Как проверить профпригодность учителя?

Глава Комитета по образованию – о превратностях приема в петербургские школы

С 15 декабря в Петербурге начинается запись детей в первые классы. Родители нервничают: как попасть в лучшую школу? Можно ли самим выбрать первого учителя? Или программу, по которой будет учиться ребенок? Сколько детей, по нормам, может быть в классе? А если у одной учительницы за партами 40 человек, это нормально? – об особенностях приема в первые классы в 2020 году «Городу 812» рассказала председатель Комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева.

С 15 декабря заявления о приеме в первые классы смогут подать льготники (родители, чьи дети имеют преимущественное право зачисления). А с 20 января 2020 года в школы начнут набирать детей, «проживающих на закрепленной территории» – то есть в микрорайоне (как правило, ближайшем к школе), который прикреплен к этому учебному заведению. Такой порядок очень затрудняет жизнь тем родителям, которые мечтают устроить ребенка не в ближайшую, а в лучшую, по их мнению, школу. Некоторые даже придумывают не вполне легальные схемы с фиктивной пропиской собственных детей по нужным адресам, закрепленным за «лучшей» школой. Можно ли законным путем выбрать учебное заведение для будущего первоклассника?

О выборе первого учителя

– По Закону об образовании родители имеют право выбрать школу для ребенка. Но можно ли реализовать это право на практике, если запись в первый класс в Петербурге осуществляется по приписному принципу? Где зарегистрирован – там и учись?

– В Петербурге существующие правила приема в первые классы действуют уже пятый год. Конечно, родители вправе выбрать школу. Именно поэтому им дана возможность одновременно указать в электронном заявлении до трех образовательных учреждений. Однако в соответствии с федеральными нормативными документами в школу прежде всего должны принять детей, проживающих в непосредственной близости от образовательного учреждения. Детей из других микрорайонов школа принимает при наличии свободных мест. Следует учитывать, что закрепление территорий и микрорайонов – это прежде всего решение вопроса доступности ближайшей школы. Наше глубокое убеждение, которое подкрепляется мнением родителей, врачей, педагогов и психологов, состоит в том, что ребенок должен тратить минимум времени на дорогу в школу. При этом, разумеется, возможность посещать ближайшую к дому школу – это право, а не обязанность. Родители могут либо воспользоваться этим правом, либо выбрать другое образовательное учреждение.

– Есть мнение, что первый учитель очень важен, поэтому нужно выбирать не школу, а педагога. Могут ли родители выбрать конкретного учителя для будущего первоклассника?

– Конечно, перед началом учебного года родители много думают о том, каким будет первый учитель их ребенка. Одним хотелось бы, чтобы с ребенком работал педагог с более мягким подходом, другие считают, что ребенок будет лучше усваивать материал под руководством строгого учителя. Кто-то считает, что учитель начальных классов должен следовать классическим методикам, а кто-то убежден, что лучший результат дадут инновационные подходы. Родители всегда могут обратиться к директору школы или заместителю по начальным классам и поговорить о выборе первого учителя. Школа, безусловно, должна будет учесть обоснованные пожелания родителей. Но окончательное решение все-таки принимается образовательным учреждением по объективным соображениям.

О разных образовательных программах

– А можно ли выбрать образовательную программу?

– Сегодня этот вопрос уже не так беспокоит родителей будущих первоклассников. Ведь образовательная программа начального общего образования едина для всех образовательных учреждений. Она соответствует единым федеральным государственным образовательным стандартам и ставит своей целью формирование общих базовых знаний, умений и навыков у младших школьников. Каждая школа имеет право вносить свою специфику в объеме 20% основной образовательной программы. Прежде всего это касается школ с углубленным изучением иностранного языка, так как оно начинается уже со второго класса. Кроме того, школа имеет право выбирать те или иные учебники из федерального перечня. Пожалуй, только этим и будет отличаться образовательная программа одной школы от другой.

В зависимости от своего решения родитель может выбрать школу, в которой реализуется та или иная образовательная программа. При наличии свободных мест школа рассмотрит и заявления родителей других микрорайонов. В дальнейшем, когда ребенок окончит начальную школу, когда проявятся его интересы и способности, имеет смысл подумать о выборе образовательной программы и учреждения, которое обучает по такой программе. Мы всегда советуем родителям не торопиться с решением, внимательно следить за успехами своих детей и ориентироваться в первую очередь на их таланты и рекомендации педагогов.

О наполняемости классов

– Сколько первоклассников ожидается в Петербурге в сентябре 2020 года?

