Как правильно оплата пени или пеней?

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. пе́ня пе́ни
Р. пе́ни пе́ней
Д. пе́не пе́ням
В. пе́ню пе́ни
Тв. пе́ней
пе́нею
пе́нями
Пр. пе́не пе́нях

пе́-ня

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 2a(2) по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пен-; окончание: -я .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. штраф за невыполнение каких-либо обязательств в срок или за нарушение закона ◆ Учитывая, что пеня взыскивается в целях компенсации потерь казны в случае просрочки уплаты налога, взыскание пени является мерой правовосстановительной юридической ответственности.
  2. устар. упрёк, сетование, укор ◆ Когда же… Но молчу. Хоть мало, // И среди нас судьба являла // Достойных граждан… Знаешь ты // Их участь?.. Преклони колени!.. // Лентяй! смешны твои мечты // И легкомысленные пени! Н. А. Некрасов, «Поэт и гражданин», 1855–1856 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. неустойка
  2. упрёк, сетование, укор

АнтонимыПравить

  1. ?
  2. ?

ГиперонимыПравить

  1. штраф, наказание
  2. жалоба, попрёк, сетование, упрёк, укор

ГипонимыПравить

  1. ?
  2. ?

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: пеняние, пеняла
  • глаголы: пенять, попенять

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    штраф

    • Английскийen: fine; default interest, penalty fee, poena
    • Испанскийes: multa, pena pecuniaria
    • Итальянскийit: penale, penalità, ammenda, pena pecuniaria
    • Немецкийde: Verzugszinsen pl; Geldstrafe, Strafgeld, Pön
    • Французскийfr: amende, majoration de retard

    упрёк

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    * Напоминаем, что в данный момент этот орган реорганизовывается в Государственную налоговую службу Украины в соответствии с Указом № 1085.

    Прежде всего следует разобраться, в каких случаях применяется Инструкция. Так, в соответствии с п. 1.2 Инструкция № 953:

    устанавливает порядок ведения органами государственной налоговой службы* учета начисления и погашения пени, взимаемой с плательщиков налогов в связи с несвоевременным погашением согласованногоденежного обязательства

    регулирует порядок начисления и погашения пени на налоговое обязательство, начисленное контролирующим органом в случае выявления его занижения и/или определенное агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

    регулирует порядок начисления и погашения пени на налоговое обязательство, определенное контролирующим органом при проверке налогового агента

    СРОКИ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНИ

    Правила начисления пени установлены ст. 129 НК. В какой момент начинается начисление пени и когда заканчивается, наглядно представлено в таблице.

    Начисление пени по платежам, контролируемым органами ГНА


    п/п

    Субъект начисления суммы денежного
    обязательства

    Начало начисления пени

    Окончание начисления пени (определяется при наступлении одного из перечисленных
    событий)

    плательщик налогов (самостоятельное начисление)

    после окончания установленных НК сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного НК*

    в день зачисления средств на соответствующий счет Государственного казначейства Украины и/или в других случаях погашения налогового долга и/или денежных обязательств;
    — в день проведения взаиморасчетов непогашенных встречных денежных обязательств соответствующего бюджета перед таким плательщиком налогов;

    контролирующий орган

    после окончания установленных НК сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении*

    — в день введения моратория на удовлетворение требований кредиторов (при вынесении соответствующего решения суда по делу о банкротстве или принятии соответствующего решения Национальным банком Украины);
    — при принятии решения об отмене или списании суммы налогового долга (его части)

    контролирующий
    орган/плательщик налогов (в случае выявления занижения налогового обязательства)

    в день наступления срока погашения заниженного налогового обязательства

    налоговый агент/контролирующий орган при проверке налогового агента

    в день наступления срока погашения заниженного налогового обязательства при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

    * В этом случае начисление пени осуществляется в день фактического погашения налогового долга (части налогового долга)

    Ранее пеня не начислялась в случае, когда плательщик налогов до начала его проверки налоговым органом самостоятельно обнаруживал факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов и погашал его в определенном законом порядке. Это правило не применялось только, если:

    а) плательщик налогов не подавал налоговую декларацию за период, в течение которого произошло такое занижение;

    б) судом доказано совершение преступления должностными лицами плательщика налогов или физическим лицом — плательщиком налогов по умышленному уклонению от уплаты указанного налогового обязательства.

