Изъятые из оборота

Комментарии к статье Коммент. ст. подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.
. Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т. п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т. п.
. Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т. п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.
Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг.
Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующий правил о преимущественном праве их покупки государством.
. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.
Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в ст. 4 и 5 ЗК. Оборот земель селькохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель селькохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.

Комментарии к ст. 129 ГК РФ

1. Юридическая и экономическая ценность объектов гражданских прав определяется их оборотоспособностью. В п. 1 комментируемой статьи установлено общее правило о том, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Таким образом, под оборотоспособностью объектов гражданских прав следует понимать возможность их свободного отчуждения участниками гражданского оборота путем продажи, дарения, сдачи в аренду с правом выкупа другими участниками оборота, перехода по наследству, передачи в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и т.д.

Термин «оборотоспособность» происходит от термина «оборот». Понятие оборота объектов гражданских прав в законодательстве отсутствует. Между тем сам термин встречается в целом ряде правовых норм. Прежде всего, из п. 1 ст. 129 ГК РФ может быть выведено нормативное определение гражданского оборота как отчуждения объектов гражданских прав и их перехода от одного лица к другому способами иными, чем отчуждение.

2. Следует отметить, что не все объекты гражданских прав являются оборотоспособными. В п. 2 комментируемой статьи сказано, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав и, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению. Так, например, такие объекты гражданских прав, как нематериальные блага, являются необоротоспособными, поскольку неотъемлемы от личности и, соответственно, по общему правилу не могут переходить к другим лицам.

Результаты интеллектуальной деятельности сами по себе необоротоспособны, однако исключительные права на них являются объектом гражданского оборота. Так, автор литературного произведения может уступить исключительное право на него, которое включает правомочия использования и распоряжения другому лицу (например, издательству).

Оборот отдельных видов объектов имеет свою специфику с точки зрения его юридического оформления. Оборотоспособность объектов гражданских прав может быть свободной, когда объекты переходят от одного участника оборота к другому без выполнения каких либо дополнительных формальных требований, и ограниченной, когда для того чтобы такой переход состоялся, недостаточно одного только волеизъявления участников оборота, а необходимо выполнение определенных формальностей. Так, в большинстве случаев вещи переходят от одного лица к другому свободно, однако когда речь идет о недвижимых вещах, то необходима государственная регистрация перехода прав на них.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 129 ГК объекты гражданских прав, а значит, и вещи, делились на изъятые из оборота (отдельные виды вооружений), ограниченные в обороте (т.е. те, которые могут приобретаться и продаваться по особому разрешению (наркотические средства)) и свободно обращающиеся, то есть все остальные.

Согласно действующей в настоящее время редакции указанной статьи ГК все объекты делятся на ограниченные в обороте и свободно обращающиеся. При этом законом или в предусмотренном им порядке могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК). Таким образом, объекты, изъятые из оборота, были заменены на объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота.

В качестве примеров ограниченно оборотоспособных объектов можно привести вещи, указанные в ст. 27 Земельного кодекса РФ, названной «Ограничения оборотоспособности земельных участков», ст. 2 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах и др. По существу, различие с ранее действовавшим законодательством носит в основном терминологический характер.

Следует учитывать, что правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ, сохраняется.

Оборот отдельных видов вещей как объектов гражданских прав имеет определенную специфику, в том числе особое правовое регулирование. В качестве примера можно привести недвижимое имущество, предприятия, комплексы недвижимого имущества, морские и воздушные суда, органы и ткани человека и т.д. Наличие особого регулирования, которое заключается в государственной регистрации перехода прав на них, обусловлено специфическими особенностями, выделяющими их из общей массы категории вещей. Такое особое правовое регулирование может быть предусмотрено как специальными законами, так и соответствующими нормами ГК.

3. Законодатель сохранил ранее действовавшее положение п. 3 ст. 129 ГК, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Речь, в частности, идет о Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ и принятых на их основе других правовых актах. Таким образом, особенностью земельных участков является то, что их правовой режим регулируется не только нормами гражданского права, но и земельно-правовыми нормами, среди которых важнейшими являются Земельный кодекс РФ и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Земля (земельные участки) и другие природные ресурсы являются разновидностью недвижимого имущества, однако в силу важности для жизни человека законодатель установил указанное выше правило.

