Какой класс водителя

Прежде всего необходимо отметить, что классность водителя подтверждает его квалификацию. Квалификация — это уровень общей и специальной подготовки.

Классы (III — самый низкий, II — средний, I — самый высокий) — это критерий оценки уровня профессионального мастерства водителей. Они зависят от сложности управления транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта (стажа) работы водителя.

Обязательным условием для установления водителям III, II и I класса квалификации является наличие в удостоверении водителя отметок, позволяющих управлять соответствующими категориями транспортных средств.

Согласно п. 3 Положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска к управлению транспортными средствами, утвержденного постановлением КМУ от 08.05.93 г. № 340 (далее — Положение № 340), транспортные средства, управление которыми разрешается при наличии удостоверения водителя, в зависимости от их типов и назначения разделяются на категории:

B — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов), а количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, — 8;

C1 — предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 кг (от 7700 до 16500 фунтов);

C — предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (16500 фунтов);

D1 — предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, с количеством мест для сидения, за исключением сиденья водителя, не более 16;

D — предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, с количеством мест для сидения, за исключением сиденья водителя, более 16;

BE, C1E, CE, D1E, DE — составы транспортных средств с тягачом категорий B, C1, C, D1 или D, которым водитель имеет право управлять, но который не относится к указанным категориям составов транспортных средств;

T — трамваи и троллейбусы.

Право на управление транспортыми средствами соответствующей категории подтверждается удостоверением водителя транспортного средства.

В соответствии с п. 27 Положення № 340 удостоверение водителя, выданное до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 24.09.2008 г. № 586-VI, может быть обменяно на новое согласно п. 25 Положения № 340. При этом в новом удостоверении водителя указываются категории:

A1, A — отвечает категории A;

B1, B — отвечает категории B;

C1, C — отвечает категории C;

D1, D — отвечает категории D;

BE — отвечает категориям B и E;

C1E, CE — отвечает категориям C и E;

D1E, DE — отвечает категориям D и E;

T — отвечает категории Трамвай, Троллейбус.

В удостоверении водителя III класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В» или «С» или только «D».

Порядок присвоения водителям квалификаций определен п. 4 разд. II Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск № 69 «Автомобильный транспорт», утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. № 136 (далее — Справочник), и п. 8.7 Методических рекомендаций по вопросам безопасности автомобильных перевозок, утвержденных приказом Государственного департамента автомобильного транспорта от 19.09.2003 г. № 111, согласно которым водителю в процессе работы на автотранспорте может быть присвоена квалификация II или I класса после направления на переподготовку (повышение квалификации).

Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий В, С, Е или D или же категории D и Е, а также непрерывный стаж работы водителем III класса на предприятии не менее 3 лет.

Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий В, С, D и Е, а также непрерывный стаж работы водителем II класса не менее 2 лет на этом предприятии (учреждении, организации).

Кроме указанных требований, для присвоения квалификации II и I класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе, соблюдать трудовую и производственную дисциплину, а также не иметь нарушений правил дорожного движения, которые привели к дорожно-транспортным происшествиям или лишили прав водителя, нарушений правил технической эксплуатации, техники безопасности и рабочих инструкций.

Таким образом, водитель, который принимается на работу на предприятие, в учреждение, организацию, считается водителем III класса, а впоследствии (в процессе работы) ему может быть присвоена более высокая квалификация.

Присвоение водителям II и I классов осуществляется квалификационными комиссиями предприятия, учреждения, на котором они работают. В состав таких комиссий должны входить инженер по технике безопасности или работник службы безопасности движения. Водителям, которые прошли переподготовку (повышение квалификации), выдается соответствующее удостоверение.

Решение квалификационной комиссии (повышение или понижение класса квалификации) утверждается приказом (распоряжением) работодателя об установлении квалификации определенного класса с внесением записи в трудовую книжку.

Обратим внимание: квалификационной комиссией может быть принято решение о присвоении водителям квалификации II или I класса и в более короткие сроки, нежели те, которые определены Справочником, либо о снижении класса квалификации, если водитель не выполняет квалификационные требования. Для этого работодателю необходимо зафиксировать порядок установления классности в коллективном договоре или другом локальном документе предприятия, учреждения.

О требовании наличия непрерывного стажа, предъявляемом Справочником к водителям, управляющим транспортными средствами категорий C1, C, D1, D, BE, C1E, CE, D1E, DE, укажем следующее. В непрерывный страж управления автотранспортным средством включается работа водителем на автотранспортном средстве с максимально допустимым перерывом, не превышающим одного месяца (абзац второй п.п. 2.3.5 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2010 г. № 427).

Непрерывный стаж подтверждается извлечением из трудовой книжки или справкой с места работы с указанием даты приказа о назначении лица на должность, даты, с которой такое лицо работает водителем, марки закрепленного автотранспортного средства и его номерного знака, удостоверенные подписями должностных лиц и скрепленные печатью. Данный показатель влияет на возможность допуска водителя к осуществлению определенных видов перевозок.

Для водителей, управляющих автотранспортными средствами категории «В», требования к стажу отсутствуют.

