Изменения в законодательстве 2019

Налог на имущество

Во-первых, начиная с 2019 года будут действовать новые правила обложения налогом на имущество юрлиц. Из определения объекта налогообложения налогом на имущество исключено слово «движимое» — с нового года облагаться налогом на имущество может только недвижимое имущество. Новый порядок распространяется на все имущество независимо от даты приобретения и способа или источника его поступления. Такие изменения в п. 1 ст. 374 НК РФ вносит пп. «а» п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Во-вторых, появятся новые основания для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ). На данный момент таких причин только две: 1) исправление ошибки, допущенной при определении стоимости, и 2) решение комиссии по рассмотрению споров или решение суда. После 1 января 2019 года таких причин будет четыре:

  1. изменение качественных и количественных характеристик объекта;
  2. исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН, исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  3. пересмотр кадастровой стоимости по решению комиссии или суда;
  4. изменение кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или суда.

Уточнение платежа на уплату налогов

С 1 января 2019 года подать заявление об уточнении платежа на уплату налогов и взносов можно будет даже в том случае, если деньги поступили на неверный счет Федерального казначейства. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ заполняется в соответствии с правилами, установленными Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 45 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ).

При обнаружении ошибки, не повлекшей неперечисления денег, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления средств вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой и приложить подтверждающие документы.

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль в размере 20 % в 2019 году не изменится и будет действовать до 31 декабря 2024 года. Распределение между федеральным и региональным бюджетами следующее: в федеральный бюджет — 3 %; в региональный — 17 %.

Ранее было установлено, что любой субъект РФ может издать закон, который снизит ставку региональной части налога. Если компания получила такую льготу до конца 2017 года, то она будет действовать вплоть до 1 января 2023 года. Если компания получили пониженную ставку по налогу на прибыль только в 2018 году, то с 1 января 2019 года больше не сможет ее применять (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Также новая редакция п. 29 ст. 270 НК РФ предусматривает, что организации вправе учитывать расходы на отдых работников и их семей в России, если на каждого работника или члена семьи тратится не более 50 000 ₽ в год и общая сумма затрат вместе с расходами на ДМС и оплату медуслуг для работников составляет не более 6 % от суммы расходов на оплату труда.

В расходы на оплату труда включается:

  • перевозка туриста по России к месту отдыха и обратно;
  • проживание;
  • питание (если оно включено в стоимость проживания);
  • санаторно-курортное обслуживание, проведение экскурсий.

Путевки можно приобрести для работников, их супругов, родителей, детей и подопечных в возрасте до 18 лет (до 24 лет, если дети учатся очно). Чтобы учесть в расходах затраты на отдых сотрудников, в учетную политику в целях налогообложения следует внести дополнение с 2019 года.

Получите годовую экспертную поддержку и обучение с картой «Школы бухгалтера». Больше 100 вебинаров: каждую неделю — новая тема

Узнать больше

Новый МРОТ

C 1 января 2019 года МРОТ снова вырастет и станет равен новому прожиточному минимуму трудоспособного населения, утвержденному по стране за II квартал 2018 года, — 11 280 ₽ (Приказ Минтруда России от 24.08.2018 № 550н). Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума за II квартал предыдущего года.

Проекты поправок в трудовое законодательство

В 2019 году планируются серьезные изменения в ТК РФ (законопроект от 31.07.2018 № 02/04/07-18/00082701). Трудовое законодательство не будет распространяться на самозанятых и физлиц, нанимающих работников для личного обслуживания: няни, домработницы, репетиторы и т.д. (ст. 11 ТК РФ). Работодатели-физлица, не зарегистрированные как ИП, будут заключать местные акты и создавать производственные советы (ст. 22 ТК РФ). Они будут обязаны вести трудовые книжки, если этот вид деятельности является для работника основным (ст. 66 ТК РФ).

Глава 48 ТК РФ также будет изложена в новой редакции. ИП обяжут заключать с работником письменный трудовой договор, платить страховые взносы и перечислять другие обязательные платежи, оформлять СНИЛС для впервые трудоустраиваемых лиц.

Предлагается урегулировать очередность предоставления ежегодных отпусков для работников с тремя и более детьми. Такие работники смогут самостоятельно выбирать удобное время ежегодного оплачиваемого отпуска (законопроект № 217278-7 уже принят в первом чтении).

Предлагается увеличить денежную компенсацию за задержку зарплаты с 1/150 до 1/100 действующей ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (законопроект № 83422-7).

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы

С 1 декабря повышен размер прожиточного минимума (далее – ПМ). Для трудоспособных лиц этот показатель составляет 2 102 грн; для детей в возрасте до 6 лет – 1 779 грн, от 6 до 18 лет – 2 218 грн; для лиц, утративших трудоспособность, – 1 638 грн. Общий показатель ПМ составляет 2 027 грн (ст. 7 Закона от 23.11.18 г. № 2629-VIII).

Добавим, что решением Окружного административного суда г. Киева (https://court.gov.ua) признаны противоправными действия КМУ по установлению ПМ на 2019 год без проведения научно-общественной экспертизы набора продуктов питания, непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей лица.

