Компонентный состав отходов определяется на основании

В учебниках и монография предлагается различная классификация отходов по ряду признаков. В данной статье мы рассмотрим классификацию, которая так или иначе закреплена в нормативных документах.
Классификация отходов — необходимый шаг в государственном регулировании обращения с отходами. В зависимости от назначения классификации она производится по ряду признаков.
С точки зрения управления наиболее значимая классификация отходов будет по опасным свойствам. Это очевидно на фоне общей озабоченности своей безопасностью. Безопасность повсюду, как плесень, и отходы не исключение.

Классификация отходов по опасности

Гигиеническая классификация по степени токсичности отходов проводится на основании СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
Отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:

  • 1 класс — чрезвычайно опасные;
  • 2 класс — высоко опасные;
  • 3 класс — умеренно опасные;
  • 4 класс — мало опасные.

Эта классификация учитывает ядовитые свойства промышленных и коммунальных отходов. Класс опасности по токсичности не имеет практического приложения, кроме указания в паспорте опасности отхода. Законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по этой классификации.
Класс опасности для окружающей среды устанавливается на основании «Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. № 536.
Сама классификация установлена статьей 4.1.Федерального закона №89 «Об отходах производства и потребления»:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс — высокоопасные отходы;
  • III класс — умеренно опасные отходы;
  • IV класс — малоопасные отходы;
  • V класс — практически неопасные отходы.

По своей сути, это тоже классификатор по токсичности, но имеющий пять классов опасности вместо четырех. Одному богу известно зачем понадобились два по сути одинаковых классификатора.
В обоих системах классификации отходов по опасности фигурирует некий коэффициент опасности, который должен находиться в прямой зависимости от степени негативного воздействия на живую природу, в том числе и человека, того или иного вещества.
«Коэффициент опасности» формально рассчитывается исходя из предельно-допустимой концентрации (ПДК), способности растворяться в воде и доли в общей массе отходов. Вычисление этого коэффициента остается за рамками понимания, ибо с одной стороны оно упрощено до безобразия, а с другой стороны не учитывает ряд других опасных свойств веществ, например, окисляемость, пожароопасность.
Сама методика вычисления класса опасности не учитывает возможные трансформации веществ в природной среде, под воздействием осадков, солнца, кислорода воздуха и т.д.
Тем не менее, применение обоих классификаторов носит обязательный характер и с этим приходиться жить, несмотря на все их недостатки. Класс опасности отходов для окружающей среды имеет существенное значение при определении размера платежей за размещение отходов. Чем выше класс опасности у отходов, тем больше приходиться платить при их размещении (захоронении).

Классификация по виду отхода

Кроме классификации, учитывающей опасные свойства (токсичность), отходы классифицируются по видам, как продукция классифицируется по коду ОКП. Для этого предназначен Федеральный классификационный каталог отходов» (ФККО).
Создается впечатление, что создатели этой «системы необъятного» пошли по пути биологов в их системе классификации видов. Но зачем такая подробная классификация отходов? Чем таким принципиальным отличается макулатура из квартиры и макулатура из офиса?
Некоторая польза в ФККО всё-таки есть, ведь 11 цифра в коде означает класс опасности, который присвоен отходу, по степени отрицательного воздействия на окружающую среду. Оставим за скобками основания, по которым присваивался класс опасности, ибо по логике вещей это должно означать, что коду ФККО всегда соответствует одинаковый по составу вид отходов. В принципе, это нонсенс.