Следует отметить, что требования, предъявляемые к зачислению работника на рабочее место «водитель автотранспортного средства», предоставили Минобразования, МВД, Минтруда и Минтранссвязи Украины в совместном письме от 19.02.2010 г. № 1/12-625, № 141/0/15-10/021, № 3184/14, № 869/05/14. Ведомства разъяснили, что право управления автотранспортным средством подтверждается удостоверением водителя, выданным в соответствии с Положением № 340. Для осуществления профессиональной деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, необходимым условием зачисления на соответствующее рабочее место, кроме удостоверения водителя, должно быть свидетельство о присвоении (повышении) рабочей квалификации, выданное согласно Положению о порядке квалификационной аттестации и присвоении квалификации лицам, получающим профессионально-техническое образование, утвержденному совместным приказом Минтруда и Минобразования Украины от 31.12.98 г. № 201/469.

В случае если лица были приняты на работу только на основании удостоверения водителя и допуска к управлению транспортными средствами, работодателю необходимо позаботиться о получении такими лицами профессиональной квалификации водителя в установленном порядке.

Исходя из вышеизложенного работнику, который принимается на должность водителя, устанавливается III классквалификации.В процессе работыв этой организации на основании имеющихся в удостоверении водителя отметок: В, С1, С, D1, D квалификационной комиссией организации ему может быть установлен II класс квалификации при условии выполнения вышеперечисленных требований.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ПО МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

«Возмутитель спокойствия». После обгона одиночного автомобиля или даже колонны автомобилей встраивается впереди и начинает тормозить и задерживать общее движение. «Дергает» и «раскачивает» всю колонну, что приводит к дорожно-транспортному происшествию. В этом случае лучше выехать из такой «дергающейся» колонны и обезопасить себя и других.

«Прижимщик». Идущий впереди вас автомобиль (рис. 24) прижимается влево до осевой, а когда вы хотите проследовать мимо него в своем правом ряду, он включает сигнал поворота направо и одновременно направляет туда же свой автомобиль. Советов, как избежать конфликта в этом случае, несколько: немного снизить скорость и увеличить дистанцию, пытаясь понять его намерения; тормозить, если ситуация становится опасной; если есть возможность, попытаться обойти его слева.


24. ‘Прижимщик’

«Экстремист» — водитель, который не снижает скорости при ограниченной видимости: «косой» — обгоняет на крутом правом повороте; «слепой» (рис. 25) обгоняет на верхнем переломе продольного профиля. От таких водителей необходимо беречься даже на своей полосе.


25. ‘Экстремист’

Спасение от них только в снижении скорости и в съезде на обочину.

«Мямля» — опасный вид водителя. Основной признак такого водителя — задолго до перекрестка или объезда начинает двигаться «крадучись», снижая скорость чуть ли не до скорости пешехода. Естественно, вы думаете, что он идет на поворот, и в зоне пересечения готовитесь пройти по его месту, но… в последний момент «мямля» задает стрекача в основном направлении, мешая всем встречным и поперечным. Такое вождение (рис. 26) характерно для водителей, которые плохо ориентируются на дорогах, в указателях и знаках, а также для тех, кто не имеет четкого стратегического и тактического плана поездки. Все это нервирует других .водителей. Как вести себя, встретив такого водителя? Его разгадаешь не сразу, но даже при небольшом намеке на такого, постарайтесь отстать, не мешая сзади идущим, или, улучив момент, обойти его.


26. ‘Мямля’

«Прицеп» — тип водителя, которого можно наблюдать при движении на загородных дорогах (рис. 27). Такой водитель загипнотизирован задней частью движущегося перед ним автомобиля. Не соблюдая дистанции, он жмется к заднему буферу впереди идущего автомобиля и бывает наказан» Но, к сожалению, не только он. Часто у таких водителей автомобили имеют переднюю часть со шрамами. Есть несколько методов, рассчитанных на то, как избежать подобных инцидентов: чуть-чуть снизить скорость и держать ее очень ровной. «Прицеп» не выдержит и обгонит; резко уйти вперед, а затем резко притормозить до безопасной дистанции, наблюдая в зеркало, что он будет делать.


27. ‘Прицеп’

Последний маневр допускается на дороге только при условии, что ехать еще не менее 50 км. Если же вам ехать недалеко, то постарайтесь резко оторваться от «прицепа», чтобы сделать намеченный вами маневр в свободных условиях (без «подпора»).

«Прилипала» (вариант «прицепа») — тип водителя, которого можно наблюдать при движении в городских условиях (рис. 28). Поведение его объясняется двумя гипнозами — расстоянием между автомобилями, которое было при остановке перед перекрестком, и незаметным изменением скорости движения при трогании на зеленый свет всей группы автомобилей. Водители этого типа, трогаясь после остановки перед перекрестком и увеличивая скорость, почему-то не увеличивают между автомобилями дистанции. Такая манера еще не опасна до скорости 50 км/ч и даже имеет свою положительную сторону, так как при этом перекресток значительно быстрее освобождается для пропуска автомобилей в поперечном направлении. Но при дальнейшем увеличении скорости и при подъезде к следующему перекрестку движение вплотную зачастую приводит к нежелательным последствиям.


28. ‘Прилипала’

Избежать этого явления трудно, но можно, если, разгоняясь, с увеличением скорости увеличивать немного дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это необходимо для того, чтобы «прилипала» не ударил вас, если передний автомобиль резко затормозит. У вас будет достаточная дистанция, чтобы затормозить более плавно и оставить автомобиль «прилипалы» с целым капотом.

Еще один способ избежать удара сзади (если вы заметили за собой «прилипалу») состоит в том, чтобы разгоняться очень плавно, сдерживая «прилипалу», и не обращая внимания на его агрессивность. В этом случае у него не будет значительной разности в скоростях движения, столь необходимой для удара. Кроме того, он все время будет настороже. Этот метод влияет и на воспитание «прилипалы».

«Резинщик» — тип водителя, противоположный водителю — «прилипале». При трогании автомобилей с места «резинщик» сразу начинает отпускать передний автомобиль, «растягивая» дистанцию, т. е. как бы натягивая резину рогатки. После того как первый автомобиль набрал постоянную скорость, второй идет еще в режиме разгона, чтобы достичь скорости первого. И вот, когда второй вышел на режим первого, этот первый вдруг начинает резко тормозить. Виноват в этом, конечно, и водитель первого автомобиля, но тяжелые последствия наступают не только для него.

Водитель второго автомобиля не может быстро переключиться с режима разгона на режим торможения, и в результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Для водителя второго автомобиля такое состояние можно определить как прерванное трогание, аналогичное авиационному прерванному взлету, когда самолет еще не в небе, но и не на взлетной полосе.

Прерывание такого процесса всегда чревато катастрофой.

Избежать таких инцидентов можно синхронным троганием с места и последующим очень плавным движением, не давая «резинщику» увеличивать дистанцию («натягивать резину» для возможного удара).

Другой способ — прямо противоположный — мгновенно оторваться от резинщика и обеспечить себе безопасную дистанцию. Неплохо при этом сменить полосу движения.

«Осевик». Есть водители и грузовых, и легковых автомобилей, которые стремятся двигаться как можно ближе к осевой линии (рис, 29), считая, что все встречные должны сторониться, создавая им условия для такого движения. Это очень опасный тип водителя, так как он загипнотизирован осью дороги. С таким водителем не стоит «проводить беседу» на дороге — нужно просто сторониться его, как чумного. Долго он так не проездит, ведь на дорогах встречаются и другие «осевики».


29. ‘Осевик’

«Молния». Двигается по шоссе, мгновенно меняя положение и прокладывая свой путь по законам неисповедимым (рис. 30). Никто из наблюдающих за таким водителем не может определить, куда он двинется в следующий момент и в кого ударит. Если водитель типа «молния» управляет автомобилем на влажной или снежной дороге, то траектории следов его движения зигзагообразны. Когда такой водитель не мешает вам, не обращайте на него внимания. Это сделает сотрудник ГАИ. Если это за городом, дайте три коротких сигнала, чтобы «заземлить молнию». Если же после сигналов успокоение не приходит, то это хроническая болезнь, которую нужно лечить на воскресных лекциях в ГАИ или с метлой в руках на автобазе.


30. ‘Молния’

«Фигаро». На протяжении всего маршрута меняет полосы движения, петляя, как заяц (рис. 31). Иногда это даже полезный и безопасный «Фигаро», поскольку он использует малейшее свободное пространство и быстро уходит из основной группы автомобилей, освобождая место для других. Но чаще он все же вызывает усмешки водителей, что, мол, как «Фигаро» не мечется, все равно у каждого перекрестка стоит с нами на одной стартовой линии.


31. ‘Фигаро’

«Слаломист». Вешками для него являются стоящие и едущие автомобили, мотоциклы, а также пешеходы. Такой водитель демонстрирует фигурное перестроение, своеобразный автомобильный слалом (рис. 32). Может ненароком и задавить или ударить. Этот водитель почти всегда безопасен, если близко нет перекрестка. В противном случае он может всех «перекрестить» своим внезапным появлением, Обычно же «слаломист» идет на скорости большей, чем у других, и тем не доставляет остальным неприятностей, если они сами не будут шарахаться в сторону.

82. ‘Слаломист’

«Многополосиик». В отличие от многостаночника не приносит пользу. Пожалуй, вернее было бы назвать его междуполосником. Автомобиль такого водителя всегда едет по междуполосью (рис. 33), и поэтому следующие за ним не могут нормально двигаться по своим полосам с нужной им скоростью. Им мешает третий лишний. К этой же категории относятся и водители, которые едут обычно по своей полосе, но на перекрестке у линии «стоп» ухитряются остановиться так, что в первом эшелоне вместо, скажем, пяти-шести автомобилей размещаются только три. На крупных перекрестках сдерживать размах подобных водителей помогает разметка.