Следует отметить, что законодатель в данном случае, по существу, устранился от решения одной из нерешенных проблем законодательства, а именно соотношения природоресурсного и гражданского законодательства применительно к земельным участкам.

4. Законодатель особо подчеркивает в п. 4 комментируемой статьи, что результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК.

Наличие подобного правила обусловлено тем, что сами по себе результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации являются всегда нематериальными, однако должны иметь объективную форму выражения. В большинстве случаев такой объективной формой выражения является их фиксация на материальных носителях, которые являются вещами и могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.

. По общему правилу вещи, как и иные объекты гражданских прав, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому на основании различных гражданско-правовых сделок и иных оснований, в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.

Такие вещи считаются не ограниченными в обороте, могут быть объектом самых различных абсолютных и относительных гражданских правоотношений и принадлежать любым субъектам гражданского права.

Некоторые виды вещей по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т.п. в обороте ограничены. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование гражданам и юридическим лицам. Другие вещи, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т.д. На территории России ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и природных драгоценных камней в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий*(413). Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующих правил о преимущественном праве их покупки государством.

Изъятыми из гражданского оборота считаются те вещи, которые согласно действующему законодательству не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. К такого рода вещам относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки, животный мир и т.п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок вещи, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, приспособления для некоторых азартных игр, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т.д.

Критерием одной из важнейших гражданско-правовых классификаций вещей является мера их свободы в гражданском обороте — гражданская оборотоспособность. Согласно ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, либо иным способом, если они не ограничены в обороте. По смыслу п. 1 ст. 129 под понятием «оборотоспособность гражданских прав» следует понимать такое свойство объектов гражданских прав, которое позволяет совершать в отношении них разного рода сделки и иные действия, направленные на их отчуждение и переход в рамках гражданских правоотношений (на основании договоров купли-продажи, мены, дарения, в порядке наследования, при рсорганизации и др.). Как указывает А. К. Андреев, «обороты объектов гражданских прав — это не совокупность сделок, не правоотношение, а лишь переход прав от одного лица к другому, в том числе универсальное и частичное правопреемство»1.

Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав. Такие объекты (в интересующем нас случае вещи) относятся к категории вещей, ограниченных в обороте. Ранее (согласно ГК РФ) в случаях, определенных законом, отдельные объекты могли быть изъяты из гражданского оборота. Действующая редакция ст. 129 Кодекса о такой возможности больше не упоминает, тем самым ставя знак равенства между понятиями об объектах гражданских прав и объектах гражданского оборота. Всякий объект гражданских прав неизбежно находится и в гражданском обороте, другое дело, что правила этого оборота могут различаться: для оборота одних объектов они одни, для других — другие.

Оборотоспособность товаров понимается несколько более узко. В коммерческом обороте товары могут свободно отчуждаться только на основании договоров и притом договоров возмездных. Аналогично вещам товары также могут быть ограничены в обороте, но предметом этих ограничений становится уже не весь гражданский оборот как таковой, а только способность товаров к обращению на основании возмездных договоров. Причины таких ограничений могут быть различными и иногда даже прямо сообщаться в тех нормативных актах, которыми они устанавливаются. Так, например, Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 был утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена «…в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности». Независимо от того, сообщает ли нормативный акт, установивший ограничения оборотоспособности товаров, о тех целях, которых он стремится достигнуть, или нет, эти ограничения не должны выходить за рамки п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 5 ст. 1 ГК РФ, т.е. они могут вводиться исключительно в соответствии с федеральным законом, и только тогда, когда они необходимы «для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ существует два типа ограничения оборотоспособности вещей. Вещи, ограниченные в обороте, могут либо 1) принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо 2) находиться в обороте — т.е. не только отчуждаться, но и приобретаться — лишь при наличии специального на то разрешения публичной власти. В качестве примеров вещей (товаров) первой группы можно привести табачные изделия, которые не могут быть проданы лицам, не достигшим возраста 18 лет (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»), К объектам второй группы относятся объекты, отчуждение и нере-

