Исполнение постановления КоАП

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

9.8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшие постановление.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном ст. 32 2—32 11 КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.

Принудительное исполнение постановления о наложении административного штрафа, а также исполнение постановления о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи, являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, совершаются судебным приставом — исполнителем (за исключением постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов).

Постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП, приводится в исполнение в порядке, предусмотренном КоАП (за исключением разрешения споров с возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненных незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемых судом в порядке гражданского судопроизводства).

Если одновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания (в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа, за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законодательствам порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП;

5) отмены постановления.

Предыдущая

В связи с поступающими запросами таможенных органов о разъяснении положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП России) ГТК России сообщает.
1. При определении момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 рекомендаций по рассмотрению жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях и нарушениях таможенных правил (приложение к письму ГТК России от 25.06.2002 N 01-06/24891 «О направлении рекомендаций по рассмотрению жалоб и протестов») в целях обеспечения возможности проверки соблюдения лицами установленных сроков обжалования копии постановлений по делам об административных правонарушениях направляются с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие вручение или получение копии постановления, должны храниться в деле об административном правонарушении.
Как следует из пп. 2.3, 2.4 Временного положения о порядке учета, регистрации и хранения постановлений о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях, находящихся на исполнении в таможенных органах Российской Федерации (приложение к Приказу ГТК России от 25.06.2002 N 670 «Об утверждении Временного положения о порядке учета, регистрации и хранения постановлений по делам об административных правонарушениях, находящихся на исполнении в таможенных органах Российской Федерации»), оригиналы (в установленных законом случаях — дубликаты) постановлений по делам об административных правонарушениях подлежат передаче из отдела таможенных расследований для регистрации и исполнения в отдел исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в течение 3-х суток с момента вступления постановления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы (протеста) — со дня поступления решения по жалобе (протесту) из суда или должностного лица, их вынесших.
2. При решении вопроса о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на основании истечения срока давности исполнения постановлений (пункт 4 статьи 31.7, статья 31.9 КоАП России) необходимо руководствоваться тем, что максимальный срок, в течение которого постановление может быть приведено в исполнение, равен одному году со дня его вступления в законную силу, и по истечении одного года со дня вступления постановления в законную силу и при отсутствии обстоятельств, при которых течение срока давности исполнения прерывается, приостанавливается либо продлевается (части 2 — 4 статьи 31.9 КоАП России), исполнение постановления подлежит прекращению.
3. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению.
Статья 31.3 КоАП России регулирует ряд отношений, возникающих при обращении постановления по делу об административном правонарушении к исполнению.
В соответствии с положениями данной статьи:
— обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление;
— постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы (протеста) — со дня поступления решения по жалобе (протесту) из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Таможенный орган является одновременно органом, уполномоченным выносить постановления по делам об административных правонарушениях, обращать указанные постановления к исполнению и приводить их в исполнение.
ГТК России в целях повышения эффективности работы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях вправе установить сроки передачи постановления из одного подразделения таможенного органа в другое с учетом положений статьи 31.3 КоАП России, что и было сделано Приказом ГТК России от 25.06.2002 N 670 «Об утверждении Временного положения о порядке учета, регистрации и хранения постановлений по делам об административных правонарушениях, находящихся на исполнении в таможенных органах Российской Федерации» (пп. 2.3, 2.4 Временного положения).
4. Направление в банк копии постановления по делу об административном правонарушении для взыскания суммы административного штрафа.
Статья 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает, что взыскатель направляет в банк или иную кредитную организацию исполнительный документ (постановление по делу об административном правонарушении).
Часть 4 статьи 32.2 КоАП России устанавливает, что орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют его копию в банк и иную кредитную организацию.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
Согласно Положению Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 N 2-П (зарегистрировано Минюстом России 23.12.2002, рег. N 4068) инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке (пункт 12.1 указанного Положения), инкассовые поручения применяются в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, и для взыскания по исполнительным документам (пункт 12.2), инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата (абзац 2 пункта 12.5).
В соответствии с Положением Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15.09.1997 N 519 нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам (абзац 4 пункта 1.2 указанного Положения).
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и КоАП России, из положений которых следует, что таможенный орган направляет в банк для бесспорного списания суммы административного штрафа только копию постановления по делу об административном правонарушении (без инкассового поручения), являются нормативно-правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу, чем Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации», которое предусматривает направление в банк инкассового поручения с приложением подлинника исполнительного документа.
Исходя из изложенного, в случае неуплаты лицом, привлеченным к ответственности, в установленный срок суммы наложенного штрафа таможенный орган должен направить в банк копию постановления по делу об административном правонарушении, заверенную печатью органа, выдавшего исполнительный документ.
5. Хранение постановлений о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенном органе.
В соответствии с подп. а) п. 2 Порядка организации работы таможенных органов по учету неисполненных (частично исполненных) постановлений по делам об административных правонарушениях в части взыскания штрафов, стоимости товаров и транспортных средств, утвержденного Приказом ГТК России от 25.06.2002 N 662 «О внесении изменений в Приказ ГТК России от 03.12.2001 N 1146», основанием, при котором исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях и взыскание задолженности по ним не представляется возможным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является прекращение исполнения постановления по делу об административном правонарушении по основаниям, изложенным в статье 31.7 КоАП России.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 письма ГТК России от 08.07.2002 N 01-06/26972 «Об исполнении постановлений по делам о НТП и приведении их в соответствие с КоАП России» по постановлениям по делам о НТП, которые отнесены комиссиями таможенных органов до 01.07.2002 к постановлениям, исполнение которых не представляется возможным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо вынести постановления о прекращении исполнения данных постановлений по делам об административных правонарушениях на основании пп. 2, 4 статьи 31.7 КоАП России.
Согласно п. 10 Рекомендаций по составлению и регистрации акта учета задолженности по постановлениям по делам об административных правонарушениях, взыскание которой не представляется возможным, и хранению документов по взысканию данной задолженности в таможенном органе (приложение 6 к Порядку организации работы таможенных органов по учету неисполненных (частично исполненных) постановлений по делам об административных правонарушениях в части взыскания штрафов, стоимости товаров транспортных средств, утвержденному Приказом ГТК России от 03.12.2001 N 1146 в редакции Приказа ГТК России от 25.06.2002 N 662) акты учета задолженности, журнал учета и регистрации актов, документы, подтверждающие предпринятые меры для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе постановления о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, хранятся в отделе исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях таможенного органа до особого указания ГТК России.
6. Отсрочка, рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.
В соответствии со статьей 31.5 КоАП России орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа, могут отсрочить и (или) рассрочить исполнение указанного постановления при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления невозможно в установленные сроки, или с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Полагаем, что отсрочка и (или) рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания могут быть предоставлены судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, неоднократно. При этом в случаях, когда судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство по постановлению таможенного органа по делу об административном правонарушении, необходимо согласовать вопрос о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания с судебным приставом-исполнителем, возбудившим исполнительное производство.
7. Порядок зачисления денежных средств, взысканных в связи с привлечением лиц к административной ответственности, в федеральный бюджет.
В связи с возникшей неопределенностью в вопросе о том, в федеральный или в местные бюджеты подлежат зачислению административные штрафы, взысканные по постановлениям таможенных органов по делам об административных правонарушениях, сообщаем, что в соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП России сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. При этом, как следует из пункта 4 статьи 41 указанного Кодекса, к неналоговым доходам отнесены средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и иные суммы принудительного изъятия.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-Ф3 «О федеральном бюджете на 2003 год» доходы федерального бюджета, поступающие в 2003 году, формируются, в том числе, за счет доходов от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, компенсаций, возмещения ущерба, — в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 71) устанавливает, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно статье 1.3 КоАП России к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, и порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. В соответствии со статьей 1.1 КоАП России законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП России и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку административные штрафы, взысканные по постановлениям таможенных органов по делам об административных правонарушениях, являются видом административных наказаний за нарушение федерального законодательства, указанные штрафы не могут быть зачислены в местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) и подлежат зачислению в федеральный бюджет.
При этом в целях обеспечения зачисления доходов в бюджет в соответствии с законодательными актами Российской Федерации совместным Приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н (зарегистрирован Минюстом России 05.12.2001, рег. N 3070) утверждены Правила указания информации в полях «Плательщик» и «Получатель» расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов. В указанных Правилах содержатся порядок заполнения платежного поручения на перечисление платежей, в том числе неналогового характера, позволяющий в соответствии с законодательными актами обеспечить поступление таких платежей в федеральный бюджет.
8. Учет и контроль за исполнением постановлений судов по делам об административных правонарушениях.
Таможенные органы учитывают и контролируют исполнение только тех постановлений судов по делам об административных правонарушениях, исполнение которых, в соответствии с решением суда, возложено на таможенные органы.
Постановления, переданные судом для исполнения в другие органы, учету и контролю со стороны таможенных органов не подлежат. Копии таких постановлений, полученные таможенным органом, не учитываются в отчетных формах по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях и в общей сумме задолженности.
Заместитель
председателя Комитета
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.А.КАУЛЬБАРС

УДК 342.9 ББК 67.401

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,

доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: nv_malakhova@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются сущностные характеристики процесса исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Предметом исследования являются нормы административно-процессуального законодательства. Определенное внимание уделяется проблеме отсутствия законодательного закрепления концептуального понятийного аппарата.

Ключевые слова: административное правонарушение, исполнение постановления по делу об административном правонарушении, административное наказание, административный процесс, производство по исполнению постановления об административном наказании, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях.

Процессу исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях уделяется достаточное внимание ученых. В поле зрения исследователей, как правило, оказываются различные аспекты приведения в исполнение административных наказаний, в полной мере отображена система стадий и этапов данного процесса, уделено внимание вопросам правового регулирования исполнения конкретных видов наказаний и т.д.

Внося свою вклад в разработку теоретико-прикладных аспектов, относящихся к данной сфере, в рамках представленной статьи постараемся выделить характерные особенности, присущие процессу

исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Правовой основой исполнения постановления по делу об административном правонарушении является глава V Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях1. В то же время нормативное регулирование порядка приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется не только КоАП РФ, но и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации. К их числу относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является субинститутом юридической ответственности и рассматривается как форма (механизм) реагирования государства на правонарушение, как обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией за совершение правонарушения и реализация этой обязанности; как применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренного законом наказания; как негативная государственная оценка и осуждение правонарушения и лица, его совершившего, сопровождающееся применением наказания2.

Исходя из того, что административная ответственность является наиболее распространенным видом государственного принуждения, применяемым к лицам, чье поведение не соответствует установленным требованиям правопорядка, исполнение постановления по делу об административном правонарушении носит принудительный характер.

Основанием начала исполнения постановления по делу об административном правонарушении служит факт вступления его в законную силу согласно ст. 31.8 КоАП РФ.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, связанных с привлечением виновных лиц к ответственности, следовательно, является административным процессом. Профессор Б.М. Лазарев, например, обозначает юридический процесс как «систему действий, реально совершаемых в соответствии с процедурой теми или иными гражданами, организациями, органами и должностными лицами, и систему правоотношений, складывающихся в результате и посредством этих действий»3. По мнению большинства ученых, административный процесс является частью юридического процесса, поскольку — это властная деятельность государственной администрации, осуществляемая в рамках административно процессуальных норм и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов4.

Совокупность действий по исполнению постановления по делу об административном правонарушении представляет собой заключительный процесс при привлечении лица к административной ответственности. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, исполнение постановления по делу об административном правонарушении не входит в систему стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях. Этому есть объяснение, обусловленное нормативным предопределением самостоятельности указанного процесса, в том числе, в связи с размещением его в отдельном разделе КоАП РФ. Кроме того исполнение постановления по делу об административном правонарушении имеет свои цели и задачи, отличающиеся от целей и задач производства по делам об административных правонарушениях. В то же время отмечается дискуссионность данного вопроса.

Общим в позициях большинства ученых является признание «производства» частью административного процесса. При этом авторы подчеркивают, что юридические процедуры определяют стадии юридического процесса, их цели, последовательность и временные рамки, конкретные действия на каждой стадии, основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления и фик-сации5. Все это дает основание представить исполнение постановления по делу об административном правонарушении как исполнительное производство по делу об административном правонарушении, закрепив это законодательно. При этом верно будет согласиться с высказанным в литературе мнением, что данное производство будет являться одной из составляющих административно — юрисдикцион-ного процесса.

Нормативно установлены следующие стадии исполнительного производства: обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; приведение его в исполнение; отсрочка и рассрочка исполнения наказания; приостановление его исполнения; прекращение исполнения наказания; разрешение вопросов, связанных с исполнением наказания; окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Следует отметить, понятие «исполнение постановления по делу об административном правонару-

Вестник экономической безопасности

№ 2/2017

шении» шире понятия «исполнение постановления о назначении административного наказания», поскольку включает в себя не только приведение в исполнение вынесенного наказания, но и реализацию иных мер, обеспечивающих исполнение постановления. Этот вывод следует из содержания ст. 29.10 КоАП РФ, где говорится о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении может указываться размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, решаться вопросы: о мероприятиях, состоящих в запрете деятельности лиц; о возвращении залога за арестованное судно; о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение; об изъятых вещах и документах, на которые наложен арест. При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании в постановлении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию. Указанный срок также исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Субъектами правоотношений, возникающих в рамках исполнительного производства со стороны государства, являются иные лица, нежели те, что уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Другим субъектом правоотношений всегда является правонарушитель, указанный в постановлении о назначении админи-

стративного наказания. Каждый из субъектов исполнительного производства приобретает взаимные права и обязанности, отличающиеся от тех, которые имеют субъекты правоотношений при назначении административного наказания.

Исходя из вышесказанного, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой вид администра-тивно-юрисдикционной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, урегулированной нормами административного права, целью, которой является приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такова краткая характеристика особенностей исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, которая возможно послужит основой для дальнейшей научной проработки данной проблематики.

1 Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. Далее КоАП РФ.

2 Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 94—97.

3 См.: Управленческие процедуры. / Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1988. С. 5.

4 См.: БахрахД.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 306.

5 Попович О.М. Теоретические проблемы юридической сущности административного процесса // Вестник московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 133—135.

Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.