Излишне уплаченная сумма страховых взносов

Возврат переплаты страховых взносов в 2020 году

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

Письмо на возврат страховых взносов — бланк

Итоги

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

В настоящее время практически все виды страховых взносов (кроме платежей на страхование от несчастных случаев) подчинены положениям НК РФ, в котором имеется не только отдельная глава, посвященная этим начислениям, но и отсылки к взносам во всех общих правилах работы с налоговыми платежами (ч. 1 НК РФ). Поэтому возврат (зачет) страховых взносов проводится по алгоритмам, применяемым при аналогичных процедурах для налогов и сборов (ст. 78, 79 НК РФ).

Подробнее о возврате (зачете) налогов читайте .

Однако эти правила для взносов имеют свою специфику, обусловленную тем, что:

  • взносы, уплачиваемые после 2016 года, по-прежнему платятся раздельно по фондам;
  • взносы, поступающие в ПФР, учитываются персонифицированно;
  • в течение 2017–2019 годов (переходный период) может возникать вопрос о возврате взносов, перечислявшихся туда по правилам, действовавшим до 2017 года.

Вместе с тем «несчастные» взносы остались в ведении ФСС и по-прежнему подчиняются положениям закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Поэтому в вопросах возврата переплаты по этим страховым взносам в 2020 году придется руководствоваться ст. 26.12 и 26.13 этого документа.

Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

В НК РФ вопрос зачета (возврата) взносов решен просто. К нему относятся все аналогичные положения, действительные для налогов и сборов, но введены дополнения, учитывающие специфику взносов:

  • зачесть переплату можно в счет будущих платежей только по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
  • вернуть нельзя ту переплату, которая отразилась в отчетности, поданной в ПФР, и уже учтена за конкретными застрахованными лицами (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ);
  • возврат при наличии долгов по пеням и штрафам по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными, будет осуществлен за вычетом суммы имеющейся задолженности (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Обращаться за возвратом взносов, перечисленных в бюджет после 2016 года, нужно в налоговую службу.

Вопрос о взносах, относящихся к переходному периоду, решен законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ, устанавливающим, что решение о возврате таких сумм будут принимать сами фонды (п. 1 ст. 21 закона № 250-ФЗ, письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-05/19760, ФНС от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@). Туда и нужно обращаться с заявлением. По взносам, возвращаемым из ФСС, заявление можно подать как в фонд, так и в налоговую.

ВАЖНО! Вернуть по заявлению можно взносы, которые переплатили не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Если срок пропущен, можно попытаться сделать возврат через суд.

Подробнее об этом см. .

О том, какие сроки установлены для возврата переплаты из ПФР, читайте в этом материале.

Как уточнить платеж по пенсионным взносам, узнайте .

Правила возврата «несчастных» взносов в законе № 125-ФЗ с 2017 года выделены в отдельные статьи, содержание которых в основных моментах дублирует правила, применяемые к налоговым платежам (т. е. положения ст. 78 и 79 НК РФ). Заявление о возврате таких взносов надо направить, соответственно, в ФСС.

Письмо на возврат страховых взносов — бланк

Таким образом, в 2020 году возврат переплаты по взносам производится через:

  • ИФНС по согласованию с фондом — в части взносов, уплачиваемых с 2017 года;
  • сам фонд — в отношении взносов, уплаченных до 2017 года (в 2020 году это придется делать через суд, т. к. трехлетний срок на возврат будет пропущен);
  • ФСС — в части «несчастных» взносов вне зависимости от периода их уплаты.

Для обращения в любую из инстанций плательщику взносов требуется подать заявление на своем особом бланке, каждый из которых можно скачать на нашем сайте.

Для составления заявления в ИФНС надо использовать форму документа, содержащуюся в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Сейчас она используется в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

Скачать форму

В ПФР (в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных до 2017 года) обращение следует составить по формам 23-ПФР (если взносы были переплачены) или 24-ПФР (если имело место излишнее взыскание), утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п.

Скачать форму

Скачать форму

При обращении за возвратом в ФСС будет использована форма 23-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457.

Скачать форму

Итоги

Сейчас возврат страховых взносов (кроме «несчастных») подчинен правилам, установленным НК РФ, и происходит через обращение в ИФНС. Аналогичные по основным положениям правила введены в закон 125-ФЗ, посвященный «несчастным» взносам, которые продолжает курировать ФСС. Возврат взносов, переплаченных до 2017 года, осуществляют сами фонды, получавшие эти взносы. То есть в период 2017–2019 годов существуют 3 инстанции, способные сделать возврат, и в каждую из них заявление о возврате придется составить по своей особой форме. С 2020 года таких инстанций две: ИФНС и ФСС (по взносам на травмтизм).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Зачет или возврат сумм переплаты по страховым взносам

Плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

При обнаружении факта излишней уплаты страховых взносов территориальный орган ПФР сообщает об этом плательщику в течение 10 дней со дня обнаружения факта переплаты.

При обнаружении факта возможной переплаты, территориальный орган ПФР вправе провести с плательщиком совместную сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть:

  • зачтена в счет предстоящих платежей плательщика;
  • зачтена в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения;
  • возвращена плательщику страховых взносов.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Это не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов.

Соответствующее решение территориальный орган ПФР принимает в течение 10 дней со дня обнаружения им факта переплаты, или со дня получения заявления от плательщика страховых взносов, или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (если такая сверка проводилась).

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам территориальные органы ПФР осуществляют самостоятельно. В этом случае решение принимается в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов или со дня вступления в силу решения суда. Однако плательщик может и сам подать заявление, чтобы излишне уплаченную им сумму зачли в счет погашения задолженности по пеням и штрафам. В этом случае решение также принимается в течение 10 дней.

