Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков

Содержание

Образец декларации о соответствии участника 2020 года

Декларирование — обязательное условие

При проведении торгов различными способами заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования, что является обязательным условием для участия в торгах. Для этого составляется образец декларации соответствия 44-ФЗ 2020 года. Это правило касается и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, так как существуют так называемые «единые требования», которые в равной мере применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.

Обратим внимание, что сведения, подаваемые при декларировании, должны быть действительными, так как заказчик может проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участника (ч. 9 ст. 31).

Если обратиться к нормам ФЗ № 44, то можно заметить условное выделение двух видов декларирования:

  • декларация соответствия единым требованиям к участникам закупки;
  • о принадлежности кандидата к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО).

Первый вид заявления подразумевает, что лицо, которое желает принять участие в тендере, соответствует положениям пп. 3-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о требованиях к участникам закупки.

Второй вид провозглашения — декларация о принадлежности. Данное условие закреплено статьями 51, 66, 73 ФЗ № 44. ФЗ № 209-ФЗ устанавливает критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к субъектам СМП. При этом, в соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014, предоставление в составе заявки иных документов, которые подтверждают статус СМП или СОНО, кроме заявления о принадлежности к субъекту СМП, не предусмотрено. Так, если заказчик отклонил заявку, которая содержала декларирование такого рода сведений, его может ожидать административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.

Изменения в декларации соответствия 2020 года

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что образец декларации о соответствии требованиям (ст. 31 44-ФЗ) 2020 года составляется по-новому. Это связано в изменениями с 01.07.2018: требования к участникам, согласно ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, дополнились пунктом 11. Он содержит условие об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в госзакупках, которые установлены законодательством.

ВАЖНО! С 01.07.2018 отпала необходимость составлять и предоставлять отдельный документ для участия в электронных процедурах. Соответствие общим условиям будет подтверждаться автоматически на электронной торговой площадке в момент подачи заявки.

Когда необходима новая декларация соответствия

В документах на «бумажный» открытый конкурс, согласно ст. 51, необходимо подтверждение о соответствии пунктов 3-9 ст. 31. При этом в конкурсных процедурах в электронной форме наряду с пунктам 3-9 также нужно соответствовать 11-му пункту. Однако это соответствие будет подтверждаться, как и на электронном аукционе, автоматически — с помощью функционала ЭТП (ст. 54.4).

В запросе котировок тоже нужно прилагать документы только о соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31. Это требование распространяется и на электронные котировки. Во всех этих случаях понадобится образец новой декларации соответствия участника требованиям ФЗ 44.

Если с остальными процедурами ситуация довольно понятная, то по запросу предложений есть вопросы. В 44-ФЗ указано, что в документации должны быть прописаны сведения о полном соответствии ст. 31. Поэтому если в документации будет указано, что необходимо предоставить документы о соответствии ст. 31, то необходимо заявить и о соблюдении 11-го пункта. (п. 2 ч. 4 ст. 83). Одновременно с этим в запросе предложений в электронной форме этот недочет устранили. Законодатели установили нормы, аналогичные правилам, указанным в запросе котировок.

Закон о контрактной системе по-прежнему не устанавливает правил по оформлению документа, главное — задекларировать соответствие поставщика предписаниям ФЗ № 44.

При этом отдельная декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ не нужна. Эти сведения можно внести непосредственно в декларацию соответствия единым требованиям к участникам закупки.

Если вы хотите подстраховаться, то можно вписать 11-й пункт. Мы подготовили образец декларации участника закупки 2020 года, в которой указано об отсутствии сведений в РНП, а также о соответствии новому 11-му пункту.

Скачать образец декларации соответствия по 44-ФЗ

Скачать

Как подтвердить соответствие требованиям о закупках по 223-ФЗ

В закупках отдельными видами юридических лиц предписания к участникам не установлены. Они должны быть закреплены а Положении о проведении закупок.

При этом декларация о соответствии участника аукциона п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ не может быть использована для подтверждения соответствия предписаниям в рамках 223-ФЗ. Такие выводы сделала комиссия УФАС Забайкальского края в Решении № 04-20-984/2018 от 23.03.2018.

Скачать решение УФАС

Скачать

Среди прочего комиссия УФАС установила, что образец (п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ) декларации 2020 года хоть и подтверждает соответствие по всем пунктам, предусмотренным документацией о закупке
№ 31806154433 на поставку мягкого инвентаря для нужд Государственного автономного учреждения «Молодежный центр «Искра»» Забайкальского края, де-факто он подтверждает соответствие участника закупки требованиям 44-ФЗ, а не 223-ФЗ. Таким образом, в процессе участия в закупках по 223-ФЗ рекомендуем убрать все ссылки на 44-ФЗ или воспользоваться нашим образцом.

Скачать образец подтверждения соответствия 223-ФЗ

Скачать

Выписка из Реестра недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков

Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Справка (декларация) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец

Реестр недобросовестных поставщиков

Создание специальной базы данных, включающей сведения о неблагонадежных участниках госзакупок, было предусмотрено для обеспечения обязательств поставщика в рамках процедуры размещения заказов по законам «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) и для защиты добросовестной конкуренции, предупреждения злоупотреблений (определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426).

Основаниями для включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков выступают (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонение участника закупок от выполнения контракта;
  • расторжение контракта по судебному предписанию;
  • отказ заказчика в одностороннем порядке от контракта по причине существенного нарушения положений такого контракта со стороны поставщика (законом № 223-ФЗ не предусмотрено).

Рекомендуем. Если госзаказчик предлагает контракт, не соответствующий конкурсной документации, избежать отказа от контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, можно путем подачи протокола разногласий.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нет императивной нормы, запрещающей субъекту, включенному в реестр недобросовестных поставщиков, участвовать в закупках. Тем не менее законы 223-ФЗ и 44-ФЗ позволяют заказчику по собственному усмотрению включить в закупочную документацию условие об отсутствии субъекта в таком реестре (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

В связи с этим заказчики зачастую просят потенциальных поставщиков представить в комплекте закупочной документации также справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. О том, где можно получить такую справку и какие сведения в ней должны быть отражены, мы расскажем далее.

Также в дополнение к изложенной информации рекомендуем прочитать нашу статью «Как начать участие в госзакупках?».

Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Законодательством в сфере закупок порядок оформления и выдачи такой справки не регламентирован.

Кроме того, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС в сфере закупок) любой пользователь может бесплатно ознакомиться с содержанием реестра неблагонадежных участников закупочной деятельности, найдя интересующие сведения по (п. 3 Правил ведения…, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, п. 6 Правил ведения…, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211).

Таким образом, любой заказчик может без получения справки от потенциальных поставщиков самостоятельно проверить их на предмет соответствия данному требованию.

Далее мы рассмотрим, каким образом можно составить данную справку, если заказчик все же запросит ее в комплекте документации, поскольку уполномоченный на ведение реестра госорган — Федеральная антимонопольная служба — таких справок не выдает.

Справка (декларация) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец

Унифицированной формы справки/декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не утверждено, поэтому каждая организация или индивидуальный предприниматель, желающие участвовать в закупках, могут составить ее в свободной форме с указанием всех необходимых данных.

Структура документа может быть следующей:

  • Сведения об адресате: наименование и адрес заказчика.
  • Сведения о потенциальном поставщике: наименование и адрес.
  • Название документа: справка/декларация об отсутствии сведений об организации/ИП в реестре неблагонадежных участников закупочной деятельности.
  • Основной текст справки.

Поскольку четких требований к форме справки для подтверждения данных об отсутствии поставщика в таком реестре нет, на практике такие сведения представляются различными способами. Например, может быть письменно изложено, что субъект не внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Другой вариант — распечатка с официального сайта ЕИС в сфере закупок по данных поиска.

Еще один способ — указание потенциальным поставщиком на соответствие организации требованиям заказчика (например, когда заказчик установил в закупочной документации соответствующие требования об отсутствии данных о поставщике в таком реестре).

  • Подпись руководителя организации.
  • Дата составления справки.
  • Приложения (например, скриншот страницы поиска ЕИС в сфере закупок с результатами поиска).

Шаблон, на основе которого может быть составлена такая справка, можно скачать по ссылке ниже: Выписка из реестра недобросовестных поставщиков — образец.

***

Итак, справка/декларация/выписка из реестра недобросовестных поставщиков составляется в свободной форме самим потенциальным поставщиком и представляется в общем комплекте документации за подписью руководителя организации-поставщика.

Заказчик также может собственными силами проверить любого потенциального поставщика с помощью официального сайта ЕИС в сфере закупок.

Декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Требования к форме предоставления информации заказчику об отсуствии в РНП не установлены, однако на нашем сайте вы сможете рассмотреть образец, в соотвествии с которым можно заполнить декларацию об отсутствии участника в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, к которой также относится информация о следующих лицах:

  • учредителях
  • членах коллегиального исполнительного органа
  • лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридическом лице

В связи с внесенными изменениями в 44-ФЗ рекомендуем вам заполнить и прикреплять к документации измененную универсальную декларацию о соотвествии участника требованиям аукциона.

На фирменном бланке

г. Москва 01.01.2016

ДЕКЛАРАЦИЯ

Настоящей декларацией подтверждаем, что участник электронного аукциона ООО «Ромашка» соответствует требованиям об отсутствии о нем информации, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В период до 1 января 2016 года участник электронного аукциона соответствует требованиям об отсутствии о нем сведений в реестре недобросовестных поставщиков сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ

В предпринимательской деятельности многие сталкивались с тем, что их контрагенты не выполняют (или выполняют не в должной мере) взятые на себя обязательства. Бороться с такими контрагентами помогает реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Разберем более подробно что это за реестр и как он формируется, как искать в нем информацию и что можно сделать в ситуации, когда компания вдруг оказалась включенной в реестр недобросовестных поставщиков.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС?

Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными.

Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.

Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний.

Кто попадает в РНП?

В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.

Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?

Ведение реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Официальным сайтом РНП, где публикуются названия юридических лиц, является rnp.fas.gov.ru, однако, посетитель в автоматическом режиме сразу же будет перенаправлен на соответствующую страницу сайта zakupki.gov.ru.

В соответствии с разъяснениями к Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» реестр недобросовестных поставщиков на rnp.fas.gov.ru не публикуется в связи с непрофильностью данной информации для антимонопольного ведомства. Поэтому получается коллизия: ответственность за РНП на ФАС, а публикуются данные реестра недобросовестных поставщиков на сайте госзакупок. Впрочем, на сайте fas.gov.ru, разумеется, есть соответствующий раздел (который также содержит ссылку на сайт госзакупок).

Какая информация включается в РНП?

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

  1. Полное наименование юридического лица или ФИО лица физического.
  2. ИНН недобросовестного поставщика (для иностранного лица – документ, его (ИНН) заменяющий).
  3. ФИО или же наименования юридических лиц-учредителей недобросовестного поставщика с указанием их ИНН (если же среди учредителей значится одно или несколько иностранных юридических лиц, то требуется указать их аналоги ИНН).
  4. Даты: электронного аукциона; опубликования итогов открытого конкурса, либо раскрытия итогов конкурса с ограниченным участием; раскрытия результатов двухэтапного конкурса; осуществления запроса котировок, либо запроса предложений. Это даты только тех итогов, по результатам которых произошло нарушение контрагентами последующей процедуры контрактации.
  5. Предмет договора.
  6. Цена договора.
  7. Срок исполнения договора.
  8. Фактические причины и дата расторжения договора при условии наличия судебного решения или же в том случае, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
  9. И, конечно же, дата публикации всего комплекса данной информации на сайте недобросовестных поставщиков.

Какие последствия включения в РНП?

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков автоматически означает для компании запрет на участие в любых процедурах (будь то открытый аукцион или сбор котировок) по закупкам в интересах государственных органов. В настоящее время внесение в РНП осуществляется сроком на 2 года.

Все чаще в договорах между контрагентами (даже если оба они не имеют никакого отношения к государству) встречается требование (друг к другу) об обязательном отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Все больше и больше крупных (и не очень) игроков требуют от своих потенциальных контрагентов справку (декларацию) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков для регистрации их в организованных торгах. Это говорит о востребованности РНП, как централизованной системы мониторинга деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Важно! Перечень недобросовестных поставщиков – это своеобразный «черный список». Включение в РНП является своеобразной черной меткой для компании и не только в области госзакупок (ведь сайт находится в открытом доступе и любая сторонняя компания может заодно проверить по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков своего потенциального контрагента).

Как проверить организацию на нахождение в РНП?

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков (ФАС) позволяет искать интересующую организацию с помощью обычного и расширенного поиска.

Обычный поиск

В расположенное сверху большое поле вводим любую известную информацию о разыскиваемом по базе РНП недобросовестном контрагенте: наименование или ФИО (полностью или частично), ИНН (или его аналог), ИКЗ (идентификационный код закупки), наименование, ФИО или ИНН учредителей. Ниже выбирается режим: «С учетом всех форм слов» (рекомендуется) или же «Точное соответствие».

Теперь кликаем на значок лупы в правом конце поля ввода.

Скорее всего, если вводился какой-то один поисковый параметр, то мы получим очень много ответов. Например, на введенную в поле поиска фамилию «Иванов» система (на момент написания этой статьи) выдает ответ на 48 страницах (по 10 организаций на каждой). Тут будут все поставщики, чьи собственные наименования или наименования, фамилии и отчества учредителей содержат текст «иванов» (регистр, кстати, значения не имеет). Понятно, что этот поиск может быть эффективным только если вам точно известна какая-то уникальная информация, например, ИНН. Во всех остальных случаях стоит воспользоваться расширенным поиском.

Чуть ниже поля ввода можно отфильтровать данные по интересующим вас базам. Это может быть РНП по 44-ФЗ, РНП по 223-ФЗ, а также реестр недобросовестных подрядных организаций (в соответствии с Постановлением Правительства РФ №615). По умолчанию включены все реестры. Когда базы выбраны, фильтр можно свернуть. Кстати, определиться с базами можно было и до поиска.

Расширенный поиск

Выбираем расширенный режим поиска.

Вводим имеющуюся информацию в поля раскрывшейся формы. Заполнять все поля необязательно, но чем большее данных будет введено, тем точнее будет поиск.

  1. Выбираем нужный реестр (или оставляем все) аналогично тому, как это делалось при простом поиске.
  2. Вводим полностью или частично наименование (ФИО) недобросовестного поставщика.
  3. Выбираем тип поставщика (физическое или юридическое лицо)
  4. Вводим полностью или частично ИНН поставщика.
  5. Вводим полностью или частично его КПП.
  6. Выбираем из выпадающего списка страну.
  7. Выбираем основание (можно несколько), по которому недобросовестный поставщик был включен в реестр.
  8. Выбираем промежуток времени, в который произошло включение организации в РНП.

И нажимаем кнопку НАЙТИ.

Еще больше настроек у расширенного поиска в режима конструктора.

После выбора этого режима необходимо в верхней части всплывшего окна определиться с базами для поиска, отметив нужные галочкой (по умолчанию все базы отмечены).

В нижней части всплывшего окна настраиваются остальные параметры поиска.

  1. Составляем список полей, по которым будет вестись поиск недобросовестной фирмы по реестру 44-ФЗ, отмечая нужные галочкой и не забывая скроллить окно с параметрами вниз. Найти нужное поле можно и без скроллинга, набрав часть его наименования и нажав на кнопку НАЙТИ. Выбор тут больше, чем в режиме расширенного поиска, есть например, поля заказчика и информации о контракте.
  2. Меняем реестр на 223-ФЗ и снова отмечаем нужные поля. Повторяем это и для базы по ПП РФ 615.
  3. После клика на кнопку ВЫБРАТЬ мы перейдем в уже знакомый нам расширенный поиск, но только с созданным нами набором полей.

Перед переходом выбираемые поля будут отображаться в средней части всплывшего окна конструктора, причем для каждого реестра отдельно.

Важно! По закону 223-ФЗ заказчику достаточно удостовериться, что только непосредственно сам участник закупочной процедуры отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков. А вот по закону 44-ФЗ (ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ) необходимо убедиться в отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков не только по самим участникам процедуры закупки, но также и по их учредителям, по участникам коллегиального исполнительного органа (если таковой имеется), а также по лицам, исполняющим функции единоличного исполнительного органа потенциального контрагента. То есть под проверку на нахождение в РНП в данном случае попадают и аффилированные с данным поставщиком лица. И если хотя бы по одному из них результаты проверки будут положительны, то исключению из списка претендентов подлежит вся организация целиком.

Какую информацию мы мы увидим?

В результате как обычного, так и расширенного поиска мы получаем или сообщение, что поиск не дал результатов, или список карточек недобросовестных поставщиков, находящихся в реестре и удовлетворяющих заданным нами критериям поиска.

Этот список можно упорядочить по дате обновления (стоит по умолчанию) и по дате включения в регистр. Можно также выбрать по сколько карточек показывать на странице и увидеть сколько организаций найдено.

На карточке недобросовестного поставщика отображается основная информация о нем (наименование, ИНН, КПП, адрес, дата включения в реестр, обновления информации и планируемого исключения), а также какой закон был нарушен.