Установлено, что одобрение законопроекта о Госбюджете на 2019 год и представление его в Верховную Раду осуществлено с нарушением порядка установления размера ПМ и других социальных стандартов и гарантий. В своем решении суд обязал КМУ определить ПМ в соответствии с требованиями законодательства.

С 1 декабря вступает в силу Закон от 17.10.19 г. № 199-IX (кроме норм, которые вступают в силу позже). Данным Законом, в частности, предусмотрено создание Единой государственной электронной системы в сфере строительства в составе градостроительного кадастра, который обеспечивает создание, пересмотр, отправку, прием, сбор, внесение, накопление, обработку, использование, рассмотрение, хранение, защиту, учет и предоставление информации в данной сфере, а также электронное взаимодействие между физическими и юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления, центрами предоставления административных услуг, в целях получения услуг в сфере строительства.

Электронная система:

  • состоит из Реестра строительной деятельности (далее – Реестр); электронного кабинета пользователя электронной системы и портала электронной системы. Неотъемлемой архивной составляющей Реестра является единый реестр документов, которые дают право на выполнение подготовительных и строительных работ, удостоверяют приемку в эксплуатацию завершенных строительством объектов, сведений о возврате на доработку, об отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов;
  • использует классификаторы, справочники, словари и базы данных, которые ведутся центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, а также государственные и отраслевые классификаторы, справочники, словари и базы данных, которые ведутся другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Законом разрешается подавать документы в электронной форме для получения всех административных и других предусмотренных законом услуг в сфере строительства, а также получать такие услуги в электронной форме. При этом сокращен перечень документов, которые подаются для получения указанных админуслуг.

С 1 марта 2020 года будет установлена ответственность за нарушение законодательства в сфере предоставления административных услуг в строительстве. Это предусмотрено новой ст. 16627 КУоАП.

С 1 декабря вступает в силу Указ Президента от 18.11.19 г. № 851/2019 о выходе Украины из Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями государств – участниц СНГ, заключенного в г. Ташкенте 15.05.92 г.

По состоянию на 1 декабря и в дальнейшем банки должны рассчитывать размер кредитного риска с учетом информации из Кредитного реестра НБУ согласно требованиям Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.06.16 г. № 351 (постановление Правления НБУ от 16.05.19 г. № 70).

С 1 декабря нормативные значения коэффициента покрытия ликвидностью (LCR) по всем валютам (LCRBB) и в иностранной валюте (LCRIB) должны быть не менее 100 % (постановление Правления НБУ от 30.10.18 г. № 114).

Со 2 декабря установлен тариф за предоставление НБУ юрлицам – производителям модулей безопасности РРО файлов с данными, необходимыми для персонализации таких модулей, в размере 3,85 грн за каждый модуль, данные о котором предоставляются (постановление Правления НБУ от 25.10.19 г. № 124).

С 9 декабря отменяются как не соответствующие законодательству, 15 приказов министерств и других центральных органов исполнительной власти. В частности, порядок повышения квалификации специалистов, которые занимаются вопросами нормирования труда на производстве (приказ Минтруда от 12.05.96 г. № 44); форма типового договора об условиях ведения охотничьего хозяйства (приказ Минлесхоза от 12.12.96 г. № 153); порядок опломбирования или опечатывания предприятий, отдельных их цехов (участков) и единиц оборудования в случае ограничения или прекращения (временно) деятельности предприятий и объектов (приказ Минприроды от 15.09.04 г. № 353) и т. п. (распоряжение КМУ от 23.10.19 г. № 1018-р).

С 11 декабря вступает в силу изменение в порядок ведения субъектами хозяйствования (далее – СХ) кассовых операций.

Предприятия/учреждения должны будут определить и утвердить внутренним документом:

  • место и способ хранения обособленными подразделениями ежеднев ных Z-отчетов в электронной форме;
  • формат их хранения, который должен обеспечивать визуальный просмотр ежедневных Z-отчетов представителями контролирующих органов;
  • лицо, ответственное за хранение этих чеков (постановление Правления НБУ от 07.11.19 г. № 131).

С 15 декабря вступают в силу изменения в постановление КМУ от 20.08.08 г. № 717, которым утвержден Технический регламент моющих средств, в частности:
исключен план мероприятий по применению Техрегламента;
уточнено, что в случае, если моющее средство поставляется нерасфасованным, знак соответствия техрегламентам наносится на сопроводительные документы. Обычно он наносится на внешнюю поверхность упаковки или на этикетку моющего средства (постановление КМУ от 12.06.19 г. № 498).

