К безвозмездным поступлениям относятся

1. В соответствии с законодательством под бюджетом понимается:

1. денежное хранилище
2. форма оперативного направления денежных средств на определенные цели
3. форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
4. план ведения государственного хозяйства на определенный период времени.

2. Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на той или иной территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами – это:
1. консолидированный бюджет
2. федеральный бюджет
3. бюджеты субъектов Федерации
4. местные бюджеты.

3. Бюджетное право как неотъемлемый структурный элемент финансового права взаимосвязан с:
1. кредитом
2. страхованием
3. финансами организаций
4. все ответы верны

4. Регулирование бюджетных отношений осуществляется
1. императивным методом
2. договорным методом
3. законодательно не установлено
4. верны ответы 1 и 2.

5. Закон о бюджете вступает в силу с:
1. 1 января финансового года
2. 1 января финансового года, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) законом о бюджете.
3. с момента принятия
4. с момента подписания Президентом.

6. Финансовое, бюджетное право начало формироваться в России в
1. начале XIX в.
2. середине XIX в.
3. конце XIX в.
4. 90-е годы XX в.

7. Ко второму уровню Бюджетной системы РФ относятся:
1. бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
3. бюджеты муниципальных районов
4. бюджеты городских поселений

8. Бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов относятся к:
1. Первому уровню Бюджетной системы
2. Второму уровню Бюджетной системы
3. Третьему уровню Бюджетной системы
4. Верны ответы 1 и 2.

9. Бюджеты муниципальных образований утверждаются в форме
1. Федерального закона
2. Закона субъекта РФ
3. правового акта представительных органов местного самоуправления.
4. правового акта исполнительных органов местного самоуправления.

10. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, отличных от бюджета:
1. допускается
2. допускается только на основании Федерального закона
3. не допускается
4. допускается только на уровне субъекта РФ.
11. Определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями закреплено в принципе:
1. самостоятельности бюджетов;
2. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
3. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
4. сбалансированности бюджета.

12. Какой из принципов бюджетной системы гласит, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов?
1. принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
2. принцип сбалансированности бюджета;
3. принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
4. принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.

13. К основным объектам науки бюджетного права относятся:
1. нормы, предмет и метод бюджетного права;
2. принципы бюджетного права; источники бюджетного права; бюджетные
3. правоотношения;
4. понятийно-категориальный аппарат; правоприменительная практика
5. все ответы верны.

14. Код вида доходов в соответствии с бюджетной классификацией включает
1. группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
2. группу, подгруппу, статью, подстатью и подвид дохода.
3. группу, статью, подстатью и элемент дохода.
4. группу, подгруппу, статью и подвид дохода.

15. Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, устанавливает:
1. Счетная палата
2. Банк России
3. Министерство финансов Российской Федерации
4. Президент РФ.

16. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается:
1. Бюджетным кодексом
2. законом о соответствующем бюджете
3. Указом Президента
4. Актом Министерства финансов

17. По объекту правового регулирования принято выделять:
1. имущественные и неимущественные бюджетные правоотношения.
2. отделимые и неотделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.
3. верны 1 и 2.
4. горизонтальные и вертикальные бюджетные правоотношения

18. В структуру бюджетного правоотношения входят:
1. объекты, субъекты, субъективное право и объективное право.
2. объекты, субъекты, субъективное право и юридическая обязанность.
3. объекты, субъекты и субъективное право.
4. объекты, субъекты и юридическая обязанность.

19. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1. налоговые доходы
2. неналоговые доходы
3. безвозмездные поступления
4. все ответы верны.

20. Процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития нижестоящих территорий для обеспечения их гражданам государственных гарантий на определенном, минимально допустимом уровне, называется:
1. бюджетное регулирование
2. бюджетное выравнивание
3. бюджетное стимулирование
4. бюджетное ограничение.

21. В состав доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, входят:
1. плата за пользование бюджетными кредитами.
2. доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование имущества автономных учреждений
3. доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
4. все ответы верны.

22. К безвозмездным поступлениям НЕ относятся:
1. дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
2. субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
3. межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4. штрафы и пени.

23. Средства самообложения граждан относятся к:
1. налоговым доходам
2. неналоговым доходам
3. безвозмездным поступлениям
4. не относятся к доходам.

24. В состав нефтегазовых доходов включены (выберите наиболее точное утверждение):
1. налоговые и неналоговые доходы
2. только налоговые доходы
3. только неналоговые доходы
4. ввозные и вывозные пошлины.

25. Налоговые доходы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляются:
1. в федеральный бюджет
2. в бюджеты субъектов Российской Федерации
3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
4. бюджеты муниципальных районов

26. К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
1. доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями
2. отчисления от федеральных налогов и сборов,
3. доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности,
4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности,

27. Порядок отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определяется:
1. органами государственной власти субъекта Российской Федерации
2. местными органами власти
3. федеральными органами государственной власти Российской Федерации
4. не регулируется законодательством.

28. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению по нормативу 100 процентов налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
1. налога на доходы физических лиц;
2. налога на доходы физических лиц;
3. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4. единого сельскохозяйственного налога.

