Коммерческая и грузовая работа на железнодорожном транспорте

Предыдущая | | следующая

Общий курс железных дорог

Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осуществляется на основе Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, являющегося Федеральным законом (см. подразд . 3.3). Грузовая работа выполняется в местах общего и необщего пользования.

К местам общего пользования относятся крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для проведения операций по погрузке, выгрузке, сортировке и хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа и грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

К местам необщего пользования относятся железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке и выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Более 80 % грузов, предъявляемых к перевозке, грузят и выгружают на путях предприятий и организаций, связанных с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей. Такие пути называются подъездными. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим подъездные пути, порядок подачи и уборки вагонов регулируются договорами на эксплуатацию этих путей.

Наряду с погрузкой и выгрузкой на станциях выполняют следующие коммерческие операции: подготовку груза, взвешивание и прием его к перевозке, оформление перевозочных документов, взимание провозной платы и сборов, пломбирование вагонов, хранение груза на станциях, выдачу прибывшего груза получателям и др. Грузы перевозят грузовой скоростью в обычных грузовых поездах и большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу — в ускоренных поездах. Кроме того, грузы транспортируют пассажирской скоростью в багажных вагонах пассажирских поездов или специальных почтово-багажных поездах.

Перед подачей под погрузку проводятся технический и коммерческий осмотр вагонов с целью установления их пригодности для перевозки данного груза.

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку с указанием числа вагонов и тонн, станции назначения и других предусмотренных правилами перевозок сведений.

На каждую отправку груза — повагонную или мелкую, а также на целый маршрут или группу вагонов грузоотправитель представляет перевозчику комплект перевозочных документов: оригинал транспортной железнодорожной накладной, дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и бланк квитанции о приеме груза. Накладная и дорожная ведомость сопровождают груз на всем пути следования, и на станции назначения грузополучателю вместе с грузом выдается накладная.

Грузы подготавливают к перевозке средствами отправителя и предъявляют вместе с накладной приемосдатчику грузов в пункте погрузки. Приемосдатчик осматривает упаковку груза и отправительскую маркировку, в которой названы получатель и его адрес, затем регистрирует его и наносит железнодорожную маркировку. В ней указываются наименование груза, число мест, станция и дорога отправления.

В товарной конторе железнодорожной станции определяют провозную плату и вписывают ее в накладную (плата за перевозку устанавливается специальным тарифным руководством). Кроме того, железные дороги взимают дополнительные сборы за погрузку, выгрузку, взвешивание и подачу вагонов на подъездные пути. В большинстве отделений провозная плата рассчитывается и взимается централизованно через технологический центр по обработке перевозочных документов, обеспеченный современной вычислительной техникой.

На каждый загруженный вагон приемосдатчик составляет вагонный лист, в котором приводит данные о вагонах и об отправленных грузах с указанием номеров накладных. По вагонному листу проверяют наличие груза при выгрузке, а также простои вагонов под погрузкой и выгрузкой.

Перевозочные грузовые документы пересылают в станционный технологический центр (СТЦ), где составляется поездной документ — натурный лист — на каждый сформированный состав. В натурном листе указывают номер поезда, станцию формирования и станцию назначения, номера вагонов в порядке их расположения в составе, массу и длину поезда и другие данные. По натурному листу проводят прием и сдачу поездов, подборку, прием и сдачу грузовых документов, расформирование и формирование поездов на станциях.

Разрабатывается система машинного составления и передачи грузовых и поездных документов, что позволит автоматизировать процесс слежения за местонахождением каждого вагона на сети железных дорог и составления необходимой отчетности.

На железнодорожной станции назначения грузы выдают грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку и иных причитающихся платежей, если таковые не были осуществлены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами их перевозки железнодорожным транспортом.

Значительное распространение на железнодорожном транспорте, а также в смешанном железнодорожно-автомобильном и железно-дорожноводном сообщении получила перевозка грузов в контейнерах. Контейнерный парк состоит из специальных контейнеров (для скоропортящихся, наливных и других грузов) и универсальных. Увеличивающийся объем перевозок в крупнотоннажных контейнерах массой брутто 20 т и более. Характеристики эксплуатируемых универсальных контейнеров приведены в табл. 22.1.

Контейнеры, загруженные на складах грузоотправителей, перевозят автомобилями на станции, где их перегружают кранами на контейнерную площадку, а затем грузят на железнодорожные платформы. По прибытии на станцию назначения контейнеры перегружают на контейнерную площадку или на автотранспорт, который доставляет их на склад получателя.