С 18 декабря вступает в силу Закон от 02.10.19 г. № 139-IX (кроме отдельных норм, которые вступят в силу с 18 апреля следующего года). Данным Законом в целях усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности внесены изменения в законодательство, в частности:

1. В КУоАП, а именно:

  • уточнено, что за розничную или оптовую торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями без марок акцизного налога или с поддельными марками этого налога налагается штраф в размере от 200 до 600 НМДГ (от 3 400 до 10 200 грн) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли (ст. 156);
  • повышен штраф за осуществление должностным лицом СХ операции с ценными бумагами, которая относится к профессиональной деятельности на фондовом рынке, без специального разрешения (лицензии), если законом предусмотрено их получение для осуществления такой операции, или с нарушением условий лицензирования – от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн). Если при этом получен доход в крупных размерах (в 1 000 и более раз превышает НМДГ), то налагается штраф в размере от 2 000 до 5 000 НМДГ (от 34 000 до 85 000 грн). Напомним, в настоящий момент за такие нарушения применяются штрафы соответственно от 500 до 1 000 НМДГ и от 1 000 до 2 000 НМДГ (ст. 1637);
  • установлен штраф за нарушение лицензиатом определенного законом срока уведомления органа лицензирования об изменении сведений, указанных в заявлении о получении лицензии и документах, которые прилагаются к нему, в размере от 250 до 500 НМДГ (от 4 250 до 8 500 грн). За невыполнение лицензиатом распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий предусмотрен штраф в размере от 500 до 1 500 НМДГ (от 8 500 до 25 500 грн) (ст. 164).

2. В Закон от 02.03.15 г. № 222-VIII. В частности, он дополнен терминами: аннулирование лицензии полностью или частично; остановка действия лицензии полностью или частично; возобновление действия лицензии полностью или частично; материально-техническая база; место осуществления вида хозяйственной деятельности; лицензионное дело; лицензионный реестр. А также:

  • уточнено, что орган лицензирования в течение 5 рабочих дней (в настоящий момент – 3 р. д.) со дня поступления заявления о получении лицензии (далее – заявление) устанавливает наличие или отсутствие оснований для оставления его без рассмотрения и в случае их наличия принимает соответствующее решение. Решение об оставлении заявления без рассмотрения вступает в силу со дня его принятия и подлежит обязательному обнародованию на веб-сайте органа лицензирования и внесению информации о таком решении в лицензионный реестр на следующий рабочий день после его принятия;
  • установлено, что исключительно законами определяются основания для выдачи лицензии, оставления заявления без рассмотрения, отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии, расширения и сокращения осуществления вида хозяйственной деятельности лицензиатом, остановки, возобновления действия лицензии полностью или частично, аннулирования лицензии полностью или частично и сроки принятия и вступления в силу решений органов лицензирования;
  • изложена в новой редакции ст. 16, которой установлен порядок остановки и возобновления действия лицензии, ее аннулирования, и ст. 19 о надзоре и контроле в сфере лицензирования;
  • определено, что до формирования Реестра рассмотрения жалоб получателей лицензии, лицензиатов на действия (бездействие) органа лицензирования относительно нарушения законодательства в сфере лицензирования специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования обнародует на своем официальном веб-сайте принятое им решение на следующий рабочий день после их принятия.

3. В Закон от 15.05.03 г. № 755-IV. В частности, уточнен перечень сведений о лицензировании вида хозяйственной деятельности СХ, которые содержит Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

С 25 декабря вступает в силу Закон от 18.09.19 г. № 102-IХ, которым отменяется лицензирование деятельности в сфере телекоммуникаций. Для приобретения права на осуществление деятельности СХ должен подать в Нацкомсвязи уведомление о начале осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций (далее – уведомление) по форме, определенной Нацкомсвязи.
Уведомление подписывается руководителем или лицом, которое может совершать действия от имени СХ, или лично физлицом-предпринимателем. Ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в уведомлении, несет СХ, который его подал.

Осуществлять деятельность без подачи уведомления запрещается. Во время осуществления деятельности СХ должен исполнять обязанности оператора, провайдера телекоммуникаций, предусмотренные законом, Правилами, утвержденными решением Нацкомсвязи от 10.12.13 г. № 803, и другими нормативно-правовыми актами в данной сфере. При этом деятельность, которая предусматривает использование ограниченного (радиочастотного и/или номерного) ресурса, осуществляется по получении соответствующих лицензии и/или разрешения (лицензий и/или разрешений), наличие которых предусмотрено законом.
СХ, информация о которых внесена в реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций, считаются подавшими уведомление. СХ, информация о которых включена в реестр, в случае несоответствия сведений о них в реестре должны до 25 марта 2020 года подать в Нацкомсвязи уведомление.

Кроме того, с 25 декабря вступают в силу изменения в КУоАП, согласно которым:

  • усиливается админответственность за нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины, предусмотренную лицензиями, разрешениями, уведомлением. За такое нарушение на должностных лиц предприятий и организаций всех форм собственности налагается штраф в размере от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн). А за повторное нарушение в течение года – в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн) (ст. 145);
  • устанавливается админответственность СХ за предоставление недостоверной или не в полном объеме информации в уведомлении, необходимость представления которой определена законом для определенного вида хозяйственной деятельности, – штраф в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ. Кроме того, за нарушение СХ установленного законом срока подачи уведомления об изменении сведений, указанных в уведомлении о начале осуществления хоздеятельности, предусматривается штраф в размере от 500 до 1 000 НМДГ (ст. 164).