    Отныне не суть важно, кто выявил занижение налогового обязательства, пеня все равно будет начисляться.

    Следует отметить, что в случае рассрочки (отсрочки) сумм платежей, подачи плательщиком налогов деклараций (в том числе уточняющих) с отрицательным значением суммы налоговых обязательств и погашения суммы налогового долга (его части) другим путем, нежели определено в гр. 4 таблицы, начисление пени заканчивается датой фактического осуществления такого погашения, зафиксированной в соответствующих документах.

    В случае досрочного расторжения договора о рассрочке, отсрочке налогового обязательства или налогового долга пеня на остаток неуплаченной согласно договору суммы начисляется со дня, следующего за днем расторжения такого договора, в размерах и порядке, предусмотренных Инструкцией № 953.

    В случае частичного погашения налогового долга сумма такой части определяется с учетом пени, начисленной на такую долю.

    РАСЧЕТ СУММЫ ПЕНИ

    Инструкция не только определяет порядок начисления и погашения пени, но и приводит примеры ее расчета в различных ситуациях.

    Ситуация 1. Начисление пени при погашении налогового долга


    п/п

    Субъект начисления суммы
    денежного обязательства

    Размер пени при погашении
    налогового долга

    плательщик налогов/контролирующий орган

    начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате

    Пример 1. Плательщик налогов 04.01.2011 г. осуществляет уплату налогового долга в сумме 25000 грн., возникшего в связи с неуплатой налогового обязательства, последним днем срока уплаты которого было 19.08.2010 г.

    Расчет пени на сумму погашенного налогового долга 25000 грн. за период с 19.08.2010 г. по 03.01.2011 г. включительно осуществляется по такой формуле:

    где:

    Y — сумма пени, начисляемая на фактически погашенную сумму налогового долга (всегда округляется до второго знака после запятой);

    Σпогашения налогового долга — фактически погашенная сумма налогового долга;

    Кдней — количество дней задержки уплаты налогового обязательства;

    UНБУ — большая из учетных ставок Национального банка Украины, действовавших на день возникновения налогового долга или на день его (его части) погашения;

    1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых UНБУ;

    R — количество дней в календарном году.

    В нашем случае:

    Σ погашения налогового долга = 25000 грн.;

    Кдней = 138.

    Таким образом, начисленная плательщику налогов пеня составляет 964,11 грн.

    Ситуация 2. Начисление пени в случае выявления занижения налогового обязательства


    п/п

    Субъект начисления суммы
    денежного обязательства

    Размер пени в случае выявления занижения налогового обязательства

    контролирующий орган/ плательщик налогов

    определяется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения, за весь период занижения

    Пример 2. По результатам проведенной органом ГНА документальной проверки плательщика налогов доначислено по налоговому уведомлению-решению налоговое обязательство по налогу на прибыль на общую сумму 15000 гривень. При этом занижение налогового обязательства в указанной сумме выявлено за три квартала 2010 года.

    Налоговое уведомление-решение о начислении налогового обязательства по налогу на прибыль плательщик налогов получил 01.02.2011 г. и обязан уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за днем такого получения.

    Расчет пени на сумму занижения 15000 грн. за период с 19.11.2010 г. (последний срок погашения налогового обязательства) по 10.02.2011 г. включительно) осуществляется следующим образом.

    Сумма пени рассчитывается по такой формуле:

    Y — сумма пени, которая насчитывается на сумму занижение налогового обязательства (всегда округляется ко второму знаку после запятой);

    Σ занижения — фактически заниженная сумма налогового обязательства;

    Кдней — количество дней занижения;

    UНБУ — учетная ставка НБУ, действовавшая на день занижения налогового обязательства;

    1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых UНБУ;

    R — количество дней в календарном году.

