Кто такой налоговый консультант

Налоговый консультант — сотрудник налоговой организации, консультирующий клиентов (юридические и физические лица) по вопросам налогообложения. Профессия подходит тем, кого интересует математика, экономика и право (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Не секрет, что в Налоговый кодекс с завидным постоянством вносятся изменения. Задав один и тот же вопрос по налогам в Минфине, Госдуме или Минюсте, можно получить три разных ответа. Для того, чтобы в них не запутаться, и была придумана профессия налогового консультанта. Именно он может проконсультировать по спорным вопросам налогообложения, так как всегда держит руку на пульсе стремительно меняющегося законодательства.

От налогового консультанта сегодня во многом зависит тесное, конструктивное сотрудничество всех участников налоговых правоотношений. Налоговый консультант выступает в роли квалифицированного посредника между налоговым органом и налогоплательщиком. Сама жизнь заставила учитывать интересы обеих сторон, поскольку только цивилизованные отношения, основанные на понимании друг друга, могут дать необходимый результат. Налоговый консультант – специалист очень высокого класса. Чтобы получить эту профессию недостаточно просто закончить вуз. Необходимо отучиться по программе дополнительного образования, а затем всю жизнь повышать свою квалификацию.

Особенности профессии

Налоговый консультант консультирует клиентов (юридические и физические лица) по вопросам налогообложения, а также:

  • разъясняет практику применения законодательства о налогах и сборах;
  • помогает решать вопросы оптимизации налогообложения юридическим и физическим лицам;
  • предотвращает ошибки, связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов;
  • оказывает содействие в организации и ведении налогового учета;
  • представляет и защищает интересы налогоплательщиков в судебных и иных органах;
  • оказывает услуги по проведению правовой экспертизы документов налогоплательщика.

Налоговое консультирование – смежная область между юриспруденцией и экономикой. Дипломированные юристы и экономисты обладают огромным преимуществом: они представляют себе налоговую систему и владеют специальными знаниями. В зависимости от места работы налоговые консультанты исполняют и другие функции: разрабатывают методические материалы и рекомендации для клиентов, принимают участие в налоговом аудите, подготавливают статьи, материалы для публикации в различных изданиях, участвуют в проектах, связанных с налоговым планированием и оптимизацией.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам данной профессии можно отнести актуальность и перспективность профессии, возможность профессионального роста, высокую оплату труда. Это интересная, творческая работа, требующая постоянного повышения квалификации. Кроме того, необходимо следить за изменениями законодательства, ходом развития налоговой реформы, посещать семинары, общаться с коллегами, чтобы быть в курсе не только буквы закона, но и реальной ситуации в деловом мире.

Важные качества

Аналитический склад ума, умение грамотно и лаконично излагать свои мысли устно и письменно, убеждать, отстаивать свою точку зрения, нацеленность на результат, дипломатические способности. Успешной карьеры добьются люди с широким кругозором, способные действовать и мыслить нестандартно и готовые рассматривать все новые и новые сложные вопросы, которые может поставить налоговое законодательство.

Обучение налоговых консультантов

Курсы

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Налоговый консультант» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь! МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционный, без отрыва от работы) На этом курсе можно получить профессию налогового консультанта за 3 месяца и 10 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Вузы

Московский открытый институт Экономика (Филиал в г. Оренбурге Московского технологического института) Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы Экономика (Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы) Московский гуманитарный университет, МосГУ Экономика предприятия (Факультет экономики, управления и международных отношений) Национальный исследовательский университет «МЭИ» Экономика (Инженерно-экономический институт НИУ «МЭИ») Московский технический университет связи и информатики Экономика (Заочный общетехнический факультет МТУСИ)

Рабочее место

Аудиторские и консалтинговые компании, профессиональные СМИ, справочные правовые системы, финансовые отделы крупных компаний, организации различных форм собственности, налоговые инспекции, страховые компании и банки, министерства, ведомства, исполнительные и судебные органы власти, учебные заведения, прокуратура и таможня.

Налоговые консультанты работают в штате всех крупных частных и государственных предприятий. Существует тенденция к расширению применения профессии – предприятия среднего и малого бизнеса заинтересованы в налаживании налоговой политики своей организации ничуть не меньше, чем их более крупные коллеги.

