Как влиться в новый коллектив руководителю

На первой рабочей встрече с руководителем объявляются цели компании, ставятся цели отдела персонала и директора по персоналу, в частности. Возможны постановки задач, но они согласуются и корректируются после знакомства директора по персоналу с Компанией, ее сотрудниками, правилами компании, подходом к работе, ведущейся работой с персоналом, статистикой и т.д. т.е после проведения аудита и полного вхождения в должность.

С чего начать директору по персоналу в первую очередь? Советуем начать с выяснения ситуации в компании, потребуется провести аудит, анализ, оценку. Необходимо рассмотреть:

— статистические данные, структуру, качество персонала, текучесть, график работы, потребность в персонале и прочие показатели

— организационные документы, положения, инструкции разработанные в компании (обратить внимание на то, являются ли они «рабочими» документами)

— как организован подбор персонала, адаптация сотрудников, и система обучения в компании

— какие стимулы использовало руководство компании для мотивации сотрудников

— что из себя представляет корпоративная культура компании, взаимоотношения в коллективе (через опрос, беседу с сотрудниками, выяснить атмосферу в коллективе, лояльность сотрудников к компании)

Для оценки текущей ситуации в компании необходимо познакомиться с организацией работы с персоналом. Это можно сделать, изучив основные внутренние нормативные документы («Правила внутреннего распорядка», «Положение о персонале», «Положение о мотивации», «Книга сотрудника»), посмотрев отчеты по отделу персонала за предыдущий период.

Не обойтись без беседы с руководителями отделов, сотрудниками компании. Предметный разговор поможет познакомиться, установить контакт с коллегами, почувствовать настроение в коллективе.
Необходимо посмотреть, какими ресурсами располагает компания. Какой подход к решению вопросов сложился в компании исторически. Это понадобиться для того, чтобы расставить приоритеты в задачах, выбрать подходящие инструменты для их решения и определить бюджет на их реализацию. В ходе аудита и оценки необходимо сделать следущее:
— оценить насколько отлажена система работы с персоналом, какие задачи позволяет решать, с решением каких задач не справляется, в чем состояла проблема, предложить пути решения.

— необходимо проанализировать все нормативные документы, касающиеся персонала (правила компании, правила внутреннего распорядка, положение о персонале, стандарты работы, если есть книга сотрудника, положения о мотивации персонала и т.д)

— составить программу интервью с руководителями и ключевыми сотрудниками компании (предварительно подготовив круг вопросов), провести анкетирование рядовых сотрудников

— проанализировать кадровые показатели, их динамику, (показатели текучести персонала, потребность в персонале, скорость закрытия вакансий, процент обученного персонала, стаж работы в компании, и т.п.) сделать выводы и наметить пути решения кадровых проблем

— рассмотреть каков имидж предприятия на рынке труда, в сфере, к которой относится предприятие, у клиентов компании.

— как построена корпоративная культура, на что делается акцент, что приветствуется, а что запрещается, каков портрет идеального сотрудника

Результатом работы на данном этапе будет отчет, где подробно будут описаны все плюсы и минусы существующей системы работы с персоналом и предложения по планированию работы, учитывая полученную в ходе аудита информацию

Параллельно надо приступать к изучению Компетенций Директора по персоналу данной компании, отследить на чем делается акцент в требованиях, как принято в данной компании вести те или иные направления :

  1. Подбор персонала
  2. Обучение, стандарты обслуживания
  3. Адаптация сотрудников, наставничество
  4. Оценка работы
  5. Орг.регламенты, корпоративный стиль и культура
  6. Планирование работы с персоналом и отчетность

Здесь необходимо определить цели, задачи, компетенции работы Директора по персоналу и отдела персонала в целом, выделить зоны ответственности, которые потом будут согласовываться с Руководством компании

А далее работа строится по стандартной схеме работы руководителя: планирование, организация, координация, делегирование контроль, анализ.

