Какой нормативно правовой акт РФ является основополагающим

Должостные лица и специалисты ГО и РСЧС

Какой нормативный правовой акт Российской Федерации является основополагающим?
A. Конституция Российской Федерации от 2 декабря 1993 года с изменением от 25.03.2004 г.
B. Закон Российской Федерации «О безопасности».
C. Трудовой кодекс.
D. Незнаю

Какой закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.
A. Трудовой кодекс
B. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
C. Конституция Российской Федерации.
D. Незнаю

В каком законе Российской Федерации определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.
A. В Законе Российской Федерации «О безопасности».
B. В Федеральном законе «О гражданской обороне».
C. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
D. В Федеральном законе «О пожарной безопасности».

В каком нормативном правовом акте отображены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
A. В Законе Российской Федерации «О безопасности».
B. В Федеральном законе «О гражданской обороне».
C. В Федеральном законе «О пожарной безопасности».
D. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано определение.

Какой нормативный правовой акт Российской Федерации является основополагающим в области водного законодательства Российской Федерации ?
A. Водный кодекс Российской Федерации.
B. Федеральный закон «О гражданской обороне»
C. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
D. Незнаю

Основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности, в котором определены требования пожарной безопасности является:
A. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» от 31 мая 2002г. N 373.
B. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ.
C. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной противопожарной службе» от 20 июня 2005 г. № 385.
D. Незнаю

Совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ называется:
A. Пожарной охраной.
B. Противопожарной службой.
C. Системой обеспечения пожарной безопасности.
D. Незнаю

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации является одним из основных элементов:
A. Федеральной противопожарной службы.
B. Пожарной охраны.
C. Федеральной противопожарной службы.
D. Незнаю

Муниципальная пожарная охрана создается, реорганизуется и ликвидируется органами:
A. Органами управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
B. Федеральными органами исполнительной власти.
C. Местного самоуправления на территории муниципальных образований с обязательным информированием подразделения ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование.
D. Незнаю

Добровольная пожарная охрана – это:
A. Форма участия граждан в ликвидации ЧС связанных с пожарами.
B. Привлечение граждан к обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
C. Форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
D. Незнаю

Основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности, в котором определены требования пожарной безопасности является:
A. Пожарной охраной.
B. Противопожарной службой.
C. Системой обеспечения пожарной безопасности.
D. Незнаю

Совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ называется:
A. Федеральной противопожарной службы.
B. Организацией, принимающей участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
C. Пожарной охраны.
D. Незнаю

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации является одним из основных элементов:
A. Федеральной противопожарной службы.
B. Пожарной охраны.
C. Организацией, принимающей участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
D. Незнаю

Муниципальная пожарная охрана создается, реорганизуется и ликвидируется органами:
A. Федеральными органами исполнительной власти.
B. Органами управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
C. Местного самоуправления на территории муниципальных образований с обязательным информированием подразделения ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование.
D. Незнаю

Добровольная пожарная охрана – это:
A. Форма участия граждан в ликвидации ЧС связанных с пожарами.
B. Форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
C. Привлечение граждан к обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
D. Незнаю

Учет пожаров и их последствий в населенных пунктах на объектах, на которых осуществляется государственный пожарный надзор, а также на транспортных средствах, если пожары на них возникли в пути следования или на временных стоянках (по месту их обнаружения) осуществляет:
A. Государственная противопожарная служба МЧС России
B. МВД России
C. Федеральные органы исполнительной власти.
D. Незнаю

Особенностью учета пострадавших при пожаре лиц, является то, что он осуществляется на основании сведений, представляемых:
A. МВД России.
B. МЧС России.
C. Медицинскими учреждениями.
D. Незнаю

Правила поведения людей, порядок организации производства или содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров называется:
A. Противопожарным режимом.
B. Правилами безопасности.
C. Безопасным режимом.
D. Незнаю

Из скольких частей состоит план эвакуации работников в случае пожара?
A. Из трех: графической части; текстовой части и приложения к плану эвакуации.
B. Из двух: графической и текстовой части.
C. Из четырех: графической части; текстовой части; приложения к плану эвакуации и инструкции по мерам безопасности при пожаре.
D. Незнаю

Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности регламентируют:
A. В Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ.
B. В постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральной противопожарной службе» от 20 июня 2005 г. № 385.
C. В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации.
D. Незнаю

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие концепции правового акта и способы ее разработки;
  • • порядок внесения правового акта в компетентный орган;
  • • порядок и стадии работы над правовым актом;
  • • порядок публикации правовых актов;
  • • принципы и приемы создания корпоративных актов;

уметь

  • • обосновать потребность в разработке и принятии правового акта;
  • • определить вид правового акта, исходя из потребностей правового регулирования;
  • • формулировать конкретную цель создания правового акта и задачи для ее достижения;

владеть

  • • приемами разработки концепции нормативного правового акта;
  • • приемами работы над законопроектом;
  • • приемами разработки корпоративных правовых актов.

Общие требования к правовому акту

За всю свою историю человечество накопило немалый опыт нормотворческой деятельности. Этот опыт отражал всю динамику процесса развития цивилизации от примитивного обычая и условно справедливого талиона до сложнейших юридических конструкций современности. О значимости этой деятельности говорит и то, что древние люди связывали право не иначе, чем с волей богов, видя в нем сакральную сущность.

Как прежде, так и теперь при подготовке и принятии нормативного правового акта законодатель следует определенным правилам. Во-первых, нормативный правовой акт должен быть своевременным и необходимым, так как его отсутствие приводит к неразрешимым противоречиям во вновь возникших общественных отношениях. Таким образом, он должен быть адекватен реальным требованиям жизни. Во-вторых, он должен вписываться в систему других нормативных актов, регулирующих данную сферу, если таковые имеются, и не противоречить им. В противном случае может возникнуть временна́я коллизия двух или нескольких правовых актов, имеющих равную юридическую силу, что только усложняет проблему. При этом важно, чтобы новый закон ликвидировал пробелы и по возможности минимизировал количество правовых актов по одному и тому же вопросу, а не увеличивал их количество. В-третьих, нормативный правовой акт должен быть изложен в соответствии с требованиями формальной логики, ясным, точным и доступным для всех языком. Приступая к разработке нормативного правового акта, следует прежде всего точно определить предмет регулирования, форму акта (закон, указ, постановление, устав, инструкция и т.д.), его наименование.

Разработка концепции правового акта

Создание любого нормативного правового акта начинаться с разработки его концепции. Это самостоятельный и чрезвычайно ответственный этап правотворчества, поскольку просчеты и ошибки на концептуальном уровне могут свести на нет все усилия законодателя и, более того, нанести вред обществу. Поэтому при разработке концепции важно провести необходимые социологические исследования, изучить мнение специалистов, привлечь в состав рабочих групп не только юристов, но и специалистов той сферы деятельности, которая нуждается в правовом урегулировании.

В практической деятельности концепцию порой отождествляют со стратегической линией нормативного акта, его основной идеей, общей характеристикой законопроекта, с аналитической нормативной моделью и др.

Ю. А. Тихомиров под концепцией законопроекта понимает аналитическую нормативную модель, включающую варианты правового поведения, примерную структуру акта е указанием на его связи с другими актами, а также возможные последствия и эффективность применения. А. Р. Парамонов определяет концепцию законопроекта как письменный документ…, отображающий систему взглядов субъекта права законодательной инициативы на какое-либо явление, требующее законодательного регулирования, на методы и способы регулирования, на понимание основных понятий и терминов. Этим определяются и предлагаемые им элементы концепции законопроекта: анализ проблемной ситуации; обоснование выбора предмета правового регулирования; формулирование цели законодателя и средств ее достижения, а также принципов, которыми он руководствуется при создании законопроекта; финансово-экономическое обоснование принятия и реализации законопроекта; научный аппарат (определение терминов и понятий). А. Ю. Царев видит в концепции законопроекта воплощение замысла законодателя, который включает в себя цель (решение социально значимой проблемы), способы достижения этой цели (установление прав, обязанностей, запретов и т.д.).

Т. В. Кашанина дает следующее определение концепции нормативного акта: «Концепция нормативного акта – это документ, в котором отражается научно-практический подход к разрешению социальных проблем, основанный на реальной информации о той или иной сфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования». В концепции обосновывается: цель принятия нормативного правового акта; политические, экономические и иные причины его принятия и негативные последствия его отсутствия; позитивные моменты, связанные с его принятием.

Постановление Правительства РФ от 02 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» определяет основные позиции, которые составляют структуру концепции нормативного правового акта. Концепция должна включать:

  • 1) основную идею законопроекта;
  • 2) цели законопроекта;
  • 3) предмет правового регулирования;
  • 4) круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта;
  • 5) новые права и обязанности вышеназванных лиц, в том числе с учетом ранее имевшихся;
  • 6) место будущего закона в системе действующего законодательства;
  • 7) указание отрасли законодательства, к которой законопроект относится;
  • 8) указание положений Конституции РФ, федеральных конституционных законов и системообразующих законов РФ, на реализацию которых направлен данный законопроект;
  • 9) значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;
  • 10) общую характеристику и оценку состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов;
  • 11) указание пробелов и противоречий в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации;
  • 12) рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования;
  • 13) анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики;
  • 14) результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;
  • 15) социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

Помимо этого концепция при се представлении должна содержать название документа, его юридический статус (закон, указ, постановление и т.д.); структуру данного акта; организационное, материальное, в том числе финансовое обеспечение.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;

  • подзаконные акты;

  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.