– В 2020 году в Санкт-Петербурге ожидается 62 тысячи первоклассников. Динамика последних трех лет показывает сокращение темпов прироста первоклассников. Так, в 2017 году прирост количества первоклассников составил 6,7%, в 2018 году – 2,5%, в 2019 году – 2,4%.

– Если исходить из нормы – не более 25 человек в классе, – будет ли нехватка мест в школах?

– Все дети школьного возраста будут обеспечены местом в общеобразовательных учреждениях. Норма о максимальной наполняемости на уровне 25 человек в классе была исключена из СанПиНа еще в 2015 году. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 была введена другая формулировка: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть предельная наполняемость класса сегодня определяется не фиксированным числом, а фактическими параметрами помещения. Учитывая, что проекты строительства современных школ являются индивидуальными (нетиповыми), площадь классов в различных школах может варьироваться. Таким образом, и наполняемость классов также может отличаться.

О второй смене и смещенном графике

– По официальным данным, в Петербурге нет школ со второй сменой. Однако, как следует из доклада Уполномоченного по правам ребенка, фактически вторая смена есть. Это когда занятия в школах начинаются с 12–13 часов дня, но называют такой график гибким. Например, в Красносельском районе около 7 тысяч детей начальной и средней школы обучаются по такому графику, в Выборгском районе – три тысячи подростков. В школах Пушкинского района есть вторая смена. Как вы прокомментируете ситуацию?

– В условиях значительного увеличения количества детей школьного возраста в отдельных микрорайонах Красносельского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга администрациями районов совместно с руководством школ проведен анализ возможностей и ресурсов образовательных учреждений по эффективному использованию помещений для организации образовательного процесса. Так, в семи школах этих районов уроки проводятся по смещенному графику; для нескольких классов учебный процесс начинается, например, с 12.00 или 12.30, а в утреннее время организованы занятия внеурочной деятельности (подвижные игры или ритмика в актовом зале, занятия по иностранным языкам, занятия в библиотеке). В общей сложности по смещенному графику учатся около 3 тысяч детей. Это особый режим работы образовательных учреждений, который введен временно, до создания в этих микрорайонах достаточного количества мест в школах.

– По словам Александра Беглова, в некоторых образовательных учреждениях по количеству учащихся «перегруз достигает 318%». Может быть, надо перестать лукавить, замалчивать проблему и официально ввести вторую смену? Какова ваша позиция?

– Речь идет о конкретном микрорайоне Петербурга – Славянка (Шушары). Здесь количество детей школьного возраста значительно превышает количество мест в действующих школах. Тем не менее подавляющее большинство родителей выбирают обучение детей в школах, расположенных близко от места проживания семьи. Поэтому школы вынуждены вводить смещенный график. Администрация Пушкинского района предлагает родителям и другие варианты, в том числе организацию подвоза детей и классов в школы, расположенные в других микрорайонах. Ситуация должна в корне измениться после открытия новых школ. В частности, на Новгородском проспекте в Пушкинском районе запланировано строительство общеобразовательной школы на 1650 мест, которая позволит снизить нагрузку на переполненные школы и вернуться к обычному режиму работы.

О рейтинге школ

– Составляются ли сейчас рейтинги лучших школ города? Считаете ли вы, что эта информация должна быть доступна для родителей, или она нужна только специалистам?

– Рейтинги школ Санкт-Петербурга составляются с 2015 года. Они всегда размещались на портале «Петербургское образование» (https://petersburgedu.ru). С последними рейтингами можно познакомиться и в разделе «Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования». Рейтинги школ Санкт-Петербурга за 2019 год по пяти направлениям формируются в настоящее время. Они будут опубликованы в декабре 2019 года на портале «Петербургское образование» в том же разделе. Формируя эти рейтинги, мы стремились создать объективную систему навигации для родителей по школам города и дать им возможность найти близко к дому школу, подходящую ребенку по качеству образования, по комфортности и безопасности, условиям обучения, составу педагогов. Конечно, такая информация должна быть отрыта и доступна.

Елена Роткевич

Подстава или профнепригодность: за что могут уволить учителя в школе

Обновлено: 30 мая 2019 8249 Шрифт A A Нет времени читать?

Учительский состав в образовательном учреждении – трудовой штат, работа которого регламентируется Трудовым кодексом. Поэтому в ряде случаев возникают вопросы, каким образом и за что можно уволить учителя школы. Мы рассмотрели основные причины, по которым педагог может лишиться рабочего места.