Востребованы на рынке труда консалтинговые услуги консультантов по налогам и сборам, не состоящих в штате организаций. Квалификационный аттестат дает право давать подобные консультации.

Зарплата на 21.10.2020

Россия 20000—60000 ₽ Москва 55000—150000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Ступени карьеры в консалтинговой компании:

  • Стажер / Junior (Assistant)
  • Консультант / Consultant
  • Старший консультант / Senior consultant
  • Менеджер (руководитель проекта)/Manager (Project manager)
  • Партнер (директор департамента) / Partner (Head of the department)

Чтобы стать налоговым консультантом, нужно пройти непростой путь. В этом есть свои плюсы: консультант по налогам и сборам – профессия дефицитная. Сейчас на всю Россию насчитывается чуть более 6000 аттестованных специалистов.

Интересные факты

История создания Палаты налоговых консультантов – профессионального сообщества консультантов по налогам и сборам России:

4 августа 2000 года. Постановлением № 57 Министерство труда и социального развития РФ ввело в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» новую квалификацию «Консультант по налогам и сборам».

1 сентября 2000 года. Пять московских ВУЗов начали подготовку налоговых консультантов по программам, утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам.
2000 — 2001 годы. Квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» получили первые 700 специалистов. Возникла необходимость создания профессионального сообщества налоговых консультантов.

9 января 2002 года. Зарегистрировано некоммерческое партнерство «Палата налоговых консультантов».

С октября 2003 г. издается журнал «Налоговые споры» — официальный печатный орган Палаты налоговых консультантов.

14 декабря 2004 года. На Общем собрании членов Палаты утверждены «Нормы профессиональной этики налоговых консультантов».

20 апреля 2005 года. Министерством юстиции РФ зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Палата налоговых консультантов».

Палата сегодня имеет статус Наблюдателя в Европейской конфедерации налоговых консультантов.

Главная «» Обучение и повышение квалификации «» Будущему налоговому консультанту

версия для печати

  • Как правильно выбрать программу подготовки?
  • Какие дисциплины включает в себя программа «Налоговое консультирование»?
  • Где и когда можно пройти обучение?
  • Какие документы представляются в организацию, выбранную для обучения?
  • Каким документом подтверждается квалификация «Консультант по налогам и сборам»?

Чтобы подтвердить соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» и получить квалификационный аттестат Палаты налоговых консультантов, необходимо пройти подготовку по дополнительной профессиональной программе «Налоговое консультирование» в одной из образовательных организаций, являющихся партнерами Палаты. Подготовка по программе завершается сдачей квалификационного экзамена. Чтобы приступить к подготовке по программе «Налоговое консультирование», следует направить заявление в выбранную образовательную организацию через инфо-ресурс

Членство в Палате налоговых консультантов неотделимо от статуса аттестованного Палатой налогового консультанта. Квалификационные аттестаты «Консультант по налогам и сборам» выдаются только членам ПНК.

Претендент самостоятельно выбирает программу подготовки (с учетом минимальных квалификационных требований) и партнерскую образовательную организацию, в которой он будет проходить обучение.

Как правильно выбрать программу для прохождения подготовки в образовательной организации?


Программа «Налоговое консультирование»скачать презентацию

Название программы

Объем, ак. час.

Кому рекомендована программа (критерии допуска к подготовке)

«Налоговое консультирование»

Программа профессиональной переподготовки для претендентов, имеющих:
• высшее экономическое и/или юридическое образование;
• непрофильное высшее образование;
• среднее профессиональное экономическое и/или юридическое образование.
Стаж не является критерием допуска к подготовке по данной программе. Однако стаж влияет на категорию, которая присваивается по итогам подготовки и аттестации. По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением II категории, если претендент подтвердит стаж в сфере экономики и/или права не менее 3 лет из последних 5 на момент начала подготовки. В противном случае (при неподтверждении достаточного стажа) после успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением III категории.

«Налоговое консультирование»

Программа профессиональной переподготовки для претендентов, имеющих: • высшее экономическое и/или юридическое образование;
• среднее профессиональное экономическое и/или юридическое образование.
Стаж не является критерием допуска к подготовке по данной программе. Однако стаж влияет на категорию, которая присваивается по итогам подготовки и аттестации. По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением II категории, если претендент подтвердит стаж в сфере экономики и/или права не менее 3 лет из последних 5 на момент начала подготовки. В противном случае (при неподтверждении достаточного стажа) после успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением III категории.
Программа отличается от программы объемом 380 ак. час. как глубиной проработки тем, так и собственно содержанием программы (в программе объемом 380 ак. часов рассматривается более широкий круг тем и вопросов).

