Как проверить выручку по кассе

Как инспекторы должны проверять наличную выручку

Вводная часть

Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей – одна из государственных функций. Для каждой государственной функции необходим регламент, который является нормативным правовым актом (необходимость разработки регламентов исполнения государственных функций введена постановлением Правительства РФ от 16.05.11 № 373).

Регламент по проверке наличной выручки утвержден приказом ФНС России от 17.10.11 № 133н и начал действовать 17 февраля 2012 года.

Этапы и сроки проверки

Согласно новому регламенту проверка полноты учета наличной выручки состоит из четырех этапов. Каждый этап – отдельная административная процедура, для которой отведены свои сроки. Суммарная продолжительность всех процедур не может превышать 20-ти рабочих дней. Расскажем о каждой из процедур подробнее.

Предъявление поручения

Первая процедура называется «предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции». На данном этапе налоговики обязаны продемонстрировать поручение, а также свои служебные удостоверения. Проверяемое лицо должно расписаться в том, что документы предъявлены, указать свою должность и текущую дату. Если представитель компании или ИП откажется поставить подпись, инспекторы отразят это в поручении, но проверку не отменят. На предъявление поручения ревизорам отведено два рабочих дня.

Получение документов

Вторая процедура – рассмотрение документов, необходимых для проверки. На данном этапе налоговики запросят бумаги, которые имеют отношение к наличной выручке (см. табл. 1). Организации и предприниматели могут предоставить как оригиналы, так и копии. Заверять копии у нотариуса не нужно, достаточно подписи и «живой» печати компании или ИП.

Получив либо не получив документацию, инспекторы сделают соответствующую отметку в акте проверки. Данная процедура не может продолжаться более одного рабочего дня с даты, когда проверяемое лицо получило поручение на проведение ревизии.

Таблица 1 Перечень документов, которые налоговики запрашивают при проверке полноты учета наличной выручки

Документы по применению ККТ
1 Журнал кассира — операциониста
2 Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам
3 Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира — операциониста
4 Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти
5 Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе
6 Справка-отчет кассира — операциониста
7 Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации
Документы по соблюдению кассовой дисциплины
1 Приходные и расходные кассовые ордера
2 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
3 Авансовые отчеты
4 Кассовая книга
5 Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег
Документы по применению бланков строгой отчетности
1 Бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов
2 Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах
3 Акт приемки бланков строгой отчетности
4 Книга учета бланков строгой отчетности
5 Акт о списании бланков строгой отчетности
Документы по учету доходов и расходов
1 Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя
2 Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения
3 Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента
4 Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекторам для проверки

Проверка хозяйственных операций

В рамках третьей процедуры происходит проверка полноты учета выручки денежных средств. Здесь хозяйственные и финансовые операции подвергаются документальному и фактическому изучению. Документальное изучение – это анализ и оценка «первички», а фактическое изучение – осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет и экспертиза. На данном этапе налоговики вправе проконтролировать либо все без исключения операции (сплошной метод), либо часть операций (выборочный метод). В любом случае третья административная процедура не может длиться более 20–ти рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку.

Оформление результатов

Последняя, четвертая процедура – это оформление результатов. Оно заключается в составлении акта, а при выявлении нарушения – в возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Максимальный срок, отведенный для этой процедуры, составляет 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение ревизии.

Как проверят полноту учета выручки

В ходе проверки контролеры обязаны удостовериться, что вся наличная выручка отражена в отчетности. Для этого ревизорам придется совершить ряд действий.

Прежде всего – пересчитать наличность в денежном ящике ККТ с учетом тех средств, которые были получены кассиром в начале рабочего дня в качестве разменной монеты. Полученную сумму налоговики должны зафиксировать в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

Затем ревизорам нужно взять у кассира расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Также кассир должен расписаться в том, что не утаил документы, сформированные с начала текущего рабочего дня. К таким документам относятся квитанции, «приходники», справки-отчеты, сведения о показаниях счетчиков, информация о выручке и акты о возврате денег покупателями по неиспользованным чекам. Расписка кассира является составной частью акта о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

После этого инспекторам следует сверить фактический остаток наличности с данными, отраженными в фискальном отчете, в контрольной ленте и в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сравнят с приходными ордерами, кассовыми отчетами, данными кассовой книги и книги учета доходов и расходов. Обнаружив несовпадение, налоговики попросят кассира (или другого работника) дать письменное объяснение. Если фискалы сочтут, что объяснение неубедительно, то зафиксируют нарушение.

Проверка контрольно-кассовой техники

Перед снятием фискальных или сменных отчетов сотрудники ИФНС осмотрят контрольно-кассовую технику и проверят документацию к ней. В частности, убедятся, что заводской и регистрационный номер каждой машины, а также ИНН ее владельца совпадают с данными, внесенными в регистрационную карточку.

От себя добавим, что контролеры могут проверить, не применялось ли устройство для «скручивания» выручки. Такие устройства незаконны, и работают они следующим образом. При получении денег от покупателя машина печатает чек, но данные в блок электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) не передает. В результате информация о выручке нигде не сохраняется, как будто самой операции никогда не было.
Поскольку обнаружить подобное устройство очень непросто, инспекторам разрешено обращаться за помощью. В комментируемом регламенте есть фраза: «При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации)».

Привлеченные знатоки анализируют чеки, а именно помещенные на них криптографические коды. Если чек напечатан при помощи незаконного устройства, то на нем расположен не настоящий, а «липовый» код, и эксперты определят это при помощи компьютерных программ.

Проверка бланков строгой отчетности

У организаций и предпринимателей, которые оказывают услуги и не применяют кассовую технику, ревизоры проверят бланки строгой отчетности (БСО). В случае, когда такие бланки производятся посредством автоматизированной системы, налоговики затребуют информацию из системы о выпущенных бланках.

