Лицензия на нотариальную деятельность 2018

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ ГРАЖДАНАМ НА ПРАВО ЗАНЯТИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 22 ноября 1993 г. N 8-51/149-081293 (СЮ 93-9) 1. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации «О нотариате» регистрация и выдача лицензий гражданам на право занятия нотариальной деятельностью осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации или министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, управлением (отделом) юстиции органа исполнительной власти области, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью может быть выдана гражданину Российской Федерации, имеющему высшее юридическое образование, прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и сдавшему квалификационный экзамен. 3. В соответствии с заявлением лица, претендующего на получение лицензии, после успешной сдачи им квалификационного экзамена орган юстиции рассматривает вопрос о выдаче лицензии на основании документов, представленных секретарем квалификационной комиссии (решение квалификационной или апелляционной комиссии, копия диплома, документ о прохождении стажировки у нотариуса, документ банка, подтверждающий уплату соответствующего сбора). В необходимых случаях органом юстиции могут быть истребованы дополнительные сведения. 4. Документы должны быть рассмотрены соответствующим органом юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. По результатам рассмотрения принимается решение: — о выдаче лицензии; — об отказе в выдаче лицензии; — об оставлении заявления без рассмотрения. Решение об отказе в выдаче лицензии принимается в случаях, если гражданин, обратившийся за получением лицензии: а) не отвечает требованиям п.2 настоящего Положения; б) лишен права заниматься нотариальной деятельностью в судебном порядке; в) имеет не снятую или не погашенную судимость в связи с совершенным им умышленным преступлением. Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если оно подано без представления документов, указанных в п.3 настоящего Положения. О принятом решении в письменной форме сообщается заявителю с указанием причины отказа в выдаче лицензии или оставления заявления без рассмотрения. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. 5. Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью выдается установленной формы (см.приложение). Выдаваемой лицензии присваивается регистрационный номер, под которым она вносится в Государственный реестр лицензий на право занятия нотариальной деятельностью. Срок хранения реестров 75 лет. В случае утраты лицензии может быть выдан ее дубликат. По заявлению лица, лишенного права заниматься нотариальной деятельностью либо в случае истечения установленного Основами законодательства Российской Федерации «О нотариате» срока действия лицензии, может быть выдана выписка из Государственного реестра. 6. Лицо, получившее лицензию на право занятия нотариальной деятельностью может быть назначено на должность нотариуса или помощника нотариуса в государственную нотариальную контору, а также заниматься частной нотариальной практикой в качестве нотариуса или помощника нотариуса. 7. Должности нотариуса учреждаются органом юстиции совместно с Нотариальной палатой. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации Нотариальной палаты Министерства юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию. Помощник нотариуса, занимающегося частной практикой, работает по договору. 8. Лицо, имеющее лицензию, но в течение трех лет не приступившее к работе нотариуса или помощника нотариуса, может быть допущено к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена и получения новой лицензии. 9. Лицензия может быть аннулирована на основании решения суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью. 10. Органы юстиции ежеквартально представляют в Министерство юстиции Российской Федерации сведения о выданных лицензиях, назначенных на должность нотариуса и помощника нотариуса, а также о случаях лишения права заниматься нотариальной деятельностью.

Новая редакция Ст. 303 ТК РФ

При заключении трудового договора с работодателем — физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором.

В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя.

Работодатель — физическое лицо обязан:

оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета лиц, поступающих на работу впервые, на которых не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Комментарий к Статье 303 ТК РФ

Физические лица (российские граждане, иностранцы, лица без гражданства) имеют право выступать в качестве работодателей, заключая с работниками трудовые договоры и вступая с ними в трудовые отношения. Физические лица могут нанимать работников в предпринимательских (коммерческих) целях, при осуществлении профессиональной деятельности и для работы в домашнем потребительском хозяйстве.

Для получения работодательской правоспособности, под которой следует понимать признание права предоставлять гражданам работу, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица должны пройти государственную регистрацию.

Работодательскую правоспособность лица, занимающиеся частной практикой, приобретают при условии наделения их соответствующими полномочиями (нотариусы) или присвоения в установленном порядке соответствующего статуса (адвокаты). Частные нотариусы вправе нанимать и увольнять работников в соответствии со статьей 8 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1. Адвокаты, осуществляющие свою индивидуальную деятельность в форме адвокатского кабинета, могут принимать на работу на условиях трудового договора помощников адвоката и стажеров адвоката, на основании пункта 4 статьи 27 и пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Наемный труд может быть использован и с иной целью — обеспечения ведения домашнего хозяйства, удовлетворения личных потребностей человека. В частности, работники могут быть наняты в качестве няни, воспитателя, секретаря, повара, уборщицы, прачки, садовника, сторожа. В этом случае работодателем выступает любой дееспособный гражданин, имеющий денежные средства для расчетов по заработной плате.

Физические лица реализуют работодательскую правосубъектность, в отличие от юридических лиц, как правило, сами, своими личными действиями, а не через представителей. Они заключают от своего имени трудовые договоры и оформляют прием на работу, сами осуществляют дисциплинарные полномочия и увольняют работников. При большом количестве наемных работников индивидуальные предприниматели могут поручить ведение кадровой работы соответствующим специалистам.

Заключение трудового договора с работодателями — физическими лицами имеет свои особенности. При этом требования к форме трудового договора и общие правила приема на работу такие же, как у юридических лиц.

Трудовой договор заключается в письменной форме и содержит все существенные для работника и работодателя условия — о месте работы, дате начала работы, трудовой функции, правах и обязанностях работника и работодателя, режиме труда и отдыха, условиях труда, заработной плате и другие. В трудовой договор могут быть включены условия о сроке договора, об испытательном сроке (с соблюдением гарантий, предусмотренных статьей 70 ТК), о дополнительных основаниях прекращения трудового договора, о компенсационных выплатах при увольнении, о неразглашении охраняемой законом тайны и другие.

Трудовой договор заключается в трех экземплярах — для работника, работодателя и органа, осуществляющего регистрацию таких договоров.

Допускаются существенные отступления от общих правил в отношении содержания трудового договора.

Трудовая функция может определяться путем указания на любую не запрещенную законом работу. В договоре необходимо:

— перечислить виды работ, которые будут поручаться работнику, причем эти работы могут составлять содержание разных профессий и должностей;

— при отсутствии правил внутреннего трудового распорядка обязательным условием трудового договора становится условие о режиме труда и отдыха.

В трудовом договоре можно устанавливать дополнительные основания прекращения трудового договора, что согласуется со статьей 307 ТК.

Работодатели — физические лица могут сами устанавливать сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выходного пособия при прекращении трудового договора, иные компенсационные выплаты, в соответствии со статьей 307 ТК.

Трудовой кодекс разрешает вносить изменения в трудовой договор по соглашению сторон. Однако такие возможности носят ограниченный характер. В трудовой договор в случаях, не предусмотренных главой 48 ТК, нельзя вносить условия, снижающие уровень гарантий для работников, например изменить правила о защите персональных данных работника, основания и порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности, государственные гарантии в сфере оплаты труда.

Трудовой кодекс обязанность регистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления возлагает на работодателя — физическое лицо. Основной целью такой регистрации является проверка соответствия договоров трудовому законодательству. Поскольку порядок регистрации не определен ни Трудовым кодексом, ни иными федеральными нормативными актами, следует ориентироваться на нормы местных органов власти.

Органом местного самоуправления, по месту государственной регистрации работодателя — индивидуального предпринимателя либо по месту жительства работодателя — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется регистрация трудовых договоров.

Это осуществляется путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех представленных экземпляров трудового договора.

Законодательного требования регистрировать изменения и дополнения к трудовому договору нет. Однако, поскольку работодатель обязан регистрировать основной трудовой договор, все письменные изменения и дополнения к нему также необходимо регистрировать. Также необходима регистрация прекращения трудового договора. Инициатором регистрации может быть работодатель, в случае расторжения трудового договора. В определенных случаях регистрировать может работник, если работодатель — физическое лицо умер, признан судом умершим или безвестно отсутствующим.

В соответствии со статьей 309 ТК, письменный трудовой договор является основным документом, подтверждающим время работы у работодателя — физического лица, так как трудовые книжки такие работодатели не ведут.

Работодатель, на основании статьи 303 ТК, обязан:

— уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, определяемых федеральным законодательством;

— оформить страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Для уплаты страховых взносов работодатели обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в органах Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ.

Другой комментарий к Ст. 303 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Физические лица (российские граждане, иностранцы, лица без гражданства) могут выступать в качестве работодателей, заключая с работниками трудовые договоры и вступая с ними в трудовые правоотношения. Нанимать работников физические лица могут в предпринимательских (коммерческих) целях, при осуществлении профессиональной деятельности (частные нотариусы, адвокаты) и в целях личного обслуживания и ведения домашнего хозяйства (работники нанимаются в качестве няни, воспитателя, секретаря, повара, уборщицы, прачки, садовника, сторожа и т.п. (см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней)).

2. В отличие от организаций физические лица реализуют работодательскую правосубъектность, как правило, сами, своими личными действиями, а не через представителей. Они от своего имени заключают трудовые договоры и оформляют прием на работу, сами осуществляют дисциплинарные полномочия и увольняют работников, хотя при большом количестве наемных работников индивидуальные предприниматели могут поручить ведение кадровой работы соответствующим специалистам.

Заключение трудового договора с работодателями — физическими лицами имеет свои особенности, хотя требования к форме трудового договора и общие правила приема на работу такие же, как у юридических лиц.

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и содержать все условия, существенные для работника и работодателя: о месте работы, дате начала работы, трудовой функции, правах и обязанностях работника и работодателя, режиме труда и отдыха, условиях труда, заработной плате и др. В трудовой договор могут быть включены условия о сроке договора, об испытательном сроке (с соблюдением гарантий, предусмотренных ст. 70 ТК РФ), о дополнительных основаниях прекращения трудового договора, о компенсационных выплатах при увольнении, о неразглашении охраняемой законом тайны и др.

Трудовой договор должен заключаться в двух экземплярах, а при необходимости его регистрации — в трех экземплярах: для работника, работодателя и органа, осуществляющего регистрацию таких договоров.

3. Закон допускает существенные отступления от общих правил в отношении содержания трудового договора.

Во-первых, трудовая функция может определяться не традиционным способом в виде наименования специальности, квалификации, должности, а путем указания на любую не запрещенную законом работу. В трудовом договоре достаточно перечислить виды работ, которые будут поручаться работнику, причем эти работы могут составлять содержание разных профессий и должностей.

Во-вторых, при отсутствии правил внутреннего трудового распорядка обязательным условием трудового договора становится условие о режиме труда и отдыха.

В-третьих, в трудовом договоре можно устанавливать дополнительные по сравнению с федеральными законами основания прекращения трудового договора, о чем свидетельствует ст. 307 ТК РФ.

В-четвертых, работодатели — физические лица могут сами устанавливать сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выходного пособия при прекращении трудового договора, иные компенсационные выплаты (см. ст. 307 ТК РФ и комментарий к ней).

Возможность изменять по соглашению сторон общие правила трудового законодательства носит ограниченный характер. В случаях, не предусмотренных статьями гл. 48 ТК, в трудовой договор нельзя вносить условия, снижающие уровень гарантий для работников. Например, нельзя изменить правила о защите персональных данных работника, основания и порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности, государственные гарантии в сфере оплаты труда.

4. Для работодателей — физических лиц, заключающих трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, установлена дополнительная обязанность — регистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления по месту своего жительства. Основная цель такой регистрации — проверка соответствия договоров трудовому законодательству. Поскольку такие работодатели не ведут на своих работников трудовые книжки, документом, подтверждающим период работы у работодателя — физического лица, является трудовой договор (см. ст. 309 ТК РФ и комментарий к ней).

Порядок регистрации не определен ни ТК, ни какими-либо иными федеральными нормативными правовыми актами, поэтому органы местного самоуправления, пользуясь предоставленными им ч. 10 ст. 5 ТК РФ нормотворческими полномочиями, принимают по данному вопросу собственные акты.

Регистрация трудовых договоров осуществляется путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех представленных экземпляров трудового договора.

Законодатель также устанавливает требование зарегистрировать факт прекращения трудового договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор (см. ст. 307 ТК РФ и комментарий к ней).

5. Кроме обязанности работодателя оформить трудовой договор, в ст. 303 ТК РФ зафиксированы еще две: уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, определяемых федеральным законодательством; оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. Для уплаты страховых взносов работодатели обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в органах Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ.

Иллюстративное фото

Бекболот Касаболотов

Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение проект приказа, согласно которому предлагается изменить существующий порядок проведения квалифицированного экзамена у лиц, претендующих на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью

Согласно Закону «О нотариате» частным нотариусом может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж по юридической специальности не менее трех лет, прошедший шестимесячную стажировку у государственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право занятия частной нотариальной деятельностью.

На сегодняшний день квалификационный экзамен проводится путем проведения компьютерного тестирования, состоящего из 110 вопросов. Тот, кто наберет 70 и более процентов считается прошедшим экзамен, после чего ему выдается лицензия на частную нотариальную деятельность.

Предлагаемый Министерством юстиции проект приказа устанавливает, что экзамен будет состоять из 3 трех этапов: компьютерного тестирования из 60 вопросов, практического задания и собеседования. Так, кандидаты, набравшие не менее 50% баллов, допускается к практическому заданию. При этом формат, степень сложности и время на их выполнения будут определяться квалификационной комиссией. Данный этап экзамена будет оцениваться по 15 балльной шкале. Лица, набравшие не менее 10 баллов, будут допущены к собеседованию. Однако в общей сложности для допуска к собеседованию кандидаты должны набрать как минимум 40 баллов по двум предыдущим этапам.

В ходе собеседования выясняются личностные и профессиональные качества кандидатов и их представления о будущей работе, ожидания, мотивация. Министерство должно будет разработать примерный перечень вопросов для проведения с кандидатами.

По результатам собеседования конкурсная комиссия будет оценивать кандидата по 20 балльной шкале по следующим параметрам:

  • деловые качества;
  • лидерские качества;
  • профессиональные качества;
  • ожидания;
  • мотивация;
  • способность к ясному изложению мысли.

Если по результатам всех трех этапов кандидат наберет 55 и более баллов, квалификационный экзамен будет считаться успешно пройденным.

Минюст инициировал проект приказа с целью повышения качества уровня подбора лиц на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью, а также в целях единого подбора лиц, осуществляющих нотариальную деятельность как государственных так и частных нотариусов. Предусматривается три этапа прохождения квалификационного экзамена, а именно компьютерное тестирование, практическое задание и собеседование, поскольку претендент при поступлении на государственную службу в качестве государственного нотариуса проходит упомянутые этапы.

В справке-обосновании отмечается, что существующий порядок проведения экзамена путем проведения только компьютерного тестирования может повлиять на профессиональное качество лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность при осуществлении своих служебных обязанностей. Как именно оно может повлиять, в справке-обосновании не говорится.

Вместе с тем, следует отметить, что отсутствие четкой ясности в оценке этапов собеседования и практического задания может привести к определенным сложностям. Причиной тому служит то, что оценка кандидатов будет осуществляться на основе субъективного мнения членов квалификационного комиссии, а оценка практического задания – без каких-либо критериев.

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.А. Овчинникова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Овчинников оспаривает конституционность следующих положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате:

абзаца второго статьи 6 (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ), согласно которому нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

статьи 23, предусматривающей, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации; денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса; нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке; денежные средства и ценные бумаги, внесенные в депозит нотариуса, занимающегося частной практикой, не являются доходом нотариуса и не поступают в его собственность; обращение взыскания на них по долгам нотариуса не допускается.

Как следует из жалобы и представленных материалов, решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 14 апреля 2014 года заявитель по иску некоммерческой организации «Нижегородская нотариальная палата» был лишен лицензии на занятие нотариальной деятельностью в связи с нарушениями законодательства о нотариате. Основанием для обращения в суд с данным иском послужили факты неоднократного привлечения А.А. Овчинникова к дисциплинарной ответственности в период с октября 2012 года по май 2013 года за дисциплинарные проступки, совершенные им при осуществлении профессиональной деятельности, а также то обстоятельство, что заявитель сдавал в аренду ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» принадлежащую ему на праве собственности часть нежилого здания, в котором располагалась его нотариальная контора, что, по мнению истца, является нарушением требований статей 6 и 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Удовлетворяя иск, суд, отметив, в частности, что источником финансовых поступлений для нотариуса может быть только деятельность в качестве нотариуса, научная и преподавательская деятельность, не согласился с доводами заявителя, утверждавшего в числе прочего, что названные нормы не ограничивают нотариуса в реализации его имущественных прав и распоряжении поступившим от их реализации доходом, как это прямо предусмотрено статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Наличие у заявителя права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом не означает, по мнению суда, что он вправе, имея статус нотариуса, извлекать доходы из принадлежащего ему имущества.

Данное решение было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции. В передаче кассационных жалоб для рассмотрения в заседаниях судов кассационной инстанции, в том числе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, А.А. Овчинникову отказано. Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации заявитель уведомлен о том, что оснований для отмены определения судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции не имеется.

По мнению заявителя, положения абзаца второго статьи 6 и статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не соответствуют статьям 17 (части 1 и 3), 35 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не позволяют нотариусу распоряжаться своим личным имуществом и получать от этого доходы под угрозой лишения права на занятие нотариальной деятельностью.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Овчинниковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся правовым государством, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 1, часть 1; статья 45, часть 1; статья 48, часть 1). При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство, обеспечивая получение гражданами именно квалифицированной юридической помощи, обязано устанавливать с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования к лицам, оказывающим различные виды юридической помощи; к компетенции законодателя относится и определение соответствующих условий допуска тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности с учетом ее публичной значимости (Постановление от 28 января 1997 года № 2-П).

Нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (часть первая статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (часть шестая названной статьи); такая деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как государственными, так и частными нотариусами от имени Российской Федерации, являются публично значимыми действиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 года № 15-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 349-О).

Должностные обязанности нотариуса предполагают его участие в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, что обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой и эффективной правовой системы, демократического правового государства (пункт 3 раздела I Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации, принятого 18 апреля 2001 года собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации).

Таким образом, осуществление нотариальных функций от имени государства в целях обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает предъявление к ним особых (повышенных) требований, с тем чтобы обеспечить независимое, объективное и беспристрастное исполнение нотариусами публичных функций на основании закона, что, как следует из статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, является одной из основных гарантий нотариальной деятельности.

2.2. Одним из таких требований, связанных с приобретением статуса нотариуса, является вытекающий из статей 6 (как в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции) и 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и нашедший также отражение в разделе VIII Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации запрет нотариусу заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также быть посредником при заключении договоров.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам деятельности по отправлению публичных функций, гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определения от 1 декабря 1999 года № 219-О, от 7 декабря 2001 года № 256-О, от 20 октября 2005 года № 378-О и от 5 марта 2009 года № 377-О-О).

Вместе с тем устанавливаемые законодателем ограничения прав и свобод, в том числе связанные со статусом нотариуса и осуществлением нотариальной деятельности от имени государства, в силу статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допустимы только в целях защиты конституционных ценностей на основе принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности, соразмерности (пропорциональности) и необходимости в правовом демократическом государстве и не должны искажать основное содержание конституционных прав и свобод и посягать на само их существо; вводя федеральным законом ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями, государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры (средства). Указанные требования — по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации — обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 34-П).

Предусмотренный оспариваемыми нормами Основ законодательства Российской Федерации о нотариате запрет заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, направлен на обеспечение независимости нотариуса при осуществлении возложенных на него полномочий: с одной стороны, ограждая его от неправомерного влияния, которое может быть на него оказано в связи с осуществлением иной, помимо нотариальной, оплачиваемой деятельности, а с другой — препятствуя использованию им своего должностного положения в ущерб интересам обратившихся к нему граждан (юридических лиц), а также интересам нотариального сообщества, в целях извлечения выгод для себя или иных лиц, данный запрет преследует правомерную цель исключить конфликт интересов, гарантировать объективность и беспристрастность нотариуса при совершении нотариальных действий, а также их законность и, в конечном счете, не допустить нарушения конституционных принципов юридического равенства и верховенства права.

Таким образом, будучи установленным в конституционно значимых целях и отвечая конституционно-правовому предназначению нотариальной деятельности, сам по себе запрет на занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, не может расцениваться как нарушающий какие-либо конституционные права.

2.3. В системе действующего правового регулирования запрет заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, установлен в отношении широкого круга субъектов, осуществляющих публичные функции, в частности членов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации (часть 3 статьи 97 Конституции Российской Федерации, пункт «в» части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), судей (подпункты 4 и 5 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей Российской Федерации»), ряда иных лиц (пункты 2 и 3 части 3 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статья 402 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», пункты 2 и 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

При этом нормативные положения, в основе своей аналогичные тем, которые оспаривает заявитель, а именно положения пункта «в» части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которыми полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно, в частности, в случаях вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, ранее уже являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2012 года № 34-П.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что положение закона, не допускающее вхождения депутата Государственной Думы в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, будучи направленным на предотвращение конфликта интересов и обеспечение принципа независимости парламентария, означает, в частности, что депутат Государственной Думы не вправе участвовать в предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом, или осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно — как она определяется в соответствии с гражданским законодательством.

При этом, раскрывая содержание названного запрета в части указания на «оплачиваемую деятельность», Конституционный Суд Российской Федерации, кроме того, указал, что несовместимая в силу статьи 97 (часть 3) Конституции Российской Федерации с мандатом депутата Государственной Думы другая — помимо депутатской, которую парламентарии осуществляют на профессиональной постоянной основе, — оплачиваемая деятельность (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) не сводится с точки зрения ее юридической квалификации в действующем правовом регулировании в его системном единстве исключительно к работе в рамках трудового договора (служебного контракта), в том числе на государственной или муниципальной службе, либо гражданско-правовых договоров, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, но подразумевает и другую не запрещенную законом направленную на получение дохода экономическую деятельность, включая предпринимательскую, занятие которой может привести к коллизии имущественных интересов депутата и публичных интересов. При этом квалификация оплачиваемой деятельности как предпринимательской требует обращения к соответствующим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу статьи 2 которого предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац третий пункта 1). Поскольку в силу статьи 23 данного Кодекса при несоблюдении обязанности пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, отсутствие государственной регистрации само по себе не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если по своей сути она фактически является таковой.

Таким образом, приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации ориентирует правоприменителя на то, чтобы при оценке оплачиваемой деятельности как несовместимой с соответствующим публичным статусом учитывались, в частности, такие установленные гражданским законодательством критерии, как самостоятельность, рисковый характер, систематичность, предмет этой деятельности и юридические основания ее осуществления, возможность конфликта частных интересов лица, для которого устанавливаются соответствующие ограничения, и публичных интересов.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в рамках предмета рассмотрения по вышеназванному делу не констатировал, что соответствующий запрет носит абсолютный характер и во всех случаях запрещает члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы извлекать доход от распоряжения своим имуществом и, следовательно, если такая деятельность по своим параметрам, определяемым в соответствии с гражданским законодательством, явно не является предпринимательской и не влечет за собой возникновение конфликта интересов, она может быть признана допустимой.

Подобный подход к интерпретации ограничений, связанных с предпринимательской деятельностью, нашел отражение в Кодексе судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года): статья 19 данного Кодекса, воспроизводя предписание подпункта 4 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в соответствии с которым судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, вместе с тем предусматривает, что судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса (пункты 1 и 2).

Соответственно, нет оснований полагать, что в отношении нотариусов запрет занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью в системе действующего правового регулирования должен трактоваться иным образом, более широко (иметь иное содержание), чем, в частности, в отношении судей.

Таким образом, сами по себе оспариваемые законоположения с учетом сохраняющих силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан, имеющих статус нотариуса. Установление же соответствия осуществляемой нотариусом деятельности по использованию принадлежащего ему на праве собственности имущества критериям предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности, которая является несовместимой со статусом нотариуса, во всяком случае требует исследования и оценки фактических обстоятельств конкретного дела, что составляет прерогативу судов общей юрисдикции и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

3. Как видно из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, предполагаемое нарушение А.А. Овчинниковым запрета, установленного статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, являлось лишь одним из оснований для постановки вопроса о лишении его права заниматься нотариальной деятельностью.

Из текста состоявшихся по делу заявителя судебных постановлений следует, что обращение в суд некоммерческой организации «Нотариальная палата Нижегородской области» с соответствующим иском было обусловлено прежде всего неоднократными дисциплинарными проступками, совершенными заявителем в ходе осуществления профессиональной деятельности, неоднократным привлечением его к дисциплинарной ответственности в течение одного года (так, дважды — в октябре 2012 года и в мае 2013 года — к нему применялось дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора).

В частности, в ходе проверок профессиональной деятельности А.А. Овчинникова, состоявшихся в апреле 2013 года, основаниями для производства которых послужили в том числе заявления ряда граждан в органы прокуратуры, были выявлены многочисленные нарушения заявителем Правил нотариального делопроизводства (утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 17 декабря 2012 года, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 78), Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 91), положений статьи 46 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, касающихся совершения удостоверительных надписей и выдачи свидетельств, правил внутрикорпоративного локального нормативного акта, а также наличие в текстах документов юридически некорректных формулировок, не соответствующих положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом судом кассационной инстанции Нижегородского областного суда были приняты во внимание доводы заявителя о недопущении им деятельности, несовместимой со статусом нотариуса. Как указано в определении судьи Нижегородского областного суда от 2 декабря 2014 года об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции, доводы о том, что нотариус вправе сдавать имущество в аренду, в связи с чем нарушений требований статьи 6 Основ законодательства о нотариате А.А. Овчинниковым не допущено, подлежат отклонению, поскольку «данное обстоятельство являлось только одним из оснований, послуживших поводом для обращения некоммерческой организации «Нижегородская нотариальная палата» в суд с ходатайством о лишении ответчика права заниматься нотариальной деятельностью; факты неоднократного совершения дисциплинарных проступков ответчиком не опровергнуты, оснований полагать их недостаточными для удовлетворения ходатайства о лишении права заниматься нотариальной деятельностью не имеется».

Следовательно, установление факта сдачи заявителем нежилого помещения в аренду не являлось определяющим при решении вопроса о лишении его права заниматься нотариальной деятельностью и, соответственно, отсутствуют основания для вывода о том, что лишение А.А. Овчинникова статуса нотариуса, с чем заявитель связывает нарушение своих конституционных прав, непосредственно было обусловлено применением к нему оспариваемых законоположений. При таких обстоятельствах положения абзаца второго статьи 6 и статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в его конкретном деле в указанном им аспекте, а потому его жалоба не может быть признана допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Овчинникова Андрея Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Инструкция о порядке проведения квалификационного экзамена для определения уровня профессиональной подготовки лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства юстиции
Республики Беларусь

31.12.2013 № 214

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения квалификационного экзамена для определения уровня профессиональной подготовки лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения Квалификационной комиссией по вопросам нотариальной деятельности (далее – Квалификационная комиссия) квалификационного экзамена для определения уровня профессиональной подготовки лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса (далее – квалификационный экзамен).

2. Лицо, претендующее на приобретение статуса нотариуса (далее – претендент), обращается в Квалификационную комиссию с заявлением о допуске к квалификационному экзамену (далее – заявление).

Претендент одновременно с заявлением представляет в Квалификационную комиссию:

документ, удостоверяющий его личность;

анкету, содержащую биографические сведения;

трудовую книжку;

документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования;

заключение руководителя профессиональной стажировки об итогах профессиональной стажировки, утвержденное областной (Минской городской) нотариальной палатой (далее – территориальная нотариальная палата);

решение территориальной нотариальной палаты о положительном завершении профессиональной стажировки;

документ об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства на осуществление нотариальной деятельности.

Оригиналы документа, удостоверяющего личность претендента, трудовой книжки и документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования, возвращаются претенденту, а к заявлению приобщаются их копии, заверенные секретарем Квалификационной комиссии, или нотариально засвидетельствованные копии, представляемые претендентом.

Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение одного месяца проверку достоверности документов и иных сведений, представленных претендентом.

3. По результатам рассмотрения документов и иных сведений, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, Квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену или об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

В решении Квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену излагаются причины отказа. О принятом Квалификационной комиссией решении об отказе в допуске к квалификационному экзамену сообщается претенденту и территориальной нотариальной палате.

О месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена секретарь Квалификационной комиссии сообщает претенденту и членам Квалификационной комиссии до его проведения.

4. В день сдачи квалификационного экзамена претендент предъявляет Квалификационной комиссии документ, удостоверяющий его личность, и трудовую книжку.

5. В случае если претендент не может явиться в назначенное время на квалификационный экзамен, он должен не позднее чем за 2 рабочих дня до сдачи квалификационного экзамена письменно сообщить об этом Квалификационной комиссии с указанием причины неявки и в случае необходимости представить подтверждающие документы.

6. Квалификационный экзамен проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки претендентов в форме ответов на устные вопросы.

7. Программа квалификационного экзамена утверждается Министром юстиции Республики Беларусь.

8. При проведении квалификационного экзамена претенденту запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой, средствами связи, вести переговоры с другими претендентами. Претендент, нарушивший эти требования, удаляется из зала заседания Квалификационной комиссии и считается не сдавшим квалификационный экзамен.

Посторонним лицам запрещается присутствовать на квалификационном экзамене.

9. Знания претендентов оцениваются Квалификационной комиссией исходя из полноты и правильности данных ответов на вопросы.

10. Голосование проводится в отсутствие экзаменуемого лица.

11. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, может быть допущен к его повторной сдаче не ранее чем через три месяца со дня принятия Квалификационной комиссией решения об отказе в допуске к осуществлению нотариальной деятельности.