критериев. Многие партнеры не соблюдают эти критерии, получают запросы и соответственно все может закончиться блокировкой счетов.
Проблема достаточно серьезная и решать ее нужно именно профилактическими мерами, а именно выстраивая грамотный документооборот и соблюдая эти самые 5 критериев банков по партнерам агрегаторов такси, в противном случае никаких гарантий защиты от банков у Вас не будет и все может закончиться довольно печально.
VI) Также отмечу, что наиболее частыми причинами споров с налоговыми у партнеров агрегаторов такси являются следующие:
1. Перечисление денег водителям не с р/с, а путем вывода сначала себе на карту, а уже потом перевод со своей карты денег водителям (налоговая говорит раз вывели себе на карту — значит это все доход ИП). Порядка 25-30 раз у меня с моими клиентами был диалог с налоговыми по данной ситуации и до сих пор каждый раз удавалось отбить претензии налоговой, правда для того, чтобы такие переводы потом в налоговой можно было «отбить» нужно соблюдать 3 обязательных требования для данного вида переводов. Но я в любом случае рекомендую делать выплаты с р/с, так как в этом случае проблем с налоговой намного меньше, да и выплаты с р/с можно делать напрямую водителям с комиссией 0,2-0,5% (а то и меньше) и это без каких-либо лимитов по месячным суммам.
2. Неправильная система налогообложения (применение ЕНВД/ПСН (патента) вместо УСН. У меня была положительная для клиента практика разрешения таких споров с налоговыми, однако выиграть такой спор очень сложно, поэтому я не рекомендую ждать претензий от налоговых, а рекомендую уже сейчас переходить на УСН и работать спокойно (что делать тем, что сейчас ошибочно работает по патенту – это я могу рассказать отдельно в чате (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
3. Использование «кривых» договоров, а именно скачанных с интернета непонятно от куда, когда в договоре не урегулированы указанные выше вопросы, договор не отражает специфики деятельности партнера агрегаторов, некорректно сформулирован предмет договора (самая распространенная ошибка), некорректно выделена комиссия агента, либо используется терминология из договоров на оказание услуг – «исполнитель», «заказчик», «услуги» (тоже распространенная ошибка, проблема здесь в том, что если по агентскому договору в налоговом кодексе есть прямые нормы, которые говорят, что агент не платит налоги с тех денег, которые платит принципалу и агент не платит НДФЛ за водителей, а также в подтверждение этому есть куча разъяснений МинФина и налоговых, то в отношении «услуг» ничего такого нет и Вам в споре с налоговой просто не на что сослаться в налоговом кодексе).
4. Перевод денег не самому водителю, а третьему лицу (по просьбе водителя — жене/родственнику и т.д., например, когда у водителя заблокированы счета по долгам) без наличия соответствующего заявления со стороны водителя о переводе денег по его просьбе третьему лицу – принципиально важно, чтобы для таких случаев у Вас были соответствующие заявления.
Это только примеры самых распространенных споров, с которыми я и мои клиенты сталкивались хотя бы по 5-10 раз, есть конечно ряд и других менее распространенных рисков, все из которых я не смогу здесь описать.
VII) Также отмечу, что частой проблемой является ведение расчетов с нерезидентами. У многих партнеров большая часть водителей – нерезиденты и у многих нерезиденты – это 90% а то и 100% от всех водителей. По нерезидентам есть ряд особенностей по заключению договора (однако сразу отмечу, что особенности несущественны с нерезидентами Вы подписываете такой же агентский договор, как и с резидентами, то есть законно работать с нерезидентами можно), но основное – это валютный контроль. Суть валютного контроля – при осуществлении выплат нерезидентам у Вас возникнет обязанность по оплате банку валютного контроля, который составляет чаще всего 10 долларов с каждого перевода. Однако на практике применяются 4 варианта, которые позволяют законно делать выплаты, не переплачивая за валютный контроль – об этом также нужно помнить, однако описать их здесь в силу ограниченного объема я не смогу.
VIII) Также частая ошибка – переплата комиссий банкам. Многие приходят в банк и спрашивают про комиссии на выплаты физ. лицам и получают в ответ космические суммы по 3-5% и более начиная даже с маленьких ежемесячных сумм. Однако на самом деле практически в каждом банке можно делать выплаты с р/с с комиссией 0,2-0,5% и этом без лимитов (спокойно можно по 10 млн. и более перечислять ежемесячно при такой комиссии банка).
IX) Также отдельный большой вопрос – РАБОТА НА СВОИХ АВТОМОБИЛЯХ, когда автомобиль водителю предоставляет сам партнер и он же подключает водителя к агрегаторам. Тут возникает уже множество дополнительных нюансов и по документообороту, и по взаимоотношениям с водителями, которые в том числе зависят от агрегатора и класса авто (эконом класс по Яндекс.Такси – это одно, премиум класс по Wheely – другое, так как Wheely – это уже не агрегатор такси). Однако эти нюансы здесь я описывать не буду (объема не хватит), но с радостью готов буду с ними поделиться с любым желающим в чате (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
X) Еще отдельно нужно отметить, что если Вы подключаете водителей к Сервису ЯНДЕКС.ЗАПРАВКИ, то для работы с данным сервисом обязательно должно подписывать специальное доп. Соглашение, чтобы платежи, которые будут совершаться посредством Яндекс.Заправок были легальны.
В заключение отмечу, что все вышеперечисленные нюансы и риски, начиная от взаимоотношений с налоговой, построения документооборота, рисков по банкам, работы с нерезидентами и т.д. не являются фатальными. Наоборот все указанные риски можно и нужно урегулировать, что позволит работать спокойно.
Все партнеры агрегаторов, кто уже разобрался в наиболее оптимальной и безопасной схеме и учел все перечисленные выше нюансы, работают по агентскому договору и никто не платит налоги за водителей, при этом все спокойно отчитываются перед налоговой и никаких претензий от налоговой не возникает, налог все платят только со своего вознаграждения.

