Кодекс этики

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации

Типовой Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европыот 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Статья 1. Предмет и сфера действияКодекса

1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации (далее – государственные служащие), независимо от замещаемой должности.

2. Гражданин, поступающий на государственную службу Российской Федерации (далее – государственная служба), знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

3. Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного служащего поведения в отношениях с ним в соответствии положениями настоящего Кодекса.

Статья 2. Цель Кодекса

1. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

2.Кодекс:

а) служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

3. Знание и соблюдение государственным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

Статья 3. Основные принципыслужебного поведения государственных служащих

1. Основные принципы служебного поведения государственных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнятьдолжностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне вцелях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдатьустановленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнятьобязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдатьнормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдатьустановленные в государственном органе правила публичных выступлений ипредоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Статья 4. Соблюдение законности

1. Государственный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Государственный служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

3. Государственный служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 5. Требования к антикоррупционному поведению государственных служащих

1. Государственный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

2. Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения ксовершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда поданным фактам проведена или проводится проверка, является должностнойобязанностью государственного служащего.

4. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственными служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обращение со служебной информацией

1. Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 7. Этикаповедения государственных служащих, наделенных организационно-распорядительнымиполномочиями по отношению к другим государственным служащим

1. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

2. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны:

а)принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

3. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

4. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

Статья 8. Служебное общение

1. В общении государственному служащему необходимо руководствоваться конституционными положениями, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. В общении с гражданами и коллегами со стороны государственного служащего недопустимы:

а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угрозы,оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальномуобщению или провоцирующие противоправное поведение.

3. Государственные служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Статья 9. Внешний видгосударственного служащего

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Статья 10. Ответственность государственного служащего за нарушение Кодекса

За нарушение положений Кодекса государственный служащий несет моральную ответственность, а также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соблюдение государственным служащим норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России № 870 от 22 июля 2011 г. )

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации разработан в соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, независимо от замещаемой ими должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, обязан знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере гражданской службы, уважительного отношения к гражданской службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих

9. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.

10. Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МВД России;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и гражданских служащих;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий МВД России;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МВД России;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, федеральных государственных гражданских (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МВД России, Министра внутренних дел Российской Федерации, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего;
  • соблюдать установленные в системе МВД России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе МВД России, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

11. Гражданские служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Гражданские служащие в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Гражданские служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

15. Гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.

17. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, оплату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в МВД России, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МВД России норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

20. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в МВД России либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

21. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
  • принимать меры по предупреждению коррупции;
  • не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

22. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

23. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения гражданских служащих

24. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

25. В служебном поведении гражданский служащий обязан воздерживаться от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

26. Гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

27. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к федеральным органам исполнительной власти, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение Кодекса

28. Нарушение гражданским служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.

Антошин К.А. — e-mail: naukaobrazovanie@yandex.ru

УДК 174:323.331-057.9-029:341.211/214

Статья поступила в редакцию: 04.12.2013

АКТУАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

ACTUAL ETHICAL REGULATION OF CIVIL SERVANTS

Верижников В.А., магистрант

Verizhnikov V.A., master of 1 course

Орловский государственный институт экономики и торговли

Orel state Institute of Economics and trade

В данной статье рассмотрены проблемы регулирования профессиональной этики государственных служащих. Ежедневно деятельность госслужащих подвержена большому количеству этических конфликтов. Острые вопросы их урегулирования, а также избегания угроз возникновения таких конфликтов в настоящее время не отражены в нормативных документах в сфере госслужбы. Поэтому данные исследования представляют особый интерес в настоящее время.

Ключевые слова: государственные служащие, профессиональная этика, конфликт интересов, принципы государственных служащих, кодекс профессиональной этики

Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В настоящее время в обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми государственные служащие руководствуются в своей деятельности . Изучением таких проблем занимается биоэтика.

Предмет биоэтики — это проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих. В рамках данной науки разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.

Этика государственного служащего находится под постоянным влиянием нравственных регуляторов. Служба в органах власти как один из центральных элементов управления оказывает существенное влияние на изменение общественной систе-

мы . Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения в обществе.

Способности государственного служащего -это его особенности, выступающими условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. Тем не менее, качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Следовательно, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях профессиональной деятельности. Особенность профессиональной этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями в области управляемой сферы .

Принцип беспристрастности и независимости должен обеспечить государственному служащему, прежде всего, служение интересам государства и об-

щества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения . В условиях коррумпированности государственного аппарата государственные служащие мало считаются с принципом беспристрастности и независимости, больше заботятся о личном благополучии, чем о государственных и общественных интересах.

Отношение должностного лица к обществу как «высшей» или «низшей» ценности будет определять модели его поведения, формировать и «оправдывать» конкретный набор нравственных качеств, «выстраивать» конкретный стиль взаимоотношений с субъектами различного уровня и характера, определять и «направлять» формы общественно — полезной деятельности, степень ее интенсивности. В качестве ориентира могла бы стать мысль Аристотеля о том, что «совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным. Быть достойным человеком — значит обладать добродетелями. И тому, кто думает действовать в общественной и политической жизни, надо быть человеком добродетельного нрава» .

Одной из задач федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» является совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными гражданскими служащими общих принципов служебного поведения .