«Налоговое консультирование»

180 Программа повышения квалификации (интенсив) для претендентов, имеющих: • высшее экономическое и/или юридическое образование и • стаж работы в области экономики и/или права не менее 3 лет из последних 5 на начало подготовки.
Как правило, эту программу выбирают давно практикующие аудиторы, финансовые директора, главные бухгалтеры крупных компаний, налоговые адвокаты и т.п.).
По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением II категории.

Какие дисциплины включает в себя программа «Налоговое консультирование»?

  • Налоговое право
  • Налогообложение юридических и физических лиц
  • Правовое регулирование экономической деятельности
  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования
  • Организация и методика налогового консультирования

Налоговые консультанты способны компетентно, с учетом индивидуальных особенностей налогоплательщика: — вести налоговый учет, формировать и представлять налоговую отчетность; — планировать налоговые последствия бизнеса, сделок, отдельных операций; — оптимизировать налоговую нагрузку (в правовом поле), минимизировать налоговые риски; — представлять и защищать законные права и интересы налогоплательщиков на досудебной стадии урегулирования налоговых споров и в суде; — оказывать услуги в форме устных и письменных налоговых консультаций.

Где и когда можно пройти обучение?

Подготовку претендентов по программам Палаты проводят образовательные организации — партнеры Палаты, расположенных в разных городах России.
Если в Вашем городе действуют несколько партнерских образовательных организаций, при выборе стоит ориентироваться на: преподавательский состав, частоту проведения экзаменов (см. график) и активность проведения курсов повышения квалификации данной организацией.
Высокие показатели могут свидетельствовать о качестве образовательных услуг, подтвержденном неоднократным выбором специалистов, сделанным в пользу этой организации.
Стоимость обучения сама по себе не является определяющим критерием в вопросе качества обучения, однако стоит учитывать, что низкая стоимость обычно не свойственна программам ДПО, к реализации которых привлекают экспертов-практиков.

Информация о текущем наборе групп в образовательных организациях

Единый реестр образовательных организаций

Какие документы представляются в образовательную организацию, выбранную для прохождения подготовки?

  • заявление о допуске к подготовке по программе Палаты «Налоговое консультирование», подается через инфо-ресурс;
  • анкета со сведениями об образовании и стаже;
  • 2 фотографии размером 3х4 см (формат фотографий — деловой, без овалов и уголков);
  • согласие на обработку персональных данных.

Обращаем внимание: — если претендент имеет диплом о высшем образовании, выданный не российским высшим учебным заведением, но признаваемый эквивалентным российскому согласно международному соглашению, он представляет нотариально заверенный перевод диплома и ходатайство о допуске к подготовке по программе Палаты; — опыт работы, полученный за рубежом, не может быть автоматически признан достаточным в соответствии с минимальными требованиями к претендентам. Каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Претенденты, имеющие стаж работы за рубежом, до начала подготовки представляет копию документа, подтверждающего стаж, и ходатайство о допуске к подготовке по программе Палаты; — опыт работы на должностях, потенциально не способствующих формированию специфических компетенций консультантов по налогам и сборам, не рассматривается Палатой (например, секретарь, администратор, офис-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по продажам и т.п.); — опыт работы может быть также подтвержден актуальной выпиской из ЕГРИП, копией удостоверения адвоката и т.п.

Каким документом подтверждается квалификация «Консультант по налогам и сборам»?

В случае успешной сдачи квалификационного экзамена специалист получает следующие документы, подтверждающие его соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» и принадлежность к профессиональному сообществу налоговых консультантов:

  • квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам»;
  • документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации — по программам 180 ак. час. или диплом о профессиональной переподготовке — по программам 260, 380 ак. час.), выдаваемый образовательной организацией;
  • удостоверение Консультанта по налогам и сборам (подтверждает членство в Союзе «ПНК»)

Квалификационный аттестат и удостоверение выдаются только при отсутствии задолженности по оплате членских взносов.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим только часть программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, «налоговые адвокаты»), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности «Консультант по налогам и сборам».