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

В Яндекс Такси предусмотрены различные условия сотрудничества для таксопарков и физических лиц. Партнером агрегатора может стать как юридическое лицо, так и гражданин. Стать партнером

Яндекс такси может ИП (индивидуальный предприниматель), который зарегистрирован в установленном порядке в ФНС РФ.

Иметь уже действующую регистрацию и свидетельство ОГРН на момент заполнения заявки на сайте компании не обязательно. Обеспечивается помощь в регистрации ИП.

О том, как стать водителем ИП в Яндекс Такси, основных рабочих моментах и потенциальных преимуществах рассказано в этом материале.

Условия партнерства

Условия партнерства Яндекс Такси и водителей предполагают две схемы взаимодействия:

  1. оформление трудового договора таксиста с таксопарком-партнером (эта организация принимает на себя обязательства рассчитывать и оплачивать все предусмотрены налоги и сборы за своих сотрудников);
  2. заключение договора напрямую с водителем, оформленным как ИП (таксист принимает на себя обязательства оплачивать налоги и сборы).

Условия сотрудничества не допускают работы водителя напрямую с Яндекс Такси без регистрации ИП. Это связано с необходимость соблюдения действующего налогового законодательства РФ.

Специальные условия для партнера в Яндекс Такси позволяют каждому заинтересованному водителю беспрепятственно заключать договор и получать полую информационную поддержку при оформлении всех разрешительных документов.

Основные условия партнерства:

  • водитель оплачивает комиссию за выполненные заказы только агрегатору;
  • предоставляется личный кабинет на сайте компании;
  • ежедневное начисление и выплата причитающегося денежного вознаграждения;
  • ежедневное начисление и перечисление бонусов;
  • приоритет в предоставлении заказов;
  • возможность официального подтверждения своего дохода с помощью справки по форме 2-НДФЛ;
  • круглосуточная линия выделенной технической поддержки;
  • регулярное отчисление налоговых платежей и взносов в фонды.

Заключение договора партнерства


Заключить договор с Яндекс Такси для ИП можно не выходя из дома. Для этого на сайте агрегатора нужно зайти в раздел «стать водителем ИП». Там заполняется форма заявки, в ней нужно указать:

  • фамилию, имя и отчество претендента;
  • номер контактного телефона.

Все остальные сведения предоставляются при личном посещении Центра Яндекс Такси. Время визита согласовывается во время звонка менеджера. С собой необходимо взять:

  • СНИЛС и ИНН;
  • паспорт гражданина РФ (если гражданство не РФ, то нужно разрешение на осуществление профессиональной деятельности от УФМС РФ);
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (или договор аренды автомобиля, который будет использоваться в качестве такси).