Начнем с планирования, учитывая результаты аудита составляем план работы. Для этого необходимо определить приоритетные задачи и сроки выполнения, описать необходимые для выполнения условия, назначить ответственных и определить ориентировочные затраты на реализацию.
Совместно с руководством определить ключевые показатели результативности (KPI) для каждой задачи, которые должны быть направлены, в том числе на достижение поставленных задач и компании в целом и отдела персонала в частности. Например, снизить текучесть персонала в компании, повысить процент обученных сотрудников, увеличить средний стаж работы на предприятии, снизить расходы на персонал, повысить показатели выполнения планов и т.д. После согласования показателей, внести в план необходимые корректировки и утвердить у директора.
Результат работы на данном этапе — утвержденный директором план кадровых задач.
Собственно с определением задач отдела персонала и наличии плана, становится понятен фронт работы отдела. А дальнейшая работа директора по персоналу это организация работы персонала, координация, делегирование полномочий, контроль и анализ.

Якуба Владимир Александрович – бизнес тренер по продажам, лидерству, управлению и подбору персонала. Предприниматель с шестью направлениями деятельности. Бизнес-тренер №1 по продажам со сцены в формате «Реалити»: продает по громкой связи телефона прямо на тренинге. Самый известный в России специалист по хедхантингу. Дважды признан лучшим в профессии, бизнес-тренер года.

«Когда я пришел устраиваться на должность гендиректора в компанию «Ауди Центр Таганка» и успешно прошел собеседование, я ликовал. Но я еще не знал, что это полдела. Самый сложный период – адаптация в новом коллективе.», – вспоминает член совета директоров группы компаний «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков.

И действительно. Вхождение в новый коллектив – процесс непростой, он требует от руководителя определенных знаний и усилий. У меня в свое время не было наставника. На данный момент я, Владимир Якуба, скопил достаточно знаний о том, как руководителю безболезненно адаптироваться на новом месте. Сегодня я расскажу вам о двух вещах: что сказать при первом выходе на работу, и как в 4 этапа войти в коллектив.

Как представиться при первом выходе на работу?

У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому позаботьтесь о внешнем виде и продумайте, что скажете коллегам. Конечно, 5 часов обдумывать фразу, которой вы встретите коллектив в первый рабочий день, не нужно. Но уделить внимание этому вопросу рекомендую. Для вас главное – задать дружественный тон и показать, что вы нацелены работать ради общей цели.

Познакомиться с коллективом можно так. Просто публично скажите: «Здравствуйте, коллеги, мне очень приятно видеть вас всех. Вы со мной не знакомы, меня зовут Евгений Олегович, я буду работать на должности руководителя отдела продаж. Мое рабочее место здесь, если будут возникать какие-то вопросы, буду рад на них ответить. На краю рабочего стола я оставлю свои визитки, если кому нужно – берите».

Для начала этого достаточно. В обеденный перерыв купите небольшой тортик и угостите коллег.

4 этапа вхождения в новый коллектив

Чтобы у вас с коллективом сложилось плодотворное сотрудничество, необходимо успешно пройти 4 этапа.

1. На первой стадии я рекомендую ознакомиться с рабочими процессами организации, узнать обязанности каждого сотрудника и выяснить, как взаимодействуют между собой отделы. Кроме того, не постесняйтесь уточнить, какое положение вещей на самом деле. Нередко регламент работы в документах отличается от реального.

Это помогло влиться в коллектив вице-президенту по вертикальным рынкам группы «Борлас» Аркадию Кареву. Для него адаптация прошла безболезненно.

2. Составьте четкий план действий компании на ближайший месяц. Часто среди коллектива после смены руководителя начинают гулять слухи о сокращении или изменениях в заработной плате. Это отрицательно скажется на вашем авторитете. Как можно скорее обозначьте цели и поделитесь ими с коллегами.

3. Третий этап – установление контакта. Вы уже познакомились со всеми коллегами, но теперь необходимо уделять время каждому лично (если это возможно). Время от времени вызывайте на приватную беседу подчиненных, узнавайте, что движет вашими людьми. Проанализируйте, к чему они идут, и от чего ушли. Это позволит создать хорошую систему мотивации.