Например, возьмем водку. Несмотря на то, что на 40% она состоит из этилового спирта, а остальное вода, существенную роль в формировании вкуса играют примеси. Всего 2% «неправильных» примесей и можно отравиться. Что это означает?
Это означает, что назначенный «сверху» класс опасности может как завышать, так и принижать токсичные свойства реальных отходов.
А между тем существует иная классификация по ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения». Номенклатура отходов здесь гораздо лаконичнее, но полный классификационный код отходов состоит из 11 блоков!
Каждая группа обозначена буквой латинского алфавита и отделена пробелом. Полный код отходов включает в себя следующие кодовые группы (блоки):
Полный код отхода будет выглядеть следующим образом:
N ХХХХХХ//Р ХХХХ//М ХХХХХХХХ.ХХХХХХХХ//В ХХХХХХХХ.ХХХХХХХХ//К ХХХХХХХХ. ХХХХХХХХ//Q ХХ+ХХ//W ХХ//С ХХ+ХХ+ХХ//Т Х//Н ХХ+ХХ//D ХХ+R XX
Несмотря на громоздкость такой код содержит всю основную информацию об отходе. Практически, это некий путевой лист, где указано, что, откуда и куда направляется.
Между тем, классификация отходов по видам в основном необходима для статистики, другого серьезного применения ФККО нет, т.к. в России не принято использовать «декларацию отходов», применяемую во многих странах мира.
С практической точки зрения, применение «декларации отходов» имеет гораздо больший смысл, чем применение «Паспорта отходов I–IV класса опасности» в России.
Между тем, система паспортизации отходов существует во всем мире. Паспортизация отходов позволяет систематизировать работу по управлению потоками отходов. Вы видите, что, где и в каком объеме образуется. Зная состав и свойства отходов можно определиться с их дальнейшей судьбой, а в ряде случаев и с их сокращением.

Классификация отдельных видов отходов

Отдельную классификацию имеют медицинские отходы. Такая классификация установлена в СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Фактически это тоже классификация по опасным свойствам, где кроме токсичности также учитывается инфекционность и радиоактивность:

  • Класс А – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее – ТБО).
  • Класс Б – эпидемиологически опасные отходы.
  • Класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
  • Класс Г – токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
  • Класс Д – радиоактивные отходы.

Своя классификация установлена для ртутьсодержащих отходов (РТО) в ГОСТ Р 52105-2003 «Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения». В зависимости от содержания металлической ртути РСО подразделяют на четыре группы:

  • 1 — металлическая ртуть, загрязненная механическими включениями или растворенными химическими веществами, при массовой доле основного вещества 95% и более (далее — отходы металлической ртути);
  • 2 — отходы с массовой долей металлической ртути 50% и более (далее — отходы, содержащие металлическую ртуть);
  • 3 — отходы, содержащие металлическую ртуть, ее неорганические и/или органические соединения, при массовой доле ртути от 0,026% до 50% (далее — концентрированные РСО);
  • 4 — отходы, содержащие ртуть или ее соединения массовой долей от 0,00021% (ПДК ртути в почве) до 0,026% (далее — отходы с низким содержанием ртути).

В основном этот стандарт предназначен для определения метода переработки для ртутьсодержащих отходов в зависимости от группы.

утвердить прилагаемый Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности.

Министр С.Е. Донской

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2015 г.

Регистрационный № 40331

Порядокотнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541)

1. Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее — Порядок) устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее — хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее — территориальные органы Росприроднадзора).

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы и медицинские отходы.

3. Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее — ФККО) и банке данных об отходах (далее — БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011 регистрационный № 22313);

при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации*.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО**.

4. Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

5. Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

6. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее — Заявление), в котором указываются:

фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика;

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6977, 2014, № 26, ст. 3366) заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, — при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации”, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;

ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

7. Заявление с документами и материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (далее — материалы хозяйствующего субъекта), представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Материалы хозяйствующего субъекта могут быть представлены с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 29, ст. 3988; 2013, № 14, ст. 1668; № 27, ст. 3463; ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1098, № 26, ст. 3390).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования размещает на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет” бесплатный сервис для подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

8. При направлении материалов хозяйствующего субъекта на бумажном носителе комплект документов может быть подготовлен с применением бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а полученная с его помощью печатная копия прошивается, подписывается руководителем хозяйствующего субъекта, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, подпись заверяется печатью организации. При этом электронная копия документов и материалов, подготовленных с использованием указанного сервиса, направляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, а присвоенный при отправке номер сообщается в территориальный орган Росприроднадзора при подаче материалов хозяйствующего субъекта на бумажном носителе.

В случае ограниченного у хозяйствующего субъекта доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет” документы и материалы могут быть подготовлены хозяйствующим субъектом только на бумажном носителе.