За что можно уволить учителя по закону

Законные условия увольнения прописаны в статье 77 Трудового кодекса. Они также распространяются на сотрудников, осуществляющих свою деятельность в государственных либо коммерческих учебных заведениях. Однако, специфика подобной работы предусматривает наличие ряда других аспектов, которые могут выступать причиной для увольнения педсостава.

Так, принимая во внимание нормы закона (ст. 336 ТК), они будут следующие:

  • достижение учителем определенного возраста;
  • грубое или же насильственное отношение к ученикам;
  • действия, противоречащие уставу организации;
  • не прохождение аттестации.

Что касается возрастного фактора, то педагог, вышедший на пенсию, уволенным с занимаемой должности по этой причине быть не может. Однако переводы на другую должность на практике встречаются довольно часто.

Под превышением полномочий, касающихся насильственных действий со стороны педагога, понимают:

  • умышленное нанесение телесных повреждений ученику;
  • насильственные методы взаимодействия с детьми психологического характера;
  • необоснованная критика и завышенные требования;
  • другие действия морального давления, приведшие к ухудшению психического здоровья несовершеннолетнего.

Описанные выше случаи не могут квалифицироваться как действия, осуществляемые со стороны педагога по неосторожности или случайному стечению обстоятельств.

Нарушение или невыполнение положений устава подразумевает трудовую деятельность учителя, проводимую:

  • без соблюдения в процессе воспитательного и образовательного процесса норм, прописанных в локальных актах учреждения;
  • недобросовестное исполнение своих прямых обязанностей;
  • случаи некорректного поведения с педсоставом и учащимися.

Трудовое соглашение с сотрудником прекращается, если он не прошел аттестацию/не захотел участвовать в ней.

Уйти с места работы учитель сможет в любой период вне зависимости от графика занятий. То есть сотрудник вправе уволиться во время отпуска или же в начале, середине, конце учебного года.

Руководитель в данном случае не может отказать в увольнении, мотивируя это отсутствием кадров для замены. На поиски подходящего работника для замещения увольняющегося сотрудника у директора будет 2 недели, которые учителю выделены на обязательную отработку.

Ст. 77 ТК РФ

Ст. 336 ТК РФ

Могут ли уволить учителя без его желания

Руководящий орган образовательного учреждения также может стать инициатором ухода своего подчиненного с занимаемой должности. В данном случае предусматриваются следующие причины (ст. 81 ТК РФ):

    • кадровые перестановки в учреждении – сокращение штата сотрудников;
    • когда работник не пришел на работу без уважительных причин;
    • отказ от выполнения своих функций;
    • закрытие образовательного учреждения;
    • профнепригодность, которая была подтверждена результатами аттестации педагога;
    • без его желания учитель может быть уволен в случае прихода на работу в нетрезвом виде (при условии медицинского подтверждения подобного факта дисциплинарного нарушения);
    • хищение материальных ценностей (если причастность к преступлению будет подтверждена судом);
  • аморальный поступок;
  • нарушение норм охраны труда.

Ст. 81 ТК РФ

Работник, который будет уволен вследствие нарушений норм трудового законодательства, внутренних локальных актов две недели перед увольнением, как правило, не отрабатывает.

Помимо правомерных причин, которые могут послужить причиной ухода педагога по его инициативе либо же по желанию руководства, нередкими бывают случаи, когда родители, коллеги и даже ученики просто пытаются подставить учителя. Сотруднику образовательного учреждения стоит знать, при неправомерном увольнении его с занимаемой должности директором, он вправе рассчитывать на помощь профсоюза.

Что значит «аморальный поступок», за который могут уволить учителя, рассказывают в этом видео:

Когда увольнение проходит с нарушением установленных нормативно-правовых актов, уволенный сотрудник имеет все основания оспорить решение в судебной инстанции с последующим восстановлением в должности.

профнепригодность учителя? 1-й класс..