Профессиональной этикой государственного служащего можно считать систему общих ценностей и правил, которые регулируют взаимоотношения на госслужбе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, между госслужащими и гражданами. Таким образом, именно профессиональная этика государственного служащего способствует реализации моральных ценностей служащих при выполнении профессиональных обязанностей.

Профилактика негативных явлений на государственной службе базируется на воспитании принципов административной морали, этических принципов. Такого рода принципы, этические нормы закрепляются в кодексах профессиональной этики.

Цель кодексов профессиональной этики, состоит в том, что человек должен гордиться тем, что на государственной службе он олицетворяет все перечисленные в кодексе принципы. Это своеобразная присяга, которая дает право на профессиональную деятельность в государственных или муниципальных органах.

Принося такую присягу, госслужащие понимают, что нарушение заложенных в них положений приведет к осуждению коллег или к каким-либо санкциям. В связи с этим можно предположить, что при соблюдении норм, предусмотренных кодексами профессиональной этики, злоупотреблений и нарушений станет меньше.

Цель госслужащего — служение государству, обществу, отечеству. Они являются гарантом стабильности государства и его лояльности по отношению к своим гражданам. Именно госслужащие должны обеспечивать прозрачность и доступность информации для всех групп населения. Преданность кодексу профессиональной этики может поддерживать на должной высоте репутацию, профессию в целом. В пользу профессиональных этических кодексов говорит и тот факт, что бороться с негативными явлениями на государственной службе только карательными мерами вряд ли эффективно, так как не устраняются коренные причины этих явлений. Это объясняется тем, что сохраняются социально-психологические предпосылки злоупотреблений, коррупции, поэтому явления коррупции не исчезают. Одновременно социально-психологические нравственные механизмы поведения госслужащего тесно связаны с этикой. Это особенно важно при воспитании честности у госслужащих, чтобы они могли осознавать свою ответственность перед государством и обществом. Кодексы профессиональной этики содержат нормы поведения, отклонения от которых можно соотнести с административными правонарушениями (грубость, хамство, неуважение к гражданам). Вместе с тем доказать виновность в данной ситуации является архисложным. В то же время моральное осуждение коллег, прохождения (или не прохождение) аттестации по службе может быть более полезным в данном случае.

Поэтому, этика и положения нормативных документов, регулирующих деятельность госслужащих, довольно сильно взаимосвязаны, поскольку именно этическое понимание той или иной ситуации является фундаментом для разработки того или иного закона. В свою очередь нормы профессиональной этики могут и должны опираться на нормы законодательных актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ от 27.05.2003. основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

• федерализм;

• законность;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина;

• равный доступ граждан к государственной службе;

• единство законного подхода к организации государственной службы;

• взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

• открытость деятельности госслужащих;

• профессионализм и компетентность государственных служащих;

• защита госслужащих от незаконного вмешательства в их работу любых сторонних лиц.

Данные принципы характеризуют нравственное содержание деятельности государственной службы в целом как социально-правового института и каждого конкретного должностного лица в отдельности. Если нарушить или подменить один из принципов, то это приведет к ослаблению позиций других, а вместе они служат показателем «здоровья» государства. Именно поэтому, указанные выше принципы составляют основу кодексов профессиональной этики госслужащих

Указанные выше принципы в основном пересекаются с принципами работы госслужащего. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004. к основным принципам работы госслужащих относятся:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской

службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Не смотря на наличие норм, установленных законодательными актами, этические вопросы деятельности государственных служащих все же не имеют основополагающей базовой системы регулирования. Поскольку применение законодательных актов всегда требует дополнительного толкования и пояснения на практике, а «сухие» статьи законов не охватывают весь спектр этических проблемных вопросов, на наш взгляд, требуется дополнительная система базовых норм в виде, например, кодекса этики госслужащего. В настоящее время Кодексы профессиональной этики разрабатываются в рамках отдельных министерств или федеральных служб и носят разрозненный локальный характер. Отдельные проблемы рассмотрены в локальных рекомендациях и разовых нормативно-правовых и актах. Вместе с тем деятельность государственных служащих подвержена целому ряду этических конфликтов. Поэтому актуальность разработки базовых норм этического поведения государственных служащих остается актуальной проблемой на сегодняшний момент. Конфликт интересов в профессиональной деятельности госслужащего очень часто встречаемое явление.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполне-

ние им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан и других членов общества.

Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан и общества.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной, либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами

Конфликт интересов на госслужбе возникает в ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей. Поведение становится неэтичным, а конфликт интересов приобретает негативный характер тогда, когда личные интересы каких-то групп граждан, включая госслужащих, начинают преобладать над общегосударственными интересами, превращаясь в абсолют.

1) Конфликты, возникающие на политической почве, когда государственным аппаратом не выполняется принцип нейтральности и госаппарат вступает, например, в партийные проекты или избирательные компании.

Этот конфликт обусловлен историческими традициями прежней командной модели управления. Если ранее легитимность исполнения госаппаратом управленческих функций и полномочий основывалась на его подотчетности КПСС, то в настоящее время складывается иной механизм политической легитимности и подотчетности госчиновников. К этому выводу специалисты пришли в результате мониторинга кадров госслужбы еще 1997 г. Оценивая ситуацию сегодня, можно говорить о том, что такой механизм практически сложился.

Официально аппарат органов исполнительной власти является субъектом властных отношений, а госслужащим не разрешается участвовать в политической деятельности. Однако на практике госслужба в России является неотъемлемой частью политической системы, и ее представители принимают активное участие в политической борьбе, при этом составляя ядро партии власти. Сегодня принцип политической нейтральности не является самым важным качеством ни для каких категорий должностей госслужащих, а также не является важной составляющей профессиональной этики и находится на последнем месте среди характеристик, влияющих на продвижение по службе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Конфликты, возникающие на экономической почве в процессе взаимоотношения государственных структур с частными компаниями, коммерческими фирмами.

Показательно то, что госслужащие в процессе своей работы чувствуют низкую необходимость служебного бескорыстия и стремления к независимости от влияния посторонних организаций. Соответственно актуализируется проблема взяточничества и коррупции, напрямую связанная с состоянием социально-экономической сферы. В России происходит смещение идеологии «государственного обслуживания» к «максимизации собственного интереса». Пятая часть населения честно признаются, что давали взятки государственным служащим. При этом напрашивается вывод, что взяточничество среди чиновников подавляет смысл и содержание всей реформы государственной службы.

3) Конфликты, связанные с работой госаппарата, деятельностью должностных лиц.

Наиболее часто эти конфликты проявляются в демонстрации чиновниками власти по отношению к гражданам, которые обращаются в государственные органы. Недооценка важности интересов граждан в работе органов исполнительной власти является важным источником такого конфликта. Почти половина граждан считает, что они совершенно не защищены от административного произвола, считают, что у власти нет желания сотрудничать с гражданами; полагают, что административная система страны сегодня не способна эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам, а госслужащие по большей части защищают собственные интересы, интересы своего ведомства, своего начальства и лишь немногие считают, что госслужащие представляют интересы граждан. В принципе интересы населения не считают приоритетными и сами служащие. Данный вид конфликта является самым серьезным, ибо не только сдерживает реформирование госслужбы, но и усиливает разрыв во взаимоотношениях исполнительной власти и граждан, ради которых собственно и функционируют государственные органы.

4) Конфликты во внутриорганизационной

среде.

Эти конфликты связаны с продвижением по службе, взаимоотношениями с руководящим составом и т.п. В данном случае нередко возникают интриги, сплетни, доносы, обман, пренебрежение к законам, подхалимство, угодничество, пренебрежительное отношение к подчиненным, беспринципность, формализм, конформизм.

В контексте рассмотренной выше классификации конфликтов в гражданской службе следует отметить, что в законодательстве установлены ограничения для госслужащих. В частности, в связи с прохождением гражданской службы госслужащему запрещается:

1) работать в органах управления коммерческой организацией;

2) осуществлять предпринимательскую деятельность;

3) вкладывать денежные средства в ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4) быть представителем третьих лиц в учреждении, в котором он является госслужащим;

5) получать в процессе своей службы вознаграждения от третьих лиц подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

6) выезжать за рубеж по работе за счет сторонних лиц;

7) использовать не в служебных целях средства материально-технического и иного обеспечения, а также передавать их другим лицам;

8) разглашать или использовать в личных целях секретную или служебную информацию;

9) оценивать работу своего учреждения, если это не входит в его должностные обязанности;

10) использовать свое положение в интересах политических партий, предвыборной агитации;

11) прекращать работу в целях разрешения спорных служебных ситуаций;

12) работать в иностранных организациях;

Для установления профессиональных этических норма необходима качественная оценка профессиональной деятельности госслужащего вплоть до оценки личных качеств. При оценке профессиональной деятельности государственного служащего необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт . Такая оценка персонала помогает решить и другие задачи:

1) выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;

2) стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;

3) применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;

4) формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;

5) поддержание стабильности и законности в государственной службе.

С большей степенью вероятности можно говорить о том, что успех реформирования в сфере государственной службы будет зависеть от кадровой сферы. Необходима новая система формирования кадрового состава, которая позволит привлечь на государственную службу наиболее талантливых, инициативных, высокоморальных, творчески мыслящих людей. В связи с этим при формировании кадрового состава государственной службы необходимо, во-первых, создать условия для подготовки и роста своих сотрудников (кадровый резерв), способных к управленческой деятельности и понимающих специфику «служения» государству и обществу, и проводить с ними систематическую работу. Включаемые в резерв должны обладать высоким уровнем профессионализма, самоорганизации, результативности, твор-

чества, высоким уровнем морали. Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на вузы, осуществляющие подготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление». Уже более 400 учебных заведений в нашей стране готовят специалистов по государственному и муниципальному управлению. Однако, по мнению работодателей только выпускники 10-15 ведущих университетов обладают необходимым уровнем квалификации и компетенций и навыков, которые необходимы для государственного служащего. К таким вузам можно отнести Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Финансовая академия, Российский государственный гуманитарный университет и ряд других.

Кроме высокопрофессиональной кадровой подготовки следует помнить о морально-этическом воспитании будущих государственных служащих. Реализация профессиональных этических требований, возможна только в случае, когда это станет внутренним убеждением каждого служащего. Воспитание чувства долга, ответственности служения государству и обществу должно формироваться еще до поступления на государственную службу, а затем и на самой службе. Поэтому, именно вузы, осуществляя подготовку специалистов в области государственной службы, должны воспитывать принципы академической культуры, осуществлять обучение в атмосфере подготовки служению государству и прилагать усилия по этическому и нравственному воспитанию будущих чиновников. Необходимо проводить обучение будущих чиновников в атмосфере осознания престижа государственной службы и государственного служащего как ее полномочного представителя. Для этого необходим квалифицированный профессорско-преподавательский состав, привлечение действующих чиновников к образовательному процессу, а также более внимательное отношение государственных учреждений к студентам-практикантам. Преподавательские кадры вузов должны постоянно повышать квалификацию в органах государственного и муниципального управления, весьма полезно их участие в качестве независимых экспертов в конкурсных, аттестационных процедурах в сфере государственной службы. При обучении студентов больше внимания следует уделять лучшим образцам служения государству, обществу. Поэтому интересным представляется опыт РГГУ, который активизирует участие студентов в научно-практических конференциях и круглых столах по проблемам государственного и муниципального управления. Возможно введение факультативных курсов по проблемам профессиональной этики государственного служащего. В программы повышения квалификации государственных служащих необходимо активнее включать темы по профессиональной этике поведения. Профессиональное этическое образование является важнейшей составляющей обучения и развития гражданских служащих, обеспечивая необходимый уровень знаний в области профессио-

нальной этики и делового этикета, навыки их использования в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить некоторые пути повышения осознания профессиональной этики государственными служащими:

1) подбор кадров для государственной службы путем создания эффективного механизма, обеспечивающего профессиональный рост госслужащего;

2) проведение разного рода мероприятий для повышения престижа государственной службы и авторитета государственного служащего;

3) создание системы профессионального образования госслужащих, улучшение стандартов и программ подготовки госслужащих путем открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4) осуществить мероприятия по управлению и контролю за развитием профессиональных качеств государственных служащих;

5) производить периодическое обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

6) осуществить мероприятия по формированию кадрового резерва государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7) объективно оценивать результаты деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить следующее. В настоящее время отсутствует четкая система, регулирующая этику государственных служащих. Работа в этом направлении начата и имеет определенные результаты. В частности, утверждены и действуют законы «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ от 27.05.2003. и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004., которые закладывают постулаты и базовые принципы осуществления гражданской службы. Но вместе с тем, этика госслужащих ежедневно подвергается ряду этических конфликтов, порядок разрешения которых невозможно установить в законах, поэтому необходимо проводить дальнейшую работу в обеспечении регулирования профессиональной этики государственных служащих. В настоящее время отсутствуют нормативные документы, которые бы могли установить порядок разрешения этических конфликтов госслужащих или модель поведения госслужащих при возникновении угроз нарушения основных принципов их работы. Таким документом, на наш взгляд, должен стать общий профессиональный кодекс поведения государственных служащих. В настоящее время данная сфера регулируется локальными нормативными актами, принимаемыми отдельными министерствами и федеральными службами, что не совсем верно по отношению к пониманию статуса государственного служащего, труд которого относится к служению интересам государства независимо от отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность.

Не менее важной проблемой формирования профессиональной этики госслужащего является подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Данная проблема должна решаться на уровне профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования студентов, избравших своей профессией государственную службу. В данном контексте следует обратить внимание на опыт ведущих вузов страны в области подготовки кадров для госслужбы. Возможным представляется введение в образовательные стандарты по соответствующим направлениям подготовки дисциплин, связанных с формирование этических основ будущих профессионалов в области государственной службы.

Постоянная подверженность деятельности госслужащих этическим конфликтам вызвала необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, что стала одной из наиболее значимых проблем в последнее время. В связи с этим, были приняты ряд законодательных и нормативных актов по данной проблеме, важнейшим из которых является Федеральный закон «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008. Однако принятие этого закона является лишь начальным этапом в борьбе с коррупцией, в том числе по урегулированию этических конфликтов, возникающих в этой связи в работе госслужащего.

Повышение уровня профессиональной этики государственных служащих, путем повышения уровня качества профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала, профессионального кодекса этики, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества и государства.

Верижников В.А. — e-mail: naukaobrazovanie@yandex.ru

УДК: 338.47

Литература:

1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ от 27.05.2003.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004.

3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008.

4. Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (Указ Президента РФ №261 от 10.03.2009.)

5. Аристотель. Большая этика / Аристотель. Соч. в 4-х т. — М.: Мысль, 1983. — 296 с.

9. Система государственного контроля http://www.refi.su/ teotiya_ypravleniya14.html (дата обращения 26.10.2013.)

Статья поступила в редакцию: 20.12.2013

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ «АЭРОФЛОТ» НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ «7S»

ANALYSIS OF THE INTERNAL ENVIRONMENT OF THE COMPANY ‘AEROFLOT’ MODEL-BASED ON 7 ‘S’

Потапова Д.В., студентка факультета государственного и муниципального управления

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 Юридические науки Выпуск 1(15)

УДК 340.136+35.08+17

СИСТЕМА ТИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

СВ. Шуралева

Кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного и европейского права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: shura_leva@rambler.ru

А.В. Ваньков

Соискатель кафедры теории и истории государства и права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: a3xmaster@mail.ru

В статье рассматривается практика систематизации требований к служебному поведению, ограничений и запретов для государственных гражданских служащих в Российской Федерации и на международно-правовом уровне, приводятся рекомендации по совершенствованию российского законодательства в сфере государственной гражданской службы.

Ключевые слова: систематизация правовых норм; кодекс этики; государственная гражданская служба; служебная этика; конфликт интересов; противодействие коррупции

Общеизвестно, что к представителям некоторых видов профессий предъявляются повышенные моральные требования. Как правило, это такие виды профессиональной деятельности, в которых действия профессионала влияют на жизнь многих людей и даже человечества. Традиционно это медицина, воспитание и образование, наука, военное дело (см. об этом, напр., ). Развитие и усложнение общественных отношений, многократное увеличение рисков, связанных с «человеческим фактором», заставляют по-новому взглянуть на этическую составляющую многих «привычных» видов профессиональной деятельности, в частности, на деятельность государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие).

Если за рубежом (например, в США и Канаде) нормативное регулирование этических аспектов государственной службы успешно осуществлялось начиная с

© Шуралева С.В., Ваньков А.В., 2012

1970-х гг.1, то в Российской Федерации правовые нормы в сфере этики государственной гражданской службы, включая требования к служебному поведению, урегулирование конфликта интересов, возникли сравнительно недавно.

В числе нормативных правовых актов, включающих правила этического поведения гражданских служащих, необходимо назвать Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 16-20) (далее — Закон о гражданской службе), Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» (ст. ст. 8-12) (далее — Закон о противодействии коррупции), указ Президента Российской Федерации от 12 августа

2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государ-

1 Анализ базы данных перечня этических кодексов государственных органов в США и Канаде, организованный Центром по изучению профессиональной этики Технологического института Иллинойса,

США, приводит к выводу о том, что кодексы этики для гражданских служащих и полицейских были приняты в 1970-1990-х гг. .

ственных служащих» (далее — Указ об общих принципах служебного поведения). К основным вопросам, которые регулируются настоящими нормативными правовыми актами, относятся: служебное поведение гражданских служащих, соблюдение ими ограничений и запретов, а также конфликт интересов на гражданской службе.

Под конфликтом интересов в Законе о гражданской службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнением им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Сходное определение дано в ст. 10 Закона о противодействии коррупции. Здесь же устанавливаются дополнительные правила в сфере конфликта интересов. Как следует из частей 4, 5, 6 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Гражданский служащий во избежание конфликта интересов может заявить самоотвод. Если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гл. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В оценочном отчете в отношении Российской Федерации, утвержденном на пленарном заседании Группы государств против коррупции2 1-5 декабря 2008 г., было

2 Группа государств против коррупции (The Group of States against Corruption, GRECO) была учреждена в 1999 г. Советом Европы для мониторинга исполнения государствами антикоррупционных стандартов Совета Европы. Россия вошла в GRECO 01.02.2007 г.

рекомендовано принять модельный кодекс этики для должностных лиц, включая гражданских служащих, который мог бы быть адаптирован для различных сфер государственного управления, а также обеспечить его применение на практике .

23 декабря 2010 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс) . Типовой кодекс не содержал новых предписаний и объединил уже существующие этические нормы, предусмотренные упомянутыми федеральными законами и указом Президента Российской Федерации.

В 2011 году в федеральных органах государственной власти, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации3 была проведена работа по утверждению кодексов этики по образцу Типового кодекса. Указанные кодексы утверждены в основном ведомственными нормативными правовыми актами и за незначительными исключениями идентичны друг другу4.

Кодексы этики в государственных органах Пермского края состоят из четырех разделов: «Общие положения», «Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих», «Этические правила служебного поведения гражданских

3 Например, в соответствии с указом губернатора Пермского края от 7 июля 2011 г. №54 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения заместителей председателя Правительства Пермского края, руководителей исполнительных органов государственной власти Пермского края и руководителя Аппарата Правительства Пермского края» утвержден соответствующий кодекс, государственным органам края предписано утвердить аналогичные кодексы. Такая рекомендация также дана муниципальным органам .

4 Так, например, Кодекс этики и служебного поведе-

ния заместителей председателя Правительства Пермского края, руководителей исполнительных органов государственной власти Пермского края и руководителя Аппарата Правительства Пермского края, утвержденный указом губернатора Пермского края от 7 июля 2011 г. №54, содержит дополнительные положения по сравнению с Типовым кодексом (пункты 2.12, 4.2) .

служащих», «Ответственность за нарушение положений Кодекса». В первом разделе излагаются цели принятия кодексов этики, определяется сфера их действия. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих, изложенные во втором разделе, повторяют нормы ст. 18 Закона о гражданской службе и положения Указа о принципах служебного поведения. Этические правила служебного поведения гражданского служащего включают в себя требования морально-этического характера (например, воздержание от грубости, от проявления пренебрежительного тона в общении, предъявления незаслуженных обвинений, проявление вежливости, доброжелательности), нормы делового этикета (например, воздержание от курения во время служебных совещаний, деловой стиль в одежде).

Таким образом, на сегодняшний день правила этического поведения гражданских служащих закреплены на законодательном уровне и в указе Президента России. Кодексы этики, утвержденные в федеральных и региональных органах государственной власти, фактически представляют собой компиляцию уже существующих норм права и самостоятельных уточняющих правовых положений почти не содержат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ правового регулирования этики гражданских служащих не может быть полным без исследования правовых положений, установленных в международных договорах Российской Федерации и резолюциях международных организаций.