33. ‘Многополосник’

«Капкан». Есть водители, которые, достаточно резво выехав из бокового проезда на основную дорогу, через несколько десятков метров так же шустро сворачивают с нее в другой проезд. При этом они не обращают особого внимания на других участников движения и часто как бы ловят в капкан или, применяя хоккейную терминологию, «принимают на корпус» пытавшегося обогнать их неосторожного водителя с основной дороги, который думал что раз уж автомобиль выехал на магистраль, то он вряд ли будет тут же съезжать с нее. Совет попавшимся в капкан может быть один (если нельзя затормозить или проскочить с разгона) — «под ручку» въехать с «капканщиком» в боковой проезд. Начинать сигналить звуком нужно только после того, как вы оба полностью въедете на ненужную вам дорогу. Скорость при этом надо уж подбирать под того, кого вы взяли «под ручку». Ни в коем случае нельзя тормозить.

«Торопыга». Вызывает самое большое опасение, выезжая из ворот (рис. 34) или из переулка на основную магистраль. Он не станет ждать. Он поворачивает на улицу без подготовки. А потом иногда и не спешит.

34. ‘Торопыга’

«Растяпа». Раз включив указатель поворота или подфарники в тоннеле, следует так до тех пор, пока не спохватится или не попадет в дорожно-транспортное происшествие. Опасен тем, что дезориентирует других водителей, создавая при этом непонятные ситуации (рис. 35).

35. Трудно ехать за растяпой

Включенные подфарники, правда, не вызывают таких ситуаций, но они — первый признак того, что перед вами водитель типа «растяпа». И сваливать в данном случае на усталость или утомление нечего. Если устали, надо отдохнуть, а заставлять десятки, а иногда и сотни людей думать, почему один показывает, что едет направо, а поворачивает налево, слишком большая потеря для всех. Такой маневр на дороге — это обман, за который нужно наказывать. И чем с большей скоростью продемонстрирован этот обман, тем строже должно быть наказание.

Так же плохо, если водитель делает маневры, не сигнализируя об этом заранее. Такие нарушения наблюдаются часто. Особенно у водителей грузовых автомобилей и еще более часто у водителей автомобилей-фургонов. Впереди посередине своей полосы движется автомобиль. Вот он начал чуть-чуть замедлять ход и значительно ушел вправо почти вплотную к обочине. Сигналов никаких нет. Водитель сзади идущего автомобиля вполне резонно предполагает, что сейчас будет остановка на обочине или съезд вправо. И он начинает обгон. В это время первый автомобиль резко поворачивает влево. Обычно это кончается без жертв, но бывает и так, что сгорают оба автомобиля, так как задний автомобиль бьет в заднюю часть кабины переднего и в бак под кузовом.

Что же происходит? Водитель переднего автомобиля, привыкший ездить по сельским дорогам и не отработавший в себе алгоритм оповещения водителей задних автомобилей, выезжая с местной на основную дорогу, видит, что дорога слева и справа пуста. Это и отпечаталось у него в мозгу. В полной уверенности, что дорога по-прежнему пуста, он и движется до того места, где ему нужно свернуть. А так как съезды на местных дорогах достаточно узкие и съехать с них можно только под большим углом к основной дороге, то водитель и забирает сначала вправо, чтобы затем, не снижая скорости, въехать на знакомую для него и невидимую для других дорогу, ведущую иногда… в больницу, иногда… к вечному покою. И все это из-за того, что не повернул в мозгах картинку, как в калейдоскопе.

«Слепила». К этому типу относятся водители, упорно не переключающие свет с дальнего на ближний при встрече с другим автомобилем (рис. 36). Это чаще всего водители автомобилей большой грузоподъемности, которых на их «тропе» не очень беспокоит встречный свет. Они забывают, что водители легковых автомобилей сидят гораздо ниже и по сути их глаза находятся почти на уровне фар грузовых автомобилей.

36. ‘Слепила’

Бывает и «задний слепила». Это тот, кто идет где-то в колонне, не выключая дальний свет и слепя водителей передних автомобилей через зеркало заднего вида. Правда, в последних моделях отечественных легковых автомобилей зеркало заднего вида устанавливают так, чтобы снизить подобное ослепление (зеркало можно поворачивать из дневного в ночное положение). Но все же в описанном случае лучше переключить фары с дальнего света на ближний.

С «передним слепилой» сладить трудно, а спорить, кто ярче и кто сильнее светит, не советуем. А вот с «задним слепилой» иногда приходится разговаривать «автомобильной мимикой». Сначала включите 3 раза стоп-сигнал. Если это не помогает, включите попеременно секунд по пять то левый, то правый указатель поворота. Следующий по порядку метод — несколько раз слегка притормозите, включая каждый раз правый указатель поворота и приглашая тем самым «слепилу» выполнить маневр обгона. Если и это не помогает, остановитесь и пропустите водителя-труса, который боится ехать первым в темноту, но не понимает неуютного положения коллеги, которого он слепит через зеркало заднего вида.

Опытные водители едут чередуясь, т. е. меняют друг друга в качестве лидера. Задние при этом не включают в фарах дальний свет, надеясь, что лидер в случае опасности предупредит их или снизит скорость до безопасной.

«Эгоист». Умеет остановиться так, а иногда и оставить автомобиль в таком месте и в таком положении (рис. 37), что его не объедешь. Особенно опасно встретить автомобиль подобного водителя на темной улице. Да и днем с таким бывает туго. Еще хорошо, если он сидит в автомобиле и дремлет. При сигнале может отъехать. А есть такие водители, что бросят наискосок свой автомобиль, а сами — в столовую или домой. Потом еще ругаются, что их автомобиль либо поцарапали, либо переставили на другое место.

