Использование чужой печати

Вопрос: какая ответственность за использовании чужой печати на договорах о продаже мебели?

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, —

наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Использование заведомо подложного документа —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Чем грозит использование поддельной печати

Ни одна организация не обходится без применения печати, которой закрепляются подписание важных финансовых документов на крупные суммы. Это влечёт за собой интерес злоумышленников, желающих обогатиться за чужой счёт.
Так чем же грозит использование поддельной печати?
В нашей стране за подделку официальных бумаг и штампов существует уголовная ответственность. Однако, в погоне за богатством, мошенников это не останавливает.
Иногда сами владельцы печати, при её утере не желают тратить время на походы в полицию и банк для написания заявления о пропаже и утверждения нового клише, просто восстанавливают её по оттиску. Но это уже не оригинал. В это время кто-то найдёт и воспользуется в преступных целях такой находкой. Нельзя безалаберно относиться к таким важным вещам, это может закончится плачевно.
Кто и зачем подделывает печать
Чаще всего подделкой занимаются аферисты, ищущие лёгкую добычу. Они рассчитывают на невнимательность людей, занимающихся документооборотом. Обычно просматривают только наличие печати и подписи на официальной бумаге, редко проверяя досконально текст и подлинность оттиска.
Есть случаи, когда организация самостоятельно изготавливает два клише для того, чтобы уйти от налогов или получить какую-либо выгоду. Ставят такие подделки на такие документы, как:

  • справка о доходах физического лица (с целью получения кредитных средств);
  • акт приемки-передачи;
  • акт сверки взаиморасчётов;
  • счёт-фактура;
  • товарно-транспортная накладная;
  • договор.

Иногда аферисты пользуются заключенными договорами между банком и организацией, получая наличные по фиктивным платёжным поручениям. Вариантов махинаций множество, а цель одна – обман и обогащение.
Руководители предприятий, занимающиеся мошенничеством, как и сторонние злоумышленники не задумываются о том, какое наказание за этим следует.
Наказание за использование поддельной печати
На территории Российской Федерации действует УК, в котором сказано, что согласно 327 статье за подделку печати граждане РФ несут уголовную ответственность, в зависимости от тяжести преступления. А именно:

  • лишение свободы с отбыванием в тюрьме до двух лет;
  • арест сроком до четырёх месяцев;
  • ограничение в свободе до трёх лет.

Если человек ничего не осознал и повторно попал на скамью подсудимых, срок увеличивается до четырёх лет содержания в колонии.
Те, кто использует фальсифицированную документацию, тоже не избежит наказания. Здесь предусмотрены:

  • обязательные работы до двухсот сорока часов;
  • штраф в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
  • арест от нескольких месяцев до полугода;
  • исправительный труд продолжительностью до двух лет.

Прежде чем приступить к фальсификации оттиска, нужно помнить о том, чем это закончится.
Кроме того, нельзя экономить на изготовлении штампа. Дешёвый экземпляр быстро выходит из строя и легко подделывается аферистами. Такая экономия обернётся большими финансовыми потерями. Лучший вариант – это использование клише с несколькими степенями защиты.

Ответственность за использование чужих логотипов и товарных знаков

Товарный знак подлежит обязательной регистрации в Патентном бюро РФ. Его использование охраняется международной системой регистрации товарных знаков. Кроме того, он должен иметь высокую степень защиты от подделки (например, незаметные элементы, голограммы). Право его использования регламентируется п. 1 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ «Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак принадлежит исключительное право использования товарного знака любым, не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным право на товарный знак».

В отличие от товарного знака, логотип – это обозначение какого-либо вида товаров и/или услуг предпринимателя и не подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

Что необходимо предоставить при заказе услуги печати логотипа или товарного знака на продукции нашей компании

Информационное письмо на бланке компании, где обязательно должны быть указаны ее реквизиты. Документ должен иметь исходящий номер, дату. Письмо должно быть подписано руководящим составом и заверено печатью организации. В левом нижнем углу указывается ФИО и телефон исполнителя.

Документ должен содержать приложения. Приложение № 1 – эскиз или макет логотипа/товарного знака с указанием размеров, цветовой гаммы по палитре Pantone/CMYK. Приложение № 2 – копия патента на товарный знак, заверенная штампом «КОПИЯ» и печатью организации с указанием ОГРН.

Индивидуальным предпринимателям необходимо предоставить письмо с печатью ИП, с приложением эскиза и копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Если правообладатель находится за рубежом, но у него есть российские партнеры, или имеет разветвленную сеть представительств, необходимо предоставить копию лицензионного договора с правообладателем товарного знака. (п. 2 статьи 1486 ГК РФ).

