Логистические издержки

Классификация и анализ структуры логистических издержек

В соответствии с классическими нормами русского языка «издержки» и «затраты» являются синонимами. Для образования экономических терминов чаще всего используют существительное «издержки»: издержки обращения, издержки производства, транспортные издержки. Это касается и термина логистические издержки, когда большинство авторов в определении между терминами «логистические издержки» и «логистические затраты» ставят знак равенства. Наряду с этой распространенной трактовкой существует и другая, когда логистические издержки рассматриваются как потери — последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства. В данном учебнике будет использован первый — традиционный вариант.

Логистические издержки (logistical costs) — затраты па выполнение логистических операций — включают издержки обращения и часть издержек производства. Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные осуществлением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Издержки обращения (англ. distribution costs) — выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. Они включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки обращения обусловлены существованием товарно-денежных отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи), они не увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся издержки транспортные и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель — объем издержек обращения — представляет собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительный показатель — уровень издержек обращения — рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему оптовой реализации продукции.

Среди издержек обращения выделяют издержки обращения торговли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) — затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов на оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий.

Издержки производства, или производственные издержки (manufacturing costs), — это совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; они включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость.

В условиях обособления функций производства продукта и функций его обращения в самостоятельные сферы деятельности издержки производства и издержки обращения распределяются между производственными предприятиями, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими логистические операции над продуктом, его реализацию потребителям, — с другой. На практике предприятия сферы материального производства, помимо производственной деятельности, могут выполнять и некоторые функции обращения, а предприятия сферы обращения, кроме собственно реализации продукции, могут осуществлять некоторые функции, являющиеся продолжением производственной деятельности. В денежной форме издержки производства выступают как себестоимость продукции.

Транспортные издержки (transportation costs) — часть транспортно-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным. Эти издержки включают оплату тарифов транспорта и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. К транспортным относятся дополнительные издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения (storage costs) — разновидность издержек обращения и логистических издержек; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако таковыми их принято считать только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, административно-управленческие и другие расходы. Сокращения этих издержек можно достичь путем ускорения товарооборота, обеспечения сохранности материальных ценностей, внедрения современных складских технологий и др. Издержки хранения могут достигать 40% от затрат на формирование и хранение запасов.

Содержание понятия «логистические издержки» менялось на протяжении предшествующих 60 лет. Одновременно с эволюцией концепции логистики идет процесс разработки методических основ калькуляции логистических издержек. Проблема здесь, прежде всего, заключается в выявлении структуры себестоимости продукции и услуг.

Первоначально к таким издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.).

Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее храпение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию «полных издержек распределения». В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объяснив это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют па размер товарно-материальных запасов, которые необходимо поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной стороны, с материально-техническим обеспечением производства, а с другой — с распределением готовой продукции различных отраслей промышленности, показал, что вторые могут быть в 2-3 раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Другими словами, стал проводиться анализ общей величины затрат, получивший название «принцип одного зонтика».

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке «миссий», т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации «продукт — рынок». Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений по обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с подходом «миссий» одним из базовых принципов учета логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций, поэтому издержки по обслуживанию потребителей на рынке должны быть идентифицированы. Это дает возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такая система учета издержек, с одной стороны, позволяет определять общие затраты на логистику в соответствии с ее целями, а с другой — как сумму расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики.

Логистические издержки в масштабе отдельно взятой бизнес-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от стоимости чистой продукции; в общенациональном масштабе — в процентах от валового национального продукта.

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек, анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность. В коммерческой практике экономически развитых стран учет логистических издержек интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия: закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно может осуществляться в методических целях для разъяснения их существа, а в практических целях — для организации учета и анализа логистических издержек, а также для калькулирования себестоимости. В табл. 8.1 приведена классификация логистических издержек, необходимая собственно для целей логистического менеджмента.

Таблица 8.1. Классификация логистических издержек

Для разработки системы управления логистическими издержками целесообразно их классифицировать по различным признакам и определить их роль в указанной системе.

Существует большое число классификационных признаков и систем классификации логистических издержек, в том числе и таких, которые используются одновременно как в логистическом, так и в других видах функционального менеджмента. Далее остановимся на наиболее важных из этого числа.

По способу получения данных логистические издержки делятся на фактические, нормальные, плановые.

Фактические логистические издержки — затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.

Нормальные логистические издержки — средние затраты, приходящиеся па данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.

Плановые логистические издержки — затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.

По способу отнесения к логистическим процессам логистические издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель.

Косвенные логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Очень важными для практического использования являются группировки издержек по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических издержек. Состав и содержание элементов затрат может в методическом плане определяться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.

Группировка по калькуляционным статьям связана с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет свое значение во внутрипроизводственном управлении, в организации контроля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.

Существенное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам кроется в наличии статей, объединяющих элементы по своему экономическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видами обслуживания (прямые и косвенные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).

По характеру описания экономического оборота выделяют трансформационные и трансакционные издержки.

К трансформационным относят издержки экономического оборота, обусловленные натуральными характеристиками, прежде всего затратами непосредственно производственного процесса.

К трансакционным относят издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге — теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно с поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

В качестве классификационного признака трансакционных издержек часто используется время их возникновения: выделяют предконтрактные, контрактные и постконтрактные трансакционные издержки.

Предконтрактные трансакционные издержки — затраты, возникающие до того, как выбран контрагент, с которым будет совершаться сделка.

Контрактные трансакционные издержки — затраты, которые возникают во время оформления сделки.

Постконтрактные трансакционные издержки — затраты, возникающие, когда контракт вступит в действие.

Проблема учета трансакционных издержек становится особо актуальной, когда организационные трудности приобретают значение, сопоставимое с технологическими ограничениями. Материальной предпосылкой для этого, в частности, служит постепенное вытеснение человека из непосредственного участия в производственном процессе.

Издержки также делят на эксплицитные и имплицитные.

Эксплицитные издержки — это затраты, которые принимают или могут принять форму денежных платежей поставщикам ресурсов, т.е. они отражаются или могут быть отражены на бухгалтерских счетах предприятий, поскольку хозяйствующий субъект сам дает им оценку, произведя платеж в адрес поставщиков ресурсов.

Имплицитные издержки — это неявные затраты, которые субъект экономических отношений явно не оплачивает, и поэтому статистически учесть их очень сложно, а если возможно, то косвенным образом. Имплицитными издержками выступают затраты всевозможных ресурсов, принадлежащих предприятию. Оценить их возможно, например, методом сопоставления платежей за пользование аналогичными ресурсами, которые осуществляют прочие участники рыночных отношений.

В современной экономической практике существует деление издержек на эффективные и реальные.

Эффективные издержки — затраты, сопряженные с наиболее эффективной совокупностью сделок при осуществлении данного вида деятельности при данной системе общественных институтов.

Реальные издержки — затраты, сопряженные с фактически имеющей место совокупностью сделок.

Величина отклонения реальных издержек от эффективных показывает, насколько эффективно общество использует установленные экономические связи и институты. Отклонение реальных издержек от эффективных обусловлено, с одной стороны, асимметрией информации, циркулирующей между экономическими агентами, а с другой — возможностью получения отдельным экономическим агентом большего выигрыша в том случае, когда он откажется соблюдать установленные правила и нормы.

В научной литературе также выделяются альтернативные, невозвратные и дифференциальные издержки.

К альтернативным относят издержки неиспользованных возможностей. Они отражают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает выбор другого действия.

К невозвратным относят затраты, которые сделаны в прошлом.

Дифференциальные затраты — это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений.

Планирование и учет логистических затрат в соответствии с такими классификациями дают возможность оценить их абсолютную величин}’, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру.

Укрупненный анализ структуры логистических издержек осуществляется по следующим группам затрат: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы но оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.

Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.

Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.

Состав логистических затрат зависит от следующих факторов:

  • o специфики предприятия;
  • o масштаба деятельности предприятия;
  • o вида транспорта, используемого в основной деятельности;
  • o наличия транспортных средств в собственности или в аренде;
  • o вида, массы и размера перевозимого груза;
  • o тары перевозимого груза;
  • o маршрута и вида сообщения: международные, междугородние или городские перевозки;
  • o расстояния перевозки;
  • o организации складирования: наличия собственного склада, аренда места на складе и др.;
  • o способов погрузки и выгрузки, используемых в основной деятельности;
  • o налогов;
  • o таможенных правил и т.д.

Комплексный характер и сложность определения логистических издержек обусловлены влиянием большого числа факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия.