37. ‘Эгоист’

Иногда водитель ставит автомобиль и так — одно колесо на тротуаре, второе на газоне, а два других на проезжей части очень узкого подъезда к дому. Если что-то нужно разгрузить, пожалуйста, но затем нужно освободить проезд для других. Опытные водители следуют всегда пословице «Подальше положишь — поближе возьмешь». Если удобное место для стоянки находится в 50 — 100 м от места вашего присутствия, то, конечно, лучше оставить автомобиль там.

«Законники». Водители такого типа соблюдают «Правила дорожного движения» с «упреждением», как, например, охотники, которые стреляют по движущейся мишени. Водители-«законники» (и они считают это правильным) начинают резко тормозить задолго до начала свечения не только красного, но и желтого сигнала светофора, сдерживая всю массу автомобилей, которая безопасно и по правилам успела бы преодолеть пересечение (рис. 38). В результате на автомобильной дороге происходит дорожно-транспортное происшествие.

38. ‘Законник’

Такие водители надоедают, мешают, нервируют примерно, так же, как тихоходный автомобиль на автомагистрали. Самое обидное то, что «законников» трудно убедить в неправильности подобного поведения. Связываться с такими водителями не следует — это обычно желчные, недалекие люди, которые к тому же не понимают юмора.

Одна из разновидностей «законников» — водители, которые все хорошо знают (и теорию автомобиля, и, конечно, «Правила дорожного движения», и все другие законы), но плохо ориентируются в том, что делают другие на дороге. Они думают, что закон только для них, и если они будут его строго соблюдать, даже не обращая внимания на других, то им обеспечена безопасность движения. У такого «законника» на глазах словно бы шоры, которые мешают ему даже из автомобиля, остановившегося у пешеходного перехода, заметить в трех шагах своих хороших знакомых.

Этот тип водителей характеризуется остекленевшим взглядом, который он простирает только перед собой и иногда, собрав все силы и пересилив «впередсмотрение», с недовольной миной посмотрит в зеркало заднего вида. Несмотря на неукоснительное соблюдение правил, управлять автомобилем «законники» не умеют и не научатся, потому что подсознательно боятся этого.

Иногда с «законником» происходит следующая неприятность, корни которой лежат в его стремлении мгновенно выполнить любой сигнал светофора или регулировщика. Если такой водитель увидит желтый сигнал светофора даже при проезде линии «стоп», он резко тормозит и останавливается как вкопанный. Вот тут-то в него и бьют сзади идущие автомобили. Или, например, работник ГАИ показал жезлом в землю (причем энергично) и водитель-«законник» останавливает автомобиль сразу, не оглядываясь и не озираясь. Опытный же водитель сначала примет все меры предосторожности, а уж потом остановится, ведь и на старуху бывает проруха. Поэтому не рекомендуется останавливаться мгновенно. Не будьте «законником», иначе вы можете получить гораздо больше неприятностей от удара сзади, чем от выговора инспектора.

«Рак-отшельник». Некоторые водители постоянно возят с собой причину дорожно-транспортного происшествия, как рак-отшельник свою раковину (рис. 39). Попадая в происшествие, они, как правило, ссылаются на внезапность возникновения критической ситуации. На самом деле она возникает из-за отсутствия навыков, умения, опыта и тренировки, а главное, из-за нежелания думать при управлении автомобилем и развивать в себе способности предвидеть обстановку хотя бы на 10 с вперед. Что значит «наезд произошел внезапно»? И почему у опытных водителей почти не бывает подобных внезапностей? Они возникают только в том случае, если водитель не очень хорошо знает состояние дороги, автомобиля и свое собственное.

39. ‘Рак-отшельник’

Так, после проезда по воде накладки тормозных колодок теряют свои фрикционные свойства. Если вы двигались до этого с небольшой дистанцией, то необходимо ее увеличить. Иначе получается следующее. Водитель впереди движущегося автомобиля еще до проезда лужи притормозил. При этом тормозные колодки прижались к барабанам и вода между ними не попала, а вы этого не сделали. После выезда из большой лужи водитель первого автомобиля затормозил, как обычно, и остановился, как обычно. Вы же затормозили, как обычно, но остановились, к сожалению, не так, а на гораздо большем расстоянии, поскольку тормозной путь вашего автомобиля удлинился против обычного. Вот вам и внезапный наезд, которого при известной предусмотрительности можно избежать. Для этого нужно было поступить так же, как водитель первого автомобиля в момент проезда лужи, или, если вы этого не сделали, то значительно увеличить дистанцию, помня о том, что торможение мокрыми тормозными колодками менее эффективно.

Если вы видите, что впереди идущий автомобиль подпрыгивает при наезде на неровности дороги с отрывом, то следует притормозить автомобиль заранее. Иначе может получиться так. Первый автомобиль подпрыгнул, — его двигатель заглох, и автомобиль остановился. Ваш автомобиль подпрыгнул, и тут вы увидели, что впереди вас автомобиль находится чересчур близко, нажали на педаль тормоза, но… воздух не может затормозить колеса, Результат — разбита передняя часть вашего’ автомобиля из-за еще одной досадной неожиданности.

