Коэффициент дефлятор на 2017

Коэффициент-дефлятор – ежегодно устанавливаемый на календарный год коэффициент, который учитывает изменение потребительских цен в предшествующем периоде. Такое определение дается этому термину в ст. 11 НК РФ.

Минэкономразвития определило коэффициенты-дефляторы на 2020 год для ПСН, торгового сбора, ЕНВД, НДФЛ. Их нужно будет учитывать при расчете налогов в этом году.

НДФЛ

1,810

для корректировки налога, удержанного с иностранных граждан, работающих на основании патента по найму у физлиц

ЕНВД

2,005

для корректировки значений базовой доходности по каждому виду деятельности

ПСН

1,589

для корректировки максимального размера потенциально возможного к получению годового дохода ИП по видам предпринимательской деятельности

торговый сбор

1,379

для корректировки ставки сбора, которая определена для деятельности по организации розничных рынков

Что касается УСН, то для нее значение в документе отсутствует. Это связано с тем, что индексация величины предельного размера доходов организации, ограничивающего ее право перейти на этот спецрежим, приостановлена до 1 января 2020 года.

Также Минэкономразвития не предложило коэффициент-дефлятор на 2020 год для налога на имущество. Напомним, что в 2019 году его размер составлял 1,518. Однако в 2020 году налог планируется рассчитывать только из кадастровой стоимости, а следовательно, коэффициент для него не установлен.

В свете обсуждения предложений по замене одного вида инфляции (индекса потребительских цен) другим (индексом цен производителей промышленной продукции) при формировании долгосрочного тарифа, у кого-то может возникнуть вопрос, — чем же отличаются эти два вида инфляции и нужно ли менять один на другой?
Особенность показателей, с помощью которых измеряют инфляцию заключается в том, что это, в принципе, всегда и везде очень спорные показатели. Поэтому, не случайно, в экономической науке постоянно идут споры о том, какой измеритель и для каких целей более надёжен. Споры вызывают и перечень товаров, которые включают в «корзину», используемую при расчёте и веса этих товаров и способ определения и т.д. Поэтому, необходимо понимать, что использование тех или иных показателей инфляции- это, в значительной степени, не вопрос чистой науки, а вопрос конвенциональный. Это результат конвенционального соглашения, принятого большинством статистиков и экономистов в мире, что этот показатель мы считаем вот таким способом. Здесь, как и во многих других случаях, зачастую важен не сам расчёт показателя, а то, что бы из года в год он производится таким образом, что бы результаты были сопоставимы от года к году.
В итоге, постепенно у экономистов выработался некоторый набор показателей. Самые главные из них — это индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производителей промышленных товаров (ИЦП) и индекс-дефлятор ВВП.
Эти показатели не тождественны.
Индекс потребительских цен характеризует изменение цен для среднестатистического потребителя продукции и услуг и рассчитывается на основе корзины товаров, которая, как принято считать репрезентативно отражает структуру потребления всех граждан страны.
Индекс цен производителей промышленных товаров агрегирует средние отпускные цены по более 800 товарам (групп товаров) собранных в более 100 отраслях и подотраслях промышленности, собираемых с помощью выборки из более 7 тыс. промышленных предприятий.
Индекс-дефлятор ВВП – самый полный, поскольку учитывает (должен учитывать) цены на все товары и услуги, производимые в экономике.
Если сравнивать динамику ИПЦ и ИЦП, то в разные годы выше был то один, то другой показатель. Например, за 11-летний период с 2007 по 2017 гг., пять раз индекс потребительских цен был выше, чем индекс цен производителей, шесть раз – наоборот (см.рис.1). (на рис. 1 и 2 приведена инфляция «декабрь к декабрю», в принципе, если поискать, то можно найти и среднегодовую инфляцию («год к году»)и построить для неё аналогичный график; в долгосрочной песпективе, за пределами каких-то разовых флуктуаций у них должна быть примерно одинаковая динамика).

Источник: Росстат
Рис.1
Если мы посмотрим на консенсус-прогноз ВШЭ по инфляции на 2018-2024 гг, то увидим, что в 2018 году индекс цен производителей промышленной продукции выше, но все остальные годы- ниже, чем индекс потребительских цен (см. рис.2).

консенсус прогноз Центра развития НИУ ВШЭ от 07.08.2018 г.
Рис.2
Прогноз Минэкономразвития по инфляции (ИПЦ и ИЦП) приведён на рис.3. Как видно из этого прогноза, инфляция, измеряемая год к году (среднегодовая), которая и используется в приказе ФАС так же всё время колеблется- то выше, чем ИПЦ (в 2018, 2019, 2023 и 2024), то ниже (в 2020, 2021 и 2022).

Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 года
Рис.3
В экономической науке иногда выделяют два вида инфляции – инфляцию спроса и инфляцию предложения (инфляцию издержек), и одним из способов узнать какая была инфляция в отчётном году, является сравнение ИЦП с ИПЦ. В случае, если индекс потребительских цен превышает значение индекса цен производителей промышленной продукции, считается, что мы наблюдаем инфляцию спроса, в обратном случае – перед нами инфляция предложения. (Замечу в скобках, что не все учёные-экономисты придерживаются такого мнения, ряд авторов считает, что любая инфляция- это в конечном счёте инфляция спроса, а сам термин «инфляция предложения» ( или «инфляция издержек») — недоразумение; но не будем сейчас вдаваться в эти дискуссии).
С точки зрения формирования долгосрочных тарифов важнее не сам по себе уровень инфляции, а то — что бы всегда использовался один и тот же показатель. Несколько лет обсуждали использование показателя ИПЦ и в итоге выпустили приказ, сейчас же получается, что, увидев в одном из прогнозов МЭР, что индекс цен производителей ожидается более высоким, РЖД просит использовать его, через год или два ситуация изменится на противоположную и оно попросит вновь вернуться к индексу потребительских цен.
Причём, сами предложения РЖД, как они были сформулированы – пока не вполне однозначно интерпретируемы, потому что, помимо индекса цен производителей промышленной продукции, звучали предложения учитывать индекс цен не на всю промышленную продукцию (а он сейчас учитывает 105 отраслей), а только цены на ту продукцию, которую потребляет РЖД – металл, дизельное топливо и т.д.
Вообще, при выборе регуляторных решений, зачастую возникает такая дилемма: более «тонкое» решение, учитывающее множество факторов против более грубого, простого, но более легко администрируемого варианта. Например, можно построить налогообложение добычи нефти в зависимости от сложности её извлечения, это будет более справедливо, но есть риски, что нефтедобывающие компании запасутся справками из нужных госорганов о том, что именно их месторождения самые трудные, сложные и требуют льгот. Во избежание подобного, регуляторы принимают решение обложить налогом каждую добытую тонну и платежи компании в этом случае зависят только от добытых тонн. Такой способ, может быть не слишком справедлив, но в практической жизни простота администрирования – более важный фактор и он, обычно, перевешивает варианты, возможно, более справедливые, но создающие риски злоупотреблений.
Примерно это же верно и для построения долгосрочных тарифов. Если попытаться построить систему индексации на ценах, например на металлы, щебень и дизельное топливо, то во-первых, будут проблемы с учётом средней динамики этих цен, а во-вторых, это будет стимулировать РЖД покупать потребляемую продукцию по более высоким ценам, а это порождает целый букет очень плохих стимулов. И открыв этот «ящик Пандоры», руководство РЖД, спустя какое-то время увидит как радикально ухудшилась ситуация с закупками продукции для нужд РЖД.
С этой точки зрения сохранение системы, предусмотренной в приказе ФАС, т.е. прогноза по индексу потребительских цен, предпочтительнее, чем переход на более сложные и «хитрые» способы, учитывающие цены на отделльные товары.
Кроме того, в структуре расходов РЖД расходы по статье «материалы» составляют меньше 5%, расходы на топливо -от 6% до 7 %, «прочие материальные затраты» — от 11 до 13%. Таким образом, примерно четверть расходов- это непосредственно расходы на потребляемые ресурсы.
При этом, например, расходы на заработную плату и социальные отчисления — от 39% до 42%. И эта величина не слишком связана с материальными расходами и поэтому не очень понятно — почему здесь нужно использовать индекс цен производителей промышленной продукции. Ведь получатели заработной платы- это обычные физические лица, которые обычно не покупают оборудование, металлы или щебень, а, как раз покупают продукцию, которая описывается потребительской корзиной, используемой для расчёта индекса потребительских цен.

Tags: Железнодорожные тарифы, Заметки, Экономика ж.д. отрасли

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 16 мая 2017 г.

Коэффициент-дефлятор – это особый коэффициент, который устанавливается каждый календарный год для исчисления отдельных налогов и сборов и рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора прошлого года и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ (ст. 11 НК РФ). О новых коэффициентах-дефляторах на 2017 год расскажем в нашей консультации.

Коэффициент-дефлятор для УСН на 2017 год

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ корректируются на коэффициент-дефлятор 2 показателя:

  • величина предельного размера доходов организации, которая ограничивает ее право перейти на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
  • величина предельного размера доходов налогоплательщика, которая ограничивает его право на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

На 2017 год коэффициент-дефлятор в целях применения УСН установлен в размере 1,425 (Приказ Минэкономразвития «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» от 03.11.2016 № 698). Но применяться в 2017 году он уже не будет.

Чтобы перейти на УСН с 2017 года, доходы организации по итогам 9 месяцев 2016 года, не должны были превысить 59 805 000 руб. (45 000 000 руб. * 1,329). То есть использовался коэффициент-дефлятор на 2016 год, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772. Хотя это и противоречит порядку индексации, указанному в абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, налоговое и финансовое ведомства настаивают именно на таком расчете предельной суммы доходов (Информация ФНС России, Письмо Минфина от 30.10.2015 № 03-11-06/2/62828).

Но и для перехода с 2018 года на УСН коэффициент-дефлятор, установленный на 2017 год, тоже применяться не будет, поскольку с 01.01.2017 до 01.01.2020 индексация лимита дохода, ограничивающего право перехода на УСН, производиться не будет (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Ограничением дохода потенциального упрощенца будет сумма дохода за 9 месяцев 2017 года в размере 112,5 млн.руб.

Что касается величины предельного дохода упрощенца для сохранения права применять спецрежим, то в 2017 году величина предельного дохода составляет 150 млн.руб. А правило о корректировке его на коэффициент-дефлятор также приостановлено до 01.01.2020 (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Коэффициент-дефлятор ЕНВД в 2017 году

При исчислении ЕНВД базовая доходность должна корректироваться в том числе на коэффициент-дефлятор К1 (ст. 346.27, п. 4 ст. 346.29 НК РФ). Величина коэффициента-дефлятора К1 на 2017 год составляет 1,798 (Приказ Минэкономразвития от 03.11.2016 № 698).

Коэффициент-дефлятор для патента на 2017 год

Максимальный размер годового дохода, потенциально возможного к получению ИП на патенте, в общем случае не может превышать 1 млн. рублей (п. 7 ст. 346.43 НК РФ).

При этом указанный максимальный размер индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 9 ст. 346.43 НК РФ). На 2017 год такой коэффициент установлен в размере 1,425 (Приказ Минэкономразвития от 03.11.2016 № 698). Следовательно, и максимальный доход ИП на патенте по общему правилу не должен превышать в 2017 году суммы в размере 1 425 000 рублей.

Коэффициент-дефлятор для НДФЛ

Иностранные граждане, которые работают в РФ на основании патента, ежемесячно уплачивают НДФЛ в сумме 1 200 рублей, проиндексированной на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент (п.п.2, 3 ст. 227.1 НК РФ).

Коэффициент дефлятор на 2017 года для целей НДФЛ установлен на уровне 1,623 (Приказ Минэкономразвития от 03.11.2016 № 698).

Если законом субъекта РФ региональный коэффициент на конкретный год не установлен, он считается равным 1. Следовательно, в расчете ежемесячного НДФЛ будет учитываться только коэффициент-дефлятор, а сама сумма налога к уплате в 2017 году составит 1 948 руб. (1 200 * 1,623).

Коэффициент-дефлятор для налога на имущество физических лиц

Если налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества, то исчисляется она с учетом коэффициента-дефлятора (ст. 404 НК РФ).

Величина такого коэффициента на 2017 год составляет 1,425 (Приказ Минэкономразвития от 03.11.2016 № 698).

Коэффициент-дефлятор по торговому сбору

Ставка торгового сбора с деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади рынка. Эта ставка ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ). На 2017 год такой коэффициент установлен на уровне 1,237 (Приказ Минэкономразвития от 03.11.2016 № 698). Следовательно, ставка торгового сбора при организации розничных рынков в 2017 году не должна превышать 680 руб. (550 * 1,237).

Коэффициент-дефлятор К1 для ЕНВД на 2020 год

Формула для расчёта ЕНВД содержит в себе два коэффициента-дефлятора: К1 и К2. Первый устанавливается для всех плательщиков вменёнки вне зависимости от того, в каком регионе РФ они проживают. В 2020 году значение этого коэффициента равно 2,009.

Значение второго коэффициента (К2) устанавливается местными законодательными актами. Причём он зависит не только от региона, в котором работает налогоплательщик, но и от вида деятельности, которую он осуществляет. Подробнее об этом – в нашей статье «Коэффициент К2 для ЕНВД в 2020 году».

А пока предлагаем вспомнить, как менялось значение коэффициента К1 с 2011 по 2020 год.

Как менялся коэффициент К1: таблица

Год Значение К1 Основание
2020 2,009 Приказ Минэкономразвития от 21 октября 2019 года № 684
2019 1,915 Приказ Минэкономразвития от 30 октября 2018 года № 595
2018 1,868 Приказ Минэкономразвития от 30 октября 2017 года № 579
2017 1,798 Приказ Минэкономразвития от 3 ноября 2016 года № 698
2016 1,798 Приказ Минэкономразвития от 20 октября 2015 года № 772
2015 1,798 Приказ Минэкономразвития от 29 октября .2014 года № 685
2014 1,672 Приказ Минэкономразвития от 7 ноября .2013 года № 652
2013 1,569 Приказ Минэкономразвития от 31 октября 2012 года № 707
2012 1,4942 Приказ Минэкономразвития от 1 ноября 2011 года № 612
2011 1,372 Приказ Минэкономразвития от 27 октября.2010 года № 519

Подробно о том, как индивидуальным предпринимателям рассчитать налог на вменёнку в новом году, читайте в нашей статье «Формула расчёте ЕНВД для ИП в 2020 году».