1-й класс. Школа хорошая, класс набирался под учителя, под сильную программу. Перед 1 сентября узнаем, что учитель по независящим от нее причинам класс не возьмет и в школу приняли новую учительницу. Нам деваться некуда.
Начали учиться. Учительница по нашей программе ранее не работала, мягкохарактерная, тихая, неорганизованная…Пед.образование получает только сейчас (заочно), имеет некое гуманитарное образование, в другой школе работала вожатой и педагогом в классе коррекции.
Что имеем спустя полгода, не считая отсутствия у ребенка мотивации к учебе (по итогам родительского собрания у меня отложились в голове следующие факты, теперь пытаюсь сформировать свое отношение к происходящему):
— учительница сама плохо ориентируется в программе (родители просили объяснить уравнение – сделала ошибку, оправдывалась, что дома решает задачи, а вот так сходу- она теряется);
-в классе никакой дисциплины нет, детям дозволительно среди урока ходить ; на уроках шум)…
-родители не получают информации об уровне знаний детей, итоги контрольных работ толком не озвучиваются.На собрании учительница лишь говорит, что у всех все хорошо.. (хотя некоторые дети читают еле-еле по слогам)
-учитель не проводит внеклассных мероприятий, классных часов….Даже 1 сентября было лишь что-то невнятное…Родители готовы помочь в организации, реакция учителя – вам надо, вы и занимайтесь, а мне некогда.
— учитель предлагала родителям «слабых» детей заниматься с ними дополнительно за деньги;
-случай: девочка обиделась на учительницу, на перемене собрала вещи и ушла из класса, пришла в группу продленного дня (для этого она вышла из школы на улицу и перешла в другое крыло)..Звонок маме девочки был от педагога продленки, а классная руководительница видимо обнаружила, что девочки нет на уроке тоже лишь после сигнала из продленки. На родительском собрании учительницу попросили прокомментировать ситуацию –она сказала, что не помнит, чтобы девочка уходила..
Т.е., полгода учителя родители поддерживали, как и чем могли, защищали ее (у нее был конфликт с другой учительницей, которая заменяла 2 недели, и заменяющая учительница подняла волну, что класс разболтанный..Но тогда все встали на защиту нашей учительницы, а теперь поняли, что зря…..)..
Ситуация накалена, родители задают вопросы, учитель уходит от ответов, обижается, что она любит наших детей, а родители почему-то злятся. Инициативные родители собираются идти к директору школы.. или «выше»…уже звучат слова о проф.непригодности..

LiveInternetLiveInternet

BelikIA все записи автора В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстаm
Так, под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку педагога. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.
Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма — своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю.
Профессиограмма учителя. Е.В.Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.
В профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога — система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция — отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.
Наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой личности педагога по праву считается убежденность. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обостренное чувство долга и ответственности; стремление к повышению своей педагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников, способность нести культуру
Следующая важнейшая характеристика педагога — направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства — интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Профессионально- педагогическая направленность личности проявляется и в таких качествах, как педагогический долг и ответственность.
В понятии «профессиональный долг» сконцентрированы требования к личности педагога как к профессионалу: осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к избранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом.
В содержании этого понятия находят отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Такие требования представляют своеобразный кодекс педагогической морали.
Необходимым качеством для учителя является педагогический такт — интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость — своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель-это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.
В.А.Сухомлинский писал: «Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1969.-С.83).
Проявлением индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоутверждение неразрывно связано со служением обществу. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Стремление к образованию, его непрерывность следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста педагога.
Познавательная активность включает в себя стремление к учению (желание, интерес), сосредоточенность на предмете познания.
Сущестсвует несколько видов деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная.
Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.
Аналитические умения складываются из следующих частных умений:
— разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
— осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
— находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
— правильно диагностировать педагогическое явление;
— вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
Особую группу аналитических умений составляют рефлексивные умения. К ним относятся умения анализировать свои собственные действия.
Прогностические умения. Управление педагогическим процессом предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат.
В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, что именно учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; как будет воспринят материал в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого.
Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени.
В зависимости от направленности педагогической задачи прогностические умения можно объединить в три группы:
— умения прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений;
— умения прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками;
— умения прогнозировать ход педагогического процесса: трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т. и.
Проективные умения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует следующую структуру проективных умений:
— переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
— учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;
— определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса;
— отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел;
— планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований;

— отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
— планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
— планировать способы создания личностно-развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью.
Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским как общепедагогическим относятся мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.
Мобилизационные умения — это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.
Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.
В процессе общения с учащимися информационные умения проявляются в способности логически правильно строить и вести рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.
Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся и класса в целом.
Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.
Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.
Перцептивные умения -это умения понимать других (учащихся, учителей, родителей): их личностные особенности и ценностные ориентации.
В совокупность перцептивных входят следующие умения:
— определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;
— находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть, и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
— видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, «эффекту ореола» и др.).
Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса. На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, поставить себя на их место, «слиться» с ними, увидеть окружающий мир и происходящее в нем их глазами.
Умения общения в педагогическом процессе — это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.
Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.
Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств — правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.
Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.

Тесты для аттестующихся учителей начальных классов (с ответами).

Тесты с ответами для аттестующихся учителей начальных классов

1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

  1. 1988 г.

  2. 1989 г.

  3. 1990 г.

  4. 1991 г.

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения

  1. 16-летнего возраста;

  2. 18-летнего возраста;

  3. 14-летнего возраста;

  4. 12-летнего возраста.

3. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

  1. с 14 лет;

  2. с 16 лет;

  3. с 18 лет;

  4. с 25 лет.

4. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

  1. электронного журнала;

  2. электронного дневника;

  3. электронных форм учебной документации;

  4. все ответы верны

5. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности учителя?

  1. Да;

  2. Нет;

  3. Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;

  4. Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.

6. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

  1. Да;

  2. Нет;

  3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;

  4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

7. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

  1. Да;

  2. Нет;

  3. В особых случаях, при наличии уважительных причин;

  4. Да, по согласованию с администрацией учреждения.

8. С какого возраста детей начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования?

  1. С достижения детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;

  2. С достижения детьми возраста семи лет;

  3. с достижения ими возраста шести лет пяти месяцев, но не позже достижения ими возраста семи лет;

  4. с любого возраста детей по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.

9. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?

  1. Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация, итоговая аттестация;

  2. Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ;

  3. Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;

  4. Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестации;

10. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

  1. К.Д. Ушинским;

  2. В.Ф. Одоевским;

  3. Я.А. Коменским;

  4. Дж. Локком.

11. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

  1. Дж. Локк;

  2. Я.А. Коменский;

  3. К.Д.Ушинский;

  4. В.Ф. Одоевский

12. Педагог-новатор в области общего начального образования, автор трудов «Антология гуманной педагогики», «Педагогическая симфония», основоположник педагогики сотрудничества —

  1. В.А. Сухомлинский;

  2. В.Ф. Шаталов;

  3. Ш.А. Амонашвили;

  4. Е.Н. Ильин.

13. Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

  1. учебно-профессиональная деятельность;

  2. коммуникативная деятельность;

  3. учебная деятельность;

  4. трудовая деятельность.

14. Схема учебного взаимодействия с учетом активности всех его участников (выбрать правильный ответ):

  1. субъект – объект;

  2. субъект – субъект;

  3. субъект – реакция;

  4. объект – объект.

15. Что является ключевой характеристикой развития познавательных процессов младших школьников?

  1. Репродуктивность;

  2. Долговременность;.

  3. Эгоцентризм;

  4. Произвольность.

16. Основная роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит

  1. педагогу;

  2. родителям;

  3. сверстникам, ближайшему окружению.

17. Выберите и вставьте правильный ответ: … — это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

  1. Наблюдение;

  2. Опрос;

  3. Тестирование;

  4. Эксперимент.

18. Выберите и вставьте правильный ответ:

Компонентами учебной деятельности младшего школьника (по Д.Б. Эльконину) являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

  1. учебные действия;

  2. игровые действия;

  3. соблюдение учебной дисциплины;

  4. учебный режим.

  1. Какой тип мышления доминирует у первоклассника?

  1. Словесно-логическое;

  2. Абстрактное;

  3. Оперативное;

  4. Наглядно-образное.

20. Решение специальных мнемических задач способствует развитию

  1. памяти;

  2. внимания;

  3. мышления;

  4. логики.

  1. По мнению А.Н. Леонтьева, ядром личности младшего школьника является:

  1. интеллектуальная сфера;

  2. мотивационная сфера;

  3. эмоциональная сфера;

  4. самосознание.

  1. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

  1. учебный план;

  2. учебник;

  3. рабочая программа;

  4. хрестоматия..

  1. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов является

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации ;

  3. Базисный учебный план;

  4. Государственный образовательный стандарт.

  1. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей — это

  1. образование;

  2. воспитание;

  3. социализация;

  4. развитие.

25. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это

  1. принцип культуросообразности;

  2. принцип индивидуализации;

  3. принцип природосообразности;

  4. принцип личностной ориентированности.

26. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова акцент делается на:

  1. на развитие творческих способностей;

  2. на формирование предметного мышления младших школьников;

  3. формирование теоретического мышления школьников;

  4. на формирование наглядно-образного мышления младших школьников

27. Данная дидактическая система отрицает концентрическое построение учебных программ:

28. Основным методом обучения в системе обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова является

  1. игра;

  2. упражнение;

  3. дискуссия;

  4. объяснение.

29. Особенностью этого УМК является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью:

  1. «Перспектива»;

  2. «Планета знаний»;

  3. «Школа 2100»;

  4. «Гармония».

30. В этой дидактической системе в качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный:

  1. в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова;

  2. в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;

  3. в системе М Монтессори;

  4. в системе вальдорфской педагогики.

31. Основная идея этого метода- обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (Дж. Дьюи ):

  1. репродуктивный метод;

  2. наглядный метод;

  3. метод проектов;

  4. интерактивный метод.

32. Система гигиенических требований в ФГОС нацелена на

  1. создание безопасных, комфортных условий обучения детей;

  2. на удовлетворение биологических потребностей младших школьников;

  3. на формирование физической культуры младших школьников;

  4. на реализацию инновационных процессов.

33. При каком условии возможно использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения:

  1. по согласованию с директором школы;

  2. по решению методического объединения;.

  3. при положительных результатах гигиенической экспертизы;

4. с разрешения курирующего заместителя директора.

34. Каким должно быть соотношение двигательно-активных и статических занятий при организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность»:

  1. 50% / 50%,

  2. 80% / 20%,

  3. 40% / 60%

  4. 60% / 90%

35. К какой медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности?

  1. К основной медицинской группе;

  2. К подготовительной медицинской группе;

  3. К специальной медицинской группе;

  4. Все ответы верны.

  1. Максимальное количество видов деятельности в структуре урока в начальной школе —

  1. не более шести;

  2. не более восьми;

  3. не более четырех;

  4. не более пяти.

  1. В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:

  1. «Литературное чтение».

  2. «Технология».

  3. «Физическая культура».

  4. «Окружающий мир».

  1. Укажите определение, соответствующее понятию «здоровье»:

  1. Состояние полного физического, психического и социального благополучия;

  2. Состояние физического, психического благополучия и отсутствие вредных привычек;

  3. Состояние физического, психического, финансового благополучия;

  4. Все ответы верны.

  1. Учебные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу —

  1. контролирующие действия;

  2. мыслительные действия;

  3. продуктивные действия;

  4. репродуктивные действия.

  1. Какой фактор не относится к понятию «техника чтения»?

  1. осознанность;

  2. способ чтения;

  3. правильность;

  4. выразительность.

  1. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от

  1. способа чтения;

  2. уровня готовности к обучению;

  3. выразительности чтения;

  4. объема текста.

  1. Морфологический принцип орфографии заключается в:

  1. морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений;

  2. одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции;

  3. максимальное соответствие письма звуковому составу произносимой речи;

  4. все ответы верны.

  1. Определите правильную последовательность разбора имени существительного:

  1. склонение, род, число, падеж;

  2. склонение, род, падеж, число;

  3. род, склонение, число, падеж;

  4. склонение, число, род, падеж

44. В основе вычислительного приема вида 78 * 6 лежит:

  1. Распределительный закон умножения;

  2. Сочетательный закон умножения;

  3. Переместительный закон умножения;

  4. Все ответы верны.

45. Укажите, к какой группе результатов относится данный планируемый результат: потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

  1. личностные;

  2. метапредметные;

  3. предметные;

  4. Все ответы верны.

  1. Данный способ чтения относят к непродуктивным способам чтения:

  1. плавное слоговое;

  2. чтение целыми словами и группами слов;

  3. побуквенное чтение;

  4. произвольный способ чтения.

47. Как реализуется принцип целостности в курсе «Окружающий мир»?

  1. За счет организации учебного взаимодействия;

  2. За счет интеграции знаний;

  3. Путем введения новых форм деятельности;

  4. Все ответы верны

48. Наиболее продуктивным источником знаний об окружающем мире является:

  1. объяснение учителя;

  2. работа с учебником;

  3. непосредственные контакты в повседневной жизни;

  4. организованные наблюдения и уроки — практикумы.

  1. В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:

  1. алгебра;

  2. геометрия;

  3. работа с данными;

  4. арифметика.

  1. Какая образовательная задача (в соответствии с материалами ФГОС) должна быть решена в содержании всех предметных областей начального образования?

  1. освоение элементарных математических представлений;

  2. освоение первичных знаний об искусстве;

  3. формирование и развитие навыков речевой деятельности;

  4. воспитание уважения к русской культуре.

  1. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки в начальной школе признается

  1. контрольная работа;

  2. выставка;

  3. портфолио;

  4. лист самоконтроля.

52. Какие из перечисленных условий способствуют проявлению самостоятельности ученика на уроке?

  1. Наличие свободного времени в конце урока;

  2. Учет уровня (степени) сформированности учебных умений;

  3. Частое проведение контрольных и проверочных работ;

  4. Разделение труда между школьником и педагогом.