В рамках настоящего исследования прежде всего заслуживает внимания Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (United Nations Convention against Corruption) от 31 октября 2003 г.5 (далее — Конвенция ООН). Согласно ст. 8 Конвенции ООН, для целей борьбы с коррупцией каждое государство-участник стремится применять, в рамках своих институциональных и правовых систем, кодексы или стандарты поведения для

5 Для Российской Федерации данная конвенция вступила в силу с 08.06.2006 г.

правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций. Среди таких кодексов Конвенция ООН называет соответствующие инициативы региональных, межрегиональных и многосторонних организаций, например Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (International Code of Conduct for Public Officials) (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.) (далее — Международный кодекс) .

Международный кодекс перечисляет основные принципы их поведения (эффективность, компетентность, внимательность, справедливость, беспристрастность). Международный кодекс кратко определяет основные правила относительно предупреждения конфликта интересов (неподобающего извлечения личных или финансовых выгод для себя или своей семьи с использованием своего служебного положения), декларирования сведений о доходах и обязательствах, принятия подарков, обращения с конфиденциальной информацией.

Представляет интерес опыт правового регулирования этических правил поведения гражданских служащих в конвенциях и рекомендациях по линии Совета Европы. Требование о необходимости реализации своих полномочий представителями государственной власти с соблюдением этических правил основывается на тех правах и свободах, которые должно гарантировать человеку государство. Например, согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) от 4 ноября 1950 г.6 не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление каждым лицом права на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Criminal Law Convention on Corruption), принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января

6 Для Российской Федерации данная конвенция вступила в силу с 05.05.1998 г.

1999 г. , непосредственно не содержит предписаний, касающихся правил служебной этики государственных служащих. Однако в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Civil Law Convention on Corruption), принятой Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г.8, упоминается о необходимости поощрения антикоррупционного поведения в виде защиты от любой неоправданной меры тех государственных служащих, которые имеют серьезные основания подозревать наличие коррупции и добросовестно сообщают о своем подозрении компетентным лицам или властям (ст. 9). При этом ст. 8 данной Конвенции предусмотрено, что договоры (контракты), положения которых допускают совершение акта коррупции, должны признаваться недействительными и не имеющими юридической силы.

Значительный вклад в развитие правил этического поведения гражданских служащих внес Комитет министров Совета Европы, который в соответствии со ст. 13 и 15 Устава Совета Европы вправе от имени Совета Европы издавать рекомендации для государств-участников.

Программа действий против коррупции (Programme of Action Against Corruption), принятая Комитетом министров Совета Европы в 1996 г. (далее — Программа) , в разделе III «Административное право» содержит блок тезисов, связанных с кодексами поведения. В Программе подчеркивается особая значимость таких сводов правил, их многоцелевой характер. С одной стороны, такие правила адресованы лицам, нанятым на службу, а с другой — остальным лицам, которые вступают во взаимодействие со служащими и вправе ожидать поведения, соответствующего установленным стандартам. Эти правила должны, по мнению авторов Программы, заполнять собой пробелы, возникающие вследствие абстрактности законодательного регулирования, предоставляя каждому сотруднику ру-

7 Для Российской Федерации данная конвенция вступила в силу с 01.02.2007 г.

8 Российская Федерация не участвует.

ководство к действию в конкретной ситуации из повседневной жизни.

В резолюции (97) 24 Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» (Resolution (97)

24 of the Committee of Ministers on the twenty guiding principles for the fight against corruption) этическое поведение упоминается в числе первых мер для предотвращения коррупции. Рекомендация (2000) 6 Комитета министров Совета Европы «О статусе государственных служащих в Европе» (Recommendation No. R (2000) 6 of the Committee of Ministers to Member states on the status of public officials in Europe) в ст. 13 приложения указывает, что для полноценного исполнения государственными служащими своих обязанностей и во избежание конфликта интересов на служащих должны распространяться соответствующие ограничения, касающиеся выполнения иной работы или участия в отдельных видах деятельности.

Наиболее детально вопрос о правилах этики и служебного поведения государственных служащих проработан в положениях Модельного кодекса поведения для государственных служащих (Model Code of Conduct for Public Officials) (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. №R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих) (далее — Модельный кодекс) . Модельный кодекс по сравнению с Международным кодексом не только называет дополнительные принципы поведения (например, вежливость — в ст. 5), но и характеризует должное поведение государственного служащего. В частности, беспристрастность должна выражаться в том, что государственный служащий должен принимать во внимание лишь общественную пользу и соответствующие обстоятельства дела, а не личные мотивы (ст. 5). В отличие от Международного кодекса в Модельном кодексе содержится ряд предписаний о доведении государственным служащим до сведения уполномоченных лиц информации

о нарушениях в сфере установленных правил поведения (ст. 12).

В части предотвращения конфликта интересов в ст. 13 Модельного кодекса дано понятие конфликта интересов и личной заинтересованности, подробно перечислены обязанности государственного служащего по недопущению такого конфликта. Международный кодекс только упоминает об обязанности государственного служащего действовать сообразно с мерами, установленными для того, чтобы уменьшить или устранить конфликт интересов, не указывая содержание этих мер.

