Кто такой служащий

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Служащие — категория наёмных работников, занятых преимущественно нефизическим трудом и получающих заработок (или доход) в форме жалованья (т. е. фиксированного заработка). Понятие служащих, применяемое для обозначения широкого круга профессий и занятий, сильно различающихся по социальному положению, не имеет точного и общепринятого определения.

Служащие подразделяются на ряд крупных профессиональных групп: инженерно-технические работники (ИТР), торговые работники (продавцы и прочие), конторские работники, административно-управленческие работники хозяйственных предприятий, государственных учреждений и общественных организаций (руководящие служащие), занятые по найму представители интеллигенции (учителя, медицинские работники и др.).

Профессия служащих в их современном понимании возникает, с одной стороны, в результате процесса разделения общественного труда, с другой – в результате постепенной передачи капиталистами принадлежащих им, как собственникам, функций управления наёмным работникам. Развитие транспорта, связи, торговли и кредита также способствует огромному увеличению числа служащих. Процесс индустриализации и урбанизации создает предпосылки и одновременно объективную необходимость расширения системы образования, медицинского обслуживания, роста сферы услуг, вызывая тем самым всё более широкое применение труда служащих в этих занятиях. Наконец, важнейшим фактором увеличения численности служащих при капитализме является рост бюрократического аппарата буржуазного государства, развитие государственно-монополистического капитализма и милитаризма. В США, например, с 1870 по 1960 численность служащих выросла в 21 раз и их доля в самодеятельном населении – с 6,6% до 34%.

В середине 19 в., когда число служащих было невелико, они в целом занимали сравнительно привилегированное положение по отношению к другим слоям трудящихся. Любой служащий по сравнению с квалифицированным рабочим был лучше образован, вел мелкобуржуазный или буржуазный образ жизни, находился в постоянном личном контакте с предпринимателем, мог рассчитывать на выдвижение. По мере развития капитализма категория служащих становится всё более многочисленной, но вместе с тем – всё менее однородной. Особенно быстро растет число низших служащих – конторских и торговых, а среди них – доля женщин. Основная масса служащих постепенно утрачивает привилегированное положение, всё более превращаясь в частичных рабочих, верхушка служащих, напротив, сближается, а отчасти прямо сливается с буржуазией.

Марксизм видит в служащих капиталистического общества конгломерат различных социально-экономических групп, которые или принадлежат к противостоящим друг другу антагонистическим классам, или занимают по отношению к ним промежуточное положение. 1) Работники преимущественно умственного труда, занятые непосредственно в материальном производстве, – инженеры, мастера, техники, технологи, лаборанты и т. п. – образуют составную часть «совокупного рабочего». Отличаясь от остальных рабочих по характеру труда и квалификации, отчасти по уровню заработной платы, они не отличаются от них по своему объективному классовому положению (см. Рабочий класс); 2) Конторские и торговые служащие, выполняющие в процессе капиталистического воспроизводства функции обращения, представляют собой особый отряд наёмных рабочих. В отличие от промышленных рабочих они не создают стоимости и прибавочной стоимости, но в остальном «…торговый рабочий совершенно такой же наёмный рабочий, как и всякий другой» . 3) Мелкие служащие, занятые в непроизводственной сфере (управленческий аппарат концернов, трестов и банков, государственное управление, личные услуги), принадлежат к полупролетарскому промежуточному слою, непосредственно примыкающему к названной выше группе. 4) Учителя, медицинские, научные и другие, подобные им наёмные работники умственного труда, составляют особую общественную группу, неоднородную в социальном отношении. Большинство учителей, медицинских работников и значительная часть научных работников находится на государственной службе. Вместе с тем, труд многих представителей интеллигентных профессий непосредственно подчинён частному капиталу и является прямым объектом капиталистической эксплуатации. Развитие капитализма все более низводит служащих из интеллигенции до положения наёмных рабочих. 5) Руководящие служащие капиталистических предприятий и государственного аппарата (чиновники правительственных учреждений, офицерство, полиция, судьи и т. д.) в основной своей массе образуют верхний промежуточный слой, тяготеющий или непосредственно примыкающий к буржуазии. Сюда же примыкают некоторые наиболее высококвалифицированные специалисты, адвокаты, журналисты, верхушка церковников. 6) Верхушка администраторов монополий – директора, председатели и члены правлений и т. п., а также высшие чиновники, т. е. группы, которые иногда относят к разряду служащих, в действительности по своему происхождению, социальным связям, имущественному положению, доходам принадлежат к буржуазии, отчасти к монополистической буржуазии.