В ходе ревизии инспекторы посмотрят книгу учета бланков, акты приемки и акты инвентаризации БСО и узнают, сколько бланков за тот или иной период использовала организация или ИП. Потом фискалы пересчитают копии использованных бланков (корешки документов), хранящиеся в компании или у предпринимателя. Если число корешков не совпадет с количеством банков, указанным в других документах, ревизоры потребуют письменных объяснений.

Наконец, проверяющие сложат суммы, указанные в копиях использованных БСО (корешках) с величиной выручки по данным учета. При несовпадении проверяемому лицу придется дать объяснения. Если они не убедят контролеров, те зафиксируют нарушение.

Что будут искать у плательщиков ЕНВД

Как известно, плательщики единого налога на вмененный доход вправе не применять ККТ, а вместо кассовых чеков по просьбе покупателей выдавать другие подтверждающие документы. При проверке ревизоры станут смотреть именно эти документы: товарные чеки, квитанции и пр.

Напомним, что, по мнению налоговиков, «вмененщики», которые оказывают услуги населению, обязаны выдать клиенту один из двух документов: либо кассовый чек, либо БСО. В Федеральной налоговой службе считают, что норма, позволяющая плательщикам ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику, не распространяется на случаи оказания услуг. Поэтому организации и предприниматели, применяющие данный спецрежим, не могут оставить своего клиента без каких-либо подтверждающих документов. Следовательно, придется выбрать один из двух вариантов: или не отказываться от ККТ и пробивать чеки, либо выписывать бланки строгой отчетности. Об этом говорится в письме ФНС России от 10.06.11 № АС-4-2/9303@ (см. «Налоговики ответили на популярные вопросы применения ККТ»), которым, скорее всего, ревизоры будут руководствоваться при проверке.

К тому же у «вмененщиков» особенно тщательно проверяют кассовую книгу, а также приходные и расходные ордеры. С этого года предпринимателей, в том числе применяющих ЕНВД, обязали вести кассовую документацию наравне с организациями (см. «Новые правила кассовой дисциплины: что изменится в 2012 году»). Что касается компаний на «вмененке», то они и прежде не были освобождены от кассовой дисциплины. Поэтому инспекторы не упускают случая оштрафовать тех, у кого не отражены те или иные операции с наличностью.

Иногда проверяющие специально приходят в понедельник в торговую точку, которая работала все выходные. Если бухгалтер отдыхал в субботу и воскресенье, и не успел заполнить кассовую книгу, магазину придется заплатить штраф.

Как должен выглядеть акт, составленный по итогам проверки

По окончании ревизии сотрудники ИФНС обязаны составить акт в двух экземплярах. Этот документ должен быть оформлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Помарки, подчистки и исправления допустимы только в случае, если они заверены подписями инспектора и проверяемого лица.

Если проверка обнаружила нарушения, представители организации или ИП вправе дать письменные объяснения, сделать замечания и возражения. Приняв их, ревизор обязан поставить соответствующую отметку в акте.

В случае, когда проверяемое лицо уклоняется от подписания акта, данный документ направят по почте заказным письмом по месту нахождения или по месту жительства.
Добавим, что в комментируемом регламенте перечислены сведения, которые должны фигурировать в акте (см. табл. 2). Не исключено, что отсутствие необходимых реквизитов позволит оспорить результаты проверки в суде.

Таблица 2 Сведения, которые должны быть указаны в акте проверки

1 Дата составления акта
2 Полное наименование либо ФИО проверяемого объекта, его ИНН и КПП
3 ФИО специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции
4 Дата и номер поручения на проведение проверки
5 Перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки
6 Период, за который проведена проверка
7 Даты начала и окончания проверки
8 Адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта
9 Документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены

Куда пожаловаться на проверяющих

О своем несогласии с результатами проверки можно устно или письменно сообщить в вышестоящую налоговую инстанцию: в региональное Управление ФНС, либо в центральный аппарат ФНС России. Туда же можно сообщить о некорректном поведении ревизоров, о нарушении ими регламента проверки и пр. Жалобу допустимо оформить на бумаге, в электронном виде или ограничиться телефонным звонком. В письменном сообщении необходимо указать наименование государственного органа, либо ФИО должностного лица, которому адресована жалоба. Кроме того, надо сообщить, кому и на какой адрес чиновники должны направить ответ. Затем следует изложить суть вопроса, и поставить личную подпись и дату. При отсутствии обратного адреса вышестоящая инстанция оставит жалобу без ответа. Если в тексте письма есть оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу инспекторов, либо их родственников, такая жалоба тоже не будет рассмотрена. Такая же участь постигнет письмо, текст которого нельзя прочитать. В иных случаях чиновники обязаны рассмотреть жалобу в течение 30 дней. В крайнем случае этот срок продляется еще на 30 дней. Вышестоящая инстанция должна разобраться в ситуации, и, если жалоба окажется обоснованной, привлечь ревизоров-нарушителей к персональной ответственности. Если же начальство сочтет, что проверяющие все сделали правильно, у компании или предпринимателя останется только один выход: подать иск в арбитражный суд.

Налоговый контроль за полнотой учета выручки

Проверка полноты учета наличной денежной выручки

Порядок осуществления налоговыми органами контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей установлен Административным регламентом «исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н).

К проверяемым объектам по этому регламенту относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

По результатам проверки составляется акт проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения возбуждается производство по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Срок проведения проверки

Срок проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения.

Этапы проверки

Процедура проверки состоит из следующих этапов (раздел III регламента):

1. Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции принимает решение о проведении проверки.

2. Налоговые инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки и служебные удостоверения.