29. Какой вид расходов бюджета способствует созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры?
1. обыкновенные расходы
2. капитальные расходы
3. чрезвычайные расходы
4. чрезвычайные расходы.

30. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений относится к такому виду бюджетных ассигнований как:
1. оказание государственных (муниципальных) услуг;
2. предоставление межбюджетных трансфертов;
3. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
4. обслуживание государственного (муниципального) долга;

31. По направлениям расходования денежных средств фонды, образуемые государством, выделяют:
1. целевые и нецелевые фонды
2. долгосрочные и краткосрочные фонды
3. отраслевые и межотраслевые фонды
4. экономические, социальные, научные фонды.

32. К государственным внебюджетным фондам социального назначения НЕ относится:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
3. Инвестиционный фонд РФ;
4. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

33. Долговые обязательства Российской Федерации сроком на 4 года – это обязательства
1. краткосрочные
2. среднесрочные
3. долгосрочные
4. текущие.

34. Наиболее распространенной формой (видом) формирования государственного долга
Российской Федерации являются
1. государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
2. долговые обязательства, возникающие по кредитам, привлеченным Российской Федерацией как заемщиком
3. бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4. государственные гарантии Российской Федерации.

35. На какой из стадий бюджетного процесса производится сбор информации о
социально-экономическом состоянии той или иной территории?
1. составление проектов бюджетов.
2. рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете.
3. исполнение законов (решений) о бюджете.
4. составление и утверждение бюджетной отчетности.

36. Какой из принципов системы бюджетного процесса заключается в том, что
бюджетный процесс регламентируется едиными нормативными правовыми актами, прежде всего Бюджетным кодексом РФ, состоит из одинаковых стадий на всех уровнях бюджетной системы?
1. принцип самостоятельности публичных образований в осуществлении бюджетного
2. процесса.
3. принцип преемственности бюджетов.
4. принцип периодичности.
5. принцип единства системы бюджетного процесса.

37. Сколько групп участников бюджетного процесса закрепляет Бюджетный кодекс РФ?
1. 8
2. 10
3. 11
4. 15.

38. Кто из участников бюджетного процесса совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики?
1. исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
2. Центральный банк Российской Федерации;
3. органы государственного (муниципального) финансового контроля;
4. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования.

39. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее
1. 1 октября текущего года.
2. 31 декабря текущего года.
3. 26 августа текущего года.
4. Законодательством не регулируется.

40. Бюджетный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам и способствующий предотвращению бюджетных правонарушений, это:
1. Текущий контроль.
2. Внутренний государственный финансовый контроль.
3. Последующий контроль.
4. Предварительный контроль.
Литература
Бюджетный кодекс РФ
Бюджетное право / Под ред. Н.А. Сатаровой – СПб.: Деловой двор, 2009.

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления:

  • — дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • — субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджет- иые субсидии);
  • — субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • — иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • — безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Все перечисленные доходы при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Роль и содержание безвозмездных поступлений

Самостоятельность экономической основы местного самоуправления обеспечивается в том числе тем, что устанавливаются требования к дефициту местного бюджета (превышению расходов над доходами). Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. То есть безвозмездные поступления должны играть роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов. На практике общепризнанным фактом является недостаточное финансовое обеспечение муниципальных образований и их зависимость от вышестоящих бюджетов. По проведенной оценке Счетной палаты РФ, лишь 2,5% муниципальных образований могут обеспечить свои расходные обязательства полностью за счет налоговых и неналоговых доходов. В этих условиях основной частью доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. На протяжении последних лет доля безвозмездных поступлений в доходах местных бюджетов остается высокой и стабильной — около 60%.

Дотации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения предусматриваются в бюджете субъекта РФ. Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений. Размер дотации определяется для каждого поселения исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя (ст. 137 Бюджетного кодекса РФ).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (ст. 138 Бюджетного кодекса РФ).

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Для этих целей образуется региональный фонд софинансирования расходов, из которого на основании законов субъекта РФ или решений высшего исполнительного органа государственной власти распределяются субсидии местным бюджетам

Под субвенциями местным бюджетам понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Субвенции на осуществление этих полномочий предоставляются местным бюджетам из бюджета субъекта РФ за счет:

  • 1) субвенций из федерального бюджета (создается федеральный фонд компенсаций);
  • 2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.

Субвенции из бюджета субъекта РФ распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Федеральный законодатель предусматривает и иные возможности поддержки местных бюджетов. Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно — они являются составной частью финансовой системы РФ; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ.

  • См.: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнениифедерального бюджета за 2010 год: утверждено Коллегией Счетной палаты РФ, протоколот 29 августа 2011 г. № 40К(807).
  • См.: Миронова С. М. Обеспечение интересов муниципальных образований при формировании финансово-правовой политики Российского государства // Муниципальнаяслужба: правовые вопросы. 2013. № 1.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцатьвторого статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • 1) безвозмездные поступления от нерезидентов (1. физическое лицо, имеющее постоянное местожительство за пределами РФ; 2. юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ);
  • 2) безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 3) безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
  • 4) безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  • 5) безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 6) прочие безвозмездные поступления.

Безвозмездные поступления — это особый вид доходов, потому что они представляют собой финансовые средства, полученные не из каких-либо региональных или, соответственно, местных источников, а из источника, находящегося за пределами соответствующей территории, от других уровней бюджетной системы.

Межбюджетные трансферты в любой стране образуют значительную часть доходов региональных и местных бюджетов. Источник этих доходов находится вне сферы контроля получателя этих средств. Тем не менее, проведение оценки ожидаемых поступлений и управление этими доходами составляют важную часть общей системы управления доходами.

Формы предоставления межбюджетных трансфертов: Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

  • — дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации ((от лат. dotatio — дар, пожертвование)межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования);
  • — субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации ((лат. subsidium — помощь, поддержка) — разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам);
  • — субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации(это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов);
  • — иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • — межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

  • — дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • — субсидий местным бюджетам;
  • — субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
  • — бюджетных кредитов местным бюджетам.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов

предоставляются в форме:

  • — дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • — субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • — субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • — иных межбюджетных трансфертов.

Статья 41. Виды доходов бюджетов

«Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) (часть вторая)»

Исходя из положений абзаца третьего пункта 3 статьи 41, абзаца четвертого пункта 1 статьи 51, абзаца третьего статьи 57 и абзаца третьего статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от продажи движимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. Доходы от продажи недвижимого имущества поступают в бюджет.

Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 29.11.2014) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 — 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

Приказ Минфина РФ от 11.12.2002 N 127н (ред. от 12.11.2004) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей», которая включает следующие подстатьи: «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в федеральный бюджет» (2012010), «Доходы от реализации продуктов утилизации кораблей» (2012011), «Доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий, учреждений и военного имущества» (2012012), «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации» (2012020), «Доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий и учреждений» (2012021), «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в местные бюджеты» (2012030), «Доходы от реализации имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений» (2012031), «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации» (2012040).

Таким образом, положения пункта 4 статьи 41, пункта 2 статьи 42, абзаца первого статьи 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализуются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе и налога на прибыль, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

«Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) (часть первая)»

Исходя из положений абзаца третьего пункта 3 статьи 41, абзаца четвертого пункта 1 статьи 51, абзаца третьего статьи 57 и абзаца третьего статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от продажи движимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. Доходы от продажи недвижимого имущества поступают в бюджет.

<Письмо> ГТК РФ от 20.03.2003 N 01-06/11998 (ред. от 25.02.2004) «О разъяснении положений КоАП России, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях»

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. При этом, как следует из пункта 4 статьи 41 указанного Кодекса, к неналоговым доходам отнесены средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и иные суммы принудительного изъятия.

<Письмо> МНС РФ от 18.12.2001 N ВГ-6-02/940@ «О налогообложении бюджетных организаций (учреждений)»

Одновременно сообщается, что пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитывать в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражать в доходах соответствующего бюджета как неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Эти положения указывают на принадлежность доходов бюджетных учреждений к соответствующим статьям и группам доходов бюджетов Российской Федерации и не освобождают бюджетные организации от уплаты налогов с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Приказ Минфина РФ от 18.07.2001 N 53н (ред. от 04.12.2001) «О продлении срока действия Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 38н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и внесении в него изменений и дополнений»

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей».

<Письмо> Минфина РФ от 04.11.2000 N 3-01-12/19-422 <О Порядке учета предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов>

В соответствии со статьями 41 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главой 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н «Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» если соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами плательщикам предоставлены льготы, отсрочки, рассрочки по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит по платежам в какой-либо из уровней бюджетов, то размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, а бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств) являются формой расходов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. При этом предоставление налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек осуществляется только в пределах лимитов, отраженных в законе о бюджете соответствующего уровня власти.

6.3. Безвозмездные поступления

В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные поступления, получаемые государственными органами со стороны иностранных государств, от физических и юридических лиц, от других государственных органов, международных организаций и Правительств иностранных государств.

К безвозмездным поступлениям (а не доходам) п. 5 ст. 24 БК относит так называемые необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

— иностранных государств;

— международных организаций;

— другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Отметим, что безвозмездность означает, что не требуется эквивалентности на поступления денежных средств в бюджеты и, следовательно, безвозмездные поступления также носят неналоговый характер. Как и штраф, другие неналоговые доходы также не требуют возмездности. Поэтому, считаем, что такое разделение доходов (неналоговых и безвозмездных) носит условный характер.

Суть безвозмездных поступлений от иностранных государств и международных организаций одна и та же. Главное, что такие поступления идут из-за рубежа и в иностранной валюте.

Бюджетный кодекс относит к безвозмездным поступлениям межбюджетные трансферты, которые передаются из одного бюджета в другой. Но ведь эти трансферты состоят в основном из налоговых поступлений и служат, как правило, для балансировки нижестоящих бюджетов. Это определенный процент налоговых поступлений, которые передаются в силу необходимости погасить отнесенные на данный бюджет расходы, которые объективно не могут быть покрыты за счет только постоянно закрепленных источников дохода нижестоящего бюджета.

Таким образом, с правовой точки зрения все поступления делятся на налоговые и неналоговые.