  1. Кликнув на номер записи в реестре, мы перейдем на страницу реестровой записи с полной информацией о недобросовестном поставщике и его проступке (см. ниже).
  2. Ссылка «Контракты поставщика» приведет нас на страницу нарушенных контрактов. Если в карточке такой ссылки нет, то это означает, что контракта не было, а поставщик попал в реестр за отказ от его заключения.
  3. Клик на левую пиктограмму в правом верхнем углу карточки откроет всплывающее окно с электронными подписями.
  4. Вторая пиктограмма откроет страницу для печати упрощенной справки из реестра недобросовестных поставщиков

Страница реестровой записи предоставляет всю информацию по недобросовестному поставщику, общую информацию о заявке на внесение в РНП, информацию о заказчике, подавшем эту заявку, информацию о проведенных закупках и контракте.

Наибольший интерес тут представляют данные по учредителям недобросовестного подрядчика (на первом экране), так как «черная метка» РНП распространяется и на них тоже.

Процедура внесения данных в РНП

Рассмотрим отдельные аспекты процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ более подробно.

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и по 44-ФЗ схожи:

  • уклонение участника организованных торгов от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком по решению суда;
  • односторонний отказ организатора закупочной процедуры (заказчика) от выполнения своей части договора в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта (только по 44-ФЗ).

Внимание! Если договор был расторгнут хотя и в судебном порядке, но на основании мирового соглашения (между Заказчиком и Исполнителем) или же по результатам обстоятельств, не связанных с нарушениями Исполнителем условий договора, тогда это не считается основанием для включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Заявление в ФАС

Занесение информации в РНП производится на основании соответствующего заявления, которое подается заказчиком-организатором торгов в территориальные органы ФАС по результатам неудачного взаимодействия с контрагентом. В заявлении (обращении для внесения поставщика в реестр) требуется изложить обстоятельства взаимодействия заказчика с недобросовестным контрагентом (все этапы с датами) в привязке к опубликованным условиям организованных торгов. К заявлению следует приложить экземпляры документов, сопровождающих процедуру закупки и копию протокола подведения итогов.

Также следует указать следующие данные:

  • наименование поставщика, допустившего нарушение (претендующего на «звание» недобросовестного);
  • дату проведения закупочных мероприятий (торгов).

Образец данного заявления можно скачать на нашем сайте в форматах docx и rtf.

Сроки предоставления заявления в ФАС для законов 44-ФЗ и 223-ФЗ различаются.

Для 44-ФЗ это:

  1. 3 рабочих дня с даты заключения контракта со вторым участником конкурса.
  2. 5 рабочих дней с даты истечения указанного в условиях закупки срока подписания контракта с единственным участником тендера.
  3. 3 рабочих дня с даты расторжения контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика.

Для 223-ФЗ:

  1. 30 календарных дней с даты заключения договора со вторым участником или со дня истечения срока подписания договора, указанного в условиях закупки.
  2. 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в условиях закупки, с единственным участником тендера.
  3. 10 рабочих дней с даты расторжения договора по решению суда.

Ответственность за неподачу заявления

Следует помнить, что в случае выявления фактов недобросовестного отношения к выполнению обязанностей по поставкам в рамках организованных торгов с государственным участием, у заказчика возникает ответственность в обязательном порядке проинформировать об этом органы ФАС (чтобы любой другой государственный орган с помощью реестра в дальнейшем был предупрежден о безответственных лицах).

За ненаправление и несвоевременное направление документов для включения контрагента в РНП согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 14.05.2018) на должностных лиц предусмотрено наложение административного штрафа в размере 15 тыс. рублей, на юридических лиц — 100 тыс.

Закон суров, но данная мера необходима чтобы заинтересованный субъект имел возможность проверить на официальном сайте РНП интересующего его потенциального поставщика.

Сроки рассмотрения

Предоставляемая информация (обращение) рассматривается территориальным органом ФАС в течение 10 календарных суток. За это время комиссия по контролю в сфере закупок анализирует все предоставленные документы и выносит решение о включении данного поставщика в РНП, либо же отказывает в этом на основании указанных выше причин.

Если же предоставленные сведения о недобросовестном поставщике неполны, то территориальный орган ФАС в срок, не позднее 3 рабочих дней, возвращает этот комплект документов заказчику с перечислением оснований возврата. Заказчик обязан исправить указанные недочеты и заново предоставить документы в ФАС (иначе наступят штрафные санкции). Все это время сведения о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся.

Срок нахождения в реестре и как выйти из него досрочно?

Согласно закону автоматическое исключение из РНП сведений о недобросовестном участнике происходит через 2 года.

