Лифт технический регламент

Приложение № 1. Порядок технического освидетельствования и обследования подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов
I. Общие положения
II. Организация работ по техническому освидетельствованию и обследованию объектов
III. Техническое освидетельствование подъемных платформ для инвалидов
IV. Обследование подъемных платформ для инвалидов
V. Техническое освидетельствование пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов
VI. Обследование пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов
Приложение. Рекомендуемый образец акта выявленных дефектов, неисправностей, несоответствий
Приложение № 2. Форма акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора
Приложение № 3. Форма заключения по результатам обследования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора
1. Вводная часть
2. Объект обследования, назначение, краткая техническая характеристика
3. Данные о владельце
4. Цель обследования
5. Сведения о документах, рассмотренных в процессе обследования
6. Результаты обследования
7. Заключительная часть

Обеспечение безопасности подъёмных систем

Одна из самых важных характеристик лифта – степень его безопасности. Тысячи людей ежедневно пользуются лифтами и не задумываются об их техническом состоянии. Никто не интересуется периодичностью проверок и своевременности технического обслуживания. Мы привыкли полагаться на контролирующие инстанции, но вопрос безопасности всё чаще поднимается в обществе. Возникшие неисправности могут привести к аварии лифта. О печальных последствиях такого исхода даже не хочется думать.

На что обратить внимание при эксплуатации подъёмных систем? Чем обеспечивает безопасность движения в лифте? Каковы признаки неисправностей? Ответы на эти вопросы представлены ниже.

Разработанные в течение десятилетий правила безопасности при использовании лифта полностью исключают возможность возникновения аварий. Но халатное отношение к правилам и не своевременное обслуживание подъёмной системы может привести к несчастным случаям.

Регламент безопасности лифтов

Предписания касаемо безопасного использования лифтов на территории России регламентируются международным документом 011/2011 «Безопасность лифтов». Он устанавливает основу комплекса мероприятий, направленных на предотвращения опасных ситуаций при использовании подъёмного оборудования. Контроль безопасности подъёмного оборудования в России осуществляет Федеральная служба по технологическому надзору.

Устройства для предотвращения чрезвычайных ситуаций

Ловители

Каждая лифтовая система должна оснащаться ловителями – устройствами, предотвращающими падение платформы. Они могут располагаться на кабине или на противовесе. В случае наступления опасных ситуаций, ловители захватывают направляющие и полностью останавливают кабину. Устройства срабатывают не зависимо от того, на какой высоте находится клетка в момент наступления чрезвычайной ситуации.

Ловители устанавливаются во всех современных типах лифтов. В случае, когда шахта лифта проходит над местом возможного нахождения людей, а материал перекрытия не достаточно прочен чтоб остановить падающую кабину — ловители также устанавливают на противовесы. Такая мера способна полностью предотвратить возможные аварии, но оборудование периодически должно проходить проверку работоспособности.

Лифты со скоростью движения от 1 с/сек и более, а также подъёмное оборудование больниц и оздоровительных комплексов, оснащаются ловителями, обеспечивающими постепенное торможение. Длина пути торможения показана в таблицах, приведенных в соответствии с правилами безопасности.

Ограничители скорости

Устройства, регулирующие скорость движения лифта. Если скорость спуска превышает установленную норму по регламенту данного лифта, ограничитель автоматически подаёт сигнал ловителю, который замедляет спуск.

Представлены в виде центробежного регулятора. Принцип работы заключается в следующем: при достижении определенной скорости вращения, внецентренные массы зацепляются за башмак и замедляют движение. Устройство связано с канатом и аппаратом натяжения, размещенном в приямке. Если фиксируются неполадки в системе или чрезмерно высокая скорость движения лифта, центробежный регулятор способствует отключению подъёмника до устранения неисправностей.

Взаимодействие ограничителя с ловителем способствует прочному удержанию кабины в шахте на любом этаже.

Режим «Пожарная опасность»

Предусмотренный режим работы лифта «пожарная опасность» автоматически активируется в случае выявления пожара в здании. Он подразумевает движение кабины к этажу ожидаемой эвакуации.

В данном режиме лифт игнорирует нажатия на кнопки вызова, не открывает дверь до момента достижения этажа эвакуации. Такая мера предусмотрена прежде всего для сохранения жизней людей, находящихся в лифте в момент возгорания.

При достижении нужного этажа, двери лифта открываются. Кабина остается в неподвижном состоянии, а система переводится в нормальный режим. Перевод лифта в обычный режим также возможен вручную из технического отделения.