В случае подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, на бумажном носителе без использования бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, печатный экземпляр материалов хозяйствующего субъекта прошивается, подписывается руководителем хозяйствующего субъекта, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, подпись заверяется печатью организации.

9. В случае подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с использованием бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, и с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” предоставление бумажного экземпляра материалов хозяйствующего субъекта в территориальный орган Росприроднадзора не требуется.

10. Территориальный орган Росприроднадзора принимает материалы хозяйствующего субъекта в день поступления по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) хозяйствующему субъекту, и регистрирует Заявление.

В случае поступления материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях датой поступления таких материалов считается дата приема, указанная в отметке на описи.

В случае поступления материалов хозяйствующего субъекта по информационно-телекоммуникационным каналам связи датой поступления таких материалов считается дата их отправки, подтвержденная номером, присвоенным специализированным сервисом при отправке указанных документов.

11. В случае выявления некомплектности материалов хозяйствующего субъекта и/или отсутствия в них информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает хозяйствующему субъекту уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи”.

12. В случае непредставления хозяйствующим субъектом в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, надлежащим образом оформленных материалов хозяйствующего субъекта, территориальный орган Росприроднадзора в срок, не превышающий 5 дней с даты истечения указанного 25 дневного срока, возвращает хозяйствующему субъекту документы и материалы, которые направляются почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” при поступлении материалов хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

13. Территориальные органы Росприроднадзора информируют хозяйствующий субъект о результатах рассмотрения его материалов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, в следующий срок:

при наличии в составе материалов хозяйствующего субъекта предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней с даты поступления указанных материалов хозяйствующего субъекта;

при наличии в составе материалов хозяйствующего субъекта предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО в срок, не превышающий 55 дней с даты приема указанных материалов хозяйствующего субъекта.

14. Для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия” (далее — ФБУ «ФЦАО”), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем” (далее — ФГБУ «УралНИИЭкология”), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.

15. В случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, ФБУ «ФЦАО” в течение 35 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение:

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности,

о несоответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несовпадением классификационных признаков указанных видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для его устранения.

16. В случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, ФБУ «ФЦАО” в течение 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение:

о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности или;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.

При проверке материалов хозяйствующего субъекта об отнесении вида отходов к конкретному классу опасности, при проведении необходимых исследований, испытаний, измерений, экспертиз при осуществлении государственного экологического надзора используются те же критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которые были использованы хозяйствующим субъектом при подтверждении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

17. ФБУ «ФЦАО” в течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности согласно пункту 16 Порядка готовит предложение о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования и направляет его в территориальный орган Росприроднадзора.

Для присвоения кода и наименования виду отхода ФБУ «ФЦАО” направляет поступившие от территориального органа Росприроднадзора материалы отнесения вида отходов в ФГБУ «УралНИИЭкология”.

ФГБУ «УралНИИЭкология” проводит работы по анализу полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, присваивает виду отходов соответствующий код, наименование и направляет результаты работ в ФБУ «ФЦАО”.

В случае выявления отсутствия без достаточных оснований одного или нескольких классификационных признаков (происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции) химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, ФБУ «ФЦАО” направляет об этом заключение с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения в территориальный орган Росприроднадзора.

Территориальный орган Росприроднадзора при поступлении от ФБУ «ФЦАО” предложения о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования в течение 3 дней направляет данное заключение в Росприроднадзор.

18. Росприроднадзор в течение 3 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора предложения о включении вида отходов в ФККО и в БДО принимает решение о подготовке ведомственного приказа о включении данного вида отходов в ФККО, а также решение о включении данного вида отходов в БДО.

Росприроднадзор информирует соответствующий территориальный орган Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО с указанием реквизитов нормативного правового акта, которым данный вид отхода включен в ФККО в течение 5 дней с момента вступления в силу нормативного правового акта Росприроднадзора о включении данного вида отходов в ФККО.

19. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения от ФБУ «ФЦАО” направляет хозяйствующему субъекту почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” уведомление:

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или;

о несоответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несовпадением классификационных признаков этих видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять для его устранения;

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения;

о недостаточности классификационных признаков для необходимости включения данного вида отходов в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.

20. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО и БДО направляет хозяйствующему субъекту почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи” уведомление о включении данного вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО.

** Пункт 10 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (Собрание законодательства Российской Федерации 2013 № 34, ст. 4443).

5 класс опасности отходов включает в себя мусор, с которым мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. В эту группу не входят отходы, способные в минимальных концентрациях стать причиной гибели живых существ и нанесения серьезного вреда природе. Однако мусор 5 класса также требует определенных правил обращения с ним.

Что это за класс опасности

Отходы 5 класса опасности – что это такое?

На сегодняшний день в нашей стране существует классификация отходов, выделяющая 5 групп образующегося утильсырья по степени опасного воздействия на природную среду и организм человека. 1-4 классы включают отходы от крайне опасных (1 класс) до малоопасных (4 класс).

5 класс отходов представлен мусором, который при попадании в окружающую среду почти не нарушает равновесие экосистемы. То есть к этой группе относятся отходы, обладающие наименьшей степенью опасности для экологии.

Можно выделить такие особенные черты отходов 5 класса опасности:

  • они могут воздействовать на природную среду, однако полное восстановление экосистемы происходит менее чем за 3 года;
  • их выброс в больших объемах способен стать причиной нанесения природе непоправимого ущерба;
  • они могут быть вредны для человека, работающего с ними без индивидуальных средств защиты;
  • несмотря на относительную безопасность, такие отходы требуют определенных правил временного хранения, транспортировки и утилизации.

Какие отходы являются неопасными

Что относится из огромного количества утильсырья к 5 классу? Перечень неопасных отходов достаточно широк, причем в основном это мусор, образующийся в быту.

Отходы V класса опасности, перечень:

  • яичная скорлупа;
  • натуральный древесный опил;
  • древесные упаковочные изделия;
  • бумажные и картонные обрезки;
  • зола от сжигания дерева и соломы;
  • керамическая продукция, щебень, утратившие свои качества;
  • кирпичные обломки;
  • куски гипса и цемента;
  • накипь;
  • лом чугуна, стали, алюминия и других металлов;
  • бочки из железа;
  • незагрязненные емкости из пластика;
  • полиэтиленовая пленка;
  • крупногабаритный мусор;
  • пищевые остатки;
  • мусор, образующийся при уходе за территорией;
  • бракованные и отслужившие лампы накаливания;
  • изолированные провода и кабели и др.

Обратите внимание! Установить класс опасности отхода можно с помощью обновленной версии Федерального Классификационного Каталога Отходов (ФККО). Последняя цифра кода, указанного в классификаторе, определяет класс каждого конкретного вида мусора по степени опасности.

Правила обращения

Инструкция по обращению с указанными выше отходами, представляющими 5 класс, освещает вопросы, касающиеся главным образом хранения и транспортировки неопасного мусора.

Сообразно с нормативными требованиями для временного хранения отходов 5 класса должны использоваться специальные площадки, удовлетворяющие следующим положениям:

  1. Расположение площадки должно осуществляться с более ветреной стороны сооружений.
  2. С целью защиты мусорных баков, установленных на площадке, от осадков должны устанавливаться навесы.
  3. Поверхность площадки должна быть покрыта твердым материалом (например, асфальтом, цементом), предотвращающим попадание вредных компонентов в почву.
  4. Периметр площадки должен быть огражден ливнестоком.

Вывоз мусора с площадок должен производиться лицензированными компаниями. Периодичность вывоза зависит от лимитов накопления отходов и площади участка их временного хранения. Вывозится неопасный мусор обычно на свалки или полигоны ТБО. Однако сегодня также практикуется вывоз отходов на предприятия вторичной переработки с целью получения новой продукции.

Обустройством придомовых контейнерных площадок и вывозом мусора с соблюдением всех правил должна заниматься управляющая компания. Об этом рассказывают в следующем видеосюжете.