С 28 декабря вступают в силу изменения в нормативные акты НБУ, а именно:

  • в Инструкцию, утвержденную постановлением Правления НБУ от 28.08.01 г. № 368. В частности, уточняется, что банк во время расчета экономических нормативов использует кредитные рейтинги должника/контрагента/актива по международной шкале, определенные рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s, Moody’s Investors Service, Fitch Ratings, с учетом п. 38 разд. II Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.06.16 г. № 351 (далее – Положение № 351);
  • в Положение № 351 – по вопросам определения банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям (постановление Правления НБУ от 07.11.19 г. № 132).

До 31 декабря действие Технического регламента радиооборудования, утвержденного постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 355, не распространяется на радиооборудование, которое установлено и предназначено для использования в составе конструкции колесных транспортных средств (далее – ТС) (постановление КМУ от 10.04.19 г. № 323).

До 31 декабря таможенное оформление ТС, которое классифицируется по коду товарной позиции 8703 согласно УКТВЭД и относительно которого не соблюдены сроки и условия (требования) таможенных режимов временного ввоза или транзита, осуществляется при условии уплаты надлежащих таможенных платежей и добровольной уплаты в госбюджет физическим лицом – владельцем такого ТС или физическим лицом, которое уполномочено распоряжаться ТС и декларирует такое ТС для свободного оборота на таможенной территории Украины, средств в сумме 500 НМДГ (8 500 грн).

31 декабря – последний день освобождения от админответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 469 Таможенного кодекса (2 000 НМДГ, то есть 34 000 грн), лиц, ответственных за соблюдение условий (требований) таможенных режимов временного ввоза или транзита ТС личного пользования, которые классифицируются по коду товарной позиции 8703 согласно УКТВЭД, ввезенных на таможенную территорию Украины (Закон от 12.09.19 г. № 73-IX, письмо ГФС от 24.09.19 г. № 29135/7/99-99-20-02-02-17).

До 31 декабря к ставке рентной платы за пользование недрами для добычи железной руды применяется коэффициент 1,1 (п. 252.20 Налогового кодекса, далее – НК).

До 31 декабря размер ставки налога на доход от операций по выпуску и проведению лотерей, определенный п. 14.1.271 НК, составляет 26 %, а уже с 1 января по 31 декабря 2020 года – 28 % (п. 48 подразд. 4 разд. ХХ НК).

До 1 января 2020 года все акционерные общества должны согласовать свои уставы и внутренние положения с Законом от 16.11.17 г. № 2210-VIII. Исключение составляют ПАО и банки, для которых был установлен предельный срок – до 01.01.19 г.

До 1 января 2020 года банки обязаны прекратить использование приобретенного до 2012 года включительно оперативного автотранспорта, бронированного по 1-му и 2-му классам защиты согласно требованиям ДСТУ 3975-2000, утвержденного приказом Госстандарта от 07.07.2000 г. № 429 (постановление Правления НБУ от 31.03.17 г. № 29).

До 1 января 2020 года банки обязаны оборудовать:

  • средствами инженерно-технического укрепления наружные окна цокольных и подвальных этажей, помещений кассового узла, помещений для изготовления и обработки ламинированных карточек, подразделений защиты информации, архивов и подразделений охраны;
  • системой видеонаблюдения с обязательной регистрацией и архивацией видеосигнала с видеокамер в круглосуточном режиме сроком не менее чем: 14 суток – рабочее место кассира, зону клиентов возле его рабочего места и вход/выход клиентов в банк; 60 суток – хранилище для индивидуальных сейфов и/или помещения, в котором установлен сейф с такими сейфами (постановление Правления НБУ от 14.08.18 г. № 93).

До 2 января 2020 года банки/ответственные лица банковских групп обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.07.19 г. № 88.

Согласно данному Положению банк должен интегрировать систему внутреннего контроля в систему корпоративного управления банка путем создания соответствующей организационной структуры; определения во внутрибанковских документах полномочий, подчиненности, подотчетности, описания и распределения функциональных обязанностей лиц, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, их ответственности и порядка взаимодействия.

Статистическая отчетность

С отчета за 2019 год приказами Госстата вводятся в действие обновленные статистические формы, в частности по статистике:

  • капитальных инвестиций и основных средств – № 2-ОЗ ІНВ (річна) «Отчет о наличии и движении необоротных активов, амортизации и капитальных инвестициях». Форма распространяется на юрлиц – предприятия, учреждения, заведения, органы государственной власти и органы местного самоуправления (приказ от 10.06.19 г. № 205);
  • транспорта – № 2-тр (річна) «Отчет о работе автотранспорта». Форма распространяется на юрлиц и их обособленные подразделения (приказ от 14.06.19 г. № 215).