53.Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности?

  1. Познавательные.

  2. Коммуникативные.

  3. Регулятивные.

  4. Личностные.

54. Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога:

  1. календарно-тематическое планирование;

  2. расписание;

  3. рабочая программа;

  4. поурочный план.

55. Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», учитель вправе выбрать УМК

  1. в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения;

  2. в соответствии с решением методического объединения;

  3. по запросам родителей;

  4. по требованию администрации образовательного учреждения.

56. В каком из разделов примерной программы по предмету характеризуются цели, назначение и место учебного предмета в системе начального образования?

  1. Основные виды учебной деятельности;

  2. Пояснительная записка;

  3. Тематическое планирование.

57. Педагогическая диагностика позволяет установить:

  1. степень индивидуальных отклонений у человека;

  2. особенности мотивов человека;

  3. уровень овладения учебной деятельностью;

  4. особенности жизненной позиции человека.

58. Сформированность каких компонентов учебной деятельности позволяет продиагностировать данное задание:

Подчеркни правильное решение.

А) 64 : 7 = 8 (ост.8)

Б) 51 : 9 = 5 (ост.6)

В) 57 : 7 = 7 (ост.1.

  1. моделирование выделенного отношения;

  2. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  3. принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;

  4. Все ответы верны.

59. Необходимый нормативный документ, предусмотренные в требованиях квалификационной характеристики учителя и отражающий цели, задачи и пути реализации содержания учебного предмета – это

  1. календарно-тематическое планирование;

  2. поурочное планирование;

  3. рабочая программа;

  4. все ответы верны.

60. Основной единицей системы письма является

  1. графема;

  2. фонема;

  3. звук;

  4. слог.

61. Что является одним из критериев готовности к школьному обучению?

  1. способность превратить спонтанное обучение в реактивное;

  2. формирование предпосылок учебной деятельности;

  3. комплекс, включающий: физическую готовность, развитие познавательных функций и мотивационно-волевую сферу;

  4. Все ответы верны.

62. C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это:

  1. умение оценивать каждый звук в слове;

  2. навык правильного письма;

  3. навык применения орфографического правила на практике;

  4. Все ответы верны.

  1. В соответствии с ФГОС НОО, примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют:

  1. обязательный характер;

  2. индивидуальный характер;

  3. рекомендательный характер;

  4. все ответы верны.

64. Какое из перечисленных положений является составляющим понятия «читательская компетентность»:

  1. владение орфографической зоркостью;

  2. владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  3. умение обрабатывать информацию в устной форме;

  4. Все ответы верны.

65. Равенство, неравенство, выражения, уравнения являются

  1. геометрическим материалом;

  2. арифметическим материалом;

  3. алгебраическим материалом;

  4. дидактическим материалом.

66. К какому виду универсальных учебных действий относится умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность%

  1. Личностные;

  2. Регулятивные;

  3. Коммуникативные;

  4. Все ответы верны.

67. Выберите и вставьте правильный ответ:

… — это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

  1. Социализация;

  2. Обучение;

  3. Воспитание;

  4. Гуманизация.

68. В соответствии с ФГОС НОО, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть:

  1. достижение предметных результатов;

  2. достижение предметных и метапредметных результатов;

  3. достижение предметных, метапредметных и личностных результатов;

  4. все ответы верны.

69. В соответствии с ФГОС НОО, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет:

  1. 50% и 50 %

  2. 30% и 70 %

  3. 80% и 20%

  4. 60% и 30%

70. В соответствии с ФГОС НОО документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения):

  1. Базисный учебный план начального общего образования,

  2. Программа формирования универсальных учебных действий,

  3. Примерные программы отдельных учебных предметов,

  4. Все ответы верны.

71. В соответствии с ФГОС НОО, сформированность универсальных учебных действий обучающихся должна быть определена:

  1. в процессе обучения в начальной школе;

  2. на этапе завершения обучения в начальной школе;

  3. на этапе поступления в начальную школу;

4. до поступления в начальную школу.

72. В соответствии с ФГОС НОО, какая из перечисленных программ должна обеспечивать формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания):

  1. рабочая программа по предмету «Окружающий мир»;

  2. программа коррекционной работы;

  3. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  4. программа воспитательной работы.

73. В основе ФГОС НОО лежит:

  1. системно-деятельностный подход;

  2. информационно-коммуникативный подход;

  3. интегративный подход;

  4. все ответы верны.

74. В соответствии с ФГОС НОО, для достижения первого уровня результатов внеучебной деятельности особое значение имеет:

  1. взаимодействие школьников между собой на уровне класса;.

