Категории по гражданской обороне организаций

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

В настоящее время существуют 3 категории по гражданской обороне: особой важности, первая и вторая категория.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804. Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. До этого времени действовало Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 N1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:

— организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;

— организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);

— организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

— организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:

— категория особой важности;

— первая категория;

— вторая категория.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели).

Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.

Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

УДК 614.8

О НОВОМ ПОДХОДЕ К КАТЕГОРИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

О.В. Виноградов Ю.Д. Макиев

главный специалист доктор технических наук

ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России. профессор

Адрес: Москва, ул. Давыдковская, 7 главный научный сотрудник

E-mail: csi430Qmail.ru ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России.

Адрес: Москва, ул. Давыдковская, 7 E-mail: csi430Qmail.ru

Аннотация. В статье представлены предложения по формированию перечня показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, направленные на внедрение принципа дифференцированного подхода к защите населения, материальных и культурных ценностей при планировании и проведении мероприятий по гражданской обороне. Ключевые слова: гражданская оборона, оборонное и экономическое значение, категорирова-ние организаций по гражданской обороне, категорирование объектов, степень потенциальной опасности.

Цитирование: Виноградов О.В., Макиев Ю.Д. О новом подходе к категорированию организаций по гражданской обороне // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 3 (38). С. 7-12

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года , основной целью её реализации является обеспечение необходимого уровня защищённости населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях. При этом одной из ключевых задач государственной политики в области гражданской обороны является оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей (как их перечня, так и состава), а также повышение эффективности их выполнения на основе внедрения принципа дифференцированного подхода к защите населения, материальных и культурных ценностей с учётом географических и природно-климатических особенностей регионов, уровня их социально-экономического развития и возможных опасностей .

Одним из путей внедрения дифференцированного подхода является уточнение правил и показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Эти правила и показатели должны стать основой для выбора и обоснования состава мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей .

Согласно Федеральному закону «О граж-

данской обороне» , гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Перечень мероприятий по гражданской обороне определён Положением о гражданской обороне в Российской Федерации , а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны .

Конкретный состав и объёмы выполняемых мероприятий зависят от характеристик организации, а также от особенностей региона, на территории которого она расположена.

Правила и показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне должны стать механизмом, определяющим сущность требований по составу мероприятий, выполняемых конкретной организацией .

В настоящее время Федеральным законом «О гражданской обороне» определены основные условия отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости

от их оборонного и экономического значения. Таковыми условиями являются :

наличие у организации мобилизационного задания (заказа);

высокая степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

наличие у организации уникальных в историко-культурном отношении объектов.

Правительством Российской Федерации утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. Этими Правилами определены категории по гражданской обороне, а также основы организации взаимодействия органов государственной власти, государственных корпораций и организаций при определении категорий по гражданской обороне.

В настоящее время отнесение к категориям по гражданской обороне осуществляется исходя из основных и дополнительных показателей, утверждаемых МЧС России. К ним относятся объём выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время и численность работающих (общая и наибольшей работающей смены).

При отсутствии информации по объёмам выпускаемой продукции, отнесение к категориям по гражданской обороне осуществляется исходя из численности работающих (наибольшей работающей смены).

Организациям, имеющим уникальные в историко-культурном отношении объекты, а также организациям, обеспечивающим выполнение мероприятий по гражданской обороне, также присваиваются соответствующие категории .

Проведённый в ходе научных исследований анализ показал, что применяемые в настоящее время показатели не позволяют чётко увязать состав мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей с соответствующей категорией организации. Кроме того, ряд показателей характеризует в большей степени не состав, а только объём выполняемых мероприятий по гражданской обороне.

Анализ требований нормативных право-

вых актов по гражданской обороне, предъявляемых к организациям , современных взглядов на вызовы и угрозы, подходов к организации защиты населения, материальных и культурных ценностей позволил сформулировать новые показатели, которые необходимо учитывать при отнесении организаций к категориям по гражданской обороне.

С учётом роли организации в системе обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороны, организации предлагается классифицировать по следующим основным признакам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по роли в экономике; по степени опасности; по территориальному расположению. Для практического использования предлагаемых подходов по каждому признаку необходимо сформировать значения показателей для дальнейшего отнесения организаций к соответствующим категориям.

Так для признака «по роли в экономике» целесообразно определить следующие показатели:

имеет мобилизационное задание (заказ); содержит особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации;

обеспечивает выполнение мероприятий по гражданской обороне.

Для признака «по степени опасности»: эксплуатирует производственный объект, последствия аварий на котором могут выходить за пределы его границы и причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов этого потенциально опасного объекта (далее — ПОО);

эксплуатирует производственный объект, последствия аварий на котором не могут выходить за пределы его границы и причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов этого ПОО;

не эксплуатирует опасных производственных объектов.

Для признака «по территориальному расположению»:

находится в зоне воздействия поражающих

Виноградов О.В., Макиев Ю.Д.

факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций на близлежащих объектах;

не находится в зоне воздействия поражающих факторов.

Лишь некоторые из этих показателей и их значения в полном объёме или частично используются в существующих подходах к кате-

Приведённая в таблице 1 классификация, позволит сформулировать типовые требования к составу мероприятий выполняемых ор-

горированию организаций.

С учётом вышеизложенного, в целях уточнения состава мероприятий по гражданской обороне предлагаются следующие категории организаций по гражданской обороне (таблице 1).

ганизациями по гражданской обороне в зависимости от категории по гражданской обороне (таблица 2).

Таблица 1 — Критерии отнесения организаций к категориям по гражданской обороне

Характеристика организации

Категория по ГО

Организация, эксплуатирующая производственный объект, последствия аварий на котором могут выходить за пределы его границы и причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов этого ПОО (за исключением линейных объектов трубопроводного транспорта), расположенная в зонах воздействия поражающих факторов ПОО

Организация, эксплуатирующая производственный объект, последствия аварий на котором могут выходить за пределы его границы и причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов этого ПОО (за исключением линейных объектов трубопроводного транспорта), расположенная вне зон воздействия поражающих факторов ПОО

Организация, имеющая мобилизационное задание (заказ) или эксплуатирующая производственный объект, последствия аварий на котором не могут выходить за пределы его границы

Организация, имеющая в своём составе уникальные в историко-культурном отношении объекты мирового, федерального или регионального значения и расположенная в зонах воздействия поражающих факторов ПОО

Организация, имеющая в своём составе уникальные в историко-культурном отношении объекты мирового, федерального или регионального значения и расположенная вне зон воздействия поражающих факторов ПОО

Организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, регионального и местного уровня, расположенная в зонах воздействия поражающих факторов ПОО

Организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, регионального и местного уровня, расположенная вне зон воздействия поражающих факторов ПОО

Таблица 2 — Типовые требования к составу мероприятий по гражданской обороне, выполняемых организациями, отнесёнными к категориям по гражданской обороне

№ Мероприятия по гражданской обороне Категория по ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7

1 Создание (назначение) структурного подразделения (работника), уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — ГО) X X X X X X X

2 Подготовка руководящего состава и работников по ГО (вводный инструктаж, дополнительное профессиональное образование, курсовое обучение) X X X X X X X

3 Создание учебно-материальной базы X X X X X

4 Разработка плана ГО X X X X X X X

5 Создание локальных систем оповещения X

6 Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений ГО (убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, приспособление заглублённых помещений) X X X X X X

В зависимости от характера угроз

7 Создание объектов ГО (кроме защитных сооружений ГО): специализированные складские помещения (места хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники, иные объекты ГО В зависимости от характера угроз и выполняемых мероприятий по ГО

8 Создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств X X X X X X X

9 Создание эвакуационных органов, планирование и проведение эвакуации X X X

10 Создание сил ГО нештатных аварийно-спасательных формирований X X X X

нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО X X X X X X X

11 Создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации (далее — ПУФ), планирование и проведение мероприятий по ПУФ, создание необходимых запасов X X X X X

12 Планирование мероприятий по комплексной маскировке, создание запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по комплексной маскировке X X X X X

Данный перечень не является конечным. Состав мероприятий может дополняться с учётом изменений, вносимых в нормативно-правовые документы в области гражданской обороны.

Предлагаемый подход к отнесению органи-

заций к категориям по гражданской обороне позволит:

учесть особенности организации, в том числе её роль в экономике, степень опасности производственных процессов, функции в системе гражданской обороне;

Виноградов О.В., Макиев Ю.Д.

учесть особенности территории, на которой расположена организация, в том числе опасности, оказывающие влияние на организацию.

Реализация данных предложений на прак-

тике может стать одним из элементов дифференцированного подхода к защите населения, материальных и культурных ценностей, обеспечивающего необходимый уровень национальной безопасности.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

3. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и научного симпозиума «Развитие технологий, форм и методов выполнения мероприятий гражданской обороны в регионах страны». Ногинск, 6 июня 2017 г. / МЧС России. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. — 188 с.

4. Фалеев M.II. О разработке «Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. Т.7. № 1(12). 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральный закон от 12 декабря 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»

12. Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

13. Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

14. Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»

15. Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»

ABOUT A NEW APPROACH FOR THE ORGANIZATIONS CATEGORIZATION

ON CIVIL DEFENSE

7. Federal Law of December 12, 1998, No. 28-FZ «On Civil Defense».