Информация о том, что лифт в данный момент не осуществляет перевозку, выводится посредством индикатора «Вход запрещен». Он загорается по прибытии лифта на этаж назначения.

Профилактика и гражданский контроль

Люди, периодически пользующиеся лифтами, должны обращать внимание на следующие признаки неисправности оборудования:

  • Кабина не движется строго по вертикали, а отклоняется в сторону;
  • Наблюдаются рывки при движении;
  • Слышен звук трущегося металла;
  • Присутствует вибрация в кабине;
  • Остановки не точные – отклонение от уровня пола более 3.5 см.

В случае обнаружения данных проблем рекомендуется связаться с диспетчером и проинформировать его о замеченных неисправностях. Нажать кнопку вызова следует также при неожиданной остановке лифта. При этом запрещено самостоятельно выбираться из кабины — существует риск падения в шахту.

Согласно существующим государственным регламентам, время эксплуатации нового лифта не должно превышать 25 лет. По истечению этого срока, оборудование должно пройти обследование специальной комиссией, которая вынесет вердикт о возможности дальнейшей эксплуатации или списании лифта. Плановое техническое обследование должно проводиться не реже, чем раз в 31 день; раз в 24 месяца должен приводиться капитальный осмотр лифта.

Наиболее важным аспектом безопасного использования лифта является работоспособность системы связи с диспетчером. Если плановые проверки и техническое обслуживание лифта не будет проводиться – появится опасность возникновения неисправностей, способных повлечь человеческие жертвы.

03.10.2019 года опубликовано Распоряжение Совета ЕЭК № 36 О разработке проекта изменения в технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), принятого на заседании Совета ЕЭК 30.09.2019 года в Ереване. Распоряжением сообщается о том, что на заседании рассмотрено предложение Российской Федерации о внесении изменений в технический регламент в части продления срока приведения лифтов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента и отработавших назначенный срок службы, в соответствии с требованиями регламента.

По имеющейся информации планируется перенести срок приведения лифтов в соответствии с техническим регламентом на 15 февраля 2025 года (вместо 15 февраля 2020 года в действующей редакции ТР ТС 011/2011).

РФ определена ответственным разработчиком проекта изменений. Правительству России предложено обеспечить разработку данного проекта в соответствии с пунктом 46 Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза.

В соответствии с Порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза (Приложение к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 года N 48 (в редакции, введенной в действие с 10 марта 2017 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 147.) разработка проектов технических регламентов и проектов изменений в технические регламенты включает в себя следующие этапы (процедуры):

  • а) подготовка и утверждение Евразийской экономической комиссией (далее — Комиссия) плана разработки технических регламентов и внесения в них изменений (далее — план), изменений в план;
  • б) подготовка проекта технического регламента (проекта изменений в технический регламент);
  • в) проведение публичного обсуждения проекта технического регламента (проекта изменений в технический регламент), включая оценку регулирующего воздействия;
  • г) проведение внутригосударственного согласования проекта технического регламента (проекта изменений в технический регламент);
  • д) принятие Комиссией технического регламента (изменений в технический регламент).

Пунктом 46 Порядка предусматривается, что «в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений, и (или) обстоятельств социально-экономического характера, требующих оперативного реагирования, и (или) в случае внесения в технический регламент изменений, носящих редакционный характер и не меняющих требований технического регламента, и (или) в случае необходимости приведения положений технического регламента в соответствие с положениями Договора или международных договоров в рамках Союза по решению Совета Комиссии изменения в технический регламент могут быть приняты без проведения процедур публичного обсуждения, в том числе без подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия»

Таким образом можно предположить, что планируется внесение изменений в упрощенном порядке, без публичного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, должного финансово-экономического обоснования проекта изменений. При отсутствии соответствующих расчетов и обоснований по реализации требования о приведении лифтов в соответствии с требованиями ТР ТС, также и новый срок может оказаться неисполнимым в силу нехватки денежных ресурсов у владельцев лифтов и отсутствия комплексной общефедеральной программы замены лифтов, потребовать дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, что в условиях возможного надвигающегося мирового финансового кризиса и падения цен на нефть может оказаться весьма непростой задачей.

После внесения проекта изменений проект будет рассмотрен Коллегией Евразийской экономической комиссии в установленном порядке в возможно короткие сроки.

