Лицензия на пользование водными объектами

Необходима ли лицензия на водопользование предприятию, которое сбрасывает сточные воды в систему канализации?

Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ

Статья 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч. 1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 3 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
В соответствии с приложением 1 к Приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. № 232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» — Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится в том числе пользование водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.
Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.
В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.

Какой порядок выдачи разрешений на сброс сточных вод. И как выдается разрешение при отсутствии у предприятия проекта ПДС (проект находится на утверждении)?

Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.
Постановление Правительства РФ от 03.04.1997 № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.
Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.
При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешения) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?

Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:
— Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000;
— Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.;
— ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

В каких случаях требуется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов?
  • Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
    — локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
    — муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
    — территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
    — регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
    — федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
    В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
    — локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
    — регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
    — федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
    Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
    Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденными Приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.

В каких случаях разрабатываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные водные объекты?

В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится в числе прочих эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.

На каком расстоянии от места выпуска сточных вод в водный объект должны соблюдаться нормативы качества поверхностных вод?

В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

Каким органом выдаются разрешения на сброс сточных вод в водный объект и утверждаются нормативы ПДС?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По материалам «Официального сайта Росводресурсов» 2016 г.

Испытательный центр филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» — г. Омск предлагает для частных лиц, проектных организаций и предприятий г. Омска, Омской области и соседних регионов услуги по отбору проб и выполнению анализов следующих объектов исследований: вода из подземного источника (скважины, колодцы), сточная вода, анализ грунтовой воды при инженерно-геологических изысканиях. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории № RA.RU.511146 от 12.02.2015 г.

По вопросам заключения договоров и стоимости услуг обращаться в отдел лабораторного анализа загрязнений водных ресурсов в Омске

по телефонам:
+7(381-2) 23-78-64 Начальник отдела Соловьева Галина Васильевна.

Водопользование в Перми и Пермском крае это извлечение водных ресурсов из подземных ресурсов для любых целей: производственных, коммерческих или собственных нужд. Водопользование один из типов добычи природных ресурсов, которые, по закону, принадлежат государству. Лицензирование водопользования имеет свои особенности, о которых следует знать заранее перед тем, как приступать к данной процедуре.

Лицензирование водопользования

Субъектами водопользования могут выступать как юридические лица, так и физические. Лицензирование водопользования не имеет ограничений со стороны законодательства Российской Федерации. Оформление лицензии на водопользование зависит от следующих факторов:

  • типа скважины для его осуществления
  • условия водопользования
  • глубины извлечения водных ресурсов

По ст.11 Водного кодекса РФ разрешается оформление договора при добыче водных ресурсов из этих объектов:

  • забор из водных источников, расположенных на поверхности
  • использование поверхностных водных объектов
  • использование объектов для энергодобычи

Договор водопользования заключается согласно нормам Водного кодекса РФ и по гл.3 ВК РФ. Лицензирование водопользования регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1. Нужно точно знать, для каких именно целей понадобится водопользование. От этого напрямую будет зависеть необходимость оформления лицензии на водоснабжение и водоотведение. Только в строго оговоренных по законам РФ случаях он будет нужен:

  • при добыче воды для питьевого водоснабжения
  • технологическое обеспечение промышленных или сельскохозяйственных объектов
  • геологическое изучение подземных вод

ООО Георесурс Пермь проведет весь комплекс геологоразведочных работ и оформит лицензирование водопользования, чтобы потом провести бурение скважин на воду. Чтобы получить разрешительный документ на осуществление подобного вида деятельности, нужно учитывать, что порядок получения лицензии имеет свои особенности:

  • ООО Георесурс поможет обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов в виде территориальных органов с заявлением, оформленным по форме
  • в этой государственной структуре проверяется наличие у организации или ИП всего нужного оборудования и соответствия безопасности всех осуществляемых работ нормам, установленным законодательством РФ
  • документ оформляется на определенного субъекта водопользования и не может передаваться третьим лицам
  • лицензию водопользования разрешено выдавать на уже существующие объекты или только строящиеся
  • вместе с разрешительным документом нужно оформить договор водопользования

Полученная лицензия позволит организации или гражданину использовать объект по условиям, установленным договором водопользования, и в срок, определенный законодательством России. Срок действия лицензии водопользования начинается строго с даты его регистрацией и составляет от 3 до 25 лет. Он одинаков для юридических и физических лиц. Для договора водопользования он составляет меньший срок — 20 лет. Этот срок установлен ст. 14 Водного кодекса РФ. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

При грубых нарушениях условий эксплуатации артезианской скважины действующая лицензия на водопользование может быть прекращена.

  1. Кому нужна лицензия на воду
  2. Когда НЕ нужна лицензия на воду
  3. Внимание! Изменения в Приказах №710 и №64
  4. Исходные данные для лицензии на пользование недрами
  5. Срок действия лицензии на воду
  6. Ответственность за отсутствие лицензии

Лицензия на воду официально называется «Лицензия на право пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для технологического обеспечения водой объектов промышленности». Расшифруем это название по частям:

  • Лицензия (на воду): выдается уполномоченным госорганом на конкретный участок местности, на конкретный вид деятельности и имеет период действия. Т.е. лицензия на воду не предполагает разрешения на разведку ископаемых и наоборот.
  • Участок недр: все то, что расположено под верхним слоем почвы, включая воду, песок, нефть и любые ископаемые.
  • Технологическое обеспечения водой: речь идет об использовании артезианской скважины (не поверхностной) юрлицом в производственных нуждах.

Лицензия на недропользование — это разрешение от государства, как собственника всех земельных территорий Российской Федерации, на использование участка недр и содержащихся в нем подземных вод. Непосредственный орган, выдающий лицензии на недра — Департамент по недропользованию (терр. подразделение Федерального агентства по недропользованию).

Узнайте стоимость и порядок получения лицензии на воду.

Руководящий документ по лицензированию недропользования – закон «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992. В нем прописаны все требования и меры ответственности природопользователя.

Закон № 2395-1 «О недрах»

Изменения в получении лицензии на воду

  • С 2015 года не требуется проводить оценку запасов поземных вод для участков с добычей менее 100 м³/сутки. Также для этих участков больше не требуется согласовывать проект разработки месторождений (№459-ФЗ от 29.12.2014) и проводить оценку запасов подземных вод. Небольшие предприятия, базы отдыха и летние пионерлагеря смогут вздохнуть с облегчением.
  • Участки с малым водозабором менее 500 м³/сутки теперь относят к участкам недр местного значения. Они переданы в ведение субъектов РФ (для СПб это Комитет по природопользованию), в связи с чем..
  • ..Утвержден новый административный регламент на лицензирование недропользования с целью добычи подземных вод.

В начале 2015 года регламента работы не было, поэтому где-то в течение полугода по новому закону не было возможности получать или продлять лицензию: ни оформлять разрешения на воду, ни проводить экспертизы. Но с конца 2015 года лицензирование скважин на воду возобновилось, и юрлица получают свои разрешения.

Что по-прежнему обязательно делать пользователям скважин объемом менее 100 м³/сутки после 2015?

Мониторинг подземных вод должен обязательно проводится. В его состав входят:

  • Режимные наблюдения – когда на каждой скважине устанавливаются измерительные приборы (пьезотрубки, расходометры, краны для проб) и производится отбор проб
  • Регулярные исследования воды на химию, радиологию и бактерицидный состав в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода..”
  • Ведение журналов режимных наблюдений – рекомендации по их ведению содержатся в Методических рекомендациях по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах (МПР РФ, 2000 г.)
  • Собирать результаты режимных наблюдений в единый отчет и сдавать его в региональное Бассейновое управление.
  • Получать положительные заключения Санпиднадзора о допустимости использования подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и для проекта ЗСО.

Кому нужна лицензия на воду (недропользование)?

Всем юрлицам, ведущим коммерческую деятельность и имеющим на балансе артезианские скважины.

Артезианская скважина – водоносный горизонт, заключенный между водоупорными слоями в глубоких пластах недр. При вскрытии артезианской скважины создается значительный водонапор.

Изображение с сайта akvaburenie.ru

К артезианским скважинам есть определенные жесткие требования по удаленности объектов потенциальной опасности, наличию растений и построек вблизи скважины, наличию ограждения.

Когда Не нужна лицензия на воду

Лицензия не нужна, если вы физическое лицо или осуществляете водозабор из простой скважины или, например, из поверхностных источников. Под простой скважиной имеются в виду частные колодцы, скважины с малым дебитом, каптажы для небольших родников.

Главное требование – чтобы водозабор не осуществлялся для производственных нужд, а только для частных: приусадебные хозяйства, малые фермы, мелкие садоводства.

Местные подразделения Роскомнедра совместно с органами субъектов РФ могут устанавливать предельные величины забора воды, размеры участков недропользования и пр., создавая этим дополнительные возможности исключить лицензию на воду из затратной части предприятия.

Внимание! Изменения в Приказах №710 и №64

После внесения изменений в Федеральный закон «О недрах» 29 декабря 2014 года, участки недр, содержащие подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, были отнесены к участкам местного значения.

Функции и полномочия, связанные с лицензированием участков недр, разграничили. Участки местного значения были переданы региональным исполнительным органам власти, остальные остались в ведении Департаментов по недропользованию.

Данная ситуация повлекла за собой внесение изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения заявок на получение лицензий на право пользования недрами. Так был упразднен приказ МПР России от 29.11.2004 г. №710, вместо него порядок рассмотрения заявок на участки недр, не отнесенные к участкам местного значения, регламентируется приказом Минприроды России от 26.02.2018 г. №64. Порядок рассмотрения заявок на участки местного значения регламентируются, в свою очередь, региональными нормативно-правовыми актами.

Что нового в приказе №64 в отличии от приказа №710:

  • Применим только к участкам недр с добычей подземных вод более 500 м3/сут.;
  • Для данных участков недр, согласно ФЗ «О недрах», обязательно проведение геологоразведочных работ, поэтому лицензию на добычу можно получить только при условии наличия заключения государственной экспертизы запасов. При отсутствии данного заключения выдается либо лицензия на геологоразведочные работы, либо совмещенная лицензия на геологоразведку и добычу (в случае, когда лицензия оформляется на уже существующий водозабор). Однако, совмещенная лицензия не дает право на добычу подземных вод до момента окончания геологоразведочных работ;
  • Внесены изменения в перечень предоставляемых вместе с заявкой документов, а именно: не нужно предоставлять санитарно-эпидемиологическое заключение на качество подземных вод, так как подразумевается, что этот документ оформляется в ходе геологоразведочных работ, необходимо предоставлять копию заключения государственной экспертизы запасов (при наличии), так же расширен список предоставляемых данных о финансовых возможностях заявителя. Из списка документов исключены справка о задолженности из налоговых органов, информация о предыдущей деятельности недропользователя – теперь эти данные Агентство получает самостоятельно, в ходе межведомственного взаимодействия;
  • Регламентированы случаи, когда испрашиваемый участок недр расположен на территории двух и более федеральных округов;
  • Уточнены сроки предоставления услуги по выдаче лицензии.

Исходные данные для лицензии на пользование недрами

Сначала выдается разрешение на геоизучение недр сроком на 5 лет, в течение которых (можно раньше) заказчик должен выполнить мероприятия по мониторингу подземных вод. После этого этапа законом установлена возможность получить лицензию на скважину, на основании отчета об оценке запасов подземных вод.

Если водозабор скважины менее 100 кубометров в сутки, то лицензия на геологоразведку не нужна.

Перечень документов для лицензии на геологическое изучение недр (скважины от 100 м³/сутки)

  1. Копия устава, учредительных документов
  2. Для АО – выписка из реестра акционеров
  3. ЕГРЮЛ и документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ
  4. Копия свидетельство о постановке на налоговый учет с ИНН
  5. ФИО, должность руководителей полностью и представителей при получении лицензии. Для ИП также место жительства, паспортные данные, копия свидетельства о регистрации.
  6. Документы, подтверждающие платежеспособность заявителя для проведения геологических работ (копия бух. баланса за год, договоры займа, справка об отсутствии задолженности из налоговой, гарантии банка)
  7. Данные о технико-технологическом обеспечении заявителя и привлекаемых подрядчиков: копии лицензий на проведение работ, связанных с изысканиями недр; копии договоров с подрядчиками; данные о спецоборудовании и квалифицированных работниках
  8. Предложения заявителя по этапам геологических изысканий конкретного участка недр: объемы, виды и сроки работ по геологоразведке
  9. Копии документов на земельный участок, подтверждающих согласие собственника на проведение планируемых работ по изучению недр.
  10. Разрешения на проведение инженерных
  11. Установленные гео координаты участка недр
  12. Границы земельного участка/акватории, выделенного для работ, связанных с пользованием участка недр (п. 4 ст. 12 Закона РФ «О недрах»)
  13. Карта масштаба 1: 25 000- 100 000 с нанесением участка недр
  14. Гидрогеологическое заключение о том, что скважина по производительности удовлетворяет нуждам заявителя

Перечень документов для лицензии на право пользованию участком недр в целях добычи подземных вод

  1. Все требования из пп. 1-7 при подаче на геолого-изучение
  2. Если ранее выдавались лицензии – сведения о благонадежности заявителя в плане выполнения условий пользования недрами
  3. Целевое назначение скважины
  4. Технический проект водоснабжения объекта кап. строительства для обоснования объемов потребления
  5. Договор на сброс сточных вод, образовавшихся из скважины (п.8 ст. 23 Закона РФ «О недрах»)
  6. Паспорт или учетная карточка на скважину, в т.ч. табличные данные по сан-техническому состоянию артезианской скважины
  7. Справка о регистрации скважины в ФГУ ТФИ по Северо-Западу
  8. Характеристика по работе водозаборного сооружения за год
  9. Подтверждение наличия или возможности организовать зону санитарной охраны I пояса (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпид. благополучии..»
  10. Санэпид заключение Роспортебнадзора для ЗСО о соответствии СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны…»
  11. Документ, подтверждающий качество подземных вод и режим эксплуатации скважины (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
  12. Санэпид заключение Роспотребнадзора по качеству питьевой воды о соответствии СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода…» в т.ч.: протокол сан-экспертизы хозяйственной деятельности; анализы проб воды
  13. Сведения о наличии наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами.
  14. Предоставить подтверждение: наличия счетчика, наличия графика отбора проб воды, способа замера уровня воды в скважине.
  15. Данные мониторинга по современному состоянию подземных вод (уровень, дебит скважины, результаты по химии и бактериологии)

СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода…»

СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны…»

Для лицензия на подземные воды нужен гидрогеолог

У организации-исполнителя обязательно должны быть в штате или на подряде гидрогеолог с опытом и, желательно, допуск СРО. Гидрогеолог, в принципе, может быть и самостоятельным специалистом, главное, чтобы он имел профильное образование (гидрогеология, поиск-разведка запасов подземных вод и инж-экологические изыскания и т.п.) и доказанный опыт оценки запасов подземных вод.

Как правило, компании-подрядчики в сегменте экологического проектирования не содержат в штате гидрогеолога. Для большинства проектов требуются экологи. Поэтому перед обращением в ту или иную организацию стоит проверить их компетентность: например, попросить представить отчеты по реализованным проектам на недропользование.

Срок действия лицензии на воду — 25 лет

В зависимости от вида работ, на который выдаётся лицензия, устанавливаются определённые сроки её действия. Лицензия на добычу воду выдается на 25 лет:

  1. На геологическое изучение – срок 5 лет. При анализе участков морских вод и континентального шельфа — на 10 лет.
  2. На добычу полезных ископаемых — срок действия лицензии определяется технико-экономическими обоснованиями разработки оговоренного участка недр, с учётом рационального использования и охраны недр.
  3. Для добычи подземных вод (скважина) — срок действия лицензии до 25 лет (зависит от водоносных горизонтов, качества грунтов).
  4. При проведении работ по добыче ископаемых, на основании краткосрочного права на пользование лицензия выдаётся на срок до 1 года.
  5. При совмещении изучения, геологического анализа и последующей добычи полезных ископаемых- срок действия лицензии до 25 лет.
  6. Лицензия на строительство подземных сооружений и конструкций и их эксплуатации не имеет ограничений по времени.

Ответственность за отсутствие лицензии на недропользование

Штраф от 800 000 – 1000 000 рублей и обязательство получить лицензию, либо ликвидировать скважину (пункт 7.3, №380-ФЗ от 25.12.2009).

При грубых нарушениях условий эксплуатации артезианской скважины действующая лицензия на недропользование и недра может быть прекращена.

ФЗ №380 в ред от 25.12.2009

Требования КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ:

Пользование недрами без лицензии влечет штраф:

  • 300-500 тысяч рублей – для юрлиц
  • 20-40 тысяч рублей – для должностных лиц
  • 3-5 тысяч рублей – для физлиц

Пользование недрами с нарушениями условий лицензии на недра влечет штраф:

  • 800-1000 тысяч рублей – для юрлиц
  • 30-50 тысяч рублей – для должностных лиц
  • 3-5 тысяч рублей – для физлиц

Стоимость лицензии на недропользование