    В нашем случае:

    Σ занижения = 15000 грн.;

    Кдней = 84 дня;

    R = 365 дней;

    Учетная ставка НБУ, действовавшая на день занижения (по состоянию на 19.11.2010 г.), равнялась 7,75 %;

    Таким образом, начисленная плательщику налогов пеня составляет 321,04 грн.

    Ситуация 3. Начисление пени в случае выявления занижения налогового обязательства при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

    № п/п

    Субъект начисления суммы
    денежного обязательства

    Размер пени в случае выявления занижения налогового обязательства при выплате (начислении) доходов
    в пользу плательщиков налогов — физических лиц

    Налоговый агент/контролирующий орган при проверке налогового агента

    определяется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

    Пример 3. Работодатель, выплатив заработную плату, не уплатил налог с доходов физических лиц. По результатам проведенной органом ГНА документальной проверки налогового агента (работодателя) доначислено по налоговому уведомлению-решению от 01.02.2011 г. налоговое обязательство по налогу на доходы физических лиц в сумме 1000 грн., возникшее 12.11.2010 г. (день наступления срока погашения налогового обязательства).

    Расчет пени на сумму погашенного налогового обязательства 1000 грн. за период с 12.11.2010 г. по 10.02.2011 г. включительно (день зачисления средств на счет Государственного казначейства Украины) осуществляется по формуле:

    где:

    Y — сумма пени, начисляемая на сумму денежного обязательства (всегда округляется до второго знака после запятой);

    Σденежное обязательство — фактически не уплаченное денежное обязательство;

    Кдней — количество дней просрочки уплаты денежного обязательства;

    UНБУ — учетная ставка Национального банка Украины, действовавшая на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц;

    1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых UНБУ;

    R — количество дней в календарном году.

    В нашем случае:

    Σденежное обязательство = 1000 грн.;

    Кдней = 91 день;

    R = 365 дней.

    Учетная ставка НБУ, действовавшая на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц (по состоянию на 12.11.2010 г.), равнялась 7,75 %;

    Следовательно, начисленная плательщику налогов пеня составляет 23,19 грн.

    Обратите внимание: указанный в ст. 129 НК размер пени (120 % годовых учетной ставки НБУ) действует по всем видам налогов, сборов и других денежных обязательств, кроме пени, начисляемой за нарушение срока расчета в сфере внешнеэкономической деятельности, которая устанавливается отдельным законодательством. Вместе с тем в отличие от ранее действовавшего порядка момент начисления пени теперь привязан к конкретному денежному обязательству плательщика налога, ставшего поводом для начисления такой пени (налоговому долгу, заниженному налоговому обязательству за прошедшие налоговые периоды и по НДФЛ).

    Ранее действовал единый порядок начисления пени. Она начислялась из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения исключительно налогового долга или на день погашения долга (его части), при этом для расчета использовалась большая из указанных ставок.

    СЛУЧАИ, КОГДА ПЕНЯ НЕ НАЧИСЛЯЕТСЯ

    В соответствии с п. 2.10 Инструкции № 953 пеня не начисляется в двух случаях:

    — собственно на пеню;

    — за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, если это произошло вследствие нарушения банком сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом о платежных системах.

    За нарушение срока зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды по вине банка такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленныхНК, а также несет другую ответственность, определенную НК, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет или государственный целевой фонд. При этом плательщик налогов освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

    Следует обратить внимание на то, что не считается нарушением срока перечисления налогов, сборов и других платежей по вине банка нарушение, совершенное в результате регулирования НБУ экономических нормативов такого банка, которое приводит к недостаче свободного остатка средств на таком корреспондентском счете.

    В то же время Инструкция № 953 устанавливает и другие случаи, когда пеня не начисляется. В частности, если руководитель налогового органа (его заместитель) в соответствии с процедурой административного обжалования принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы плательщика налогов сверх сроков, определенных ст. 56 НК, пеня не начисляется в течение таких дополнительных сроков независимо от результатов административного обжалования.