Компания «Центр Пакетных Технологий» не производит подделки под товарные знаки, защищённые авторским правом или лицензионным соглашением. За нарушения авторского права при предоставлении макетов для печати (шаблонов, логотипов, дизайнов) покупатель несет ответственность, предусмотренную законом.

Виды товарных знаков

  • Изобразительные (графические элементы, обозначения, монограммы, картинки);
  • Словесные. К ним относятся рекламные слоганы, названия, девизы;
  • Комбинированные (например, графический логотип с девизом компании);

Где и как может применяться товарный знак

Любой товарный знак подлежит обязательной регистрации. Свидетельство или патент служит подтверждением авторского права на данный бренд и защитой бизнеса от происков конкурентов. Для того, чтобы понять, зарегистрирован ли товарный знак, используются специальные грифы, которые проставляются справа от его изображения.

Гриф в виде латинской буквы R, заключенной в круг, (®), указывает на то, что данный бренд запатентован на территории Российской Федерации.

Гриф ТМ присваивается товарным знакам в том случае, если документы на его патентование находятся на рассмотрении в Патентном бюро РФ.

Согласно п. 2 статьи 1484 ГК РФ , товарный знак проставляется на:

  1. на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  2. при выполнении работ, оказании услуг;
  3. на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  4. в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  5. в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Срок действия патента на товарный знак – 10 лет, после чего он подлежит продлению.

Что считается нарушением авторских прав на товарный знак

Согласно п. 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.»

Нарушениями считаются похожее название, однородный вид деятельности и получение прибыли. Понятие «степень смешения» указывает на то, что бренды и логотипы настолько похожи, что их можно легко перепутать.

Три самых распространенных нарушения авторских прав на товарный знак

Похожее название

  • Разница в регистре букв, например, Tezenis – TeZenis;
  • Латинское название написано транслитом: Tezenis – Тезенис;
  • Разница в наименовании бренда на одну-две буквы: Tezenis – Tsezenis;
  • Название аналогичное оригинальному бренду, но с указанием рода деятельности, например, Tezenis-отель.

Однородная деятельность

Если два предприятия с похожими названиями занимаются не пересекающимися друг с другом видами деятельности, например, одна фирма продает лекарства, а вторая производит автопокрышки, то с точки зрения закона нарушений нет. Если похожи не только сами названия, но и род деятельности, то необходимо проверить, какие виды деятельности прописаны для данного товарного знака в международном реестре товаров и услуг (МКТУ).

Чтобы проверить список товаров и услуг для данного бренда, необходимо ввести номер свидетельства в реестре товарных знаков.

Получение прибыли

Такое нарушение относится к товарным знакам, имеющим степень смешения. При этом неважно, знает ли потенциальный конкурент о наличии сходного товарного знака. Если он его использует и получает от этого прибыль, то это нарушение авторских прав. Под использованием подразумевается размещение бренда на товарах, этикетках, упаковках, вывесках, в рекламе, документации, в доменных именах и соцсетях. Подобное деяние карается законом, согласно статье 180 УК РФ (Незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг).

Что не считается нарушением авторского права

Нарушениями авторского права на товарный знак не считаются следующие моменты:

  • Размещение логотипа или товарного знака на сайте, если с правообладателем заключен договор о сотрудничестве. Например, на сайте производителя бортового питания размещен товарный знак авиакомпании.
  • Упоминание бренда в новостях, статьях, интервью, интернет-публикациях, даже если на сайте продается аналогичная продукция. Главное условие – отсутствие риска степени смешения с брендом правообладателя. Согласно Постановлению Верховного Арбитражного суда РФ от 01.12.2009 года №10852/09: «…словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака».
  • Не считается нарушением размещение товарного знака на сайтах сервисных центров или официальных дилеров.
  • Если через интернет-сайт предлагается к продаже или реализуется товар, введенный в гражданский оборот в России владельцем знака или с его согласия (наличие лицензионного соглашения).
  • Если компания переуступила свои права на товарный знак другой фирме (регламентируется лицензионным соглашением).

Чем грозит покупателю нарушение авторских прав на товарный знак

Законом установлены следующие размеры компенсации за использование чужого товарного знака без разрешения правообладателя:

  • Для физических лиц штраф от 5 до 10 тыс. рублей;
  • Для должностных лиц от 10 до 50 тыс. рублей;
  • Для компаний от 50 до 200 тыс. рублей.

За производство и сбыт товаров с чужим логотипом физическим лицам вменяется оплата двойной стоимости товаров, должностным лицам – тройной (не менее 50 000 рублей), для компаний- возмещение пятикратной стоимости (но не ниже 100 тыс. рублей).