Договор с Яндекс Такси для ИП заключается после регистрации в ФНС РФ и получения лицензии в Министерстве транспорта на перевозку пассажиров и багажа на легковом автомобиле.

Порядок действий следующий:

  1. заполнить заявку на сайте;
  2. посетить Центр Яндекс Такси в назначенное время и предоставить указанный пакет документов;
  3. заполнить заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (это делает агрегатор бесплатно в течение 5 (пяти рабочих дней);
  4. открыть расчетный счет в банке (если это банк – партнер агрегатора, то обслуживание будет производиться бесплатно);
  5. получить консультацию и оформить лицензию такси;
  6. предоставить готовую лицензию в офис Яндекс Такси;
  7. подписать соглашение и установить программу «таксометр» на мобильное устройство, работающее на ОС Андроид;
  8. пройти тестирование для получения начального рейтинга;
  9. приступить к выполнению заявок (в удобное время для выхода на линию выставить в «таксометре» статус «свободен»).

Перед началом работы для водителя назначается тариф, в рамках которого он обслуживает поступающие заявки. Влияют возраст транспортного средства, его модель и марка, рыночная стоимость и состояние. В таблице ниже можно увидеть перечень того, что необходимо водителю для начала работы в Яндекс Такси по тарифу «Эконом»:

Документы Свидетельство ОГРН, ИНН, СНИЛС, паспорт, СТС, диагностическая карта ТО (действительная в течение 6-ти месяцев), полис ОСАГО с отметкой о работе в такси, лицензия такси
Транспортное средство Не старше 5-ти лет, иностранного производства, оснащенное 4-мя дверьми, подушкой безопасности водителя, системой кондиционирования воздуха, не имеющее дефектов кузова и салона
Мобильное устройство связи (сотовый телефон, смартфон или планшет) Работающее на ОС Андроид
Для перечисления денег Действующий расчетный счет ИП в банке

Открытие ИП

Открытие ИП с Яндекс Такси является простым делом. Вся процедура проходит в автоматическом режиме. Таксисту нет необходимости посещаться ФНС РФ или МФЦ, заполнять заявление, искать коды ОКВЭД, отправлять извещения в фонды пенсионной, социального и медицинского страхования.

Как открыть ИП в Яндекс Такси:

  1. заполнить заявку на сайте агрегатора;
  2. взять паспорт гражданина РФ, ИНН и СНИЛС и предоставить из в офис компании;
  3. подписать заявление, которое подготовят сотрудники компании в течение 30 – 40 минут.

После получения выписки из ЕГРИП о проведшей регистрации нужно открыть расчетный счет в банке. Это можно сделать самостоятельно, написав заявление в инспекции ФНС РФ по месту жительства. Проще открыть расчетный счет в банке, который является партнером Яндекс Такси. В этом случае заявление в налоговую инспекцию подготовят и передадут сотрудники банка.

Водителю выдается пакет документов после открытия расчетного счета и привязанные к нему пластиковые карты. С их помощью можно производить расчеты в торговых точках, делать перечисления онлайн и т.д. Это платежные средства.

Налоговый вопрос

Начинающих водителей волнует налоговый вопрос – сколько и как нужно будет платить при осуществлении профессиональной деятельности в качества ИП. Компания Яндекс Такси для водителя ИП постаралась максимально упростить процесс расчета и уплаты налогов и страховых сборов.

ИП в Яндекс Такси налоги оплачивает следующим образом:

  • с поступающих на счет водителя сумм за выполненные заказы в автоматическом режиме удерживается 6 % (именно в таком размере взимается НДФЛ);
  • один раз в квартал депонируемые суммы перечисляются на счет налоговых служб для уплаты начисленных за отчетный период налогов;
  • по итогу календарного года производится взаимозачет выплаченных налогов и начисленных страховых сборов;
  • оставшаяся после взаимозачёта суммы снимается со счета водителя и перечисляется в соответствующие фонды.

Ежегодно в автоматическом режиме формируется бланк налоговой декларации и отправляется в ФНС РФ.

Бухгалтерский и налоговый учет, перечисление налогов и сборов водитель может производить самостоятельно. Об этом необходимо указывать при заключении договора с агрегатором.

Как работать без таксопарка?