«Прикладник». Отсутствие навыков поведения во время дорожно-транспортного происшествия чревато очень тяжелыми последствиями. Опишем пока лишь один такой случай. Многие водители и пассажиры гибнут, казалось бы, при очень простых дорожно-транспортных происшествиях. Узкая дорога, два встречных автомобиля. Большой грузовой и небольшой легковой (рис. 40). И вот в момент проезда мимо друг друга легковой автомобиль своей задней частью цепляется за среднюю или даже переднюю часть грузовика. Казалось бы, несложно — «чиркнул» и все. Опытный водитель при этом делает так.

40. ‘Прикладник’

Как только он чувствует сбоку удар, то увеличивает скорость движения и в крайнем случае с отогнутым буфером или поврежденным задним крылом «победителем» (часто не останавливаясь до самого гаража — вот это выдержка!) движется дальше.

Для неопытного водителя это почти всегда кончается катастрофой, так как при малейшем скрежете металла о металл он бросает педаль управления дросселем и, что еще хуже, нажимает на педаль тормоза. Удар из разряда касательных переходит в раздел «боковых прикладных» (приложиться боком). Что же происходит при таком неумелом ударе? Два автомобиля со страшной силой складываются друг с другом как режущие части ножниц. Точкой вращения является место первоначального касания. Иногда даже бывает так, что удар из разряда «бок — бок» переходит в разряд «лоб — бок», который почти всегда кончается дорожно-транспортным происшествием (катастрофическими последствиями).

«Мотоциклист». Всем известно, как лихо ездят иные мотоциклисты, как шустро шныряют между автомобилями, как круто заворачивают. Есть водители автомобилей, которые поворачивают рулевое колесо сразу на 90°. Это явные мотоциклисты в худшем смысле слова (рис, 41). Настоящий же автомобилист эти 90° разложит на шесть частей по 15°, на девять частей по 10° или в крайнем случае на три части по 30°.

41. ‘Мотоциклист’

Если вы чувствуете в себе «мотоциклетное начало», то наш совет — не становитесь водителем транспортных средств по перевозке пассажиров и длинно-габаритных грузов. Жидкость тоже не возите. При неполной цистерне может получиться гидравлический удар. Металл возить можно, но без прицепа. В противном случае сломаете борт или автомобиль опрокинется.

Разновидностью «мотоциклиста» является «скороворот». Его прозвали так не из-за того, что он резко и на большой угол поворачивает рулевое колесо. Такое прозвище пристало к тем водителям, которые поворачивают в переулок, на петлю съезда или просто на закруглении дороги малого радиуса без снижения скорости.

Что творится при этом в салоне или кузове автомобиля, его не интересует.

«Гонки с тенью». Иногда опытному водителю бывает и смешно, и грустно. Это бывает тогда, когда он видит специалиста по «гонкам с тенью». Что это за водитель? Такой водитель на своем автомобиле обгоняет всех — пешеходов, мотоциклы, автомобили. А когда некого обгонять, то старается обогнать свою тень (рис. 42). Это такой тип водителя, который равнодушно не может видеть впереди себя никого — даже свою тень. Особенно раздражают его обгоняющие автомобили.

42. Гонки с тенью

И вот гонит такой товарищ напропалую. Гонит и гонит, хотя необходимости в этом нет никакой. Д того чтобы убедить его в нецелесообразности таких методов управления, нужно много энергии. Это опасный тип водителя, но не для других, а для себя. Его недостаток — водительская распущенность, переходящая в хроническую болезнь типа алкоголизма, Это своего рода маньяк, который, преследуя свои, не всегда четко сформулированные цели, не брезгует никакими методами. Водитель управляет автомобилем на пределе, а иногда и выше своих психофизиологических возможностей. Спасает его от дорожно-транспортного происшествия только случайность. Такой водитель быстро стареет и как водитель, и как человек.

Могут сказать, что через этот этап проходит каждый водитель. Правильно. Но большинство преодолевает его вскоре после начала вождения, а вот некоторые так и остаются на стадии этой «детской болезни».

Связь между классом водителя и стоимостью ОСАГО

Стоимость ОСАГО рассчитывается на основе таких сведений:

  • Каждой категории автотранспортных средств устанавливается базовый тариф.
  • Для всех марок и моделей определяются особые тарифы на основе частоты обращений за страховой выплатой.
  • Регион и город прописки. Во всех регионах ведётся своя статистика аварий, она и служит основой для расчёта коэффициента.
  • Возраст и опыт вождения. Чем моложе страхуемый и чем меньше опыт его вождения, тем больший множитель будет использоваться.
  • Страховая история. С учётом этого показателя определяется коэффициент КБМ и рассчитывается класс водителя для ОСАГО.

Последний пункт обычно вызывает больше всего вопросов. Постараемся с ним подробно разобраться.

Классы водителей по ОСАГО

По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.

Для второго класса применяется множитель 0.95, для третьего – 0.9. При присвоении последнего будет использоваться множитель 0.5.