Структурно-аналитическую типологию факторов, влияющих на формирование логистических затрат, можно представить в следующем виде:

  • o позитивные и негативные;
  • o внутренние и внешние;
  • o управляемые и неуправляемые;
  • o поэлементные и комплексные;
  • o организационно-экономические и организационно-технические;
  • o интенсивные и экстенсивные;
  • o структурные и управленческие.

Влияние фактора на логистические издержки может быть как положительным, так и отрицательным. Если в результате воздействия того или иного фактора уровень логистических издержек повышается, то его влияние признается отрицательным. Если же издержки снижаются под воздействием какого-либо фактора, то его влияние признается положительным.

Рост значения фактора может влиять как на увеличение, так и на снижение величины логистических издержек. В табл. 8.2 представлены основные факторы, влияющие на величину логистических издержек. Факторы, с ростом которых величина издержек уменьшается, выделены курсивом.

Разнообразие и большое число факторов, влияющих на логистические издержки, свидетельствует о том, что при управлении ими необходимо введение целостной системы измерений и оценки ситуации по множеству параметров, а не только размеров затрат (табл. 8.2).

Таблица 8.2. Факторы, влияющие на формирование логистических издержек

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

количественные

качественные

Поступление, обработка и оформление заказа

Величина и другие уело вия заказа. Количество заказов. Доля затрат на один заказ

Масштаб применения современных информационных технологий

Планирование производства

Изменение объемов хозяйственной деятельности. Степень использования ресурсов.

Материалоемкость продукции

Требования к качеству продукции.

Концентрация, специализация, координация и интеграция. Инновационные технологии

Закупка и поставка продукции

Размер и частота заказа. Количество поставщиков. Производственная программа.

График запуска-выпуска продукции. Цены на сырье и материалы, эффект масштаба в закупках.

Ограниченность собственного и заемного капитала

Кредитно-денежная и налоговая политика. Расположение поставщиков.

Методы поставки и обслуживания.

Диапазон деловой активности и финансовое положение предприятия

Складирование и хранение продукции

Размер заказа. Складские площади. Уровень и состояние запасов.

Уровень оборудования складов.

Оборачиваемость оборотных средств

Использование современных концепций управления

Сбыт продукции

Территория внешних и внутренних рынков. Сезонные колебания потребности в продукции. Темпы инфляции

Конкурентоспособность предприятия па рынке. Концентрация потребителей.

Деятельность предприятий-конкурентов. Прогноз конъюнктуры рынка

Доставка продукции потребителю

Характер грузов (вес, габариты, восприимчивость к повреждениям). Тарифные ставки транспортировки, скидки. Маршрутизация перевозок

Требования к условиям транспортировки. Загруженность и сбалансированность поездок

Анализ структуры логистических затрат в развитых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15- 35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%). За последнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование. За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ВПП (для страны в целом) или к объему продаж готовой продукции предприятия.

Логистические издержки включают в себя:

  • издержки на выполнение элементарных и комплексных логистических операций;
  • потери от иммобилизации средств в запасах;
  • ущерб от недостаточного уровня логистического менеджмента и сервиса;
  • издержки на логистическое администрирование.

В основе классификации издержек лежит принцип классификации логистических операций в процессе закупки, производства и сбыта.

Потери от иммобилизации — это потери прибыли от замораживания материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в запасах.

Ущерб от недостаточного уровня менеджмента и сервиса — это ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства, дистрибъюции готовой продукции потребителям. Этот ущерб оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т. д.

На логистические издержки оказывают влияние:

  • цена товара;
  • торговый ассортимент и номенклатура;
  • габаритные размеры упаковки;
  • вес товара;
  • восприимчивость к повреждению.

Одним из наиболее частых параметров, влияющих на логистические издержки является плотность готовой продукции.

Плотность готовой продукции (компактность)- это отношение веса готовой продукции в торговой упаковке к объему упаковки.

Тарифы и услуги обратно-пропорциональны плотности готовой продукции, поэтому многие фирмы повышают плотность или компактность готовой продукции в период транспортировки и хранения. Этим объясняется тот факт, что мебельные фабрики доставляют мебель в магазины в разобранном виде.