УДК 336.22

DO I dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/54-65

В.А. Водопьянова1, Т.Н. Бондаренко2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Владивосток. Россия

Оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса

Статья посвящена анализу изменений налогового законодательства РФ для организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения, таких, как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. Рассматриваются основные корректировки налогового законодательства, касающегося организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Основное внимание уделяется анализу критериев, позволяющих организациям использовать специальные налоговые режимы, а также изменениям, непосредственно влияющим на налоговую базу указанных СНР, а, следовательно, и на величину налоговых платежей организаций. Специальные налоговые режимы являются одним из важнейших инструментов, выполняющих фискальную, стимулирующую и регулирующую функцию для организаций малого бизнеса. Предметом исследования являются корректировки налогового законодательства для организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения, а также анализ последствий таких изменений. Цель данной работы — выявление значимости изменения налогового законодательства в области специальных налоговых режимов для организаций — субъектов малого предпринимательства.

Государственное регулирование специальных налоговых режимов посредством изменения налогового законодательства, с одной стороны, оказывает влияние на показатели деловой и экономической активности субъектов малого предпринимательства в регионах РФ, с другой — появляется возможность регулировать величину налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В статье проанализирована динамика абсолютных показателей поступления по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ во взаимосвязи с изменением налогового законодательства за аналогичный период.

Пример использования выбранного инструментария в анализе на основе статистических данных поступлений в бюджетную систему налогов на совокупный доход позволяет спрогнозировать дальнейшие тенденции изменения динамики данных показателей. Выявлены основные проблемы и перспективы нововведений. Результатом работы является выявление основных тенденций изменения собираемости в бюджетную систему РФ поступлений от специальных налоговых режимов в соответствии с изменениями налогового законодательства.

Ключевые слова и словосочетания: специальные налоговые режимы, налоговая база, субъекты малого предпринимательства, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, государственное регулирование, налоговые поступления.

Valentina Aleksandrovna Vodopyanova — Associate Professor.

Bondarenko Tatiana Nikolaevna — Senior Lecturer.

V. A. Vodopyanova, T.N. Bondarenko

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Evaluation of effects of the legislation change on special tax regimes for small business

Введение

Специальные налоговые режимы — комплексное понятие, обобщающее в себе знание о сущности, назначении, особенностях исчисления и уплаты следующих видов налогов:

— упрощенная система налогообложения;

— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— патентная система налогообложения;

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Регулирование специальных налоговых режимов осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ .

Объектом исследования в данной статье являются изменения налогового законодательства по специальным налоговым режимам, наиболее часто применяемым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субъектами малого предпринимательства для оптимизации своих налоговых платежей, а также в силу простоты налогового администрирования. Отметим, что «в настоящее время существует тесная взаимосвязь между специальными налоговыми режимами и фискальной политикой государства, направленной на стимулирование развития субъектов малого и среднего бизнеса» .

«Несмотря на принципиальные различия, все специальные налоговые режимы едины в своей цели, направленной на создание благоприятных экономических и налоговых условий для развития бизнеса» .

Для каждого налога, относящегося к специальным налоговым режимам, существуют особенности формирования налоговой базы, строго регламентированные НК РФ. Величина указанной базы может зависеть как от фактической величины доходов и расходов организации, так и от вмененного дохода и вида экономической деятельности или потенциально возможного дохода и региона, где зарегистрирован субъект малого предпринимательства.

Государство, регулируя специальные налоговые режимы, может не только активнее воздействовать на показатели социально-экономического развития, но и стимулировать деятельность субъектов малого предпринимательства как основы занятости экономически активного населения. Благодаря непосредственной связи специальных налоговых режимов с фактическими или предполагаемыми доходами и расходами организаций через механизмы законодательного регулирования порядка формирования налоговой базы и налоговых ставок государство контролирует и стимулирует экономическую активность малого бизнеса. Целью данного исследования являются выявление значимости и оценка последствий изменения налогового законодательства в области специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

Предмет исследования, источниковая база исследования

Предмет исследования — изменение налогового законодательства, регулирующего применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства. Источниковой базой исследования послужили данные об изменениях налогового законодательства, регулирующего специальные налоговые режимы, а также статистические и аналитические данные, опубликованные на официальном сайте Федеральной налоговой службы российской Федерации.

Методы исследования, методологические принципы и инструменты, методика и инструментарий исследования

К методам исследования данной работы относятся анализ налогового законодательства, сравнение поступлений по СНР в бюджетную систему РФ, а также анализ последствий изменений налогового законодательства для налогоплательщиков.

основная часть

Налоговая система Российской Федерации состоит из трёх уровней:

1. Федеральные налоги.

2. Региональные налоги.

3. Местные налоги .

В совокупности они формируют общую систему налогообложения Российской Федерации.

Кроме этого, для отдельных групп налогоплательщиков предусмотрены специальные налоговые режимы, представляющие собой особый порядок уплаты налогов и сборов, предусмотренный Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги и сборы, при этом они имеют право выбора режима налогообложения. Таким образом в Российской Федерации представитель предпринимательского сообщества находится на общей системе налогообложения или переходит на один из пяти специальных налоговых режимов, предусмотренных налоговым кодексом РФ.