Внимание! За каждое возмещение стоимость автогражданки будет возрастать, а класс – уменьшаться. При присвоении класса М будет использоваться коэффициент 2.45, в том случае полис будет стоить почти в два с половиной раза дороже! Обычно данный класс присваивается автомобилистам, которые за один год 4 и более раз получали компенсации от страховщика. Сумма может снижаться постепенно, а повышаться – мгновенно.

Из таблицы можно узнать о классе водителя в ОСАГО в 2020 году:

Класс на начало срока страхования

КБМ

Количество страховых случае на протяжении года

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

Если автомобилист имеет категорию 9, тогда при покупке автогражданки ему будет предоставлена 30-процентная скидка (КБМ=0.7). Если на протяжении срока страхования он попадёт трижды в аварию и получит в каждом случае компенсацию, тогда на следующий год у него будет класс 1. А по нему уже будет не предоставлена скидка. Наоборот, КБМ составит 1.55, поэтому за полис придётся дополнительно доплатить 55%.

Как проверить класс автомобилиста

Чтобы узнать класс водителя для ОСАГО, необходимо обратиться на сайт Российского союза автостраховщиков или другой информационный ресурс, предоставляющий подобную возможность. Для получения сведений следует указать: фамилию, имя и отчество, дату рождения и номер удостоверения водителя. После введения информации будут предоставлены другие данные в отношении страховой истории автомобилиста. Поэтому получить нужные сведения можно независимо от даты оформления полиса и организации, предоставляющей услуги страхования.

Эта система может оказаться полезной водителям и страховщикам. Автомобилисты смогут получить сведения для переоформления полиса либо оформления нового. В этих случаях данные о КМБ не будут потеряны. Страховые компании могут проверить сведения об автомобилистах даже при изменении юридического лица и покупки нового договора. Такая система позволяет предотвратить мошенничество, когда автомобилисту уменьшается класс и проходит этап разработки новой документации.

Каждый страховщик имеет общую базу автомобилистов. Они также вводят информацию в систему. Действия производятся в такой последовательности:

  • При покупке автогражданки в первый раз вся информация об автомобилисте, обозначенная выше, будет занесена в базу РСА.
  • При обращении клиента за выплатой по страховому случаю в базу будут внесены поправки с обозначением величины выплаты и типа повреждений.
  • При обращении автомобилиста к другому страховщику его работники могут проверить базу данных по номеру ВУ и получить сведения о страховой истории.

Коэффициент бонус-малус и его расчёт

Водитель знает, какой у него класс. Однако он представляет собой просто буквенное обозначение коэффициента КБМ. Показатель позволяет снизить величину страховых выплат. Все данные в отношении классов автомобилистов больше относятся к КБМ.

В прошлом КБМ применялся лишь для определения транспортного средства, поэтому при его продаже скидка либо надбавка к стоимости полиса исчезала. В этой ситуации автомобилист должен зарабатывать дополнительные баллы для получения дисконта. С 2020 года класс страхования ОСАГО КМБ присваивается не транспортному средству, а водителю. Это значит, что независимо от автомобиля либо страховой компании коэффициент бонус-малус будет оставаться единичным показателем.

Как узнать коэффициент КБМ по базе РСА? Для этого просто введите необходимую информацию об автомобилисте. В таблице представлены коэффициенты КБМ для ОСАГО:

Из таблицы видно, что минимальный коэффициент составляет 0.5. Для его получения необходимо 10 лет ездить без аварий (если их не было ранее) либо 14 лет после присвоения максимального множителя.

Как узнать класс водителя для ОСАГО

Класс в полисе ОСАГО следует определять ежегодно, поскольку некоторые недобросовестные страховщики могут использовать завышенные коэффициенты с целью повысить стоимость своих услуг. К тому же даже порядочные сотрудники компаний могут допустить ошибку.

Дабы не переплатить и не попасться на попытки мошенников обмануть, лучше самостоятельно узнать класс водителя при расчете ОСАГО. Это также позволит проверить правильность указанной в квитанции суммы. Рассчитать стоимость страховых услуг можно посредством онлайн-калькулятора.

9 января 2020 года начало действовать Указание ЦБР об изменении базовых тарифов и коэффициентов по ним. Для определения рассматриваемых параметров требуется предоставить такую информацию о водителе:

  • Фамилия, имя и отчество автомобилиста, дата его рождения.
  • Дата начала действия страховки.
  • Номер и серия документа, который удостоверяет личность.
  • Номер кузова и шасси, VIN, номерной знак автомобиля.

Как рассчитать стоимость страхования ОСАГО без указания класса водителя

Сервис instore.market предлагает воспользоваться онлайн-калькулятором для определения стоимости страхового полиса. Пользователю необходимо ввести самые необходимые данные и получить результаты расчётов. На главной странице системы нужно указать следующие сведения:

  • Государственный номер авто с обозначением региона.
  • Категория ТС.
  • Срок действия полиса.

После этого система постарается найти машину по базе данных. Из неё будут взяты все требуемые сведения. Если поиск не даст результатов, тогда посетитель должен указать данные о модели и марке авто, годе изготовления, мощности двигателя и регионе регистрации. Когда информация будет введена, нужно нажать «Далее».