Эти затраты можно классифицировать следующим образом:

• продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание
добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов
платить;
• затраты на поддержание логистического бизнеса, сами по себе не создающие
ценности, но являющиеся необходимыми (затраты на транспортировку, оформление
заказов,проверку работы сотрудников, ведение учета продукции);
• затраты на контроль — затраты на мероприятия, направленные на
предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей;
• убыточные затраты — затраты на работы, которые не могут дать результатов
(затраты на «бездействие», на простой оборудования). Перерасход ресурсов можно
сократить путем исключения долгих и сложных путей в процессе исполнения заказов
потребителей;
• затраты на транспорт, обслуживание, энергию, буферные запасы,
«прослеживаемость» запасов и планирование, минимизируемые путем реорганизации
материальных потоков в цепи поставок;
• прямые затраты — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на
конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);
• косвенные затраты — затраты, которые могут быть отнесены на носитель
(продукт, группу продуктов, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных
расчетов;
• прямые относительные затраты — затраты, которые в предметном и временном
отношении могут быть однозначно отнесены на строго определенный объект,
поскольку затраты и логистический объект связаны общим местом происхождения;
• переменные затраты — затраты, зависящие от объема производства (исполняемых
заказов). Переменными являются затраты на переналадку, размещение заказа,
хранение или складирование запасов во времени (текущие затраты);
• постоянные затраты — затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых
заказов внутренних и внешних потребителей;
• полные затраты — отнесенная на определенный объект (продукт, группу
продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма
затрат, как зависящих, так и не зависящих от объема исполняемых заказов;
• частичные затраты — относимые на определенный объект (продукт, группу
продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) части затрат,
выделенные по определенным признакам. Зависят от объема выполняемых заказов;
• фактические затраты — затраты, действительно приходящиеся на данный объект
в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов
потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие
цены на эти ресурсы;
• нормальные затраты — средние затраты, приходящиеся на определенный объект в
рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания.

Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их
средние цены;
• плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного логистического
объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме
заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему
потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;
• номинальные затраты — произведение фактического объема потребления ресурсов
и плановых цен на них;
• затраты упущенных возможностей (вмененные затраты), характеризующие
упущенную выгоду (потерю прибыли).

Ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным
образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего
получение прибыли;

• трансакционные затраты — затраты, связанные с оформлением закупок.

Логистические затраты

Принцип общих затрат заключается в учете всей совокупности затрат управления
материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками во
всей логистической системе.

Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится
сравнение внутренних и внешних затрат.
Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других
производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном
предприятии и у его конкурентов.

Для осуществления контроля над логистическими затратами даются следующие
стандартные рекомендации:
— концентрировать усилия на контроле затрат в местах их возникновения;
— обрабатывать данные по разным видам затрат по-разному; сокращать виды
деятельности (процедур, работ, операций) с целью сокращения затрат.

Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными.
Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно делать вовсе;

— оценивать деятельность предприятия в целом. Для этого нужно иметь
представление о результатах деятельности во всех функциональных областях
логистики.

Для осуществления контроля над логистическими затратами недостаточно
контролировать затраты, которые образуются в пределах одного предприятия.

Требуется выявление всех затрат и ясности механизма их образования. К методам
анализа логистических затрат относят:

• стратегический — сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на
обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов;
• стоимостной — нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и
направленный на снижение затрат и соответственно повышение потребительской
ценности продукции;
• функционально-стоимостной — направлен на снижение уровня затрат на
обслуживание потребителей, основан на тщательном изучении этапов процесса
выполнения заказов и выяснения возможности стандартизации для перехода к более
дешевым технологиям.

Рассмотрим процедуру анализа логистических затрат на обслуживание потребителей:

• определяются центры сосредоточения затрат (центры затрат), т.е.
функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где
снижение их уровняможет обеспечить повышение добавленной ценности для
потребителя;
• выявляются важные пункты затрат в пределах каждого центра их концентрации.
Пункты сосредоточения затрат — это отдельные участки в рамках одного центра
сосредоточения затрат, которые несут ответственность за все затраты,
приходящиеся на данный центр;
• бизнес предприятия рассматривается в целом как единый поток затрат;
• стоимость рассматривается как сумма, которую платит потребитель, а не как
сумма затрат, возникающая в пределах предприятия как юридического лица;
• затраты классифицируются в соответствии с их основными характеристиками и,
таким образом, осуществляется диагностика логистических затрат.

Уровень оптимальных затрат — отношение величины затрат оптимального варианта к
величине затрат исходного варианта закупки единиц продукции.