Основным изменениям в 2017 году подверглись специальные налоговые режимы РФ, предусмотренные для субъектов малого бизнеса.

Отметим, что «отнесение юридического лица (индивидуального предпринимателя) к категории субъекта малого предпринимательства дает ему дополнительные возможности.

К примеру, организация — представитель малого бизнеса может выбрать один из специальных режимов налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Самым распространенным является упрощенная система налогообложения. «Если предприятие попадает под критерии использования упрощенной системы налогообложения, переход на УСНО позволит снизить налоговую нагрузку более чем в 2 раза, при прочих равных условиях, и как следствие этого приведет к увеличению чистой прибыли, что является главной целью всех коммерческих предприятий. Таким образом, именно специальные режимы могут помочь конкурировать с более крупными предприятиями на рынке товаров и услуг Российской Федерации» .

К субъектам малого предпринимательства (СМП) может быть отнесено любое общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое отвечает всем критериям, табл. 1.

Федеральная налоговая служба должна включить такое ООО в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на ее сайте (https:// rmsp.nalog.ru) .

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства при превышении предельных значений критериев 3 и 4 в течение трех календарных лет подряд. Впервые организация может утратить статус СМП в 2019 г. при превышении предельных значений в 2016-2018 гг.

Если говорить о самих специальных режимах налогообложения, предусмотренных в РФ для субъектов малого предпринимательства, то речь идет о трех специальных режимах:

1) упрощенная система налогообложения;

2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) патентная система налогообложения.

Таблица 1

критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства в РФ

№ Критерий Предельное значение

микропредприятие малое предприятие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов, % 25

2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций), % 49

3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, чел. 15 100

4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год, в млн руб. 120 800

Примечание: сост. авт. на основе Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.

На рис. 1 представлена динамика поступлений от указанных специальных налоговых режимов в бюджетную систему РФ за 2015-2016 гг. и 7 месяцев 2017 г.

зоскмю

и 2015 2016 7 мес. 2017

■ Налог,взимаемый в связи с применением УСН 254164 237063 240102

■ ЕНВД для отдельны* видов деятельности 73507 74327 49 722

■ Налог,взимаемый в связи с применением ПСН 5 236 7562 5337

Рис. 1. Динамика поступлений по основным СНР в бюджетную систему РФ за 2015-7 месяцев 2017 года (сост. по )

Из представленных данных следует, что основные поступления от СНР в бюджетную систему РФ формируются за счет поступлений от уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. За рассматриваемый период именно поступления по УСН имеют ярко выраженную положительную тенденцию. Следовательно, именно законодательное регулирование УСН и его дальнейшая трансформация применительно к повышению результативности деятельности организаций малого бизнеса могут иметь положительные последствия и для формирования доходной части бюджета.

В первую очередь необходимо проанализировать все изменения налогового законодательства, касающиеся расчета налогов и сборов. А затем сделать выводы о том, как это отразится на порядке расчета налогов отдельных налогоплательщиков. Основные изменения представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ основных изменений налогового законодательства по специальным налоговым режимам РФ в 2017 году

Наименование изменений 2016 2017 Последствия

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Ограничитель по размеру выручки организаций за 9 мес. для перехода на УСН 45 млн руб. с учетом индексации 112,5 млн руб. Большее количество организаций сможет перейти на УСН

Максимальная величина выручки для нахождения на УСНО 79,74 млн руб. 150 млн руб. Большее количество организаций сможет находиться на УСН

Предельная величина остаточной стоимости основных средств 100 млн руб. 150 млн руб. Большее количество организаций сможет перейти на УСН

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)

Коэффициент-дефлятор 1,798 1,798 Сумма ЕНВД не изменится из-за коэффициента-дефлятора

Патентная система налогообложения (только ИП)

Средняя численность наемных работников по всем видам осуществляемой деятельности (не более) 15 чел. 15 чел. Число ИП на ПСН не изменяется по данному критерию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годовой доход предпринимателя с начала года (не более) 60 млн руб. 60 млн руб. Число ИП на ПСН не изменяется по данному критерию

Налоговая база (потенциально возможный доход) (Приморский край) Зависит от вида экономической деятельности и численности наемных работников Зависит от вида экономической деятельности, численности наемных работников и муниципального образования, в котором ведется деятельность Увеличение налоговой базы (стоимости патента) с 2017 года

Окончание табл. 2

Наименование изменений 2016 2017 Последствия

Страховые взносы

Предельная база по платежам в: ПФ РФ ФСС РФ 796 000 718 000 876 000 755 000 Увеличение суммы страховых взносов

Суточные более: — по РФ 700 руб. — за рубежом 2500 руб. Не облагались Облагаются Увеличение суммы страховых взносов

Рассмотрим более подробно изменения налогового законодательства 2017 года в рамках специальных налоговых режимов (табл. 2).

