Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях

О ПОНЯТИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Оланцева Ю.А., соискатель кафедры административного права

Ростовский юридический институт МВД РФ

Аннотация: Данная статья посвящена изучению правовой природы стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Исследована процессуальная деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц по обеспечению исполнения постановлений о наложении административных наказаний.

Ключевые____слова: административное право,

правонарушение, исполнительное производство.

В основу классификации административных производств положен спор об объеме и содержании административного процесса1 . Понятие исполнения постановлений о наложении административный наказаний обусловлено такими категориями, как административный процесс и производство. Поэтому и вопрос об исполнении постановлений о наложении административных наказаний учеными рассматривается по-разному.

В настоящее время в научной юридической литературе можно выделить три основные направления изучения исполнения санкций административноправовых норм.

Исполнительное производство рассматривается применительно как к форме реализации права, административному процессу и производству по делам об административных правонарушениях.

До настоящего времени остается спорным вопрос о том, входит ли исполнение в административный процесс и является ли его стадией2. Одни авторы считают, что исполнение является стадией право-

1 См. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское

Классификация административных производств// Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: Сб. науч. Трудов. К. 1983. стр. 49-66.

2 См. Петров Г.И. Сущность советского административного права. Л.

применения3. Противоположного мнения придерживаются С.С. Алексеев, И.Я Дюрягин, В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, В.А. Юсупов и другие4. В теории права появилась концепция о необходимости исследования стадийности исполнительного производства с двух методологических позиций: общелогической характеристики совершения всех процедурно-процессуальных действий и рассмотрения функционального проявления всей процессуальной деятельности, т .е. учета таких этапов, которые представляют собой последовательный процесс комплекса действий, закрепленных в разнообразных процессуальных актах и имеющих целью достижение необходимого результата, предусмотренной нормой соответствующего материального права. Сторонниками данной точки зрения рассматриваются два основных уровня стадий юридического процесса: стадия логической последовательности и стадия функционального назначения5. При исследовании стадии как логической последовательности совершения определенных действий при реализации норм права в форме их применения точка зрения авторов, придерживающихся второй концепции, представляется более логичной и требует тщательной разработки. «Вряд ли оправданно относить к стадиям совершение фактических действий по реализации изданного акта, а также проверку и контроль за его исполнением. Ведь компетентный орган государства и должностное лицо, издав акт, доводит его до сведения заинтересованных лиц, и правоприменительная деятельность его на этом в абсолютном большинстве случаев заканчивается. Фактические же действия по реализации принятого решения чаще всего входят в компетенцию других органов и должностных лиц»6.

Не выработано единого мнения и в споре об отнесении исполнения постановлений о наложении административных наказаний к стадии функционального назначения. С точки зрения теории права сущность стадии функционального назначения оп-

5 См. Теория юридического процесса. Харьков. 1985. стр.127

6 См. Теория юридического процесса. Стр. 1 31.

ределяется природой и содержанием функциональной деятельности, определяемой специальными субъектами, которые занимают в процессе лидирующее положение, и специфическим характером принимаемых ими решений7.

По мнению одних авторов, исполнение является

заключительной стадией административного процесса8. Другие относят исполнение к стадии производства по делам об административных пра-вонарушениях9. Третьи ставят знак равенства между категориями «административный процесс» и «производство по делам об административ-

ных правонарушениях», считая исполнение принятого решения их стадией10.

На самом деле, при рассмотрении всей процедуры реализации норм материального права об административных проступках нельзя не заметить наличия определенных последовательных этапов. Так исполнительное производство может быть начато только после вступления постановления о наложении административного наказания в законную силу. По всей видимости, из-за этой последовательности действий, необходимых для полной реализации нормы материального права, авторы включают исполнение в производство по делам об административных правонарушениях, не учитывая, однако, предметной характеристики двух разных правовых явлений. К тому же авторы не учитывают и тот факт, что в ходе производства по делам об административных правонарушениях могут быть приняты постановления не только о наложении административных наказаний, но и о прекращении дела производством. В последнем случае исполнительное производство вообще не возникает.