С 2015 года зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа

Таким образом, переплату по взносам на обязательное медицинское страхование можно зачесть в счет уплаты пенсионных взносов и наоборот. А вот переплату по этим взносам направить в счет погашения задолженности по взносам в фонд социального страхования нельзя, так как контроль за правильностью их уплаты возложен на ФСС.

Чтобы вернуть излишне уплаченные страховые взносы, плательщик должен подать заявление, и тогда сумма будет возвращена в течение месяца после получения такого заявления. Если у плательщика имеется задолженность по пеням и штрафам, возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Пенсионный фонд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата). Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или другим способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае направления указанного сообщения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

ВАЖНО! Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР не производится, если территориальный орган Пенсионного фонда учел сумму излишне уплаченных страховых взносов в составе сведений персонифицированного учета и эти сведения разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Решение от 20 февраля 2019 г. по делу № А53-34312/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А53-34312/18
20 февраля 2019 г.
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2019 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркович Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Актяновой Олеси Геннадьевны (ИНН 615521700405, ОГРНИП 313618213600045)
к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (ИНН 6141019037, ОГРН 1026101843481), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области
о взыскании излишне уплаченных страховых взносов,
при участии:
от заявителя: Актянова О.Г.;
от государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области ответчика: представитель по доверенности от 29.12.2018 Олейникова Л.Е.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области: представитель не явился;
установил:

индивидуальный предприниматель Актянова Олеся Геннадьевна (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявление к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (далее – ответчик) о признании незаконным решения от 08.08.2018 №11710/13 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в размере 29 652 руб. (уточненная редакция заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области.
Заявитель пояснил настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв в материалы дела.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области, извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Актянова Олеся Геннадьевна является плательщиком страховых взносов, применяет общую систему налогообложения.
Предприниматель 01.08.2018 обратился с заявлением в пенсионный фонд о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за период 2014-2015 годов.
Письмом от 08.08.2018 №11710/13 пенсионный фонд отказал в возврате сумм излишне уплаченных взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год.
Полагая, что указанный отказ в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является незаконным, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ:
— в случае если величина дохода плательщика страховых, взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
— в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам, производится самостоятельно в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов согласно статье 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Орган контроля за уплатой страховых взносов, установив факт излишнего взыскания страховых взносов, обязан сообщить об этом плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня установления этого факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» начиная с 01.01.2017 администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.
В силу статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (часть 3).
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть, в порядке установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Также, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, совместно ФНС России и ПФР России был разработан порядок возврата страховых взносов за периоды до 2017 года (от 04 октября 2017 года N НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@), согласно которому, решение о возврате страховых взносов принимается в десятидневный срок отделением ПФР и направляется в УФНС России по субъекту РФ. На его основании налоговые органы формируют заявку на возврат и направляют ее в орган Федерального казначейства.
Таким образом, лицом, на котором лежит обязанность исполнить решение УПФР о возврате излишне уплаченных страховых взносов, является ИФНС.
Из представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что сумма дохода от осуществления предпринимательской деятельности в связи с применением общей системы налогообложения за 2014 г. составила 3301494,65 руб. Сумма расходов, связанная с получением дохода, составила 2965199,23 руб.
Как указали заинтересованные лица, в качестве индивидуального предпринимателя, производящего выплаты физическим лицам, Актянова О.Г. на учете не состояла.
В пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ указано, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016 и действует непосредственно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 названной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют, в частности, налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций».
Таким образом, база для исчисления предпринимателю страховых взносов за 2014 год составила 36 295,42 руб. (3301494,65 — 2965199,23 – 300 000), следовательно, сумма страховых взносов в размере 1% составила 362,95 руб.
Предпринимателем произведена оплата страховых взносов за 2014 год в размере 30 014,95 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.03.2015 №13, и не оспаривается заинтересованными лицами.

Задолженность по страховым взносам иным обязательным платежам и санкциям у предпринимателя отсутствует, доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.
При этом суд учитывает, что в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 по делу N А27-5253/2016 указано, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Данная правовая позиция изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа о возврате предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г., выраженного в письме государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области от 08.08.2018 № 11710/13.
В силу положения части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязывает государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю Актяновой Олесе Геннадьевне излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 29 652 руб. и передать для исполнения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области, в свою очередь Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области суд обязывает произвести возврат индивидуальному предпринимателю Актяновой Олесе Геннадьевне излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 29 652 руб.
Судебные расходы подлежат возмещению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд уплачена государственная пошлина по чеку от 24.10.2018 в размере 2000 руб. Расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. возлагаются на заинтересованное лицо. Излишне уплаченную по чеку от 24.10.2018 государственную пошлину в размере 1 700 руб. надлежит возвратить заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ, выраженный в письме государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (ИНН 6141019037, ОГРН 1026101843481) от 08.08.2018 № 11710/13.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (ИНН 6141019037, ОГРН 1026101843481) принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю Актяновой Олесе Геннадьевне (ИНН 615521700405, ОГРНИП 313618213600045) излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 29 652 руб. и передать для исполнения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области произвести возврат индивидуальному предпринимателю Актяновой Олесе Геннадьевне (ИНН 615521700405, ОГРНИП 313618213600045) излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 29 652 руб.
Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (ИНН 6141019037, ОГРН 1026101843481) в пользу индивидуального предпринимателя Актяновой Олеси Геннадьевны (ИНН 615521700405, ОГРНИП 313618213600045) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Актяновой Олесе Геннадьевне (ИНН 615521700405, ОГРНИП 313618213600045) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку от 24.10.2018 государственную пошлину в размере 1 700 руб.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.Ю. Андрианова

Суд:

АС Ростовской области

Истцы:

Актянова Олеся Геннадьевна

Ответчики:

ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области

Иные лица:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №11 по Ростовской области