К способам снижения уровня логистических затрат относятся:

• проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более
низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;
• оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого
уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);
• интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;
• поиск более дешевых заменителей ресурсов;
• улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в
цепи поставок (координация деятельности предприятия и его партнеров в области
своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции,
управление запасами, хранение и доставку готовой продукции);
• компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения
затрат в другом;
• использование прогрессивных методов работы для повышения производительности
труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;
• улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление
факторами, влияющими на уровень общих затрат;
• исключение видов деятельности, которые не создают добавленной ценности,
путем анализа и пересмотра цепи поставок;
• обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении
инвестиций в бизнес и др.

Затраты на обработку заказов

Затраты на заказ — это затраты на закупку партии продукции, включающие затраты
на осуществление контроля за наличием продукции, подготовку и передачу заказа,
получение продукции, проверку количества и качества, раскладку по местам
хранения, проверку документов, подготовку рекламации, постановку на учет,
оплату труда персонала.

Затраты на оформление заказа состоят из управленческих и административных
затрат, связанных с подготовкой заказа на поставку или производственного заказа.

К затратам, связанным с выполнением заказа на поставку партии продукции,
относятся:

• расходы по размещению заказов, заключению договоров, оформлению заказов;
• командировочные расходы;
• почтово-телеграфные и телефонные расходы;
• определенная часть транспортных расходов (если они не включены в цену
продукции);
• управленческие расходы;
• расходы по приемке продукции, складированию;
• расходы на наладку оборудования для выпуска заказанной партии продукции.

Затраты на запасы продукции

Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа
и стоимости хранения запасов.

В стоимость хранения запасов продукции входят:

• вмененные затраты на инвестиции в запасы продукции;
• дополнительные затраты на страхование;
• дополнительные затраты на складское хранение;
• дополнительные затраты на обработку продукции;
• издержки вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.

Затраты на формирование и хранение запасов — затраты предприятия, связанные с
отвлечением оборотных средств и запасы продукции.

Затраты на хранение запасов представляют собой затраты, связанные с хранением
запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких
краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Учитываются альтернативная стоимость
капитала, связанного с запасами или вложенного в них, затраты на страхование,
заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на
капитал и др.

Затраты, связанные с хранением единицы запаса, включают:

• складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду,
канализацию);
• заработную плату складского персонала;
• налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;
• плату за производственные фонды;
• потери от иммобилизации средств в запасах;
• издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания,
естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;
• затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;
• оплату персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и
уборкой склада;
• затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);
• затраты на подготовку кадров;
• затраты на комплектацию продукции и ее упаковку.

Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в
наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от
сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции,
штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.

К затратам при дефиците запасов относятся:

• издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной
продукции) — дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа,
который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов продукции;
• издержки в связи с потерей сбыта — имеют место тогда, когда постоянный
заказчик обращается за данной покупкой на другое предприятие (такие затраты
измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой
сделки);
• издержки в связи с потерей заказчика — возникают в случаях, когда
отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной
торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие источники
снабжения.

Измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от
реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.

Способы минимизации суммарных затрат на хранение запаса заключаются:

— в снижении до минимально возможного уровня постоянных затрат на каждое
пополнение запаса (что позволит снизить средние уровни запасов с
соответствующим снижением альтернативных затрат капитала, вложенного в запасы);
— оптимизации (при определенных постоянных затратах на каждое пополнение)
среднего уровня хранения запасов, чтобы минимизировать суммарные затраты на
хранениезапасов за определенный период (суммарные затраты на пополнение плюс
альтернативные затраты капитала).

Затраты на снабжение

Затраты на закупки (снабжение) представляют собой стоимость самих запасов.

Издержки, связанные с перебоями в снабжении потребителей (потери от
дефицита), включают:

• стоимость отслеживания отложенных заказов на продукцию, которой не
оказалось в наличии на складе;
• затраты, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес
потребителей;
• утраченных клиентов (как следствие — снижение объема сбыта);
• штрафы потребителям за несвоевременную поставку продукции;
• оплату простоев складского персонала;
• оплату сверхурочных часов;
• потери, связанные с увеличением стоимости продукции при ее замене;
• увеличение себестоимости продукции (потери за счет условно-постоянных
расходов при невыполнении плана продаж);
• увеличение расходов на переналадку оборудования;
• расходы на уведомление заказчика.