Исходя из вышеизложенного, с точкой зрения авторов о существовании стадии исполнения в производстве по делам об административных правонарушениях трудно согласиться.

Ряд авторов, не отрицая существования стадий функционального назначения в производстве по делам об административных правонарушениях, выделяют в нем самом виды производства, соответствующие этим стадиям. В таком случае, на-

7 См. Там же. Стр. 138.

8 См. Котюргин СИ. Административный процесс в деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

административных взысканий органами внутренних дел //Проблемы теории и практики административной

ответственности в свете решений ХХУ съезда КПСС и Конституции СССР. М. 1979.стр. 138.

9 См. Бенедик И.В., Погребной И.М. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Производство по делам

10 Застрожная О.К. Советский административный процесс. Воронеж. 1985. стр. 92.

пример, стадия исполнения отождествляется с исполнительным производством11.

Проводя отличие производства от стадии, следует отметить, что первое, прежде всего, показывает предметные признаки процедуры реализации материального права. Стадия же относится к динамической характеристике производства, показывает определенную его фазу (этап). Учитывая, что исполнительное производство имеет свой специфический предмет регулирования (это является наиболее важным для выделения исполнения в отдельное производство), можно говорить о существовании определенных стадий функционального назначения и в нем. В качестве таких стадий выступают: направление постановления для исполнения; приведение постановления к исполнению; решение вопросов, возникающих в ходе исполнения постановления (как факультативная стадия); окончание исполнения производства.

Представляется, что правы те авторы, которые не относят исполнение к производству по делам об административных правонарушениях. С точки зрения автора оно включает в себя следующие стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, принятие решения, обжалование и опротестование по-становления12. Исполнение же постановлений о наложении административных наказаний, как отмечают В.В. Лазарев и Л.Л. Попов, является особым производством13.

В.Д. Сорокин различает три вида производств единого административного процесса: а) правотворческое производство; б) ряд правонадели-тельных производств; в) несколько правоохранительных производств14. К числу правоохранительных производств им отнесено исполнительное производство.

Основные признаки, подчеркивающие правильность данной точки зрения, можно изложить следующим образом. Содержание и характер действий, совершаемых в ходе исполнения постановлений о наложении административных наказаний, отличаются от процессуальной деятельности, совершаемой при установлении факта противоправного деяния нарушителя, рассмотрении дела по существу и вынесении решения, рассмотрении жалоб и протеста прокурора на постановление.

Исполнение постановлений о наложении административных наказаний следует отнести к самостоя-

11 Масленников М.Я. Применение административных взысканий. Калинин. 1986. стр. 16

12 См. Лазарев В. Основные положения производства по делам об административных правонарушениях//На боевом посту. 1985. 16 мая.

13 См. Лазарев В.В., Попов Л.Л. Новое законодательство об административных правонарушениях и его применение. Стр.58

14 См. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. СПб. 2003. Стр. 279

тельному производству и потому, что в нем решаются свои, самостоятельные задачи, отличающиеся от тех, которые решаются производством по делам об административных правонарушениях. Задачи эти состоят в том, чтобы обратить постановление о наложении административного наказания к исполнению, решить вопросы, возникающие перед органами в ходе исполнения (отсрочка или рассрочка исполнения, замена одного вида наказания другим в случаях, предусмотренных законом и т.д.) и непосредственно исполнить само наказание. Однако следует помнить, что они тесно связаны с решением задач производства по делам об административных правонарушениях, указанных в статье 24.1 КоАП РФ. Так, задача обеспечения исполнения постановления выполняется как в ходе подготовки материалов и принятия решения, так и в ходе обращения постановления к исполнению. Проведенное исследование показывает, что от точного установления места работы, учебы или жительства нарушителя, своевременного изъятия вещей и документов, разъяснения требований законодательства о необходимости добровольной уплаты штрафа в ходе производства по делам об административных правонарушениях во многом зависит успешная реализация административного наказания. Некоторые задачи выполняются в течение всего хода реализации нормы материального права. К ним необходимо отнести такие как предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе уважения закона. От правильного и своевременного выполнения выше перечисленных задач зависит укрепление законности и правопорядка.