    По старой Инструкции устанавливался особый срок начала начисления пени при начислении суммы налогового обязательства налоговым органом, если плательщик налогов в установленные законом сроки начинал процедуру апелляционного согласования суммы налогового обязательства. Новая Инструкция не предусматривает отсрочку начисления пени в связи с апелляционным согласованием суммы налогового обязательства. Вместе с тем по предписаниям п. 5.2 Инструкции пеня, начисленная на сумму денежного обязательства (ее долю), указанную по результатам административного или судебного обжалования, также подлежит отмене, а если такая пеня была уплачена, она подлежит зачислению в счет погашения налогового долга, денежных обязательств или возврату в порядке, установленном ст. 43 НК.

    Кроме этого, пеня не начисляется на денежные обязательства и/или налоговый долг наследодателей в течение срока принятия наследства.

    ПОРЯДОК УПЛАТЫ ПЕНИ

    Следует обратить внимание, что начисленные контролирующим органом суммы пени самостоятельно уплачиваются плательщиком налогов.

    При погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые уплачивает плательщик налога, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства. После полного погашения суммы налогового долга средства плательщика зачисляются в счет погашения штрафов, а уже в последнюю очередь, после погашения штрафов, средства зачисляются в погашение пени.

    Если плательщик налогов не выполняет установленную п. 3.2 Инструкции № 953 очередность платежей или не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением указанного порядка), орган ГНА самостоятельно осуществляет распределение такой суммы в указанном выше порядке.

    В случае наличия у плательщика налога налогового долга органы ГНА обязаны зачесть средства, которые уплачивает такой плательщик налога, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного плательщиком налога.

    То есть, если существует налоговый долг по уплате налога на прибыль, а плательщик налога в платежном поручении указал, что это средства в счет уплаты пени за несвоевременную его уплату, то в первую очередь будет погашен налоговый долг по этому налогу согласно очередности его возникновения.

    Обращаем внимание, что все это происходит «в пределах» одного налога. При перечислении средств в счет уплаты соответствующего налога эти средства не могут быть «переброшены» в счет уплаты другого налога, даже если за последним существует налоговый долг.

    Ранее при частичном погашении налогового долга сумма такой доли определялась с учетом пени, начисленной на эту долю налогового долга. Налоговый долг, который погашался частично, уплачивался вместе с уплатой пени, начисленной в соответствии с такой долей, единым платежным документом, в котором суммы такого налогового долга и такой пени определялись отдельно. Платежные документы, не содержавшие отдельно выделенную сумму налогового долга и сумму пени, не принимались к исполнению. При этом если плательщик налогов не уплачивал пеню вместе с уплатой налогового долга (его части) или не определял ее отдельно в платежном документе (или определял ее с нарушением пропорциональности), то налоговый орган в день поступления от органа государственного казначейства информации о зачислении средств в бюджет самостоятельно осуществлял распределение уплаченных средств, направляя отдельные суммы на погашение налогового долга (его части) и на погашение пени, начисленной на сумму такого погашенного налогового долга (его части). В течение 3 рабочих дней налоговый орган составлял и направлял плательщику налогов уведомление, в котором содержалась информация о суммах распределения уплаченных средств.

    Уплаченные суммы пени зачисляются в бюджеты или государственные целевые фонды, в которые согласно закону зачисляются налоги, из-за задолженности по которым начислена эта пеня.

    ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ПЕНИ

    Если плательщик налогов обжаловал сумму денежного обязательства (ее часть) в административном или судебном порядке и в результате обжалования она была отменена, то пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства (на его долю), также подлежит отмене. В случае когда пеня уже была уплачена, она подлежит зачислению в счет погашения налогового долга, денежных обязательств или же возврату в порядке, установленном ст. 43 НК.

    В соответствии с нормами ст. 43 НК в случае наличия у плательщика налогов налогового долга, согласно ст. 43 НК возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства на текущий счет такого плательщика налогов в учреждении банка или путем возврата наличными средствами по чеку, в случае отсутствия у плательщика налогов счета в банке, проводится только после полного погашения плательщиком такого налогового долга.