Продление срока безопасной эксплуатации, или как это называется в официальных документах, «оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы» – это экспертное обследование объекта лифтового хозяйства, по результатам которого принимается решение о возможности и условиях дальнейшего использования его по назначению либо о выполнении его модернизации или замены.
Назначенный срок службы лифта – это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой использование лифта по назначению должно быть прекращено независимо от его технического состояния (см. ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов»).
Согласно п. 3.4. статьи 4 Технического регламента Таможенного Союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, по истечении назначенного срока службы эксплуатация лифтов не допускается. Чтобы использовать лифт и дальше (либо принять решение о его модернизации, замене), нужно провести оценку соответствия, порядок которой установлен статьей 6 ТР ТС 011/2011.
Обратите внимание – если в паспорте лифта отсутствует информация о назначенном сроке службы, он устанавливается равным 25 годам со дня ввода лифта в эксплуатацию (п. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011).
Обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы
Согласно п. 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011, оценка соответствия лифта, который отработал назначенный срок службы, проводится в форме экспертного обследования. Такую экспертизу может делать организация, аккредитованная в порядке, установленном законодательством РФ (то есть имеющая допуски СРО, аттестат аккредитации испытательной лаборатории и сертификаты качества ИСО).
Как правило, при обследовании лифта должны определяться:

  • соответствие лифта общим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 к ТР ТС 011/2011 и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным Приложением 1 к ТР ТС 011/2011;
  • мероприятия (в том числе модернизация лифта), необходимые для обеспечения соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, требованиям ТР ТС 011/2011, а также сроки их выполнения.

Обследование лифта включает следующие основные процедуры:

  • определение состояния оборудования лифта, включая устройства безопасности лифта, с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа и коррозии;
  • контроль металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, а также направляющих и элементов их крепления;
  • испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования;
  • визуальный и измерительный контроль заземления (зануления) оборудования лифта.

Сведения о проведенном обследовании (дата и результат экспертизы; наименование компании, проводившей экспертизу) указываются в паспорте лифта.
Результаты обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы
По результатам экспертного обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы, составляется заключение (в России – по ГОСТ Р 53783), которое содержит (п. 5.3 ст. 6 ТР ТС 011/2011) обоснованные выводы:

  • о соответствии лифта общим требованиям безопасности и специальным требованиям (с учетом назначения лифта), установленным Приложением 1 к ТР ТС 011/2011;
  • об условиях и возможном сроке продления использования лифта;
  • о рекомендациях по модернизации или замене лифта.

Указанное заключение передается владельцу лифта. В свою очередь владелец объекта на основании рекомендаций, содержащихся в заключении, принимает решение о выполнении мероприятий (в том числе модернизации лифта) по обеспечению соответствия лифта требованиям ТР ТС 011/2011 в установленные в заключении сроки, либо выводит лифт из эксплуатации.
Если отсутствует необходимость модернизировать или заменять лифт, а также выполнены условия продления срока его эксплуатации, то устанавливается новый период использования лифта с соответствующей записью в паспорте (п. 5.4. ст. 6 ТР ТС 011/2011).
Обратите внимание – в настоящее время количество обследований для возможного продления срока использования лифта по назначению не регламентировано.
Модернизация лифта, отработавшего назначенный срок службы
Модернизация лифта, отработавшего назначенный срок службы, включает мероприятия по повышению безопасности и технического состояния лифта до уровня, установленного ТР ТС 011/2011, и по продлению срока его службы.
На территории РФ модернизацию лифтов можно проводить в соответствии с ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов».
Когда лифт модернизирован (или заменен), проводится оценка его соответствия в форме декларирования по схеме 4д (указана в Приложении 3 к ТР ТС 011/2011).
При «декларационном» обследовании дополнительно проверяются:

  • соответствие модернизированного лифта общим и специальным (с учетом назначения ГПМ) требованиям безопасности, установленным в Приложении 1 к ТР ТС 011/2011;
  • соответствие установки оборудования лифта проектной документации на модернизацию;
  • выполнение рекомендаций по модернизации лифта, указанных в заключении по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы.

Специализированная организация, которая выполняла модернизацию, назначает новый срок службы лифта, делает в паспорте запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию.
В свою очередь собственник ГПМ на основании положительных результатов оценки оформляет декларацию соответствия (это может также сделать специализированная организация).
Если же владелец лифта не выполнил (не организовал выполнение) в установленный срок рекомендации по модернизации или замене, то ГПМ признается непригодным и должен быть выведен из эксплуатации.