Большое значение для правильного рассмотрения вопроса об исполнении постановления о наложении административного наказания как самостоятельного вида производства имеет определение самостоятельного круга участников, между которыми складываются правовые отношения, которые являются характерными только для данного производства. Такими отношениями являются, например, отношения административно арестованного администрацией специального приемника; судебного пристава и лица, обязанного уплатить штраф. В ходе производства по делам об административных правонарушениях по применению норм Особенной части КоАП РФ возникают совсем иные правоотношения.

Законодательством Российской Федерации регламентируется определенная процедура осуществления исполнения административных наказаний, что также дает основание для выделения его в отдельное производство. Законодатель, видимо, не случайно в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях выделил производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний в отдельный раздел, предусмотрев как основные положения

исполнительного производства, так и порядок исполнения отдельных административных наказаний.

Таким образом, все изложенные признаки дают основание для выделения деятельности по исполнению постановлений о наложении административных наказаний в самостоятельное производство. Значит, средствами реализации норм административного права являются два производства: производство по делам об административных правонарушениях и исполнительное производство.

Сущностью производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Для исполнительного производства характерна практическая реализация административного наказания, назначенного правонарушителю судом (судьей) или другим правомочным органом.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях, по мнению некоторых авторов, включает в себя как процессуальную деятельность по обеспечению исполнительных действий, например, направление постановления для исполнения компетентному органу, правоприменение для разрешения вопросов, связанных с исполнением административных наказаний, так и непосредственное исполнение назначенного компетентными органами наказания, т.е. деятельность, не относящаяся к процессу, например, обеспечение режима административного ареста15. Однако, руководствуясь концепцией о том, что сама система действий, реально совершаемых в соответствии с процедурой теми или иными гражданами, организациями, органами и должностными лицами, и система правоотношений, складывающихся в результате и посредством действий, образует процесс.

Конкретными стадиями исполнительного производства по делам об административных правонарушениях являются: направление постановления для исполнения компетентному органу;

фактическое исполнение постановления о наложении административного наказания;

разрешение вопросов, связанных с исполнением административных наказаний;

контроль за правильным и своевременным исполнением постановлений о наложении административного наказания.

В ходе исполнения постановления о назначении административного наказания могут возникнуть вопросы, решение которых требует вмешательства судьи, органов, должностных лиц вынесших постановление. Так, при решении вопросов об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения и т.д. юрисдикционные органы принимают решения в соответствии с требованиями норм права и оформляют их определенным образом.

15 Масленников М.Я. Применение административных

взысканий. Стр. 23 и др.

Из проведенного исследования следует, что исполнительное производство — это исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти (должностных лиц) по исполнению постановлений о наложении административных наказаний, осуществляемая в соответствии с требованием административнопроцессуальных норм строго установленным законом кругом органов (должностных лиц). По своей природе это односторонне властная, строго упорядоченная юридическая деятельность, цель которой состоит в достижении предусмотренного законом юридического результата- наказания виновного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Т.2. Свердловск. 1973. стр. 289.

2. Бенедик И.В., Погребной И.М. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел; Сб. науч. Трудов. К. 1983. стр. 13-14.

3. Блинохватов В.А. Об административной юрисдикции и определении понятия советского административного процесса //Формы государственного управления. М. 1983. стр. 134-141 и др.

4. Гнетов А.Т. Производство по делам об административных правонарушениях. Омск, 1967. стр. 7.

5. Дюрягин И.Я.Применение норм советского права. Свердловск. 1973. стр. 50-51.

6. Застрожная О.К. Советский административный процесс. Воронеж. 1985. стр. 92.

7. Клюшниченко А.П. Советское административное право.

Часть общая. К. 1975. стр.241.

8. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М. 1978. стр. 82-83.

9. Котюргин СИ. Административный процесс в деятельности советской милиции. Дисс. канд. юрид. наук. М. 1968. стр. 204 .

10. Лазарев В. Основные положения производства по делам об административных правонарушениях//На боевом посту.

1985. 16 мая.

11. Лазарев В. В., Левченко И.П.Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР.