    Возврат осуществляется в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы пени, т. е. в течение 3 лет. Обязательным условием для осуществления возврата ошибочно и/или излишне уплаченной пени является подача плательщиком налогов заявления о таком возврате. Заявление подается в произвольной форме, в нем указывается направление перечисления средств:

    — на текущий счет плательщика налогов в учреждении банка;

    — на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета;

    — возврат наличными средствами по чеку в случае отсутствия у плательщика налогов счета в банке.

    В свою очередь, контролирующий орган не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи плательщиком налогов заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм средств из соответствующего бюджета и подает его для выполнения соответствующему органу Государственной казначейской службы Украины (далее — ГКСУ).

    На основании полученного заключения орган ГКСУ в установленном им порядке осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм пени плательщикам налогов в течение 5 рабочих дней.

    При этом ответственность за несвоевременность передачи ГКСУ для выполнения заключения о возврате соответствующих сумм средств из соответствующего бюджета несет контролирующий орган по закону.

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

    Указ № 1085 — Указ Президента Украины от 09.12.2010 г. № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».

    Закон о платежных системах — Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе средств в Украине».

    Инструкция № 953 — Инструкция о порядке начисления и погашения пени по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.12.2010 г. № 953.

    Добавить в «Нужное»

    Актуально на: 17 марта 2017 г.

    Налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде штрафов. Это единственный вид налоговых санкций, предусмотренный НК РФ (п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

    Взыскание недоимки и начисление пеней налоговыми санкциями не являются. Они представляют собой меры принуждения налогоплательщика. При этом пени образуют дополнительное обременение для нарушителя (ст. 75 НК РФ).

    Особенности применения налоговых санкций

    Конкретный размер штрафа определяется с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть уменьшен как минимум в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Но с учетом характера совершенного правонарушения, наличия других смягчающих ответственность обстоятельств, материального положения налогоплательщика и т.д. суд может снизить сумму штрафа и более чем в 2 раза (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

    Кстати, если смягчающие обстоятельства были заявлены на стадии досудебного урегулирования и были учтены налоговым органом, то впоследствии они могут быть учтены и судьей. Никаких запретов на этот счет налоговое законодательство не содержит (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692). Главное, чтобы был соблюден принцип соразмерности наказания за допущенное нарушение.

    Вместе с тем при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, штраф увеличивается на 100%, т. е. опять же в 2 раза (п. 4 ст. 114, п. 2 ст. 112 НК РФ). Увеличение штрафа возможно только в том случае, если лицо было привлечено к ответственности и после этого снова совершило аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа по первому правонарушению (п. 3 ст. 112 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.07.2012 N 03-02-08/64, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08).

    При совершении лицом нескольких налоговых правонарушений штраф будет взыскан отдельно за каждое из них. То есть более строгая мера при этом не поглощает менее строгую (п. 5 ст. 114 НК РФ).

    Порядок уплаты недоимки, пеней и штрафа

    Если организации (ИП) был выставлен штраф за налоговое правонарушение, в результате которого у нее образовалась задолженность по налогу, сбору, взносам, значит, сначала она должна будет уплатить сумму этой задолженности и пени, а затем уже сумму штрафа (п. 6 ст. 114 НК РФ).

    Новая редакция Ст. 75 НК РФ

    1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

    Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

    4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

    Процентная ставка пени принимается равной:

    для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

    для организаций:

    за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

    за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

    4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

    1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

    2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

    3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

    5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

    Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

    Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

    7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

    8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

    Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

    Комментарий к Статье 75 НК РФ

    Пеня — разновидность неустойки, применяемая в случаях просрочки исполнения договорных и иных обязательств. Наиболее широко применяется в финансовых отношениях при задержке налогов и неналоговых платежей, а также в расчетных отношениях при задержке оплаты полученных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказания услуг. По общему правилу, пеня устанавливается в виде процента от суммы (цены) просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки.