3. В течение 2-х рабочих дней c даты предъявления поручения:

а) проверяемый объект ставит подпись, должность и дату на предъявленном поручении;

б) если проверяемого объекта нет на месте, или он отказывается расписаться в поручении, то налоговые инспекторы делают запись об этом в поручении;

4. В течение 1 рабочего дня с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

а) проверяемый объект по запросу предъявляет оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для осуществления контроля (перечень документов – в п.п. 28 и 29 регламента). При этом требование нотариально заверенных копий является неправомерным (п. 30 регламента);

б) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, связанные с расчетами наличными денежными средствами и платежными картами:

— по приобретению, регистрации, вводу в эксплуатацию и применению ККТ;

— по изготовлению, приемке, учету, хранению, выдаче, инвентаризации и уничтожению бланков строгой отчетности (если проверяемый объект принимает выручку с использованием БСО);

— документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (если проверяемый объект является плательщиком ЕНВД);

в) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, которыми оформляются кассовые операции;

г) в акте проверки фиксируется факт рассмотрения документов.

5. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

а) определяются объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий (перечень контрольных действий – п. 35 регламента);

б) проверяется полнота учета выручки денежных средств (способы проверки – п.п. 36 – 41 регламента);

в) устанавливаются (выявляются, фиксируются) факты неполного (полного) учета выручки денежных средств;

г) в акте проверки фиксируется результат проверки полноты учета выручки.

6. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

а) составляется акт проверки в 2-х экземплярах (требования к оформлению акта и его реквизитам – п.п. 46-48 регламента);

б) по фактам нарушений принимаются от налогоплательщика письменные объяснения (замечания, возражения), делается об этом запись в акте;

в) подписывается акт проверки; если налогоплательщик уклоняется от подписания, то этот факт отражается в акте и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения (месту жительства) проверяемого объекта;

г) один экземпляр акта передается проверяемому объекту;

д) при выявлении фактов нарушений законодательства возбуждается и осуществляется производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Права налоговых инспекторов при проведении проверки

При осуществлении контроля специалисты налоговой инспекции имеют право (п.7 регламента):

1) беспрепятственного доступа:

— к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта;

— хранимым использованным контрольным лентам;

— накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике;

— автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;

3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;

4) получать информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;

5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время осуществления контроля;

6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

7) взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;

8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.

Обязанности проверяемого объекта

Проверяемые объекты, в отношении которых проводится проверка, обязаны (п.10 регламента):

1) обеспечивать налоговым инспекторам беспрепятственный доступ:

— к контрольно-кассовой технике;

— документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;

— автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) предоставлять в налоговую инспекцию по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Документы, которые могут быть запрошены у проверяемого объекта

В ходе проверки запрашиваются следующие документы (п.п. 28, 29 регламента):

1. При осуществлении расчетов с применением ККТ:

а) документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;

б) журнал кассира-операциониста;

в) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

г) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

д) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

е) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

ж) приходные и расходные кассовые ордера;

з) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

и) авансовые отчеты;

к) кассовая книга;

л) справка-отчет кассира-операциониста;

м) сведения о показаниях счетчиков контрольно- кассовых машин и выручке организации.

2. При применении бланков строгой отчетности (вместо чеков ККТ):

а) документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности;

а) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

б) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах:

— о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности;

— заполнении бланков;

— выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;

в) акт приемки бланков строгой отчетности;

г) книга учета бланков строгой отчетности;

д) акт о списании бланков строгой отчетности.

3. При отсутствии ККТ у налогоплательщика ЕНВД:

а) документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

4. Иные документы:

а) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

б) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

в) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

г) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

д) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

е) иные необходимые для проверки первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.

Контрольные действия

Состав и способы контрольных действий (п. 35 регламента):

1) документальное изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:

— анализ и оценка информации, полученной из запрошенных документов;

2) фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:

а) осмотр;

б) инвентаризация, в том числе:

— обязательная проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты. По результатам инвентаризации составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах. До начала инвентаризации в акте оформляется расписка кассира о том, что в денежном ящике ККТ нет (или есть) личных денег кассира, а все кассовые документы, не переданные в бухгалтерию (администратору, старшему кассиру), предоставлены проверяющим (п. 36 регламента);

— проверка фактического наличия бланков строгой отчетности (по видам бланков с учетом начальных и конечных бланков документов), по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах;

— проверка наличия у плательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ, товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

в) наблюдение, пересчет;

г) экспертиза: в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации);

д) проверка соблюдения:

— требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения;

— порядка и условий применения бланков строгой отчетности;

— требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения;

— порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

3) получение от проверяемого объекта необходимых письменных объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим в ходе проверки, документов и заверенных копий документов;

4) способы изучения:

— сплошным способом – в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций;

— (или) выборочным способом – в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

Определение полноты учета выручки

Порядок определения полноты учета денежной выручки установлен в п.п. 37-41 регламента.

1. При применении ККТ:

а) сравнивают суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники на момент проведения инвентаризации, с данными, отраженными:

— в фискальном отчете,

— контрольной ленте контрольно-кассовой техники,

— записями в журнале кассира-операциониста;

б) записи в журнале кассира-операциониста сверяют с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов;

в) на контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии);

г) проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

2. При применении бланков строго отчетности:

а) определяют количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;

б) сопоставляют с фактическим количеством копий использованных бланков

строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта;

в) сумму выручки денежных средств, отраженную в учете проверяемого объекта, сопоставляют с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Акт проверки

Требования к акту проверки установлены пунктами 47, 48 регламента:

1) акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц;

2) не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста налоговой инспекции и проверяемого объекта;

3) в акте проверки указываются:

— дата составления акта налоговым инспектором;

— полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его ИНН и КПП;

— фамилии, имена, отчества (при наличии) налоговых инспекторов, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;

— дата и номер поручения на проведение проверки;

— перечень документов, полученных налоговой инспекцией в ходе проверки;

— период, за который проведена проверка;

— даты начала и окончания проверки;

— адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

— документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе

проверки, или запись об отсутствии таковых.