1989. стр. 27-37.

13. Лазарев В.В.Применение советского права. Казань. 1972. стр.7.

14. Лещенко М.И Исполнение административных взысканий органами внутренних дел //Проблемы теории и практики административной ответственности в свете решений ХХУ съезда КПСС и Конституции СССР. М. 1979.стр. 138.

15. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев 3.А. Российское административное право. М. 1996. стр.194.

16. Масленников М.Я. Применение административных взысканий. Калинин. 1986. стр. 16

17. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.

1960, стр. 164.

18. Петров Г.И. Сущность советского административного права. Л. 1959. стр. 139.

19. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М. 1964. стр. 3-22.

20. Салищева Н.Г. К вопросу об административном процессе в СССР //Вопросы административного права на современном этапе. М. 1962. стр. 136.

23. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. СПб. 2003. Стр. 279

24. Фефилова В.Ф. Классификация административных производств// Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: Сб. науч. Трудов. К. 1983. стр. 49-66.

25. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М. 1977. стр. 92103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов государственного управления. М. 1979. стр. 18-19.

Рецензия

Важнейшим направлением административно-правовой реформы в Российской Федерации является создание адекватных современным политико-правовым условиям форм реализации исполнительной власти. Первый шаг в этом направлении был сделан с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, раздел IV которого регламентирует процессуальную форму административной юрисдикции. Однако процессуальную составляющую административного права нельзя считать окончательно сформированной; сделанное в конце прошлого века замечание М.С.Студеникиной о том, что административное законодательство «… весьма недавно встало на путь преодоления «процессуального нигилизма» остается, к сожалению, актуальным и на сегодняшний день. В современной науке административного права отсутствует единый подход к определению как понятия административного процесса, так и его отдельных элементов. Весьма отчетливо это проявляется на примере исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, в отношении которого на доктринальном уровне до сих пор не сформирован единообразный подход по вопросу о правовой природе этого явления — важнейшем условии легального построения эффективного правового режима. Автором проведено серьезное научное исследование исполнительного производства в административном процессе с позиции его сущности и места в системе административных процессуальных отношений. Статью отличает богатство научного аппарата, внимание уделено практически всем существующим в современной науке взглядам по проблематике проведенного исследования. Четко прослеживается авторская составляющая — научные позиции подвергнуты критическому осмыслению, результатом чего стали собственные выводы автора, не всегда бесспорные и однозначные, но, безусловно, самостоятельные и творческие. Отдельные пожелания автору — активнее использовать материалы правоприменительной деятельности юрисдикционной деятельности, помятуя о том, что критерием научной истины является практика — ни в коей мере не порочат общего благоприятного впечатления от представленной статьи и могут быть реализованы в ходе дальнейшей работы над избранной темой.

Работа выполнена на высоком научном уровне и вполне может быть рекомендована к опубликованию в научном издании.

Профессор кафедры административного права

РЮИ МВД, д.ю.н. Позднышов А.Н.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»

И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

Принят

Государственной Думой

28 февраля 2014 года

Одобрен

Советом Федерации

5 марта 2014 года

Статья 1

1) пункт 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.»;

2) в пункте 5 статьи 4 слова «руководителем Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации (далее — главный судебный пристав Российской Федерации)» заменить словами «главным судебным приставом Российской Федерации»;

3) в пункте 2 статьи 8:

а) абзац четвертый дополнить словами «, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области»;

б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«определяет тактику проведения исполнительно-разыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка;»;

в) дополнить новыми абзацами восьмым и девятым следующего содержания:

«устанавливает порядок служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;»;

г) абзацы восьмой — четырнадцатый считать соответственно абзацами десятым — шестнадцатым;

4) в пункте 2 статьи 9:

а) дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

«при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;»;

б) абзацы шестой — одиннадцатый считать соответственно абзацами седьмым — двенадцатым;

5) в пункте 2 статьи 10:

а) в абзаце седьмом слова «подразделения судебных приставов» заменить словами «Федеральной службы судебных приставов»;

б) дополнить новым абзацем четырнадцатым следующего содержания:

«при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;»;