Важно! Переработка отходов, пусть даже практически безопасных для нашей среды обитания, необходима, т.к. с каждым годом объемы такого мусора только увеличиваются. Если не перестать утилизировать отходы «по старинке» (складирование на свалки, захоронение), все мы станем свидетелями мусорной катастрофы, пагубной для всего живого на планете.

Нормы обращения с мусором 5 класса не требуют прохождения процедуры паспортизации. Паспорт на такие отходы получать не надо, однако они должны быть подвергнуты обязательному учету и утилизации. Организации, являющиеся источниками мусора последней группы опасности, обязаны каждый год сдавать отчетную документацию по накоплению отходов. Причем при отнесении отхода к 5 классу опасности нужно получить его подтверждение в аккредитованной лаборатории.

Биотестирование отходов 5 класса

При проверке деятельности организации экологическими службами необходимо предоставить инспекции подтверждение 5 класса опасности отходов. Для получения этого подтверждения нужно обратиться в лабораторию с целью проведения ее специалистами ряда исследований. В лаборатории устанавливают состав образующегося отхода и в соответствии с полученными данными рассчитывают класс опасности. При расчете учитывают 19 показателей, которые отражают соответствие вида мусора нормативам, предъявляемым к загрязнителям воды, атмосферы, почвы и т.д.

Помимо анализа состава отходов в лаборатории проводят биотестирование сырья. Это экспериментальное исследование осуществляется с использованием клеток и живых организмов: анализируется реакция дафний, инфузорий, клеток водорослей на раздражитель, представленный пробами отходов. Биотестирование позволяет определить уровень токсичности мусора для живых существ.

Результат процедуры подтверждения 5 класса – получение заказчиком документации, в том числе протокола биотестирования отходов.

Важно! При отсутствии документов, подтверждающих безопасность мусора, сотрудники проверяющей службы могут причислить какой-либо вид отходов к 4 классу опасности. В этом случае руководителю организации придется заплатить немаленький штраф! Спорные ситуации при проверках возникают не так уж редко, т.к. разделение мусора на 4 и 5 классы нечеткое.

Современные методы утилизации

Вывоз отходов на свалки как метод утилизации устарел, он не обеспечивает безопасность для окружающей среды и является экономически не рациональным.

В наши дни требуются усовершенствованные способы утилизации отходов 5 класса:

  • низко- и высокотемпературный пиролиз;
  • компостирование – процесс естественного разложения органических остатков с получением в результате компоста, схожего по своим характеристикам с гумусом;
  • захоронение на современных полигонах с проведением предварительной сортировки мусора;
  • переработка – наиболее целесообразный способ утилизации, позволяющий производить продукты с наименьшими затратами природных и денежных ресурсов.

Дополнительная информация! Практически из каждого вида отходов 5 класса можно производить новые изделия и материалы. Так, например, из древесных отходов можно получать топливные брикеты и пеллеты, косметические препараты и т.д. Из отходов ПЭТ-бутылок получают флекс, который служит сырьем для производства новой тары.

5 класс опасности отходов представляет угрозу, видимую невооруженным глазом. Для понимания всей горечи проблемы достаточно выехать за границы населенного пункта к местам расположения свалок «безопасного» мусора. Соблюдение правил обращения с этими отходами, а также применение современных способов утилизации должны помочь решить этот вопрос.

Общие сведения

Расчет класса опасности отходов для здоровья человека осуществляются в соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления» №144 от 16 июня 2003 года. Результаты определения класса опасности отходов для здоровья человека являются действительными на всей территории Российской Федерации.

Классы опасности отходов

Класс опасности токсичных отходов для здоровья человека определяется на основании СП 2.1.7.1386-03 «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (зарегистрированы в Минюсте 19 июня 2003 года, регистрационный N 4755). В соответствии с данными правилами по степени воздействия на человека отходы подразделяются на 4 класса опасности:

I класс – ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЕ

II класс – ВЫСОКООПАСНЫЕ

III класс – УМЕРЕННО ОПАСНЫЕ

IV класс – МАЛООПАСНЫЕ

Порядок определения класса опасности отходов

Класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.

Согласование установленного класса опасности отходов

Данные по обоснованию класса опасности (токсичности) отхода представляются на утверждение в учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствующей территории Российской Федерации.

Для утверждения класса опасности заявитель отхода представляет сведения о производителе и (или) собственнике отхода, содержащие все реквизиты и материалы, обосновывающие отнесение токсичного отхода к классу опасности, с соблюдением следующих требований:

1. наименование отхода должно соответствовать технологическому регламенту;

2. сведения о составе отхода (по компонентам) должны быть представлены с указанием методик его определения и их погрешностей, заверенные руководителем организации, проводившей исследования с указанием документа ее аккредитации;

3. данные по санитарно-гигиеническим и химическим показателям представляют по форме, приведенной в приложении 1 или (и) 7 к СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»;

4. при расчетном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных расчетов, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу;

5. при экспериментальном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных исследований, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу.

Результаты определения класса опасности отходов для здоровья человека являются действительными на всей территории Российской Федерации.

Ответственность за несоблюдение действующего законодательства

Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ 2001 г.)

Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Приказ МПР России № 511 от 15 июня 20.01 года установил критерии для отнесения отходов к определенным классам опасности. Были установлены такие классы:

  • практически неопасные;
  • малоопасные;
  • умеренно опасные;
  • высокоопасные;
  • чрезвычайно опасные.

Класс опасности устанавливается, исходя из возможного воздействия веществ на окружающую среду в момент непосредственного или опосредованного контакта этих веществ с природной средой. Определение класса опасности отхода может осуществляться на основе расчетов либо данных, полученных в результате эксперимента.

Расчетный метод отнесения большинства отходов к тому или иному классу опасности основан на показателях (К), которые характеризуют степень опасности этих отходов в момент воздействия на природную среду. Рассчитывается показатель из суммы показателей опасности всех веществ, которые входят в отходы (Ki). Полный перечень составляющих отход компонентов и их количество устанавливается по составам сырья и технологическим документам, а также по результатам химических анализов.

Показатель Кi представляет собой соотношение концентрации отдельных компонентов отходов (Ci) к коэффициентам их степени опасности (Wi). Этот коэффициент довольно условный показатель, в числовом отношении он равен количеству компонентов отходов, ниже значения которых сам отход не может оказывать негативного влияния на природную среду. За единицу измерения коэффициента принято отношение мг/кг. В случаях вычисления коэффициента по каждому из компонентов отхода, их степень опасности вычисляется для разной природной среды.

Если производители отходов, основываясь на расчетном методу, отнесли отходы к классу чрезвычайно опасных веществ, такая классификация должна быть подтверждена также и вторым методом — экспериментальным. Согласно правилам, отход должен быть отнесен к классу высокоопасных, если результаты экспериментальной части не подтвердят расчетную классификацию.

Экспериментальный метод состоит в ряде тестов, проводимых исключительно в аккредитованных специализированных лабораториях. Экспериментальное отнесение отхода к одному из пяти классов опасности проводится в таких случаях:

  • подтверждение 5-го класса опасности отхода, установленное при помощи расчетного метода;
  • невозможность определения расчетным методом качественного состава отхода и количественного содержания в нем отдельных веществ для отнесения к определенному классу опасности;
  • желание заинтересованной стороны уточнить класс опасности, установленный расчетным методом (работы проводятся за счет заинтересованного лица).

В основе экспериментального метода лежит биотестирование водных вытяжек отходов. Если в составе такой вытяжки есть следы органического или биогенного вещества, обязательным является определение устойчивости к биодеградации. Результаты этого текста могут повлиять на отнесение отхода к более низкому классу опасности. Способность отхода или же входящих в состав компонентов разлагаться под воздействием различных микроорганизмов называется устойчивостью к биодеградации. Для определения устойчивости применяют минимум два тест-объекта, являющихся представителями разных систематических групп (водоросли и бактерии, инфузории и дафнии). Класс опасности, установленный по результатам воздействия того тест-объекта, который проявил к отходу более высокую чувствительность, принимается за результат эксперимента. Подтверждение чрезвычайно опасного класса отхода на основе расчетного метода может осуществляться воздействием только лишь водной вытяжки без исследования ее разведенных препаратов.