На следующем этапе нужно будет указать, является ли пользователь страхователем и собственником транспортного средства. Сервис попросит ввести фамилию, имя и отчество, дату рождения и получения удостоверения, а также опыт вождения. Если полис оформляется на нескольких водителей, то сведения должны быть указаны на каждого из них. Только после этого активируется кнопка «Рассчитать точную стоимость». После нажатия по ней система произведёт поиск наиболее подходящих программ, действующих в России. Из них следует выбрать наиболее подходящую.

Далее требуется сообщить сведения, требуемые для проведения платежа. Оплата производится с помощью банковской карты. Информация отправляется по защищённому и зашифрованному каналу, который недоступен для взлома злоумышленников.

Как только деньги будут получены, система автоматически отправит цифровой полис на указанный пользователем e-mail. Документ нужно распечатать и подписать, это наделит его полной законной силой. В этом виде он может быть предоставлен сотрудникам дорожной полиции для проверки. Оформление полиса можно произвести всего за несколько минут в одной из надёжных страховых компаний Российской Федерации.

Порядок повышения классности водителям регулируется локальным нормативным актом предприятия. Разрабатывая такой акт, можно руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам безопасности автомобильных перевозок, утвержденными приказом Государственного департамента автомобильного транспорта Украины от 19.09.2003 г. № 111.

В частности, согласно настоящих Методических рекомендаций I и II класса присваиваются водителям квалификационными комиссиями предприятия во время квалификационной аттестации, в состав которых включается также работник службы безопасности движения (пп. 8.7.3);

  • решение квалификационной комиссии утверждается приказом руководителя предприятия (пп. 8.7.4);
  • водителям, которые прошли переподготовку (повышение квалификации), выдается удостоверение (пп. 8.7.5).

Кроме того, I и II класса присваиваются водителям на основании норм примечания квалификационной характеристики профессии водителя автотранспортных средств. На сегодня действующая новая редакция квалификационной характеристики профессии водителя автотранспортных средств по категориям «B», «C1», «C», «Dl», «D», «BE», «C1E», «CE», «DIE», » DE «, утвержденная приказом Мининфраструктуры от 06.07.2012 г. № 374, которая содержится в Выпуске 69 «Автомобильный транспорт» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. №136.

Примечаниями к указанной квалификационной характеристики предусмотрено, что в процессе работы субъект хозяйствования может присвоить водителю квалификацию II или I класса. Для присвоения II класса в удостоверении водителя должна быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «BE», «C», «CE» или «DE» ( «D»), а также непрерывный стаж работы водителем III класса у этого предприятия не менее трех лет. Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категории «B», «BE», «C» «CE», «D», «DE», а также непрерывный стаж работы водителем II класса у этого субъекта хозяйствования не менее двух лет.

Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины и Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.1993 г. № 58, в графе 3 «Сведения о работе» трудовой книжки указывается конкретное наименование структурного подразделения в которого принято работника, а также работа, профессия или должность и присвоенный разряд. Итак, в трудовые книжки работников запись о названии профессии вносится с указанием квалификационной категории, разряда, класса, например, «Водитель автотранспортных средств I класса», поскольку I и II класса водителей является уровнем квалификации работника.

Действующими нормативно-правовыми актами Украины не предусмотрена норма об обязательном сохранении классности водителям, присвоенной работодателем на предыдущем месте работы. Однако учитывая квалификационные характеристики водителя автотранспортных средств, для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем II класса на данном предприятии — не менее двух лет.

Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «E» или «D», или «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем III класса на предприятии — не менее трех лет.

Принятие решения по этому вопросу находится в компетенции руководителя предприятия. Итак, принимая водителя I класса на новое место работы, руководство предприятия имеет право либо произвести квалификационную аттестацию вновь принятого водителя для подтверждения его классности, либо без проведения аттестации признать классность водителя. Как в первом, так и во втором случаях, решение руководства подтверждается приказом о назначении классности водителя.

И если с будущим классом все понятно, то возникает вопрос, как же выяснить текущий? Самые простые способы — посетить сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) или позвонить в свою страховую компанию. Некоторые агенты указывают класс рулевого/КБМ и в полисе: можно поискать соответствующую запись напротив своей фамилии или в графе «особые отметки».

В случае, когда после нескольких лет безаварийной езды водительский класс не повышается или же данные РСА и страховой фирмы разнятся, следует обратиться с заявлением о восстановлении КБМ. Подать обращение можно и страховщику, у которого клиент собирается оформлять полис, но лучше сразу в РСА.

Есть еще один важный нюанс, на который клиенту стоит обратить внимание. Так, если предыдущий полис ОСАГО был «закрытым», то КБМ собственника авто в новом «неограниченном» договоре составит 1,0. Правда, приобретенный класс вернется, когда автовладелец решит оформить страховку исключительно на себя.

Кстати, о допущенных к управлению транспортного средства лицах. При покупке полиса ОСАГО с ограниченным кругом людей скидка рассчитывается, исходя из класса и КБМ самого «аварийного» водителя. Если, скажем, собственник «дослужился» до восьмой категории, а его жена уже много лет безнадежно пытается «перерасти» особо опасный класс M, за страховку придется заплатить в соответствии с коэффициентом 2,45, увы.