Как напомнить работодателю о себе после собеседования

«Мы Вам перезвоним», — говорят вам который раз в конце собеседования, и вы целыми днями гипнотизируете телефон в ожидании звонка. Проходит день-два-три-неделя, никто не звонит, а вы так и остаетесь в неведении – почему вы не понравились работодателю? А может, о вас просто забыли? Или потеряли контактный телефон? Эксперты рынка труда утверждают – напоминать о себе после собеседования можно и даже нужно. Только делать это стоит крайне деликатно.

Читайте также нашу статью Мы вам перезвоним — что это значит на самом деле.

Маркетологи и менеджеры по продажам хорошо знают, что такое правило 5 касаний. Попросту говоря, чтобы человек принял решение купить товар, он должен «встретиться» с этим товаром минимум 5 раз. Покупатель посмотрел товар, потрогал, изучил предложения конкурентов, вернулся, еще раз посмотрел…в среднем контактов с товаром должно быть 5.

В рекрутинге правило 5 касаний выглядит следующим образом:

  1. Отправка резюме
  2. Отправка сопроводительного письма
  3. Собеседование (возможно, несколько)
  4. Письмо после собеседования
  5. Звонок после собеседования

Письмо благодарности

Идеальный вариант напомнить о себе – отправить работодателю электронное письмо. В западной традиции оно называется Thank you letter, то есть «письмо благодарности». Писать его совершенно не обязательно и не факт, что оно сможет как-то повлиять на результаты собеседования. Однако, его наличие подчеркивает знание бизнес-этикета, ваши навыки делового общения, а также вашу заинтересованность в компании.

Отправлять письмо можно тем людям, кто с вами встречался лично. Даже если у вас вдруг оказались контакты предполагаемого шефа, не пишите ему, как вы рады с ним познакомиться. Вы же не знакомились! Если собеседование проводили несколько человек, можете написать всем.

Отправлять Thank you letter можно уже через несколько часов после собеседования или на следующий день, но не позже. А то о вашей встрече действительно успеют забыть.

Письмо должно быть коротким: чтобы можно было бегло прочитать, глянув на монитор. Ваши карьерные заслуги уже слушали на собеседовании, и никто не захочет их перечитывать. В тексте поблагодарите за интервью, еще раз выразите заинтересованность в вакансии. Напишите, например, о том, что после личной встречи ваш интерес только возрос. Что вы хотели бы продолжить общение.

Договор об обратной связи

Сразу после встречи обсудите с собеседником, кто, кому и когда позвонит. Будет ли удобно, если вы наберете рекрутеру сами? Когда это можно сделать – через день? Через неделю? Если же договоренности о том, что вы можете позвонить сами, нет, лучше этого не делать.

В случае, если срок обратной связи истек (например, вам обещали позвонить в течение недели и не перезвонили) напомните о себе вежливым письмом. В письме стоит представиться и указать все детали: когда и на какую должность вы проходили собеседование, напомнить, что вы ждете ответа, но ни в коем случае не торопите компанию с принятием решения. Средний срок ожидания ответа рекрутера – 2-5 дней. Если вы устраиваетесь в крупную компанию, где сложный механизм согласования любой кандидатуры, писать можно и через 2 недели.

Контрольный звонок

Когда будете звонить, делайте это тоже деликатно. Не ранним утром и не в обеденное время. Лучше – во второй половине дня. Если, конечно, удобное время не оговорено иначе. Разговор постарайтесь сделать кратким и понятным. Напомните, кто вы, когда проходили собеседование и зачем сейчас звоните. Не тратьте время человека и не отвлекайте его лишними подробностями. Однако, если собеседник захочет рассказать, как у него дела, выслушайте его внимательно.

Чего НЕЛЬЗЯ делать

Не будьте слишком навязчивы! Если письмо отправлено, а ответа нет, не спешите отправлять следом еще одно. Если вы позвонили, а вам сказали, что решение еще не принято, не набирайте тот же номер на следующий день. Обсудите возможную дату следующей связи. Или выждите еще дня три. Рекрутер так и не может ответить ничего конкретного? Вам или не хотят резко отказывать или действительно слишком долго думают. А зачем вам такой нерешительный работодатель?

Не звоните работодателю на личный номер, не пишите людям, с которыми не встречались лично, не добавляйтесь к ним в друзья в социальных сетях. Если они, конечно, сами к вам не «постучались». Все-таки общение в социальных сетях предполагает довольно близкое знакомство. Смело отправлять запрос можно только, когда вас уже пригласили на работу. А до этого использовать соцсети как инструмент сбора информации о компании. Да, и прежде, чем нажать кнопку «добавить» проверьте свой профиль – как у вас там с имиджем? Нет ли неприличных фото и некорректных высказываний?

Даже если сейчас на работу вас не взяли, а компания вам понравилась, сделайте все, чтобы оставаться в поле зрения. Опять же, напишите письмо и постарайтесь получить полноценную обратную связь – почему вы не подошли? Попробуйте наладить контакт в профильных сообществах в соцсетях. Если обещали взять вас, но позже, раз в два-три месяца напоминайте о себе электронным письмом.

Как вежливо напомнить о себе интервьюеру после собеседования, не испортив общее впечатление, знает Work.ua.

«Спасибо, мы Вам перезвоним» — чаще всего именно этой фразой заканчиваются собеседования для большинства кандидатов. Что делать, чтобы эта фраза не стала последней, и таки узнать решение по вашей кандидатуре, рассказывает Work.ua.

Конкретизируйте сроки на собеседовании

Еще будучи на собеседовании, в конце разговора обязательно уточните, каким способом компания сообщит о своем решении и в какой срок, если интервьюер сам об этом не говорит. Спросите, когда вам ждать обратную связь, и будет ли удобно, если вы напомните о себе письмом или звонком по истечении этого времени.

С другой стороны, помните, что в некоторых компаниях процедура найма нового сотрудника размыта во времени. Одно ответственное лицо в командировке, второе — в отпуске, еще кто-то на больничном или в аврале. Вы можете сетовать на беспорядок в организации, но это может быть всего лишь человеческий фактор, из-за которого вам могут не ответить в отведенный срок.

И в этом случае нужно действовать самостоятельно.

Напишите письмо после собеседования

Так называемое письмо благодарности не является обязательным. Его наличие или отсутствие практически не влияет на финальное решение о кандидате. Но это отличный инструмент бизнес-этикета, который даёт возможность немного выделиться на фоне других кандидатов, подчеркнуть заинтересованность в компании и продемонстрировать навыки делового общения.

Направлять thank you letter можно через несколько часов после встречи или на следующий день. Письмо не должно быть объёмным. Лаконично поблагодарите за организацию встречи и выразите своё желание продолжить общение.

Отличный пример из профессиональной практики, когда такое письмо сработало, рассказывает Марта Годзина, консультант рекрутинговой копании Hays:

«У меня был случай, когда кандидат на позицию аналитика успешно прошёл несколько встреч в компании, а на последней разволновался и плохо справился с одной из задачек, которые попросил решить руководитель. Компания уже планировала ему отказать, но кандидат вовремя написал очень искреннее письмо о том, как ему важно попасть на работу в эту компанию, и выразил готовность приехать ещё раз, чтобы целый день решать всевозможные задачки и бизнес-кейсы. Компания оценила целеустремлённость кандидата: в итоге он успешно прошёл повторный «экзамен» и получил предложение о работе».

Напишите письмо-напоминание о себе

Если конкретный срок с вами не оговорили, вы забыли его уточнить, или он уже истёк, вполне допустимо напомнить о себе вежливым письмом, в котором нужно:

  • представиться;
  • указать дату прошедшей встречи, и какую позицию вы обсуждали;
  • поинтересоваться, принято ли решение по вашей кандидатуре.

Можно добавить, что у вас нет цели торопить компанию с решением: вы лишь напоминаете о себе, потому что очень заинтересованы в вакансии или работе именно в этой компании.

Стоит ли звонить?

Звонок от кандидата в рабочее время вряд ли вызовет негативные эмоции, особенно если вы об этом договаривались. Но если вы звоните рекрутеру ночью на личный номер, который он вам не давал, вы рискуете произвести не самое лучшее впечатление. Даже если до этого успешно прошли интервью. Сюда же относятся ситуации, когда кандидаты приходят в компанию без приглашения на интервью.

Стоит ли добавлять рекрутера в соцсетях?

Если мы говорим о профессиональных социальных сетях, таких как LinkedIn, никаких ограничений здесь нет. Большинство специалистов по подбору персонала используют социальные сети как один из инструментов взаимодействия с кандидатами.

Но прежде чем добавлять рекрутера в друзья на Facebook или «ВКонтакте», оцените контент вашего профиля его глазами. Потому что ваш профиль в социальных сетях может влиять на вашу карьеру.

Также нужно быть готовым к тому, что некоторые люди используют соцсети только для общения с друзьями и могут проигнорировать ваше приглашение.

Как оставаться в поле зрения

Даже если пока вас не взяли в компанию вашей мечты, стоит отслеживать вакансии в ожидании той, которая будет соответствовать вашему опыту. Либо периодически (раз в один-два месяца) напоминать о себе письмом. Но тут важно соблюдать меру.

Откликаться на все вакансии без разбора в надежде, что хоть на какую-то из них вас пригласят, — путь неверный. Компания может оценить это как неразборчивость в построении карьеры.

Сегодня взаимодействие внутри компаний (особенно больших международных структур) очень долгое: слишком много участников процесса, и часто многие находятся в разных странах. От отправки резюме до первого интервью может пройти от недели до месяца, а весь процесс переговоров с компанией может занять от полугода до года. Work.ua желает всем кандидатам терпения и успешных поисков.

По материалам: The Village