В случае, если несостоявшийся поставщик считает, что его внесли в РНП незаслуженно, то он может попытаться добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков через суд. Основаниями для оспаривания являются следующие обстоятельства:

  1. Добросовестность действий победителя торгов. Нужно доказать, что отсутствие дальнейшей контрактации произошло не в следствии злого умысла, а ошибки, технического сбоя или, к примеру, незначительного опоздания, что не может являться объективным свидетельством недобросовестности поставщика и основанием для его включения в реестр.
  2. Если финальный договор не был подписан по вине заказчика. Почему тогда должен быть включен в РНП именно исполнитель?
  3. Если договор был расторгнут по решению суда, но исполнитель действовал добросовестно, а несоблюдение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком
  4. Если заказчик без достаточной мотивации отказался от исполнения договора в одностороннем порядке. Включение исполнителя в РНП в данном случае недопустимо.
  5. Если решение о включение в РНП было принято с процессуальными нарушениями.

Как подтвердить отсутствие в РНП своей фирмы?

Заказчик всегда сам может посетить сайт госзакупок и попробовать найти интересующую его организацию в РНП. Но если ему этого недостаточно и он просит какой-либо документ, способный подтвердить отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, то тогда составляется декларация (справка) об отсутствии в РНП.

Данный документ потому и называется декларацией, что потенциальный участник торгов составляет его самостоятельно и в свободной форме, но на фирменном бланке, за подписью первого лица в организации и с синей печатью. При этом нужно помнить, что такая декларация не является формальным документом.

Образец данной декларации можно скачать на нашем сайте в форматах docx и rtf.

Резюме

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков серьезно ограничивает предпринимательскую деятельность организации, и речь идет не только о госзакупках. Это своеобразное клеймо на деловой репутации и обоснованное определение «ненадежный партнер», которое само по себе будет отталкивать потенциальных покупателей.

Понятно, что РНП необходим и востребован, но не пора ли государству создать и другой реестр – «Реестр Недобросовестных Заказчиков»?

Энциклопедия решений. Требование об отсутствии сведений об участнике закупки по Закону N 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков

Требование об отсутствии сведений об участнике закупки по Закону N 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — РНП) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

В судебной практике существует подход, согласно которому основанием для признания лица, претендующего на участие в закупке, не соответствующим ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является наличие в РНП не только тех сведений о нем, что прямо названы в этой норме Закона, но и иной информации, свидетельствующей о наличии риска ведения недобросовестной хозяйственной деятельности со стороны такого лица (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 01.02.2017 N Ф07-11926/16, определением ВС РФ от 18.04.2017 N 307-КГ17-3978 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ отказано).

Требование к участникам закупки об отсутствии сведений о них в РНП в силу ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ должно содержаться и в извещении об осуществлении закупки, и в документации о закупке (далее — документация) (см., например, решение УФАС по РТ от 23.12.2014 N Т04-222/2014).

В силу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок обязана проверить соответствие участника закупок требованию, указанному в ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие этому требованию. Соответственно, заказчик, комиссия по осуществлению закупок может проверить такое соответствие только на основании открытых источников.

Внимание

Ни в одной из норм Закона N 44-ФЗ не предусмотрено, что участник закупки обязан представлять в составе заявки на участие в определении поставщика, исполнителя, подрядчика (далее — контракгент) декларацию, подтверждающую его соответствие требованию, установленному ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Содержание и порядок ведения РНП регулируются ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 (далее — Постановление).

В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в РНП, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.*(1)

Отметим, что существуют судебные решения, признающие неправомерным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта на основании ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае, когда сведения о лице, с которым заключен контракт, внесены в РНП после заключения контракта с заказчиком по причинам, не связанным с исполнением этого контракта (см., например, постановления Семнадцатого ААС от 30.01.2015 N 17АП-17332/14, Девятого ААС от 21.04.2015 N 09АП-11847/15). Аналогичный вывод сделан и в письме Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28И-387.

Такая же позиция высказана и представителями ФАС России в письме от 06.08.2015 N АЦ/40483/15. По мнению ФАС России, включение контрагента в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика как на основании ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, так и на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Более того, в п. 1 письма указано, что если в момент заключения контракта контрагент перестал соответствовать требованиям документации, в частности, в связи с включением информации о нем в РНП, положения ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации. При этом указано, что заказчик в соответствии с ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если сведения, поданные участником закупки о своем соответствии требованиям, установленным документацией, на момент подачи заявки являлись недостоверными.

______________________________

*(1) Как указано в ч. 21 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, в течение 2 лет со дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ (то есть с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, см. ч. 1 ст. 114 Закона N 44-ФЗ) заказчик был вправе устанавливать при определении контрагента требование об отсутствии сведений об участнике закупки в РНП, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ.