Комиссии по легализации налоговой базы

Борьба с нелегальными выплатами зарплат идет не первый год. Из-за того, что НДФЛ поступает в местный бюджет, в авангарде выступает межведомственная комиссия по заработной плате, куда входят представители различных органов, в том числе прокуратуры.

Вызывают на комиссию по заработной плате, что делать?

Стратегия и порядок действий зависит от того, что желает узнать от вас комиссия по заработной плате. Порой самые угрожающие тексты требуют наименьшего напряжения и подготовки. Рассмотрим несколько вариантов уведомлений, которые рассылает налоговая комиссия по зарплате.

  • Уведомление содержит перечень нестандартных документов

Проще всего провести подготовку, если в уведомлении о вызове налогоплательщика, плательщика взносов или налогового агента (далее – Уведомление) указан конкретный перечень документов, например:

  • штатное расписание с указанием ФИО сотрудников, ИНН, должности и заработной платы;
  • пояснение по легализации заработной платы.

Даже такие далекие от стандартизированных документов запросы позволяют осуществить подготовку к заседанию комиссии по легализации заработной платы. Не стоит спорить с инспекторами и объяснять существенные различия между такими документами, как:

  • штатное расписание;
  • штатная расстановка.

Сделайте фантазийный документ, затребованный налоговиками на основе документов, которые есть, например, в 1С: ЗУП. Ваша цель при этом – показать трудовой распорядок ваших работников, кто из них:

  • трудоустроен у вас на полной ставке;
  • работает только половину времени;
  • занимает 0,2 или 0,3, а может и вовсе 0,1 ставки.

Сложнее всего сформировать требуемое, когда основная часть работников, например:

  • применяет надомный труд;
  • имеет формулировку в трудовом договоре о неполном рабочем дне с гибким графиком и обязанностью отработать не менее определенного количества часов в неделю.

Так, если часов будет очень мало, например, 8 в неделю, то сложно проставить даже 0,1 ставки. В таком случае лучше сообщить в объяснительной, что ваше штатное расписание не предусматривает требуемых строк, и вы можете предоставить помимо него штатную расстановку работников, куда дополнительно включите ИНН своих работников.

Также объяснительная может содержать описание устройства вашего бизнеса, который по объективным причинам суммарно имеет большое количество сотрудников. При этом отработанное ими и оплаченное вами рабочее время вполне соответствует минимальному размеру оплаты труда вашего региона.

Внимание!

Никогда не ссылайтесь на федеральный МРОТ, он существует только для бюджетников (если вы не оформляли отказ от регионального соглашения по «минималке»).

  • Уведомление содержит перечень стандартизированных документов

Комиссия по легализации заработной платы может запросить достаточно большое количество документов. Например, так:

Так как времени на подготовку дают достаточно, используйте его для сверки платежей, чтобы хотя бы к уплате НДФЛ и страховых взносов не было вопросов. Таким образом вы покажете, что готовы к сотрудничеству и диалогу.

Если по любым расчетам выходит, что ваш среднестатистический работник получает меньше регионального минимума, то проблемы могут быть не только с налоговой, но и с прокуратурой. В этом случае в инспекцию правильнее предоставить не действующее штатное расписание, а хотя бы с 1-го числа месяца, следующего за датой заседания комиссии по выплате заработной платы. Естественно, оклады (тарифные ставки) необходимо рассчитать, исходя из региональной минимальной заработной платы.

  • В уведомлении упомянута среднеотраслевая заработная плата

Если комиссия по вопросам легализации настаивает на том, чтобы ФОТ соответствовал не просто региональному уровню, а среднеотраслевому, то вполне уместен торг. По сути, если в уведомлении упомянут среднеотраслевой уровень зарплат, то бессмысленно готовить заранее штатное расписание с увеличенными окладами менее продекларированного налоговиками размера.

Вначале необходимо понять, что налоговики хотят включить в протокол по легализации заработной платы. Как правило, для инспекторов важно отразить хоть какую-то положительную динамику, причиной которой стал вызов компании «на ковер».

Например, постоянно следим за тем, чтобы зарплаты в компании не выбивались из среднеотраслевых показателей, и своевременно вносим корректировки.

  • Уведомление связано с ликвидацией задолженности

Если компания допускает просрочку НДФЛ и страховых взносов, то уведомление придет уже от комиссии по ликвидации задолженности. Причем налоговики будут спрашивать не только о погашении задолженности, но и рассмотрят под лупой средний размер оплаты труда по вашей компании.

Тексты уведомлений в этом случае носят особо устрашающий характер. Вас попросят пояснить:

Как правило, оплата задолженности или пояснение с указанием точных сроков ее погашения и описанием мер, предпринимаемых компанией, превращает упомянутый «прожиточный» минимум в региональный МРОТ. Если компания будет упорствовать, то налоговики начнут:

  • шантажировать опасностями, которые вытекают из выплат «теневой зарплаты»;
  • настаивать на необходимости среднеотраслевого размера выплат.

Принимая на аутсорсинг расчет заработной платы, мы внимательно следим за тем, чтобы ни при каких обстоятельствах не возникало задолженности по зарплатным налогам. При этом наши специалисты плотно взаимодействуют с ИФНС в ходе обслуживания. Мы готовим документы (пояснения) и отправляем их в инспекцию. При необходимости защищаем подготовленные нами пояснения и представляем интересы нашего клиента в ИФНС.

  • Вызов связан с задолженностью по заработной плате

Задолженность по зарплате – самый худший случай, так как к решению вопроса, кроме налоговой, будет подключена трудовая инспекция, а также прокуратура. Вызов на комиссию по задолженности по заработной плате – предвестник уголовной ответственности руководителя компании.

Использование такого достаточно неформального и относительно мягкого инструмента, как комиссия, в ситуации, где применим Уголовный кодекс, можно объяснить лишь:

  • отсутствием жалоб работников;
  • сдачей нулевой «зарплатной» отчетности при наличии движений по расчетному счету.

Такое положение дел можно объяснить лишь, если работники компании – сплошь ее учредители и получают дивиденды. Ведь даже при вынужденном простое работники должны получать свою среднюю зарплату.

Помимо настоящей статьи рекомендуем вам ознакомиться и с другими нашими материалами:

  • Налоговая вызывает на комиссию по взносам и НДФЛ: кого приглашают и как подготовиться
  • Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?

В указанных материалах рассматриваемой теме посвящены отдельные разделы.

Как отвечать на вопросы налоговиков?

Любая налоговая комиссия и, особенно, межведомственная комиссия по заработной плате – это прежде всего психологическое давление. Причем такой метод воздействия на компании налоговики считают очень действенным, поэтому активно практикуют его с целью собрать больше денег в бюджет.

Подчас вызов на комиссию связан с небрежностью бухгалтера, опоздавшего с оплатой взносов, однако и в этом случае чаще всего на комиссию вызывают именно генерального директора. На человека, далекого от бухгалтерии, легче «воздействовать» с элементами запугивания.

Отметим, что штатные главбухи как правило пасуют перед налоговой и убеждают директора не перечить, а исполнять все «пожелания» ИФНС.

Между тем отвечать на вопросы налоговиков можно так, чтобы отстоять интересы компании, если уровень зарплат и перечисленных в бюджет «зарплатных» налогов обусловлен объективными обстоятельствами, а выполнение «пожеланий» приведет компанию к банкротству.

Однако каждая ситуация настолько уникальна, что готовый рецепт дать сложно. В идеале интересы компании на комиссии по вопросам легализации должен представлять и защищать опытный эксперт в области налогообложения и налогового права.

Такой подход поможет изменить ситуацию в корне. Так, у нас в компании есть специальные люди, которые умеют общаться с налоговой, не бояться ее и найдут убедительные контраргументы на претензии ИФНС. И это не рассказы о:

  • неполном рабочем дне ваших сотрудников;
  • договорах подряда (в этом случае в принципе можно в конечном итоге навлечь на себя трудовую инспекцию, которая переквалифицирует такие договоры в трудовые).

Например, в зависимости от обстоятельств наши специалисты поясняют невозможность повышения зарплаты в текущем моменте из-за:

  • сезонности спроса;
  • конкретных злостных неплательщиков-покупателей;
  • других объективных обстоятельств, в которых нет и намека на какие-либо нелегальные схемы.

Нас не смутят вопросы о личных тратах ваших сотрудников в сопоставлении с их зарплатой. На это у нас заготовлена стандартная «конституционная» фраза о невмешательстве компании в частную жизнь ее работников. И, самое главное, – мы знаем, как подготовить документы так, чтобы соблюсти интересы компании, но в то же время налоговики могли отчитаться о «результативности» итогов комиссии.

Заказать услугу

Комиссия по делам несовершеннолетних, или КДН, может испортить жизнь вам и вашему ребёнку по-настоящему.

Хотя эти люди выглядят не очень страшно, их решение меняет ваше будущее… Адвокат Антон Жаров — о том, что делать с КДН.

Что такое КДН?

Комиссия по делам несовершеннолетних — что это вообще такое?

Начну издалека. Вообще в мире много вещей, предназначение которых для нас остается неведомым. Я не буду приводить примеры, но комиссия по делам несовершеннолетних сама по себе вполне достаточный пример. Для чего она нужна, не подозревает большая часть населения. Вообще-то комиссия по делам несовершеннолетних придумана для того, чтобы этих самых несовершеннолетних защищать. Она, по большому счёту, так и называется — «комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав”. Только вот как защищает эта комиссия права, из кого состоит — в этом еще предстоит разобраться.

Кто входит в состав комиссии?

Комиссию по делам несовершеннолетних, если мы говорим про Москву, создает глава управы. Кого он туда отбирает, вообщем-то, его личное дело. По закону туда должны входить представители органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Я еле сказал эту фразу, поверьте, запомнить ее было еще сложнее.

Так вот, эти самые представители органов и организаций назначаются туда руководителем управы. В Московской области глава района назначает представителей в комиссию по делам несовершеннолетних, в других регионах — по разному. Но тем не менее это абсолютно административный орган, который назначается человеком единолично. Никто людей, которые состоят в этой комиссии, туда не выбирал, их просто назначили.

Кто это может быть? От здравоохранения может быть заведующий детским отделением больницы, от образования — это может быть директор школы, от полиции, как правило, — инспектор по делам несовершеннолетних или начальник подразделения по делам несовершеннолетних, если такой есть, и так далее. Вплоть до пожарников и представителей общественности, роль которых прекрасно играют, например, представители клуба собаководов или военно-патриотического клуба, а также в Москве принято включать в состав комиссии членов общественных советов и пунктов охраны порядка (кажется, так это называется). Кто эти люди, мне неведомо, но именно они обычно и приходят на заседания комиссии. А вот заведующий отделением поликлиники может и пропустить заседание.

В комиссию должно входить несколько человек, и в Москве это число обычно превышает 10. Ну, 14 человек, может быть 12. Соответственно, комиссия должна заседать, когда в зале, где заседает комиссия, присутствует как минимум половина списочного состава. Если было 14, значит, соответственно, как минимум 7 человек должно быть в зале. И тут очень важный момент, про который все забывают: это кто эти люди, кто эти семь человек? Они по фамилиям должны совпадать с теми, кто в этой комиссии состоит.

А очень часто бывает так, что вместо начальника подразделения по делам несовершеннолетних, который в отпуске, приходит, например, просто сотрудник подразделения или вместо пожарника-начальника отдела приходит заместитель начальника отдела. Но дело в том, что комиссия по делам несовершеннолетних — это не кресло, а это люди, поэтому такое, конечно, безобразие твориться не должно. В заседании комиссии могут принимать участие только те люди, которые списочно входят в ее состав. Пофамильно.

Список комиссии должен быть опубликован. Это открытая информация. По идее он должен быть на сайте управы. Но далеко не все управы этим занимаются. Задайте, кстати, вопрос в письменном виде главе своей управы, кто же именно входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Вам будет интересно. Уверяю вас.

Кого могут вызвать?

В комиссию по делам несовершеннолетних в принципе могут вызывать любого гражданина. Ну вот абсолютно любого, если дело, которое рассматривает комиссия, как-либо касается детей. Это может быть ваш сосед по лестничной клетке, которого беспокоит, что ребенок у вас сильно плачет, и комиссия по делам несовершеннолетних в этом тоже может проявить какой-то интерес. Ходить или не ходить на эту комиссию — зависит от того, по какому делу вас вызывают.

Если это дело об административном правонарушении, то ходить туда, конечно, нужно. Например, вашего ребенка поймали с бутылкой пива или курящего за углом школы. в этой ситуации, скорее всего, на комиссию прийти все-таки придется, и делать это нужно. Идти или не идти в каждом конкретном случае, серьезен или не очень вопрос, который будет обсуждать КДН, и каковы его последствия знает адвокат, к которому безусловно нужно обращаться, если к вам пришел вызов на комиссию по делам несовершеннолетних.

Из комиссии также часто звонят по телефону: «Здравствуйте! Завтра у нас заседание, приходите”. Конечно, на такие заседания ходить не стоит, нужно прямо в телефон говорить: «Без адвоката никуда не пойду”. И не ходить.

Вызов в КДН — это серьезно?

Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, это такой мини-суд, который решает определенные вопросы, но тем не менее решает. От комиссии по делам несовершеннолетних зависит выпишут ли вам штраф или ограничатся предупреждением, если вашего ребенка, например, поймали с банкой пива, либо поставят ребенка на внутришкольный учет или учет в комиссии по делам несовершеннолетних, если опять же случилась какая-то неприятность, связанная с кодексом об административных правонарушениях.

Бояться или не бояться постановки на учет, какие правовые последствия этого — это отдельный разговор. Но комиссия по делам несовершеннолетних при желании может испортить вам жизнь, поэтому пускать на самотек деятельность комиссии по делам несовершеннолетних в вашем отношении, конечно же, не стоит и нужно приходить на ее заседания, но делать это обязательно с адвокатом.

Что делать, если меня вызвали?

Когда вы попали на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, дать какие-то общие советы сложно, поскольку нормативной базы, ну, просто очень мало. Какие-то общие вещи я, конечно, скажу.

Прежде всего сверьте, кто перед вами. Попросите представиться по фамилиям. Судьи, когда сидят в мантиях, они и то представляются, говорят «коллегия в составе Иванова, Петрова, Сидорова”, поэтому попросите этих чудо-людей представиться как зовут, кто они такие, и прям со списком, распечатанным с сайта управы, ставьте галочки есть такой или нет такого, пересчитайте их по головам, посмотрите какой списочный состав комиссии. Если в комиссии 15 человек, значит должно быть на заседании 8, как минимум, и никто никого не должен заменять и подменять.

Заседание комиссии может вести либо председатель комиссии либо заместитель председателя комиссии, но никак не ответственный секретарь или просто выбранный какой-то товарищ, который вдруг решил вести заседание комиссии. Вот это самые простые вещи.

Конечно же, нужно положить на стол диктофон, скрываться тут не надо и записывать всё, что происходит. Но поскольку у вас диктофон и поскольку заседание комиссии устное, проговаривайте всё словами, спрашивайте «как ваша фамилия” человека, который задает вам вопрос, «почему вы его задаете, если вы не член комиссии”. Никакие приглашенные лица, а такие случаются на заседаниях комиссии, почему бы нет, никакие приглашенные лица, как и зрители, например, в судебном заседании, никаких вопросов задавать не могут, участие в обсуждении принимать не могут и должны, если вас выгоняют на время обсуждения комиссией вашего вопроса, тоже выйти из зала. Попробуйте на этом настоять, увидите как интересно развиваются события. Но вообще бояться не надо, ситуация вполне себе под контролем, но, разумеется, юридические последствия быть могут, поэтому без адвоката ходить на такие вещи не надо.

Когда в марте 2017 года года ФНС России неожиданно отменила действующие на тот момент правила работы комиссий по легализации налоговой базы, не введя при этом новых, оптимисты пустились в рассуждения о возможности ликвидации этого «полузаконного пережитка прошлого» как такового. В свою очередь неисправимые скептики и реалисты (что в нынешних реалиях почти что одно и то же) ожидали какого-то подвоха. И были правы. Своим письмом от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ ФНС России перезапустила этот механизм работы комиссий, попутно расширив их полномочия. Теперь они, помимо прочего, занимаются и страховыми взносами.

Расскажем, по каким признакам инспекторы отбирают кандидатов для приглашения на комиссию и как на ней себя вести приглашенным, дабы минимизировать неприятные последствия.

Комиссия как альтернатива выездной проверке

Или как ее преддверие. Главные кандидаты для вызова на комиссию – компании и ИП, которых налоговики заподозрили в применении «серых» схем оплаты труда. Если подозрения еще не подтвердились, инспекторы не станут спешить с выездной проверкой. Сначала предполагаемого нарушителя вызовут на комиссию и предложат само­стоятельно исправить ситуацию. Также на комиссию вызовут тех, чья виновность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода до того мала, что назначать выездную проверку неэффективно.

Информацию о возможных схемах налоговики черпают не только из собственных источников (расчетов, деклараций и пр.), но и из обращений граждан, организаций и контрольно-надзорных ведомств. Критерии отбора кандидатов на комиссию по легализации налоговой базы приведены в вышеупомянутом письме, адресованном в первую очередь региональным инспекциям.

Критерии отбора для ИП: ТОП-3

  1. Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ. Нагрузка рассчитывается как отношение начисленного налога (строка 070 раздела 2 декларации 3-НДФЛ) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации).
  2. Доля профессиональных вычетов составляет 95% и более от величины доходов. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декла­рации).
  3. В декларации по НДС показана выручка, а в декларации 3-НДФЛ показан нулевой доход (либо 3-НДФЛ не представлена вовсе). Сначала инспекторы составляют список всех ИП, указавших выручку в строках 010–050 раздела 1, строках 020 раздела 4 или в графе 2 раздела 7 декларации по НДС. Затем из этого списка отбирают предпринимателей, не отразивших доход в строке 010 листа В декларации 3-НДФЛ либо не сдавших эту декларацию.

Критерии отбора для работодателей (компаний и ИП): ТОП-7

  1. Задолженность по НДФЛ. Ее определяют путем сопоставления двух величин. Первая – налог, удержанный по данным расчета 6-НДФЛ. Вторая – поступление налога, отраженное в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные
    справок 2-НДФЛ.
  2. Задолженность по страховым взносам.
  3. Снижение уплаты НДФЛ по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10% (с учетом среднесписочной численности и данных расчета по страховым взносам).
  4. Снижение уплаты страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Анализируются данные из расчетов по страховым взносам за периоды с 2017 года, карточки «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям), данные из расчета
    6-НДФЛ и сведения о среднесписочной численности.
  5. Снижение численности работников по сравнению с предыдущим периодом более чем на 30%. Инспекторы сопоставляют три величины. Первая – количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы, отраженное в расчетах по страховым взносам за периоды с 2017 года. Вторая – количество физических лиц, получивших доход, по данным расчета 6-НДФЛ. Третья – сведения о среднесписочной численности за прошлый и позапрошлый годы. Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные справок 2-НДФЛ.
  6. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов по всем работникам, отраженную в расчете 6-НДФЛ, и делят на среднесписочную численность персонала. Особое внимание обращают на работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимума.
  7. Применение в предыдущих периодах дополнительных тарифов по одним ставкам, а в текущем периоде – по иным. Анализируется динамика снижения начислений с учетом вида деятельности.

Компания «в разработке»

После того, как список кандидатов на посещение комиссии сформирован, налоговики приступают к предварительному анализу. Они изучают показатели финансово-хозяйственной деятельности и информацию о налогах. Причем в расчет берутся сведения не только об НДФЛ и страховых взносах, но и обо всех прочих налогах и сборах. Это необходимо, так как, по мнению авторов комментируемого письма, зарплатные схемы говорят о занижении выручки и завышении расходов. А они в свою очередь приводят к образованию неучтенной наличности и сокрытию облагаемой базы по налогу на прибыль, НДС и т. д.

Обратите внимание

В случае неявки на комиссию по уважительной причине заседание перенесут. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, неявившегося налогоплательщика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан – от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц и ИП – от 2000 до 4000 рублей. В случае повторной неявки налоговики проведут сначала предпроверочный анализ, а потом и выездную проверку.