Основные изменения 2017 года в рамках специальных налоговых режимов коснулись Упрощенной системы налогообложения, возможно, это связано с тем, что в настоящее время это самый распространенный в предпринимательском сообществе режим налогообложения для малого бизнеса.

С 1 января 2017 года плательщики УСН могут зарабатывать больше, не опасаясь потерять право находиться на специальном налоговом режиме. Плательщики УСН утрачивают право применять этот специальный налоговый режим, если по итогам отчетного или налогового периода их доходы оказались больше предельной величины. С 2017 года она увеличена до 150 млн руб. . Такое нововведение в НК РФ внес ноябрьский закон. Ранее планировалось меньшее увеличение лимита -согласно июльскому закону он должен был составить 120 млн руб.

Рост предельной величины дохода выгоден для бизнеса, ведь для 2016 года она была гораздо меньше — 79,74 млн руб. На 2017-2019 годы действие нормы об индексации предельной величины доходов приостановлено, а на 2020 год коэффициент-дефлятор будет равен 1.

С 1 января 2017 года УСН могут применять и компании с более дорогими основными средствами. Так, с 2017 года предельная величина остаточной стоимости основных средств составляет 150 млн руб. . Это на 50% больше той величины, что действовала в 2016 году. Напомним, превышения лимита остаточной стоимости основных средств достаточно, чтобы утратить право на «УСН».

Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу норма, которая позволяет перейти на УСН большему числу компаний. С 2017 года установлено: организация вправе перейти на УСН, если ее доходы за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на специальный налоговый режим, не превышают 112,5 млн руб. . Такое нововведение в НК РФ внес ноябрьский закон. Ранее планировалось меньшее увеличение лимита — согласно июльскому закону он должен был составить 90 млн руб.

Полагаем, что увеличенный лимит в размере 112,5 млн руб. применим для тех, кто в 2017 году подает уведомления о переходе на УСН с 1 января 2018 года. На тех, кто начал использовать УСН с 1 января 2017 года, увеличение не распространяется,

для них лимит с учетом индексации составляет 59,805 млн руб. Аналогичный вывод следует из разъяснения Минфина.

Норму об индексации порогового значения пока не планируют исключать из НК РФ. Однако на 2017-2019 годы ее действие приостановили, а на 2020 год коэффициент-дефлятор будет равен 1.

С 1 января 2017 года компания на УСН вправе учесть в расходах стоимость независимой оценки квалификации работников. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены, например, положения об учете ее стоимости в расходах по налогу при применении УСН . Такие затраты признаются по тем же правилам, что действуют при учете стоимости независимой оценки квалификации в расходах по налогу на прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные изменения упрощенной системы налогообложения 2017 года связаны с тем, что законодатели, на наш взгляд, стремились привести налоговое законодательство РФ в соответствие с Федеральным законом РФ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

Но в результате все же вынуждены констатировать, что увеличенные максимальные величины выручки налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения в размере 150 млн руб. в год, установленные в 2017 году, ещё очень далеки от величины выручки, установленной в качестве критерия для субъектов малого предпринимательства в размере 800 млн рублей в год. Разница, даже после увеличения налоговых критериев более чем в 2 раза — с 60 до 150 млн руб., все-таки очень значительная, более чем в пять раз налоговые критерии размера выручки, дающие право находиться на упрощенной системе налогообложения, предусмотренной для субъектов малого бизнеса, меньше критериев закона № 209-ФЗ.

Что касается второго по популярности среди субъектов малого предпринимательства специального режима налогообложения — единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), то необходимо отметить, что он не подвергся изменениям в 2017 году, если не учитывать, что ранее планировалась его отмена с 2018 года, а в настоящее время этот вопрос снят с повестки дня и специальный режим продолжает применятся субъектами малого бизнеса. По нашему мнению, это позитивный момент, так как ЕНВД единственный налоговый режим в РФ, основной налог которого не привязан к фактическому финансовому результату, что позволяет при увеличении доходности бизнеса платить фиксированные суммы единого налога, тем самым снижая общий уровень налоговой нагрузки субъекта малого бизнеса.

Коэффициент-дефлятор, необходимый плательщикам ЕНВД для расчета единого налога, остался на прежнем уровне. При исчислении ЕНВД базовая доходность умножается на коэффициент-дефлятор (К1). Для 2017 года он составляет 1,798. Такая же величина устанавливалась на 2016 и 2015 годы.

Патентная система налогообложения (ПСН) является одним из трех специальных налоговых режимов Российской Федерации, предназначенных для малого

бизнеса, и призвана облегчить налоговое бремя налогоплательщиков путем низкой налоговой нагрузки и освобождения от уплаты некоторых видов налогов. ПСН была введена в 2013 году и заменила действовавшую ранее систему налогообложения -УСН на основе патента .

Обобщая опыт применения ПСН за период 2013-2017 годов, отметим, что к плюсам данного специального режима можно отнести:

— наличие возможности выбора срока и количества патентов;

— фиксированную сумму потенциально возможного дохода;

— отсутствие необходимости сдавать налоговую декларацию.