Применение контейнеров, представляющих собой многооборотную тару, позволяет сэкономить пиломатериалы, упаковочную ткань, металлическую ленту, гвозди. При перевозке в контейнерах можно организовать транзитную доставку груза от склада отправителя до склада получателя, минуя промежуточные базы, и полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции. Производительность труда в этом случае становится в 4—5 раз выше, чем при перевозке мелких отправок в крытых вагонах.

На некоторых железнодорожных линиях (Пекин—Москва, Москва—Владивосток, Санкт-Петербург —Екатеринбург, Санкт-Петербург —Хельсинки, Новосибирск—Иркутск и др.) курсируют специальные контейнерные поезда для ускоренной доставки грузов.

Создан ряд контейнерных станций, оборудованных мощными кранами со специальными захватными устройствами, позволяющими автоматизировать строповку контейнеров. На ряде железных дорог внедрена автоматизированная система управления контейнерными перевозками грузов АСУ-контейнер.

Организована перевозка грузов крупнотоннажными контейнерами в международном сообщении со значительным сокращением ее дальности. Так, при доставке груза из Иокогамы (Япония) в Роттердам (Голландия) через Находку — Брест расстояние транспортирования составляет 13 770 км, в то время как при перевозке через США — 20 240 км, а морем, вокруг Африки, — 27 000 км.

В настоящее время стали применять крупнотоннажные контейнеры повышенной вместимости массой брутто 24 т вместо 20-тонных. При этом высота контейнера увеличивается с 2438 до 2591 мм.

В ОАО РЖД создана компания по контейнерным перевозкам грузов Трансконтейнер , владеющая контейнерами и специализированными вагонами для их перевозки. На дорогах созданы филиалы этой компании. Для организации перевозки скоропортящихся грузов создана компания Рефсервис .

На железных дорогах широко распространена перевозка тарно-упаковочных грузов пакетами и перегрузка их по схеме вагон— ав томобиль. Применение пакетов позволяет уменьшить расходы на перевозку на 15…30%, а производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах — увеличить в 3—4 раза. При этом резко сокращаются простои автомобилей и вагонов под погрузкой и выгрузкой. Так как поддоны могут размещаться в несколько ярусов , уменьшается потребность в складских площадях.

Согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации за невыполнение заявок на перевозку грузов железная дорога и грузоотправитель несут материальную ответственность. За нахождение вагонов и контейнеров на станции отправления или получения соответственно грузоотправитель или грузополучатель вносит железной дороге указанную в тарифном руководстве почасовую плату.

За задержку по вине железной дороги подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки железная дорога уплачивает штраф грузополучателям и грузоотправителям.

Для выполнения грузовых операций и хранения груза железные дороги имеют комплекс устройств и сооружений: крытые склады, контейнерные и навалочные площадки, весовое хозяйство и др. Крытые склады с многоярусным размещением груза имеют наружное или внутреннее (рис. 22.1) расположение путей для погрузки и выгрузки и обслуживаются кранами-штабелерами .

Ускорение трудоемких погрузочно-разгрузочных работ, удешевление их стоимости, уменьшение времени простоя вагонов и улучшение условий труда можно обеспечить с помощью комплексной механизации, при введении которой основные и вспомогательные операции выполняют машины и механизмы.

К наиболее простым техническим средствам, предназначенным для перемещения грузов на складах, относятся тележки (аккумуляторные — электрокары и с двигателями внутреннего сгорания — автокары). Для перемещения сыпучих, кусковых и легких штучных грузов в горизонтальном и наклонном направлениях используют конвейеры (транспортеры).

Для погрузки и выгрузки грузов, перевозимых в контейнерах, на поддонах и в ящиках, на открытых платформах и площадках применяют автопогрузчики, а в крытых складах — вилочные электропогрузчики с необходимыми съемными приспособлениями.

Погрузку и выгрузку сыпучих и кусковых грузов осуществляют также с помощью тракторных ковшовых погрузчиков. Кроме того, на открытых платформах и площадках устанавливают козловые и мостовые краны. Краны для сыпучих грузов оборудуют грейферами, а для тарно-штучных грузов и контейнеров — автоматическими захватами и другими специальными приспособлениями.

Козловые краны (рис. 22.2) отличаются от мостовых тем, что мост у них установлен на опорах-козлах особого вида, а рельсы

подкранового пути проложены на уровне земли, без сооружения дорогостоящих опор и эстакад.

Сыпучие грузы выгружают из саморазгружающихся полувагонов на эстакадах или повышенных путях (рис. 22.3), а при значительном грузообороте — специальными вагоноопрокидывателями . Из крытых вагонов сыпучие грузы выгружают механическими лопатами или специальными вагоноразгрузчиками .

Грузоподъемность основных погрузочно-разгрузочных механизмов приведена в табл. 22.2.

Рассмотренные машины и механизмы входят в состав комплекса устройств, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. В этом же комплексе используют различные бункера и погрузочные эстакады.

На железных дорогах концентрация грузовых операций осуществляется на как можно меньшем числе станций. В связи с этим в крупных железнодорожных узлах создают специализированные станции, оснащенные средствами комплексной механизации для централизованной переработки массовых грузов (уголь, лес, зерно и др.). Это обеспечивает наиболее полное использование механизмов, складских площадей, вагонов и автомобилей, повышение производительности труда, снижение себестоимости переработки груза и его скорейшую доставку потребителю.

При выполнении грузовых и коммерческих операций особое внимание уделяется соблюдению требований техники безопасности, изложенных в соответствующих правилах и инструкциях.

Переход к рыночным отношениям внес определенные изменения в организацию грузовой и коммерческой работы, направленные на повышение конкурентоспособности железных дорог по сравнению с другими видами транспорта.

Созданные в последние годы новые структуры транспортно-экспедиционного обслуживания на местах (на некоторых дорогах — предприятия Желдорэкспедиция ) берут на себя предоставление комплекса услуг: оформление документации, погрузку в вагоны, контроль за продвижением груза и его доставку грузополучателю. Все это создает удобства для клиентуры, ускоряет продвижение грузов и стимулирует рост объема грузовых перевозок на железных дорогах.

При организации грузовой и коммерческой работы в условиях рыночных отношений все шире используются методы маркетинга, менеджмента и транспортной логистики.

Маркетинг (от англ. т агкейщ — торговля, продажа, сбыт) представляет собой сферу деятельности, направленной на научное и практическое изучение рынка и особенностей требуемых услуг, разработку мер по привлечению клиентов (сбыту своей продукции — перевозок), использование наиболее совершенных технологий доставки пассажиров и грузов, предоставление дополнительных услуг, прогнозирование состояния рынка и разработку стратегии его освоения.

В состав маркетинга входят коммуникационные мероприятия: разные виды рекламы перевозок и услуг, современный сервис для пассажиров, отправителей и получателей грузов, организация в рекламных целях выставок и ярмарок, выпуск сувениров и знаков по железнодорожной тематике и т. п.

Основные принципы маркетинга — учет конъюнктуры рынка, гибкое реагирование на ее изменение, приспособление к запросам рынка — относятся к его различным видам: внутреннему (в пределах страны), международному, экспортному, импортному и научно-техническому (продажа и покупка лицензий и патентов). Эти принципы справедливы также для всех видов услуг.

Что касается менеджмента^ то он представляет собой совокупность методов, средств и форм управления какой-либо сферой деятельности с целью повышен ия ее э ффективности и увеличения прибыли. Выбор рациональных способов доставки пассажиров и грузов тем или иным видом транспорта осуществляется менеджером, который использует для этой цели специальные приемы логистики.

Основная цель логистики — построение четко функционирующей, самонастраивающейся системы производства, хранения, транспортирования и распределения товаров, реагирующей на все колебания рынка.

Логистика призвана обеспечить высококачественное транспортирование груза в заданный пункт назначения в установленный срок и с минимальными затратами, а также контроль за его перемещением на всем пути перевозки.

Производительность судна — транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л.с. или 1 т грузоподъемности. Различают чистую и валовую производительность судна. Чистая производительность характеризует использование судна во время движения в груженом состоянии. Определяется делением общей суммы тонно-километров данного вида работ на сило-сутки (тоннаже-сутки) хода в груженом состоянии. Валовая производительность — показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т. е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера — определяется делением общих тонно-километров на сило-сутки (тоннаже-сутки) нахождения судна в эксплуатации.

Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.

Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, определяют делением массы груза, погруженного в судно, Qэ, на регистрационную грузоподъемность Qp:

ε = Qэ/Qр. (7.1)

Средняя нагрузка на l т грузоподъемности грузового судна Ргр определяется делением тонно-километров ΣQlхгр (где lхгр — протяженность хода судна с грузом) на тоннаже-километры Σ Qрlхгр с грузом:

Ргр = ΣQlxrp / ΣQplхгр. (7.2)

Средняя нагрузка на 1 л. с. мощности буксирных судов Рб определяется делением тонно-километров ΣQplхгр , выполненных в груженых рейсах, на сило-километры ΣNlхгр с составом груженых судов и пютов:

Рб = ΣQplхгр / ΣNlхгр. (7.3)

Доля ходового времени с грузом αr определяется делением тоннаже — суток хода судна с грузом ΣQp tхгр на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации ΣQp tэ:

αr = ΣQp tхгр / ΣQp tэ. (7.4)

Средняя производительность 1 т грузоподъемности самоходных и несамоходных судов Мэгр определяется делением тонно-километров ΣQl на общее количество тоннаже-суток ΣQtэ в эксплуатации:

Мэгр = ΣQl / ΣQtэ. (7.5)

Время оборота судна — время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая время, необходимое на начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, шлюзование и др.), задержки в пути и технические операции, определяется сложением стояночного времени tст времени, затрачиваемого на маневры, tx; ходового времени гх:

Рассмотрим показатели работы речных портов. Общий грузооборот порта — суммарное количество грузов в тоннах, отправленных из порта и поступивших в порт. Этот показатель планируется и учитывается по всем грузам в целом и с распределением по номенклатуре: нефть и нефтепродукты, лес в плотах, сухогрузы (хлебные, руда, каменный уголь, руда и др.). Особо выделяют грузы, перевозимые в контейнерах, а также подлежащие передаче с речного транспорта на железнодорожный и принимаемые от него.

К погрузочно-разгрузочным работам относятся все выполняемые средствами портов на грузовых причалах и складах работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых речным транспортом. Сюда входят портовые и внепортовые работы, а также перегрузка нефтеналивных грузов нефтеперерабатывающими станциями. К внепортовым относятся хозяйственные работы порта, а также работы, выполняемые для других организаций в целях сохранения постоянных кадров рабочих и более полного использования основных фондов.

Объем погрузочно-разгрузочных работ планируют и учитывают в физических тоннах и тонно-операциях. Объем погрузочно-разгрузочных работ в физических тоннах соответствует грузообороту порта за вычетом суммарной массы отправленных с причалов клиентуры и поступивших на эти причалы различных грузов, а также отправленных из порта и прибывших в порт лесных грузов в плотах.

Тонно-операция — это перемещение 1 т груза по определенному варианту погрузочно-разгрузочных работ. Вариантом называют завершенное перемещение груза независимо от расстояния, способа и произведенных при этом дополнительных работ (взвешивание, сортировка и др.). При определении объема перегрузочных работ в тонно-операциях учитываются любые работы, связанные с перемещением 1 т груза в порту, по следующим вариантам: транспорт-склад; склад-транспорт; транспорт—транспорт; склад—склад; внутрискладские перемещения (выполняемые не в процессе основной работы, а по отдельным нарядам).

Отношение числа выполненных портом тонно-операций к объему погрузочно-разгрузочных работ в физических тоннах за определенный период называется коэффициентом перевалки грузов.

Пассажирские суда осуществляют свою деятельность по лини­ям пассажирского движения, которые исходя из условий и протя­женности перевозок подразделяются на три вида:

• транспортные линии, обеспечивающие транспортные связи между населенными пунктами с продажей билетов во всех пунк­тах остановки;

• туристские линии, предназначенные для отдыха и путеше­ствий населения по путевкам при длительности поездок более суток;

• экскурсионно-прогулочные линии, предназначенные для от­дыха при длительности поездок менее суток.

Транспортные линии по видам сообщения подразделяются на:

• транзитные, предназначенные для перевозки пассажиров между пунктами нескольких смежных пароходств или пунктами одного пароходства, расположенными в границах деятельности нескольких портов;

• местные, выполняющие перевозки между пунктами, распо­ложенными в границах деятельности порта;

• пригородные, соединяющие город с тяготеющими к нему населенными пунктами и протяженностью в 100 — 150 км;

• внутригородские, обеспечивающие перевозки между оста­новочными пунктами в границах города;

• переправные, используемые для транспортных связей двух пунктов, расположенных на противоположных берегах реки, а также для обслуживания пунктов, расположенных в зонах водо­хранилищ.

Показатель «отправлено пассажиров» рассчитывается так:

П0 = П1 + П2, (7.7)

где П1 — число пассажиров, отправленных по разовым билетам;

П2 — число пассажиров, отправленных по абонементным билетам.

Показатель «перевезено пассажиров» (П) соответствует пока­зателю «отправлено пассажиров», т. е.

П = П0. (7.8)

Учет перевозок производится в том месяце, в котором фак­тически начиналась каждая поездка.

Объем транспортной работы при перевозке пассажиров — пас-сажирооборот определяется формулой

станция управление грузовой

Начальник станции руководит работой на основе единоначалия и несет полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него Положением о железнодорожной станции.

Руководство эксплуатационной работой грузовой станции, контроль за выполнением суточных, сменных планов и заданий, организация обработки поездов и вагонов осуществляются заместителем начальника станции по технической работе, главным инженером, начальником технической конторы, мастером пункта технического обслуживания вагонов и другими работниками.

Руководство грузовой и коммерческой работой в целом по станции возлагается на заместителя начальнику станции по грузовой работе, а непосредственное руководство этими операциями на местах общего пользования осуществляется заведующим грузовым двором и сменным инженером (старшим техником) по грузовой и коммерческой работе. На складах, грузосортировочной платформе, площадке, контейнерном пункте, льдопункте и др. выполнением этих операций руководят заведующие этими подразделениями или старшие приемосдатчики грузов и багажа, а на пограничных и припортовых станциях – мастера.

В зависимости от объема грузовой и коммерческой работы в штате станции могут быть заведующие контейнерным отделением, бюро по розыску грузов, товарной конторой, техники по хладотранспорту, старшие товарные кассиры, товарные кассиры, таксировщики перевозочных документов, коммерческие агенты, приемосдатчики грузов и багажа, агенты по розыску грузов и др.

Оперативной работой станции руководит сменный маневровый диспетчер, а там, где эта должность не предусмотрена, – дежурный по станции.

Диспетчерское руководство грузовой и коммерческой работой на местах общего пользования возложено на сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе. Сменному инженеру может быть поручено диспетчерское руководство грузовой и коммерческой работой и на местах не общего пользования. На станциях, где нет сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе, его функции выполняет маневровый диспетчер.

Штат работников станции устанавливается в соответствии с Типовым штатом инженерно-технических работников и служащих железнодорожных станций и Нормативами численности товарных кассиров, таксировщиков перевозочных документов, коммерческих агентов и операторов.

Число старших и рядовых приемосдатчиков груза и багажа зависит от конкретных условий станции, объема грузопереработки, рода грузов, вида отправок, уровня механизации погрузочно-разгрузочных операций, числа обслуживаемых точек, расположения складских помещений и др.

От качества работы приемосдатчиков зависит выполнение плана перевозок, своевременное и четкое выполнение целого ряда грузовых и коммерческих операций на станции и в пути следования, обеспечение сохранности перевозимых грузов, выполнение норм простоя вагонов под грузовыми операциями и на станции по отправлению и прибытии, рациональное использование грузоподъемности и вместимости вагонов, обеспечение техники безопасности, охраны труда и безопасности движения поездов.

Приемосдатчик груза и багажа представляет интересы дороги во взаимоотношениях с отправителями и получателями груза. На приемосдатчиков возложено выполнение основных грузовых и коммерческих операций: прием, взвешивание, погрузка, выгрузка, сортировка, перегрузка, хранение и выдача перевозимых по железной дороге грузов, сдача и прием от портов (автотранспортных организаций) экспортно-импортных грузов и грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, сдача и прием в коммерческом отношении груженых и порожних вагонов и универсальных контейнеров, подаваемых под погрузку или выгрузку средствами отправителя, получателя или порта, сдача и прием от грузоотправителей, получателей, портов принадлежащих железной дороге поддонов, перевозочных приспособлений и их учет, оформление соответствующих документов и ведение установленной отчетности по этим операциям.

В зависимости от особенностей и местных условий работы станции на приемосдатчика груза может возлагаться выполнение других коммерческих операций, и в частности коммерческий осмотр поездов и вагонов.

Приемосдатчик груза и багажа обязан знать в установленном объеме Устав железных дорог Украины, Правила перевозок грузов, Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила технической эксплуатации железных дорог Украины и Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Украины, Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта, Должностную инструкцию приемосдатчику груза и другие документы, указанные в этой Инструкции. Конкретные обязанности приемосдатчика груза и багажа при погрузке и выгрузке грузов средствами дороги и грузовладельцев, при перевозке в прямо смешанном железнодорожно-водном сообщении и экспортно-импортных грузов, при приеме и сдаче дежурства установлены Должностной инструкцией приемосдатчика груза.