В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Права проверяемого объекта

Лица, у которых проводится проверка, имеют право (п.9 регламента):

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от налоговых инспекторов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) налоговых инспекторов;

4) обжаловать действия (бездействие) налоговых инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушения в работе с денежной наличностью установлена ст. 15.1 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ к правонарушениям при работе с денежной наличностью и ведении кассовых операций относятся:

1. Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров.

Предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей. Указанное ограничение установлено Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

2. Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.

3. Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

Согласно п. 1.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Денежные средства в пределах установленного лимита могут храниться в кассе организации (индивидуального предпринимателя). При этом мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, их хранении и транспортировке определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно в локальном распорядительном документе (основание – п. 1.11 Положения № 373-П).

4. Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге (форма № КО-4) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Положению № 373-П.

Проверка полноты учета денежных средств

Осуществление контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей является одной из государственных функций Федеральной налоговой службы России.

Процедура проведения проверки полноты учета выручки денежных средств установлена в соответствующем Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 №133н.

В соответствии с регламентом алгоритм проведения проверки выглядит следующим образом:

Разберем алгоритм проверки соблюдения кассовой дисциплины немного подробнее:

Шаг №1. Решение о проведении проверки

Руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен принять решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта.

Шаг №2. Предъявление поручения на проведение проверки

Специалисты налоговой инспекции, участвующие в проверке, должны предъявить проверяемому объекту поручение на проведение проверки, а также свои служебные удостоверения.

Проверяемый объект должен поставить на предъявленном поручении отметку об ознакомлении (проставляются дата, должность и подпись уполномоченного лица). В случае отказа проверяемого объекта от ознакомления с поручением, специалисты инспекции указывают об этом в поручении.

Шаг №3. Истребование и рассмотрение документов

Специалисты налоговой инспекции вправе запросить у проверяемого объекта и рассмотреть следующие документы (информацию):

1) Документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;

2) Документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности — в случае если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку;

3) Информация из автоматизированных систем о выпущенных документах — в случае если формирование документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы;

4) Документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) — в случае если проверяемый субъект, являющийся налогоплательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п.2 ст.346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами инспекций рассматриваются следующие документы:

а) журнал кассира-операциониста;

б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

е) приходные и расходные кассовые ордера;

ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

з) авансовые отчеты;

и) кассовая книга;

к) справка-отчет кассира-операциониста;

л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

о) акт приемки бланков строгой отчетности;

п) книга учета бланков строгой отчетности;

р) акт о списании бланков строгой отчетности;

с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекции для проведения проверки.

Порядок представления документов проверяемым объектом:

Запрашиваемые документы представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Специалисты инспекции не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в инспекцию.

Сведения обо всех представленных и непредставленных документах должны быть отражены в Акте проверки.

Шаг №4. Проверочные мероприятия

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники; документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информации из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку), документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также по проверке соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В ходе проверки специалисты инспекции получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Для участия в проверке могут привлекаться эксперты (экспертные организации).

Специалистами инспекции в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах.

Перед началом проверки кассиром предоставляется расписка об отсутствии или наличии в денежном ящике контрольно-кассовой техники личных денег, о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

В случае если сумма выручки наличных денежных средств по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки денежных средств по учетным данным проверяемого объекта, выясняются причины, вызвавшие расхождения, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

В случае осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности проводится проверка фактического наличия бланков строгой отчетности, по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Далее определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

В случае если проверяемый объект, являющийся налогоплательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст.346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Шаг №5. Акт проверки

Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается специалистами налоговой инспекции и проверяемым объектом.

В случае если проверяемый объект уклоняется от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте проверки, и Акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В Акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста инспекции и проверяемого объекта.

В Акте проверки указываются:

1) дата составления Акта проверки;

2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;

4) дата и номер поручения на проведение проверки;

5) перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки;

6) период, за который проведена проверка;

7) даты начала и окончания проверки (срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на проведение проверки);

8) адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

9) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Шаг №6. Привлечение к административной ответственности

В случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, специалисты инспекций возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Специалисты налоговой инспекции при проведении проверки имеют право:

1) беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;

3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;

4) получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

7) взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

Специалисты инспекции при проведении проверки обязаны соблюдать положения административного регламента.

Проверяемые организации и индивидуальные предприниматели имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от специалистов налоговой инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено административным регламентом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов инспекции;

4) обжаловать действия (бездействие) специалистов инспекции, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Проверяемые организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

1) обеспечивать специалистам инспекций беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) предоставлять в инспекции по запросам специалистов инспекции информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок обжалования действий (бездействия) специалистов налоговой инспекции:

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС России, Управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов инспекции, нарушении положений административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов.

Проверяемый объект в своем обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет обращение (жалобу), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также наименование, фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (жалобы), излагает суть обращения (жалобы), ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Обращение (жалоба), поступившее в ФНС России, Управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней с момента его регистрации. Срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен не более чем на 30 дней.

О результате рассмотрения жалобы (обращения) проверяемому объекту направляется письменный ответ.

Это важно!

1.На проверку соблюдения кассовой дисциплины не распространяются требования ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. п.3.1 ст. 1 указанного закона).

2.В письме от 12.09.2012 №АС-4-2/15195 Федеральная налоговая служба России разъяснила, что:

2.1.Кассовая книга должна быть в каждом обособленном подразделении юридического лица, ведущем кассовые операции.

2.2.Наложение административного штрафа в соответствии с ч.1 ст.15.1 КоАП РФ влекут следующие нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций:

— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,

— неоприходование (неполном оприходование) в кассу денежной наличности,

— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств,

— накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (кроме случаев, когда это допускается законом).

2.3.Действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не ограничена. С такими проверками налоговые инспекторы вправе приходить хоть каждый день.

2.4.Проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи с чем на вышеуказанные проверки не распространяются требования п.4 ст.89 НК РФ, в соответствии с которым, в частности, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Поделитесь записью

Как вести учет денег при использовании онлайн-кассы?

Предлагаем наши видео-ролики о том, как сделать возврат по онлайн кассе:

1 часть

2 часть

3 часть

Сущность процесса внедрения онлайн-касс

Изменения в оформлении документов по кассе

Учет поступления наличной выручки

Учет возврата денег покупателю за товар

Учет иных расчетов с клиентом

Итоги

Сущность процесса внедрения онлайн-касс

С 01.07.2017 обязательными для применения лицами, получающими наличную выручку, стали кассовые аппараты нового типа — онлайн-кассы, характеризующиеся:

  • более высокой степенью защищенности данных о продажах, сформированных на них;
  • способностью передачи в режиме реального времени этих данных в ИФНС.

Одновременно введен ряд изменений:

  • в перечень лиц, обязанных применять ККТ;
  • порядок регистрации и применения касс;
  • реестр обязательных реквизитов документов, формируемых кассой.

О том, как изменение перечня лиц, обязанных использовать ККТ, отразилось на этапах внедрения онлайн-устройств в применение, читайте в статье .

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр изменений в работе с ККТ, суть этих перемен сводится к тому, что при наличных расчетах стали использоваться кассовые аппараты технически более высокого уровня. И именно с этим обстоятельством оказалась связана большая часть изменений в порядке работы с ними. Правил учета полученной через ККТ выручки эти изменения никак не затронули, несмотря на ряд новшеств в документальном оформлении некоторых операций с наличными денежными средствами. Поэтому вопрос о том, как вести учет при онлайн-кассах, имеет единственный ответ: в том же самом порядке, что и раньше. Новшеств в нем нет.

Изменения в оформлении документов по кассе

Новый подход к документам, оформляемым при использовании ККТ, обозначился с появлением в законе «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ обновленного текста ст. 1, в п. 1 которой теперь указано, что при применении кассовой техники следует руководствоваться:

  • самим законом № 54-ФЗ;
  • нормативными актами, принятыми в соответствии с ним.

То есть это автоматически отменило необходимость оформления считавшихся ранее обязательными документов, унифицированные формы которых были утверждены постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132:

  1. Актов:
  • о переводе показаний денежных счетчиков на нули (форма КМ-1);
  • о снятии показаний счетчиков при передаче кассы в ремонт (форма КМ-2);
  • о возврате денег покупателям (форма КМ-3);
  • о проверке наличных в кассе (форма КМ-9).
  • Журналов:
  • Справочных отчетов:
    • справки-отчета кассира-операциониста (форма КМ-6);
    • сведений о показаниях счетчиков и выручке (форма КМ-7).

    Вместе с тем новыми документами, которые связаны с наличными расчетами, выполняемыми с использованием онлайн-касс, стали утвержденные законом № 54-ФЗ (п. 4 ст. 4.1):

    • отчет об открытии смены;
    • кассовый чек коррекции;
    • отчет о закрытии фискального накопителя;
    • подтверждение оператора.

    Прочие документы поменяли свою форму и требования к реквизитам. С применением основного кассового документа (чека или БСО) стало возможным не только оформление поступлений за покупку, но и таких операций, как (п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ):

    • возврат денег покупателю;
    • выдача средств клиенту;
    • получение средств от клиента.

    Однако изменения в документах, оформляемых по ККТ, никак не отразились на правилах ведения документации по операционной кассе, утвержденных указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Поэтому по-прежнему требуется оформлять кассовые ордера на приход и расход (п. 4.1) и вести кассовую книгу (п. 4.6). По отношению к наличной выручке обязательным будет ее ежедневное оформление по приходному ордеру, составленному на основании сформированного на онлайн-ККТ отчета о закрытии смены, который является аналогом создававшегося на кассе с ЭКЛЗ зет-отчета.

    Учет поступления наличной выручки

    Принятая в онлайн-кассу выручка отражается по операционной кассе налогоплательщика. Эта процедура фиксируется проводками:

    • при розничной торговле, не предусматривающей ведения аналитики по покупателям:

    Дт 50 Кт 90.1;

    • при наличных расчетах с покупателями, являющимися юрлицами или ИП, в отношении которых учет по аналитике имеет значение:

    Дт 50 Кт 62 и Дт 62 Кт 90.1.

    Если расчеты осуществляются посредством пластиковой карты (т. е. безналичным способом), то в проводках оказывается задействованным счет 57:

    Дт 57 Кт 90.1 или Дт 57 Кт 62.

    Об использовании счета 57 подробнее читайте в материале «Проводка дебет 57 кредит 57 (нюансы)».

    Учет возврата денег покупателю за товар

    Отражение в учете возврата денег за возвращенный покупателем товар зависит от того, когда произошло это событие:

    • в одном налоговом периоде с продажей (причем неважно, совпадает ли день продажи с днем возврата) — в этом случае задействуются сторнирующие проводки;
    • разных налоговых периодах — здесь возврат в периоде его осуществления придется отражать через внереализационные доходы-расходы.