В процессе подготовки налоговики используют данные из своих информационных ресурсов и сведения, полученные от контрагентов, банков, правоохранительных и лицензирующих органов, таможенников и из иных доступных источников. Результаты оформляют в виде таблиц. Среди них есть таблица «Анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса)», «Анализ показателей исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по исчислению и перечислению страховых взносов», «Критерии оценки рисков» и пр. Все таблицы подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес организации или ИП направляют информационное письмо, где отражаются все подозрения. Сделать это чиновники должны не позднее, чем за месяц до планируемой даты заседания комиссии. В письме налогоплательщику предлагают подать уточненные расчеты
6-НДФЛ и уточненные расчеты по страховым взносам, представить пояснения, а также доплатить налог на доходы и взносы. На это отводится 10 рабочих дней с даты получения информационного письма. Если этот срок истек, а «уточненок», пояснений и платежей не последовало, то, как говорится, добро пожаловать.

Читайте также «Зарплатные комиссии: кого вызовут»

«Разбор полетов» и его последствия

Каждое заседание комиссии проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что приглашается только одна организация или один предприниматель. Комиссия выслушивает пояснения по всем подозрительным фактам и рассказ о том, какие мероприятия проводятся или будут проводиться для самостоятельного устранения нарушений.

Далее комиссия излагает свою точку зрения о том, что еще нужно сделать. В частности, предлагает сдать уточненные расчеты 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за прошлые периоды.

В отчетности рекомендуется уменьшить значения по ряду показателей, а именно – по расходам ИП, расходам на оплату страхового обеспечения от ФСС и размеру выплат, не облагаемых вносами. Некоторые показатели, напротив, предлагается увеличить. Это ставка доптарифов и численность работников, получающих зарплату. Плюс к этому рекомендуется перечислить недоплаченные страховые взносы, НДФЛ и пени за все перио­ды. Для выполнения рекомендаций установлен срок – 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Есть вероятность, что по результатам работы комиссии ИФНС направит информацию в полицию, трудовую инспекцию, миграционную службу и иные контролирующие органы. Если же комиссия обнаружит, что работодатель выплачивал зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, то о нем ежеквартально будут сообщать в органы местного самоуправления.

В любом случае по завершении комиссии налоговики продолжат следить за «подозрительным» налогоплательщиком. Они организуют ежеквартальный мониторинг задолженности по НДФЛ и взносам, будут отслеживать представленные «уточненки» и динамику численности и заработной платы. Если никаких улучшений не наметится, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа ИФНС, а затем, возможно, назначат выездную проверку.

Как пояснить низкие налоги

Инспекторы сами понимают, что у низкой нагрузки могут быть объективные причины. Их и надо отразить в пояснениях. Так, организация не будет платить много налогов, если она недавно открылась, решила модернизировать производственные мощности, начала новый вид деятельности или проект. Подтвердите доводы документами: бизнес-планом, первичкой.

Уточните обязательства, если сомневаетесь в своих доводах. Кодекс разрешает перенести часть вычетов НДС на следующий налоговый период (п. 1.1 ст. 172 НК). Например, компания вправе перенести вычеты с III квартала на IV. В таком случае инспекторы увидят их уже в новом году, когда отчитаются перед руководством за год. Но если компания действительно получила небольшую прибыль и сможет это доказать, то уточнять отчетность не стоит. Правда, будьте готовы к повышенному вниманию налоговиков.

«Страшилки» от ФСС

Как сейчас выявляют «конвертные» зарплаты? Усердно, с пристрастием. Всем миром, что называется, стали бороться. В авангарде, разумеется, налоговики. «Застрельщики», так сказать. Методы – час от часу изощреннее. Остальные контрольные ведомства стараются не отставать.

Вот, сотрудники ФСС – те хотя бы с открытым забралом выступают. Предупреждают – «идем на Вы». Хотя нет, не так: «Мы о вас уже сообщили, куда следует. Теперь – бойтесь». Но хотя бы честно предупреждают. Региональные управления ФСС направили в трудинспекции информацию о тысячах страхователей, которые в ушедшем году начисляли зарплату в среднем ниже МРОТ.

Пригрозили работодателям следующими последствиями в случае применения «серых» зарплатных схем:

— полные выездные проверки таких ведомств, как трудовая инспекция, налоговые органы, ОВД, прокуратура, ФСС и других, в ходе которых будут выявлены многочисленные ошибки, касающиеся не только зарплаты;

— начисление налогов к уплате, которые организация будет обязана заплатить (расчет производится на основании имеющейся в налоговой инспекции информации о налогоплательщике);

— начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов.

Последствия выплаты заработной платы «в конверте» кроме организации отражаются на руководителе, главном бухгалтере, а также других работниках, которые занимались оформлением первичных документов, предупреждает ФСС. В данном случае они признаются пособниками и в отношении них может быть применена статья 199 Уголовного кодекса РФ- «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Налоговое айкидо – приемы самозащиты

Айкидо – боевое искусство, заключающееся в перенаправлении энергии атакующего на него самого. Инспекторы иногда представляют в качестве доказательства «конвертации» зарплат сведения, которые могут сыграть на руку компании. Расскажем, как правильно использовать промахи налоговиков в суде. Вот наш ТОП-5:

— обвинения налоговиков в «конвертации» зарплат базируются на показаниях бывших сотрудников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины. Любой мало мальски грамотный юрист объяснит, что там, где есть предвзятость, для объективности места нет.

— в жалобе сотрудника на «серость» зарплаты много эмоций, но мало конкретных доказательств. К примеру, в случае, описанном в решении Арбитражного суда Мурманской области от 06.05.2008 № А42-5779/2007, информатор налоговиков преследовал двоякую цель – и работодателя наказать, и НДФЛ с дохода не платить. «Съесть рыбку и сдать кости» не получилось.

— в протоколе допроса сотрудника, «слившего» руководство компании, отсутствуют некоторые персональные данные. Можно попытаться оспорить по процессуальным основаниям – шанс есть. К примеру, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 28.07.2010 № А19-15652/09 такое доказательство не засчитал.

— опрошенный налоговиками бывший работник компании рассказал, что его бывший работодатель выдавал зарплату наличкой. Но тут палка о двух концах. Работодатель, который платит сотрудникам в конверте, не выполняет функцию налогового агента. Поэтому плательщиком НДФЛ становится сам работник, а не компания. Так что такой информатор – сам по себе уже нарушитель. Ведь невыполнение агентом своих функций не освобождает сотрудника от налогов. Жалобщик должен был самостоятельно уплачивать налог с серых денег. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

— налоговики представляют в качестве доказательства зарплатных махинаций сведения, которые изъяли с компьютеров сотрудников при выездной ревизии. Например, документы черной бухгалтерии: ведомости, акты, приказы. В этом случае стоит проверить, как контролеры провели и оформили выемку. У компании есть шанс оспорить выемку сведений, если инспекторы не подтвердили компетентность программиста, который изымал информацию (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2017 № Ф08-707/2017). Кроме того, суд признает выемку незаконной, если организация подтвердит, что не отказывалась представить информацию на проверке. Тогда налоговые инспекторы не вправе забирать оригиналы документов из офиса компании (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2016 № А78-7499/2015). Если организация докажет, что у инспекторов не было оснований производить выемку, суды посчитают, что контролеры изъяли сведения незаконно. В таком случае ревизоры не смогут представить бумаги в суде, ведь, чтобы получить документы, они нарушили закон (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 2 ст. 55 ГПК РФ).

Вообще, о том, как себя вести на комиссиях по легализации, написано немало. Рискуя повториться, все же напомним основные постулаты, поскольку в наступившем году повышенного внимания налоговиков компаниям следует не просто ожидать – оно практически гарантировано.

Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность компании или ИП. Попытаться разуверить их в этом заблуждении можно стандартной и универсальной ссылкой на временные трудности. Например, изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта.

Новичкам еще проще: компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства.

Можно сослаться на особую систему мотивации сотрудников.

А вот повышение зарплаты работникам сразу после вызова на комиссию может оказаться шагом очень опрометчивым. Налоговики решат, что они вывели вас на чистую воду, и будут держать на коротком поводке постоянно.

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

  1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
    • об основных дебиторах и кредиторах;
    • о доходах и расходах и их структуре;
    • о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
    • об основных средствах;
    • о денежных средствах на расчетных счетах.
  2. Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

  3. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
  4. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.
Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.
Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31
<…> 1 Налоговые органы вправе:
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах <…>

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

  1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
    • фирма только что начала работать.
  2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
    • фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
    • фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
    • фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
    • фирма осваивает новые направления бизнеса.
  3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
    • снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
    • искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.
Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).

Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

  • инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
  • позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.