Как инициировать налоговую проверку?

Иногда организации или частные предприниматели могут работать не совсем честно, скрывая свои истинные доходы от государства, выплачивая зарплату «в конвертах» и т.д. Как инициировать налоговую проверку ИП? Налоговая инспекция осуществляет проверки всех организаций и индивидуальных предпринимателей по составленному графику не чаще, чем раз в три года. Но если поступает заявление от органов власти, СМИ или просто рядовых граждан, то может быть произведена внеплановая проверка. Если работодатель постоянно нарушает ваши права, то вместо того, чтобы постоянно задаваться вопросом «как организовать проверку налоговой», съездите в налоговую инспекцию и напишите жалобу на организацию или ИП.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Внеплановые проверки могут быть возбуждены самой налоговой инспекцией на основе полученных жалоб или заявлений о возможных нарушениях законодательства в фирмах. Может ли учредитель инициировать налоговую проверку? Учредители фирм и организаций не имеют такого права, если ему нужны сведения о правильности ведения документации и уплате налогов, то он может нанять независимую аудиторскую фирму и провести полный аудит предприятия. Чаще всего инициаторами являются именно работники – бывшие или настоящие (подробнее про жалобы на работодателя по ссылке), если их трудовые права нарушаются, и возникает недопонимание с работодателем на этой почве.

Как можно инициировать внеплановую проверку?

Перед тем, как натравить налоговую на организацию, следует понять следующие аспекты:

  • Налоговая не будет реагировать на жалобу, если не сможет установить личность того, кто ее подал. Т.е. анонимность жалобы исключается.
  • Налоговая проверяет бухгалтерские документы, а там как раз все может быть оформлено правильно.

Как же поступить в том случае, если вы не хотите, чтобы работодатель узнал, что именно вы написали заявление? Как направить на фирму налоговую проверку, не выдавая себя? Как было изложено выше – анонимное письмо в налоговую не поможет, но можно написать заявление в инспекцию по труду. Эта организация обязана реагировать на анонимные жалобы по поводу нарушения трудового законодательства на предприятиях и скорее всего по результатам проверки задействует и налоговую.

Перед тем, как устроить проблемы человеку, т.е. работодателю хорошо подумайте: «А действительно ли это Вам нужно?». Ведь чаще всего нами в таких случаях двигает чувство мести и обиды. Попробуйте для начала по-хорошему поговорить с ним, а, в крайнем случае, припугнуть налоговой или инспекцией по труду и скорее всего он пойдет на уступки и конфликт решится мирным путем.

Тема: Как организовать проверку для фирмы?

Быстрый переход Опыт проверок Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники

Каков порядок проведения плановых и внеплановых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

21 февраля 2018

Налоговые органы, на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
— налоговых проверок;
— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;
— проверки данных учета и отчетности;
— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);
— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).
Отметим, что при проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016-2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ).
Порядок проведения камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ и внутренними регламентами налоговых органов. В целях обеспечения единообразия процедур проведения камеральных налоговых проверок ФНС России подготовила рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок, которые были направлены письмом от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ для использования в работе территориальных налоговых органов.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Отметим, что налоговые декларации представляются налогоплательщиками по месту своего учета (п. 3 ст. 80 НК РФ). Поэтому камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на учете.
Осуществляется камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для ее проведения не требуется вынесения руководителем налогового органа какого-либо специального решения (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Подвергаются камеральной проверке все представляемые налогоплательщиком налоговые декларации (расчеты) независимо от установленной НК РФ периодичности их представления (письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).
О начале проведения камеральной проверки налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика. Как правило, о ее проведении налогоплательщики узнают, получив требование представить необходимые пояснения или требование о представлении документов в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка является углубленной формой контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ). Её проведение предполагает изучение, анализ, сопоставление и оценку документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).
Такая проверка, согласно ст. 89 НК РФ, ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Как правило, именно в рамках выездной налоговой проверки выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О).
Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок (письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-02-08/7955).
В частности, приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых налоговыми органами в аналитической работе. На основании проведенного в соответствии с Концепцией всестороннего анализа деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые органы формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок (с разбивкой по кварталам). План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
Например, одним из оснований проведения выездной налоговой проверки может служить отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год (п. 7 Критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (раздел 4 Концепции), п. 7 раздела Приложения N 2 Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепции). По налогу на доходы физических лиц доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.
Отметим, что специалисты ФНС анализируют любую общедоступную информацию, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и т.д.), а также информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), в частности контрагентов налогоплательщика.
План проведения выездных налоговых проверок является закрытой информацией. Требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о размещении планов проверок на своих ведомственных официальных сайтах не действуют при осуществлении налогового контроля в силу п. 4 ч. 3.1 ст. 1 данного Федерального закона. Налоговое законодательство также не предусматривает возможность ознакомления налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок.
Полномочия налоговых органов и порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. В целях обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@.
Проводится выездная налоговая проверка на территории (в помещении) налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Отметим, что при проведении выездной проверки налогоплательщика — физического лица должностные лица налоговых органов без согласия налогоплательщика могут осматривать только нежилые помещения. Доступ представителей налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (п. 1), письмо Минфина России от 31.08.2017 N 03-02-08/55972). Как пояснено в письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-02-08/109, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку в отношении этого физического лица по месту своего нахождения.
Периодичность, сроки и глубина проведения выездных налоговых проверок ограничены положениями ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ. По общему правилу одни и те же налоги за один и тот же период могут быть проверены в рамках выездной налоговой проверки один раз. В то же время налоговым органам предоставлена возможность проведения повторных выездных налоговых проверок. Условия назначения повторной выездной налоговой проверки установлены в п. 10 ст. 89 НК РФ.
Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Не установлены и сроки для вручения налогоплательщику принятого решения о ее проведении. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают в момент прихода проверяющих (письма ФНС России от 10.03.2016 N ЕД-4-2/3936@, от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).
Вместе с тем доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика возможен лишь при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (а в отдельных случаях при проведении камеральных проверок налоговой декларации по НДС — при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего такую проверку, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем). Кроме того, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки (а не его вручения) и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89, п. 1 ст. 91 НК РФ).
Следует также учитывать, что нормы НК РФ не предусматривают возможность отвода налогоплательщиком ни должностных лиц, входящих в группу проверяющих, ни должностных лиц, рассматривающих материалы проверки и выносящих решение. Такой подход законодателя свидетельствует о том, что НК РФ установлена административная процедура, которая не предусматривает влияния налогоплательщика на состав лиц, проводящих проверку и принимающих решение по ее результатам (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 N Ф02-94/17)
Течение срока проведения выездной налоговой проверки начинается с даты вынесения решения о ее проведении и не зависит от даты ознакомления с ним проверяемого лица (п. 8 ст. 89 НК РФ). В то же время указанное решение является документом, на основании которого проверяющие должны быть допущены на территорию налогоплательщика для проведения проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ). При отсутствии решения проводить проверку инспекторы не в праве (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
На практике налоговые органы могут позвонить и пригласить налогоплательщика в инспекцию для ознакомления с решением либо ознакомить с ним в тот момент, когда инспекторы пришли для проведения проверки. Заранее информировать налогоплательщика о намерении провести выездную налоговую проверку налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом, как следует из абз. 2, 3 п. 12 ст. 89 НК РФ, проверяющими могут быть затребованы как оригиналы документов, так и их копии.
Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов, по форме согласно Приложению N 1 к письму N АС-4-2/13622@. В уведомлении указываются номер и дата решения о проведении выездной проверки, наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки нужных документов и период, к которому они относятся.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (в виде копий).
В случае необеспечения налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для проверки, налоговый орган вправе истребовать копии документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ либо осуществить выемку документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Нередко налоговые органы одновременно вручают уведомление о необходимости ознакомиться с подлинниками документов и требование о представлении документов (информации) в установленном ст. 93 НК РФ порядке. В связи с чем ФНС России в письме N АС-4-2/13622@ разъяснила, что истребование документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ не должно заменять собой ознакомление с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, полученными по устному требованию проверяющих должностных лиц налогового органа.
После вручения налогоплательщику копии решения о проведении выездной налоговой проверки проверяющие, как правило, согласовывают технические вопросы с руководителем, главным бухгалтером и (или) иными должностными лицами проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем, ответственными за ведение бухгалтерского и (или) налогового учета, а также за исчисление и уплату налогов:
— информационного характера (о правах и обязанностях налогового органа и его должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку; правах и обязанностях проверяемого лица);
— организационного характера (предоставление проверяющим помещения, определение графика работы и т.д.);
— получение общей информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Для проведения проверки инспекторам желательно подготовить рабочие места (по возможности, отдельное помещение и с компьютером).
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено главой 14 НК РФ.
В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ (п. 4 ст. 89 НК РФ).
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
В ходе проведения выездной проверки инспекторы проверяют, анализируют, сопоставляют и оценивают документы и информацию, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
С целью получения необходимой информации в ходе проверки могут проводиться все мероприятия налогового контроля, предусмотренные НК РФ (истребование документов и информации у контрагентов и иных лиц, допросы свидетелей, инвентаризация имущества, осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов, привлечение для участия в проведении конкретных действий переводчика, специалиста, понятых и др.).
При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 14 ст. 89 НК РФ).
В общем случае выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки, а также формы других документов, используемых налоговыми органами в своей работе, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Проверка может быть приостановлена при наличии оснований, предусмотренных подпунктах 1-4 п. 9 ст. 89 НК РФ. Приостанавливать проверку налоговые органы могут неограниченное количество раз при условии, что общий срок ее приостановления не может превышать шесть месяцев (за исключением случаев, определенных в абзацах 6 и 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).
После составления справки о проведенной проверке сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 3).
Правила, предусмотренные ст. 89 НК РФ, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, а с 1 января 2017 года — и плательщиков страховых взносов (п. 17 ст. 89 НК РФ).

К сведению:
При необходимости для участия в проверке могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК и пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»). Их могут привлечь на любом этапе проведения проверки (как с самого начала, так и в ходе ее проведения). В этом случае порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.
Органы федеральной службы безопасности (ФСБ России) не предусмотрены в ст. 9 НК РФ в составе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Их участие в выездных налоговых проверках не предусмотрено в ст. 36 НК РФ (письмо Минфина России от 30.12.2014 N 03-02-07/1/68587).
В то же время в письме Минфина России от 07.02.2017 N 03-02-08/6449 отмечено, что налоговые органы и органы ФСБ России выполняют возложенные на них функции во взаимодействии между собой и с другими органами государственной власти на основании п. 3 ст. 30 НК РФ.
Кодексом не регулируются задачи и функции органов ФСБ России, не определяется порядок их взаимодействия с налоговыми органами при осуществлении налогового контроля. Исходя из Положения о ФСБ России одними из основных задач ФСБ России являются организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, легализацией преступных доходов, а также организация оказания содействия федеральным органам государственной власти в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.
Взаимодействие налоговых органов с органами ФСБ России при проведении налоговых проверок не является основанием для признания судами нарушений налоговыми органами условий и процедур проведения налоговых проверок. При этом участие сотрудника органа ФСБ России рассматривается как оказание содействия налоговому органу в рамках межведомственных мероприятий.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена