Кассовое исполнение

Кассовое обслуживание бюджета государства является самостоятельной сферой процесса исполнения бюджета

Во кассовым обслуживанием бюджета понимают

— организацию и порядок осуществления операций с бюджетными средствами;

— расчетно-кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств (прием, хранение и выдача бюджетных средств);

— учет и контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня

Известны три системы кассового исполнения бюджета в зависимости от схемы обобщения и учета доходов. Государственного бюджета (рис 26):

— банковская;

— казначейская;

— смешанная

При банковской системе счета по исполнению бюджета открываются в учреждениях банков, вся информация о движении бюджетных средств централизуется непосредственно банковской системы

При казначейской системе счета по исполнению бюджета открываются в органах казначейства

Рисунок 26 -. Системы исполнения бюджета

. Смешанная система предусматривает возможность открытия и ведения счетов для выполнения бюджета, как в учреждениях банковской системы, так и в органах казначейства. Это громоздкая система, предусматривает дублирование функций, исп ристовуеться в период перехода от банковской к казначейской системы обслуживания бюджету.

Банковская система исполнения бюджета действовала в. России с 1918 года. Эта система с помощью. Государственного банка. СССР обеспечивала кассовое исполнение бюджетов по:

— сбора и учета доходов бюджета;

— межбюджетного перераспределения доходов;

— открытие и ведение счетов получателей бюджетных средств;

— организации учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами

С ликвидацией. Государственного банка. СССР кассовое выполнение. Государственного бюджета, т.е. управление государственными средствами, стали совершать многочисленные коммерческие банки

При банковской системе обслуживания бюджета учреждения банков:

— принимают доходы и относят их на счета соответствующих бюджетов;

— распределяют доходы между уровнями бюджетов в соответствии с. Законом Украины о. Государственном бюджете;

— выдают бюджетные средства министерствам, ведомствам, учреждениям, организациям;

— проводят расчетно-кассовое обслуживание бюджетных учреждений и организаций;

— ведут учет доходов и расходов соответствующих бюджетов и составляют отчет о кассовое исполнение бюджета;

— сверяют учетные данные о расходах с отчетными данными распорядителей средств

Система прохождения государственных средств через банковскую систему имела ряд существенных недостатков

Недостатки банковской системы исполнения бюджета:

а) наличие множества счетов не давало возможности осуществлять предварительный контроль за использованием средств;

б) рассредоточение средств на текущих счетах министерств, ведомств, учреждений, коммерческих банков привело к несвоевременному их поступления к адресату;

в) в условиях острого дефицита. Государственного бюджета Украины на текущих счетах бюджетных учреждений ежедневно сохранялись значительные остатки бюджетных средств. Например, на 1 декабря 1996 года они составляли по. Укр раине 919 млн гривен, на 1 января 1997 -942 млн гривен, на 1 марта 1998 года — 1004 млн гривен;

г) банковское обслуживание не имело четкой системы использования средств, управление доходами и расходами, контроля за прохождением средств через банковскую систему

Такая система исполнения бюджета существовала в Украине до 1993 года. Указом. Президента Украины от 18 июня 1993 года № 219/93″О порядке выполнения. Государственного бюджета Украины»и временными методическими в указаниям»О порядке кассового выполнения. Государственного бюджета Украины по доходам и расходам»с 1 июля 1993 года кассовые исполнения бюджета стал осуществлять. Национальный. Банк Украины через свои регио ные управления и уполномоченные коммерческие банки. Согласно. Положению. НБУ № 39 от 12 июня 1993 года были созданы региональные управления. Национального банка Украины, на которые была возложена функ ция организации ведения операций по кассовому исполнению государственного бюджетння державного бюджету.

Новый порядок кассового обслуживания означал, что. Министерство финансов Украины осуществляло финансирование расходов в пределах доходов, реально поступили в. Государственный бюджет, а также полученных в. НБУ кр редити.

В случае недостатка средств, вследствие возникновения временных кассовых разрывов,. Министерство финансов Украины в рамках бюджетного периода имело возможность принимать в. НБУ краткосрочные кредиты в размере до 10% от о объема расходов. Государственного бюджет.

Бюджетным организациям было запрещено открывать в учреждениях банков расчетные счета для осуществления операций с бюджетными средствами. Кассовое исполнение доходной части осуществлялось путем перерахува. Ання средств со счета налогоплательщиков на счет»Средства. Государственного бюджета Украины»согласно разделов бюджетной классификации и символов отчетности. НБУ. Через банковскую систему осуществлялся обл. ИК доходов. Государственного бюджета Украины. Коммерческие банки должны были предоставлять. Министерству финансов Украины ежемесячные и годовые отчеты о доходах. Государственного бюджета согласно подразделениями бюджетной клас икации, а также ежедневную информацию об остатках средств на едином счете»Средства. Государственного бюджета Украины»Этот порядок кассового исполнения бюджета должен усилить контроль за поступлением, целевым и эк ономним использованием государственных средств, но как показала практика эта система имела ряд недостатковма мала низку недоліків:

а) значительные средства находились»в пути»и взаимно зачислялись;

б) коммерческие банки нарушали сроки перечисления средств;

в) ежемесячная отчетность. НБУ о доходах и ежедневная информация об остатках средств на едином счете»Средства. Государственного бюджета Украины, предоставлена ??Министерству финансов, была единственным источником данных для контро оль за проведением бюджетджету.

Были започати шаги по устранению нарушений коммерческими банками операций, связанных с кассовым исполнением бюджета. Указом. Президента Украины от 17 ноября 1994 года № 677/94″Об усилении контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в. Государственный бюджет Украины и взносов в государственные целевые фонды»в случае нарушений сроков перечисления средств в бюджет в коммерческих ба нкив органами. Государственной налоговой инспекции применялись финансовые санкции в виде штрафа в размере недозарахованих или задержанных платежиих платежів

В 1995 году таких санкций было применено на сумму 3669 тыс. гривен в 2002 случаях. Указом. Президента Украины от 1 мая 1995 года № 343/95 были приняты следующие меры по финансовой стабилизации й и укрепления финансовой дисциплины при выполнении. Государственного бюджета Украиныи:

1). Национальному банку Украины было рекомендовано установить плату за пользование коммерческими банками временно свободными остатками средств. Государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фонде ей в размере 50 процентов учетной ставки. Национального банка, действующей в течение отчетного месяц.

2). Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти и предприятиям бюджетной сферы было запрещено размещать государственные средства на срочные депозитные счета в коммерческих банках

3). Кабинету. Министров Украины было поручено в двухнедельный срок рассмотреть решение о предоставлении льгот по налогам и другим обязательным платежам в. Государственный бюджет

Несмотря на многочисленные мероприятия по повышению эффективности формирования и использования бюджетных средств, существующая система исполнения бюджета не могла их обеспечить

Для эффективного управления бюджетными средствами и повышение оперативности в финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов необходимо создать новую финансовую структуру с наладит. Дженни механизмом исполнения бюджета. С этой целью. Указом. Президента Украины в апреле 1995 года было создано Государственное казначейство Украины, именно на который и была возложена функция кассового обслуживания. Государственного бюджета. Отличие казначейской системы исполнения бюджета прежде всего в том, что казначейство концентрирует оба денежных потока: доходный и расходный на едином казначейском счете. Да ый порядок должен существенно ускорить процесс финансирования расходовків.

С 1996 до 2000 года в Украине действовала смешанная система исполнения бюджета, которая предусматривала параллелизм функций банковскими учреждениями и органами. Государственного казначейства. Казначейство в это время выполняло в большинстве случаев роль наблюдателя за процессом исполнения бюджета, потому что именно банки предоставляли ежедневную информацию по поступлению доходов в соответствии с бюджетной классификацииї.

С целью создания условий для эффективного управления средствами. Государственного бюджета. Кабинет. Министров и. Национальный банк Украины утвердили постановления:

— № 306 от 12 марта 1996 года»О мерах по обеспечению кассового обслуживания средств. Государственного бюджета Украины»;

— № 401 от 3 апреля 1996 года»О кассовое выполнение. Государственного бюджета Украины»

Эти документы определили необходимость организации кассового выполнения. Государственного бюджета через органы. Государственного казначейства Украины. Но в начале внедрения казначейской системы обслуживания бюдж жету исполнения бюджета осуществлялось через учреждения. Национального банка Украины,. Акционерный коммерческий агропромышленный банк»Украина»,. Акционерно-коммерческого банка социального развития»Укрсоцбан к», Украинского акционерного промышленно-инвестиционного банка»Промин-вестбанк»и других. Всем министерствам, ведомствам, другим органам исполнительной власти, распорядителям средств. Государственного бюдже ту Украину, осуществляющих управление целевыми государственными фондами, включенными в. Государственный бюджет Украины, было дано распоряжение перевести в 15 мая 1996 текущие бюджетные счета средств. Д ержавного бюджета Украины, открытые в учреждениях банков, не уполномоченных осуществлять кассовое исполнение. Государственного бюджета Украины, в учреждения банков, которым это право было предоставленоанків, яким це право було надане.

Перечень уполномоченных коммерческих банков осуществлять кассовое обслуживание бюджета изменился с принятием постановления. КМУ и. НБУ № 68 от 21 января 1998 года вместо постановления № 401 от 3 апреля 1996 года,, которая утратила силу с 15 февраля 1998 кассовое выполнение. Государственного бюджета Украины, государственных внебюджетных фондов (кроме. Пенсионного фонда) обеспечивают учреждения. Национального банка,. Государственного экспортно-импортного банка,. Акционерный коммерческий агропромышленный банк»Украина»,. Акционерно-коммерческого банка социального развития»Укрсоцбанк»,. Государственного специализированного коммерческого сберегательного банка,. Акционерного почтово-пенсионного банктово-пенсійного банку

«Аваль»в соответствии с соглашениями, заключенными. Главным управлением. Государственного казначейства с банками

Таким образом, видим, что переход от банковской к казначейской системы не означает полный отказ от услуг коммерческих банков. Они выполняют посреднические функции, выступающие в качестве агентов национ нального банка Украины, потому что. НБУ не может иметь множество мелких отделений по всей стране для обработки операций по исполнению бюджета. Но смешанная система кассового исполнения бюджета через уполномоченные банк и не обеспечивала управление бюджетными средствами на качественном уровне и была неэффективной. Об этом свидетельствуют растущие остатки бюджетных средств, коммерческие банки пытаются использовать для проведения я коммерческих операций, а не для финансирования расходов бюджетету.

В 1996 году значительно возросло количество нарушений, которые допускали коммерческие банки в процессе кассового исполнения бюджета. Финансовые санкции за 8 месяцев 1996 года были применены в 70 случаях на сумму 346,4 тыс гривен. Выявлено 952 случая нарушения в этот же период очередности перечисления платежей в бюджет, за что начислено санкций в сумме 3410,2 тыс. гривен только в августеерпні

1996 9 учреждений. АПБ»Украина»нарушили очередность перечисления платежей в бюджет, за что применены санкции приравнивались 143,8 тыс гривен

Указом. Президента Украины от 7 сентября 1998 года № 982/98 было отменено штрафные санкции, предусмотренные. Указом. Президента от 1 мая 1995 года № 343/95, что негативно повлияло на движение бюджетных к средств, увеличив количество случаев задержки их в банковских учреждение.

Кабинет. Министров Украины и. Национальный банк Украины приняли 14 января 1997 постановление № 13″О внедрении казначейской системы исполнения государственного бюджета», согласно которому с 1 февраля 1 1997 вводится поэтапное кассовое исполнение государственного бюджета по расходам через территориальные органы. Государственного казначейства. С этой целью приказом. Главного управления. Госказначейства Украины и № 28 от 21 марта 21 березня

1997 года было утверждено. Положение о едином казначейском счете и. Временной инструкции о порядке кассового исполнения государственного бюджета по расходам

С 1998 года на казначейское обслуживание были переведены все министерства и ведомства. В этом же году была принята новая бюджетная классификация и. План счетов бухгалтерского учета выполнения бюджет ту.

С целью обеспечения эффективного управления бюджетными средствами распорядителей, которые по состоянию на 24 июля 1998 года не были еще переведены на казначейское исполнение смет по расходам,. Кабинет. Министре ов Украины. Постановлением № 1139 обязал

1). Главных распорядителей:

— перед предоставлением расчетных документов в учреждения банков проверять их в органах. Государственного казначейства;

— ежедневно подавать органам. Государственного казначейства копии выписок из текущих бюджетных счетов по средствам. Государственного бюджета Украины

2). Главное управление. Государственного казначейства обеспечить ежедневное получение органами. Государственного казначейства от учреждений банков копий выписок из текущих бюджетных счетов распорядителей средств

Указом. Президента Украины от 15 февраля 1999 года № 173/99 были внесены изменения в. Указ. Президента Украины от 27 апреля 1995 года № 335″О. Государственном казначействе Украины»по вопросам казначейского в обслуживания внебюджетных средств. Кабинет. Министров Украины во исполнение. Указа. Президента. Принял постановление № 180 от 17 февраля 1999 года»О некоторых вопросах деятельности. Государственного казначейства», отв овидно которой обслуживания внебюджетных средств учреждений и организаций бюджетной сферы стало осуществляться исключительно органами казначейства. Министерство финансов Украины и. Главного управления государственной ого казначейства Украины разработали и утвердили приказом № 27 от 25 марта 1999 года»Порядок казначейского обслуживания внебюджетных средств учреждений и организаций, которые содержатся за счет средства ей государственного бюджета», который регламентировал открытия специальных регистрационных счетов распорядителям внебюджетных средств, механизм их обслуживания, учета и отчетности. Все счета распорядителей ко штив государственного бюджета в банковских учреждениях были закрыты до 2000 года согласно графику. Перевод внебюджетных средств на казначейское обслуживание стало основой для зачисления этих средств в с пециально фонд. Государственного бюджетпеціальний фонд. Державного бюджету.

Порядок кассового исполнения государственного бюджета по расходам был утвержден приказом. Государственного казначейства Украины № 3 от 22 января 2001 года, регламентирующего организационные взаимоотношения между орг ганами. Государственного казначейства, распорядителями, получателями бюджетных средств и другими клиентами. Государственного казначейства Украины, а также распределение прав, обязанностей и ответственности между ними в проц. ЭСИ выполнения государственного бюджета по расходам. В соответствии с этим документом кассовое выполнение. Государственного бюджета осуществляется органами. Государственного казначейства в пределах ассигнований, предусмотренных гос авним бюджетом для конкретных распорядителей средств, а также поступлений на единый казначейский счек.

Казначейская форма исполнение бюджета базируется на принципе работы единого казначейского счета

. Единый казначейский счет — это система бюджетных счетов органов. Государственного казначейства, открытых в учреждениях банков по соответствующему балансовому счету, на которые зачисляются налоги, сборы, другие обязательные платежи. Государственно ого бюджета и поступления из других источников, установленных законодательством Украины, и с которых органами. Государственного казначейства осуществляются платежи непосредственно в пользу субъектов хозяйственной дея те, которые выполнили работы и / или предоставили услуги распорядителям бюджетных средств.

Принятие. Бюджетного кодекса легализовало казначейское обслуживание бюджетов и распорядителей бюджетных средств

В связи со вступлением. Государственным казначейством Украины с 2001 года статуса участника системы электронных платежей. Национального банка Украины (далее -. СЭП. НБУ) и развертыванием работы расчетных палат. Где ержавного казначейства была разработана новая система бухгалтерского учета и отчетности, принята новая бюджетная классификация и план счетов по выполнению бюджете.

СЭП. НБУ — это общегосударственная платежная система, обеспечивающая расчеты между банками и органами. Государственного казначейства с применением электронных способов принятия, обработки и передачи информации

Система электронных платежей. НБУ позволяет

— получать информацию о совершении операции в любое время;

— осуществлять межбанковские платежи в течение 10-15 минут;

— немедленно отразить в бухгалтерском учете проведенных операциях;

— составлять ежедневный баланс бюджета, используя единую информационную базу. Государственного казначейства

Проведение финансовых операций и эффективное управление средствами государственного и местных бюджетов через систему электронных платежей. Национального банка Украины обеспечивает функционирование единого казначей йського счетов.

приказом. Государственного казначейства Украины от 26 июня 2002 года № 122 было утверждено. Положение о едином казначейском счете, регламентирующее функционирования единого казначейского счета положению ния № 28 от 21 марта 1997 года утратило силуь.

. Единый казначейский счет — основной государства, открытый. Государственному казначейству Украины в. Национальном банке Украины, для учета средств и осуществления расчетов в системе электронных платежей. Национального банка. В Украин.

Структура единого казначейского счета объединяет:

— субсчет, открытый в. Государственном казначействе Украины (центральный уровень);

— субсчета, открытые управлением. Государственного казначейства в. Автономной. Республике. Крым, областях, городах. Киеве и. Севастополе

Непосредственным участником. СЭП. НБУ является только. Государственное казначейство Украины, поэтому на его балансе открыт соответствующий единый казначейский счет. Территориальным управлением. Государственного казначейства сче нки в. НБУ не открываютсяя.

Для отражения операций, проводимых через. СЭП в течение дня,. Государственному казначейству Украины и территориальным управлением открываются технические счета. Государственное казначейство ежедневно формирует оборот тно-сальдовый баланс счетов, что и является основой для получения информации о фактических поступлениях доходов в бюджет.

В период с 1 января 2002 года по 1 января 2004 года завершился процесс перевода местных бюджетов на казначейское обслуживание по доходам и межбюджетных трансфертов