В части требований к поведению бывшего государственного служащего после ухода со службы Модельный кодекс запрещает такому лицу использовать свою принадлежность к государственной службе для получения работы за ее пределами, разглашать служебную информацию, действовать от имени какого-либо лица, с которым он взаимодействовал по службе, способствуя получению таким лицом преимуществ (ст. 26). Кроме того, должностные лица не должны оказывать какого-либо предпочтения в доступе к государственной службе бывшим государственным служащим (ст. 27). В Международном кодексе установлена лишь обязанность государственного служащего после ухода со своих официальных должностей не злоупотреблять своим прежним служебным положением. В целом Модельный кодекс можно признать удачным. В подтверждение тому в 2002 г. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был внесен на рассмотрение законопроект №85554-3 «Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации» . Однако законопроект был отклонен и снят с рассмотрения. Вместе с тем отдельные ученые и специалисты-практики продолжают настаивать на необходимости разработки кодекса поведения государственных и муниципальных служащих в виде федерального закона (см., напр., ).

Следует заметить, что особенностью Модельного кодекса является его приори-

тетная защита государственных (общественных) интересов в случаях их противоречия частным интересам гражданского служащего и создание эффективных механизмов такой защиты. Современное российское законодательство пока отстает в этом направлении.

Это видно на нескольких примерах. Во-первых, п. 5 ст. 13 Модельного кодекса устанавливает запрет на назначение кандидата на должность гражданской службы, если известно о конфликте интересов, — до момента разрешения такого конфликта. Подобного запрета российское законодательство не предусматривает.

Во-вторых, для российского гражданского служащего большинство решений, принятых комиссией по урегулированию конфликта интересов, не является обязательным, в отличие от Модельного кодекса (п. 3 ст. 13 Модельного кодекса).

В-третьих, меры по урегулированию конфликта интересов на гражданской службе в Российской Федерации сводятся лишь к изменению служебного положения и дисциплинарным взысканиям. Отказ служащего от выгоды, из-за которой возник конфликт интересов, не сформулирован в законе в качестве его обязанности. Вместе с тем меры дисциплинарной ответственности, даже увольнение со службы, не позволяют устранить негативные имущественные последствия конфликта интересов. Например, гражданско-правовой договор или государственный контракт, на заключение которого повлияла личная заинтересованность гражданского служащего, не утрачивает своей силы, а уволенный с гражданской службы гражданин продолжает извлекать частную выгоду из сделки, совершенной с использованием служебного положения и противоречащей общественным и государственным интересам.

В-четвертых, согласно п. 2 ст. 15 Модельного кодекса гражданский служащий обязан запрашивать согласие своего работодателя на осуществление возмездной и безвозмездной деятельности в установленных случаях в соответствии с законодательством. Частью 2 ст. 14 Закона о граждан-

ской службе предусмотрена лишь обязанность гражданского служащего информировать представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы.

В-пятых, в ст. 12 Закона о противодействия коррупции предусмотрена процедура дачи согласия комиссией по урегулированию конфликта интересов на последующее трудоустройство бывшего гражданского служащего. Вместе с тем никаких критериев оценки предполагаемого места работы для решения вопроса о даче согласия не установлено.

В-шестых, Модельный кодекс включает в понятие личной заинтересованности любую выгоду не только для самого гражданского служащего, его родственников, связанных с ним организаций, но также для друзей служащего и его близких.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из путей решения указанной проблемы для России могла бы стать ратификация Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и включение в наше законодательство норм гражданско-правовой ответственности служащих за ущерб, причиненный в результате конфликта интересов. Куда более эффективным средством урегулирования конфликта интересов может стать не увольнение служащего (включая увольнение в связи утратой доверия в соответствии со ст. 59 Закона о гражданской службе), а устранение материальной выгоды от совершения сделок, например возможность признать такую сделку недействительной в судебном порядке. Кроме того, в число обязанностей гражданского служащего должна войти обязательность решений комиссии по урегулированию конфликта интересов, принятых в его адрес. Думается, что подобные комплексные изменения необходимо внести и в законодательство о противодействии коррупции, и в гражданское законодательство. Однако этот вопрос заслуживает отдельного исследования.

Еще одной проблемой является недостаточная конкретизация правил этического поведения гражданских служащих. В большинстве своем эти правила сформулирова-

ны достаточно абстрактно, иногда в виде принципов, и не могут служить повседневным руководством к действию для гражданских служащих в конкретных ситуациях. Нужны более четкие нормы, рассчитанные на обширный круг ситуаций. Такие правила могли бы быть закреплены в кодексах этики. Однако та форма, в которой такие кодексы приняты повсеместно в настоящее время — ведомственный нормативный акт -не позволяют отступать от законодательства. Да и термин «кодекс» здесь используется весьма условно, так как кодекс этики по своей сути не является результатом кодификации. Возможно, определенную роль здесь сыграли трудности перевода. За рубежом аналогичные документы, как правило, именуются английским словом «code». В переводе на русский язык это слово может обозначать не только законодательный акт, содержащий правовые нормы какой-либо отрасли права и систематизированный путем переработки действующего законодательства, но и простой набор (свод) правил или принципов поведения . Таким образом, кодексы этики правильнее было бы именовать сводом этических правил гражданских служащих.