В конце мая в Госдуму поступил законопроект «О налоговом консультировании» (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг1. Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как «налоговый консультант» или «работник-налоговый консультант». Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как «исполнитель». Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного «представитель по доверенности» встречается даже «налоговый консультант по доверенности» – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя «налоговый консультант» (для организаций – «налоговая консультация»).

    МНЕНИЕ

    Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения «ОПОРА России», владелец консалтинговой компании «Green Group»:

    «По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание «налоговый консультант». Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных «бонусов» для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

    С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России»

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Помимо этого, консультант поможет выбрать правильную стратегию налогового планирования, составить налоговую отчетность, другие документы и направить их в налоговый орган, а также будет представлять интересы налогоплательщика в налоговой инспекции и других государственных органах (очевидно, и в судах).

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова «в частности» перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это «утечка» сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

1

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

2

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

3

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).

    МНЕНИЕ

    Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения «ОПОРА России», владелец консалтинговой компании «Green Group»:

    «Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

    Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: «Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность <…> в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения».

    Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре).»

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица «могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового».

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: «А кто это?». Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Узнать больше

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: «Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще».

***

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством «с нуля», а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

Новости по теме:

  • В РФ могут ввести институт налогового консультирования – ИА «ГАРАНТ», 26 мая 2014 г.
  • В России могут ввести институт предварительного налогового разъяснения – ИА «ГАРАНТ», 16 мая 2014 г.

____________________________

1 С текстом законопроекта № 525626-6 «О налоговом консультировании» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Под занавес очередной парламентской сессии в Верховном Совете Украины народным депутатом Украины Екатериной Ващук был зарегистрирован проект Закона Украины «О налоговом консультировании». Сразу оговоримся, что это не первая попытка «узаконить» налоговых консультантов — первая редакция данного законопроекта (рег. № 2745) вносилась на рассмотрение парламента почти год назад.

Данный закон, в случае его принятия, затронет интересы не только налоговых консультантов, которых на Украине ныне насчитывается немного больше сотни, но и, в первую очередь, аудиторов и юристов, практикующих налоговое право, на долю которых приходится значительная часть рынка налогового консультирования — за пять лет после внесения профессии «налоговый консультант» в Государственный классификатор профессий Украины, она все еще находится в зачаточном состоянии. Специальный закон, скорее всего, сможет изменить ситуацию к лучшему, но, к сожалению, за счет ущемления «смежников». Хотя следует отметить, что по сравнению с первоначальной редакцией законопроекта их положение несколько упрочнилось — так, в статье 5 законопроекта сказано, что статус налогового консультанта не исключает возможности осуществления аудиторской и юридической практики. Но в отношении, например, адвокатов вопрос так и не решен — в случае принятия закона последним придется выбирать, какому свидетельству отдать предпочтение: о праве на занятие адвокатской деятельностью или налогового консультанта. Так что в процессе доработки законопроекта нелишним будет согласовать его положения с нормами специальных законов, регулирующих адвокатскую и аудиторскую деятельность.

Предлагаем проанализировать основ­ные положения законопроекта г-жи ­Ващук. Если говорить в общих чертах, законопроектом № 2745 (на замену) определен правовой статус налогового консультанта, сущность налогового консультирования, основания для проведения налогового консультирования, права, обязанности и ответственность налогового консультанта, нормы и правила налогового консультирования, участие налоговых консультантов в общественных организациях налоговых консультантов, осуществление деятельности фирм налоговых консультантов, страхование ответственности налоговых консультантов и т.д. Основной интерес представляет статус налогового консультанта и порядок его получения, а также права и обязанности налоговых консультантов.

В соответствии со статьей 6 законопроекта для получения статуса налогового консультанта необходимо: законченное высшее образование (причем не уточняется, какое именно), стаж работы по экономической или юридической специальности не менее 5 лет (для сравнения: для получения статуса аудитора необходимо 3 года профессионального стажа, а адвоката — 2 года), последипломное образование (подготовку) в отрасли налогообложения, а также следует успешно сдать квалификационные экзамены и получить сертификат о присвоении квалификации консультанта по налогам и сборам. Сертификат выдается сроком на 5 лет и является документом, удостоверяющим право на внесение в Единый реестр налоговых консультантов (обязаннос­ти по ведению Реестра предлагается возложить на Союз налоговых консультантов Украины). В первоначальной редакции содержалось требование об обязательном гражданстве Украины, но в новой редакции законопроекта оно исключено.

При осуществлении своей профессиональной деятельности налоговый консультант, в частности, будет иметь право: представлять и защищать права и интересы физических и юридических лиц во всех судах судебной системы Украины, предприятиях, учреждениях и организациях, объединениях граждан как на Украине, так и за рубежом; беспрепятственно знакомиться у любых юридических лиц с необходимыми документами и материалами (кроме ограничений, установленных ведомственными актами); получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний; предоставлять консультации в устной или письменной форме; присутствовать при рассмотрении своих жалоб и давать пояснения по сути поданных жалоб; а также (дополнено в новой редакции) получать письменные разъяснения от налоговых органов, которые, будучи получены в ходе исполнения договора налогового консультирования, по своему правовому статусу приравнены к разъяснениям, предоставляемым лицу, в интересах которого действует консультант. Перечень, как видим, достаточно обширен, а толковаться может еще шире, что на практике создаст сложности с его реализацией.

В новой редакции законопроекта появилась также статья, устанавливающая обязанности налогового консультанта. Перечень обязанностей описан в общих чертах и сводится к необходимости соблюдения требований законодательства, тайны налогового консультирования и требований о несовмещении профессиональной деятельности, а также к обязанности зарегистрироваться в Едином реестре налоговых консультантов.

При этом само налоговое консультирование предусматривает достаточно широкий перечень услуг: от предоставления консультационных услуг до мониторинга и информирование об изменениях в налоговом законодательстве, и предоставление разъяснений о практическом применении соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, а также ведение налогового учета и составление налоговой отчетности; представительство интересов клиентов в фискальных органах и судах; проведение проверки валового учета на соответствие действующему законодательству и участие в разработке нормативно-правовых актов, которые касаются интересов налоговых консультантов и налогоплательщиков. Фактически, при широкой трактовке, разработку всего налогового законодательства придется отдать «на откуп» налоговым консультантам.

Безусловно, правильная и своевременная оплата налогов создает основу стабильности экономики государства. Но в налоговом законодательстве Украины приоритетным является принятие Налогового кодекса как целостного акта, а уже потом урегулирование «сервисной службы» консультантов, раз уже принято решение пойти путем государственного регулирования института налогового консультирования.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Сергей ВЛАСЕНКО
Народный депутат Украины

— Налоговое консультирование на Украине должно развиваться точно так же, как развивается во всем цивилизованном мире. То есть такие услуги предоставляют специализированные компании либо подразделения в компаниях, которые занимаются налоговым консультированием. Этот рынок, по моему убеждению, не должен лицензироваться. Он просто должен существовать и развиваться.

Законопроект № 2745 действительно может затронуть интересы юридического бизнеса. Но не следует забывать, что если есть закон, который зарегистрирован, это еще не означает, что он будет принят. В Верховном Совете Украины регистрируется огромное количество законопроектов. Законопроект внесенный и Закон проголосованный Верховным Советом — это, как правило, два разных документа.

Александр КИФАК
Председатель правления ЮФ «АНК»

— Как известно, в мире существуют две формы регулирования деятельности налоговых консультантов — государственная и саморегулирование. Сле­дует заметить, что система саморегулирования действует в ряде стран ЕС и подразумевает добровольное получение статуса налогового консультанта и участие в общественных организациях налоговых консультантов. Сегодня налоговое консультирование на Украине развивается в большинстве своем за счет специалистов юридических фирм, адвокатских бюро и в целом характеризуется определенной свободой и саморегулированием.

В настоящее время налоговое консультирование является одной из сфер юридической практики, кроме того, для большинства юридических фирм на Украине такой вид услуг является основным.

Специалисты юридических фирм в подавляющем большинстве удовлетворяют потребности предпринимателей в области налогового консультирования. Комплексное владение принципами налогообложения и бухгалтерского учета, глубокое знание действующего законодательства, а также судебной практики, постоянное отслеживание всех изменений и личное регулярное участие в налоговых спорах позволяют сотрудникам предоставлять профессиональные и точные ответы на вопросы, связанные с налогообложением, разрабатывать новые или оптимизировать уже существующие бизнес-процессы с точки зрения минимизации налоговых расходов.