в) абзац четырнадцатый считать абзацем пятнадцатым;

6) в пункте 1 статьи 11:

а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

«осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;»;

б) абзацы восьмой — одиннадцатый считать соответственно абзацами девятым — двенадцатым;

в) дополнить новым абзацем тринадцатым следующего содержания:

«при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;»;

г) абзацы двенадцатый — семнадцатый считать соответственно абзацами четырнадцатым — девятнадцатым;

7) в статье 12:

а) в пункте 1:

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.»;

б) в пункте 2:

дополнить новым абзацем тринадцатым следующего содержания:

«при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;»;

абзацы тринадцатый и четырнадцатый считать соответственно абзацами четырнадцатым и пятнадцатым;

8) в статье 13:

а) слова «Судебный пристав» заменить словами «1. Судебный пристав»;

б) дополнить пунктами 2 и 3 следующего содержания:

«2. Судебный пристав обязан не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну.

3. Судебный пристав обязан не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.»;

9) в пункте 3 статьи 14 слова «на электронном носителе» заменить словами «в форме электронного документа»;

10) в пункте 1 статьи 17:

а) в абзаце втором слова «и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях» заменить словами «, свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, а также на должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим.»;

11) абзац четвертый пункта 1 статьи 18 дополнить словами «, а также на здания, помещения Федеральной службы судебных приставов».

Статья 2

1) в статье 6.1:

а) в части 3:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;»;

дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

«6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;»;

дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.»;

б) часть 4 дополнить словами «, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства»;

2) статью 14 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.»;

3) часть 2 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания: «Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.»;

4) часть 1 статьи 31 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона.»;

5) дополнить статьей 34.1 следующего содержания:

«Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения

1. В случае сложности или большого объема исполнительного производства в целях более оперативного и правильного исполнения содержащихся в нем требований главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации или старший судебный пристав может поручить совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения по такому исполнительному производству нескольким судебным приставам-исполнителям (далее — группа принудительного исполнения).

2. Постановление о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения выносится главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или старшим судебным приставом.

3. В постановлении о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения указываются судебные приставы-исполнители, включенные в состав группы принудительного исполнения, а также руководитель группы принудительного исполнения.

4. В постановлении главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения также указывается подразделение судебных приставов, при котором создается группа принудительного исполнения.

5. Старший судебный пристав подразделения судебных приставов, при котором создается группа принудительного исполнения, осуществляет установленные настоящим Федеральным законом полномочия старшего судебного пристава по исполнительному производству, по которому принято решение о ведении его группой принудительного исполнения, в отношении судебных приставов-исполнителей, включенных в состав группы принудительного исполнения.

6. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав подразделения на территории, на которую распространяются их полномочия, обязаны оказывать содействие в исполнении исполнительного документа (исполнительных документов) судебному приставу-исполнителю, входящему в группу принудительного исполнения, если он совершает исполнительные действия и (или) применяет меры принудительного исполнения на данной территории.

7. Руководитель группы принудительного исполнения и судебные приставы-исполнители, входящие в состав группы принудительного исполнения, принимают исполнительное производство к исполнению. Руководитель группы принудительного исполнения организует работу группы принудительного исполнения по исполнению требований исполнительного документа (исполнительных документов), руководит действиями судебных приставов-исполнителей, входящих в состав группы принудительного исполнения.

8. Судебные приставы-исполнители, входящие в состав группы принудительного исполнения, обязаны сообщать руководителю группы принудительного исполнения обо всех совершенных ими исполнительных действиях и принятых ими мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем совершения указанных действий или применения указанных мер.

9. Руководитель группы принудительного исполнения вправе самостоятельно совершать исполнительные действия и (или) применять меры принудительного исполнения, а также давать судебным приставам-исполнителям, входящим в состав группы принудительного исполнения, поручения о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения, которые являются обязательными для этих судебных приставов-исполнителей.