При этом ПСН также присущи и минусы. В частности, сумма уплачиваемых ИП страховых взносов не уменьшает стоимость патента. Также к недостаткам ПСН можно отнести законодательно закрепленное разрешение на использование патента только индивидуальными предпринимателями.

Как и налогоплательщиков общей системы налогообложения, субъектов малого предпринимательства, находящихся на специальных налоговых режимах, коснулись изменения по страховым взносам. С января 2017 года вступила в действие 34 глава Налогового кодекса «Страховые взносы». Изменения коснулись величины предельной базы по выплатам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по взносам на пенсионное страхование.

Предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составляет 755 тыс. руб., а по взносам на обязательное пенсионное страхование — 876 тыс. руб. На 2016 год лимиты устанавливались на уровне 718 и 796 тыс. руб. соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2017 году взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. А вот взносы на обязательное пенсионное страхование после того, как исчерпан лимит, взимаются по меньшему тарифу — не 22, а 10%. Такие же правила фактически действовали и в прошлом году.

Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года. Этими взносами облагаются выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года. Рассмотрим эти изменения в табл. 3.

Данные табл. 3 показывают, что увеличение предельной величины базы расчета для страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ, на 80 000 рублей повлечет за собой увеличение суммы страховых взносов на 17 600 рублей в расчете на одного сотрудника предприятия, имеющего годовой доход в указанной сумме. Что касается страховых взносов в фонд социального страхования, то увеличение предельной базы на 37 000 рублей приведет к увеличению страховых взносов на 1073 рубля в расчете на каждого сотрудника предприятия, имеющего такие суммы начислений.

Таблица 3

Расчет влияния предельной базы страховых взносов на сумму платежей в бюджет налогоплательщика специального режима налогообложения в РФ

в 2016-2017 годах, руб.

Показатели 2016 2017 Отклонения 2017 от 2016

Предельная величина базы: ПФ РФ ФСС РФ 796 000 718 000 876 000 755 000 80 000 37 000

Ставки страховых взносов до достижения предельной величины, %: ПФ РФ ФСС РФ 22 2,9 22 2,9 —

Сумма страховых взносов с предельной величины базы: ПФ РФ ФСС РФ 175 120 20 822 192 720 21 895 17 600 1 073

Государственное регулирование деятельности субъектов малого бизнеса и их налогообложения является процессом, непрерывным во времени и пространстве. Постоянное изменение законодательства в области специальных налоговых режимов подтверждает заинтересованность органов законодательной и исполнительной власти РФ в увеличении не только собираемости налогов, но и доли субъектов малого предпринимательства в экономике. В результате можно сделать вывод, что в 2017 году налоговая нагрузка организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения в рФ, увеличится в связи с изменением налогового законодательства по страховым взносам.

Проведенная оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса позволяет выявить ряд тенденций, которые будут реализованы в среднесрочной перспективе.

Выводы

К специальным налоговым режимам, наиболее часто используемым субъектами малого предпринимательства, относятся: налог, взимаемый в связи с применением УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, и налог, взимаемый в связи с применением ПСН. Цель внедрения СНР в налоговую систему РФ: 1) создание благоприятных экономических и налоговых условий для деятельности субъектов малого предпринимательства, 2) упрощение налогового администрирования и вывод «из тени» доходов малого бизнеса.

Последние изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса можно сгруппировать по следующим направлениям:

1. Корректировка критериев отнесения налогоплательщиков к субъектам малого предпринимательства.

2. Изменения законодательства по специальным налоговым режимам.

В соответствии с последними изменениями налогоплательщик может утратить статус субъекта малого предпринимательства в 2019 году при превышении предельных значений по численности работников и величине дохода от предпринимательской деятельности в течение трех предшествующих лет подряд. Данное условие позволит субъектам малого предпринимательства планировать свою деятельность на среднесрочную перспективу, а, следовательно, упростит и процедуры начисления и уплаты налогов.

Оценка динамики поступлений по СНР в бюджетную систему РФ позволяет сделать вывод о наличии явных положительных трендов по суммам уплаченных налогов. Следовательно, изменения законодательства по специальным налоговым режимам в целом и по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в частности, имеют ярко выраженные последствия в виде увеличения субъектов малого предпринимательства и суммы налогов, уплачиваемых ими в бюджетную систему РФ.

Таким образом, к последствиям, которые связаны с изменением законодательства, можно отнести две взаимоисключающие тенденции: создание условий для увеличения оснований отнесения налогоплательщиков к субъектам малого предпринимательства и одновременное увеличение налоговой нагрузки за счет последовательного сокращения льгот по уплачиваемым малым бизнесом налогам и страховым взносам.

2. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-3. С. 479-483.

5. О внесении сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: письмо ФНС от 10 марта 2017 г. № ГД-4-14/4281 // Контур. Норматив: официал. сайт . URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=290879

Транслитерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© В.А. Водопьянова, 2017 © Т.Н. Бондаренко, 2017

Для цитирования: Водопьянова В.А., Бондаренко Т.Н. Оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 4. С. 54-65.