Категория персонала

Цитата (Lenabrz):Возможно вопрос непринципиальный, но интересно, как правильно отнести должность главного бухгалтера в штатном расписании:
1. Руководство (Администрация)
2. ИТР// Служащие?
Все работающие на предприятии делятся на две группы: промышленно-производственный персонал и персонал непромышленных хозяйств и организаций. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относятся работники, занятые в производстве и его обслуживании. Персонал промышленных организаций, состоящих на балансе предприятия, составляют работники жилищно-коммунальных хозяйств, подсобных сельскохозяйственных предприятий, детских садов и яслей, культурно-просветительных организаций, врачебно-санитарных учреждений, учебных заведений и курсов и т.п.
Промышленно-производственный персонал состоит из рабочих, инженерно-технических работников (ИТР), служащих младшего обслуживающего персонала (МОП), работников охраны и учеников.
К рабочим относятся работники, непосредственно связанные с созданием материальных ценностей, воздействующие на предмет труда, или оказывающие ремонтные, строительные или транспортные услуги. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.
К основным относят рабочих, занятых непосредственно изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических линий, сборщики на конвейере и т.д.). В строительстве — это каменщики, сварщики, бетонщики и т.д. На транспорте — это машинисты, шоферы; в ремонтно-наладочных организациях — слесари-ремонтники, наладчики. К вспомогательным относят рабочих, которые обслуживают производственные процессы, выполняемые основными рабочими (наладчики, ремонтники, электрики, уборщики и др.).
Важным аналитическим показателем является удельный вес основных и вспомогательных рабочих в общей их численности. Нередко автоматизация производственных процессов, сокращая численность основных рабочих, вызывает абсолютное и относительное увеличение числа вспомогательных рабочих. По мере развития науки и техники в различных отраслях граница между основными и вспомогательными рабочими стирается, и роль последних возрастает.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия, структурных подразделений. Например, директор, главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный экономист и др., а так же начальники управляющие, заведующие на предприятии, в структурных подразделениях и единицах.
К инженерно-техническим работникам (ИТР) относятся работники, осуществляющие организацию производственного процесса, техническое, экономическое и управленческое руководство. Необходимо различать ИТР и специалистов. Основанием для отнесения работников к ИТР является занимаемая должность (инженер, техник, агроном, зоотехник), а не образование, поэтому к ним относятся также практики, не имеющие специального образования.
Специалисты — это работники, имеющие законченное высшее и среднее специальное образование. Они могут быть как ИТР, так и служащие. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами.
К служащим относят работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Это секретари, коменданты, делопроизводители, кассиры, табельщики, экспедиторы и др.
Младший обслуживающий персонал (МОП) — это работники, осуществляющие функции по уходу за служебными помещениями и обслуживанию работников данного предприятия.
Ученики — это лица, проходящие обучение непосредственно на производстве, индивидуально или в бригаде, при условии оплаты по сетке учеников, а также обучающиеся в учебных заведениях при промышленных предприятиях независимо от системы оплаты их труда.
Работники охраны — это работники на должностях по охране предприятий (сторожа, вахтеры, пожарные).
Состав работников по категориям образует структуру кадров. Структура кадров — это удельный вес соответствующей группы работников в общей численности персонала. Структура кадров изучается и анализируется как по предприятию в целом, так и по отдельным его подразделениям.
Кадры предприятия — это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
Из учебника по экономике организации (предприятия) Тришкиной Н.А.

Успешность компании определяют два момента — умение управлять и наличие необходимых специалистов. Для осмысленного формирования штатного расписания введены категории персонала организации. Классификация рядовых работников и руководства имеет понятные критерии, закрепленные нормами права РФ.

Персонал предприятия или учреждения — это люди, занимающие определенные должности, согласно штатному расписанию. Для эффективной деятельности трудовые ресурсы должны быть достаточными, но не избыточными.

То, на какие категории разделяется персонал, для компании имеет практическое значение. Сообразно делению определяется важность должности и размер вознаграждения за труд.

Категории персонала — определяющие признаки

К персоналу компании относятся все сотрудники, перечисленные в штатном расписании. Важным критерием является трудовой договор, наличие социальных и трудовых гарантий, подчинение единому распорядку работы. Внештатные сотрудники к персоналу не относятся.

Персонал делится на категории по следующим признакам:

  • имущественное отношение — хозяин, наемный работник, соучредитель;
  • отношение к производственному процессу — рабочий, служащий;
  • уровень образования;
  • квалификация — категория, разряд, должность;
  • профессиональная подготовка.

Обратите внимание! Различные категории имеют не линейную, а иерархическую структуру.

Аутстаффинговые компании позволяют варьировать численность официального персонала, оставляя кадровый потенциал неизменным.

Рабочие

Основу предприятия составляют люди, участвующие в производственном процессе — рабочие. Это сотрудники, деятельность которых связана с физической нагрузкой, с ручным трудом.

Основные категории персонала, задействованного в изготовлении товара, делят на:

  • Основной — профессиональные рабочие, которые производят товарно-материальные ценности (токари, строители, шахтеры).
  • Обслуживающий — работники, которые обеспечивают условия для деятельности основных рабочих.

Дальнейшее деление у основных рабочих идет по уровню квалификации и разряду в профессии.

Обслуживающий персонал делят по роду работ:

  • ремонтники — рабочие, следящие за станками, механизмами, инструментами, оборудованием;
  • снабженцы — ответственные за поставку сырья, комплектующих;
  • работники, создающие условия для обеспечения производственного процесса — уборщики, специалисты, обслуживающие коммуникации.

Обслуживающий персонал — это работники, которые не влияют на конечный продукт. Аутсорсинг сотрудников этой сферы приносит наибольшую выгоду. Высвобождаются руководители среднего звена. Уменьшается нагрузка на служащих предприятия. Рокировка позволяет сменить налоговый режим, сократить расходы на администирование.

Служащие

Офисные работники, которые занимаются умственным трудом, относятся к категории служащих. На промышленном предприятии это бухгалтерия, юристы, менеджеры, технические специалисты, управленцы.

К категории служащих в непроизводственной сфере относятся:

  • работники государственных ведомств;
  • военные;
  • персонал торговли и общепита, не занятый физическим трудом (например, повар — это рабочий, а кассир — служащий);
  • сотрудники учреждений здравоохранения, образования;
  • сфера услуг, не подразумевающая физическую нагрузку.

Полный перечень профессий, с разделением на рабочих и служащих, официально отражен в Классификаторе профессий и должностей, утвержденном правительством РФ.

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Цель и задачи

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

  • Краткосрочное повышение квалификации;

  • Проведение тематических семинаров;

  • Длительное повышение квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации — это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • состав преподавателей;

  • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

  • стоимость курсов;

  • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Периодичность прохождения повышения квалификации

Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.