Анн Мачадо, владелица организации по подбору персонала, так и поступила. Она ввела такую систему, при которой работник выбирает сам себе вознаграждение. Этот способ принес Анн весомые доходы и лояльность подчиненных.

4. На четвертом этапе необходимо убедиться в том, что вертикаль управления надежна. Покажите сразу свой авторитет. Постройте такую схему взаимодействия, чтобы подчиненный был вам другом, но при этом выполнял ваши указания. Дайте понять сотрудникам, что ваша команда как механизм: руководитель – это большая шестеренка, а подчиненные – маленькие. Как только большее «колесо» начинает крутиться, меньшим нужно крутиться еще быстрее. Но только в этом случае механизм будет работать, и работа всех составляющих важна.

Эти 4 этапа помогут вам быстро влиться в новый коллектив. Желаю успехов на новой должности!

  1. Не спешите сближаться

Некоторые люди так хотят понравиться новому коллективу, что начинают нарушать личные границы других и вести себя назойливо. Не донимайте коллег вопросами, а также не пытайтесь показаться «своим парнем”.

Для начала стоит приглядеться к коллективу, изучить, как коллеги проявляют себя, понять, кто открыт для общения и готов помочь, если что-то неясно. Попытайтесь через него найти расположение остальных.

  1. Осторожно, сплетник!

Выбрав для сближения какого-то человека, будьте осторожны: всегда есть риск нарваться на сплетника. Такие люди есть почти везде, так что не стоит изливать душу первому попавшемуся коллеге. Будьте осторожны и бдительны.

  1. Юмор уместен не всегда

Отдельно нужно отметить момент с шутками на работе. Чувство юмора – это отлично, однако оно по-разному воспринимается в разных коллективах. Так что это еще один повод не спешить проявлять себя с неожиданной стороны.

  1. Будьте собой

Не стоит внезапно менять свои привычки. Привыкли брать ссобойки, а не ходить на обед в закусочные? Не надо этого стесняться, ведь оставаться собой крайне важно.

  1. Угостите коллег вкусняшками

Угостить коллег пирогом – не грех, но не стоит периодически подкупать всех обедами за свой счет. Если очень хочется понравиться – можно предложить чашку кофе холодным днем или принести на работу печенье к чаю. Подобные жесты выглядят как проявление щедрости, так что будут восприняты благосклонно, главное – не перебарщивать.

  1. Одежда важна

О том, что встречают по одежке, слышал каждый, и в первые дни в новом коллективе это правило так же актуально. Составьте образ из теплых, нейтральных и мягких тонов. Не надевайте ничего вызывающего, и в целом постарайтесь не выделяться, как только к вам чуть привыкнут – можно возвращаться к привычному образу. Конечно, если в компании не действует строгий дресс-код.

  1. Позаботьтесь об эндорфине

Если перед встречей с новым коллективом вас одолевают волнения, то нужно позаботиться о правильном настроении. Зарядиться позитивными эмоциями поможет любимая музыку или кусочек шоколадки.

  1. Не пытайтесь чересчур понравиться руководству

Хорошо, когда босс настроен к вам благосклонно, плохо – если только он. В первое время на работе от вас никто не ждет трудовых подвигов. Да и выступать с инициативами в первый же день стоит, если они не скажутся негативно на работе других, в ином случае коллектив вам вряд ли это забудет.

  1. Не нарушайте правила

Не стоит нарушать правила компании с первых же дней. Избегайте опозданий и вольного стиля одежды, отправляйтесь на обед своевременно и выполняйте поручения без лишних вопросов. Старайтесь как можно скорее вникнуть в суть дела и получить как можно больше информации о формальных и неформальных правилах в компании.

В целом, волноваться не стоит. У крупных компаний часто есть планы по адаптации работников, а мелкие коллективы часто отличаются теплой атмосферой, где каждый готов помочь новенькому.

Подготовила Кристина СМОЛЬЯНОВА

Фото из открытых интернет-источников