Комиссия по условиям труда

Современный мир рассматривается как мир самых разных организаций. Чтобы считаться организацией группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям.

К ним относятся:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:

ОРГАНИЗАЦИЯ – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Приведенное выше определение организации справедливо для формальной организации.

Формальные организации имеют:

— четко поставленные цели,

— формализованные правила,

— структуру и связи;

В эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы.

Но в рамках любой формальной организации существуют неформальные. Это такие организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации работают без четко определенных целей, правил и структур; сюда относятся все институты семьи, дружбы, неформальные отношения между людьми. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких.

При вступлении в формальные организации люди вполне осознают это и преследуют определенные цели: престиж, уровень дохода, повышение квалификации, возможность профессионального роста. При вступлении в неформальные организации у людей также есть причины, побуждающие их к тому, но они четко их не осознают. В литературе они исследуются, описываются и называются такие:

§ принадлежность;

§ помощь;

§ защита;

§ общение (необходимость информации);

§ симпатия.

СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель (т.е. простые организации). Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными. В дальнейшем мы будем рассматривать сложные формальные организации.

Все сложные организации имеют общие характеристики.

РЕСУРСЫ. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Одной из самых значимых характеристики организации является ее взаимосвязь со внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира – от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Внешняя среда находится вне влияния менеджеров, однако, чтобы добиться успеха они должны учитывать ее и обладать информацией о состоянии ее компонентов.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Вероятно, самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. Сложные организации осуществляют горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, выполняющих конкретные задания и добивающихся определенных целей, такие подразделения называют отделами, службами, цехами и т.д.

В очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.

Итак, в организации существуют две внутренние органические формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих. Однако, во всех организациях, за исключением самых маленьких, управление занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять ее мимоходом. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно должны принимать указания. На этом уровне, для того, чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Вертикальное разделение труда используется для создания уровней управления. Традиционно выделяются три уровня управления – руководители низового звена (наблюдают за процессом осуществления производства работниками, которые имеют дело с ресурсами); руководители среднего звена (связующие между руководителями низового и высшего звена); руководители высшего звена (отвечают за организацию в целом).

(Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей верхнего звена — всего несколько человек. Типичные должности – это председатель совета, президент, вице-президент и т.д. В армии можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (университет), управляющий сбытом и т.д.

Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Типичными должностями – мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой (университет)).

Кто входит в состав комиссии по проведению СОУТ?

Состав комиссии по СОУТ (специальной оценке условий труда) определяется действующим трудовым законодательством. О том, какие нормативно-правовые акты регулируют рассматриваемый вопрос и из кого состоит оценочная комиссия, мы расскажем в статье.

Правовые источники об организации СОУТ

Кто входит в состав

Кто не участвует в комиссии

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правовые источники об организации СОУТ

Основным правовым источником по рассматриваемой нами процедуре является Трудовой кодекс РФ. Однако он затрагивает тему лишь поверхностно, в общих чертах упоминая, что обязанность по организации и финансированию оценки условий труда лежит на работодателе. Подробно порядок проведения оценочных мероприятий раскрывает закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Именно он определяет орган, который проводит оценку, его компетенцию, порядок работы и состав.

Согласно ст. 9 Закона № 426-ФЗ, руководство проверяемой организации приказом или иным распоряжением утверждает комиссию по СОУТ. В этом же акте определяется порядок деятельности избранного органа. Распорядительный документ составляется в произвольной форме или по образцу, принятому на предприятии. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с данным приказом под подпись.

Сформированный орган обязательно включает в себя нечетное количество членов (оптимальный вариант — 5–7 человек). Очевидно, что данное требование Закона № 426-ФЗ способствует более продуктивному принятию решений комиссией, например при утверждении перечня рабочих мест, которые будут проверяться.

Подпишитесь на рассылку

Кто входит в состав

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, в число членов комиссии по проведению СОУТ входят:

  • представители работодателя;
  • специалист по охране труда;
  • представители профсоюзной организации на предприятии (при наличии);
  • представители иного выборного органа работников (при наличии).

Если проверяемая организация относится действующим законодательством к малому бизнесу и ей необязательно иметь службу по охране труда, то со стороны работодателя выступает сам индивидуальный предприниматель или руководитель. Также можно в состав включить нанятого по гражданско-правовому договору самостоятельного или работающего в организации специалиста в области охраны труда. Возглавляет комиссию руководитель или представитель работодателя.

Кто не участвует в комиссии

В состав оценочного органа не входят представители специализированной организации, которая осуществляет фактические измерения и исследования условий труда на конкретном рабочем месте. Такие учреждения должны отвечать требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ. В частности, в штате должно быть определенное количество экспертов со специальным образованием, также обязательно наличие лабораторий.

Организации для проведения СОУТ выбираются решением комиссии и привлекаются в обязательном порядке по гражданско-правовому договору. При этом эксперты осуществляют лишь техническую часть процесса оценки, а также дают свои рекомендации. Влиять на решение комиссии приглашенные специалисты не могут.

Если на предприятии нет профсоюзной ячейки или другого представительного органа работников, то со стороны трудового коллектива также никто не будет приглашен. Работники в этом случае лишаются возможности отстаивать свои интересы и права через своего представителя, т. е. комиссией независимо от их мнения будут выявляться вредные зоны и факторы на предприятии, а также присваиваться рабочим местам классы опасности. По итогам оценки работодатель обязан предоставить работникам соответствующие гарантии и компенсации.

Таким образом, создание комиссии по проведению СОУТ регулируется только одним нормативно-правовым источником — Законом № 426-ФЗ. Что касается состава комиссии по СОУТ, то ее организует работодатель из представителей организации и профсоюзного (или выборного) органа работников. Никаких специальных требований к компетенции членов комиссии законодательством не установлено. Однако следует при этом понимать, что если речь идет об охране труда, то включать в состав оценочного органа лучше людей, имеющих представление о вопросах безопасности на рабочих местах.

Комиссия по специальной оценке условий труда

До начала проведения специальной оценки условий труда комиссия:

  1. Назначает ответственных лиц по направлениям работы комиссии.
  2. Осуществляет сбор и анализ исходной информации.
  3. Разрабатывает график проведения специальной оценки условий труда.
  4. Формирует и утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводится специальная оценка условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест*.
  5. Доводит до работников информацию по предстоящей специальной оценке условий труда на их рабочих местах.
  6. Рассматривает предложения работников по проведению специальной оценки условий труда.
  7. Подготавливает рабочие места к проведению специальной оценки условий труда, в том числе организует проверку:
  • исправной работы технологического оборудования, инструмента (обеспечение установки заградительных устройств, ремонта, покраски и технического обслуживания оборудования, инструмента);
  • состояния систем отопления и кондиционирования, вентиляции (очистка и ремонт вентиляции, обеспечение паспортизации вентиляционных систем либо реализация мероприятий по итогам паспортизации);
  • состояния систем освещения, в том числе обеспечение замены перегоревших ламп, очистки стекол оконных проемов и других технических мероприятий;
  • наличия знаков безопасности и на рабочих местах.

*Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Комиссия по специальной оценке условий труда

Комиссия выполняет организующую роль, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения СОУТ.

С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда», создается комиссия по специальной оценке условий труда. Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией. Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.

Перечень обязанностей комиссии по СОУТ:

  • определение рабочих мест, подлежащих проведению спецоценки;
  • утверждение результатов спецоценки (отсутствие или наличие опасных факторов, их класс и подкласс);
  • принятие решения о проведении замеров (или их невозможности) на рабочих местах;
  • решение о возможности снижения класса/подкласса при использовании СИЗ или после проведения различных мероприятий по ОТ;
  • утверждение отчета по СОУТ.

Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.

Комиссия назначается приказом работодателя. Председателем комиссии назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии — представители работодателя:

  • специалист по охране труда (см. ТК РФ ст. 217);
  • представители профсоюза (при его наличии);
  • представители иного представительного органа работников;
  • руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники и т.д.

Работодателям важно учесть, что в комиссию по специальной оценке условий труда должны входить специалисты, прошедшие обучение. При этом число членов, включая председателя должно быть не менее трех и нечетным. В случае если в организации всего один-два сотрудника, третий пригашается из организации имеющей право на оказание услуг в области охраны труда. Например, из Образовательного центра охраны труда на Крестовском, который проводит обучение членов комиссии — отот.рф.

Особые правила действуют для малых предприятий (число работников в организации не превышает 50 человек). В таких компаниях обычно нет такого штатного работника, как специалист по охране труда. Тогда в комиссию включают сотрудника, который занимается в этой организации охраной труда. Согласно ТК, существует возможность использовать привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору.

Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. И поэтому, ее результаты нельзя применять.

Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда .

Вопрос: Сколько должно быть членов комиссии в Приказе о создании комиссии по охране труда (есть ли какое-либо ограничение)? Нужно ли создавать комиссию отдельно по каждому структурному подразделению и отдельным приказом? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», август 2016 г.)

Сколько должно быть членов комиссии в Приказе о создании комиссии по охране труда (есть ли какое-либо ограничение)? Нужно ли создавать комиссию отдельно по каждому структурному подразделению и отдельным приказом?

Состав комиссии по охране труда должен быть не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В ее состав могут включаться:

— руководитель организаций;

— руководители структурных подразделений;

— специалисты служб охраны труда;

— главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.);

— представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

Ограничение по количеству членов комиссии по охране труда законодательством не установлено.

Работодатель вправе создать единую комиссию по охране труда и утвердить состав ее членов приказом.

Правовое обоснование:

Согласно п. 3.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», август 2016 г.