Затраты замещения — величина экономически оправданной компенсации некоторого
уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без
уменьшения выпуска продукции. Например, потеря тонны нефти потребует от
предприятия соответствующего по калорийности количества дополнительного ресурса
— его стоимость и составит затраты замещения этой тонны нефти.

Затраты на наладку связаны с переналадкой технологического оборудования при
переходе производства с одного вида продукции на другой, с получением со склада
сырья, выводом с рабочих мест ранее произведенной продукции и др.

Ценовая политика в отношении условий поставок заключается в определении:

• величины прямых платежей поставщику. К ним относятся:
цена, уплачиваемая при покупке; авансовые выплаты; периодические выплаты при
лизинговых сделках, аренде, найме. При компенсационных сделках вместо платежей
выступает стоимость предоставляемых в обмен товаров или услуг;
• величины скидок;
• условий предоставления кредита поставщиком на все или на отдельные поставки
(кредит поставщика);
• условий платежа и доставки продукции, выставляемых поставщиком.

Затраты на транспортировку

Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи
или закупок до места нахождения покупателей.

Дополнительные транспортные затраты связаны с продолжением процесса
производства в сфере обращения. Они включают оплату транспортных тарифов и
различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного
транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и
др. Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю,
включают:

• расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции
по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);
• расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего
перевозчика;
• оплату тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на
магистральный транспорт;
• оплату тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;
• оплату стоимости транспортировки продукции международным транспортом;
• оплату страхования груза при доставке;
• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;
• расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;
• расходы по выгрузке груза в пункте назначения;
• расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного
назначения.

К основным направлениям снижения затрат на перевозки специалисты относят:

• снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом
стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объема ввоза
топлива в страну или вывоза из страны;
• снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени
выполнения рейса;
• снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а
также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных
сообщений;
• повышение производительности труда.

В затраты по завозу продукции входят:

• оплата тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на
торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной
ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на
массу груза;
• сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ,
а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);
• оплата транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;
• затраты на содержание собственного транспорта.

Затраты по отправке продукции охватывают:

• расходы по оборудованию транспортных средств;
• расходы по переадресовке грузов;
• сборы транспортных организаций;
• расходы по оплате счетов сторонних организаций;
• расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке
продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок — это выраженная в денежной форме величина
эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на
единицу продукции транспорта.

На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте она определяется
как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов,
приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота. На автомобильном
транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов
транспортной работы. За единицу транспортной работы принимаются:

1. по перевозкам на автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, —
1 тонно-километр,

2. по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, — 1
автомобиле-час и др.

Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат:

• на погрузку-разгрузку;
• на транспортирование;
• на ремонт и содержание автомобильных дорог;
• на организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;
• на складское хранение груза;
• на подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Тарифный индекс — индекс, характеризующий изменение уровня тарифов на
перевозки определенной совокупности грузов.

Определяется как отношение величины доходов транспортного предприятия от
перевозок текущего периода к величине доходов, которые могло бы получить
транспортное предприятие за эти же перевозки при условии сохранения тарифов на
уровне базисного периода.

Затраты на складскую деятельность

Затраты хранения — затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции.
Затраты хранения — дополнительные затраты, вызванные продолжением процесса
производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако
производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема
запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического
процесса. В эти затраты входят:

• затраты по содержанию складов;
• зарплата складского персонала;
• недостача продукции в пределах норм естественной убыли;
• административно-управленческие и другие расходы.

Складские затраты определяются по сумме затрат на организацию хранения
продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат охватывают:

• определение оптимального числа ступеней складирования;
• определение оптимального числа складов на каждой ступени;
• определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие
затраты;
• нахождение рационального распределения мест поставки.

Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых
по видам продукции за тонно-сутки хранения.

Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции — это синтетический
показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда
на складе и свидетельствующий об эффективности технологического процесса,
применяемого на складе.
Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов,
связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.

Производительность труда складских работников определяется размером
складского товарооборота, приходящегося на одного работника за определенный
период времени (год, месяц, смену).

Срок окупаемости склада — отношение суммы единовременных инвестиций к годовой
сумме прибыли.

Логистика-Савенкова Т.И.