  2. взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании);

  3. взаимодействие за пределами школы;

  4. все ответы верны.

75. В соответствии с ФГОС НОО, планируемые результаты, описывающие группу целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках:

  1. «Выпускник научится»;.

  2. «Выпускник получит возможность научиться»;

  3. «Выпускник обязан усвоить»;

  4. 4. Все ответы верны.

76. В соответствии с ФГОС НОО, при оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки выступают:

  1. цели-ориентиры;

  2. требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету;

  3. планируемые результаты;

  4. все ответы верны

77. В соответствии с ФГОС, кем осуществляется внутренняя оценка достижения планируемых результатов?

  1. Органами управления образованием;.

  2. Самой школой — учениками, педагогами, администрацией;

  3. Родителями обучающихся;

  4. Все ответы верны.

78. Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является:

  1. Примерная основная образовательная программа начального образования;

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  3. Программа формирования универсальных учебных действий;

  4. Системно-деятельностный подход.

79. На основании Закона Российской Федерации «Об образовании», имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования:

  1. обучающийся;

  2. родитель (законный представитель) обучающегося;

  3. классный руководитель;

  4. все ответы верны

80. Данная образовательная область обеспечивает учащимся возможность выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру:

  1. «Физическая культура»;

  2. «Технология»;

  3. «Искусство»,

  4. «Окружающий мир».

81. По мнению М.И. Махмутова, этап актуализации прежних знаний является структурным компонентом:

  1. урока закрепления знаний, умений и навыков;

  2. урока ознакомления с новым материалом;

  3. урока с проблемным методом обучения;

  4. все ответы верны.

82. Это нарушение поведения проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности и импульсивности:

  1. демонстративный нигилизм;

  2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;

  3. хроническая неуспешность;

  4. дисграфия.

83. С какой целью в начальных классах необходимо проводить динамическую паузу не менее 40 мин:

  1. для обеспечения развития растущего организма ребенка;

  2. для формирования навыков физической культуры;

  3. для снятия статического напряжения;

4. с учетом повышенной энергетики детей младшего школьного возраста.

84. Какую психическую функцию младшего школьного периода развития Л.С. Выготский называет «центральной»?

  1. внимание;

  2. память;

  3. воображение;

  4. речь.

85. Как проявляется идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития при организации взаимодействия учителя и ученика при работе?

  1. Совместная работа позволяет ребенку делать только то, что он хорошо умеет, остальное делает учитель, чтобы ребенок не терял мотив к деятельности;

  2. Всю работу должен делать сам ребенок, а учитель лишь постоянно контролирует ход работы;

  3. Совместная работа учителя и ученика с учетом его индивидуальных особенностей, возрастных возможностей и личностных интересов позволяют ему освоить новые знания, умения и навыки или восполнить имеющиеся пробелы в наиболее эффективной форме;

  4. Все ответы верны.

86. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

87. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

88. В каком ряду во всех словах есть звук ?

89. В каком ряду все выделенные слова пишутся с двумя буквами «Н»?

1. Неписа…ый закон, вывере…ое решение, дипломирова…ый специалист.

2. Довере…ое лицо, гума…ый поступок, непродума…ое высказывание.

3. Квалифирова…ый работник, серебря….ая медаль, естестве…ый ход событий.

4. Награда честно заслуже…а, принять решение осозна…о, свяще…ый долг.

90. В каком ряду все слова содержат двойные согласные?

91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»

1. прав человека

2. основных свобод

3. прав ребёнка

92. Новым подходом в воспитании детей является:

1. личностно-ориентированный подход

2. деятельностный

3. природосообразный подход

4. когнитивный подход

93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный

2. анализ, моделирование, реализация, контроль

3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1. Е.В Бондаревской

2. О.С.Газмана

3.Н.Е. Щурковой

95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1. толерантным в жизни на этой земле

2. счастливым в жизни на этой земле

3. свободным в жизни на этой земле

96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;

… 1. герменевтического подхода;

2. акмеологического подхода;

3. амбивалентного подхода.

97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:

  1. Один раз в 3 года

  2. Один раз в пять лет

  3. Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии

98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:

1. Презентация портфолио

2. Экспертиза профессиональной деятельности

3. Квалификационные испытания в письменной форме

99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

1. 3 компетентностей

2. 4 компетентностей

3. 5 компетентностей

4. 6 компетентностей

100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:

1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:

1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:

1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, ивание.

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:

1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание

По теме: методические разработки, п