    Законом N 137-ФЗ внесен ряд поправок в ст. 75 НК РФ, устанавливающих основания для уплаты пеней в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    В ст. 75 НК РФ внесено два существенных изменения.

    Пункт 6 ст. 75 дополнен нормой, согласно которой принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится в судебном порядке.

    Напомним, что в п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплено положение, устанавливающее судебный порядок взыскания налога:

    — с организации, которой открыт лицевой счет;

    — в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями) с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

    — с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком и характера деятельности этого налогоплательщика.

    В соответствии с пп. «г» п. 52 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 75 НК РФ дополнена п. 8, в соответствии с которым не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа).

    При этом положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

    Данное изменение следует рассматривать в комплексе с изменениями, внесенными в пп. 5 п. 1 ст. 32, п. п. 1, 3 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Подробнее весь комплекс поправок по данному вопросу рассмотрен в разд. 28 комментария.

    Отметим только, что в п. 8 ст. 75 НК РФ закреплено три принципиальных положения:

    — пеня не начисляется на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения им письменных разъяснений;

    — разъяснение может быть адресовано не конкретному налогоплательщику, а неопределенному кругу лиц;

    — установлена зависимость того, что разъяснение должно по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа.

    Заметим, что редакция НК РФ, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, указывала, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений НК РФ, данных уполномоченным органом, в результате чего налог был исчислен неправильно, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в части взыскания штрафа, но не пени, взыскание которой в таком случае правомерно.

    Такие выводы подтверждает арбитражная практика (Постановление ФАС Уральского округа от 1 декабря 2003 г. N Ф09-4060/03-АК).

    Кроме этого, заметим, что в соответствии с п. 7 ст. 7 Закона N 137-ФЗ п. 8 ст. 75 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 г.

    Другой комментарий к Ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации

    1. В пункте 1 ст. 75 Кодекса определено, что пеней признается установленная комментируемой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Как следует из правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П <*>, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

    ———————————
    <*> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

    В Определении КС России от 4 июля 2002 г. N 200-О <*> указано, что анализ ст. 75 в целом, а также других положений Кодекса приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (п. 1 ст. 55).

    ———————————
    <*> Вестник КС РФ. 2003. N 1.

    Пленум ВАС России в п. 20 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, предписал судам исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 Кодекса. В обоснование приведенного разъяснения Пленум ВАС России привел следующее:

    по смыслу п. 1 ст. 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога;

    в соответствии с положениями ст. 52 — 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, — отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период;

    в силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

    2. В соответствии с п. 2 ст. 75 Кодекса сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 41/9, в силу ст. 106, 108, 109 Кодекса вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и 75 Кодекса).

    3. Пунктом 3 ст. 75 Кодекса установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

    Согласно п. 3 комментируемой статьи не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

    Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита в соответствии с п. 3 комментируемой статьи не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

    Следует отметить, что согласно п. 6 ст. 64 Кодекса по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.

    4. Согласно п. 4 ст. 75 Кодекса пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

    Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. О ставке рефинансирования Банка России см. комментарий к ст. 64 Кодекса.

    5. В пункте 5 ст. 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    6. Пункт 6 ст. 75 Кодекса предусматривает возможность принудительного взыскания пеней.

    Правила п. 6 комментируемой статьи о принудительном взыскании пеней аналогичны правилам п. 1 ст. 45 Кодекса о принудительном взыскании налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

    Принудительное взыскание пеней производится:

    за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке: налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации — в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса; налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса (см. комментарии к ст. 46 и 48 Кодекса);

    за счет иного имущества налогоплательщика: налогоплательщика-организации или налогового агента — организации — в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса; налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса (см. комментарии к ст. 47 и 48 Кодекса).

    Как установлено п. 6 комментируемой статьи, принудительное взыскание пеней производится:

    с организаций и индивидуальных предпринимателей — в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Кодекса;

    с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса.

    Данные положения п. 6 комментируемой статьи приведены в ред. изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ и действующих с 1 января 2006 г. В п. 6 комментируемой статьи в ранее действовавшей ред. устанавливалось, что взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.