10. Руководитель группы принудительного исполнения при осуществлении исполнительного производства группой принудительного исполнения принимает решения:

1) о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником в случаях, установленных статьей 52 настоящего Федерального закона;

2) об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство;

3) о возврате взыскателю исполнительного документа;

4) о приостановлении, возобновлении, прекращении, об окончании исполнительного производства;

5) о возбуждении исполнительных производств по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, при прекращении и окончании основного исполнительного производства;

6) о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации;

7) о передаче имущества должника на реализацию, передаче нереализованного имущества должника взыскателю;

8) о распределении взысканных денежных средств;

9) о взыскании исполнительского сбора;

10) об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка;

11) об обращении с заявлением о приостановлении или прекращении исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, о предоставлении отсрочки или рассрочки, об изменении способа или порядка их исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.»;

6) часть 2 статьи 38 дополнить словами «, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом»;

7) в статье 43:

а) часть 2 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.»;

б) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.»;

8) пункт 5 части 1 статьи 46 после слов «не реализованное» дополнить словами «в принудительном порядке»;

9) в части 1 статьи 59 слова «и хранилищ» исключить;

10) в статье 64:

а) в пункте 5 части 1 слова «и хранилища» исключить;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.»;

11) в статье 65:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 65. Исполнительный розыск»;

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.»;

в) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее — розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее — судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.»;

г) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.»;

д) часть 4 после слов «об отобрании» дополнить словами «либо о передаче»;

е) в части 7 слова «судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее — судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск)» заменить словами «судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск»;

ж) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.»;

з) в части 9 слова «об объявлении розыска» заменить словами «о розыске»;

и) часть 10 изложить в следующей редакции:

«10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.»;

к) дополнить частью 10.1 следующего содержания:

«10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.»;

л) дополнить частью 11.1 следующего содержания:

«11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.»;

12) в части 4 статьи 67 слово «выдан» заменить словом «выданы», слова «не является судебным актом» заменить словами «не являются судебным актом»;

13) в части 1 статьи 69 слова «его принудительную реализацию» заменить словами «его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию»;

14) статью 80 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, за исключением ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста, не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей.»;

15) в статье 85:

а) в части 4:

пункт 3 после слов «указанная оценщиком в отчете,» дополнить словами «является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но»;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.»;

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.»;

16) часть 1 статьи 87 изложить в следующей редакции:

«1. При отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.»;

17) дополнить статьей 87.1 следующего содержания:

«Статья 87.1. Самостоятельная реализация имущества должником

1. Должник вправе в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества, если его стоимость не превышает 30 000 рублей.

2. При поступлении от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении применения мер принудительного исполнения, в котором определяет, что денежные средства в размере, указанном в постановлении об оценке такого имущества, вырученные должником от реализации, должны быть перечислены им на депозитный счет подразделения судебных приставов в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения постановления, и предупреждает должника об ответственности за совершение незаконных действий в отношении такого имущества и о последствиях его нереализации.

3. В случае нереализации должником в установленный срок имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение об оставлении за собой такого имущества, а в случае отказа взыскателя от оставления за собой нереализованного имущества выносит постановление о передаче такого имущества на принудительную реализацию, копия которого направляется сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.»;

18) дополнить статьей 87.2 следующего содержания:

«Статья 87.2. Оставление взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно

1. Взыскатель в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения о том, что стоимость имущества должника, оценка которого произведена судебным приставом-исполнителем или оценщиком, не превышает 30 000 рублей, вправе ходатайствовать об оставлении за собой указанного имущества в счет погашения взыскания.

2. Судебный пристав-исполнитель при отсутствии ходатайства должника о самостоятельной реализации либо при нереализации должником в установленный срок имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, на основании соответствующего ходатайства взыскателя выносит постановление о передаче ему указанного имущества по цене, определенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком.

3. Если стоимость имущества должника превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, взыскатель вправе оставить за собой такое имущество при условии одновременного перечисления соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов.

4. При поступлении ходатайств об оставлении за собой имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, от нескольких взыскателей одной очереди данное имущество передается в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

5. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

6. В случае отказа взыскателя от передачи ему имущества должника, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, либо непоступления от него ходатайства об оставлении за собой такого нереализованного имущества данное имущество подлежит принудительной реализации.»;