Коды материалов по унифицированной номенклатуре

Когда составляется номенклатура дел на 2020 год

Составление номенклатуры дел организации производится на протяжении последнего квартала года, предшествующего отчетному. Номенклатура вводится в действие в начале года — это означает, что номенклатура дел на 2020 год, составленная в 4-м квартале 2019-го, начинает заполняться с 01.01.2020.

Утверждение номенклатуры дел производится руководителем предприятия в конце календарного года. Внизу данного регистра подбивается итог по количеству перечисленных в номенклатуре дел, томов (частей).

Если в организации есть структурные подразделения, то каждое из них составляет свою номенклатуру дел. Такие номенклатуры согласовываются с работником, ответственным за ведение архива, и утверждаются руководителем подразделения. В соответствии с п. 3.4.6 Основных правил работы архивов организаций, которые одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее — Основные архивные правила), сводная номенклатура дел составляется на основе регистров структурных подразделений.

Образец номенклатуры дел предприятия согласовывается с архивом не чаще чем 1 раз в 5 лет. Исключение действует для случаев, когда в организации была произведена серьезная реорганизация (по выполняемым функциям или структуре деятельности/управления), — тогда разрабатывается новая номенклатура дел.

Обычно номенклатура дел составляется в нескольких экземплярах. Один из них должен находиться в службе, ответственной за делопроизводство, другой — в архиве.

О видах номенклатуры читайте в статье «Как составить номенклатуру дел в организации?».

Кто занимается составлением номенклатуры дел

Специальная служба/сотрудник на предприятии лучше любого привлеченного специалиста знает, как составить номенклатуру дел организации. Принимающим участие в формировании документооборота лицам легче сориентироваться, какие документы следует объединить в одно дело, а какие, наоборот, расформировать по разным томам. Да и названия разделам никто лучше собственных специалистов, знакомых со спецификой работы организации, не подберет.

Традиционно ответственной за составление номенклатуры назначается служба, отвечающая за делопроизводство. Например, составление номенклатуры дел организации (далее — НДО) может быть поручено канцелярии, общему отделу, секретариату.

Прежде чем приступить к составлению НДО, потребуется определиться с составом документации, образующейся в ходе деятельности организации. Изучается устав учреждения, положения о подразделениях (если они есть), плановая и отчетная документация.

Для того чтобы определиться со структурой НДО, потребуется также ознакомиться со штатным расписанием, чтобы знать, кто будет отвечать за формирование тех или иных групп документов.

Подробнее о штатном расписании читайте в материале «Унифицированная форма № Т-3 — Штатное расписание (бланк)».

Порядок составления, согласования и утверждения номенклатуры дел пошагово описан в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Порядок утверждения номенклатуры

Утверждение НДО состоит из нескольких этапов. Так, составленный документ должен быть:

  • завизирован лицом, ответственным за ведение архива в организации;
  • подписан начальником службы, курирующей ведение делопроизводства;
  • согласован с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) соответствующего архива и экспертной комиссией самой организации, если дела будут передаваться в госархив.

Утверждение НДО может быть произведено двумя способами:

  • проставлением специального грифа на титульном листе документа с подписью директора, печатью организации и датой;
  • изданием соответствующего приказа об утверждении данного документа.

НДО может быть утверждена только после ее проверки ЭПК, ведь может так случиться, что потребуется внести изменения в документ после получения замечаний от сотрудников госархива.

О сроках хранения документов в архиве читайте в нашей статье «Какой срок хранения документов в архиве организации?».

Как оформлять заголовки дел

Рекомендации по оформлению заголовков дел содержатся в п. 3.4.9 Основных архивных правил. Указываются названия дел в графе 2 НДО.

Подбирая заголовок для дела, необходимо позаботиться о том, чтобы он в полной мере отражал основное содержание сшитых вместе документов. Название должно быть четким и обобщающим.

Категорически запрещено использовать такие заголовки, как «Разные документы», «Общая корреспонденция» и им подобные. Такие формулировки считаются сотрудниками архивов некорректными. В названии не рекомендуется использовать вводные слова и обороты со сложной пунктуацией.

В зависимости от характерных особенностей сшитых в дело документов устанавливается определенная последовательность терминов, использованных при формировании заголовка дела. Если в дело сформированы документы, связанные с решением какого-либо одного вопроса, но не соблюдена последовательность делопроизводства, то в качестве элемента заголовка может употребляться слово «документы».

При этом далее (в конце самого заголовка) в скобках следует указать на основные разновидности сшитой документации. Пример: «Документы о проведении семинара (программа, список приглашенных, доклады, отчетность)».

Если в деле сшита документация, которая является приложением к какому-либо документу, например, к исковому заявлению, тогда в названии также может быть указано слово «документы». К примеру, «Документы к исковому заявлению о расторжении договора аренды».

О вопросах договоров аренды, повлекших за собой обращение в суд, читайте в материале «Судебная практика по договору аренды».

Заголовки в НДО могут в процессе наполнения документации уточняться.

Где взять образец номенклатуры дел

Каждое предприятие может сформировать индивидуальную НДО, разработав ее совершенно самостоятельно или взяв за основу примерную. В последнем случае структура исходного документа может меняться путем исключения/дополнения разделов, создания подразделов и иных манипуляций.

Для того чтобы быстро сформировать индивидуальную НДО, кроме методических рекомендаций (примерная номенклатура) может понадобиться еще и заполненный образец этого регистра. На нашем сайте вы сможете скачать образец НДО.

Скачать образец номенклатуры дел

Итоги

Организация должна приступить к составлению НДО в последнем квартале года, предшествующего тому, в котором номенклатура начнет действовать. Номенклатура дел — документ, разрабатываемый индивидуально для конкретной организации, его применяющей, путем создания его либо абсолютно самостоятельно, либо с помощью примерной номенклатуры, взятой за образец.

Для того чтобы приступить к составлению НДО, потребуется тщательно изучить состав используемой в организации документации и порядок осуществления документооборота, поскольку в номенклатуре дел должны быть отражены все документы, образующиеся в процессе деятельности в течение года. Обычно разработку номенклатуры поручают подразделению (лицу), отвечающему за делопроизводство.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В настоящее время в таможенных органах России действует товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД России), введенная в 2000 г. До этого использовалась товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран – участниц Содружества независимых государств (ТН ВЭД СНГ), принятая в качестве межгосударственного классификатора решением глав правительств государств – участников СНГ 3 ноября 1995 г.

Обе номенклатуры построены на основе, используемой в мировой практике Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), созданию которой предшествовала длительная работа.

В середине XIX в., в период промышленной революции в Европе, быстрыми темпами стала развиваться внешняя торговля. Это поставило торгующие страны перед необходимостью разработки в таможенных целях сопоставимых определений и унификации товарных номенклатур.

Впервые эти проблемы обсуждались на первом Международном статистическом конгрессе, состоявшемся в 1853 г. в Брюсселе. Конгресс принял рекомендации по унификации товарных номенклатур для таможенного регулирования и ведения статистики внешней торговли. В 1890 г. участники Международного конгресса по таможенным правилам, состоявшегося в Париже, также высказывались за принятие унифицированной номенклатуры.

До 1900 г. практически во всех публикуемых различными странами справочниках по итогам внешней торговли приводились лишь те товары, которые имели наиболее важное значение для внешней торговли той или иной страны. При этом одни государства классифицировали товары в алфавитном порядке, другие группировали их по признаку происхождения (сельскохозяйственные и промышленно-ремесленные).

Через 60 лет после первого Международного конгресса, 31 декабря 1913 г., 29 стран подписали в Брюсселе конвенцию, основные положения которой сводились к тому, что, сохраняя для своих публикаций национальные классификации и товарные номенклатуры, они будут составлять и сообщать специально создаваемому Международному бюро внешнеторговой статистики данные по единой классификации и товарной номенклатуре.

Таким образом, появилась первая Брюссельская товарная номенклатура. Она состояла из пяти разделов, включавших 186 основных товарных позиций:

  • I. Живые животные – 7 товарных позиций (1 – 7).

  • II. Продовольственные товары и напитки 42 товарные позиции (8 – 49).

  • III. Сырье и полуфабрикаты – 49 товарных позиций (50 – 98).

  • IV. Готовые изделия – 84 товарные позиции (99- 182).

  • V. Золото и серебро необработанные, золотые и серебряные монеты – 4 товарные позиции (183- 186).

Вскоре после публикации Брюссельской товарной номенклатуры 1913 г. выявились недостатки разработанной системы классификации товаров, в том числе недостаточная детализация номенклатуры, и поэтому накануне Второй мировой войны была выработана новая товарная номенклатура – «Минимальный список товаров для статистики международной торговли».

Новая номенклатура была опубликована в окончательном виде в 1938 г. Все товары были распределены на 17 разделов. Разделы, в свою очередь, разбиты на 50 групп и 456 базисных товарных позиций. Назовем в качестве примера некоторые из них:

Из приведенного перечня видно, что разделы в данной номенклатуре были значительно расширены и детализированы по сравнению с первой Брюссельской товарной номенклатурой 1913 г.

До начала 90-х годов XX в. наибольшее распространение в практике ВЭД и таможенного регулирования большинства стран и международных организаций получили три классификационные системы:

Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС), или Брюссельская таможенная номенклатура (БТН);

Единая товарная номенклатура внешней торговли стран – членов Совета экономической взаимопомощи (ЕТН ВТ СЭВ); Стандартная международная торговая классификация (СМТК) ООН.

Все эти международные номенклатуры были построены на базе разных классификационных принципов и имели различную степень детализации товарооборота. На практике это затрудняло сопоставление данных о товарной структуре экспорта и импорта стран, использующих различные товарные номенклатуры. Зачастую даже в случаях, когда наименования товарных групп или разделов номенклатур текстуально совпадали, содержание их могло быть различным.

Работы по сближению главных международных классификаций (СМТК и БТН) привели к созданию нового проекта Брюссельской номенклатуры. Этот проект получил название Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС). В отличие от первоначального варианта БТН в основу классификационной схемы новой номенклатуры были положены принципы степени обработки и происхождения товаров. Важной особенностью НСТС является то, что товарные коды (шифры) не содержат номеров разделов.

НСТС в последней редакции включает 21 раздел, 99 групп товаров, 1011 товарных подгрупп. Номенклатура основана на четырехразрядном обозначении товаров – все товары в номенклатуре разделены на 99 групп и все группы независимо от их принадлежности к тому или иному разделу пронумерованы в возрастающем порядке от 01 до 99. Внутри группы товары также пронумерованы в порядке возрастания двумя знаками от 01 до 99.

На основе НСТС построена Комбинированная номенклатура Европейского экономического сообщества (введена в действие с 1 января 1988 г.).

Позднее принципы классификации товаров, заложенные в НСТС, были использованы при создании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

НСТС используют в настоящее время во многих странах мира (преимущественно Западной Европы) как в статистических целях, так и в качестве товароведческой основы формирования национальных таможенных тарифов.

Как оформить выписку из сводной номенклатуры дел для структурных подразделений? Какие сведения приводятся на титульном листе выписки? Какая форма принята для последующих листов, где приводится номенклатура структурного подразделения?

Нужно ли в конце выписки указывать:

– составителя;

– начальника отдела делопроизводства;

– с кем согласовано (руководитель архива предприятия);

– дату составления выписки? Следует ли давать ссылку на перечень со сроками хранения?

Существуют ли нормативные документы по правилам оформления выписок из номенклатуры дел? В п. 3.4.6 Основных правил работы архивов организации указано только то, что структурные подразделения получают выписки соответствующих разделов для использования в работе. Где можно найти более подробную информацию по правилам их оформления?

Нормативных документов, регламентирующих оформление выписок из номенклатуры дел, нет. Порядок действий, предписанный Основными правилами работы архивов организации, одобренных решением Коллегии Росархива 06.02.2002, такой: сначала структурные подразделения формируют собственную номенклатуру дел и оформляют ее титульный лист в соответствии с приложением 8 к п. 3.4.6 Основных правил. Затем номенклатуры дел подразделений сводятся в единую номенклатуру дел организации (приложение 7 к п. 3.4.6), которая подписывается и утверждается в установленном порядке. Наконец, готовая сводная номенклатура дел снова «разбирается» на выписки по структурным подразделениям.

Согласно п. 26 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» выписка из документа – это копия части документа, заверенная в установленном порядке.

Поскольку форма выписки в Основных правилах не приведена, она оформляется по общим правилам, содержащихся в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (в ред. от 08.12.2003; далее – Указ).

Общие правила подготовки выписок документов для внутреннего использования, сложившиеся из общей практики делового оборота и порядка, предписанного Указом, следующие.