Приведенная классификация, конечно, условна. Внутри каждой группы, а также между группами имеются переходные ступени, затемняющие пограничные линии. Однако очевидно, что служащие не образуют слоя, которому можно было бы дать однозначную социальную характеристику. Социально-классовая неоднородность непосредственно проявляется в неодинаковых условиях труда и жизни различных групп служащих. Труд конторских и торговых работников, вследствие растущей механизации, автоматизации и капиталистической «рационализации», всё более сближается по своим условиям и характеру с трудом промышленных рабочих. Продолжительность рабочего времени основной массы служащих была в прошлом значительно меньше, чем у рабочих, сейчас она у тех и других примерно совпадает, а иногда даже больше у первых, чем у вторых (особенно в торговле и на транспорте). На протяжении последних нескольких десятилетий в основном ликвидировался разрыв в уровне заработной платы служащих и рабочих (в результате быстрого роста численности служащих, распространения в этих профессиях женского труда, обесценения старых квалификаций, ухудшения положения служащих на рынке рабочей силы и т. д.). Многие группы служащих зарабатывают даже меньше, чем полуквалифицированные рабочие. Доходы управленческой верхушки, наоборот, в огромной степени возросли. Для современного капитализма наличие постоянной резервной армии служащих так же характерно, как и наличие резервной армии рабочих физического труда (в США в июне 1958 безработные составляли: среди конторских служащих – 5,5%, торговых служащих – 4,7%, специалистов – 2,5%).

Эти сдвиги в социально-экономическом положении служащих не всегда получают отражение в их сознании, которое обычно пропитано мелкобуржуазными взглядами и профессиональными предрассудками. Для служащих типично, в частности, представление о превосходстве над рабочими физического труда, что объясняется, в частности, спецификой труда служащих, известной разобщённостью между ними и рабочими (первые работают в других помещениях и иногда в другие часы, чем вторые), отчасти сохранением непосредственного контакта с хозяевами или управляющими.

Предприниматели, со своей стороны, пускают в ход самые изощрённые средства, чтобы поддержать имеющиеся различия в психологии служащих и рабочих (проповедь «естественной солидарности» между служащими и капиталистами, льготы в отношении социального обеспечения и страхования, организация отдельных столовых и т. п.). Перечисленные факторы создают сравнительно благоприятную почву для влияния мелкобуржуазной и буржуазной идеологии среди служащих. Идеологически и политически отсталые слои служащих часто оказываются на поводу у консервативных и реакционных сил.

Однако по мере изменений в положении служащих, действие факторов, тормозящих развитие их сознания, ослабляется. По данным национальных исследований, около половины конторских и торговых служащих относят себя к рабочему классу. Сдвиги в сознании служащих получают отражение в развитии их профессиональной организации, зародившейся в конце 19 в. и получившей значительное развитие начиная с 40-х гг. 20 в.

Коммунистические партии видят в служащих близкого союзника промышленного рабочего класса, решительно отстаивают их жизненные требования и стремятся привлечь к активной борьбе против капиталистической эксплуатации. История рабочего движения в капиталистических странах свидетельствует о всё большем втягивании служащих в общую борьбу рабочего класса и всех трудящихся. После 2-й мировой войны забастовки служащих, в том числе совместные забастовки рабочих и служащих в масштабе района, отрасли, страны стали обычным явлением (особенно во Франции, Италии, Японии, Бельгии, Индии, Аргентине). Широкие массы служащих остро реагируют не только на экономические и социальные, но и на политические требования, становясь все более значительным фактором демократического антимонополистического движения, развёртывающегося под руководством авангарда рабочего класса в странах империализма.

Литература К. Маркс (под редакцией Ф. Энгельса). Капитал. Критика политической экономии. Том третий. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 25, ч. 1, с. 321–323.

Разделы: Научный коммунизм

Мы объединяем их всех общим словом «чиновники», и чаще всего общественное мнение наделяет их незаслуженно большими доходами. А уж слово «бюрократ» в нашей традиции имеет резко негативную окраску. Хотя на самом деле образ госслужащего далек от устойчивого представления о нем.

Средняя заработная плата: 35000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 71% Оплачиваемость 58% Конкуренция 50% Входной барьер 50% Перспективы 35%

Государственный служащий – это профессионал в какой-либо области, который работает в государственных гражданских структурах, служит в органах правопорядка или вооруженных силах.

История профессии

Даже во времена зарождения первых государств были нужны люди для выполнения важных функций: сбора налогов, создания законов, обслуживания правителя. Изначально это были не профессионалы, а царедворцы, при этом должности нередко передавались по наследству. Со временем для исполнения служебных обязанностей потребовалось быть специалистом в каком-либо вопросе.

История российской профессиональной государственной службы берет свое начало в XV-XVII веках – в эпоху централизации страны. В 1722 году Петр I утвердил Табель о рангах. Согласно этому основополагающему документу все чины служащих подразделялись на три группы: воинские, гражданские и придворные. Еще через полвека для чиновников было введено постоянное денежное жалование. Минусом документа являлось заметное преимущество представителей дворянства перед другими сословиями.

В XIX веке активно нарабатывалась законодательная база, регулирующая бюрократию в Российской империи. Была введена зависимость должностей от уровня образования, установлен минимальный возраст поступления на службу (14 лет) и право на отпуск. В советские времена деятельность служащих регулировалась многочисленными юридическими актами, в основном отраслевой направленности. И только в 1995 году был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ», который дал определение понятия, установил принципы деятельности госслужащих, перечень категорий должностей и требования к ним.

Описание и характеристика профессии

Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах. Вся государственная служба страны подразделяется на военную и гражданскую. Основной признак чиновника – выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащим платят зарплату из бюджета Министерства обороны.

Основными местами работы госслужащих выступают:

  • Администрация Президента;
  • Правительство РФ;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • министерства и различные федеральные ведомства;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации;
  • силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).

Граждане чаще всего в жизни сталкиваются с обычными чиновниками, то есть сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.

Все должности госслужащих в России делятся на 5 групп. Чтобы разобраться, что это за группы и кто к ним относится, рассмотрим этот реестр по возрастанию:

  • Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
  • Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
  • Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
  • Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
  • Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.

В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, сотруднику устанавливается заработная плата.

Список профессий госслужащих в России очень широк, он включает в себя, кроме чиновников органов исполнительной власти и муниципальных органов, еще и сотрудников полиции, судов, МЧС, санэпидслужбы. Все эти работники обеспечивают исполнение функций государства в рамках действующего законодательства.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.

В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.

Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
  • Государственный университет управления (г. Москва);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.

Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.

Профессиональные обязанности

Поскольку перечень профессий госслужащих очень широк, описать в полной мере их обязанности не представляется возможным. Но можно выделить основные функции, применимые к чиновникам различных ведомств:

  • контроль текущих дел в соответствующей отрасли или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
  • обеспечение законных прав граждан;
  • работа с документами (изменения в законодательстве, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
  • внесение предложений относительно улучшения работы объектов во вверенной сфере, пути и методы реализации этих проектов;
  • контроль над исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
  • участие в совещаниях, заседаниях и других мероприятиях, рабочих и представительских;
  • поиск путей решения возникающих проблем;
  • хранение государственной тайны и другой конфиденциальной информации;
  • координация деятельности подчиненных;
  • рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, прием посетителей;
  • повышение квалификации.

Особенностью деятельности государственных чиновников является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.

Кому подходит

Разобравшись, что такое госслужба и кто такой государственный служащий, рассмотрим, как стать чиновником в нашей стране. Для начала нужно проанализировать, какие профессии, относящиеся к госслужбе, подходят для имеющегося у претендента образования.

Затем нужно подавать на конкурс документы: заявление, анкету, диплом, военный билет, страховое свидетельство и др. При зачислении на младшие должности конкурс может не проводиться. Для должностей руководителей и старших специалистов обязательным является наличие высшего образования, обслуживающие специалисты могут иметь среднее специальное образование.

От чиновника требуется обладать такими качествами, как:

  • профессионализм и навыки работы по закрепленному направлению;
  • ответственность и терпение;
  • умение работать с документами и руководить людьми;
  • логическое мышление и аналитические способности;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность и корректность.

Чаще всего человек становится госслужащим, чтобы реализовать свои амбиции, получить стабильную работу с достойной зарплатой. Но при этом для чиновников действует целый ряд ограничений. Им нельзя:

  • заниматься предпринимательской или другой деятельностью, предполагающей оплату труда, кроме творческой, педагогической и научной;
  • получать вознаграждение от других лиц за выполнение своей работы;
  • использовать в своих целях служебное положение, служебный автомобиль и другие средства обеспечения;
  • участвовать в деятельности политических партий;
  • работать в подчинении или управлять лицами, с которыми находится в родстве и др.

За нарушение этих ограничений чиновник увольняется с госслужбы и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Заработная плата

Профессия «госслужащий» считается престижной и высоко оплачиваемой, хотя в среднем по стране зарплата госчиновника находится в пределах 35-45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этой сфере достаточно велик: опытные руководители на высоких постах получают значительно больше молодых специалистов.

В структуру заработной платы государственного служащего входят:

  • должностной оклад;
  • ежемесячная надбавка за стаж, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
  • надбавка за особые условия работы или работу с государственной тайной;
  • надбавка за классный чин;
  • премия;
  • материальная помощь при оформлении отпуска.

Кроме того, люди, работающие на государство, имеют ряд льгот:

  • бесплатную медицинскую помощь в специализированных центрах;
  • оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;
  • оформление детей в дошкольные учреждения без очереди;
  • возможность получить субсидию для покупки собственного жилья;
  • компенсацию затрат на бензин, если работа предполагает использование своего авто;
  • бесплатное повышение квалификации;
  • повышенную пенсию и сохранение ряда гарантий для пенсионеров госслужбы.

Такой подход к стимулированию работников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.

Как построить карьеру

Иерархическая структура государственной службы представляет собой пирамиду: чем выше должность, тем меньшее число рабочих мест. Чтобы претендовать на повышение, необходим стаж работы и успешная деятельность на нижестоящих должностях. Нелишним будет также получение дополнительного образования.

Перспективы профессии

Государственная служба продолжает оставаться престижной и востребованной, а уровень стабильности и социальной защищенности работников дает ей преимущество перед работой в бизнесе.