дача которых допускается только при наличии соответствующей лицензии или иного специального разрешения. К этой группе относятся, к примеру, оружие (ст. 9.1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»), этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, производство и оборот которой осуществляются на основании лицензии (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), некоторые лекарственные средства и др. Особую категорию товаров образуют товары импортные, т.е. ввозимые на территорию РФ или других стран — участниц Таможенного союза: таковые могут оказаться товарами, свободными в обороте на территории этих стран не иначе, как при условии надлежащего таможенного оформления их ввоза. Кроме того, некоторые импортные товары (главным образом — продукты питания, лекарственные средства, парфюмерно-косметические изделия, товары, использование которых предполагает их контакт с продуктами питания, жидкостями для питья или телом человека и, наконец, сырье и материалы для производства перечисленных типов товаров) не могут быть введены в оборот на территории Таможенного союза без обязательного прохождения ими мер санитарно-эпидемиологического надзора {контроля), а также — без прохождения ими специальной процедуры — государственной регистрацииК Не только продавать, но и покупать товары, не прошедшие необходимых процедур, нельзя.

Необходимо четко различать ограничения оборотоспособносги двух названных типов. Ограничения оборотоспособносги в собственном смысле этого слова — т.е. установление особого правового режима для отдельных категорий товаров — нужно отличать от ограничения способности отдельных лиц — участников коммерческого оборота осуществлять отдельные виды деятельности, в том числе на рынках определенных товаров. В ряде случаев можно столкнуться с некорректной трактовкой ограничения обо- ротоспособности двух названных типов. Проиллюстрируем это предметно на лекарственных средствах. Как пишет Ю. Д. Сергеев , по первому впечатлению любые лекарственные средства относятся к числу товаров, ограниченных в обороте, поскольку налицо требование о лицензировании всех видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств, установленное п. 4 ст. 5, ст. 8 и 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данные требования означают, что осуществлять указанную деятельность могут лишь определенные участники коммерческого оборота, а одной из сторон правоотношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, всегда будет выступать лицо, имеющее лицензию на осуществление определенного вида деятельности в данной сфере. Ю. Д. Сергеев делает вывод о том, что это обстоятельство нельзя считать достаточным для признания всех лекарственных средств объектами, ограниченными в обороте, если другая сторона правоотношений их свободно приобретает. По его мнению, говорить об ограниченно оборотоспособных лекарственных средствах можно, когда другая сторона правоотношений приобретает их, например, только но рецепту врача как наркотические средства и психотропные вещества. Вряд ли с этой позицией можно согласиться. Все лекарства до их применения и соответственно до начала производства и включения в оборот подлежат государственной регистрации и реализуются только специальными субъектами. Следовательно, лекарства ограничены в обороте и по объекту, и по субъекту. Что касается возможности продажи аптекой лекарственных средств по рецепту врача, то это еще одно дополнительное основание ограничения товаров в обороте, однако указанное ограничение не является предметом настоящей работы, так как выходит за пределы коммерческого права.

Таким образом, для того чтобы некий нормативно установленный запрет или нормативно предъявленное требование могли бы считаться предписаниями, ограничивающими коммерческую обороноспособность известного рода товаров, такой запрет или требование должны иметь универсальное, двусторонне-направленное действие, т.е. в равной мере касаться как отчуждения (продажи), так и приобретения (покупки) — оборота в целом.

  • Андреев В. К. Указ. соч.
  • См. об этом: Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическомунадзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза:приложение № 1 к решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299. Первый раздел данного Приложения составляет перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), второй — перечень товаров, подлежащих государственнойрегистрации, третий — исключения из правил, установленных разделом И.
  • Сергеев /О. Д. Лекарственные средства как объекты гражданских прав // СПС «Консультант Плюс».