  1. В выписке полностью воспроизводятся реквизиты бланка документа, из которого делается выписка (в нашем случае – номенклатуры дел), при этом в реквизит «Наименование вида документа» вносится информация о том, что это выписка.
  2. Регистрационный номер и дата регистрации (утверждения), воспроизводимые на выписке, соответствуют данным исходного документа (выписка не утверждается и отдельно не регистрируется).
  3. Реквизит «Подпись» оформляется следующим образом: указываются должность, инициалы и фамилия должностного лица, подписавшего исходный документ, а личная подпись при этом отсутствует.
  4. Поскольку выписка является, как уже говорилось, «копией, заверенной в установленном порядке», то завершает ее реквизит «Отметка о заверении копии документа»: надпись или штамп «Верно», должность, подпись, расшифровка подписи заверяющего, дата. Печать, о которой говорится в Указе, не нужна, т.к. выписка предназначается для использования внутри организации.

Узнать больше

Выписка из сводной номенклатуры дел приведена в Примере 1.

Латышева Н., начальник отдела обеспечения судопроизводства Архангельского областного суда.

Документооборот в суде подчиняется общим законам делопроизводства. Главное условие четкого, методически верно организованного движения документов в суде любой инстанции — это правильное составление номенклатуры дел. Судебные участки мировых судей, районные и городские, областные и иные равные ему суды в Российской Федерации работают на основе своей номенклатуры дел. Она отражает особенности судопроизводства в соответствии с действующим процессуальным законодательством, компетенцию и полномочия, внутренние вопросы организации работы аппарата суда по обеспечению его деятельности. От того, насколько грамотно и полно составлена номенклатура дел, зависит ее информативность и жизнеспособность, а также насколько зеркально она отражает реальные потребности судебного и иного, смежного документооборота. Работа над номенклатурой дел по своей сути не может иметь начального и конечного этапа — это процесс, который находится в постоянном движении и модернизации. Ежегодное подписание председателями судов, а также мировыми судьями судебных участков номенклатуры дел на год является лишь промежуточным закреплением достигнутых результатов по систематизации документооборота. Остановка в этом направлении организации судебного делопроизводства неизбежно приводит к потере важных сведений и появлению различного рода упущений в сравнительно-аналитической работе. В свою очередь, обмен опытом работы по учету номенклатурных единиц в суде позволяет перенять наиболее рациональные решения и предложить свои варианты номенклатурного структурирования.

В соответствии с утвержденной номенклатурой формируются все дела в суде, которые по своей форме являются журналами и нарядами, а по правилам делопроизводства — номенклатурными единицами. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, имеющихся в делопроизводстве суда, с указанием сроков их хранения, составленный согласно установленной форме.

При составлении номенклатуры дел в судах всех уровней необходимо руководствоваться: Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», действующим до настоящего времени Законом от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Основные правила работы архивов организаций утверждены Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела Федеральной архивной службы (ВНИИДАД Росархива), на основании решения коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.

Одним из специальных документов, на основе которого разрабатывается номенклатура дел суда, является Перечень документов, образующихся в деятельности федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения. Данный Перечень утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июня 2007 г. N 70 (далее — Перечень). Полезную информацию для работника аппарата суда, ответственного за составление номенклатуры суда, несет в себе Перечень типовых управленческих документов с указанием сроков их хранения 2000 г. издания.

Традиционно номенклатурная работа в суде ведется отделом судебного делопроизводства при помощи архивного подразделения, однако свою лепту в формирование номенклатуры дел вносят все подразделения суда. Одним из начальных этапов работы над утверждением номенклатуры дел суда на следующий год является разрешение вопроса о том, какой вид номенклатуры возможно использовать в качестве основы: типовую, примерную или индивидуальную.

Типовой номенклатурой дел устанавливается состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, такой вид номенклатуры является нормативным документом. Типовую номенклатуру дел, к примеру, целесообразно использовать на судебных участках мировых судей, организационное руководство которыми в настоящее время осуществляется специально созданным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Типовая номенклатура позволяет более рационально организовать делопроизводство на судебном участке, тем самым унифицировать его и облегчить взаимодействие между судебными участками и ответственной за обеспечение их деятельности структурой в виде отдела, управления или департамента как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Примерная номенклатура дел носит рекомендательный характер. Она устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве суда, с указанием их индексов и сроков хранения. Такой вид номенклатуры дел суда дает большую самостоятельность при ее подготовке, при этом не снижая уровень ответственности ее разработчиков за конечный результат работы.

Индивидуальная номенклатура дел, как правило, составляется на основе типовой и примерной номенклатуры применительно к особенности суда, отражая специфику судопроизводства, организации работы в коллегиях и отделах суда. На практике чаще всего выраженный индивидуальный характер носят номенклатуры дел в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов. Следует уточнить, что сроки хранения дел, предусмотренные типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в индивидуальную номенклатуру без изменений.

Условно организацию труда по разработке номенклатуры дел суда можно разбить на три взаимосвязанных этапа. Суть их заключается в следующем.

Первый этап работы по составлению номенклатуры дел состоит в определении круга вопросов и категорий служебных документов, которые по опыту прошлых лет, а также согласно произошедшим изменениям в законодательстве должны возникнуть в грядущем году. Безусловно, большую помощь в этой работе оказывает номенклатура дел текущего года.

Второй этап заключается в формулировании заголовков дел. Требования к заголовкам дел достаточно четко инструктивно очерчены: наименование документа должно коротко и ясно отражать содержание документов, которые будут формироваться в данном деле. Чтобы правильно отразить заголовки дел, необходимо учитывать основные признаки для заведения дел в делопроизводстве суда. Такими признаками являются: номинальный, вопросный, корреспондентский, географический, авторский, хронологический.

Номинальный признак является наиболее распространенным и объединяет в одно дело однотипные документы с одинаковым номиналом. Например: «Копии приговоров Архангельского областного суда», «Копии определений Верховного Суда Российской Федерации по делам областного суда» и т.д. По номинальному признаку заводятся дела с планами, отчетами, приказами и распоряжениями: «Полугодовые планы работы суда», «Годовые статистические отчеты о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел» и т.п. При формулировании заголовков номинальный признак сочетается с другими признаками. К примеру, номинальный признак «приказы» может сочетаться с авторским, предполагая название такого документа делопроизводства, как «Приказы председателя областного суда по личному составу (прием, перевод, поощрение, премирование, увольнение)». Достаточно часто номинальный признак сочетается с вопросным: «Справки по итогам работы по проверке решений в порядке надзора» или «Приемо-сдаточные акты, составленные при смене заведующих канцеляриями суда, администратора, архивариуса».

В тех случаях, когда дело должно быть наполнено разнохарактерной документацией, являющейся приложением к одному обобщенному документу, номинальный признак может быть проигнорирован. Исключается необходимость номинального признака и в заголовках дел, включающих в себя переписку по различным вопросам. В таких случаях на первый план выступает вопросный признак, который позволяет объединять однородные по содержанию документы, касающиеся одного или двух каких-либо вопросов. Например: «Переписка с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам эксплуатации и содержания административного здания и сооружений суда», «Переписка с гражданами, организациями и учреждениями по поступившим от них запросам и заявлениям», «Документы (запросы, характеристики, справки) по формированию и подготовке резерва кадров на замещение вакантной должности судьи» и т.д. В представленных примерах очевидно сочетание номинального и вопросного признака, однако главным остается вопросный признак, так как именно он определяет состав документов и раскрывает их содержание.

По авторскому признаку объединяются и формируются в одно дело документы, исходящие от одного лица. Такой признак имеется в наряде «Приказы, инструкции и другие рекомендации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации», «Правовые акты областного Собрания депутатов и администрации Архангельской области».

Корреспондентский признак объединяет переписку с определенными учреждениями или группой однородных учреждений. Примеров ведения подобных нарядов в судах широкое множество: «Переписка с районными (городскими) судами области и гражданами по вопросам кассационного производства по гражданским делам», «Переписка со страховой компанией о получении полисов по добровольному и обязательному медицинскому страхованию» и т.п. Корреспондентский признак позволяет объединить разнохарактерную информацию по «корреспондентам». Однако прежде чем использовать данный признак в методике формирования нарядов такого вида, необходимо внимательно оценить реальную потребность суда в его заведении. Очень часто корреспондентский признак сочетается с вопросным. Как одна из характерных особенностей ведения данной номенклатурной единицы — подшивка в него, наряду с перепиской с «корреспондентом» докладов, отчетов и т.п. документов, отражающих основную деятельность «учреждения-корреспондента», сроки хранения которых имеют более продолжительные временные измерения.

Корреспондентский признак близок по смыслу с географическим. На основе географического признака объединяются документы, содержание которых относится к деятельности государственных учреждений, расположенных на одной территории. Этот признак широко применяется в аппаратах, имеющих разветвленную сеть подведомственных структур. В судах второй, надзорной инстанции географический признак находит свое применение, способствуя быстрому поиску необходимого судебного документа. К примеру, в коллегиях областного или иного приравненного к нему суда вполне оправданно ведение наряда «Копии кассационных определений по гражданским (уголовным) делам» отдельно по каждому районному (городскому) суду. Территориальный признак применяется при формировании номенклатур дел в процессе укрупнения судов. К примеру, в соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 285 «Об упразднении некоторых районных судов Архангельской области». Указанным правовым актом упразднено пять районных судов: Верхнетоемский, Каргопольский, Ленский, Мезенский, Шенкурский, с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию других судов области (в соответственном порядке): Красноборскому, Няндомскому, Вилегодскому, Лешуконскому, Виноградовскому. Данное объединение прямо отразится на номенклатуре дел тех судов, которые оказались укрупнены: их делопроизводство будет значительно ориентировано на применение территориального принципа.

Дела, заводимые по хронологическому принципу, формируются на основе документов, относящихся к определенному периоду времени. Характерной особенностью использования хронологического принципа является то, что он во всех случаях используется в сочетании с другими принципами, и в первую очередь с номинальным. Примеры организованных по хронологическому принципу документов чаще всего встречаются в бухгалтерской и кадровой документации суда. В судебном делопроизводстве на основе данного принципа образуются наряды, связанные со статистической отчетностью: «Годовые статистические отчеты о работе президиума областного суда по рассмотрению надзорных уголовных и гражданских дел (ф. N 8, 9)», «Полугодовые статистические отчеты о работе суда 1-й инстанции по рассмотрению уголовных дел (ф. N 14)» и т.д. Во время проверок судов, судебных участков мировых судей выявляются примеры объединения полугодовых и годовых отчетов суда в одном наряде. Объясняется такая практика незначительным объемом подшиваемой документации. Действительно, объем листов таких дел невелик. Но разные сроки хранения квартальной, полугодовой и годовой отчетности суда не позволяют объединять эти формы в единую номенклатурную единицу.

Таким образом, на втором этапе работы по подготовке номенклатуры дел суда необходимо полно и точно определить состав документов, которые будут образовывать данное дело. Анализируя наименование дел и составляя их заголовки, следует определить род и разновидность документов (копии судебных актов, отчеты, обобщения, сведения о качестве работы, протоколы, описи и т.д.), автора и корреспондента документа, а также вопрос, к которому относится содержание документов и их датирование. Все эти элементы частично или полностью входят в наименование дел. Действующими инструкциями по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, районных судах, судебных участках мировых судей предусмотрено безусловное ведение установленных наименований журналов и нарядов, учетно-статистических карточек, которые включаются в номенклатуру дел суда на очередной год.

Третий этап работы по составлению номенклатуры дел суда связан с вопросами ее систематизации, т.е. расположения наименований дел в определенной последовательности. В соответствии с Основными правилами работы архивов организаций, основой для определения формы номенклатуры дел является ее структура (штатное расписание). Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры являются названия подразделений организации. Номенклатура дел каждого суда имеет свои особенности. К примеру, номенклатура дел Архангельского областного суда на 2009 г. состоит из 12 разделов: секретариат, судебная коллегия по уголовным делам (1-я инстанция), судебная коллегия по уголовным делам (2-я инстанция), судебная коллегия по гражданским делам (1-я инстанция), судебная коллегия по гражданским делам (2-я инстанция), судебная коллегия по гражданским делам (дела об административных правонарушениях), президиум, отдел кадров, финансово-хозяйственный отдел, архив, экспедиция, систематизация законодательства и библиотека, аналитическая группа, пресс-служба. Весь списочный состав глав номенклатуры Архангельского областного суда на 2009 г. включает в себя 357 номенклатурных единиц.

Год от года номенклатура дел претерпевает изменения: вводятся новые главы, подразделы и наименования дел по причинам изменений законодательства и нововведений в судебном делопроизводстве, теряют свою актуальность действующие прежде нормы, словом, она является систематизированным источником информации об организации работы суда. К примеру, номенклатура дел Архангельского областного суда в 1991 г., т.е. восемнадцать лет назад, состояла из 8 глав из 162 номенклатурных единиц, причем отдельная глава образовывала 7 дел, отражающих работу профсоюзного комитета суда. Содержание главы «Секретариат» включало в себя такие наименования, как «Списки народных заседателей и документы по учету работы с ними», «Журнал учета работы по пропаганде правовых знаний и правовому воспитанию граждан», «Журнал учета приема граждан председателем суда» и т.д. За 18 лет номенклатурный список суда увеличился в 2,2 раза. Возрастающий объем документации влечет за собой и пополнение количества дел и нарядов постоянного хранения. В ходе сравнительного анализа выявлена интересная закономерность: фактическое уменьшение процентного соотношения единиц постоянного срока хранения в общем делопроизводстве суда имеет место наряду с увеличением общего количества номенклатурных единиц, передаваемых по окончании года в архив на постоянное хранение.

Процент номенклатурных единиц постоянного срока хранения в общем объеме делопроизводства Архангельского областного суда в 1991, 2000, 2009 гг.

N
п/п
Год действия
номенклатуры
Общее количество
номенклатурных
единиц
Количество
номенклатурных
единиц постоянного
срока хранения дел
Процент дел
постоянного
срока хранения
от общего объема
1 2 3 4 5
1 1991 г. 162 37 22,8%
2 2000 г. 182 45 24,7%
3 2009 г. 357 64 17,9%

К примеру, если в 1991 г. учетно-статистические карточки хранились «до минования надобности», по Перечню 2000 г. — «5 лет», то в соответствии с Перечнем 2007 г. они хранятся в суде постоянно. Причем согласно п. 6.1 Инструкции по делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов <1>, в случае ведения автоматизированного учета в суде учетно-статистические карточки могут быть первоначально сформированы в электронном виде с последующим обязательным выводом на бумажный носитель. Следует отметить, что п. 3.12 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде <2> предусматривает, что при компьютерном ведении регистрации и учета дел объем учитываемых сведений может быть увеличен, но не должен быть меньше предусмотренного установленными формами, при этом в данной Инструкции не содержится указаний на их обязательную дальнейшую распечатку. Различные варианты ведения учетно-статистических карточек создают определенные противоречия в ведении судебного делопроизводства в представленных судах, но объединяет их одно — постоянный срок хранения данной номенклатурной единицы в суде. Таким образом, только одно номенклатурное наименование — «учетно-статистические карточки» в зависимости от объема дел в суде может включать в себя от нескольких десятков до сотен томов дел, ежегодно передаваемых в архив суда. Проблема с хранением этого весьма значительного объема документации может быть разрешена путем внесения изменений в указанные выше нормативные акты, а также в Инструкцию о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования <3>. При этом следует исходить из предназначения учетно-статистических карточек как оперативной формы контроля за движением дела в течение отчетного года и формированием статистической и иной отчетности о работе суда. Потребность практики заключается в нормативном закреплении постоянного характера их хранения в электронном виде, с передачей в архивный сейф суда надлежащим образом подготовленных к постоянному хранению дисков или иных электронных носителей, содержащих данную учетную информацию. Эта идея базируется на следующих основаниях. Современный уровень судебного делопроизводства включает в себя достижения ГАС «Правосудие» и иных автоматизированных программ, в том числе авторских, вполне успешно работающих в течение последнего десятилетия во многих судах Российской Федерации. Кроме этого, суды в полной мере обеспечены компьютерной техникой, что является результатом реализации программ развития судебной системы и всеобъемлющей государственной поддержки. Технические возможности позволяют открыть доступ к учетно-статистическим карточкам за предыдущие годы с любого рабочего места в суде или ограничить его для определенного круга работников аппарата суда. Прямым подтверждением данных выводов является отсутствие запросов о выдаче учетно-статистических карточек из архива суда со стороны судей и работников аппарата суда. Указанные доводы позволяют отказаться от архаичного ведения и хранения учетно-статистических карточек на бумажных носителях, позволив при этом сократить государственные расходы.

<1> Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утверждена Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 161.
<2> Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утверждена Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36.
<3> Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утверждена Приказом N 157 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2005 г.

Примером дублирования информации, которая, согласно номенклатуре дел суда, передается в архив на постоянное хранение, являются следующие «дубликаты»: наряд «Копии приговоров областного суда» или «Копии определений Верховного Суда Российской Федерации по делам областного суда» и уголовные дела по ст. ст. 176, 177 Перечня; наряд «Копии решений и определений по гражданским делам, рассмотренным 1-й инстанцией» или «Копии кассационных определений Верховного Суда Российской Федерации по делам областного суда» и гражданские дела — по ст. ст. 63, 64, 65, 68 и др. Перечня. Вполне очевидно, что оправданность такого рода режима накопления архивных фондов диктуется потребностью обеспечения сохранности указанных номенклатурных единиц. Но его границы должны быть очерчены созданием в ближайшие годы эффективно работающих электронных архивов судов и банков судебных решений. С другой стороны, наряды «Копии постановлений президиума областного суда об изменении или отмене приговоров районных судов», «Копии постановлений президиума областного суда об изменении или отмене решений районных судов и мировых судей» имеют 5-летний срок хранения на основании ст. ст. 221, 223 Перечня, в отличие от самих надзорных производств, которые согласно ст. ст. 250, 254 Перечня хранятся постоянно. Одним из направлений ликвидации данного противоречия в Перечне и как следствие — в номенклатуре дел суда может стать установление постоянного срока хранения для нарядов с копиями постановлений президиума с возвращением к действующему, до введения в действие Перечня 2007 г., 5-летнему сроку хранения для надзорных производств.

Дальнейшее развитие номенклатуры дел в судах можно прогнозировать, в частности, с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 июля 2010 г. Разработка плана подготовительных действий по его применению на основе имеющихся возможностей суда и анализа потребностей необходимых нововведений в судебном делопроизводстве уже начата и будет продолжаться в течение 2009 г. Результат этой деятельности прямо отразится на номенклатурном списке судов, который с 2010 г. будет пополнен делами, связанными с реализацией исполнения запросов пользователей информации о деятельности судов.

Описанные выше этапы работы над номенклатурой дел ведутся под руководством отдела обеспечения судопроизводства суда, а также лица, ответственного за архив суда. Проект номенклатуры уточняется и согласовывается на заседании экспертной комиссии суда (ЭК). Одобренный ЭК проект представляется для утверждения председателю суда. Сложившаяся практика утверждения номенклатуры дел на судебном участке мирового судьи исключает этап работы по подготовке проекта номенклатуры, так как она проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организационное обеспечение деятельности мировой юстиции, основываясь на согласовании ЭК судебного участка и утверждении ее мировым судьей. Необходимо учитывать, что номенклатура дел суда должна согласовываться с архивным учреждением не реже одного раза в 5 лет.

Номенклатура дел оформляется по установленной форме, одобренной решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. Она оформляется на бланке суда (мирового судьи судебного участка) и должна быть представлена структурным подразделениям суда в последнем квартале текущего года, а введена в действие с 1 января следующего календарного года.

В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в суде цифрового обозначения структурного подразделения, порядкового номера заголовка дел по номенклатуре в пределах структурного подразделения. В графу 2 включаются заголовки дел (томов, частей). Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью. Графа 3 заполняется по окончании года, в ней указывается количество дел (томов, частей). В графе 4 указываются срок хранения дела, номера статей по Перечню. При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен Перечнем, срок их хранения устанавливается ЭК суда. Графа 5 «Примечание» содержит отметки о заведении дел, о переходящих номерах и т.п. К примеру, одним из новшеств последних лет является ведение регистрационных журналов суда в электронном виде, что отмечается в графе «Примечание».

Логическим завершением номенклатуры дел суда является итоговая запись. Она необходима для создания общей статистики по документообороту. Итоговая запись формируется по четырем подгруппам:

  1. «постоянно» — в состав этой группы входят дела постоянного срока хранения;
  2. «временно, свыше 10 лет» — по данной позиции суммируются все дела со сроками хранения от 10 до 75 лет хранения;
  3. «временного, до 10 лет хранения включительно» — в нее включаются дела от 5 лет хранения включительно до 10 лет хранения включительно;
  4. «временного, до 5 лет хранения». Согласно общим правилам архивного делопроизводства они не передаются в архив. В эту группу включаются дела со сроками хранения до 5 лет (не включая 5-й год), 3 года, 1 год, до минования надобности (ДМН), до замены новыми (ДЗН) и др.

Останавливаясь на вопросе внесения итоговой записи в номенклатуру уходящего года, следует учесть, что наиболее эффективным вариантом работы по подготовке номенклатуры дел суда на следующий год является составление итоговой сводной номенклатуры дел суда. Она позволяет оперативно проанализировать сведения о составе и количестве дел, заведенных в структурных подразделениях суда, а также количество реально заведенных томов дел. Данная аналитическая работа, в тех или иных формах, проводится во всех судах, так как в ином случае создание подлинно действующей номенклатуры дел суда не представляется возможным.

Номенклатура дел суда является локальным нормативным актом. Она может меняться в течение года, в чем-то дополняя или изменяя особенности текущего документооборота, но в любом случае функционально она призвана структурировать потоки судебных документов, не оставляя ни один из них без должного внимания.