Перед тем, как работать в Яндекс Такси без таксопарка, необходимо внимательно посчитать потенциальную выгоду. Учитывайте необходимость оплачивать налоги и сборы в установленном порядке. Он описан выше на странице. Если эти суммы не превышают размер комиссии, которую взимают таксопарки с трудоустроенных водителей, то имеет смысл оформления партнёрства и ИП.

Работа в Яндекс Такси как ИП имеет свои преимущества и спорные нюансы. Определённые трудности могут возникнуть у таксистов, не имеющих собственного транспортного средства. Автомобили в аренду партнеры Яндекс Такси предоставляют в первую очередь тем водителям, которые работают при их посредничестве.

В остальном работа в Яндекс Такси без таксопарка строится по тем же самым принципам:

  • при выходе на линию водитель включает «таксометр» и выставляет статус «свободен»;
  • получает заказ и отправляется его выполнять;
  • видит в программе начисленную оплату поездки и расчет комиссии;
  • по окончанию смены получает информацию о начисленных бонусах;
  • оплата производится ежедневно на расчетный счет таксиста ИП;
  • фотоконтроль проводится один раз в 10-ть дней.

Никаких специальных отличий в стандартах работы при прямом партнерстве и при посредничестве таксопарка не существует.

Как правильно выбрать договор для агрегатора такси, или Дело Гращенковой vs «Яндекс.Такси»

Агрегаторы такси являются лишь посредниками между пассажирами и водителями и, как любой агрегатор, не несут ответственности за вред, причиненный пассажиру при оказании водителями услуг.

Но поскольку услуги такси находятся под особым контролем, а автомобиль является источником повышенной опасности, то риск предъявления от пользователя исков к агрегатору исключать нельзя.

Так и произошло в ситуации, когда пассажир «Яндекс.Такси» пострадала в аварии. Женщина решила, что отношения у нее именно с агрегатором, а значит и за ущерб тоже должен отвечать именно он.
Суд, как ни удивительно, истицу поддержал, не помогли агрегатору и составленные договоры.

Попробуем разобраться, почему суд принял такое решение и повлечет ли это решение проблем для остальных агрегаторов такси.

Истец: Гращенкова Е. А.

Ответчики: АО «Либерти страхование», ООО «Яндекс.Такси»

Фабула дела

Летом 2016 года Елена Гращенкова вызвала «Яндекс.Такси» и во время поездки попала в аварию. Получила сотрясение мозга и травму ключицы, а также много ушибов. Бывшему в тот момент за рулем водителю суд назначил 1,5 года ограничения свободы. В деле о возмещении ущерба он проходил третьим лицом. Пострадавшая получила 75 200 руб. по ОСАГО.

Позиция истца

Очевидные гражданско-правовые отношения у меня есть только с «Яндекс.Такси». Они возникли в тот момент, когда я приняла их соглашение, поставила галочку и начала пользоваться услугами перевозки в легковом такси. Я пользовалась услугами год. И тому масса подтверждений в виде их уведомлений.

Что касается партнеров, даже если я бы захотела подать иск к ним, я бы не смогла этого сделать, так как у меня нет ни единого доказательства, что меня обслуживал кто-то другой, а не «Яндекс.Такси». Машина с их лого, назначение цены – «Яндекс.Такси», уведомление о том, что транспорт зафрахтован, – от агрегатора, квитанция о поездке – «Яндекс.Такси»… Ни разу на моем пути не возникали ни «Лайк», ни «Тайм», и никаких следов своего присутствия они не оставили.

«Убер» страхует своих пассажиров на 1 млн долларов. Учитывая то, что «ЯТ» страхует на ноль, я позаимствовала стоимость возмещения у их «половинки». Это же теперь одна компания.

Комментарий «Зарцын и партнер»:

Из этой части становится очевидно, что сервисам нужно обращать внимание не только на документы и минимизацию своей ответственности в них, но и на то, как воспринимает ситуацию потребитель. Если ваш сервис работает с физическими лицами – вы в зоне риска. Поэтому важно:

  • сделать описание на сайте, из которого будет понятно, как работает сервис;
  • все документы, регулирующие деятельность сервиса, разместить на видном месте, чтобы вы смогли доказать, что пользователь просто не мог их не заметить
  • обязательно сделать договор (правила оказания услуг) не только между собой и пользователем, но и между пользователем и исполнителем (в данном случае – водителем);
  • в документах прямо указывайте, на кого ложится ответственность за ущерб, причиненный пользователю.

Позиция Тушинского районного суда (дело №02-1153/2018)

ООО «Яндекс.Такси» не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не вступает с пользователями в правоотношения в рамках договоров фрахтования.

Заключение договора фрахтования в устной форме законом не предусмотрено.

ООО «Яндекс.Такси» оказывало информационные услуги о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставление технической возможности через мобильное приложение пассажирам (пользователям) сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам – о своем желании такую поездку осуществить. Указанные услуги ООО «Яндекс.Такси» рекламировало путем размещения рекламы на транспортных средствах партнеров.

ООО «Яндекс.Такси» не является агентом по сделке.

ООО «Яндекс.Такси» не находится в договорных отношениях с перевозчиком ООО «Такси.Тайм». Партнером ООО «Яндекс.Такси», с которым заключен договор на предоставление доступа к сервису и который предоставил в систему «Яндекс.Такси» информацию об указанном автомобиле такси и водителе такси, является ООО «Логистика-СП».

Следовательно, ООО «Яндекс.Такси» не является агентом по сделке и не приобретает права и обязанности по агентскому договору так же, как не является исполнителем услуги по отношению к Гращенковой Е. А. в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей».

Комментарий «Зарцын и партнер»:

Несмотря на позицию суда первой инстанции, остался открытым вопрос о том, как же пользователь должен понять, что перевозит его не «Яндекс.Такси», где и как была доведена до него эта информация. И самое главное – на основании чего между ним и перевозчиком возникли договорные отношения. На наш взгляд, именно игнорирование агрегатором этой части вопросов привело к последующим решениям и к тому, что ситуация полностью развернулась против агрегатора.

Позиция Московского городского суда (дело № 33-4939/2019)

Пункт 1 статьи 1005 ГК РФ: по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26: лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т. п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).

Доводы суда:

Наличие отношений между пассажиром и работником принципала не влияет на обязанности агента.

При этом истица указала на то, что, предлагая услуги такси и принимая заказ от нее, ООО «Яндекс.Такси» действовало от своего имени.

Заказ от истицы был принят диспетчером ООО «Яндекс.Такси» => фактически между истицей и ответчиком был заключён договор на перевозку пассажиров.

Хотя ООО «Яндекс.Такси» владельцем автомобиля не являлось и с водителем не состояло в трудовых отношениях, между Гращенковой Е. А. и ООО «Яндекс.Такси» были договорные отношения.

Принимая заказ от Гращенковой Е. А., ООО «Яндекс.Такси» фактически приняло на себя обязательство по оказанию услуги перевозки и давало клиенту информацию о предоставляемых им услугах (марка машины, время прибытия), что позволяло истице рассчитывать на перевозку пассажиров такси технически исправным автомобилем и компетентным водителем.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика.

Права и обязанности по такому договору возникают непосредственного у фрахтовщика.

ООО «Яндекс.Такси» приняло заявку от истца по согласованному сторонами маршруту, сообщило Гращенковой Е. А. о принятии заказа и о направлении ей автомобиля, поэтому договор перевозки был заключен истицей именно с ООО «Яндекс.Такси».

Итог:

Суд постановил, что ООО «Яндекс.Такси» обязано выплатить в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб., принимая во внимание характер и объем причиненных ей нравственных и физических страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости.

Чем примечательно дело и какие выводы должны сделать агрегаторы:

  • Сумма компенсации морального вреда, присужденная судом, достаточно значительная.
  • Следует обратить внимание тем, кто использует агентский договор с пользователями. Внимательно посмотрите, от чьего имени вы действуете.
  • Обратите внимание на то, как размещены документы и что указанно в рекламе. Важно не только то, что написано в документах, но и как потребители воспринимают ваш статус.

Как платить налог ИП при партнерстве с Яндекс такси?

Добрый день. Сергей.

Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями (ст. 1005 ГК РФ), сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Яндекс такси/Убер/Гетт, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси.

С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для работы с ними по агентскому договору регистрировать им ИП не требуется.

Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит Вам:

1. Платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям.

2. Не платить налоги и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей.

Отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора:

1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно. В договоре прописывается, что Вы агент и прописывается Ваше вознаграждение.

2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре прописывается, что он заключается путем обмена сканами.

3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди партнеров Убер/Яндекс такси/Гетт — Вы размещаете у себя на сайте договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Далее когда водитель регистрируется у Вас на сайте, то он там ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договор между Вами считается заключенным.

От себя добавлю, что все партнеры указанных агрегаторов, кто уже разобрался в наиболее оптимальной и безопасной схеме работы, работают по агентскому договору и никто не платит налоги за водителей, при этом все спокойно отчитываются перед налоговой и никаких вопросов от налоговой не возникает, налог все платят только со своего вознаграждения.

Я лично писал несколько запросов в различные местные налоговые разных регионов и по этому вопросу всегда ответ был один — налоги Вы платите только с суммы своего агентского вознаграждения, налоги за водителей не платите. (они сами должны подать 3 НДФЛ и оплатить налог 13% с дохода, но это уже Вас не касается).

Есть конечно и случаи доначисления налогов партнерам со стороны налоговой, в 2017 году наиболее распространенные случаи доначисления — это перечисление денег водителям не с р/с, а путем вывода сначала себе на карту, а уже потом перевод со своей карты денег водителям (налоговая говорит раз вывели себе на карту — значит это все доход ИП), а также перевод денег не самому водителю, а третьему лицу (по просьбе водителя — жене/родственнику и т.д., например, когда у водителя заблокированы счета по долгам) без наличия соответствующего заявления со стороны водителя о переводе денег по его просьбе третьему лицу, правда и в этих случаях можно отбиться, если грамотно сформировать позицию и все перечисления водителям действительно имели место.

То есть Вам главное, чтобы у Вас была грамотно выстроена схема документооборота и перечисления денег водителям, все документы были в порядке и соответствовали закону и тогда в этой части никаких проблем у Вас не будет.

Отмечу также, что Вам нужны будут следующие коды ОКВЭД:
1) 49.32
Деятельность такси
Эта группировка также включает:
— аренду легковых автомобилей с водителем
2) 62.09
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
Эта группировка включает:
— прочие информационные технологии, связанные с работой на компьютере, не включенные в другие группировки, в том числе: предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения
Эта группировка не включает:
— установку специализированных цифровых и аналоговых компьютеров, см. 33.20;
— разработку компьютерного программного обеспечения, см. 62.01;
— консультирование в области компьютерных систем, см. 62.02;
— управление компьютерными техническими средствами, см. 62.03;
— обработку данных и хостинг, см. 63.11

Дополню, что вопрос Ваш не первый, рекомендую также ознакомиться с ответами юристов за следующие похожие вопросы:

В ФНС назвали агрегаторы типа «Яндекс.Такси» главной целью налога для самозанятых

Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU — Агрегаторы типа «Яндекс.Такси» являются главной целью нового налогового режима для самозанятых, сообщил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на Российском инвестиционном форуме.

«На самом деле, на сегодня агрегаторы, которые предоставляют услуги, — вот кто основная цель нового налога на самозанятых. Они должны быть в системе государственных отношений», — сказал Мишустин.

Он привел в пример сервис «Яндекс.Такси». «Когда вы заказываете «Яндекс.Такси», приезжает машина, вы заплатили там тысячу рублей и все. Дальше человек, который оказал вам эту услугу, платит агрегатору, например, 30%. Все. Какая-то информационная услуга, на самом деле, услуга оказана на территории Российской Федерации, нужно соответствующим образом платить налог, в том числе с того, что заработал данный таксист», — пояснил глава ФНС.

Он отметил, что сейчас развивается сотрудничество с агрегаторами в рамках специальной платформы. «Я очень надеюсь, что Сбербанк в ближайшее время к ней подключится», — сказал Мишустин.

По его словам, платформа позволяет агрегатору решить вопрос и перечислять эти 4% от стоимости услуг в налоговую службу.

Налог для самозанятых

В России15 ноября 2018

Эксперимент по введению налога на профессиональный доход для самозанятых граждан начался с 1 января 2019 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Новым налоговым режимом могут пользоваться физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели (ИП), если их деятельность не требует обязательной регистрации в качестве ИП), получающие доходы от деятельности, в которой у них нет работодателя и наемных работников.

Налоговая ставка составляет 4% от дохода, полученного при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам, и 6% в отношении доходов от реализации ИП и юрлицам. Использовать режим можно применительно к доходам не более 2,4 млн рублей в год (200 тыс. рублей в месяц).

Кроме того, налогоплательщики могут по желанию платить с этих доходов страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.