Думается, что наиболее подходящей правовой формой закрепления правил этического поведения гражданских служащих Российской Федерации и ее субъектов является указ Президента Российской Федерации, поскольку эта форма обеспечивает единообразное и более оперативное по сравнению с федеральным законом правовое регулирование этического поведения на гражданской службе. В Законе о гражданской службе необходимо предусмотреть соответствующую отсылочную норму. Кроме того, учитывая динамичность соответствующего законодательства многочисленные кодексы этики будут нуждаться в постоянной актуализации. Следовательно, издание единого кодекса этики для гражданских служащих Российской Федерации позволило бы избежать избыточного нормотворчества.

Библиографический список

1. Автоматизированная система обеспе-

чения законодательной деятельности . URL:

http://asozd. duma.gov.ru/main. nsf/%28Spr avka%29?OpenAgent&RN=85554-3 (дата обращения: 01.11.2011).

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Бюл. междунар. договоров. 2001. №3. С. 3-44.

4. Конвенция Организации Объединенных

Наций против коррупции: принята

31 октября 2003 г. // Бюл. междунар. договоров. 2006. №10. С. 7-54.

5. Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ // Административное и муниципальное право. 2008. №1. С. 25-35.

6. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал рос. права. 2008. №4. С. 39-44.

7. Международный кодекс поведения гос-

ударственных должностных лиц, принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН: принят 12 декабря 1996 г. . URL: http://

8. Новоселова Н.В. Конфликт интересов на

государственной службе: некоторые

проблемы правопонимания // Административное право и процесс. 2010. №6. С. 38-42.

10. О противодействии коррупции: Федер. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ // Собр. законодатель-

ства Рос. Федерации. 2008. №52 (ч. 1), ст. 6228.

11. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Пермского края, замещающих должности государственной гражданской службы Пермского края в Министерстве природных ресурсов Пермского края: приказ Министерства природных ресурсов Пермского края от 5 марта 2011 г. №СЭД-30-03-07-

6 // Бюл. законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. №10.

12. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения заместителей председателя Правительства Пермского края, руководителей исполнительных органов государственной власти Пермского края и руководителя Аппарата Правительства Пермского края: указ губернатора Пермского края от 07 июля 2011 г. №54 // Бюл. законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. №27.

13. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: приказ Росстандарта от 17 февраля 2011 г. №625 // Вестн. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2011. №4.

14. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента Рос. Федерации от 12 августа 2002 г. №885 // Рос. газета. 2002. 15 авг.

15. Пивовар А.Г., Осипов В.И. Англорусский юридический словарь: право и экономика. М.: Экзамен, 2006. 864 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Президент России. Государство . ЦЯЪ: http://state. kremlin.ru/face/8409 (дата обращения:

01.11.2011).

17. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 776 с.

01.11.2011).

21. Programme of action against corruption

. URL: https://wcd. coe.int/ com.instranet.InstraServlet?

command=com.instranet.CmdBlobGet&Ins tranetImage=539992&SecMode=1&DocId =550744&Usage=2 (дата обращения:

01.11.2011).

Bibliograficheskij spisok

1. Avtomatizirovannaja sistema obespechenija

zakonodatel’noj dejatel’nosti . URL: http://asozd.duma.gov.ru/

main. nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&R N=85554-3 (data obrawenija: 01.11.2011).

2. Konvencija o zawite prav cheloveka i os-novnyh svobod ot 4 nojabrja 1950 g. // Bjul. mezhdunar. dogovorov. 2001. №3. S. 3-44.

4. Konvencija Organizacii Ob#edinennyh Nacij protiv korrupcii: prinjata 31 oktjabrja

2003 g. // Bjul. mezhdunar. dogovorov. 2006. №10. S. 7-54.

6. Malinovskij A.A. Kodeks professional’noj jetiki: ponjatie i juridicheskoe znachenie // Zhurnal ros. prava. 2008. №4. S. 39-44.

7. Mezhdunarodnyj kodeks povedenija

gosudarstvennyh dolzhnostnyh lic, prinjat rezoljuciej 51/59 General’noj Assamblei OON: prinjat 12 dekabrja 1996 g.

. URL: http://

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ob utverzhdenii Kodeksa jetiki i

13. Ob utverzhdenii Kodeksa jetiki i

15. Pivovar A.G., Osipov V.I. Anglo-russkij juridicheskij slovar’: pravo i jekonomika. M.: Jekzamen, 2006. 864 s.

16. Prezident Rossii. Gosudarstvo . URL: http://state.kremlin. ru/face/8409 (data obrawenija: 01.11.2011).

17. Teorija gosudarstva i prava: kurs lekcij / pod red. N.I. Matuzova, A.V. Mal’ko. M.: Jurist#, 2001. 776 s.

01.11.2011).

01.11.2011).

25. Statute of the Council of Europe . URL: http:// conven- m (data obrawenija: 01.11.2011).

SYSTEMATIZATION OF ETHIC RULES OF CONDUCT FOR CIVIL SERVANTS IN RUSSIAN AND INTERNARIONAL LA W

S.V. Shuraleva

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: shura_leva@rambler.ru

A.V. Vankov

Perm State National Research University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: a3xmaster@mail.ru