    Отдельно от поступления выручки операция возврата будет показана даже при условии совпадения дня возврата с днем продажи, поскольку закон № 54-ФЗ (пп. 1 и 4 ст. 4.1, п. 3 ст. 4.3, п. 1 ст. 4.7) требует обособленного оформления, хранения и передачи в ИФНС каждого сформированного кассой документа.

    Учетные операции с применением сторнирующих проводок будут выглядеть так:

    • принят товар от покупателя:

    Дт 41 Кт 76 (62);

    • осуществлен возврат денег:

    Дт 76 (62) Кт 50 (51);

    • откорректирована выручка:

    Дт 76 (62) Кт 90.1 сторно;

    • внесены исправления по списанию стоимости проданного товара:

    Дт 90.2 Кт 76 (62) сторно.

    Если учет в рознице ведется по ценам продажи, то при возврате возникнет проводка по восстановлению суммы торговой наценки:

    Дт 90.2 Кт 42.

    Если же налоговые периоды продажи и возврата не совпадут, то в последних 3 проводках вместо субсчетов 90 будут задействованы имеющие аналогичные номера субсчета счета 91.

    В отношении корректировки суммы НДС от реализации (если продавец работает с этим налогом) следует учесть, что здесь согласно требованиям НК РФ (п. 5 ст. 171) потребуется сделать вычет на сумму налога, соответствующую сумме возврата. При этом в книгу покупок должны попасть реквизиты либо корректировочного счета-фактуры, либо расходного кассового ордера, которым оформлена выдача денег покупателю (письмо Минфина России от 19.03.2013 № 03-07-15/8473).

    Поскольку для корректного осуществления вычета (с указанием реквизитов документа, дающего на него право) сумму НДС необходимо отразить на счете 19, логичной для отражения суммы, предназначенной к вычету, будет проводка:

    Дт 90.3 Кт 19 сторно.

    Она, по существу, заменит собой 2 проводки: по корректировке НДС от выручки (Дт 90.3 Кт 68 сторно) и по начислению этой же суммы налога к вычету (Дт 19 Кт 68 или Дт 68 Кт 19 сторно).

    Вычет по отраженной на счете 19 сумме на дату его начисления будет сделан обычной для него проводкой:

    Дт 68 Кт 19.

    Об оформлении книги покупок подробнее читайте в статье «Какие основные правила заполнения и ведения книги покупок?».

    Учет иных расчетов с клиентом

    К числу иных наличных расчетов с клиентом по кассе могут быть отнесены:

    • выплаты за товар, принятый на комиссию;
    • оплата закупаемого у населения вторсырья;
    • выдача выигрышей;
    • расчеты по агентскому договору.

    Это операции расходного характера, оформляемые проводкой:

    Дт 76 (60) Кт 50 (51).

    Варианты номеров счета в дебетовой части этой проводки будут зависеть от того, что в отношении учета конкретной выплаты записано в учетной политике. А в кредитовой части для ситуации перечисления денег на пластиковую карту возникнет счет 51.

    Соответственно, при возврате средств, выданных клиенту, возникнет обратная проводка, в которой при расчетах через пластиковую карту будет участвовать счет 57:

    Дт 50 (57) Кт 76 (60).

    О нюансах отражения в учете операций по агентскому договору читайте в материале «Особенности агентского договора в бухгалтерском учете».

    Итоги

    Переход к применению онлайн-касс по существу представляет собой замену использовавшейся ранее ККТ на технику более высокого уровня, дающую возможность лучшей защиты кассовых данных от изменений и повышающую степень контроля налоговых органов над ними. Именно с этого рода изменениями связаны основные аспекты обновления порядка применения ККТ. Несмотря на то что их следствием явилась отмена обязательности применения некоторых документов, ранее оформлявшихся при использовании касс, на порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с приемом и выдачей наличных денег через ККТ, эти перемены не сказались. Поэтому бухучет движения денежных средств, прошедших через кассовый аппарат, ведется в прежнем порядке.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Говорить о том, что налоговики заменят «банкиров» на проверках ККТ и учета денежной выручки, не совсем корректно. Скорее всего, инспекторы будут более расширенно проверять кассу в рамках своих прежних полномочий.

    До 2012 года кассу регулярно (один раз в два года) проверяли банки, в которых открыты расчетные счета компаний (раздел IV Порядка ведения кассовых операций № 40, утв. письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18; п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 № 14-П, утв. советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47). Особых сложностей такие проверки не вызывали. Однако с нынешнего года с банков эти обязанности сняты (указание ЦБ РФ от 13.12.2011 № 2750-У). В настоящее время кассу проверяют налоговые инспекции, в которых фирмы стоят на учете. Что же могут проверить налоговики рассмотрено в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 10, 2012.

    📌 Реклама Отключить

    Об изменениях

    Помимо введения в действие начиная с 2012 года нового Положения Банка России (Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П (далее — Положение)), в феврале в силу вступили сразу два Административных регламента:

    — об исполнении ФНС России функций по проверке работы с контрольно-кассовой техникой (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент 132н));

    — об исполнении ФНС России функций по проверке полноты учета денежной выручки (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н (далее — Регламент 133н)).

    Введение регламентов вовсе не означает, что у налогового ведомства появились новые функции. Полномочиями по проверке работы с ККТ и полноты учета денежной выручки оно обладает давно (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ; п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1; пп. 5.1.6, 5.1.7 Положения о ФНС России, утв. пост. Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Новые регламенты лишь определили порядок осуществления данных функций.

    📌 Реклама Отключить

    Что касается проверки соблюдения самого Положения (так называемая проверка кассовой дисциплины), то законодательством для нее никакой новый контролирующий орган (вместо банков), не назначался. Поэтому говорить о том, что инспекторы заменят «банкиров», не совсем корректно. Налоговики продолжат проверять кассу в рамках своих прежних полномочий, но более широко. Этого будет вполне достаточно для привлечения компаний к ответственности за нарушения порядка ведения кассовых операций.

    Предмет и процедура проверок

    Регламенты регулируют две разные проверки. Предметом одной является соблюдение требований к ККТ порядка и условий ее регистрации и применения (далее — проверка ККТ). Предметом другой — установление факта полноты учета выручки денежных средств (далее — проверка выручки).

    Проверять расходную часть в рамках указанных выше мероприятий налоговики не вправе. Но, например, чтобы проверить полноту учета выручки, контролерам придется ознакомиться почти со всеми кассовыми документами. И если при этом будут обнаружены нарушения кассовых операций, не связанные с полнотой учета выручки, компанию вполне могут привлечь к ответственности в дальнейшем (подп. 1 п. 1 ст. 28.1, п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

    📌 Реклама Отключить

    Рассматриваемые мероприятия не носят характера налоговой проверки, так как не связаны с контролем правильности уплаты налогов (п. 1 ст. 82 НК РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 № 17-26/089973). Поэтому привлечь к налоговой ответственности в рамках этих проверок нельзя. По мнению Генпрокуратуры России, данные мероприятия относятся к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, на который не распространяется действие Федерального закона № 294-ФЗ (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ; письмо Генпрокуратуры России от 24.11.2011 № 73/3-319-2011; информация на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru/kontr_func/kkt_kont/cont_kkt/3879021/)). Это означает, что проверки ККТ и выручки могут проводиться неограниченное число раз в году. При этом оба мероприятия могут проводиться как в разное время, так и совпадать. Процедура их проведения схожа (п. 20 Регламента 132н, п. 20 Регламента 133н).

    📌 Реклама Отключить

    1. Только для проверки ККТ. Налоговики проверяют, выдает ли компания покупателям кассовые чеки, бланки строгой отчетности (БСО), а также документы по требованию покупателя (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу)). Проверка проводится «визуальным наблюдением» или в виде «аналитической процедуры» (п. 23 Регламента 132н). Инспектор может, например, наблюдать за выдачей кассовых чеков при проведении расчетных операций. Причем это наблюдение может быть и скрытым, так как проводится до предъявления поручения на проверку (см. об этом в п. 2). Однако если в действиях инспекторов будут усмотрены признаки контрольной закупки и в результате компанию привлекут к ответственности, штраф можно оспорить в суде (п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ; Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ; пост. ВАС РФ от 16.06.2009 № 1988/09, от 16.06.2009 № 1000/09). При этом стоит ознакомиться со сложившейся в конкретном регионе арбитражной практикой (письмо ФНС России от 11.01.2009 № ШС-22-2/1@). Не все суды соглашаются с отсутствием у налоговиков права на проведение контрольных закупок (пост. ВАС РФ от 24.07.2009 № 46-ад09-1).

    📌 Реклама Отключить

    2. Инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки (вместе со своими служебными удостоверениями). В этом поручении нужно расписаться, указать должность и дату. Отсутствие должностных лиц на месте или уклонение от подписания данного документа не остановит проверяющих. Проверка начнется, а в поручении будет сделана соответствующая пометка.

    3. Инспекторы запрашивают документы, рассматривают их и проводят проверку. Как контролеры могут истребовать документы, в регламентах не указано. Это может быть и устный запрос. Представить документы можно в виде оригиналов или заверенных копий. Если инспекторы изымают оригиналы, должен быть составлен протокол (п. 5 ст. 27.10 КоАП РФ). В регламентах для каждого вида проверки приведен конкретный перечень запрашиваемых документов (п. 34 Регламента 132н, п. 29 Регламента 133н).

    📌 Реклама Отключить

    Не факт, что у фирмы будут затребованы все документы из перечня. Организация вправе получать от инспекторов информацию, относящуюся к предмету проверки (п. 9 Регламента 132н, п. 9 Регламента 133н), поэтому можно уточнить (желательно, конечно, в письменном виде) конкретный перечень необходимых документов. При этом контролеры не могут требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. То есть при проверке ККТ они, например, не вправе запрашивать авансовые отчеты.

    В связи с этим возникает вопрос: как быстро надо представить документы? Ведь не секрет, что некоторые из них делаются задним числом. Из регламентов следует, что максимальный срок представления — всего один рабочий день с даты предъявления фирме поручения на проверку (пп. 36, 37 Регламента 132н, пп. 31, 32 Регламента 133н). Факт представления (непредставления) документов будет зафиксирован инспекторами в акте (подробнее о нем см. в п. 4) (пп. 37, 38 Регламента 132н, пп. 32, 33 Регламента 133н).

    📌 Реклама Отключить

    За непредставление документов должностное лицо фирмы могут оштрафовать на 300—500 рублей, а компанию в целом — на 3000—5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

    4. По результатам проверки контролеры составляют акт в двух экземплярах (п. 45 Регламента 132н, п. 45 Регламента 133н). В нем, в частности, фиксируют правонарушения (со ссылками на нормативно-правовые акты (подп. 8 п. 47 Регламента 132н, подп. 9 п. 48 Регламента 133н)) или делают отметку об их отсутствии. Один экземпляр акта предназначен компании. В случае уклонения от получения его направят по почте заказным письмом. Если были выявлены нарушения, на компанию налагают штрафы (на основании протокола).

    Отметим, что максимальный срок проведения проверки ККТ составляет 5 дней (п. 42 Регламента 132н), срок проверки выручки — 20 дней (п. 42 Регламента 133н).

    Период проверки

    В регламентах не указано, какой период может быть подвергнут проверке. Скорее всего, налоговики будут смотреть два-три последних месяца, включая текущий. Проводить проверку за более длительный период нет смысла. Ведь привлечь к административной ответственности в данном случае можно не позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений) (ст. 4.5 КоАП РФ).

    📌 Реклама Отключить

    Права и обязанности сторон

    Когда проверку кассы проводили банки, права и обязанности сторон законодательно нигде четко оговорены не были (разве что в договоре на обслуживание банковского счета). В настоящее время нормативными документами установлено, что при проверке ККТ и выручки сотрудники фирмы вправе непосредственно присутствовать при проверке, знакомиться с ее результатами, указывать в акте о согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) инспекторов в досудебном порядке (п. 9 Регламента 132н, п. 9 Регламента 133н). Компания обязана обеспечить контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и к документации по ней, давать необходимые объяснения, справки и сведения в рамках проверки (п. 10 Регламента 132н, п. 10 Регламента 133н).

    Инспекторы вправе смотреть использованные контрольные ленты, получать документацию по ККТ (п. 7 Регламента 132н, п. 7 Регламента 133н). При проверке выручки они могут пересчитать денежные средства в кассе, убедиться в наличии БСО, а также получить пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты.

    📌 Реклама Отключить

    Обращаем особое внимание

    — отслеживать размер расчетов с другими организациями;

    — ежедневно сверять фактический остаток по кассе с документами, а также все кассовые документы между собой;

    — не допускать превышения лимита по кассе (а также не забыть утвердить такой лимит, в противном случае все денежные средства будут сверхлимитными) (письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 № 09-10/039388@);

    — пробивать чеки ККТ или оформлять в установленном порядке БСО;

    — соблюдать все необходимые требования к работе с ККТ.

    Четкое выполнение данных действий, конечно, не означает, что в остальном кассу можно вести как попало. За другие обнаруженные нарушения также может быть предусмотрена ответственность (например, налоговая). К ней контролеры смогут привлечь фирму в рамках налоговых проверок. Информация, полученная инспектором при проведении проверки ККТ и (или) выручки, вполне может послужить поводом для назначения, например, выездной проверки.

    📌 Реклама Отключить

    Если будут выявлены нарушения, за которые административная ответственность не предусмотрена, налоговики все равно должны отразить их в акте. Возможно, они попытаются привлечь фирму к ответственности или начнут пугать штрафами (к сожалению, и такое тоже бывает, многое зависит от инспектора). Но без паники! Сначала следует сопоставить выявленные нарушения с теми, за которые действительно предусмотрена ответственность. Если штрафов за названные промахи не существует, компания вправе обжаловать действия проверяющих. При наличии нарушения, за которое штрафуют, нужно проверить, не истек ли двухмесячный срок с даты, когда оно было совершено. Если организация в принципе не согласна с выявленными нарушениями, об этом нужно написать в акте.

    Пример:

    Ситуация 1

    В ходе проверки выручки налоговики обнаружили, что работник фирмы отчитался по выданным под отчет суммам позднее трех дней со дня истечения срока, на который они выданы. Был нарушен п. 4.4 Положения. Инспекторы отразили этот факт в акте. Однако административной ответственности за такое нарушение не установлено, поэтому штрафов компании они не выписали.

    📌 Реклама Отключить

    Ситуация 2

    6 сентября налоговики предъявили компании поручение на проведение проверки выручки и затребовали кассовые документы за период с 1 июня по 5 сентября. В ходе проверки установлено, что 15 июня был превышен лимит по кассе на 50 руб. Инспекторы указали это в акте и выписали штраф в размере 50 000 руб. Однако впоследствии было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, так как срок давности привлечения к ответственности истек (ст. 4.5, подп. 6 п. 1 ст. 24.5, п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 № 09-10/039388@).

    Куда жаловаться

    В регламентах подробно описано, на что можно пожаловаться и как составить жалобу (пп. 66—79 Регламента 132н, пп. 67—80 Регламента 133н). Предъявить претензии можно не только за нарушение своих прав и законных интересов, неправомерные решения, действия (бездействие) работников инспекции, нарушение ими регламентов, но также и за некорректное поведение или нарушение служебной этики. Поэтому, если проверяющий откровенно запугивает, не нужно бояться сообщить об этом в вышестоящие инстанции: УФНС России (устно или письменным обращением, направленным по почте), на сайт УФНС или ФНС России (заполнив электронную форму). К жалобе можно приложить подтверждающие неправомерные факты документы и материалы (их копии). Максимальный срок рассмотрения жалобы может достигать 60 дней, а инспекторы должны прислать письменный ответ.

    📌 Реклама Отключить

    Мнение: Татьяна Ильинова, руководитель аудиторско-правового департамента компании «Градиент Альфа»

    Новые полномочия налоговиков

    Проверки ККТ налоговики проводили и раньше (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ). А вот проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы до 2012 года были прерогативой банка, работающего с компанией. Нов­шеством для инспекторов является также проверка полноты учета выручки.

    Налоговики начнут проверку с предъявления фирме поручения на исполнение государственной функции. Далее они рассмотрят необходимые документы, связанные с приобретением, регистрацией, обслуживанием, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ. Также будут просмотрены бланки строгой отчетности (БСО), журналы и справки-отчеты кассира-операциониста, контрольные ленты ККТ, сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации и иные документы, связанные с использованием ККТ и БСО (список этих документов открыт).

    📌 Реклама Отключить

    В ходе проверки полноты учета выручки в обязательном порядке проинспектируют наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике ККТ. В случае расхождений фактических и учетных данных налоговики возьмут подробные объяснения у ответственных лиц и сделают выводы о полноте учета выручки наличных, о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (излишков). По окончании проверки будет составлен акт с указанием документально подтвержденных фактов нарушений или с записью об отсутствии таковых. Акт составляют в двух экземплярах. Его подписывают налоговики и представители фирмы.